Повторное применение отходов по прямому назначению

Описание: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/img/d.gif

Отходы производства и потребления

Основные понятия

Отходы производства и потребления (далее — отходы) — веществаили предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ,оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены дляудаления или подлежат удалению; классы опасности отходов: 1 — чрезвычайноопасные, 2 — высоко опасные, 3 — умеренно опасные, 4 — малоопасные, 5 -неопасные.

Утилизация отходов — использованиеотходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг,включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходовпо прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл послесоответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезныхкомпонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числесжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целяхпредотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающуюприродную среду.

Текущее состояние системы обработки ТКО

Обработка (сортировка) отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Сортировка отходов — это выбор компонентов из смешанных (несортированных) уже образованных в результате сбора отходов.

В настоящий момент на всех полигонах идет ручная выборка. Так, по состоянию на 01.11.2020 общий объем сортируемых отходов составляет низкий процент:

  • 0,72% = 4 665,6 тн
  • Объем потерь вторичного сырья из расчета полезной выборки — 73 096,13 тн

В настоящий момент идет строительство мусоросортировочных станций:

  1. Ангарск

  2. Слюдянка

  3. Иркутск (временно заморожена по причине замены земельного участка из-за жалоб жителей)

Текущее состояние системы обезвреживания и утилизации ТКО

Обезвреживание ТКО — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду

Утилизация ТКО — использование отходов для производства товаров (продукции), повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Бизнес переработки вторичного сырья (утилизация полезных фракций ТКО)- это фактические бизнес малых предпринимателей. За счет гибкого производства и ориентации на потребителя они могут производить качественную востребованную продукцию.

Обезвреживание: мощности по обезвреживанию ТКО на территории зоны ЮГ Иркутской области отсутствуют

Утилизация ТКО: мощности по утилизации ТКО распределены по малым предприятиям и составляют порядка 57 000 тонн в год

В статье предпринята попытка найти ответы на следующие вопросы: всегда ли можно провести четкую грань между такими видами деятельности по обращению с отходами, как обезвреживание и использование? к какому виду деятельности по обращению с отходами следует отнести сортировку? можно ли употреблять термин «утилизация отходов»? как обезопасить себя от претензий контролирующих органов в тех случаях, когда они считают обезвреживанием то, что таковым не является ни по своей сути, ни по закону?

Вопросы на самом деле не такие простые, как это может показаться на первый взгляд . Для экологов предприятий важно знать, чем отличаются разные виды деятельности по обращению с отходами друг от друга, — это нужно и при разработке различной документации, и при ведении учета отходов, и при заключении договоров со сторонними организациями.

В статье затронуты вопросы терминологии, применяемой в законодательстве об обращении с отходами, а также вопросы, касающиеся перспективы принятия предлагаемых к введению поправок , отдельные из которых являются весьма спорными.

ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Основные понятия, применяемые в сфере обращения с отходами, сформулированы в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.11.2013; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). Позволим себе еще раз напомнить о двух из них.

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:
•использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
•обезвреживание отходов — обработка отходов, в т.ч. сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Сопоставляя эти два определения с точки зрения целей операций по обращению с отходами, можно сделать вывод в виде следующей схемы:

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

1. Департамент Росприроднадзора обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении фирмы к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Во время проведения проверки выяснилось, что фирма осуществляет отработку технологии по использованию отходов в качестве вторичного сырья (сырьевых добавок), интенсификаторов технологического процесса и альтернативного топлива, при этом у фирмы имеется лицензия на использование соответствующих видов отходов . Но, по мнению Росприроднадзора, такая деятельность является не использованием, а обезвреживанием отходов. Таким образом, осуществление фирмой деятельности по обезвреживанию отходов без соответствующей лицензии является административным правонарушением. В материалах дела были представлены заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования намечаемой лицензируемой деятельности по использованию отходов, санитарно-эпидемиологическое заключение, технологический регламент использования вторичного сырья в производстве продукции, патенты на применяемые технологии.
Решение суда. Приняв во внимание все представленные фирмой документы, суд пришел к заключению, что отходы на самом деле использовались в производстве продукции и в качестве топлива, поэтому суд отказал в удовлетворении заявленных Росприроднадзором требований (см. Решение Арбитражного суда Московской области от 12.09.2011 по делу № А41-29294/11).

