После заключения контракта

7-й этап: заключение государственного контракта с победителем открытого конкурса

7.1. Направление проекта контракта победителю

Заказчик обязан направить победителю конкурса или участнику, подавшему единственную заявку на участие, проект контракта вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок или протоколом рассмотрения единственной заявки (ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе).

Срок: проект контракта должен быть направлен победителю или единственному участнику не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок или протокола рассмотрения единственной заявки (ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе).

Важно. В соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона о контрактной системе определено, что при наличии принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных сроков приостанавливается на время исполнения таких судебных актов или действия таких обстоятельств, но не более, чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.

Рекомендация. При заключении договора необходимо обращать пристальное внимание на его условия в части правильного указания контрагента и предмета контракта, так как их предлагает победитель конкурса.

7.2. Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем открытого конкурса

Контракт с победителем может быть заключен только после представления документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе).

Обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере, определенном конкурсной документацией.

Исключение. Размер предоставляемого обеспечения может быть изменен ввиду применения при определенных условиях антидемпинговых мер к победителю (ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе).

Способы обеспечения исполнения контракта определены в ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе:

  • внесение на указанный заказчиком счет денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта;
  • предоставление банковской гарантии.

Важно. Способ обеспечения исполнения контракта определяет победитель открытого конкурса.

Срок: обеспечение должно быть предоставлено заказчику не позднее, чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе).

Течение указанного срока может быть приостановлено в случаях, установленных в ч. 9 ст. 54 Закона о контрактной системе (см. прим. «Важно» к п. 7.1).

Важно. Если к победителю конкурса применяются антидемпинговые меры, размер обеспечения контракта увеличивается и контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в полном размере (ст. 37 Закона о контрактной системе).

Условия и критерии определения размера обеспечения и применения антидемпинговых мер

№ п/п Размер снижения цены контракта Начальная максимальная цена Предоставление информации о добросовестности Размер предоставляемого обеспечения
1 Менее 25% Независимо от начальной цены Не требуется РКД
2 25% и более до 15 млн В заявке есть информация РКД
В заявке нет информации В полуторном размере РКД, но не менее размера РА
более 15 млн не требуется

Обозначения:

РКД — размер обеспечения, определенный в конкурсной документации.

РА — размер аванса по контракту (если он предусмотрен).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, добросовестность участника подтверждает информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и гарантирующая исполнение таким участником одного из следующих условий:

  • в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней));
  • в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней));
  • в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)).

При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% цены, по которой участник закупки предложил заключить контракт в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.

7.3. Подписание контракта с победителем открытого конкурса

После получения проекта контракта, подписанного победителем конкурса, заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта (ч. 7 ст. 54 Закона о контрактной системе).

Для этого заказчику необходимо:

  • подписать проект контракта;
  • передать либо направить один экземпляр контракта лицу, с которым он заключен, или его представителю.

Срок: в соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона о контрактной системе, заказчик должен подписать контракт в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта контракта от участника.

Важно. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе, контракт должен быть заключен не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Течение указанного срока может быть приостановлено в случаях, указанных в ч. 9 ст. 54 Закона о контрактной системе (см. прим. «Важно» к п. 7.1).

Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона о контрактной системе установлено, что если заказчик не подписал проект контракта в установленный срок и (или) не направил (не передал) один его экземпляр лицу, с которым он заключен, или его представителю, такой заказчик признается уклонившимся от заключения контракта, а участник конкурса, с которым заключается контракт, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании причиненных убытков.

7.4. Возврат обеспечения заявки

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе определено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются победителю конкурса после заключения с ним контракта.

Срок: заказчик обязан вернуть денежные средства в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта.

Важно. Согласно ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе определено, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется в случае:

  • уклонения или отказа участника закупки от заключения контракта;
  • непредоставления обеспечения исполнения контракта до его заключения или предоставление с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе.

7.5. Основания и порядок признания участника конкурса уклонившимся от заключения государственного контракта

Согласно ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе определено, что участник конкурса признается уклонившимся от заключения контракта, если:

  • в течение 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок не предоставил заказчику подписанный проект контракта

и/или

  • не предоставил заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта, в том числе в случае поступления заказчику денежных средств в размере меньшем, чем указано в конкурсной документации (с учетом антидемпинговых мер), а также в случае отказа в принятии банковской гарантии.

Если победитель конкурса будет признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 54 Закона о контрактной системе, заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер.

Условия реализации данной возможности:

  • получить согласие участника, заявке которого присвоен второй номер, на заключение контракта (ч. 5 ст. 54 Закона о контрактной системе);
  • при наличии согласия участника, которому присвоен второй номер, составить проект контракта, включив в него сведения об участнике закупки, с которым заключается контракт, и предложенные им в заявке условия исполнения контракта (ч. 5 ст. 54 Закона о контрактной системе);
  • направить проект контракта второму участнику (не позднее 10 дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта);
  • проверить предоставленное вторым участником обеспечение исполнения контракта (ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе);
  • подписать проект контракта в случае соответствия обеспечения исполнения контракта установленным требованиям (ч. 7 ст. 54 Закона о контрактной системе).

Срок: заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр второму участнику не позднее 10 дней с даты получения от него подписанного контракта и документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения.

Важно. В соответствии с ч. 6 ст. 54 Закона о контрактной системе определено, что в случае непредоставления вторым участником проекта контракта или обеспечения его исполнения в установленные сроки он не может быть признан уклонившимся от заключения контракта, так как заключение контракта в указанном случае является его правом, а не обязанностью.

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, направить в контролирующий орган сведения о победителе конкурса, уклонившемся от заключения контракта.

Срок: сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта, должны быть направлены в ФАС не позднее трех рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником.

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 54 Закона о контрактной системе, обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе).

К убыткам, причиненным уклонением победителя от заключения контракта, могут быть отнесены, в частности, следующие:

  • разница между ценой контракта, предложенной уклонившимся участником, и ценой, по которой контракт заключен со вторым участником, либо по результатам проведения повторного определения поставщика;
  • затраты на проведение повторного определения поставщика.

Законом о контрактной системе не определен специальный порядок оформления решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения контракта. Такое решение принимается в рамках общих правил.

Исключение. В соответствии с ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе определено, что если участник закупки, снизивший цену контракта на 25% и более, не предоставил обеспечение исполнения контракта в полуторном размере по сравнению с первоначальным размером обеспечения, установленным в конкурсной документации, заказчику необходимо оформить протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.

Рекомендации. С учетом вышеизложенного представляется, что во всех случаях необходимо документально фиксировать факт уклонения участника от заключения контракта, поэтому целесообразно составлять протокол вне зависимости от оснований, по которым участник признается уклонившимся от заключения контракта.

7.6. Отказ заказчика от заключения контракта

В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе определено, что заказчик отказывается от заключения контракта в любой момент до заключения контракта, если выявлено, что:

  • участник закупки не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупки Законом о контрактной системе;
  • участник закупки предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, предъявляемым к участникам закупки Законом о контрактной системе.

Важно. В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлены дополнительные основания для отказа от заключения контракта при закупке лекарственных средств, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов:

  1. Предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, не зарегистрирована.
  2. Предлагаемая участником цена лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник отказывается.

В соответствии с ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае отказа заключить контракт с победителем заказчик составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта.

Срок: не позднее одного рабочего дня с даты установления факта, являющегося основанием для отказа от заключения контракта.

Важно. При отказе от заключения контракта с участником закупки заказчик обязан вернуть ему денежные средства, которые были перечислены в качестве обеспечения заявки (п. 6 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе), в течение пяти рабочих дней с даты отказа от заключения контракта.

Читать начало статьи о подаче заявок

Читать начало статьи об оценке заявок

§ 3. Порядок и стадии заключения договора
1. Порядок заключения договора в общей форме предусмотрен в п. 2 ст. 432 ГК и состоит в том, что одна сторона договора направляет другой оферту (предложение заключить договор), а другая сторона, в случае ее согласия, выражает акцепт оферты (принятие предложения). В соответствии с этим сторона, делающая оферту, именуется оферентом, а сторона, акцептующая оферту, — акцептантом.
Исходя из этого можно выделить следующие стадии заключения договора:
1) переговоры о заключении договора;
2) оферта;
3) рассмотрение оферты;
4) акцепт оферты.
Две из указанных стадий — оферта и акцепт являются обязательными при заключении всех договоров. Стадия рассмотрения оферты может носить обязательный характер в отдельных случаях, когда законодательством специально регламентируются срок и порядок рассмотрения оферты (проекта договора) (п. 1 ст. 445 ГК). Что касается переговоров о заключении договора, то эта стадия является факультативной и зависит по общему правилу от воли сторон, вступающих в договорные отношения <1>.
———————————
<1> См. об этом также: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. II. Полутом 1. С. 170 (автор § 4 гл. 30 — В.В. Витрянский).
2. Если иное не предусмотрено законом или договором, граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора, самостоятельно несут расходы, связанные с их проведением, и не отвечают за то, что соглашение не достигнуто. Законом установлен принцип добросовестности, который обязаны соблюдать стороны как при вступлении в переговоры о заключении договора, так и в ходе их проведения и по их завершении (п. п. 1, 2 ст. 434.1 ГК). В частности, не допускается вступление в переговоры о заключении договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной.
Законом предусмотрены действия, которые презюмируются недобросовестными при проведении переговоров о заключении договора:
1) предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны;
2) внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
Важным, особенно в сфере предпринимательских правоотношений, является положение о том, что если в ходе переговоров о заключении договора сторона получила от контрагента конфиденциальную информацию, то она обязана не раскрывать эту информацию и не использовать ее ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор.
Особого внимания заслуживает проблема о так называемой преддоговорной ответственности (culpa in contrahendo) в случае недобросовестного поведения стороны при проведении переговоров о заключении договора. Идеи преддоговорной ответственности впервые были высказаны Р. Иерингом в середине XIX в. и восприняты рядом зарубежных правопорядков <1>.
———————————
<1> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. В.П. Мозолин. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015. Т. 1. С. 653 (автор § 4 гл. 23 — А.Н. Беседин).
В настоящее время в ГК также закреплено положение, устанавливающее ответственность недобросовестной стороны при проведении переговоров о заключении договора. В частности, согласно абз. 1 п. 3 ст. 434.1 ГК сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В законе установлена такая новая юридическая конструкция, как соглашение о порядке ведения переговоров. Сущность такого соглашения состоит в том, что в нем могут быть конкретизированы требования к добросовестному ведению переговоров, порядку распределения расходов на ведение переговоров, установлены иные подобные права и обязанности. Соглашение о порядке ведения переговоров может устанавливать неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений.
Законом установлены особенности регулирования отношений, связанных с переговорами о заключении договора. В частности, правила ст. 434.1 ГК применяются независимо от того, был ли заключен сторонами договор по результатам переговоров. К отношениям, возникающим при установлении таких договорных обязательств, не исключается применение в соответствующих случаях правил гл. 59 ГК, регулирующих отношения, возникающие вследствие причинения вреда.
Для того чтобы то или иное предложение заключить договор могло быть квалифицировано как оферта, оно должно отвечать следующим требованиям:
а) адресовано одному или нескольким конкретным лицам;
б) быть достаточно определенным по своему содержанию;
в) выражать явное намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение;
г) содержать все существенные условия договора.
Если предложение заключить договор не отвечает любому из указанных требований, оно может рассматриваться только как вызов на оферту (приглашение делать оферту). Так, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК).
3. Вызов на оферту (приглашение делать оферту) следует отличать от такой категории, как публичная оферта. Публичная оферта представляет собой содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК). Поскольку публичная оферта обращена к любому и каждому лицу, постольку тот, кто отзовется на публичную оферту, акцептует ее, считается с этого момента заключившим договор с оферентом.
4. Оферта может быть выражена в различной форме — письма, телеграммы, телефакса, электронного документа и т.п. В качестве оферты может служить и проект договора, содержащий все его существенные условия, направленный одной стороной контрагенту с целью вступить с ним в договорное правоотношение.
Направление оферты имеет важное правовое значение. Оно состоит в том, что лицо, направившее оферту (оферент), считается юридически связанным этим предложением с его адресатом (акцептантом), в случае если последний безоговорочно и полностью акцептует оферту. Оферта юридически связывает направившее ее лицо с адресатом с момента ее получения им. Оферта считается неполученной, если извещение об отзыве оферты поступило: а) ранее самой оферты; б) одновременно с ней.
Оферта обладает таким важным свойством, как ее безотзывность. Это означает то, что по общему правилу полученная адресатом оферта не может быть отозвана направившим ее лицом в течение срока, установленного для ее акцепта (ст. 436 ГК). Однако из этого правила законом установлены исключения.
Во-первых, в самой оферте может быть оговорено право лица, направившего оферту, отозвать ее в любое время до получения акцепта либо в определенный период времени, установленного для акцепта оферты.
Во-вторых, возможность отзыва оферты может вытекать из существа сделанного оферентом предложения.
В-третьих, возможность отзыва оферты может быть обусловлена обстановкой, в которой было сделано предложение заключить договор. Так, резким изменением обстановки на финансовом рынке может быть обусловлена возможность оферента отозвать свое предложение заключить договор. Об отзыве оферты, очевидно, можно говорить лишь до ее полного и безоговорочного акцепта, поскольку с этого момента договор считается заключенным, а его стороны — связанными взаимными правами и обязанностями. Отзыв оферты после ее принятия акцептантом, по существу, будет являться односторонним отказом от исполнения договорного обязательства, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК).
5. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (абз. 1 п. 1 ст. 438 ГК). Акцепт характеризуется тем, что:
— это выражение воли акцептанта о его согласии с условиями, содержащимися в оферте;
— такое согласие должно быть полным;
— безоговорочным;
— совершается лицом, которому была направлена оферта;
— в срок, установленный в оферте.
Акцепт может быть выражен в различной форме — письменного ответа, ответа по факсу, электронного документа, передаваемого по каналам связи, позволяющим достоверно установить, от кого он исходит, а в соответствующих случаях и устно. В случае публичной оферты (например, размещение товара в витрине магазина) в качестве акцепта могут выступать фактические действия покупателя по оплате товара. В соответствующих случаях акцептом могут быть признаны такие действия, как заполнение карты гостя и получение квитанции в гостинице, приобретение билета в общественном транспорте и т.п. <1>.
———————————
<1> См. об этом также: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. II. Полутом 1. С. 173 (автор — В.В. Витрянский).
При соблюдении определенных требований акцептом будут являться действия по выполнению условий, содержащихся в оферте (конклюдентные действия). Так, в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товара, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Молчание по общему правилу не является акцептом, однако оно может быть квалифицировано в качестве акцепта в случаях, когда это вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон (п. 2 ст. 438 ГК). Так, если арендатор после истечения срока договора аренды и при отсутствии возражений арендодателя продолжает пользоваться арендованным имуществом, вносит арендную плату, то договор аренды считается пролонгированным на неопределенный срок на прежних условиях путем выражения оферты и акцепта в форме молчания.
С момента получения акцепта оферентом договор считается заключенным. Поэтому отзыв акцепта после этого момента по общему правилу не допускается. Отзыв акцепта может быть совершен лишь до того момента, когда договор считается заключенным.
6. Законом предусмотрены случаи, когда акцепт считается не полученным (ст. 439 ГК):
— во-первых, если извещение об отзыве акцепта поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта;
— во-вторых, когда такое извещение поступило оференту одновременно с акцептом.
Важное практическое значение имеет положение, регулирующее заключение договора на основании оферты, определяющей срок для акцепта. Согласно ст. 440 ГК, когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока. Правовое значение законодатель придает дате получения акцепта оферентом в пределах указанного в оферте срока, а не дате направления акцепта. Поэтому акцептанту необходимо заблаговременно направить оференту извещение об акцепте, с тем чтобы оно поступило адресату в пределах срока, указанного в оферте.
7. Законом установлена особенность заключения договора на основании оферты, не определяющей срок для акцепта. В такой ситуации необходимо учитывать то, что срок для акцепта оферты в соответствующих случаях может быть установлен в законе или ином правовом акте. Когда в письменной оферте не определен срок для ее акцепта, то договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами. Если же срок для акцепта не установлен в оферте, а также не определен в законе или ином правовом акте, договор считается заключенным при соблюдении условия о том, что акцепт получен оферентом в течение нормально необходимого для этого времени. Продолжительность такого времени определяется судом в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств дела.
8. Оферта может быть совершена не только в письменной форме, но в соответствующих случаях и устно. В случаях, когда оферта сделана устно и в ней не указан срок для акцепта, договор считается заключенным при соблюдении обязательного условия о том, что другая сторона немедленно заявит о ее акцепте.
9. В законе отдельно урегулирована ситуация, когда акцепт поступил стороне, направившей предложение заключить договор, с опозданием. В случаях если извещение об акцепте было направлено своевременно, однако оно поступило оференту с опозданием, последний должен немедленно уведомить об этом акцептанта. В противном случае акцепт не считается опоздавшим (абз. 1 ст. 442 ГК) и договорное правоотношение между сторонами будет считаться возникшим. Если сторона, направившая оферту, немедленно сообщит другой стороне о принятии ее акцепта, полученного с опозданием, договор считается заключенным.
10. Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо, чтобы сторона, которой направлена оферта, выразила полный и безоговорочный ее акцепт — ответ о согласии со всеми условиями, содержащимися в оферте. Если же ответ о согласии заключить договор, направленный оференту, дан на иных условиях, чем предложено в оферте, то такой ответ не является акцептом. Содержание ответа может как частично, так и полностью отличаться от тех условий, на которых было предложено заключить договор. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, признается отказом от акцепта и в то же время является новой офертой (ст. 443 ГК). Акцептант в таком случае становится оферентом.
Если лицо, которому направлено предложение заключить договор, вообще никаким образом не отреагирует на это предложение, то его молчание по общему правилу не может рассматриваться как согласие заключить договор (акцепт), если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или прежних деловых отношений сторон (п. 2 ст. 438 ГК).
11. Возникающие при заключении договора разногласия стороны могут урегулировать прежде всего по взаимному соглашению. Если стороны сами не могут достичь такого соглашения, то при наличии их воли они могут передать возникшие разногласия на рассмотрение суда (ст. 446 ГК). В таком случае условия договора, по которым стороны не смогли договориться, будут определяться решением суда.
Важное значение при заключении договора имеет также вопрос, касающийся места его заключения. По общему правилу к договорным отношениям применяется законодательство, действующее в момент заключения договора на той территории, где он был заключен. Если стороны в договоре не указали место его заключения, то договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.

Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

Этапы заключения контракта

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

В какие сроки можно заключить контракт

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.
Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Как составить протокол разногласий

Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений.

Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт.

Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он проверяет обоснованность замечаний победителя. Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Можно ли приостановить подписание контракта

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта. Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП. Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.

Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

Срок действия договора по 44-ФЗ — это, как правило, 31 декабря, т. е. период доведения лимитов бюджетных обязательств. Но есть сделки, которые выходят за эти рамки.

Как определить период действия госконтракта

Устанавливают срок действия контракта в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств (абз. 1 п. 5 ст. 161 БК РФ). Это правило в обязательном порядке применяется казенными учреждениями. Это значит, что если доведены лимиты только на текущий финансовый год, то дата окончания действия госконтракта — не позже 31 декабря.

Срок действия контракта по 44-ФЗ

Но из этого правила есть исключения. В п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса указано, что сделки на период, который превышает срок утвержденных лимитов, совершают в таких случаях:

  • заключают энергосервисный госконтракт;
  • выполняют работы долгого производственного цикла в рамках решений правительства, региональных властей, местной администрации. В этом случае сделки совершают в пределах средств и на сроки, которые указаны в этих решениях;
  • заключают договор в рамках госпрограмм или иных решений, которые приняты на федеральном уровне или уровне субъекта, на поставку товара, предусматривающий встречные обязательства, не связанные с его предметом;
  • поставляют товар в рамках госпрограммы вооружения. В этом случае договор заключают на период реализации такой программы.

ВАЖНО!
Не заключайте госконтракт на оказание финансовых услуг (привлечение денег во вклады, ведение счетов в банках) на срок более чем 5 лет, если вы заказчик — государственный внебюджетный фонд, орган исполнительной власти или местного самоуправления. Это указано в ч. 4 ст. 18 135-ФЗ.

Эксперты КонсультантПлюс разработали путеводитель по работе с госконтрактом в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как отличить период действия от других периодов

Федеральный закон о контрактной системе не содержит толкования периода действия контракта по 44-ФЗ, некоторые правила есть в ст. 425 Гражданского кодекса. Но даже она не раскрывает понятия периода действия соглашения. Фактически силу любого договора, в том числе по 44-ФЗ, определяет период, когда между сторонами соглашения имеется формальная юридическая связь и присутствуют взаимные права и обязанности. В случае невыполнения обязанностей одной из сторон истечение этого времени не снимает с нее ответственность.

От периода, когда между сторонами имеется формальная юридическая связь на основании договора, следует отличать:

  • срок исполнения контракта по 44-ФЗ;
  • время оплаты ТРУ по соглашению;
  • гарантийный период;
  • исковую давность.

Вот в чем разница срока действия договора и срока исполнения обязательств по 44-ФЗ: исполнение — это время, которое предоставлено контрагенту заказчика на выполнение возложенных на него обязанностей: выполнение работ, оказание услуг или поставку товара. Действие соглашения — это общий период, в который включается как период исполнения обязанностей контрагентом, так и самим заказчиком по оплате ТРУ. Дата истечения договора иногда наступает значительно позже дат, когда стороны должны выполнить обязательства друг перед другом.

Например, контракт на поставку заключен 01.02.2021 и содержит условия:

  • поставка в течение 30 календарных дней с момента заключения;
  • оплата в течение 10 календарных дней с момента поставки;
  • дата истечения договора — до 31.12.2021.

В идеале отношения сторон складываются так: до 4 марта поставщик поставляет товар, не позднее 13 марта включительно товар оплачивается заказчиком, а документ закрывается, несмотря на то, что дата его истечения еще не настала. Аналогично соотносятся время выполнения работ или период оказания услуг и период действия контракта по 44-ФЗ. В 2021 году наличие в контракте сроков исполнения сторонами обязательств — это требование, закрепленное в п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

Отдельно выделяют:

  • гарантийное время — оно выходит, как правило, не только за пределы времени исполнения, но и за пределы даты истечения договора. Это период, в течение которого контрагент устраняет выявленные недостатки ТРУ;
  • исковая давность — период, в течение которого сторона контракта, чьи интересы были нарушены, вправе обратиться за судебной защитой. Этот период отсчитывается от момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав, и длится (в норме) три года.

Изменение даты истечения договора

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила и закрытый перечень случаев, когда меняются существенные условия соглашений. В ст. 34 и 95 44-ФЗ указано, что продлевают время «жизни» контракта по 44-ФЗ только в строго определенных случаях и при наличии к тому оснований:

  • в связи с уменьшением финансирования у заказчика;
  • по решению органа госвласти или местного самоуправления;
  • если договор на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия невозможно исполнить вовремя по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • если имеет место контракт с единственным поставщиком при соблюдении ряда условий.

В этих случаях речь идет о времени исполнения. Как и при соблюдении каких условий меняется дата истечения соглашения, законом не установлено. Это позволяет говорить о том, что, не будучи существенным условием, она изменяется в любое время по соглашению сторон.

Выполнение обязательств после окончания срока действия

В п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса указано, что в договоре предусматривают, что окончание срока действия договора ведет к прекращению обязательств сторон по договору. Договор, в котором нет этого условия, признают действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Следовательно, если в контракте не предусмотрено прекращение обязательств сторон из-за истечения срока действия госконтракта, он продолжает действовать и, следовательно, выполнение работ после окончания срока действия контракта по 44-ФЗ происходит до достижения всего объема работ по контракту. Дополнительное соглашение об увеличении срока действия госконтракта не заключается.

Если в госконтракте прописана поставка товара по заявкам заказчика и такая заявка отправляется после окончания предусмотренного контрактом срока поставки, это квалифицируют как изменение условий контракта при отсутствии установленной в 44-ФЗ возможности это сделать.

ВАЖНО!
За такие действия госзаказчику грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП (административный штраф на должностных лиц в размере 20 000 руб., на юрлиц — в размере 200 000 руб.).

Таким образом, подавать заявку на поставку товара после окончания срока действия контракта по 44-ФЗ не рекомендуется.

Если заявку на поставку подали до окончания срока поставки товара и по вине поставщика произошла просрочка, то заказчик имеет право принять продукцию. Эти выводы подтверждаются в письме Минфина № 24-03-07/101443 от 25.12.2019. В нем указано, что если обязательства по контракту не исполнены в полном объеме, формальное окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

О возможности изменения времени действия контракта в случае проведения заказчиком претензионной работы с исполнителем.

Письмо Минфина № 24-03-06/31163 от 17.04.2020

Что делать, если срок действия контракта истек, а договор исполнен не полностью (44-ФЗ)

Письмо Минфина № 24-03-07/101443 от 25.12.2019

Добавить комментарий