Порядок допуска водителя к самостоятельной работе

Инструкция по охране трудаявляется основным документом, устанавливающим для водителя автомобилятребования к безопасному выполнению работ согласно профессии и квалификации.

Настоящая инструкция разработанав соответствии с Методическими рекомендациями с учетом требованийзаконодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственныетребования охраны труда, межотраслевых правил по охране труда (правилабезопасности).

Невыполнение требований настоящей инструкции влечёт за собой наказание в соответствии с действующим законодательством.

Знание инструкции по охране труда для водителя автомобиля обязательно.

1. Общие требования охраны труда

1.1. Ксамостоятельной работе водителем автомобиля допускаются лица:

  • не моложе 18 лет;
  • имеющие квалификационное удостоверение на право управления указанной техникой;
  • медицинский осмотр (обследование) не реже 1 раза в год.
  • прошедшие психиатрическое освидетельствование;
  • прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда;
  • прошедшие обучение и проверку знаний по пожарной безопасности;

1.1.1.Обучениеводителя автомобиля безопасным методам и приемам труда предусматривает:

  • вводный инструктаж;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • производственное (теоретическое и практическое) обучение по безопасным методам и приемам труда;
  • стажировку в объеме не менее 2-14 рабочих смен;
  • первичную проверку знаний;
  • допуск к самостоятельной работе.

1.2. Водительавтомобиля независимо от квалификации и стажа работы должен не реже 1 раза в 3месяца проходить повторный инструктаж по программе первичного инструктажа нарабочем месте.

1.3. Периодическуюпроверку знаний по ОТ по профессии, водитель автомобиля проходит ежегодно.

1.4. Неявка на проверку знаний или неподготовленность к ней без уважительных причин, рассматривается как нарушение трудовой дисциплины. К лицам допустившим нарушения, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым законодательством.

1.5. Внеплановыйинструктаж проводится в случаях:

  • при введении в действие новых или переработанных, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним.
  • при нарушении требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, пожару.
  • по требованию органов надзора.
  • при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней.

1.6. Целевойинструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с его прямымиобязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовыеработы вне предприятия, цеха и т.п.).

1.7. Всоответствии с ТК РФ водитель автомобиля обязан проходить обязательные:предварительный при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Водитель автомобиля, не прошедший в установленном порядке обучение, проверку знаний, обязательный мед. осмотр, психиатрическое освидетельствование, а также при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения им работы, обусловленной трудовым договором в соответствии со ст. 76 ТК РФ он отстраняется от работы без сохранения заработной платы.

1.8. Водительавтомобиля должен знать и соблюдать:

  • выполнять только те виды работ, которые соответствуют его квалификации, предусмотрены должностной инструкцией и указаниями своих руководителей (представителей работодателя), а так же осуществлять иные правомерные действия, обусловленные рудовыми отношениями с работодателем либо в его интересах, не противоречащие требованиям законодательства о труде и об охране труда, а также требованиям действующих в Обществе нормативных технических документов.
  • основные причины неполадок и аварий в обслуживаемых механизмах, уметь находить и устранять их.
  • методы и приемы выполнения слесарно-монтажных работ.
  • устройство и принцип действия первичных средств пожаротушения, находящихся на участке и уметь ими пользоваться.
  • правила оказания первой помощи пострадавшим, оказывать первую помощь пострадавшим.
  • характеристики опасных и вредных производственных факторов.
  • курить только в специально отведенных для этих целей местах, не допускать на территории предприятия распития спиртных напитков и применения наркотических средств.
  • не посещать другие объекты, рабочие места без разрешения руководителя.
  • не использовать пожарный инвентарь не по назначению
  • назначение, устройство и принцип работы оборудования;- производственные инструкции и инструкции по охране труда по видам выполняемых работ, инструкции по эксплуатации оборудования;
  • требования данной инструкции, пром. санитарии, правила внутреннего трудового распорядка, а именно:

а) В организации устанавливается 5-ти дневнаярабочая неделя с двумя выходными днями снормальной продолжительностью рабочего времени в количестве 40 часов в неделю.

б) Начало работы —8 .00. окончание- 17.00.

в) В течениерабочего дня работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания (на обед)– 1 час с 12.00. до 13.00.

