Правила самоменеджмента

Первое правило самоменеджмента – постановка четких целей, т.е. нужно заранее наиболее конкретно представить, к чему надо стремиться. Правильно поставленная цель дает ясное представление о результате. Но вместе с этим, нужно понимать, что с течением времени конечные цели могут и должны корректироваться в соответствии с изменяющейся внешней средой.

Второе правило самоменеджмента – планирование. Также как любая организация планирует свою деятельность, каждый человек должен планировать использование своего времени для достижения поставленных целей.

Третье правило самоменеджмента – принятие решений, т.е. нужно установить приоритетность, какое из дел надо сделать в первую очередь, а какое во вторую. Недаром говорят, что если погонишься за двумя зайцами, то не поймаешь ни одного, — поэтому, для повышения эффективности работы, надо концентрироваться на выполнении только одной задачи.

Четвертое правило самоменеджмента – реализация и организация, т.е. необходимо организовать распорядок своего рабочего дня и придерживаться его. Основной принцип организации рабочего дня: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот».

Пятое правило самоменеджмента – контроль. Получая какой-либо результат, его сравнивают с поставленной целью – если результат соответствует запланированному, то трудовой процесс идет в заданном направлении, если же нет, то надо либо корректировать течение трудового процесса, либо пересмотреть цели. Таким образом, контроль над результатами служит для оптимизации трудового процесса.

Самоменеджмент – это управление собственными ресурсами, т.е. умение их приобретать, сохранять, развивать и рационально использовать и быть успешным и самодостаточным человеком.

Имидж

— целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), признанный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо.

В настоящее время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательской и особенно политической деятельностью. В связи с постоянно возрастающим спросом на профессиональное имиджирование стало возможным появление новой профессии — имиджмейкер, то есть специалист по созданию имиджа личности и различных деловых и политических структур.

В переводе с английского слово «имидж» обозначает — образ или изображение.

Тогда, как на самом деле это преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре, именно впечатление, а не оценка, как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной познавательной стадии, как представление. Можно говорить о том, что имидж располагается в подсознательной сфере или в слоях обыденного сознания. Тогда в чем же его доступность для восприятия людьми и что позволяет ему задерживаться в их сознании?

Ценностные функции имиджа
Личностно-возвышающая Благодаря положительному имиджу создается облик личности, который подчеркивает ее духовное достоинство, визуально определяет ее лучшие душевные характеристики и в целом демонстрирует ее индивидуальную незаурядность.
Психотерапевтическая Личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствует ее устойчивое положительное настроение, оптимизм в достижении своих целей и уверенность в себе. Реализация ценностных функций имиджа ориентирована на создание в самой личности так называемой подъемной силы, за счет которой она с меньшими психофизическими затратами добивается жизненного успеха и общается с людьми.
Субъективное предназначение ценностных функций имиджа Создание такого выразительного личного облика, который бы располагал к себе людей, а значит, облегчал им общение с таким человеком, стимулировал быть с ним более открытым (доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих проблем, выражать ему симпатии).
Технологические функции имиджа
Социальная адаптация Благодаря правильно подобранному имиджу возможно быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей, достижения с ними самых продуктивных и доброжелательных контактов.
Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик Это значит подчеркнуть свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей доверие, симпатию и обращая их внимание на свои профессиональные достоинства.
Сглаживание или сокрытие негативных личностных данных То есть посредством одежды, прически, макияжа, великолепных манер поведения отвлечь взгляд людей от собственных недостатков.
Концентрация внимания людей на себя Другими словами, умение «светиться» людям всегда обращает их внимание к тому, кто излучает неординарность и доброжелательность, а значит, они будут заинтересованы в общении и работе именно с такой личностью

Зная, эти функции и методично упражняясь в их реализации как самостоятельно, так и с помощью имиджмейкера, бизнесмен выстраивает свой индивидуально-личностный и профессиональный имидж.

Тому кто не постиг науки добра, всякая

иная наука приносит лишь вред.

М. Монтень

Управлять — значит уметь выбирать.

Пинанти

Структура самоменеджмента. Методы планирования и организации работы. Управление развитием и теория веры.

Cтруктура и назначение самоменеджмента

Самоменеджмент является разделом менеджмента, направленным на разработку и использование методов эффективного использования личных способностей, здоровья, времени, веры, духовного самосовершенствования для достижение целей жизни. Структура самоменеджмента включает соответствующие методы и разделы (рис.79).

