Порядок организации проведения предрейсовых медицинских осмотров

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 апреля 2015 г.

Регистрационный N 36866

В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Приложение

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации1.

3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами2.

4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения3.

5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения4.

6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов5.

7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя6.

8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя7) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя8.

10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.

11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).

12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:

1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);

2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.

14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:

1) дата и время проведения медицинского осмотра;

2) фамилия, имя, отчество работника;

3) пол работника;

4) дата рождения работника;

5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;

6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;

7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;

8) подпись работника.

15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью9.

16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

17. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

18. О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя).

19. В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, предсменного и послерейсового, послесменного медицинского осмотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.

В справке указывается порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Медицинская организация обеспечивает учет всех выданных справок.

1 Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986) (далее — TK РФ), статья 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2013, N 52, ст. 7002) (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

2 Пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

3 Пункт 4 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) (далее — Федеральный закон).

4 Пункт 5 части 2 статьи 46 Федерального закона.

5 Пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

6 Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, статья 213 TK РФ.

7 Часть 4 статьи 24 Федерального закона.

8 Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

9 Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2013, N 27, ст. 3463).

Предрейсовый осмотр водителей можно сделать в нашем медицинском центре по самым выгодным ценам в Санкт-Петербурге. Мы находимся недалеко от метро Ладожская в Красногвардейском районе.

Содержание

Стоимость:

  • Предрейсовый медицинский осмотр одного водителя — 150 рублей
  • Для организаций предоставляем скидки

Наши преимущества:

  • низкие цены
  • скидки при заключении договора
  • индвидиуальные условия для организаций

Среди наших клиентов – крупнейшие автотранспортные предприятия Санкт-Петербурга. Многолетняя совместная работа с ними позволила организовать четкую и безаварийную работу водителей. В нашем активе – только положительные отзывы!

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

Что представляет собой обследование?

Основной целью следует считать установление их общего состояния здоровья, определение факта употребления не только алкогольных, но также психотропных и наркотических компонентов. Не менее важным фактором является более специфические медицинские предрейсовые осмотры водителей, позволяющий установить наличие в крови нежелательных лекарственных средств и явлений алкогольной интоксикации, являющихся остаточными. В данном случае речь идет о похмельном синдроме.

Каждый из представленных случаев, а также просто физическое переутомление является поводом для недопущения к управлению автомобилем до тех пор, пока все показатели, которые обнаружил инспектор, не придут в норму.

Как выполняется процедура?

Существует определенный порядок действий перед рейсом:

  • предрейсовый врачебный осмотр водителя, имеющий внешний характер: от кожного покрова до ротовой области. Осуществляться должен медицинским работником, имеющим соответствующую лицензию;
  • определение анамнеза водителя, что дает возможность выявить психологическое состояние и самочувствие перед рейсом;
  • измерение не только пульса, но и АД, что особенно важно в летнее время;
  • идентификация любых неприятных запахов, говорящих или использовании других вредных веществ – применяются алкометры и алкотестеры.

Кому обязательно проходить процедуру?

Это обязательно для перевозчиков грузов и людей, работающих на любых фабриках и заводах, компаниях и частных фирмах (например, такси). Исключением являются сотрудники, трудящиеся в скорой помощи, пожарной или полицейской службе, МЧС, автоинспекции – прохождение предрейсового медицинского осмотра необходимо в исключительных случаях.

Когда проходить

Прохождение должно осуществляться перед каждой поездкой. Послерейсовые осмоты имеют такое же большое значение и точно также фиксируется, как представленный ранее. Огромное значение имеет оснащение медицинского кабинета, которое должно быть полноценным, включать тонометры, глюкометры.

Порядок прохождения

Помимо освидетельствования шофера, необходимо проведение предрейсового осмотра автомобиля, осуществляемый механиком предприятия. Эти два процесса проводятся перед рейсом и при недопущении кого-либо из них к рейсу, он не состоится – таков порядок.

Нормы/требования

Следует установить некоторые требования, так:

  • документом официального характера, разрешающим выезд, следует считать путевой лист. На нем необходимо проставить штамп, или пометку о том, что все выполнено в соответствии со всеми правилами;
  • штамп обладает соответствующей силой лишь в той ситуации, если имеется подпись лица, которым осуществлена процедура;
  • путевой лист не должен заполнять сам водитель, это может делать лишь медицинский работник.

К требующимся реквизитам, кроме штампа и инициалов сотрудника, осуществившего контроль, следует относить дату и время осмотра.

Закон

Поправка к Федеральному закону от 04.2014 устанавливает послерейсовый осмотр непременным исключительно для некоторых категорий водителей. Речь идет о людях, занятых транспортировкой потенциально опасного груза или граждан. Это может быть такси, сопроводительные и корпоративные машины.

Необходимость отстранения сотрудника от рейса в рамках медицинского обследования определяется ст. 76 Трудового кодекса РФ. В этом случае фельдшер по предрейсовым осмотрам или инспектор обязан уведомить начальство. За нарушение дисциплины, как на водителя, так и на врача налагается штраф – от 1000 до 3000 рублей. Осуществить денежную выплату должна также и организация, не осуществлявшая обследования (от 30000 до 50000 руб.).