Этот судебный прецедент стал еще более актуальным, когда с середины 2012 г. лицензирование деятельности по использованию отходов было отменено. Мы не будем сейчас рассуждать о плюсах и минусах этого события, нам важно понять другое: а если бы абсолютно аналогичная технология применялась не для производства продукции или получения энергии, а лишь для предотвращения вредного воздействия опасных отходов ? Ведь тогда цель деятельности по обращению с отходами поменялась бы…

Например, одна из важнейших задач — предотвращение негативного воздействия на окружающую среду нефтесодержащих отходов. Эту задачу призваны решать существующие технологии, включая термическое уничтожение (сжигание) и химическое обезвреживание. Причем получаемые в результате применения данных технологий тепло или материалы можно использовать для различных целей или не использовать, если это не выгодно по экономическим или организационным причинам. То есть цель обращения с отходами может меняться в зависимости от разных внешних факторов, но операции, проводимые с отходами, остаются неизменными. И по сути эти операции являются именно обезвреживанием (пусть оно и не всегда является самоцелью) — обработкой отхода, ведущей к предотвращению его вредного воздействия на окружающую среду . Можно сказать, что сначала происходит процесс обезвреживания и только потом — процесс использования. Обезвреживание и использование отходов оказываются разнесенными во времени (пусть иногда и на очень короткое время). Но поскольку в приведенном примере из судебной практики конечной целью обработки отходов являлось именно их использование (и вся представленная фирмой документация об этом свидетельствовала), то суд посчитал, что операции с отходами, осуществляемые фирмой, являются использованием отходов.

СОВЕТ № 1

В случае если на предприятии происходит использование отходов, важно четко понимать, что именно это и является целью обработки отходов. И еще более важно подтвердить эту цель документально (например, составить технологический регламент по использованию отходов).

Если речь идет о передаче отходов сторонней организации, эколог обязательно должен знать, будет ли отход, образованный в результате деятельности предприятия, просто обезвреживаться или при этом будет еще и использоваться. Ведь передача отходов организации, не имеющей лицензии, для обезвреживания (скажем, для сжигания или для обработки без последующего использования) является нарушением законодательства! А вот если отходы передаются организации, которая лицензии не имеет, но отходы использует (сжигает для получения энергии или обрабатывает для получения продукции), то это нарушением уже не будет…

СОВЕТ № 2

В случае передачи отхода для использования мы рекомендуем не просто прописывать в условиях договора пункт «Передача отхода для использования», а еще и уточнять, для какого именно использования (для производства какой продукции или энергии). Конечно, сама технология обработки отхода для его последующего использования может быть запатентована или представлять коммерческую тайну, но в договоре желательно все же конкретизировать цель использования отхода (со ссылкой на технологический регламент конечного потребителя отхода, технические условия или иной регламентирующий документ), чтобы исключить возможные разночтения и защитить себя в будущем от претензий со стороны государственных органов о том, что отходы были переданы на обезвреживание.

Как мы видим, если организация использует отходы, то у нее есть преференции (в виде отсутствия необходимости получать лицензию) перед другой организацией, которая применяет аналогичную технологию обработки отходов, но после обработки отходы не использует. В случае принятия Поправок к законопроекту № 584399-5 такие преференции в будущем будут отменены, а использование и обезвреживание отходов (как и другие виды обращения с отходами) должны будут осуществлять операторы по обращению с отходами. Но при любом развитии событий — даже в случае скорого принятия поправок — вступление их в силу предполагается не ранее начала 2016 г., а некоторых положений — не ранее середины 2015 г.

Отметим, что в соответствии с Поправками к законопроекту № 584399-5 предлагается дать расширенное толкование понятия «обезвреживание отходов»: «обработка отходов, в том числе сжигание и (или) обеззараживание отходов на специализированных установках, предусматривающая уменьшение количества отходов и (или) их опасности для окружающей среды, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду» . То есть цель обработки отходов оставлена такой же, как и в нынешней редакции Федерального закона № 89-ФЗ, но при этом предлагается расшифровать, что для предотвращения вредного воздействия должна уменьшиться опасность отходов и/или их количество.

СНИЖЕНИЕ КЛАССА ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ КАК КРИТЕРИЙ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ

Мы рассмотрели операции по обращению с отходами с точки зрения их целей. Документальное подтверждение целей использования отходов в этом смысле является крайне важным. Но если при возникновении претензий государственных органов не удается доказать эту цель, то появляется следующий вопрос: уменьшается ли опасность отходов при проведении операций с ними и как это определить? И без ранее упомянутых Поправок к законопроекту № 584399-5 понятно, что при уменьшении опасности отхода его вредное воздействие может быть снижено (а в идеале — вообще предотвращено). Причем законодательство дает четкое разъяснение об определении степени вредного (негативного) воздействия: «Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности» (ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Можно предположить, что при уменьшении количества отходов одного и того же класса опасности вредное воздействие на окружающую среду в целом может уменьшиться. Но ведь целью обезвреживания отходов в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ должно являться именно предотвращение негативного воздействия. Поэтому в случае принятия Поправок к законопроекту № 584399-5 останется открытым следующий вопрос: каков будет юридический механизм определения снижения вредного воздействия отходов на окружающую среду в случае уменьшения их количества при сохранении класса опасности отхода? Более того, непонятно, что предлагается понимать под количеством отходов: вес, объем или что-то другое?

В то же время определение классов опасности отходов регламентировано действующим законодательством в достаточной степени, и существующие механизмы (определение компонентного состава отходов, расчет класса опасности, биотестирование) позволяют объективно определить классы опасности отхода до и после проведения обработки и при сопоставлении сделать вывод о том, происходит ли изменение класса опасности или нет.

Получается, если первоначально отход был II (III) класса опасности, а после проведения обработки был отнесен к IV (V) классу, то такая обработка, очевидно, является обезвреживанием. А если класс опасности отхода после обработки не изменился, то говорить об обезвреживании было бы очень странно…

СОВЕТ № 3

Всегда следует помнить о классах опасности отходов и методах их определения, особенно в случае возникновения претензий со стороны государственных органов, которые могут попытаться классифицировать те или иные операции по обращению с отходами как их обезвреживание при отсутствии снижения классов опасности отходов, и при отстаивании своих интересов в суде.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

2. Департамент Росприроднадзора обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении компании к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Росприроднадзор при проведении проверки посчитал, что операции с отходами, которые проводит компания, являются обезвреживанием.
Решение суда. Суд отказал Росприроднадзору в удовлетворении требований по нескольким причинам, в т.ч. отметил, что отбор проб отходов и анализ отходов Росприроднадзором не проводился (см. Решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2013 по делу № А41-32258/13).
3. Департамент Росприроднадзора обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Росприроднадзор при проведении проверки посчитал, что операции с отходами, которые проводит организация, является обезвреживанием.
Решение суда. Суд отказал Росприроднадзору в удовлетворении требований по нескольким причинам, в т.ч. отметил, что доказательств изменения класса опасности отходов в результате осуществления операций по обращению с отходами не представлено (см. Решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2013 и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу № А41-45343/13).

Мы намеренно не делали акцент на операциях по обработке отходов, которые осуществляли организации в примерах из судебной практики № 2 и 3, т.к. нам было важнее указать на аргумент суда об отсутствии доказательств снижения класса опасности отходов (т.е. их вредного воздействия). Особый интерес эти дела представляют в связи с тем, что в них речь шла о СОРТИРОВКЕ отходов!

СОРТИРОВКА ОТХОДОВ = ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ?!

Да-да, механическую сортировку отходов представители Росприроднадзора пытаются классифицировать как обезвреживание! Поводов здесь, как нам кажется, два. Во-первых, термин «обработка отходов» в Федеральном законе № 89-ФЗ никак не расшифрован. Во-вторых, такое понятие, как «сортировка отходов», вообще отсутствует в данном законе. Поэтому при попытке отнести сортировку отходов к одному из упоминаемых в Федеральном законе № 89-ФЗ видов деятельности по обращению с отходами у Росприроднадзора и возникают соблазны назвать сортировку обезвреживанием…

При судебном рассмотрении дел об обращении с отходами на помощь судьям (и предприятиям) часто приходит ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее — ГОСТ 30772-2001), согласно которому сортировка отходов — это разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.

Термин «сортировка отходов» раскрывается и в других нормативных документах. Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве» (в ред. от 13.07.2011; далее — Закон г. Москвы № 68) сортировка отходов — разделение отходов по видам для их дальнейшего использования, переработки, обезвреживания, захоронения и уничтожения.

Как нам кажется, в этих определениях все логично, понятно и четко.

СОВЕТ № 4

Если предприятие осуществляет сортировку отходов, то при возникновении к нему претензий у представителей государственных органов предприятию необходимо будет доказать, что оно производит исключительно разделение отходов по видам (и никакой другой обработки!) — это в некоторых случаях может быть расценено судом только как сортировка отходов, а не обезвреживание.