Рис.79. Структура самоменеджмента.

Управление развитием

Развитие личности является смыслом жизни и гарантией устойчивого положения в обществе. Развитие является целенаправленным процессом (рис.79).

Рис. 79 Схема управления развитием

Для практической реализации управления развитием целесообразно составления стратегического плана своей жизни. Известный теоретик менеджмента Р.Г. Мильор рекомендует каждому менеджеру планировать жизнь, что облегчит достижение жизненных целей и уменьшит затраты ресурсов.

Стратегический план жизни имеет следующую структуру:

1. Общие положения

1.1. Какие цели Вы ставите перед собой на ближайшие 1, 3, 5 лет;

1.2. Как бы Вы описали себя незнакомому человеку;

1.3. Назовите 3-х человек, которые оказали на Вас наибольшее влияние;

1.4. Опишите характер их влияния;

1.5. Перечислите 3 вещи, которые наиболее удовлетворили Вас в ближайшее время;

1.6. Назовите 3 Ваших нелюбимых занятия;

1.7. Определите Ваши любимые занятия, хобби;

1.8. Охарактеризуйте в одном абзаце цель Вашей жизни.

2. Анализ сильных и слабых сторон

2.1. Перечислите Ваши основные слабые стороны;

2.2. Перечислите ряд Ваших неудач в жизни;

2.3. Почему Вы в этих ситуациях были далеки от успеха;

2.4. Определите Ваши сильные стороны;

2.5. Назовите те условия, в которых Ваши сильные стороны дадут Вам преимущество;

3. Ваше будущее

3.1. Где Вы хотите оказаться через 1, 3, 5 лет

3.1.1. Духовное состояние;

3.1.2. Карьера;

3.1.3. Семья;

3.1.4. Здоровье (вес, облик, имидж);

3.1.5. Финансовое положение (доход, личный капитал);

4. Реализация планов

4.1. Как Вы собираетесь достичь поставленной цели;

4.2. Назовите мероприятия, которые Вы должны осуществить для того, чтобы оказаться там, где Вы планировали;

4.3. Назовите 4 вещи, которые Вам мешают;

4.4. Чья помощь Вам нужна для достижения цели;

4.5. Определите стратегические действия, нужные для достижения целей;

4.6. Составьте рабочий график, план для реализации Ваших стратегий.

Управление временем

К 60 годам человек проживает около 20000 суток. Если вычесть время взросления, учебы, развлечения, отдых, то капитал времени не велик, а за это рабочее время нужно многого добиться. Поэтому управление временем необходимо, тем более, что ни одна организация не может работать лучше, чем её лидер.

История показывает много примеров эффективного использования времени: Л.Н. Лермонтов написал 90 томов книг, Вольтер написал 210 тыс. писем друзьям, Б.Шоу — 250 тыс. писем, Ж. Сименон — 415 романов, П. Пикассо — 1885 картин, 7089 рисунков, 1128 скульптур, 18 тыс. гравюр.

Главными инструментами управления временем являются:

— планирование времени (рис.80)

эффект Е

Рис. 80 Зависимость эффекта использования времени от планирования.

— использование органайзеров

План на день

«__” ____________ 2002 г.

ЧТО СДЕЛАТЬ

ВЫЗВАТЬ

ПРИНЯТЬ

ГДЕ НЕОБХОДИМО БЫТЬ

ПОЗВОНИТЬ

— анализ потерь и использования времени;

— организация рабочего места;

— смена занятий.

Менеджеру часто приходится работать с большим напряжением. Многие руководители перегружены от того, что слишком велик объем работы, которую им необходимо сделать. Но не только перегруженность работой удерживает многих руководителей по 60 — а то и больше — часов в неделю у своих рабочих мест. Часто причина в неправильном распределении времени. В такой ситуации необходимо научиться управлять своим временем, что фактически является управлением собой.

Основной причиной перегруженности и неэффективного использования времени в большинстве случаев оказывается необходимость выполнять одновременно разные дела. Три другие причины зачастую усугубляют имеющуюся перегруженность:

· малая степень делегирования ответственности;

· неверно избранные приоритеты;

· слишком большая погруженность в повседневные хлопоты.