Показания

Для некоторых категорий лиц, например, у которых имеется вероятность повышения АД, предрейсовые осмотры осуществляется перед каждым рейсом. Также, если ТС находится в условно плохом состоянии или недавно требовался ремонт, необходимо выполнение предрейсового технического осмотра.

Таким образом, представленная процедура является обязательной, а при отказе ее осуществления или наличии признаков, указывающих на отклонений от нормы – водитель или ТС не будет допущен к рейсу.

Можно ли игнорировать предрейсовый медицинский осмотр?

Это серьезное нарушение законодательства РФ. Есть определенные ФЗ, которые регулируют деятельность индивидуальных предпринимателей/юридических лиц. В них прописано, что если деятельность подразумевает использование транспортных средств и наём профессиональных водителей, то требуются предрейсовые/послерейсовые проверки. Это качается как водителей, так и транспортных средств (поэтому проводится технический/медицинский тест). При этом неважно, будет проводиться эта процедура конкретно перед рейсом или нет. Независимо от данного фактора, проводится диагностика транспортных средств и медицинское освидетельствование водителей минимум раз в два года.

Обратите внимание! Все требования прописаны в ФЗ «О безопасности дорожного движения». Несоблюдение этих требований приведет к штрафу, приостановке деятельности организации, серьезным издержкам.

Индивидуальные предприниматели не всегда осознают серьезность ситуации. Они уверены, что медицинская комиссия проводится только при логистической деятельности (отправка грузов в пределах страны или далеко за границу). Но такое тестирование выполняется даже в том случае, если транспортное средство оформлено на фирму. Поэтому если это личный автомобиль генерального директора, оформленный на организацию, то он обязан проходить тестирование (техническую диагностику и медицинское освидетельствование).

Пытаться обойти закон и нанять на работу молодого медицинского работника для проведения этой процедуры бесполезно. Все регламентируется законодательством РФ, поэтому для выполнения этой работы требуется лицензия. Намного удобнее обратиться к экспертам, в распоряжении которых есть весь комплекс медицинского оборудования для проведения работы. Работа ведется по договору с юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями. Узнать больше можно по телефону в рабочие дни.

Довольно часто бывает так, что водитель садится за руль, не обращая внимания на собственное состояние. Его не смущает присутствие головных болей или внезапная гипертония. А такое состояние может привести к ДТП. Во избежание подобного рода ситуаций был введен предрейсовый медосмотр.

Предрейсовые медосмотры

Процедура такого осмотра обязательна для водителя. Ее исполнение контролируется законодательством. Несоблюдение любых ее норм чревато последствиями. Что же это такое и как осуществляется ее выполнение – расскажем далее.

Что это

Предрейсовое медицинское обследование – утвержденная на государственном уровне процедура. Ее задача – профилактика возникновения нештатных ситуаций при управлении транспортным средством.

Регулярное проведение осмотров позволяет повысить уровень контроля за здоровьем водителей, а также не допускать или хотя бы снизить вероят-ность возникновения непредвиденных аварийных ситуаций.

Кто их проводит

Обследование водителей выполняется только лицензированным медицинским учреждением, которое имеет все необходимые разрешительные сертификаты и документы. Работающий в нем персонал должен быть с соответствующим образованием и разрешение. Для начала такой деятельности необходимо получить лицензию.

Медосмотр.

Сегодня существует 3 варианта проведения осмотра:

  1. Непосредственно сотрудником компании, при условии, что он имеет сертификаты. Лицензия не нужна – все правила предусмотрены.
  2. Привлечение сторонней организации, заключение с ней долгосрочного договора. Основное требование – соответствие всем нормативным и правовым актам. В их качестве могут выступать больничные учреждения, поликлиники.
  3. Получение лицензии на проведение осмотра. Подходит для больших компаний. Главное преимущество – оперативность выполнения осмотра.

Обязанность доктора – придерживаться существующих требований и своевременно заполнять документацию. Внесение неправдивых данных карается законом.

Кто их проходит

Процедура является трудовой обязанностью шофера, не пройти которую он не имеет права. Поэтому перед выездом в его документе должна значиться запись прошел предрейсовый медицинский осмотр штамп.

Цели и задачи

Главная задача медосмотра – вынесение решения об общем состоянии шофера. Процедура позволяет избежать переутомления, а также обнаружить опьянение.

Проводимое мероприятие имеет следующие цели:

  1. Обеспечение безопасности перемещения всех участников дорожно-транспортного движения.
  2. Определение общего состояния водителя. Подразумевается оценка его способности выдержать предстоящие в пути нагрузки.

Выполняющие осмотр врачи несут большую ответственность, так как они заполняют путевой лист и ставят штамп о прохождении предрейсового медосмотра образец есть

Также может выполняться послерейсовый осмотр, чтобы получить картину о здоровье водителя. Он позволяет оценить самочувствие шофера после длительного нахождения за рулем.

Порядок проведения процедуры

Полученный после осмотра результат фиксируется в отдельном журнале.

