Постановление правительства о федеральной целевой программе



Согласно статье 1 Конституции РФ Россия является правовым государством. Главное в идее правового государства — это связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов. Главенствующую роль в нашей стране имеет Конституция, ни один документ, принятый на территории России не должен противоречить ей. В настоящее время всё большую популярность набирают целевые программы. Что же такое целевая программа?

Законодательно определение целевой программы не закреплено. Но современная наука дает множество определений данного термина, которые могут быть как в широком, так и узком смысле.

Начнем с определений зарубежных ученых экономистов. Например, Дж. Блэк в своем экономическом словаре дал следующее понятие: «Целевая программа (entitlement program) — американский термин, обозначающий программу государственных расходов, получатели средств по которой имеют законодательно закрепленное право на соответствующие выплаты» Далее по тексту будет понятно, что определение зарубежного автора абсолютно не совпадает с пониманием и определениями отечественных ученых.

Ещё один зарубежный автор А. С. Гольдберг, в своем англо- русском словаре, приводит такое понятие: «Целевая программа — это директивный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей, независимо от их ведомственной подчиненности, по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам» Данное определение уже ближе к пониманию российских авторов, но в понимании данного автора, целевая программа разрабатывается не государственными органами, а организациями страны.

Далее хотелось бы перейти к определениям отечественных ученых и сравнить их с приведенными выше понятиями зарубежных коллег.

В. В. Туртушов дает такое определение: «Целевая программа — это документ, в котором содержится определенные по содержанию, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы»

«Целевая программа — это система мероприятий, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций достижения приоритетов и целей политики в соответствующей сфере развития» данное определение даёт И. А. Липатникова.

Более развернуто понимает целевые программы Н. Б. Культин «Целевая программа — это система ориентированных в пространстве и во времени, согласованных по содержанию, срокам, исполнителям, обеспеченных ресурсными источниками мероприятий научно- исследовательского, опытно- конструкторского, производственно –технологического, социально- экономического, организационного, экологического характера, направленных на решение единой проблемы, достижение единой цели»

Существуют и другие определения отечественных ученых на данное понятие, но основываясь на трёх выше приведенных, хотелось бы сделать следующие выводы:

  1. Понимание отечественных и зарубежных ученых абсолютно не совпадают.
  2. Все отечественные авторы сходятся в едином мнении, что целевая программа заключается в выполнении комплекса определенных мероприятий;
  3. Данный комплекс мероприятий, по мнению авторов, направлен на достижение определенных целей, и при этом строго увязан по срокам, исполнителям и др.
  4. Также авторы делают акцент на то, что мероприятия могут носить различный характер, как научно- исследовательский, так и социально-экономический и другие.

На мой взгляд, самое удачное понятие дает В. В. Туртушов. Через своё определение автор раскрывает, как форму, так и содержание целевой программы, а также делает акцент на её назначение. Основываясь на вышеизложенных определениях и руководствуясь собственным опытом, мне бы хотелось дать свое определение термина «целевая программа» Таким образом, автор, под термином «целевая программа» понимает — нормативно — правовой акт, издаваемый компетентным органом в целях улучшение демографической ситуации, совершенствования системы здравоохранения, обеспечения жильем отдельных категорий граждан и решения других задач, обозначенных документом. По моему мнению, данное понятие наиболее полно отражает понятие «целевой программы», а также конкретизирует, какие именно вопросы могут решаться с их помощью.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398;
  2. Гольдберг, А. С. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г;
  3. Культин, Н. Б. Управление инновационными проектами / СПб, «Санкт- Петербург», 2011;
  4. Липатникова, И. А. Теоретические основы программ социально-экономического развития муниципального образования // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11;
  5. Туртушов, В. В. Роль и место федеральных целевых программ в программно-целевом регулировании экономики России // Вестник ЧГУ. 2013. № 2;
  6. Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М.. 2000.

УДК ЭЭ0

08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит

Маркова Алина Алексеевна

Российского университета дружбы народов (РУДН)

Россия, Москва Аспирант кафедры финансов и кредита E-Mail: alinamarkova87@yandex.ru

Разработка и реализация государственных программ Российской Федерации

Аннотация:В статье рассматривается процесс разработки и реализации

государственных программ, разрабатываемый на уровне Правительства Российской Федерации. Государственная программа представляет собой основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов, который позволяет сконцентрировать ресурсы для достижения определенных целей и задач государственной политики по наиболее приоритетным направлениям. В статье также анализируются федеральные и ведомственные целевые программы как составные элементы структуры государственной программы.