В упомянутых примерах из судебной практики № 2 и 3 все было именно так. Однако не все и не всегда так просто. Росприроднадзор иногда пытается привести аргументы, что при сортировке снижается класс опасности отходов. Приведем наглядный пример.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

4. Департамент Росприроднадзора обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Росприроднадзор посчитал, что сортировка отходов, которую проводит предприятие, является обезвреживанием.
Позиция Росприроднадзора заключалась в следующем. Предприятие принимает от сторонних организаций в собственность «Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)» (код по федеральному классификационному каталогу отходов (далее — ФККО) — 9110010001004) и «Отходы из жилищ крупногабаритные» (код по ФККО — 9110020001005). В процессе сортировки предприятие извлекает из указанных отходов следующие виды отходов:
•отходы бумаги незагрязненные;
•отходы картона незагрязненные;
•стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп);
•резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства;
•обрезки и обрывки тканей смешанных;
•отходы полиэтилена в виде пленки.
Все перечисленные отходы имеют V класс опасности (в соответствии с ФККО). На основании приведенной информации Росприроднадзор сделал следующий вывод: в результате осуществления предприятием сортировки отходов из жилищ несортированных IV класса опасности класс опасности данных отходов cнижается до V класса, т.е. происходит обезвреживание отходов.
Решение суда. Суд согласился с позицией Росприроднадзора и решил привлечь предприятие к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (см. Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2013 и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу № А40-137063/13).

Ну, что тут скажешь… Весьма странное и спорное решение. Простые рассуждения, основанные на логике и арифметике (разумеется, подкрепленные законом и знаниями о классах опасности отходов), приводят нас к прямо противоположному заключению. Судите сами: в решении суда были приведены данные о количестве принимаемых отходов и количестве выделенного вторсырья, а простые арифметические действия показывают, что вторсырье составило около 14 % от общего количества принятых несортированных отходов. И если выделенные компоненты являются отходами V класса опасности (что, впрочем, тоже требует доказательств, а не только ссылок на ФККО), то оставшиеся 86 % отходов никак не могут иметь V класс опасности, если изначально они относились к отходам IV класса опасности!

Чудес не бывает: если от большой массы вредной в целом смеси компонентов механически отделить безвредные компоненты, то оставшаяся часть (значительно большая по объему, чем извлеченные компоненты!) не может стать безвредной (теоретически оставшаяся фракция может иметь при этом и III класс опасности)! Почему суд не пришел к такому заключению — трудно сказать. Возможно, судьи были «загипнотизированы» самим фактом того, что изначально было ЧТО-ТО якобы вредное, а потом появилось ЧТО-ТО как будто безвредное… Но даже если предположить, что принятые отходы без остатка могли быть разделены при сортировке на безвредные фракции (например, если бы Росприроднадзор каким-то образом смог доказать, что отход под названием «Отходы из жилищ несортированные» целиком превращается во вторсырье), то это было бы не доказательством факта проведения обезвреживания принятых отходов, а доказательством того, что изначально отход был безвредным.

В реальности же при сортировке отходов всегда остается фракция, которая не является вторсырьем. Эта фракция (в рассматриваемом выше случае ее объем в 6 раз больше объема отсортированного вторсырья!) должна быть передана на захоронение и/или обезвреживание. Возникает вопрос: были ли у Росприроднадзора доказательства того, что оставшаяся фракция отходов, которая не является вторсырьем, относится к V классу опасности? Рискнем предположить, что такого доказательства не было, иначе это нашло бы отражение в решении суда. Тогда мы можем задать второй вопрос: проводились ли предприятием анализ компонентного состава оставшихся отходов (без отобранного вторсырья) и биотестирование, что, вероятно, доказало бы, что оставшаяся часть отходов относится к V классу опасности? Если такие анализы проводились, то были ли акты отбора проб и протоколы испытаний представлены суду? Если были, то почему суд не принял их к рассмотрению? В случае правильного проведения отбора проб, анализов, биотестирования суд обязан был принять эти доказательства, которые однозначно свидетельствовали бы о том, что снижения вредного воздействия отходов на окружающую среду после сортировки не происходит.