Новые законы регламентируют следующую очередность проведения процедуры:

  1. Запись имеющихся жалоб.
  2. Осмотр специалистом.
  3. Измерение пульса, температуры тела, давления.
  4. Проверка признаков любого вида опьянения.
  5. Замеры уровня алкоголя в крови.

Если водитель имеет хронические заболевания, он обязан обратиться к про-фильному специалисту. Содержание паров алкоголя проверяется алкотестером. При подозрении водителя в приеме психотропных веществ, ему назначают сдачу анализов и отправляют в больницу.

Получив результаты, записывают, что не выявлено вредных факторов и к работе приступать можно. Или нельзя, если препятствующие работе факторы все же выявлены. Во втором варианте медработник обязан поставить в известность руководителя, зафиксировать результаты, дату и время проведения осмотра. Затем следует подпись и печать доктора, что подтверждает подлинность записи.

Штамп предрейсового осмотра

Штамп о прохождении медосмотра.

Перед тем, как отпустить шофера в рейс, доктор обязан поставить печать предрейсового осмотра образец 2019.

Поэтому компания должна купить штамп Медосмотр пройден, к рейсу допущен и предоставить его своему врачу.

Штамп предрейсового осмотра водителей нового образца – это печать доктора, которой он подтверждает, что работник прошел осмотр и готов к выполнению поставленных задач.

Требования к печати

Требование к печати – четкость и разборчивость всех элементов ее оттиска. Разре-шаются незначительные дефекты. Если печать имеет ярко выраженные погрешности, то она подлежит замене.

В 2019 году был введен новый штамп о прохождении предрейсового медосмотраи его образец есть в интернете. Поэтому существующие старые печати со временем станут недействительны.

Новый образец и его отличия

Отличия нового образца штампа заключаются в наличии времени и даты проведения осмотра. Также на нем указываются ФИО проводившего осмотр доктора. Подлин-ность документа подтверждается подписью врача и водителя.

На путевом листе есть два места для штампа, для предрейсового и для послерейсового контроля. Второе указанно в виде – Прошел послерейсовый медицинский осмотр и штамп.

Где заказать

Образцы штампа Предрейсовый медосмотр пройден можно купить в интернете или в специальных магазинах. Количество поставщиков огромное.

Какой вид имеет штамп послерейсовый медосмотр пройден образец, можно посмотреть, к примеру, в типографиях.

Стоимость

Ценовой диапазон штампов для путевых листов разнообразен. Он напрямую зависит от размера, технического состояния (ручная оснастка или автоматика), расходных материалов, стоимости ремонта и фирмы производителя. Минимальная цена – около 400 руб. и может доходить до пары тысяч.

Автоматические штампы нуждаются в периодическом техосмотре. Их невыполнение чревато поломкой механизма.

Что такое – путевой лист

Документ, который выдается врачом компании при выезде в рейс, называется Путевой лист. Основной элемент листа – отметка о прохождении медицинского осмотра, а штамп – официальное подтверждение.

Сотрудник ДПС может потребовать путевой лист. В случае отсутствия документа водитель вынужден будет заплатить штраф в размере 500 рублей (цена действительна на ноябрь 2019).

Новый порядок заполнения путевых листов

Выданный Минтрансом 21.12.2018 года приказ изменил алгоритм заполнения документа и количество реквизитов. Закон вступил в действие 1 марта 2019 года. Штамп о прохождении предрейсового медосмотра и образец 2019 года были немного видоизменены.

Новый документ выглядит так же, как и старый, однако немного отличается.

Заполнение путевого листа.

В нем должны отображаться следующие данные:

  1. Наименование документа.
  2. Номер. Он должен совпадать с порядковым числом записи регистрации в журнале организации.
  3. Время действия.
  4. Информация об автовладельце, транспорте.
  5. Сведения о водителе.

После внесения законодательных изменений в путевом листе указывается:

  1. Вместо слова «депо» – «парковочное место», «парковка».
  2. Штамп о прохождении медицинского осмотра стал необязательным. Теперь достаточно на путевом листе ФИО доктора, его подписи.
  3. При оформлении длительной путевки указывается период ее действия.
  4. Сведения о техосмотре ТС, его состоянии и др.
  5. Информация о водителе. Записывается в путевой лист. В нем указываются все хронические заболевания и результаты осмотров.

Выводы

Существующий сегодня трудовой договор предусматривает проведение предрей-сового медицинского обследования. Оно выполняется при фирме или же удаленно – сдача анализов в поликлинике.

При необходимости штамп предрейсового медосмотра пройден образец можно посмотреть в интернете. Важно помнить, что действие одного осмотра распрос-траняется всего на один день или на рейс. Наличие таких осмотров – гарантия безопасности на дороге.

Детальная информация видна на видео:

Медосвидетельствование (медицинское освидетельствование) водителей перед выездом в 2019 году — порядок, стоимость

Перед законодателем стоит важная задача – надлежащим образом отрегулировать деятельность, представляющую особую опасность для окружающих.

Наиболее широко контролируемой деятельностью на настоящий момент является деятельность по управлению ТС. И здесь крайне важно не только обеспечить выявление нарушений вовремя, но и механизм их предупреждения.