Для рационализации использования рабочего времени менеджера можно использовать следующие принципы:

· принцип Парето, согласно которому концентрация усилий менеджера на жизненно важных делах практически полностью определяет конечный результат;

· принцип бывшего президента США Эйзенхауэра: определение приоритетов на основе важности и срочности. Эйзенхауэр, подразделяя задачи по их важности и срочности, пришел к так называемым задачам А, В, С (рис.81.)

А — задачи: очень важные и срочные, исполнять которые следует немедленно;

В — задачи: важные, но несрочные; следует определить, в какие сроки выполнить;

С — задачи: менее важные, но срочные, решение которых следует делегировать подчиненным.

В — задачи

Определить сроки

А — задачи

немедленно

исполнять

С — задачи

делегировать

Срочность

Рис.81 Диаграмма Эйзенхауэра

Дела, которые не являются ни важными, ни срочными, не должны отвлекать внимание руководителя, такие дела следует сразу отправлять в корзину для бумаг.

Самая большая опасность для менеджера заключается в том, что он дает себя увлечь срочностью задач и тратит свое время на выполнение С — задач в то время, как В — задачи (а иногда даже А — задачи) остаются невыполненными. Отсюда основательный анализ стоящих перед менеджером задач является хорошей базой для определения действительных приоритетов.

В статье мы расскажем, что такое самоменеджмент, почему он необходим каждому человеку, весомые преимущества, рассмотрим его взаимосвязь с тайм-менеджментом и самомотивацией, основные цели, функции и принципы самоменеджмента, методы и техники, полезные инструменты.

Понятие и сущность самоменеджмента

Самоменеджмент – это комплекс мероприятий по управлению собственными ресурсами: временем, финансами, профессиональным развитием, личными отношениями.

Любой путь к успеху начинается с самоконтроля. В деловых кругах умение управлять собой считается одним из самых ценных качеств. Способность контролировать эмоции влияет на качество частной жизни.

Людей можно условно разделить на два типа: активные и созерцатели. Первые применяют самоменеджмент интуитивно – стремление достичь значимых результатов толкает их на правильный путь.

Созерцатели склонны к пассивности. Это могут быть хорошие и ответственные исполнители, не имеющие серьезных амбиций. Тем не менее, базовые навыки самоменеджмента им также необходимы.

Полное отсутствие навыка самоорганизации – очень неприятная черта. Неорганизованные люди постоянно опаздывают, не выполняют обещания, подводят товарищей, а при попытке оправдаться прибегают ко лжи. Общаться с такими людьми – удовольствие ниже среднего, а работать в одной команде – и вовсе катастрофа.

К сожалению, перевоспитать взрослого человека не под силу и армии психологов. Инициатором личностной коррекции может выступать только сам обладатель негативных черт характера. Работа над искоренением сложившихся привычек невероятно трудна, но результаты вдохновляющие. Один из эффективных инструментов личностной коррекции – самоменеджмент.

Ключевые функции, цели и задачи

Главная цель самоменеджмента – использование возможностей по максимуму. Инструменты самоменеджмента позволяют управлять собственной жизнью, преодолевать трудности и выстраивать внешние связи.

Ключевая категория самоменеджмента – время. Это невосполнимый ресурс, которым все люди обладают в равной степени. Только от нас самих зависит, как мы будем его использовать. Благодаря самоменеджменту можно научиться беречь и грамотно распределять драгоценные часы.

К функциям самоменеджмента относят:

  • постановку целей;
  • планирование;
  • принятие решений;
  • реализацию планов, организацию процесса;
  • контроль выполнения и промежуточных результатов;
  • анализ итогов.

Задачи самоменеджмента:

  • оптимизация рабочих процессов;
  • повышение отдачи от приложенных усилий;
  • устранение спешки, опозданий, тревоги, стресса;
  • получение морального удовлетворения от выполнения работы;
  • профессиональный рост;
  • высвобождение времени для семьи, отдыха, хобби;
  • достижение главных жизненных целей.

Самоменеджмент, тайм-менеджмент и самомотивация – в чем разница

По сравнению с самоменеджментом тайм-менеджмент – более узкое понятие. Главный и единственный объект управления тайм-менеджмента – время. Понятие «самоменеджмент» включает в себя контроль над всеми ресурсами человека, в том числе и над временем.

Самомотивация – это один из инструментов самоменеджмента. Умение вдохновляться на выполнение определенных действий становится мощным толчком для продвижения к конечной цели.