Пока готовилась статья, все тот же Девятый арбитражный апелляционный суд принял постановление по аналогичному делу, оставившее без изменения решение Арбитражного суда города Москвы . Аргументация суда была примерно такая же, как и в предыдущем случае. В частности, суд отметил, что «в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) относятся к твердым бытовым отходам и имеют IV класс опасности. После сортировки указанных отходов их класс опасности понижается до V класса опасности. В связи с этим, процесс сортировки отходов подпадает под определение обезвреживания отходов, так как приводит к предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду».

Хочется спросить: почему суд сделал вывод, что ИХ (т.е. принятых отходов) класс опасности понизился? Почему был сделан вывод о предотвращении вредного воздействия в результате сортировки? Как и в предыдущем случае, V класс опасности отсортированных компонентов вторсырья не может служить доказательством снижения класса опасности отхода в целом, т.к. оставшийся после сортировки отход (который необходимо еще обезвредить и/или захоронить) почему-то суд в расчет вообще не берет — не исследует степень опасности этой фракции.

СОВЕТ № 5

Предприятиям, доказывающим факты отсутствия снижения класса опасности отходов при сортировке (или другой обработке, не являющейся обезвреживанием), нужно скрупулезно подходить к отборам проб (желательно воспользоваться услугами аккредитованной лаборатории), проведению КХА, биотестированию, расчету классов опасности отходов. Причем, как нам кажется, осуществлять эти процедуры надо не только в отношении остающейся фракции отходов, но и в отношении первоначальной (принимаемой) партии отходов. В гипотетическом случае полной сортировки отходов на безвредные фракции предприятиям не следует слепо доверять ФККО, а нужно проводить необходимые испытания, чтобы доказать, что изначально отход был безвредным и, значит, при такой сортировке снижения классов опасности и вредного воздействия не происходит. Этот совет может применяться совместно с Советом № 1, касающимся цели операций с отходами, ведь сортировка проводится вовсе не для снижения класса опасности отхода.

СОРТИРОВКА ОТХОДОВ = ИСПОЛЬЗОВАНИЕ?

Многие проблемы не возникли бы, будь в Федеральном законе № 89-ФЗ введено понятие «сортировка отходов» , хотя бы аналогичное определению из ГОСТ 30772-2001. К сожалению, в Поправках к законопроекту № 584399-5 не предполагается отдельно выделить такую операцию по обращению с отходами, как сортировка. Предлагается ввести дополнительный термин: «обработка отходов — предварительная подготовка отходов, включая сортировку , разборку, очистку, к дальнейшей утилизации (использованию)» . Но нам кажется, что такое определение внесет путаницу, ведь и термин «обезвреживание» объясняется через понятие «обработка». Очевидно, что обработка при обезвреживании (химическими, термическими методами и т.д.) вовсе не то же самое, что механическая сортировка, разборка и т.п.

Кстати, почему обработка (включая сортировку) является подготовкой только лишь к дальнейшему использованию отходов? При сортировке могут появиться фракции (компоненты), непригодные для использования, которые необходимо будет обезвредить и/или захоронить. Как нам представляется, приведенные ранее определения термина «сортировка отходов» из ГОСТ 30772-2001 и Закона г. Москвы № 68 логичнее определения, предлагаемого в Поправках к законопроекту № 584399-5.

Пока в Федеральном законе № 89-ФЗ отсутствует четкое и однозначное определение понятия «сортировка отходов», деятельность по сортировке отходов, скорее всего, можно назвать «использованием отходов».

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

5. Департамент Росприроднадзора обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении компании к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Росприроднадзор посчитал, что сортировка отходов, осуществляемая компанией, является обезвреживанием отходов.
Суд, рассматривая дело, отметил, что отсортированные отходы в неизменном виде, без какой-либо обработки отправляются на специализированные предприятия для их обезвреживания и доказательств обратного Росприроднадзором не представлено. Суд сделал вывод о том, что деятельность по сортировке отходов, осуществляемую компанией, следует рассматривать как использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Решение суда. В удовлетворении заявленных Росприроднадзором требований было отказано (см. Решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.2013 по делу № А41-32230/13).

Это решение имеет логическую основу, т.к. при сортировке отходов целью является именно получение вторсырья — промежуточного продукта, имеющего материальную ценность. И хотя обычно сортировка является промежуточной операцией по обращению с отходами, ее цель именно ИЗВЛЕЧЕНИЕ (!) ЦЕННЫХ (а не классифицируемых по иным признакам) компонентов, а не предотвращение негативного воздействия отходов.

ЧТО ТАКОЕ «УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ»?

Обратили ли вы внимание на промелькнувшее ранее в статье слово «утилизация»? Ранее в Федеральном законе № 89-ФЗ такого термина не было. Хотя со вступлением в силу Федерального закона от 21.10.2013 № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»» в Федеральном законе № 89-ФЗ появилось понятие «утилизационный сбор». И вот теперь предлагается ввести понятие «утилизация отходов», причем как синоним ранее существовавшего термина «использование отходов». Согласно Поправкам к законопроекту № 584399-5 «утилизация (использование) отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), проведения работ, оказания услуг, включая повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования (рекуперация)». Как мы видим, по сравнению с существующим определением термина «использование отходов», кроме собственно добавления синонима «утилизация», в новом определении указаны некоторые из видов использования (утилизации) отходов, но слово «включая» делает этот список открытым. Кроме того, в определении убрано упоминание об использовании отходов для получения энергии, но оставлено словосочетание «оказание услуг» (возможно, подразумеваются и услуги в области энерго- и теплоснабжения?).

Вообще говоря, определение термина «утилизация отходов» встречается в ГОСТ 30772-2001, и оно неразрывно связано с использованием отходов:

  • утилизация отходов — деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий;
  • использование отходов — деятельность, связанная с утилизацией отходов, в т.ч. и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности.

Почему мы подняли вопрос утилизации отходов? В данном случае неважно, примут ли Поправки к законопроекту № 584399-5 в самое ближайшее время или их принятие будет отложено. Важно то, что и в соответствии с предлагаемыми поправками, и согласно ГОСТ 30772-2001 утилизация — это использование отходов. И во многих справочниках и словарях мы можем прочитать то же самое . Но порой в обиходе (даже у экологов и юристов!) утилизацией называется любая конечная операция с отходами. Часто и в договорах на передачу отходов указывается «передача на утилизацию», хотя на самом деле отход может передаваться для обезвреживания или захоронения (размещения).

СОВЕТ № 6

Помните, что утилизация отходов = ИСПОЛЬЗОВАНИЕ отходов. Будьте внимательнее к применению терминов при заключении договоров! Если вы передаете отход для утилизации (имея в виду использование отходов), желательно указать в договоре и цель использования (см. Совет № 2). А если отход, по сути, передается для обезвреживания или захоронения, то указание термина «утилизация» не является правильным. В противном случае может получиться, что по договору отходы вашего предприятия принимаются на утилизацию, но утилизирующая отходы организация будет их впоследствии сжигать (или обезвреживать иным способом) или размещать на полигоне, не имея при этом лицензии на обезвреживание/размещение отходов. Претензии в этой ситуации будут к вашей организации, т.к. именно она не смогла обеспечить передачу отходов лицензируемой организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как вы видите, простые понятия, вводимые федеральными законами, на практике могут вызвать их вольное толкование. Даже у судей нет единодушного мнения при рассмотрении абсолютно аналогичных дел. Мы глубоко уважаем миссию Росприроднадзора по выявлению недобросовестных природопользователей. Большинство служащих Росприроднадзора, как мы можем судить из практики общения с ними, это высококвалифицированные, опытнейшие специалисты, стоящие на страже интересов государства и общества.

Конечно, мы не хотим никого убеждать в том, что в нашей стране все предприятия всегда работают, соблюдая требования законодательства. Наверняка возможны различные нарушения при осуществлении той или иной деятельности. Например, при сортировке отходов нарушения могут быть связаны и с несоблюдением природоохранного законодательства, и с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований, требований земельного законодательства и др. Задача природоохранных органов — выявлять эти реальные нарушения, а не «притягивать за уши» сортировку отходов (или другую деятельность, целью которой — и/или результатом — не является предотвращение вредного воздействия отходов) к обезвреживанию. Как нам кажется, такие действия Росприроднадзора могут подорвать доверие к нему у представителей бизнеса и простых граждан.

Предприятия (и их сотрудники), безусловно, должны знать и соблюдать все законодательные требования к своей деятельности. Но в то же время они имеют право отстаивать свои законные интересы и отказываться от соблюдения незаконных требований со стороны представителей государственных органов. А несовершенства и «прорехи» в законодательстве должны быть постепенно устранены усилиями всех заинтересованных сторон — от государственных органов (включая Минприроды России) до экологов и юристов предприятий.