Ключевые слова: Г осударственная программа; целевая программа; программный бюджет.

Идентификационный номер статьи в журнале 10БУЫ613

Alina Markova

People’s Friendship University of Russia (PFUR)

Russia, Moscow E-Mail: alinamarkova87@yandex.ru

The development and implementation of government programs of Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Identification number of article 10EVN613

Внедрение программного бюджета в настоящий период получило повышенное значение, поскольку сложности, связанные с формированием доходной части бюджета подталкивают к поиску инноваций построения бюджета, имеющихся в мировой практике. В этой связи, программный бюджет представляет собой одну из лучших практик в достижении эффективной бюджетной политики. Переход на программное формирование бюджета позволяет повысить прозрачность и результативность государственных расходов, сосредоточить все инструменты, которыми располагает государство для развития экономики в рамках государственных программ. Основанием для разработки государственных программ РФ является их перечень, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. №1950-р.

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственная программа включает в себя подпрограммы и (или) федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы и (или) основные мероприятия, а также мероприятия. Программы могут быть сложными и масштабными, поэтому они разделяются на подпрограммы, которые направлены на решение уже конкретных задач по государственной программе. Если федеральные целевые программы не реализуются по мере осуществления государственной программы, то в содержании государственной программы остаются только подпрограммы. Вместе с тем, при всей логике построения государственной программы, неучтенными остались вопросы разнокалиберности использования инструментов на разных уровнях ее реализации — федеральном, региональном и муниципальном.

Орган исполнительной власти, ответственный за разработку и реализацию государственной программы, определяется Правительством Российской Федерации. Разработка проекта государственной программы ответственным исполнителем осуществляется совместно с соисполнителями. При этом в процессе подготовки проекта и корректировки могут меняться и уточняться направления реализации и состав соисполнителей, если это необходимо для достижения целей государственной программы при реализации мероприятий.

Подпрограмма представляет собой составную часть программы, включающая работы, направленные на достижение стратегического результата деятельности ведомства по программе.

Государственная программа является инструментом повышения эффективности государственных расходов и достижения целей долгосрочной стратегии развития страны.

Прежде всего, программа направлена на решение важных стратегических задач, поэтому число государственных программ должно быть небольшим. В соответствии с распоряжением Правительства, закреплено и утверждено 42 программы.

Этапом формирования и реализации перечня государственных программ занимается Министерство экономического развития РФ и Министерство Финансов. Второй этап включает в себя утверждение составленного перечня государственных программ, которое осуществляет Правительство РФ. Последний этап представляет собой разработку государственной программы на основании утвержденного перечня государственных программ.

Можно выделить общие принципы разработки и реализации государственных программ:

•государственная программа формируется из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;

•определяется орган исполнительной власти, который отвечает за реализацию и достижение конечных результатов государственной программы;

•устанавливаются результаты государственной программы, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и объемы и качество оказания государственных услуг;

•в государственные программы включаются все сферы деятельности органов исполнительной власти и, следовательно, распределяется большая часть бюджетных ассигнований и других ресурсов, которые находятся в распоряжении органов;

•органы исполнительной власти по управлению государственных программ должны наделяться полномочиями, которые необходимы и достаточны для достижения целей и задач программ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•должна проводиться постоянная оценка результативности и эффективности реализации государственных программ.

Государственная программа должна содержать в себе:

•паспорт программы;

•ответственного исполнителя и соисполнителя программы;

•подпрограммы программы;

•программно-целевые инструменты;

•цели и задачи программы;

•целевые индикаторы и показатели программы;

•этапы и сроки реализации программы;

•объемы бюджетных ассигнований программы;

•ожидаемые результаты реализации программы.

Таблица

Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2013 год, млн.руб.

Наименование разделов, программ и подпрограммГ осударственные капительные вложенияТекущие расходыОбщий объем финансирования

НИОКРПрочие нужды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие высоких технологий88201,0225199209,031735635,5150323045,5692

Транспортная инфраструктура273016,2439943,686690504,9950364464,9255

Жилье11246,720011,400037086,894048345,0140

Дальний Восток47224,52425,0424047229,5666

Развитие села10027,100038,66006100,810016166,5700

Социальная инфраструктура53344,4655730,460039611,495293686,4207

Безопасность60845,90784518,802327422,333092787,043

Развитие регионов21354,5490033,000021387,5490

Развитие государственных институтов6906,6100281,85007003,760014192,2200

ВСЕГО:572167,1429205738,9330243398,80221021304,8781

Источник: Составлено автором по данным.