Правила и принципы самоменеджмента

Значительную часть времени у нас занимает работа. Основные правила самоменеджмента касаются именно этой сферы, однако при необходимости их можно легко адаптировать для частной жизни.

Правила самоменеджмента подразделяются на три группы: правила начала дня, основной части дня и окончания дня.

Правила начала дня:

  1. Начинайте день с позитивным настроением.
  2. Приступайте к работе в одно и то же время.
  3. Перепроверяйте план, составленный накануне.
  4. В первую очередь занимайтесь самыми важными делами.
  5. Приступайте к работе сразу, не «раскачивайтесь».

Правила основной части дня:

  1. Позаботьтесь о подготовке ресурсов для работы.
  2. Участвуйте в установке сроков выполнения задач.
  3. Проверяйте актуальность заданий.
  4. Отклоняйте решение незапланированных проблем.
  5. Избегайте импульсивных действий.
  6. Чередуйте периоды активности и релакса.
  7. Простые однообразные задачи решайте сериями.
  8. Незапланированные паузы используйте для подготовки к следующему этапу работы.
  9. Доводите дела до завершения.
  10. Выделяйте время для себя (не менее 1 часа в день).

Правила окончания дня:

  1. Завершайте начатое.
  2. Контролируйте результаты и оценивайте личную эффективность.
  3. Составьте план на завтрашний день.
  4. Собирайтесь домой с хорошим настроением.

Главный принцип самоменеджмента состоит в грамотном распределении ресурсов. Гармоничное развитие возможно, если человек живет полной жизнью: увлеченно работает и с удовольствием отдыхает. Перекос в любую сторону – отклонение от эталона. Пренебрежение трудом приводит к деградации личности, а отказ от удовольствий – к эмоциональному выгоранию и депрессии.

Преимущества самоменеджмента

Некоторые люди получают удовольствие от жизни, когда просто плывут по течению. В основном это счастливчики, рожденные в тепличных условиях. Им не приходится пробиваться в жизни, и навыки эффективной самоорганизации у них зачастую отсутствуют.

90% наших соотечественников вынуждены пробиваться самостоятельно. Пассивный подход к жизни редко приводит к каким-либо серьезным достижениям. Наибольшего успеха добиваются люди, которые берут свою жизнь под контроль и стараются использовать возможности по максимуму. И главный помощник амбициозной личности – самоменеджмент.

Преимущества использования самоменеджмента:

  • выполнение работы с меньшими трудозатратами;
  • снижение загруженности;
  • уменьшение количества ошибок;
  • повышение продуктивности;
  • рост квалификации;
  • использование кратчайших путей для достижения целей;
  • повышение самооценки;
  • улучшение качества социальных взаимодействий.

Методы и техники самоменеджмента

Для эффективного самоменеджмента нужен предельно объективный самоанализ. Мы должны определить свои сильные и слабые стороны, разобраться в целях и мечтах, оценить имеющиеся в наличии ресурсы. Только после этого можно выбрать подходящие методики и техники коррекции образа жизни.

Эффективный самоменеджмент предполагает работу в нескольких направлениях:

  1. Определение миссии. По-настоящему успешными становятся те, кто занимается любимым делом. Нелюбимая работа высасывает энергию, а не наполняет. Человек, который самоотверженно трудится не там, где ему хочется, никогда не достигнет вершины.
  2. Формирование привычек. Привычка – это автоматическая реакция на тот или иной раздражитель. Отсутствие самодисциплины – это плохая привычка, которую нужно искоренить и заменить полезной.
  3. Создание приятных ритуалов. Приятные ритуалы повышают настроение и помогают закреплять полезные привычки.
  4. Сосредоточенность на одной цели. Расфокусировка внимания отрицательно сказывается на результатах работы.
  5. Подготовка к работе. Перед тем как что-либо начать, нужно провести подготовительные мероприятия. Это существенно сокращает сроки выполнения работы и снижает уровень стресса.
  6. Умение говорить «нет». Многие люди боятся негативной оценки окружающих, поэтому боятся отказывать. В результате на наши плечи ложится куча чужих проблем. Чтобы помочь посторонним людям, мы тратим самое дорогое, что у нас есть – наше время. Прежде чем ответить «да», подумайте, насколько это целесообразно.
  7. Используйте все доступные инструменты саморазвития. Книги, тренинги, семинары, общение с успешными людьми – найдите, что вас лучше всего мотивирует и смело пользуйтесь.