Например, отвечая на вопрос о том, необходима ли лицензия на осуществление деятельности по сортировке отходов, эколог-эксперт В.В. Севрюгина сделала правильный вывод — лицензия не требуется (см. Справочник эколога. 2014. № 2. С. 54–55). Однако несовершенство законодательства, а также бдительное око и пытливый ум представителей государственных органов вновь и вновь приводят предприятия к необходимости отвечать на одни и те же вопросы в суде. Далее в статье вы найдете примеры из судебной практики по данному вопросу.

См. Проект поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» (далее — Поправки к законопроекту № 584399-5).

Здесь и далее подчеркнуто автором.

Данное судебное разбирательство проводилось в 2011 г., когда деятельность по использованию отходов еще лицензировалась.

То есть получаемый на выходе инертный (или малоопасный) материал просто поступал бы для размещения на полигон твердых бытовых отходов, а другие отходы вместо использования в качестве топлива просто сжигались бы.

Не будем забывать о том, что в русском языке имя существительное «обезвреживание» образовано от глагола «обезвредить», что значит «сделать безвредным» (см., например, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Выделено автором.

Такая же формулировка использована в Приказе Минприроды России от 14.08.2013 № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации» (далее — Приказ № 298).

Поскольку это Закон города Москвы, то на федеральном уровне он, конечно, применяться не может.

См. Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2013 и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу № А40-158373/2013.

Выделено автором.

Как в свое время было введено понятие «накопление отходов», чтобы не возникало соблазнов любое временное хранение отходов считать размещением, требовать наличия лицензии и т.д.

Выделено автором.

Такая же формулировка содержится в Приказе № 298.

См., например: «УТИЛИЗА́ЦИЯ, -и; ж. — использование чего-л. ненужного (отходов производства, быта и т.п.) или не приносящего непосредственной пользы человеку в целях получения (после переработки) какой-л. продукции, энергии и т.п. У. древесных отходов. У. бумажного производства. У. пищевых отходов. У. тепла электростанций. У. металлического лома. У. водорослей. У. солнечной энергии. У. силы ветра» (Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт. 1998).

Данную услугу не оказываем. Информация представлена в справочных целях.

Продается рекламное место.

Лицензия деятельность по обращению с отходами – документ выдаваемый Росприроднадзором, разрешающий сбор, использование, обезвреживание и размещение опасных отходов I-IV классов опасности, действующий на всей территории РФ. Срок действия лицензии на обращение с отходами — бессрочно.

Срок разработки: от 30 дней

Срок согласования: от 30 дней

Стоимость: индивидуально

Срок действия: бессрочно

Опасные отходы — вещества обладающие опасными свойствами или содержащие возбудители инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Согласно ФЗ-99 от 04.05.2011г. «О лицензируемых видах деятельности», лицензию необходимо получать на осуществлении следующих действий с отходами I – IV классов опасности: сбор, использование, обезвреживание, размещение, утилизация, транспортирование. Для оценки опасности отходов Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 511 от 15.06.2001 г. установлены методы расчета опасности и 5 классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высоко опасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — мало опасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.

Какие лицензии на обращении с опасными отходами можно получить:

Оформление лицензии на обращение с опасными отходами осуществляется на 6 основных видах деятельности I-IV (на V класс опасности лицензия не требуется) :

Было

Стало

(с 1 июля 2015)

Переоформить
Не требовалась лицензия Сбор отходов (I-IV)

Требуется лицензия

Сбор отходов (I-IV) до 1 июля 2016 года
(по старым требованиям: до 1 января 2016 года )
Транспортирование отходов (I-IV) Транспортирование отходов (I-IV)
Обработка отходов (I-IV) Обработка отходов (I-IV)
Утилизация отходов (I-IV) Утилизация отходов (I-IV)
Требовалась лицензия Обезвреживание отходов (I-IV) Обезвреживание отходов (I-IV) до 1 января 2019 года
Размещение отходов (I-IV) Размещение отходов (I-IV)
Не требовалась лицензия Накоплению отходов I-IV класса опасности Не требуется лицензия Накоплению отходов I-IV класса опасности
Деятельность по обращению с отходами V класса опасности Деятельность по обращению с отходами V класса опасности

В соответствии с законодательство все данные лицензии являются бессрочными при соблюдении определенных требований. При не соблюдении установленных требований, а также в случае изменения законодательства, лицензию необходимо переоформлять.

ВАЖНО: 9 августа 2016 года вступил в силу Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор).

Не требуется лицензия на обращение с опасными отходами на следующие виды деятельности:

  • Деятельность по накоплению отходов I-IV класса опасности;
  • Деятельность по обращению с отходами V класса опасности.

Выступая на совещании, заместитель Председателя Правительства Александр Геннадиевич Хлопонин подчеркнул, что, создавая отрасль по обращению с отходами, органы власти не должны разрабатывать регламенты, которые отталкивают участников рынка или загоняют их в бюрократический тупик. По словам вице-премьера, в Правительство за последние месяцы поступили многочисленные письма от представителей бизнеса и отраслевых союзов, в которых они обращали внимание на сложности в процедуре лицензирования, её недостаточную урегулированность. В частности, затянуто по времени включение новых видов отходов в федеральный классификационный каталог.

Основные изменения с 1 июля 2015 года

Пунктами «а»и «б» ч.2 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 203-ФЗ предусматривается, что лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), имеющие данные лицензии, вправе до этой этой даты переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

ЮЛ и ИП, осуществляющие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на осуществление этих видов деятельности до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности без новой лицензии не допускается.

Предыстория: ранее п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458 предусматривал, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до вступления в силу поправок от 29.06.2015, действуют до 30 июля 2015 года. Но в связи с тем, что ФЗ от 29.06.2015 N 203 вступил в силу с момента официального опубликования, которое состоялось 30 июня 2015, огромное количество природопользователей смогло избежать ситуации, когда все действующие ранее лицензии «попросту» стали недействительны.

Стоит отметить, что ФЗ от 29.06.2015 N 203 имеет более гибкий подход к лицензированию деятельности по обращению с отходами, чем изначальный ФЗ от 29.12.2014 N 458. Но даже более гибкий подход не сможет помочь решить все сложности с переоформлением лицензии, в особенности, нехватку времени. А это значит, что будут продлевать сроки, но не стоит «расслабляться».

ВАЖНО: 16.10.2015 Росприроднадзор разъяснил некоторые вопросы по получению лицензии на деятельность по обращению с отходами. <Письмо> Росприроднадзора № АС-03-03-36/18448 от 16.10.2015 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».

Помимо изменений в лицензировании ФЗ от 29.06.2015 N 203 содержит и иные поправки к ФЗ от 29.12.2014 N 458, а именно:

1. Было устранено противоречие между ФЗ N 458 и Федеральным законом от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» в отношении горных выработок.

При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок. Соответствующие виды отходов не включаются в лимиты на размещение отходов.

Применительно к обращению отходами требования в отношении их захоронения заменяется требоавниями к размещению, то есть определенные требования распространяются и на хранение отходов.

2. Были уточнены некоторые положения в ФЗ от 23.11.1995 N 174 «Об экологической экспертизе», а именно:

а) наименование государственного экологического надзора;
б) объекты государственной экологической экспертизы.

В какой территориальный орган необходимо подавать заявление и документы соискателю лицензии и (или) лицензиату?

В соответствии с п. 12 Административного регламентом Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016, государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора.

Перечень необходимой документации

Список необходимых документов и информации для каждого вида деятельности может отличаться. В данном перечне представлены основные документы:

  1. Устав организации
  2. Свидетельство о государственной регистрации
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции ИНН
  4. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
  5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО
  6. Документы на право владения (аренды) землей, помещения (договоры, свидетельства)
  7. Договоры на теплоснабжение
  8. Договоры на энергоснабжение
  9. Договоры на водоснабжение
  10. Договоры на обращение с отходами
  11. Договор на проведение дератизации помещений
  12. Приказ о назначении ответственного лица по обращению с отходами
  13. Свидетельства о профподготовке допущенных к обращению с отходами лиц
  14. Программа образовательного учреждения, подготовившего специалистов по обращению с отходами. Номер лицензии образовательного учреждения
  15. Проект по отходам (ПНООЛР), Лимиты на размещение отходов, Паспорта опасных отходов
  16. Форма 2-ТП и расчет платы за негативное воздействие
  17. Санэпид-заключение по допустимым выбросам (ПДВ), разрешение на выброс в воздух
  18. Санэпид-заключение по нормативам предельно допустимых сбросов (НДС), разрешение на сброс загрязняющих веществ в воду
  19. Программа производственного контроля по отходам
  20. Ситуационный план расположения площадки
  21. Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
  22. Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
  23. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)
  24. Перечень отходов к лицензированию

Наши специалисты окажут профессиональную поддержку в получении лицензии на деятельность по обращению с отходами. Позвоните!

Добавить комментарий