Согласно приоритетам государственной политики, формируются цели государственной программы, которые, в итоге, должны отражать конечные результаты ведомств. Цель, в свою очередь, разбивается на задачи, которые способствуют ее достижению и определяют конечные результаты мероприятий.

Целевая программа представляет собой специально разработанную совокупность мер, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям, и направленных на достижение цели и задачи.

На протяжении длительного периода времени проводилась отработка механизма формирования федеральных целевых программ, но реализация этого механизма на отраслевом и межрегиональном уровне до сих пор имеет ряд проблем.

В связи с этим, Правительством Российской Федерации было принято решение о включении их в качестве отдельных элементов государственных программ, остальные же направления должны выступать в виде подпрограмм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1\

и

12012 год

12013 год

1_ | 11Г

1 VП т 1* V

Рис .2. Динамика финансирования государственных программ по основным направлениям, млн.руб.

Источник: Построено автором по данным

Средняя сумма выделенных бюджетных ассигнований на одну федеральную целевую программу составляет в 2012 году — 18,7 млрд. рублей, в 2013 году20,2 млрд. рублей, в 2014 году будет составлять 20,4 млрд. рублей, а в 2015 — 22,25 млрд. рублей.

Ведомственные целевые программы (ВЦП) являются инструментом программноцелевого планирования, которые применяются для достижения целей и решения задач определенной отрасли. ВЦП привязаны к среднесрочному циклу бюджетного планирования и разрабатываются на срок не более трех лет. Стоит отметить, что пока, в период перехода к

программному бюджету, ведомственные целевые программы в полной мере не используются. Изначально они создавались, чтобы упорядочить расходные обязательства федерального бюджета. На самом деле, при разработке ведомственных целевых программ их используют для аргументации дополнительных бюджетных расходов.

Согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах именно ведомственные целевые программы рассматриваются в качестве основного механизма применения программно-целевого метода в отношении расходов, планируемых в настоящее время по сметному принципу.

На данный этап пока четкой иерархии целевых программ и мероприятий, включенных в государственную программу нет. В определении, которое указано в Постановлении, государственная программа включает только в себя федеральные целевые программы и подпрограммы в виде ведомственных целевых программ. Помимо этого, выделяются областные, региональные целевые программы и муниципальные целевые программы, по которым есть отдельные методики разработки и реализации программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном случае сложность заключается в том, чтобы все разнообразие отраслевого управления и специфики внести в единую схему, которая еще бы содержала в себе увязку федеральных и региональных программ.

Необходимо четко структурировать систему госпрограмм, чтобы было прописано, куда относится региональная целевая программа, что такое областная целевая программа и почему она используется, определить, где находится муниципальная целевая программа. Если региональная и областная программа являются одним и тем же, то выделить одно наименование и определить, в какой подструктуре находится данный вид программы.

Конечно, остается еще целый ряд нерешенных проблем, возникающих как на этапе формирования государственной программы, так и в период ее реализации, но есть и существенные положительные изменения, которые стали проявляться в период перехода на программно-целевой бюджет.

Таким образом, государственные программы представляют собой эффективный инструмент реализации государственной социально-экономической политики, который позволяет в установленные сроки сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. При этом, повышение результативности этих программ во многом зависит от создания единого механизма управления, от федерального до муниципального уровней, который бы позволял их осуществлять.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 13 февраля 2013.

2.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.

3.Заключение Счетной Палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» 5 октября 2012 г. № 41К (874).

4.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

5.Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

6.Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №1101-р.).

7.Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р «Об утверждении Перечня государственных программ Российских Федерации» (в ред. распоряжений Правительства РФ от 10.07.2013 N 1181 -р).

8.Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Березкин Д.И., Захаров К.Е., Киракосян Р.М., Крыл

ов Г.З., Шаш Н.Н., Поверин М.В. Программный бюджет. Учебное пособие под р едакцией М.П. Афанасьева. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. -384 с.

9.Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы . — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Кнорус, 2012. — 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства Экономического развития. URL: http://fcp.economy .gov.ru.

11.Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/.

12.Сайт Министерства Финансов Российской Федерации. Ц^: www.minfin.ru/

13.Сайт Счетной Палаты Российской Федерации. ЦКЬ: http://www.ach.gov.ru/ru/

Рецензент: Блохина Татьяна Константиновна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Российского университета дружбы народов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii po sostojaniju na 13 fevralja 2013.

Bjudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii o bjudzhetnoj politike v 20122014 godah.

Добавить комментарий