Что это такое

Водитель, работающий в штате ИП или организации, несет ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за окружающих. Особенно это касается тех, кто осуществляет перевозку опасных или крупногабаритных грузов, а также занимается пассажирскими перевозками.

Чтобы водитель не нанес вред себе и окружающим, законодатель ввел такую процедуру, как предрейсовый осмотр. Осмотр перед выездом – это обязательная составляющая работы водителя в любой транспортной компании.

Медосмотр позволяет выявить – здоров водитель или нет, имеются ли у него противопоказания к управлению ТС, страдает ли он от похмельного синдрома, имеется ли должный уровень реакции на окружающую обстановку и др.

Необходимость проведения медосмотров перед выездом обуславливается требованиями законодательства. Так, ч. 1 ст. 20 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения” обязывает юрлиц и ИП организовывать медосмотры и мероприятия, повышающие медицинскую грамотность водителей ТС.

Кто проводит

В соответствии с Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года № 2510/9468-03-32, проведение медосмотра осуществляется одним из трех способов.

Способ № 1. Силами штатного медицинского персонала.

Если у предприятия, осуществляющего транспортную деятельность заключен трудовой контракт с медицинским работником, и у него есть действующий сертификат, выданный местным наркологическим диспансером или больницей, этот медработник вполне может проводить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры.

Главное условие – наличие сертификата, свидетельствующего о прохождении подготовки по программам проведения предсменных, послесменных и текущих медосмотров.

Если такой медработник обслуживает только сотрудников транспортной компании, лицензию на соответствующую деятельность получать не нужно.

Способ № 2. Заключение договора со сторонним медучреждением.

Транспортное предприятие может заключить договор со специализированным медучреждением, имеющим лицензию на такой вид деятельности, как проведение предрейсовых или послерейсовых осмотров. Такая деятельность подлежит лицензированию на основании ст. 12 ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Реквизиты лицензии лучше указать в договоре с медучреждением, а копию самой лицензии сделать в виде приложения к договору.

Способ № 3. Получить собственную лицензию.

Последний способ – получить собственную лицензию. Это будет единственный вид медицинской деятельности, поэтому для этого не обязательно приобретать статус медицинского учреждения.

Такую лицензию целесообразно получать только крупным транспортным компаниям. Это позволит производить круглосуточный мониторинг за состоянием здоровья водителей, а также зарабатывать дополнительные деньги по договорам оказания услуг другим предприятиям, которым необходимо проводить осмотры своих водителей.

В каких случаях необходимо регулярно проводить

Перед каждым выездом проходить медицинский осмотр нужно тем водителям, деятельность которых связана с пассажирскими перевозками.

Такие же жесткие требования предъявляются и к тем, кто осуществляет транспортировку опасных или ядовитых химикатов, радиоактивных веществ, нефти и газа.

Указанная мера позволит удостовериться, что водитель готов к выезду в рейс и не представляет угрозы для других участников дорожного движения.

Многие предприятия практикуют также и послесменный осмотр. Часто осмотры после рейса проводятся для водителей, находящихся в так называемой «группе риска” – страдающие хроническими заболеваниями, пребывающие в пенсионном или предпенсионном возрасте, или же систематически употребляющие спиртные напитки.

Обратите внимание! Медосвидетельствование на содержание в крови наркотиков или психотропных веществ может проводиться только с письменного разрешения водителя. Целесообразно внести такое согласие отдельным пунктом трудового договора.

Порядок медосвидетельствования водителей перед выездом

Осмотр делается в следующем порядке:

  • осуществляется сбор жалоб, визуальное исследование организма, осмотр видимых слизистых и кожных покровов;
  • оценивается температура, измеряется артериальное давление;
  • выявляются внешние признаки, свидетельствующие о нахождении водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • при фиксации хотя бы одного внешнего признака, проводятся лабораторные и инструментальные обследования, среди которых:
    • анализ на количественное установление доли алкоголя в выдыхаемом воздухе;
    • установление наличия психоактивных веществ в моче пациента.

Если по результатам предсменного исследования не было выявлено заболеваний, которые препятствуют осуществлению профессиональной деятельности, на путевом листе делается отметка «Прошел предрейсовый медицинский осмотр”. Медицинский работник ставит свою подпись на путевом листе.

Результаты проводимых медосмотров в обязательном порядке вносятся в специальные регистрационные журналы. Медработник обязан сообщать работодателю о всех результатах проведенных осмотров.

Если осмотр проводится не штатным медработником, а сторонней компанией, в договоре желательно указать пункт, регламентирующий сроки такого уведомления.

Срок действия заключения

Медработник не вправе назначать конкретные сроки действия заключения, ведь предрейсовый медосмотр, в силу п. 4 Приказа Минздрава от 15 декабря 2014 года № 835н (далее – Приказ), проводится перед началом рабочего дня или смены.

Результаты заносятся в специальный журнал регистрации, в котором указывается информация о:

  • дате и времени проведения медосмотра;
  • ФИО работника, его должности;
  • поле, дате рождения;
  • результатам исследований;
  • заключении о возможности отправить водителя в рейс или об отсутствии такой возможности;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись работника.