Полезные инструменты самоменеджмента

У каждого человека может быть индивидуальный «набор» инструментов, который помогает ему в работе над личностной коррекцией.

К универсальным помощникам самоменеджмента относятся:

  • пособия по психологии;
  • мотивирующая литература;
  • жизнеописания успешных людей;
  • цифровые сервисы для составления планов;
  • приложения для тайм-менеджмента;
  • личные дневники для фиксации успехов и анализа неудач.

Умение руководить другими начинается с умения управлять собой. Амбициозные работники, стремящиеся к руководящим должностям, обязаны владеть техниками самоменеджмента. Навыки самоорганизации помогают добиться успехов в профессии и построить гармоничные отношения с окружающими.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Казанский институт (филиал)

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по психологии менеджмента

на тему:

Психологические аспекты самоменеджмента руководителя

Выполнила: Гаврилова Роза Аликовна

Студентка 2 курса, группы 143-С

Преподаватель: Аникеенок О.А.

Казань — 2013

Введение

1. Теоретическая часть

2. Психологический портрет руководителя

3. Менеджерские характеристики эффективного руководителя

Выводы и предложения

Список используемой литературы

Введение

Управление — совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.

Благодаря Анри Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука — «психология управления».

В психологии управления часто употребляется понятие «человеческий фактор». Человеческий фактор — это всё то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей.

Человек — важнейший ресурс производства. Эффективность использования всех остальных видов ресурсов определяется квалификацией и мотивацией человека-работника.

Важность человеческого фактора определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами. Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Недоучёт человеческих факторов обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.

Чаще всего, опираясь на внешние характеристики, люди выбирают так называемые «модные профессии». Наибольшее количество случайных людей находится среди руководителей.

Начальник-это самый модный род занятий, который появился задолго до Homo Sapiens.

Вожак, вождь, лидер, директор, председатель, руководитель подразделения, командир — вот далеко не полный перечень его имён.

Чем же отличаются эти люди от всех остальных? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не просто ему нравилось, что он ими руководит.

Руководитель — это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе.

Если же человек занимает должность руководителя, но по своим психодиагностическим показателям (свойствам характера и способностям) не соответствует этой роли, то это проблема не только его личных амбиций, но и работоспособности всего руководимого им коллектива.

Большинство людей всю жизнь решают проблему, которая состоит в примирении двух одинаково важных тенденций: полностью сочетаться как личность, проявить себя, добиться всего задуманного и при этом не пойти в острый конфликт с обществом, жить в согласии с окружающими, не ущемлять их интересов.

Личностные свойства менеджера — это непростой, неоднозначный тип характера: наряду с живостью, общительностью, элементами артистичности, умением быть убедительными и настойчивыми, не теряя при этом теплоты эмоционального настроя. Менеджер должен быть также осторожным, гибким, вовремя улавливающим настроение другого человека, умеющим не только наступать, но и с честью отступать, продолжив затем наступательные акции с других заново отработанных позиций.

На мой взгляд, эта тема очень актуальна потому, что многие руководители со «стажем» не уделяют достаточного внимания психологическим аспектам своей деятельности. Несмотря на то, что они достаточно долго находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которым их деятельность неэффективна, а причина этому недостаточные знания в области психологии управления персоналом.

1. Теоретическая часть

В наше время фактор управленческой компетентности руководителя, включая её психологическую сторону, становится главным гарантом его профессиональной состоятельности.

Любая организация, предприятие может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная. Соответственно двум этим организационным структурам присущи типы отношений людей: формальных и неформальных.

Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.

Руководство — это феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как производственных, так и негативных). Роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций. Руководство является средством координации, организации отношений членов коллектива.

Отношения второго типа — неформальные (психологические, эмоциональные). Во главе этих отношений в коллективе выдвигается лидер, как бы «один из нас». И не случайно, что лидерство способно переходить в руководство, руководитель становится лидером. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем очень много.

Выбор критериев, позволяющих оценить деятельность «эффективного руководителя» не прост. В самом общем виде все возможные критерии эффективности подразделяются на два класса: психологические и непсихологические.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

НЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Удовлетворённость членством в трудовом коллективе

Мотивация членов коллектива

Авторитет руководителя

Самооценка коллектива

Результативность коллектива

Рис. 1

К числу психологических критериев (перечисленных), относятся:

1. Удовлетворённость членов коллектива различными аспектами членства в нём (например, отношения с коллегами и руководителями, условия труда, заработной платы и т.д.).

2. Мотивация членов коллектива (речь идёт об их желании трудиться и стремлении сохранить членство в коллективе).

3. Авторитет руководителя в коллективе.

4. Самооценка коллектива (она касается целого ряда важных его характеристик и представляет собой общий итог успешности его функционирования).

На мой взгляд, руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по перечисленным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.

2. Психологический портрет руководителя

Личность руководителя

Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М. Шоу (1971 г.). Следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно «разложить» на три класса составляющих:

· Биографические характеристики.

· Способности.

· Черты личности.

История развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди — А. Морите, А. Хаммер. Поэтому возраст руководителя не имеет значения.

Другая характеристика личности руководителя — пол. Не вызывает удивления послужной список женщины-современницы: директор, начальник, дипломат и т.д.

Трудно отыскать область жизни современного общества, где бы женщина не играла важной, иногда ключевой, роли. К моделям женского поведения проявляется в последнее время всё больший интерес. С точки зрения психологов, у женщин наблюдается больший интерес к отношениям между людьми, что рассматриваться как плюс с точки зрения эффективности руководства. Пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина.

В отличие от возраста и пола социально-экономический статус и образование для занятия менеджерской деятельностью чрезвычайно важны. Обстоятельство, что образовательный уровень играет важную роль в карьере руководителя, подчеркивают многие авторы (Л. Якокка, Р. Макнамара, А. Морита). В настоящее время в нашей стране многие руководители имеют дипломы по 2 специальностям (инженерные, экономические и социальные науки), подчёркивается знание иностранного языка.

Относительно стартовой площадки, то известны примеры покорения высочайшей вершины менеджмента руководителями по династии «отцы-дети», так и с очень низкой точки отсчета. И в этом смысле путь наверх в менеджменте не заказан никому.

Способности

Способности делятся на общие — интеллект и специфические (знания, умения и т.п.). Интеллект от латинского intellectus -понимание, познание, в широком смысле — совокупность всех познавательных функций человека и восприятия до мышления и воображения.

Схематически возможная цепочка связи «интеллект руководителя — эффективность руководства», включая промежуточные переменные, отображена на рис. 2. Вот один из реальных вариантов интерпретации содержания этого рисунка: недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных (группы) и напряженные отношения с вышестоящим начальником имеют своим следствием снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

Интеллект руководителя

+

мотивация

+

опыт

+

Отношения с вышестоящим начальством

+

Отношения с группой

+

Эффективность руководства

Факторы, снижающие влияние интеллекта на эффективность

Рис. 2

По терминологии известного психолога Б.М.Теплова, существует не менее нужный руководителю практический интеллект. Сегодня эти мысли чрезвычайно актуальны. Они помогают лучше уяснить, почему выдающиеся по показателям академической успеваемости выпускники японских университетов зачастую далеки от успехов в менеджерской карьере. Все дело заключается в том, что в функции менеджера работа приближена к практической, а в учебной деятельности студента — преимущественно теоретического правления. Отсюда и разница в требованиях, предъявляемых разным составляющим интеллекта: уму практическому и уму теоретическому.

Для руководителя просто необходимы специфические способности личности, которые важны для успешного выполнения управленческой деятельности, это специальные умения, знания, компетентность, информированность.

Черты личности

В справочнике Р. Стогдила (1974 г.) отобраны наиболее часто упоминаемые личностные черты, обуславливающие эффективность руководства.

К их числу относятся:

· Доминантность;

· Уверенность в себе;

· Эмоциональная уравновешенность;

· Стрессоустоичивость;

· Креативность;

· Стремление к достижению;

· Предприимчивость;

· Ответственность;

· Надежность в выполнении задания;

· Независимость;

· Общительность;

Доминантность, что в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Речь идёт о доминантности как о стремлении руководителя влиять на подчиненных. Для руководителя крайне необходимо обладать этой чертой (чертой лидера). Для её реализации недостаточно одной только опоры на властные, должностные полномочия, записанные за соответствующей менеджерской ролью.

Следующей в наборе личностных черт руководителя называется уверенность в себе. Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это, прежде всего то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая прикроет. Словом, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания.

Руководителю просто необходимо иметь контакты с другими руководителями равного или более высокого ранга, ведение переговоров с ними, в том числе в контексте деловой, предпринимательской инициативы.

Родственные личностные черты руководителя — его эмоциональная уравновешенность и стессоустоичивость.

Руководитель должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них независимо от настроения и личного расположения у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Но руководитель живой человек и как все люди он может предаваться унынию, раздражаться, негодовать. И поэтому крайне необходимо чередовать время труда и отдыха, иметь разносторонние интересы, отводить достаточно времени для занятий физическими упражнениями, общению с друзьями и близкими людьми, увлечения всевозможными культурными хобби. управленческий профессиональный психологический эмоциональный

На мой взгляд очень важна черта личности эффективного руководителя — креативность, в буквальном переводе с английского — «творческость», способность к творческому решению задач. В этом плане вновь сталкиваемся с проблемой интеллекта руководителя, о практическом интеллекте, решении практических задач, наиболее типичных для деятельности руководителя. Особенно необходима эта черта для инновационной деятельности. Ведь именно в этой деятельности руководитель выступает как творец, архитектор. В этом плане руководитель должен видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, в частности, подчиненных и поддерживать их начинания.

Следующие две личностные характеристики эффективного руководителя — стремление к достижению и предприимчивость, на мой взгляд близки друг от друга.

Обе черты необходимы руководителю в условиях рынка. В тесной связи с ними друг от друга.

Обе черты необходимы руководителю в условиях рынка. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. В западных изданиях риск рассматривается как культурная ценность. В стремлении к достижению отражена человеческая потребность в достижении цели. В таких ситуациях люди оказывают предпочтение брать на себя ответственность в решении проблемы. В этом случае люди не подвергают себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем. Последнее удаётся далеко не всегда, о чем говорят сами руководители. «Известная степень риска совершенно необходима, — считает Л. Якокка.- Иногда следует пойти на риск, а потом по ходу дела исправлять допущенные ошибки.

Люди, имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием. Как следствие, они великолепно чувствуют себя в деловой жизни: ведь она постоянно создаёт ситуации с чёткой информацией о достижении успеха.

Для руководителей, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность. Гораздо чаще они важны как показатель успеха.

Ещё две довольно родственные личностные характеристики — ответственность и надёжность в выполнении задания.

Дефицит этих деловых качеств постоянно ощущается в деловой жизни. Мы пожинаем плоды многолетней удручающей безответственности наших руководителей разных рангов и в экономике, и в экологии, и в морали. Между тем когда-то в России ответственность т надёжность были визитными карточками предпринимателей.

К показателям эффективности работы руководителя относится ещё один аспект реализации ответственности и надёжности — это качество продукции, выпускаемой под его руководством.

Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни социальной организации, в том числе при принятии ответственных решений, является независимость.

Как бы хороши не были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. Чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем больше проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нем содержится рациональное зерно. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, своё профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это свойство в подчиненных. Но волюнтаризм, самодурство лежит совершенно по другую сторону практики современного эффективного менеджмента.

И последняя рассматриваемая мною черта личности эффективного руководителя — общительность.

Некоторым руководителям приходится очень много общаться со своими коллегами и подчиненными (до ѕ рабочего времени). По мнению авторитетного Л. Якокки главная причина по которой способным менеджером не удаётся карьера, кроется в том, что они плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными. «Я знаю человека, — говорит Л. Якокка, — всю жизнь проработавшего в автомобильном бизнесе. Он высокообразован, отличается высокой организованностью. Он блестящий стратег, один из самых крупных специалистов своей компании. И, тем не менее, его никогда не назначали на высшие посты, и только потому, что он не умел обращаться с людьми».

Фраза «у него не ладятся отношения с людьми» — не для руководителя.

Итак, я проанализировала ряд важных личностных черт, способствующих эффективности руководства. Разумеется, с готовым набором этих черт, человек не рождается. Все они представляют собой уникальный сплав как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий его жизни.

Безусловно, формирование этих черт в немалой степени могут способствовать и специальный психологический тренинг, и самоконтроль личности. Но главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться, отчётливое понимание необходимости ежедневно, ежечасно «строить» свою личность.

3. Менеджерские характеристики эффективного руководителя

Искусство менеджмента в Японии и Финляндии достигло высочайшего уровня. Эта информация отражена в монографии Г. Коно. из этой информации хочется выделить некоторые менеджерские характеристики руководителя.

Широта взглядов, глобальный подход — характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящего за рамки задач данной конкретной фирмы. Руководители высшего звена должны видеть связь между должны видеть, связь между организацией и обществом и думать о том, что можно сделать для общества. Эта особенность менеджера предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности. Кроме того, глобальный подход предполагает выработку транснациональной стратегии функционирования организации на мировом рынке.

Долгосрочное предвидение противостоит склонности некоторых руководителей «зарываться в текущих проблемах» и упускать из вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса, и т.д.

Решительность руководителя. При всём обилии информации, руководителю нужно свести всю эту информацию воедино, составить расписание работ и действовать.

Вряд ли следует как-то обосновывать и обсуждать необходимость упорной работы и непрерывность учебы менеджера.

Как результат самосовершенствования руководителя — умение чётко формулировать цели.

У руководителя должна быть готовность выслушать мнение других, а особенно — подчинённых. В этом качестве означает удовлетворение важной социальной потребности последнего — потребности в уважении.

Д. Карнеги советует: «будьте хорошими слушателями. Поощряйте других говорить о самих себе». Мнение других людей может послужить полезным источником получения информации, необходимой при понятии управленческих решении.

Беспристрастность, бескорыстие, лояльность.

Пристрастность руководителя многим из нас хорошо знакома. При смене руководителя зачастую меняется и состав коллектива вплоть до увольнения добросовестных, инициативных работников. А на ключевые посты приходят «свои люди» даже с более низкими качествами. Между тем, в беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации, её социальной выживаемости.

Как качество, лояльность воспитывается в передовых компаниях Японии, других странах и приносит свои положительные результаты. Это дух единения.

Говоря относительно способностей руководителя полностью использовать возможности сотрудников и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нем, уместно привести следующее высказывание А. Мориты: «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое».

Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит, работать в коллективе как преподаватель, создавать положительную среду для учёбы, помогать другим в развитии их карьеры.

Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Сложные проблемы во всё большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение и реализацию. Поэтому руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Выводы и предложения

На основании всего вышеизложенного и работе, предшествующей непосредственному выполнению курсовой работы (с литературой, материалами периодической печати, наблюдениями в торговом предприятии, социально-психологического наследования) считаю необходимым сделать следующие выводы:

· Всё больше и больше людей начинают понимать, что отношения между людьми (в частности между руководителем и подчиненным) являются не частью управленческой деятельности, а это, собственно, и есть управление как таковое, так как ни одно предприятие не может «работать» без человека;

· Управление — это не совокупность видов деятельности, один из которых отношения между людьми. Управление и есть умение общаться с людьми;

· Не следует приходить к выводу, что руководитель стал непревзойденным: работа над собой должна быть не эпизодической, а постоянной. И только это принесёт успех;

· Огромное (ничем не заменимое) значение имеет личность руководителя, его черты, качества. А они подчас тоже нуждаются в корректировке, совершенствовании;

· В работе руководителя нет мелочей, об этом следует помнить постоянно тем, кто уже стал руководителем или готовит себя к этой работе;

· Приложение, включающее в себя ряд практических материалов, направлено на то, чтобы помочь руководителю (особенно начинающему) в самооценке, в совершенствовании, в достижении успехов.

Список используемой литературы

1. Розанова В.А. «Психология управления» Москва, 2000 года ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез».

2. Лавриенко В.Н. «Психология и этика делового общения» Москва, 2006 года издательство «Юнити»

3. Кричевский Р.Л. «Если вы — руководитель» Москва, 2003 год издательство «Дело».

4. Вернер Зигерт, Лючия Ланг. «Руководитель без конфликтов» Москва, 2001 год издательство «Экономика».

5. Дейл Корнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Челябинск, 2004 год.

6. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент» Эскон, 1995 год.

7. Вудкок М, Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер» Москва, 2006 год издательство «Дело»

8. Щекин Г.В. «Основы кадрового менеджмента». «Психология управления персоналом» Киев, 2004 год.

9. Грейсон Дж. Младший, О Делл К. «Американский менеджмент на пороге XXI века» перевод с английского Москва, Экономика 2001 год.

10. Шекшня С.В. «Управление персоналом современной организации». Москва, Бизнес — школа, «Интел-Синтез», 2001 год

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий