Повышение зарплаты в казначействе в 2019

Минфин готовит новые масштабные сокращения численности госаппарата — эта тема во вторник обсуждалась на коллегии Федерального казначейства. Речь идет о снижении численности центральных аппаратов ведомств на 10% в 2020 году и сокращении на 5% их территориальных органов. В 2021 году территориальные подразделения федеральных властей сократят еще на 10% штатной численности. При этом Минфин не планирует снижать фонд оплаты труда госорганов — освободившиеся средства направят на повышение зарплат, чтобы сделать оплату труда госслужащих конкурентоспособной.

Правительство готовит масштабное сокращение госслужащих, заявила на коллегии Федерального казначейства первый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко. Ресурсы для сокращения госаппарата Минфин рассчитывает, в частности, получить от централизации и автоматизации многих технических функций ведомств, при этом больший потенциал власти видят в территориальных подразделениях госорганов, но на его раскрытие уйдет больше времени. «Вопрос поставлен и будет решен в следующем порядке: 10% — центральный аппарат со следующего года и 5% — территориальные органы со следующего года, и через год еще 10%. То есть итого за два года территориальные органы — 15%»,— отметила госпожа Нестеренко.

Первый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко

Первый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Отметим, что, несмотря на крупное сокращение численности государственных гражданских служащих, Минфин не рассчитывает на бюджетную экономию в результате этого процесса: сохранение фондов оплаты труда (ФОТ) госорганов на нынешнем уровне позволит повысить зарплаты чиновников до конкурентных по экономике. «Мы примерно оценили этот конкурентный уровень в системе государственной службы, обсудили это на комиссии по государственному управлению при президенте и в правительстве, и, в принципе, решения такие приняты. Но без оптимизации эти решения никак не могут быть реализованы, на это требуется много денег»,— пояснила заместитель главы Минфина. Целью, по ее словам, является доведение постоянной части оплаты чиновников до 60% ФОТ (сейчас на нее приходится 40%, 60% составляют премии и переменные выплаты).

Параллельно на коллегии обсуждался и ход «репутационного», по оценке замглавы Минфина, проекта по переводу на бухгалтерское обслуживание в Казначейство ряда министерств и ведомств — первыми должны стать Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития, а всего таких госорганов 13.

При этом, как стало ясно в ходе коллегии, хотя технологические выгоды от передачи казначейству рутинных функций министерств и их подразделений очевидны, не решены многие вопросы, начиная с цифровизации госуправления и заканчивая судьбой чиновников, ранее занимавшихся передаваемыми функциями на местах.

«Коробками привозят документы, присылают отсканированные pdf-файлы, а казначейство читает их глазами. Это что за «цифра» такая? До сих пор обсуждается, какой документ первичен — электронный или бумажный…»

— посетовала госпожа Нестеренко в своем выступлении, призвав присутствовавшего на коллегии главу департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности Минфина Сергея Романова ускорить работу по подготовке необходимой нормативной базы. Господин Романов, в свою очередь, сослался на то, что разнобой в учетной политике ведомств объясняется их собственной спецификой, но пообещал, что к 1 июня департамент разработает единый подход к бухучету, который позволит централизовать бухгалтерские функции ведомств.

Глава казначейства Роман Артюхин в своем выступлении отметил, что наибольшие сложности реформы приходятся на долю московского управления, которому приходится заниматься учетом госслужащих центральных аппаратов ведомств, однако «феодальная раздробленность бухучета должна быть преодолена». Дальнейшие перспективы работы ведомства чиновник связал с переходом от равномерного территориального покрытия казначейской сети к созданию межрегиональных управлений, которые будут выступать центрами компетенций и смогут выполнять однотипные операции в интересах территориальных подразделений — в частности, возможна передача им единого кадрового учета госслужащих, юридического обеспечения и т. п.

Олег Сапожков

Удмуртских чиновников сокращают без сожалений

Премьер-министр Удмуртии Ярослав Семенов в октябре 2018 года рассказал депутатам госсовета об итогах оптимизации государственных служащих в правительстве. Экономия от административной реформы, проведенной в сентябре прошлого года, составит более 100 млн руб. в 2019 году, а проведенные сокращения никак не скажутся на эффективности работы. Однако не все депутаты с этим согласились.

Свидетельство выдается заявителю в день его обращения в СОФПИЖС на селе, но не ранее 10 и не позднее 30 рабочих дней со дня получения СОФПИЖС на селе от уполномоченного органа местного самоуправления (уполномоченного органа государственной власти Самарской области) следующих документов:

1) решения комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования (комиссии по жилищным вопросам при органах государственной власти) о выделении социальной выплаты;

2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

3) копия трудовой книжки заявителя;

4) справка о лицах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства или пребывания заявителя, с указанием общей и жилой площади занимаемого жилого помещения, выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты;

5) копии документов, удостоверяющих личность членов семьи и родственные отношения заявителя и членов его семьи;

6) выписки из Единого государственного реестра недвижимости и справки из организации, осуществляющей техническую инвентаризацию, о наличии недвижимости в собственности у заявителя и членов его семьи, выданные не позднее чем за один месяц до дня подачи Работником заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении социальной выплаты (в случае изменения фамилии у заявителя и членов его семьи указанные в настоящем абзаце справки представляются также и на прежние фамилии). Справки из организации, осуществляющей техническую инвентаризацию, о наличии недвижимости в собственности у членов семьи заявителя не представляются, если они родились после 31 января 1998 года;

7) копии правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие жилых помещений в собственности у заявителя и членов его семьи, либо документов, подтверждающих право собственности на данное жилое помещение третьих лиц;

8) справка о нахождении Работника на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в случае постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на момент вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации;

9) справка из учреждения здравоохранения при необходимости подтверждения тяжелой формы хронического заболевания у заявителя или членов его семьи;

10) копия документа, выданного уполномоченным органом в установленном порядке, о признании жилого помещения заявителя и членов его семьи не пригодным для проживания;

11) копии страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования заявителя и членов его семьи.

В 2012–2019 гг. зарплата бюджетников в целом по стране выросла в 1,8 раза. При этом работники образовательных организаций в 2019 г. получали в 1,95 раза больше, чем в 2012 г., а медицинские работники – в 2,1 раза больше. Такой вывод сделали аудиторы Счетной палаты (СП), проанализировав реализацию майских указов президента 2012 г. Один из таких указов содержал требование увеличить размер реальной заработной платы бюджетников в 1,5 раза за семь лет.

По словам аудитора СП Сергея Штогрина, «федеральные и региональные органы власти приняли целый ряд нормативных документов, которые стали более справедливо регулировать оплату труда в бюджетной сфере». При расчете показателя средней заработной платы по региону стали учитываться и граждане, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Однако во многих случаях зарплаты выросли за счет жесткого сокращения персонала и увеличения нагрузки. Так, по данным Росстата, младшего медицинского персонала за 2013–2019 гг. стало меньше на 61,3%, социальных работников – на 32,6%. Общая численность сотрудников по всем предусмотренным указами категориям сократилась на 14,5%, подчеркивают в СП. «При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника – на 66,7%», – отмечают аудиторы.

К концу года экономика оживилась

Но и с собственно увеличением зарплат все оказалось непросто. Проанализировав практику Конституционного суда, специалисты СП пришли к выводу, что во многих случаях рост зарплат происходил не за счет увеличения оклада, а за счет премий, за которые руководители заставляли своих подчиненных работать сверхурочно или совмещая несколько должностей. В качестве еще одного инструмента повышения заработной платы использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений, когда работники из одних категорий переводились в другие. «Тогда можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать», – подчеркивает Штогрин.

Анализ СП подтвердил, что остается актуальной и старая проблема – большая разница между зарплатами бюджетников в разных регионах. «Регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда в подведомственных госучреждениях, – отмечается в отчете СП. – В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличаются в разы. Так, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9359 руб., а в Пермском крае – 2755 руб. Как следствие, это привело к необоснованной дифференциации в размере окладов бюджетников и существенно затруднило реализацию президентских указов для ряда субъектов».

«В целом ситуация с зарплатами бюджетников за последние восемь лет улучшилась, однако сохраняется региональный перекос, который способствует перетоку кадров из регионы в столицу, – говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

– Связано это не только с разным состоянием региональных бюджетов, но и с тем, что уровень зарплат рассчитывается с оглядкой на региональный МРОТ. И получается, что специалисты одного уровня из одной сферы в Москве получают в 2–3 раза больше, чем в отдельных регионах. Чтобы изменить ситуацию, надо ориентироваться на один показатель по всей стране».

Широв также отмечает, что хуже приходится бюджетникам в тех организациях, которые полностью зависят от госфинансирования и не имеют внебюджетных доходов – заработков за счет предоставления платных услуг. Тогда им приходится идти на разные уловки.

В целом ряде регионов поставленные цели по росту зарплат бюджетников в 2019 г. не были достигнуты, констатирует Штогрин. «Наибольшие проблемы отмечены в сегменте «младший медицинский персонал»: показателей не достигли 48 субъектов из 85. Еще один проблемный сегмент – «педагогические работники дошкольных образовательных учреждений»: показатели не достигнуты в 43 регионах», – указывает он.

Всего, по данным Росстата, из 1020 региональных показателей (12 категорий бюджетных работников в 85 регионах) в 2019 г. не были достигнуты 260. «В целом по Российской Федерации до обозначенного указами уровня поднялась средняя зарплата по 5 из 12 категорий бюджетников (по девяти – с учетом отклонения в размере 5%). В первом полугодии 2020 г. не достигнуты целевые значения по четырем категориям (по трем – с учетом отклонения в размере 5%). По ряду категорий недостижение целевых показателей носит системный характер. Например, по младшему медперсоналу и социальным работникам они были достигнуты только однажды», – заключают аудиторы СП.

Неудивительно, что в итоге многие бюджетники остаются недовольны своими зарплатами. По данным общероссийского социологического исследования, проведенного специалистами Академии труда и социальных отношений, доля медицинских работников, включающая врачей, медсестер и санитарок, которые были полностью удовлетворены размером своей заработной платы, составляет лишь 3%.

Одной из главных причин неудовлетворенности системой оплаты труда среди медицинских работников является низкий уровень постоянной части заработной платы, которая составляет не более 40%, выяснили специалисты ВШЭ. «Самой незащищенной категорией являются санитарки. У них премии составляют 65% от зарплаты. Стимулирующие выплаты зачастую маскируют оплату за совмещение ими обслуживаемых зон. Таким образом, руководители больниц стараются сэкономить на фонде оплаты труда», – отмечают экономисты.

Аудиторы СП рекомендуют Министерству труда установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы и нормативно закрепить обязательные требования к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме того, по мнению СП, ряд госпрограмм нужно дополнить показателями, характеризующими поддержание уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами 2012 г.

«Главное – определиться с финансированием, где брать деньги, – напоминает сотрудник НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. – В сложных финансовых условиях руководители организаций пытаются выкрутиться и показать хорошие результаты. А за ними стоят переводы сотрудников на пол- или даже четверть ставки, сокращения и все остальное, что уже сейчас аукнулось нам во время пандемии».

«Дорожная карта» представляет собой документ, отражающий стратегическое развитие сферы социального обслуживания населения на период с 2013 по 2018 годы.

«Основная цель «дорожной карты» – обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность социальных учреждений», – отметила директор Департамента демографической политики и социальной защиты населения Ольга Самарина.

«Один из механизмов достижения цели, – подчеркнула директор Департамента, – это повышение уровня оплаты труда работников социальной сферы в увязке с переходом на «эффективный контракт*».

По словам Ольги Самариной, в системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда. «В 2011 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 8400 руб. или 35,5% к уровню среднемесячной заработной платы по Российской Федерации», – напомнила она.

К 2018 году среднюю заработную плату социальных работников планируется довести до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Директор Департамента сообщила, что «дорожная карта» содержит перечень стратегических мероприятий, реализация которых к 2018 году позволит достичь максимального удовлетворения потребности граждан в предоставлении социальных услуг в сфере соцобслуживания, роста профессионального уровня социальных работников и престижа данной профессии. Она подчеркнула, что специальный раздел «дорожной карты» посвящен вопросам сохранения кадрового потенциала, повышения привлекательности профессии социальных работников, совершенствования оплаты их труда.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений «дорожной карты» рекомендовано разработать и утвердить в I квартале 2013 года региональные «дорожные карты» на 2013-2018 годы.

«Минтруд России будет проводить мониторинг достижения в регионах целевых показателей повышения оплаты труда социальных работников», – резюмировала директор Департамента.

Справочно:

Под «эффективным контрактом» понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на:

  • наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
  • системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
  • подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Введение «эффективного контракта» должно способствовать наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот.

Добавить комментарий