О конкретных сроках действия медзаключения, выдаваемого перед каждой рабочей сменой, в указанном Приказе ничего не сказано. Представляется, что результаты осмотра действуют только на протяжении одного рабочего дня или одной рабочей смены.

Кто несет ответственность

Наказание за нарушения, которые связаны с порядком проведения предсменных осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП.

Так, ст. 12.32. КоАП регламентирует наложение штрафа в размере 20 тыс. рублей на должностных лиц и 100 тыс. рублей на юридических лиц в случае допуска водителя, который был пьян, к осуществлению профессиональной деятельности.

Виновным по этой статье признается именно работодатель (или его должностные лица), а не медработник. Связано это с тем, что медработник самостоятельно не принимает решение о допуске, а лишь оформляет заключение.

За допуск водителя к исполнению трудовых функций без прохождения медосмотра, если необходимость прохождения медосмотра регламентирована законодательством, влечет ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП.

Размер денежного взыскания для лиц, занимающих должности – от 15 до 25 тысяч рублей, для юридических – от 110 до 130 тысяч. Составлять протоколы по данной статье имеют право не ГИБДД, а работники трудовых инспекций.

По ст. 11.32. КоАП могут привлечь к ответу именно то лицо, которое выносило заключение о допуске водителя к рейсу, то есть медработника. Максимальный штраф для должностных лиц – 3 тыс. рублей, для юридических – 50 тыс.

Кто не допускается

Водителя могут не допустить к осуществлению профессиональной деятельности, если выявят следующие отклонения:

  • признаки обострения хронических болезней;
  • повышенная температура организма;
  • головная или зубная боль;
  • упадок сил;
  • тахикардия или брадикардия;
  • повышенное или пониженное артериальное давление;
  • явные признаки алкогольного или наркотического опьянения;
  • замедление реакции, вызванное вследствие употребления определенных медицинских препаратов.

На основании п. 19 Приказа, в случае выявления медицинским работником указанных выше симптомов, будет выписана справка (направление) для предъявления в соответствующую медицинскую организацию. Водитель обязан посетить указанное учреждение и пройти необходимый курс лечения.

В справке-направлении указываются следующие сведения:

  • порядковый номер;
  • дата и время осуществления медицинского предсменного осмотра;
  • цель направления на лечение;
  • изначальный диагноз;
  • объем предоставленной медпомощи;
  • подпись медсотрудника, выдавшего справку, и расшифровка.

На основании ч. 5 ст. 23 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения”, организация и проведение любых видов осмотров, в том числе, и предрейсовых, осуществляется целиком и полностью за счет средств работодателя.

Об этом сказано также в п. 7 Приказа. Возложение соответствующих обязанностей по уплате на работника считается нарушением законодательства.

Для организации состав расходов при привлечении к делу сторонней компании будет следующим:

Количество водителей, проходящих медосмотр, в сутки

Стоимость предрейсового медосмотра, в сутки

От 1 до 2 5000 рублей
От 3 до 4 7000 рублей
От 5 до 7 10000 рублей
От 8 до 15 12000 рублей
От 16 до 30 15000 рублей
От 31 до 50 18000 рублей
Свыше 50 Свыше 21000 рублей

Итак, если организация или ИП осуществляют деятельность, связанную с транспортировкой опасных грузов или с перевозкой пассажиров, в отношении штатных водителей необходимо производить регулярный предрейсовый осмотр.

Для этих целей можно нанять как стороннюю организацию, так и возложить соответствующие обязанности на штатный медперсонал.

Видео: Медосмотр для водителей

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Предрейсовое освидетельствование водителей

Каждое предприятие, имеющее в штате водителей, обязано заботиться об их безопасности и соблюдать нормативные правила охраны труда. При перевозке пассажиров и работе со строительной техникой водителям необходимо анализировать большой объем информации и быстро принимать сложные решения, ведь на них лежит ответственность за жизни людей и сохранность техники.

Общие сведения

Управление ТС в нетрезвом или нездоровом виде строго запрещено ПДД и сурово карается законодательством Российской Федерации. Для выявления негодных к работе водителей компаниями проводится особое медицинское освидетельствование перед выездом на рейс.

Любой выезд начинается с направления на медосмотр. Предрейсовое освидетельствование водителей — это обязательная медицинская проверка человека на наличие серьезных отклонений, мешающих работе, а также годность к управлению транспортным средством. В рамках законодательства, такие освидетельствования должны быть ежедневными (до выезда и после выезда на рейс) для всех водителей, работающих с машинами компании. Категории работников, порядок, способ проведения проверки описаны в ст. 213 ТК РФ.

К проведению медосмотра водителей перед выездом допущены три категории специалистов:

  • приглашенный персонал медицинского учреждения;
  • штатные медработники предприятия;
  • сотрудники специальных центров медицинского освидетельствования.

В первом и третьем случаях заключается договор на проведение предрейсового медицинского освидетельствования водителей. Важно, чтобы все врачи прошли предварительное обучение и получили необходимые лицензии на проведение медицинского освидетельствования.

Порядок проведения медицинского освидетельствования водителей

Проведение предрейсового медицинского освидетельствования осуществляется в несколько этапов:

  • перед каждым выездом проводится беседа с водителем. Выясняется наличие проблем со зрением, слухом, речью, координацией. Водителю предлагают сделать несколько резких движений, проверяют пальцем носовую пробу, хождение по прямой линии, базовые реакции;
  • проводятся замеры пульса и артериального давления;
  • просматривается наличие отклонений во время более ранних выездов;
  • проводится проверка на алкогольное опьянение при помощи медицинского анализатора дыхания (алкотестера);
  • проверяются признаки наркотического опьянения и история отмена выездов по этой причине.

В случае подозрения на последнее, врач может отменить выезд и назначить проверку мочи. На каждое выявление алкогольного или наркотического опьянения заполняется акт «Об обнаружении обстоятельств, препятствующих выезду», сдаваемый начальству.

Водитель может быть не допущен на рейс при выявлении в ходе медицинского освидетельствования следующих признаков:

  • признаков хронической усталости и потери концентрации внимания. По регламенту водитель не может совершать выезд, если не пройдет стандартный тест на усталость;
  • обострения заболеваний (описанных в медицинской карте пациента). При обнаружении работник направляется в больницу, где его осматривают внимательнее;
  • если он не может приступить к работе, выдается заключение и больничный лист. На его выезд ставится другой шофер, прошедший испытание;
  • острых проблем со зрением, слухом, реакцией;
  • повышенного или пониженного АД;
  • возбужденности и заторможенности (вызванных приемом лекарств);
  • алкогольного и наркотического опьянения.

Результаты заносятся в журнал предрейсовых медосмотров водителей. Правила его заполнения строгие и не допускают отклонений: каждая страница должна быть пронумерована, перед каждой записью ставится дата проведения освидетельствования. Если проверка проводится в больнице, то необходима официальная печать учреждения и разрешение на выезд на рейс.

Перечень учитываемой информации:

  • фамилия, имя и отчество водителя;
  • место работы;
  • возраст;
  • наличие отклонений;
  • принятые меры (отстранение от рейса, особые показания);
  • дата и время освидетельствования;
  • данные медицинского работника (ФИО, должность, место работы);
  • отметка в путевом листе о допуске к выезду.

Ответственность и стоимость услуг

Ответственность за своевременное и регулярное проведение медосмотров водителей перед выездом лежит на должностных лицах транспортной компании. Каждое предприятие имеет штат квалифицированных сотрудников, отвечающих за то, чтобы все шоферы прошли медицинское освидетельствование перед выездом, отстраняющих негодных к рейсу и заполняющих необходимую отчетность. Если сотрудниками ДПС ГИБДД или других проверяющих органов будут выявлены явные нарушения, за них будет отвечать работодатель и в частности отдел, занимающийся предрейсовым контролем водителей.

Нарушившие закон могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения им в установленном порядке медицинского освидетельствования).

Нарушение грозит наложением штрафа:

  • на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
  • на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без специального образования, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В рамках установленных норм медицинское освидетельствование водителей перед выездом проводится за счет работодателя. Для соискателей на должность допустимо прохождение осмотра за свой счет с последующей компенсацией. Для этого необходимо письменно оформить договоренность о выплате средств после получения результатов освидетельствования. Если медицинский осмотр покажет, что есть отклонения и нанять работника никак нельзя, работодатель все равно будет обязан оплатить освидетельствование в соответствии с ч.8 ст. 213 ТК РФ. Чтобы получить компенсацию, нужно написать заявление на имя директора фирмы в вольной форме, приложив чеки и документы.

В случае отказа компании платить за освидетельствование, работник может подать в суд. При наличии подтверждающих бумаг, суд обяжет ответчика выплатить деньги пострадавшему.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей — обязательное требование для перевозчиков. Задача такого осмотра — подтвердить нормальное состояние водителя перед рейсом, исключить физическое переутомление, наркотическое или алкогольное опьянение.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.

Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующиесейа транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).

Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует сразу три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году. Приказ Минздрава от 15.12.2014 № 835н, более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей. Кроме того, юридическую силу имеет письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.

Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации.

Новое в законодательстве

С 21 декабря 2018 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296. Рассмотрим нововведения 2019 года. Согласно новому приказу предрейсовый контроль нужно будет проводить до начала рейса в следующих случаях:

  • за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
  • длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.

Предсменный контроль нужно будет проводить до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.

Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.

Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. При этом предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, ведь выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса врач обязательно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы могут после завершения работы врачу не показываться.

Оформление документации

Первая страница типового положения выглядит так:

В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:

  • указать содержание медосмотров;
  • определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
  • определить условия проведения процедуры;
  • установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор или установить необходимость найма штатного медработника.

Обратите внимание! Водители обязаны иметь при себе путевые листы. И согласно пп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» отметка о дате и точном времени предрейсового и послерейсового осмотров является обязательным реквизитом такого листа.

Кто имеет право проводить медосмотры?

Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры можно только:

  • медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
  • медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

Кроме того, если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно только в случае большого штата шоферов. Чаще всего организации и ИП просто заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Этот момент необходимо тщательно проверить перед заключением договора. Кстати, все расходы на эти мероприятия несет исключительно работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ.

Журнал медосмотров

В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:

  • дата и время проведения осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, дата рождения;
  • результаты обследования;
  • заключение о результатах;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника, который прошел контроль.

Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.

На бумажном бланке образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей — 2019 будет выглядеть так:

На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.

Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.

  1. Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
  2. Опрос о состоянии здоровья.
  3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
  4. Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
  5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.

Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

  • ее порядковый номер;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ. Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ.

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ. Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ. Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

Образец журнала предрейсового медосмотра

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей: организация и правила проведения

Найм Труда > Охрана труда > Кто и каким образом может проводить медицинский осмотр водителей перед рейсом

Предрейсовый медицинский осмотр — это обязательная процедура, и главная ее цель — это профилактика аварийных ситуаций на дорогах, но кто может проводить это мероприятие? Каковы цели проведения и что выявляет осмотр.

Цель проведения

Цель проведения предрейсового медосмотра

Основная цель проведения медосмотра перед выпуском водителя в рейс — это заключение о его состоянии здоровья, чтобы не было случаев переутомления в дороге, выявление возможного опьянения, в том числе наркотического, алкогольного или токсического.

Цель мероприятия заключается в следующем:

  • безопасность на дорогах как пешеходов, так и водителей;
  • определение состояния здоровья на предмет, сможет ли человек выдержать нагрузку (это тоже связано с безопасностью).

Специалисты, проводившие медосвидетельствование, возлагают на себя некую ответственность, поэтому осмотры проводятся по жестким критериям.

Требования законодательных документов обязательны для исполнения и поэтому каждый работодатель должен знать, что перед каждым рейсом необходимо организовывать проведение медицинского освидетельствования водителей.

На основании требований нормативных документов необходимо обеспечить:

  1. Проверку водителей перед рейсом, чтобы выявить содержание спирта в крови, наличие опасных препаратов, наркотических веществ. Одним словом, всех вредных составляющих, которые оказывают влияние на качество выполняемой работы.
  2. Финансирование данного мероприятия производится за счет средств работодателя.

Обследованием подобного рода занимаются квалифицированные специалисты, обладающие разрешительными документами, неважно, в штате организации они выполняют свои функции или на договорной основе.

По результатам проверок ведется запись в журнале. Обо всех возможных ситуациях доводят сведения до руководителей. В случае если выявлено, что у водителя обнаружено отклонение по состоянию здоровья, то его направляют в клинику для проведения обследования.

Ужесточение мер

За последние годы в законодательстве произошли изменения, и многие меры усилились, это связано с большим количеством аварийных ситуаций на дорогах, в том числе с гибелью людей.

В любом случае все данные о проведении медкомиссии необходимо зафиксировать в журнале. Этот документ является обязательным, так как в нем отражены все сведения о состоянии водителя. Он обязательно должен быть прошит и пронумерован.

Какие перемены произошли в недавнее время:

  1. В обязательном порядке стал проводиться предрейсовый медосмотр.
  2. Перед тем как выйти на смену стало необходимостью осматривать водителя непосредственно за рулем.
  3. Если рейс окончен, то и по его окончании тоже проводится осмотр.
  4. Даже по уходу со смены водителю необходимо пройти отметку у специалиста.

Хотя, по мнению многих, это довольно жесткие меры, но все же они обоснованы практической реальностью. Всем известно, что неважное состояние водителя может привести к непредсказуемым последствиям.

Внесены изменения в нормативные акты также по отношению к некоторым категориям сотрудников, то есть и они теперь тоже обязаны проходить медкомиссию. Медосмотр проходят водители, выполняющие перевозку пассажиров и опасных грузов.

Прохождение мероприятия необходимо не только водителям, но и директорам транспортного предприятия.

Приказом Министерства здравоохранения регламентируется следующее:

  1. Медосмотры проводятся перед тем, как начинается смена, это необходимо для идентификации вредных факторов при перевозке, так как последние могут существенно нарушить трудовую функцию.
  2. Финансирование производится за счет средств работодателя.
  3. Медосвидетельствование проводят квалифицированные работники, имеющие свидетельство.

Вопрос лишь заключается в том, как проходит сама процедура.

Порядок проведения

Результаты предрейсового медосмотра фиксируются в журнале

Новое законодательство определяет несколько составляющих проведения медосмотра:

  1. Какие жалобы на состояние здоровья поступают от самого водителя.
  2. Осмотр по мнению специалиста.
  3. Измерение показателей температуры тела, артериального давления и пульса.
  4. Имеются ли признаки опьянения.
  5. Принимал ли водитель вещества, влияющие на психику.
  6. Алкотестером измеряют процент содержания алкоголя в крови.

То есть практически производится осмотр кожного покрова, глазного яблока, рта, а также зрачков на реакцию. После водителю задается ряд вопросов о его самочувствии в данное время и какое психическое состояние на этот момент.

После производят замеры давления и пульса. При наличии у водителя гипертонического заболевания врачу необходимо указать рамки давления, согласно которых производится допуск в рейс.

Их несложно вычислить на основании данных из десяти дней, взятых как среднее арифметическое. Наличие алкоголя в крови выявляется с помощью алкотестера, а наркотические вещества в крови могут определиться лишь на основании лабораторных исследований.

По результатам медицинского осмотра перед рейсом выдаются заключения следующего характера:

  1. Вредных факторов не было выявлено, поэтому можно приступать к выполнению работы.
  2. Выявлены факторы, препятствующие допуску к работе.

Об этих данных следует проинформировать руководителя, наряду с этим должна быть отметка в путевом листе, где указана точная дата и время проведения мероприятия, а также подпись специалиста, проводившего обследование.

Какие требования предъявляются к кабинету

Чтобы проводился предрейсовый осмотр водителей, работодателю следует выделить специальное помещение, причем его площадь должна составлять не менее 12 м2.

В этом помещении должны быть:

  • чемоданчик специалиста, оснащенный средствами для оказания первой медицинской помощи на случай, если сотруднику стало плохо;
  • для проведения осмотра необходима кушетка;
  • 2 стула для специалиста и пациента;
  • гардероб для одежды;
  • письменный стол;
  • лампа настольная для обеспечения местного освещения;
  • сейф для медика;
  • алкотестер;
  • тесты на определение алкогольного или наркотического опьянения;
  • градусник;
  • тонометр для измерения давления;
  • шпатели;
  • стол для приборов.

Немаловажно, чтобы помещение было отапливаемое, снабжено водой, а также освещение в нем должно быть в пределах норматива.

При отсутствии такового возможно выделение отдельного помещения для проведения проверки водителей перед выездом в рейс, работодатель может организовать выезд сотрудников в поликлинику на собственном транспорте.

Кто может проводить медосмотр

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр

Проведение медицинского осмотра водителей не может выполнять организация, не имеющая лицензию по этому направлению. Медучреждение должно обладать всеми разрешительными документами на право заниматься этим видом деятельности. Причем медицинский персонал тоже должен быть обучен и иметь соответствующий сертификат.

Как получить сертификат? Во многих населенных пунктах имеются учреждения, занимающиеся выдачей данных документов. К ним могут относиться медицинские училища, факультеты университетов и центры повышения квалификации медиков.

Существует три варианта организации проведения медицинского осмотра предприятиями:

  1. Если в организации имеется штатный медицинский сотрудник, имеющий сертификат. В этом случае и лицензии не потребуется, так как оптимальные правила соблюдены.
  2. С привлечением иной организации, имеющей свидетельство на проведение таких осмотров, после заключения договорных отношений. Это могут быть поликлиники или больничные учреждения как государственной структуры, так и частной.
  3. Получение предприятием лицензии на проведение медосмотров. Этот вариант приемлем для крупных предприятий, так как имеется необходимость проводить работы оперативно.

Читайте также: Об основных направлениях охраны труда и ее главных понятиях

Если осмотр проводит организация

При проведении предрейсового осмотра водителей в отдельной организации введены на законодательном уровне определенные требования. Главным, из которых является — наличие разрешительных документов.

Согласно действующему регламенту требуется:

  • освидетельствование, проводимое перед рейсом;
  • перечень оказываемых услуг;
  • наличие отдельных кабинетов, необходимых для приема водителей;
  • обеспечение комфорта для медиков;
  • список критериев, согласно которым осуществляется допуск водителей к управлению транспортом;
  • обязанности врачей.

Для перевозки водителей транспорт выделяется организацией.

Удаленный медосмотр

Как проводится дистанционный медосмотр

В законы вносятся изменения и дополнения. Так, в скором будущем осмотр водителей будет осуществляться дистанционно по специально разработанной схеме. В ходе такого медосмотра:

  • проводится тестирование на состояние алкогольного или иного вида опьянения;
  • проверяется работа наиболее важных для жизни органов;
  • отмечается, какие заболевания имеются у водителя.

Врачи могут оставлять электронную подпись по результатам проведения медосмотра.

Автором такой инициативы является Минтранс. Это нововведение снижает риск оформления документов незаконно и предоставляет возможность сверки полученной информации о проведенном мероприятии.

Дистанционный осмотр предполагается проводить при помощи специальных устройств:

  • измерять уровень давления;
  • измерение температуры тела;
  • брать биоматериал на анализ.

Транспортные компании должны будут произвести установку на своих территориях специализированных кабинетов. Кроме всего прочего изменения произойдут в нормативных актах, касающихся контроля за деятельностью медицинских организаций.

В основе остается бланк путевки, в котором отражаются сведения:

  • о часах, которые водитель провел за рулем;
  • каков показатель пробега авто;
  • схема маршрута;
  • допуск к работе, выданный специалистом.

При оформлении электронного документа необязательно присутствие врача. Так как пункт будет специально оборудован, то это исключит возможные ошибки специалистов, а врачи дистанционно проведут проверку водителей на допуск в рейс.

Семинар о предрейсовом осмотре водителей смотрите здесь:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий