Правосудие научная статья

УДК 349.444 К45

Кицай Юлиана Анатольевна

аспирантка кафедры гражданского права Юридического института Иркутского государственного университета

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Аннотация:

В статье освещается ряд актуальных вопросов жилищных правоотношений по управлению многоквартирными домами. Автор раскрывает понятия «жилищные правоотношения», «субъект жилищного правоотношения», «объект жилищного правоотношения», «семья», «жилищное помещение многоквартирного дома» и анализирует ряд проблем.

Ключевые слова: жилищное законодательство, управление многоквартирными домами, жилье.

В свете нового жилищного законодательства существенные изменения произошли в правовом регулировании жилищных отношений по управлению многоквартирными домами, которые, с одной стороны, обеспечили адекватное отражение социально-экономических изменений в жизни общества, с другой — создали основу для их дальнейшей динамики и совершенствования. Однако это не означает совершенства жилищного законодательства в области обеспечения действенных гарантий и законных интересов участников правоотношений в жилищной сфере. Поэтому требуется тщательное изучение и осмысление как основополагающего источника законодательства, регулирующего жилищные правоотношения — Жилищного кодекса РФ, так и всего жилищного законодательства Российской Федерации.

Представляет интерес с точки зрения и науки, и практики определение понятия и классификации жилищного правоотношения, характеристика участников и конкретизация объекта жилищных правоотношений по управлению многоквартирными домами. Также в Жилищном кодексе РФ не определено понятие семьи в жилищных отношениях и признаков жилищного помещения многоквартирного дома.

Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать недостаточную теоретическую разработку ряда вопросов, что и определяет тему данной статьи.

Большое теоретическое и практическое значение имеет выяснение вопроса о самом понятии «жилищное правоотношение», как предмете регулирования жилищного законодательства. Широко используя этот термин, законодатель при этом не дает его определения.

С учетом различных мнений в литературе мы полагаем, что понятие «жилищные отношения» необходимо рассматривать в более широком смысле, охватывающем все виды правоотношений, так или иначе связанных с жилым помещением. Исходя из этого, мы предлагаем закрепить в ЖК РФ следующее определение жилищного правоотношения: жилищное правоотношение — общественное отношение, урегулированное правовыми нормами, содержащимися в актах жилищного законодательства, субъекты которого наделены взаимными правами и обязанностями, охраняемыми государством, в отношении жилых помещений (жилых домов), включенных в установленном порядке в состав жилищного фонда и пригодных для постоянного проживания граждан.

Говоря об источниках регулирования жилищных правоотношений, нужно выделить позицию, высказанную в юридической литературе о верховенстве Гражданского кодекса РФ над Жилищным кодексом РФ . Мы полагаем, что Жилищный кодекс — основа целостности, системности жилищного законодательства, направленная на единство принципов правового регулирования жилищных правоотношений.

В связи с этим, согласно нашему мнению, можно говорить о главенствующей роли Жилищного кодекса и взаимосвязи гражданского и жилищного права друг с другом как общих норм, содержащихся в гражданском законодательстве, и более конкретизированных (специальных) — норм жилищного права и соглашается с мнением, что в противном случае — это нормативный массив не согласованных друг с другом нормативных правовых актов, которые сближает лишь то, что они в той или ной мере «говорят» об удовлетворении жилищных потребностей граждан . При-

менение положений иного законодательства должно быть обосновано либо прямым указанием самого Кодекса, либо отсылочной нормой жилищного законодательства, либо отсутствием необходимой жилищной нормы права, непосредственно регулирующей спорную ситуацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее необходимо уточнить такое понятие, как «субъект жилищного правоотношения». По нашему мнению, это субъект права, участвующий в общественном отношении, регулируемом нормами жилищного законодательства, и обладающий взаимными правами и обязанностями.

Особое место занимает современное понимание проблемы субъектного состава жилищных отношений. Законодательное определение понятия «семья» отсутствует, в связи с чем кодексами РФ неоднозначно решаются вопросы и о составе семьи (членах семьи). Проанализировав многообразие высказанных в юридической литературе мнений по данному вопросу, мы можем предложить следующее определение семьи, общее для всех отраслей права: семья -общность людей, основанная на браке, родстве, свойстве или длительных близких личностных взаимоотношениях группы лиц, совместно проживающих в одном жилом помещении и связанных общей (взаимной) заботой о ведении совместного хозяйства.

Целесообразно установить в жилищном законодательстве РФ единую правовую категорию «член семьи», причем особое внимание необходимо обратить на то, что законодатель признает не семью самостоятельным субъектом жилищных правоотношений, а всех ее членов, в том числе бывших членов семьи собственника. При этом отсутствие в Жилищном кодексе РФ понятия «бывший член семьи собственника» приводит к вынесению противоречивых судебных решений на практике и спорам в теории права относительно того, кого причислять к бывшим членам семьи собственника .

Мы считаем неверным распространенное в юридической литературе мнение, согласно которому дети и родители собственника жилого помещения могут быть бывшими членами его семьи. Связь родителей и детей кровная, а не социально-юридическая, как в случае заключения брака, что бывших детей и бывших родителей не может быть.

В целях единства судебной практики и исключения возможных ошибок в правоприменении необходимо защитить права и законные интересы указанных субъектов жилищных правоотношений путем точного законодательного определения, содержащего исчерпывающий перечень лиц, подпадающих под категорию бывших членов семьи собственника, и установления на основании судебного решения договорного порядка сохранения права проживания за бывшим членом семьи, определяющего условия пользования жилым помещением.

В связи с этим предлагается закрепить в ст. 31 Жилищного кодекса РФ дополнение, предусматривающее, что «к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся: а) бывший супруг в случае расторжения брака в установленном порядке; б) лица, лишенные родительских прав; в) лица, в отношении которых отменено усыновление; г) иные родственники в случае исполнения собственником жилого помещения алиментных обязательств в отношении указанных лиц и установления в судебном порядке факта отсутствия совместного проживания с собственником жилого помещения».

Сформулированы предложения по корректировке ст. 31 ЖК РФ, ставящей условия сохранения права пользования жилым помещением в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения путем замены в п. 4 словосочетания «на определенный срок на основании решения суда» на словосочетание «на основании договора коммерческого найма или ссуды, заключенного между собственником и бывшим членом его семьи, существенные условия которого определены судом» и изложения последнего предложения в следующей редакции: «При этом суд вправе с учетом продолжительности семейных отношений, алиментных обязательств, возраста и иных обстоятельств у бывшего супруга и других бывших членов его семьи обязать собственника жилого помещения обеспечить их иным жилым помещением, по их требованию, на срок не более пяти лет».

Кроме субъекта правоотношения, необходимо определить объект жилищных правоотношений. Как известно, объектом правоотношения является то, на что правоотношение направлено, по поводу чего оно складывается, что способно реагировать на воздействие правоотношения.

Жилое помещение как объекта жилищного правоотношения обладает особыми признаками, относительно которых в литературе нет единого подхода. Так, существует мнение о необоснованности отнесения квартир (комнат) к недвижимым вещам, о введении режима общей долевой собственности на многоэтажный жилой дом. Можно отметить, что рассмотрение жилого помещения в отрыве (в отдельности) от здания, в котором оно расположено, приводит к юридической фикции, направленной на выявление отсутствия непосредственной связи квартиры (комнаты) с землей. Логичней позиция о рассмотрении непосредственной и прочной связи с землей указанных объектов через такой признак жилого помещения, как пригодность для постоянного проживания, который невозможно рассматривать без правовой категории, как глав-

ная вещь (квартира, комната) и принадлежность (общее имущество многоквартирного дома), необходимые для функционирования жилого помещения.

В связи с этим важно устранить противоречия при описании системы объектов жилищных прав между ч. 1 ст. 685 ГК РФ, ч. 1 ст. 76 ЖК РФ, с одной стороны, и ч. 1. ст. 15 ЖК РФ — с другой, путем прямого указания, что объектом жилищных прав в случаях заключения договора поднайма выступает часть жилого помещения.

Дополнительно отметим, что, учитывая социальную направленность жилищных правоотношений, а также судебную практику разрешения споров с помещениями вспомогательного использования, целесообразно включать в общую площадь жилого помещения сумму площадей всех частей такого помещения, в том числе площадь балконов, лоджий, веранд, террас и иных объектов вспомогательного назначения, используемых для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом помещении.

Таким образом, под жилым помещением многоквартирного дома признается изолированный объект недвижимого имущества, учтенный органами государственного учета в составе жилищного фонда, пригодный для постоянного проживания граждан и отвечающий установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Основные признаки жилого помещения многоквартирного дома — это «пригодность» и «предназначенность» для постоянного проживания. «Предназначенность» носит субъективный характер, определяемый намерениями пользователя жилого помещения, и является лишь одним из необходимых условий «пригодности для постоянного проживания», определяемой объективными свойствами (соответствие санитарным и техническим правилам и нормам).

Поскольку многоквартирный дом не образует самостоятельный объект жилищных правоотношений, а по своей правовой природе является совокупностью объектов недвижимого имущества, то он выступает объектом управления общим имуществом дома — помещениями, не являющимися частями квартир и нежилых помещений в жилом доме и предназначенными для обслуживания более одного помещения в жилом доме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое место в терминологии, связанной с жилищными правоотношениями, занимает современное понимание вопроса пользования жилым помещением членами семьи собственника (нанимателя).

Законодатель не имеет последовательной позиции в вопросе прекращения прав пользования при переходе права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение для членов семьи нанимателя и при переходе права собственности на приватизированное жилое помещение у членов семьи прежнего собственника. В связи с этим предлагается указать в Гражданском кодексе РФ, что переход права собственности на приватизированное жилое помещение не является основанием для прекращения права пользования у членов семьи прежнего собственника, в том числе бывших членов его семьи, если на момент приватизации указанные лица имели равные права пользования этим жилым помещением с лицом, его приватизировавшим.

Мы не считаем, что право пользования жилым помещением возникает в силу законного и фактического проживания в нем членов семьи собственника. Только совместное проживание с собственником и создает саму предпосылку (возможность) для возникновения прав пользования для членов его семьи .

Кроме того, если для членов семьи нанимателя, не являющихся близкими родственниками (супругом, детьми и родителями), законодатель указывает на форму реализации их вселения в жилое помещение, то для такой же категории граждан, применительно к членам семьи собственника, она отсутствует, что является неверным.

Однако, учитывая необходимый баланс между правом собственности на жилое помещение и возможностью реализации конституционного права на жилище, сформулированы предложения по корректировке норм Жилищного кодекса РФ, устанавливающих необходимость заключения письменного договора (соглашения), подтверждающего возникновение права пользования принадлежащим собственнику жилым помещением у других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан.

Таким образом, только при указанных обстоятельствах данные субъекты жилищных правоотношений признаются членами семьи собственника.

Отдельного изучения заслуживает вопрос о выселении бывших членов семьи собственника, широко распространенный в судебной практике (допускается при сохранении права на жилое помещение определение порядка пользования указанным жилым помещением). Мы полагаем, что это является неправильным применением норм материального права о фак-

тическом наделении по решению суда бывших членов семьи собственника долевой собственностью на жилое помещение.

Кроме того, существующий законодательный пробел по заключению дееспособным членом семьи нанимателя жилого помещения отдельного договора социального найма в случае распада семьи нанимателя привел в теории права к полярным точкам зрения и, как следствие, к вынесению противоречивых судебных решений.

В связи с этим можно сделать вывод о необходимости с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя раздела жилого помещения дееспособным членом семьи нанимателя. Однако не путем изменения договора найма, как было ранее, а заключения отдельного договора найма на жилое помещение площадью не менее 6 кв. м, на одного человека, отвечающего требованиям ст. 15 Жилищного кодекса РФ и при условии допустимости проживания в одной комнате нескольких лиц в соответствии с требованиями, установленными жилищным законодательством.

В заключение отметим, что не только практики гражданского права, но и правоприменительные органы испытывают затруднения при применении Жилищного кодекса РФ. Все это также обусловливает необходимость дальнейших исследований жилищных правоотношений для выработки научных положений, а также рекомендаций по совершенствованию жилищного законодательства и практики его применения.

Ссылки:

1.Алексеева О.Г. Жилищное правоотношение социального найма: дис. … канд. юрид. наук. 12.00.03. Екатеринбург, 2006.

2.Лебедева О.В. Правовое регулирование кооперации в сфере жилищных отношений : дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

3.Опарина Л.О. Защита прав граждан и организаций при реформировании жилищных правоотношений: дис. … канд. юрид. наук. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Определение Конституционного Суда РФ от 05 ноября 1999 г. № 182-О.

5.Эрделевский А.М. О некоторых вопросах нового Жилищного кодекса // Закон. 2005. № 6.

6.Якупова А.И. Некоторые особенности жилищных правоотношений // Жилищное право. 2007. № 9.

7.Байтаева Я.З. Семья и ее члены как субъекты жилищных правоотношений: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.

8.Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2008 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.08 г. // Документ опубликован не был.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

УДК 34.096

В.В. Глоба

студентка факультета подготовки специалистов для судебной системы Ростовского филиала ФГБО УВПО Российского государственного университета правосудия

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ Аннотация

Исследуется система функционирования электронного правосудия, раскрываются основные преимущества электронного правосудия, рассматриваются новые электронные механизмы реализации демократических основ (принципов) российской системы правосудия.

Ключевые слова Электронное правосудие, принципы, электронные механизмы.

В настоящее время в России электронное правосудие становится одним из значимых элементов развития правосудия. В качестве одной из главных целей, сформулированных в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, говорится о развитии гражданского общества и устойчивой демократии, обеспечивающей права человека, гражданские и политические свободы.

Современное общество нуждается в создании эффективных механизмов электронной демократии, способных установить партнерские отношения и обоюдную ответственность между гражданами и властью.

В связи с этим актуальным посылом является обсуждение проекта Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года.

В законодательных новшествах, направленных на укрепление демократических институтов современного общества, содержатся меры и по совершенствованию системы правосудия в свете потребностей общества и государства.

Россия делает уверенные шаги в направлении развития и укрепления демократических основ правосудия. Система функционирования электронного государства, и в частности электронного правосудия, в России базируется на следующих принципах: открытости, обеспечения права на доступ к информации о деятельности судов, транспарентности. Механизмы реализации указанных принципов отражены в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (далее -Концепция до 2020 года). Принят ряд федеральных законов, например Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В процессе совершенствования системы правосудия учитывается и международный законодательный опыт по соблюдению демократических принципов, применению новых механизмов их реализации.

Для решения поставленных задач применяются современные информационные технологии, уровень развития которых позволил осуществить переход от традиционного процесса отправления правосудия к системе электронного правосудия.

Раскроем основные преимущества электронного правосудия:

-открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

-соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;

-соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

информации о деятельности судов;

-невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности

судов.

Изначально система электронного правосудия имела в своем арсенале лишь необходимый набор механизмов, позволяющих ей работать в тестовом режиме. За последнее время были разработаны и внедрены в эксплуатацию следующие сервисы:

-«Интернет-приемная», в которой ведется прием официальных обращений в адрес суда в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

-«Гостевая книга председателя», в которой ведется онлайн прием жалоб, отзывов, можно задать вопрос и предложить меры по эффективной работе суда;

-внедрен новый модуль — «видеоприемная» посредством использования программы IP-телефонии Скайп (Skype).

Возможности видеоконференцсвязи также наращиваются. Если раньше эта технология использовалась для обеспечения дистанционного присутствия в зале судебного заседания отдельных участников процесса, то на сегодняшний день применяется при опросе потерпевших по программе защиты свидетелей, а специально разработанное программное обеспечение позволяет изменить голос, скрыть лицо человека.

Акцентируя внимание на совершенствовании демократических институтов и процессов в контексте новых возможностей перехода на «электронную систему правосудия» и вызовах, которые возникают вследствие развития общества, следует по-новому взглянуть на механизмы реализации общепринятых принципов правосудия.

Под демократическими основами (принципами) правосудия следует понимать общие руководящие, закрепленные в законодательных актах положения, которые определяют наиболее значимые стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения составляют основу законодательства в сфере отправления правосудия, а также содержат предписания о деятельности соответствующих органов.

Совокупность принципов образует каркас, который является опорой для законодательных предписаний, регулирующих правосудие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципы правосудия в основе своей базируются на демократических столпах Конституции России, конституционных и федеральных законах.

Возможности системы «Электронного правосудия» практически в полной мере обеспечивают соблюдение гарантий демократической составляющей принципов правосудия. Например, если обратиться к части 4 статьи 7 УПК РФ, законодатель отмечает, что определение суда, постановление судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Через систему «Электронного правосудия» участники судопроизводства, общественность смогут дать оценку процессуальным решениям, действиям участников процесса и обжаловать их в случае нарушения закона.

Активно набирающий обороты процесс информатизации правосудия, который, по данным мониторинга, безусловно делает данную систему более эффективной, порождает и ряд сопутствующих проблем. В частности, угрозы информационной безопасности автоматизированных информационно -телекоммуникационных систем, используемых в судах; установление правового режима информационных ресурсов; возникает необходимость совершенствования механизма размещения информации о деятельности судов на официальных сайтах, в том числе и в формате «открытых данных». Так, возникают вопросы соблюдения паритета между предоставлением доступа к информации об участниках процесса, их процессуального статуса, действиях, иной информации и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, т.е., с одной стороны, речь идет об обезличивании персональных данных, а с другой — правоохранительные органы предоставляют информацию СМИ о лицах, попавших в сферу судопроизводства.

Таким образом, в данной статье рассмотрены новые электронные механизмы реализации демократических основ (принципов) российской системы правосудия в соответствии с потребностями современного общества. Дальнейшее развитие системы правосудия осуществляется через призму новых информационных технологий, обеспечивающих открытость, транспарентность и доступность для граждан.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1.Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060.

2.Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета, № 265, 26.12.2008.

3.Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы»» // Собрание законодательства РФ, 01.10.2012, № 40, ст. 5474.

4.Единый портал электронной демократии // URL: http://e-democratia.ru/ (дата обращения: 20.05.2015).

© Глоба В.В., 2015

УДК 342

А.А. Гмырин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юрист Архангельское областное отделение политической партии «Патриоты России»

Г. Архангельск, Российская Федерация E-mail: 472229@29.ru

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты использования понятийного аппарата в избирательном праве. Дается оценка некоторым терминам, делается вывод о необходимости детального исследования понятий, используемых законодателем и правовой доктриной.

Ключевые слова

Избирательное право, избирательная система, понятийный аппарат, юридическая корректность термина,

смешанная избирательная система.

Избирательное законодательство Российской Федерации является наиболее разработанным, учитывающим нюансы проведения избирательных кампаний, гарантирующим права граждан н участие в формировании представительных органов и выборных должностных лиц. Следует отметить, что оно развивалось достаточно активно, периодически обновляясь и совершенствуясь.

Последние масштабные изменения были предприняты в 2002 году, когда дополнения в прежнюю редакцию Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» породили фактически новый закон . В последующем в данный рамочный Закон вносились многократные изменения и дополнения. На апрель 2015 года было принято 74 Федеральных закона, дополняющих Закон о выборах 2002 года. Можно представить масштаб работы, которую ведут избирательные комиссии, депутаты, научное сообщество, чтобы постоянно выявлять недостатки Закона и своевременно вносить в него изменения.

Казалось бы полнота регулирования избирательных отношений обеспечена, качество используемых формулировок не вызывает критики, но все же пределу совершенствования нет. До сих пор продолжаются исследования, причем выявляются не только дефекты правоприменения, но и обнаруживаются недостатки самого закона . Не всегда предлагаемые законодательные новации находят поддержку в Государственной Думе. Например, так и не был принят Избирательный кодекс Российской Федерации, хотя проект его был внесен в палату Федерального Собрания.

ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

А.А. Нечай

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО И ПОЛИТИКА: ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ

В статье рассматриваются аспекты соотношения частноправовых и публично-правовых интересов в сфере формирования, управления, распределения и использования денежных фондов. Анализируются проблемы формирования финансовой политики государств, в частности, отсутствие ответственности за нестабильность и низкую эффективность финансового законодательства политических партий, представленных в парламентах стран. Предлагаются меры повышения эффективности и практического использования разработок ученых-юристов.

Ключевые слова: публичные денежные фонды, ответственность народных депутатов, финансовое законодательство, публично-правовые интересы.

A.A. Nechai

FINANCIAL LAW AND POLITICS: CURRENT CHALLENGES

Утверждение о том, что после развала СССР финансовое право развивается гигантскими темпами, стало аксиомой. Однако благодаря такому стремительному развитию появилось множество сложных вопросов, некоторые из них мы рассмотрим в этой статье.

Известно, что основное предназначение правовой нормы — регулирование тех или иных общественных отношений. При этом правовая норма может: 1) регулировать уже существующие отношения, требующие государственного регулирования по определенным причинам; 2) создавать условия для появления еще не существующих в обществе отношений, развитие которых считается полезным с определенной точки зрения. В силу указанных качеств нормы мы и говорим о регулирующей функции права вообще и финансового права в частности.

Когда речь идет о публичных отраслях права, к которым относится и финансовое, то регулирующая функция нормы права существенно усиливается. Ведь императивность публичных норм требует их безусловного выполнения сторонами, вступающими в определенные общественные отношения, иными словами — сторонами, осуществляющими определенные виды деятельности.

© Нечай Анна Анатольевна, 2013

Доктор юридических наук, профессор кафедры права (Международный научно-технический университет им. ак. Ю.Бугая, Украина, Киев); e-mail: anna_nechai@yahoo.com227

Особенность же норм финансового права состоит еще и в том, что, регулируя процессы формирования, распределения, управления и использования средств публичных фондов, эти нормы непосредственно влияют на определение размера частных денежных накоплений (фондов) как юридических, так и физических лиц. Так, например, реализация права собственности (владение, использование и распоряжение) на денежные средства в полной мере может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь после отделения от полученных доходов (начисленной к выплате заработной платы) суммы налогов (обязательных платежей), которые в силу закона принадлежат органу публичной власти (государству, местному самоуправлению) или публичному фонду.

Иными словами, во многих случаях до момента уплаты установленных налоговых сумм (обязательных платежей) ни юридические, ни физические лица не могут в полной мере реализовать свое право свободного распоряжения собственными денежными (а во многих случаях — и материальными) средствами, если такие средства, полученные от третьих лиц, подлежат налогообложению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, публичные фонды формируются в результате отделения от средств, находящихся во владении частных лиц, сумм, которые в силу закона объявляются собственностью публичного фонда и подлежат перечислению в этот фонд в размере, установленном законом. В силу этого появляются две тенденции поведения в обществе.

С одной стороны, собственники публичных фондов (государство, органы местного самоуправления, управляющие органы фондов социального страхования и т.д.) полагают, что имеют законное право контролировать все средства, имеюсь щиеся во владении частных лиц, с целью правильного определения той части, ? которая по закону принадлежит публичной власти и должна быть перечислена а. в соответствующий публичный фонд. При этом они стремятся расширить свои % права и распространить свой финансовый контроль не только на процесс непо-I средственного перераспределения полученного дохода и определения принадле-

1жащей им части средств. Постепенно контроль и императивное регулирование | распространяются на непосредственное осуществление самой деятельности, | которая генерирует доходы частных лиц.

|На примере Украины результатом такого искажения границ применения

2публично-правовых норм является существование налогового учета, который ° существенно отличается от финансового учета. Речь идет о более чем 30 рас-» хождениях, включая отличия в определении валовых затрат, валовых доходов

| и доходов, подлежащих налогообложению. Существенно отличаются также е налоговый и финансовый учет основных средств производства, операций опе-1 ративной и финансовой аренды (лизинга), бартерных (товарообменных) опе-° раций и др. В результате налоговая и финансовая отчетность составляется на ¿5 основе различных реестров аналитического учета, а методика их составления

1имеет существенные отличия. В связи с этим в последние годы ученые юристы-I финансисты стали говорить о распространении норм финансового права не

только на публично-денежные отношения, но и на частно-денежные отношения (формирование, распределение, использование частных денежных фондов юридических и физических лиц).

Однако такая позиция не только неправомерно расширяет предмет финансового права, но и полностью размывает важную границу между публичными

и частыми финансами. Последнее приводит к серьезному, на наш взгляд, нару-

шению права собственности: допускается, что государственное регулирование может существенно ограничивать реализацию права на использование и распоряжение собственностью ее законными владельцами. Однако мы считаем, что этого нельзя допускать.

С другой стороны, собственники частных фондов средств, ощущая стремление органов публичной власти ограничить их возможность реализации права собственности на денежные средства в части их формирования, использования и распоряжения, стремятся избежать выполнения правовых норм, которые воспринимаются как «несправедливые». Это приводит к формированию в обществе негативной тенденции оправдания уклонения от уплаты налогов с целью защиты частного интереса, который не учитывается государством. И этого тоже не должно быть.

Таким образом, нарушение границы предмета финансового права (его неоправданное расширение или необоснованное сужение) приводит к дискредитации правовой нормы как таковой и порождает общегосударственную негативную тенденцию — уклонение от исполнения законов большинством участников общественных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы государственного регулирования финансовых отношений являются настолько важными, что каждые очередные выборы в парламенты стран СНГ, включая Украину, сопровождаются обещаниями будущих парламентариев серьезно пересмотреть действующие нормы финансового законодательства. Причем размах и масштабы «грядущего пересмотра» всегда грандиозны.

Возьмем для примера последние выборы в парламент Украины в октябре 2012 г., в результате которых парламент страны формируют представители 5 пар- ш тий: партия Регионов (30% голосов), партия «Батьшвщина» (Юлия Тимошенко н — 25,54%), партия «Удар» (Виталий Кличко — 13,96%), Коммунистическая партия С

а

Украины (13,18%), а также общеукраинское объединение «Свобода» (10,44%). т

о

В предвыборных программах этих партий наиболее популярными обещания- к

о

ми были следующие:о’

1)бесплатная медицинская помощь всех видов (КПУ, «УДАР», «Батьшвщина») а и бесплатное образование всех уровней (КПУ, «УДАР»), что требует серьезного |

совершенствования механизмов их финансирования, а следовательно — совер-нн

о

шенствование бюджетного законодательства и поиск адекватных источниковЮ

бюджетных доходов;|

2)введение налога на роскошь (КПУ, «Свобода») и сокращение списка суще-к ствующих налогов до семи («Батьшвщина», «УДАР»); введение новых налоговыха льгот для вновь образованных предприятий и предприятий, зарегистрирован-д

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных на депрессивных территориях Украины и в селах («УДАР»); отмена налога и на дополнительную стоимость, введение единого социального налога с доходов № граждан с прогрессивной шкалой налогообложения и базовой ставкой 20%, а 69 также отмена «грабительского Налогового кодекса Украины» («Свобода»). Все • перечисленное означает существенные изменения налоговой системы Украины в к пока еще неизвестном направлении из-за весьма противоречивых предложений разных партий;

3)введение компенсаций работодателям единого социального обязательного взноса при предоставлении рабочих мест инвалидам, сиротам, одиноким матерям и людям старше 50 лет, повышение размера минимальных пенсий (партия Регионов); отмена «несправедливой пенсионной реформы», повысившей пен- 229

сионный возраст граждан («Свобода»), что означает необходимость пересмотра источников финансирования солидарного Пенсионного фонда страны (поиск источников финансирования дополнительных дотаций из государственного бюджета) или же внедрение альтернативных систем пенсионного обеспечения (например, обязательной накопительной системы социального страхования);

4)усиление финансового потенциала местных советов (партия Регионов, «Удар»), что требует дальнейшего совершенствования бюджетного процесса, системы бюджетного регулирования и межбюджетных трансфертов;

5)введение беспроцентных целевых государственных кредитов «на открытие собственного бизнеса» («Свобода»), что означает либо использование публичного фонда (госбюджета) в частных целях (в интересах узкого круга частных лиц), либо же государственное вмешательство в работу частных кредитных учреждений (коммерческих банков), что также нарушает баланс между сферой регулирования частного и публичного права.

Опыт предыдущих выборов показывает, что далеко не все политические обещания выполняются. Поэтому сейчас сложно предсказать, каким образом будет развиваться финансовое законодательство стран СНГ и Украины, в частности, в ближайшем будущем. Однако с точки зрения науки финансового права существенное значение имеет процедура изменения финансово-правовых норм, поскольку, на наш взгляд, разрыв между наукой и практикой в этой сфере существенно увеличился на протяжении последних 10 лет, порождая многочисленные негативные последствия.

Наука финансового права бурно развивается. Количество докторов и кана дидатов наук стремительно растет. Но используется ли имеющийся научный ? потенциал при разработке и принятии нового финансового законодательства? а.В соответствии с конституциями Украины, Российской Федерации и других

% стран СНГ народные депутаты имеют право законодательной инициативы. Это I означает их право создавать проекты законов, а также вносить в них свои по-

1правки и предложения во время слушаний в парламентах, формируя таким об-| разом окончательные тексты финансовых законов. И на многих этапах доработки § законопроектов к этому процессу могут не привлекаться профессиональные | юристы-финансисты, знающие основные, незыблемые теоретические принципы

2публичного права, нарушение которых приводит к плачевным результатам.

°Более того, мнение привлекаемых юридических экспертов является лишь

ж «вспомогательным» и часто полностью игнорируется народными депутатами.

|Ведь конституции всех стран СНГ устанавливают неограниченные законодатель-

1ные права депутатов, не устанавливая при этом никакой персонифицированной 1или коллективной ответственности за результаты действий принятых законов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

° кроме «политической» — риска не быть выбранными на следующих выборах. ¿5Попытки закрепить законодательно важные «теоретические» принципы

1финансового права также не дают желаемых результатов: хроническое нару-| шение депутатами действующих законодательных ограничений (например,

при введении новых видов налогов и обязательных платежей, сроков принятия ежегодных законов о бюджете и т.д.) также не влечет никакой персональной или коллективной ответственности народных избранников. Поэтому игнорирование важных принципов установленных научной теорией права (в т.ч. — необходимость соблюдения границ регулирования частного и публичного права) стало нормой 230 сегодняшнего законотворчества во многих странах СНГ.

В результате принимаемые финансовые законы имеют многочисленные коллизии, противоречия, неоднозначное толкование нормы, а также часто нарушают баланс частноправового и публично-правового регулирования в сфере частных и публичных финансов. Последнее порождает в обществе тенденции, о которых упоминалось выше.

Не лучше обстоит дело и на этапе применения принятых законов. Хроническая нестабильность финансового законодательства и его сложность, противоречивость (временами — очевидная «непрозрачность») приводят к тотальной правовой неграмотности в этой сфере как среди населения (предприниматели, малый и средний бизнес), так и среди сотрудников органов публичной власти всех уровней (государственные служащие, работники органов местного управления), включая судей.

В связи с этим некоторые станы СНГ уже пришли к необходимости создания специализированных судов, другие лишь обсуждают эту возможность. При условии эффективной работы нового института качество решения спорных вопросов, очевидно, должно повыситься. Однако качество самого законодательства, порождающего многие спорные вопросы, останется неизменным.

Что же может предложить сегодня наука финансового права для защиты аксиом и принципов своей теории, нарушение которых непременно приводит к негативным последствиям в практике применения действующего законодательства?

С одной стороны, весьма необходимым и правильным представляется закрепленное законом требование проведения внешней научной экспертизы предлагаемых изменений финансовых правовых норм, которая должна быть ш обязательной на всех этапах обсуждения законопроектов. С другой стороны, в н большинстве случаев для получения таких экспертных оценок органы публич- С

а

ной власти посылают запросы в различные университеты, ожидая проведения т

о

экспертизы научными сотрудниками «на добровольных началах», в свободное к

о

от основной работы время. Ведь подготовка экспертных оценок, как правило, о’ не учитывается при расчете нагрузки кандидатов и докторов наук, а также не а отражается в их должностных инструкциях.|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, такая практика не может быть эффективной. Поэтому для ка-н

о

чественного использования научного потенциала необходимо соблюдение сле-Ю

дующих условий:и

1)установление на уровне нормы закона обязанности народных депутатовк учитывать мнение внешних (по отношению к парламенту и органам публичнойа власти) независимых научных экспертов;|

2)работа ученых-юристов с практиками в сфере разработки законопроектов,| комментирования предложений, вносимых депутатами на всех стадиях обсужде-№ ния проектов законов, комментирование коллизий действующего законодатель-69 ства, осуществление экспертизы проектов законов должна стать обязательной• составляющей должностных инструкций научных работников (кандидатов ик докторов наук), а время, необходимое для подготовки экспертных оценок, должно учитываться при расчете их рабочих нагрузок по месту основной работы. При этом мнение внешних экспертов и их имена должны опубликовываться вместе

с обнародованием проектов законов;

3)наличие негативных отзывов внешних независимых экспертов должно обязательно учитываться и обсуждаться совместно с инициаторами законода-231

тельных изменений, а также их консультантами по соответствующим вопросам. Отсутствие таких публичных обсуждений должно стать официальной причиной для дальнейшего отказа депутату во внесении его предложений на обсуждение парламентских комиссий, комитетов и заседаний парламента.

Возможно, перечисленные выше предложения сегодня покажутся кому-то утопией. Однако мы считаем, что право как явление, отображающее многовековую мудрость народа, создающее законы-принципы поведения для многих поколений, право как базис дальнейшего желаемого развития наших стран может рассчитывать на серьезную защиту от профанации, игнорирования важных теоретических основ и положений, которые разрабатывались с целью улучшения качества регулирования сложных общественных отношений.

Можно вести множественные научные дискуссии по поводу различных теорий возникновения права, но нельзя допускать разрушения его целостности, логичности и согласованности на всех этапах существования общества и общественных отношений.

Н.А. Решетников

СУБЪЕКТЫ РЕКЛАМНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья посвящена исследованию и подробному изучению субъектного состава участников правоотношений в области изготовления и размещения рекламной информации — их организационно-правовой формы, формы собственности, избранной ими системы налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение, рекламные услуги, реклама, договор, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, спонсор, налоги, рекламные расходы, государство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.A. Reshetnikov

SUBJECTS OF LEGAL ADVERTISING: SOME TAXATION ISSUES

Рассмотрение вопросов налогообложения участников правоотношений в области изготовления и размещения рекламной информации возможно лишь при подробном изучении субъектного состава данных участников — их организационно-правовой формы, формы собственности, избранной ими системы налогообложения. Так, изготовление и распространение рекламной информации могут осуществлять специализированные организации, привлеченные по договору рекламных услуг. Сторонами данного договора как договора об оказании услуг выступают исполнитель и заказчик, тогда как круг субъектов, перечисленных в ст. 3 Федерального

Добавить комментарий