г) В течение рабочегодня работникам предоставляются регламентируемые перерывы на отдых и личные надобности:

* для работающих 8часов в день (смену)- 2 перерыва по 15 минут до и после обеденного перерыва.

1.9. Водительавтомобиля должен знать, что наиболее опасными факторами являются:

Опасные и вредные производственные факторы воздействующие на работника Возможные нежелательные события при реализации производственных факторов (опасностей) Меры, обеспечивающие предотвращение реализации опасностей
1 2 3
Взрыво- и пожароопасность Получение работником травм и ушибов при разлете элементов оборудования, трубопроводов. Ранения осколками, деталями, частицами. Недостаток кислорода, удушье. Получение ожогов четырех степеней: I — по­краснение кожи; II — образование пузырей; III — омертвение всей толщи кожи Ограждение опасной зоны, установка знаков безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001. Применение средств индивидуальной защиты
Движущиеся машины и механизмы Травмирование работника. Защемление работника между движущимися машинами и механизмами, контактные удары (ушибы) при столкновении с движущимися и машинами, падение на поверхности одного уровня в результате проскальзывания, ложного шага или спотыкания, переломы, ранения, вывихи, кровотечения Запрещение нахождения вблизи движущихся машин и механизмов. Ограждение движущихся механизмов, оснащение средствами блокировки, остановки, сигнализации, или окрашивание в сигнальные цвета и обозначение знаками безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001
Острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования Получение микротравм, ранение, кровотечение, заражение Применение средств индивидуальной защиты, использование исправного инструмента и оборудования
Расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли (пола) Получение травм и ушибов при падении с поверхностей разного уровня в результате проскальзывания, ложного шага или спотыкания. Переломы, ранения, вывихи, кровотечения Установка креплений и ограждений, установка знаков безопасности. Выполнение работ на безопасном расстоянии, использование средств индивидуальной защиты, предохранительных защитных средств, инвентарных лес­тниц и подмостей
Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны Заболевания легких, острые или хронические отравления, одышка, снижение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, недостаток кислорода, удушье Применение средств индивидуальной и коллективной защиты (респираторы, противогазы). Проветривание, вентиляция рабочей зоны. Ограждение опасных мест и участков знаками безопасности. Непрерывный контроль воздуха рабочей зоны стационарными и переносными газоанализаторами.
Повышенная загрязненность воздуха рабочей зоны парами легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей Острые или хронические отравления, интоксикация, расстройства нервной системы, аллергические заболевания, развитие раковых заболеваний При легком отравлении — головная боль, головокружение, сердцебиение, слабость, психическое возбуждение, беспричинная вялость, легкие подергивания мышц, дрожание вытянутых рук, мышечные судороги Применение средств индивидуальной и коллективной защиты (респираторы, противогазы). Проветривание, вентиляция рабочей зоны. Ограждение опасных мест и участков знаками безопасности. Контроль воздуха рабочей зоны переносными газоанализаторами. Запрет на курение, прием пищи и питья воды в помещении.
Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны Тепловой или солнечный удар, нарушение теплового баланса, перегрев и охлаждение организма, нарушение деятельности сердечнососудистой системы, нарушение водно-солевого обмена, простудные заболевания Применение средств индивидуальной защиты, увеличение кратковременных перерывов на отдых, сокращение времени пребывания, обогрев
Повышенная или пониженная влажность воздуха Перегрев и охлаждение организма, нарушение деятельности сердечнососудистой системы, нарушение водно-солевого обмена, простудные заболевания Применение средств индивидуальной защиты, увеличение кратковременных перерывов на отдых, сокращение времени пребывания, обогрев
Повышенная или пониженная подвижность воздуха Перегрев и охлаждение организма, нарушение деятельности сердечнососудистой системы, нарушение водно-солевого обмена, простудные заболевания Применение средств индивидуальной защиты, увеличение кратковременных перерывов на отдых, сокращение времени пребывания, обогрев
Повышенный уровень шума на рабочем месте Поражение органов слуха, частичная или полная потеря слуха. Невроз, нарушение деятельности центральной нервной системы, сдвиги в обменных процессах Применение противошумных наушников, вкладышей- берушей, подшлемников, кратковременное нахождение в зоне повышенного шума.
Повышенный уровень вибрации (общая, локальная) Нарушение нервной системы и анализаторов: вестибулярного, тактильного, зрительного. Головокружения, расстройство координации движений, симптомы укачивания, вестибулярной неустойчивости. Деформация межпозвоночных дисков и костной ткани, изменения в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, деформация и снижение подвижности суставов Применение средств индивидуальной защиты, приспособлений, уменьшающих вредное воздействие

1.10. В соответствии с «Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам филиалов структурных подразделений, дочерних обществ и организаций Открытого акционерного общества «Газпром» (приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 43) водитель автомобиля должен быть обеспечен соответствующими СИЗ:

Наименование средств индивидуальной защиты

Костюм термостойкий антистатический с масло- водоотталкивающей пропиткой

Бельё нательное хлопчатобумажное

Плащ непромокаемый

Сапоги или ботинки кожаные

Рукавицы брезентовые или

Рукавицы комбинированные или

Перчатки с защитным покрытием

Перчатки трикотажные хлопчатобумажные

Наушники противошумные

Очки защитные (от воздействия твердых частиц)

Каска защитная

на наружных работах зимой дополнительно:

Костюм для защиты от пониженных температур с пристёгивающейся утепляющей прокладкой из термостойких антистатических тканей с масло- водоотталкивающей пропиткой

Шапка -ушанка

Подшлемник утепленный

Валенки

Галоши на валенки

Рукавицы утепленные или

Перчатки из полимерных материалов морозостойкие

1.11. Вовремя работы водитель автомобиля обязан пользоваться выданной ему спец.одеждой, спец. обувью и другими СИЗ, бережно относиться к ним, своевременно ставитьв известность администрацию о ее замене.

Содержание рабочего места и территории:

1.12. Территория, рабочее место,эксплуатируемое оборудование и механизмы должны содержаться в чистоте иработоспособном состоянии.

1.13. Не допускается загрязнениетерритории, рабочего места, оборудования и механизмов легковоспламеняющимисявеществами, горючими жидкостями и мусором.

1.14. На территории ходить толькопо тротуарам, аллеям и пешеходным дорожкам. В цехе ходить только попредусмотренным проходам.

1.15. Персоналу следует находиться в безопасных зонах при ведении работ на высоте, с применением грузоподъёмных механизмов, газоопасных, огневых и других работ повышенной опасности.

1.16 Опасная зона, где проводятся работы на высоте, должна быть огорожена по безопасному периметру и вывешены предупреждающие знаки безопасности.

Пожарная безопасность:

1.17 Рабочее место водителя автомобиля обеспечивается первичными средствами пожаротушения и пожарным инвентарем. К первичным средствам пожаротушения и пожарному инвентарю должен быть свободный доступ.

1.18. Использование пожарногооборудования и инвентаря не по назначению запрещается.

1.19. Промасленные и пропитанные горючими веществами обтирочные материалы собирают в специальные металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, а по окончании рабочего времени (перед сдачей смены, по окончании работ) содержимое ящиков необходимо выносить в специально отведенное место для последующего уничтожения в установленном порядке.

1.20 Курение на территории и в помещениях объектов МГ допускается только в специально отведенных местах, которые утверждены руководителем и обозначены знаками пожарной безопасности.

1.21. При возникновении пожара необходимонемедленно вызвать пожарную команду и сообщить диспетчеру, принять меры поэвакуации находящегося на объекте персонала и приступить к тушению пожара

1.22.Пожарная безопасность должна обеспечиваться исправным техническим состояниемоборудования, укомплектованностью и содержанием в исправном состоянии средствпожаротушения, средств аварийной сигнализации, соблюдением правил пожарнойбезопасности.

1.23.Запрещается применять воду для тушения ГСМ, электрооборудования находящегося под напряжением.

1.24. Принесчастном случае пострадавший или очевидец должен немедленно обратиться вмедпункт или вызвать скорую помощь, известив об этом механика или начальника АТЦ.

1.25. Онеисправностях эксплуатируемого механизма, инструмента, водитель должен немедленно сообщить руководителю или механику, и по его указаниюучаствовать в их устранении. К работе приступать только после устранения всехнеисправностей.

1.26. В процессе повседневной деятельности водительдолжен;

  • быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований охраны труда;
  • соблюдать требования правил и инструкций по охране труда, по эксплуатации, пожарной безопасности, электробезопасности;
  • водитель обязан немедленно сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.27. В целяхпредупреждения проф. отравлений, водитель должен соблюдать правила личной гигиены:

  • в грязной одежде не заходить в столовую;
  • перед едой тщательно мыть руки с мылом;
  • в рабочих помещениях не хранить пищу, питьевую воду, не есть, не курить;
  • не мыть руки в масле, эмульсии, керосине и др. ГСМ, не вытирать их ветошью загрязненной металлической стружкой;
  • при каждом недомогании обращаться к врачу и строго выполнять его советы и назначения;
  • обязательно являться для профилактических медосмотров.

Требования безопасности, предъявляемые к ручному инструменту, приспособлениям и устройствам.

  • При работе с ручным инструментом, приспособлениями и устройствами выполнять требования инструкций по охране труда по видам работ по их безопасному использованию.
  • Инструменты, приспособления и устройства допускается использовать только после внешнего осмотра, не имеющие внешних повреждений и своевременно прошедшие при необходимости соответствующие испытания, подтверждённые клеймами, бирками, табличками или другими средствами.
  • При выборе инструментов, приспособлений и устройств необходимо учитывать условия их применения (наличие взрывопожароопасной среды, источников электричества, атмосферных осадков, влажности воздуха и прочих).
  • При использовании и перемещении с одного рабочего места на другое инструментов, приспособлений и устройств необходимо учитывать места их применения, маршруты и способы перемещения (работы на высоте, верхолазные работы, использование лесов, приставных лестниц, лестниц-стремянок, подъёмников вышек и прочих).

Обязанностиводителя:

Водитель при выполнении своих обязанностей должен знать и выполнять:

  • требования настоящей инструкции и других инструкций по охране труда по видам работ;
  • объем квалификационных требований соответственно присвоенному разряду;
  • инструкции по безопасной эксплуатации и ремонту оборудования;
  • методы оказания доврачебной помощи пострадавшим;
  • характеристики опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте;
  • порядок оповещения своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой нештатной ситуации (аварии, пожаре, инциденте), угрожающей жизни и здоровью людей;
  • порядок действия по ПЛА;
  • правила личной гигиены;
  • требования знаков и плакатов безопасности;
  • местоположение медицинской аптечки.

Водителюзапрещается:

  • курить на рабочем месте, находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного и наркотического опьянения (употреблять спиртные напитки и наркотические вещества);
  • хранить продукты и принимать пищу на рабочем месте (за исключением специально оборудованных мест);
  • оставлять без присмотра эксплуатируемое оборудование;
  • без производственной необходимости или без разрешения руководителя не посещать другие объекты, рабочие места.
  • Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал водитель, следует немедленно прекратить работу, вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны, оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, сообщить о случившемся своему руководству, вызвать врача, помочь организовать доставку в ближайшее медицинское учреждение, по возможности сохранить обстановку на месте происшествия и зафиксировать время происшествия.
  • При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая, водителю необходимо сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.
  • Если несчастный случай произошел с самим водителем, следует прекратить работу, сообщить о случившемся своему руководителю, сменному инженеру, руководителю объекта (участка, цеха) или попросить сделать это кого-либо из окружающих, по возможности обратиться в медицинское учреждение.

Ответственность водителя:

  • Водитель несет ответственность за:
  • несоблюдение действующего законодательства Российской Федерации;
  • невыполнение требований настоящей инструкции, инструкций по охране труда по видам работ;
  • невыполнение приказов, распоряжений руководства;
  • нанесение ущерба оборудованию, материальным ценностям;
  • нарушение трудовой и производственной дисциплины;
  • неиспользование и неправильное использование СИЗ.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение водителем по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, руководитель имеет право применить к нему дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду,застегнув ее на все пуговицы.

2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля ипроверить:

  • техническое состояние автомобиля и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автомобилей на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • наличие исправного инструмента и приспособлений;
  • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
  • при получении задания от непосредственного руководителя на выполнение определённого вида работ или определённых видов работ, работник обязан ознакомиться с содержанием задания по журналу ежедневного учета выдачи заданий службы АТЦ под подпись.

2.3. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукояткипри нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват илиприменять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.

2.4. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходуработу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов,освещения, а также звуковой сигнал.

2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полногоих устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного цеха.

2.6. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.

2.8. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя,оберегать руки и лицо от ожогов.

2.9. С целью повышения безопасности соединение автомобиля с прицепомдолжно быть посредством жесткого дышла, закрепленного на раме автомобиляшкворня с гайкой. Шкворень соединять с дышлом так, чтобы оно могло свободноповорачиваться; ось дышла прицепа при горизонтальном его положении должна бытьна одном уровне со шкворнем.

2.10. В случае обнаружения недостатков сообщить механику АТЦ и после егораспоряжения приступить к их устранению.

3.Требованияохраны труда во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места стоянки или выехать из гаражаубедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и податьпредупредительный сигнал.

3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. Принедостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другоголица.

3.3. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачутоплива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствииопасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и вовстречном направлении. Выходитьиз кабины (или подниматься в кабину) должен по штатным подножкам, илискобам-подножкам повернувшись лицом к ним, и держась двумя руками за поручни,спрыгивать из кабины, кузова илиперемещаться вдоль лестницы, или скобам-подножкам спиной к ним, держась толькоза один поручень — запрещено.

3.4. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости иобзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств ипешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.

3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиковдорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».

3.6. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающихвозможность его движения во время отсутствия водителя. Управлять автомобилем водитель должен в течение периода ежедневной работы не более 9 часов, при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не более 8 часов.

3.7 При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю.

3.8 На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

3.9. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности:съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости,остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первуюпередачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилемнаходиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонтуавтомобиля лиц не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, пассажиров ит.д.).

3.10. Перед погрузочно-разгрузочными работами автомобиль следуетпоставить на тормоз с помощью стояночной тормозной системы и включить первуюпередачу или задний ход на весь период выполнения работ.

3.11. При укладке грузов в кузов автомобиля или прицеп соблюдать правилабезопасности изложенные в инструкции по охране труда для грузчиков.

3.12. При механизированной погрузке на автомобиль крупногабаритных грузовили погрузке экскаватором находиться в кузове или кабине автомобиля неразрешается. Подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если наней есть ограждения или отбойный брус. При расцепке прицепов подкладывать подколеса деревянные башмаки, а под дышло упорную штангу. В случае если водительили лица, сопровождающие автомобиль при тех или иных обстоятельствах работыставятся в условия опасные для жизни и здоровья немедленно остановить работу,сообщить об этом администрации транспортного отдела.

3.13. При движении через железнодорожный переезд водитель должен сначала убедиться в безопасности движения и руководствоваться дорожными знаками, световойи звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума на охраняемых переездах.

3.14.При наличии на переезде дежурного по переездуводитель должен руководствоваться также указаниями дежурного по переезду. Сигналом, запрещающим движениечерез железнодорожный переезд, является положение корпуса дежурного попереезду, обращенного к водителю грудью или спиной свытянутыми в сторону руками.

3.15. Железнодорожные переезды представляют собой места повышенной опасности. Учитывая, что тормозной путь поезданамного превышает тормозной путь автомобиля и строительной техники, водителипри движении через железнодорожный переезд, должны проявлять особое внимание иосмотрительность.

3.16.Водителю запрещается выезжать на переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме. Запрещается также выезжать на переезд, независимо отположения шлагбаума, при мигающихкрасных сигналов светофора или включенной звуковой сигнализации.

3.17. Запрещается выезжать на переезд, даже при открытом шлагбауме, приотсутствии шлагбаума и другой сигнализации при приближениик переезду поезда, дрезины и т.д.

3.18.При возобновлениидвижения водитель обязан вновь убедитьсяв отсутствии приближающегося к переезду поезда.

3.19. Для пропуска приближающегося поезда в случае, когда движение через переезд запрещено, водитель обязан остановиться не ближе 5 м дошлагбаума или светофора, а при их отсутствии не ближе 10 м от первого рельса.

3.20.При наличии стоп линии или таблички «стоп» водитель должен остановиться у этой линии или таблички при запрещающемсигнале светофора.

3.21. При отсутствии перед переездом разметки, определяющей число полос, движения или дорожного знака»направление движения по полосам», движение транспортных средств через переезд разрешается тольков один ряд.

3.22. Запрещается выполнять обгон ближе ста метров перед переездом на самомпереезде.

3.23.Запрещается останавливаться на переезде, а также производить переключение передач.

3.24. При вынужденнойостановке на переезде водитель, обязан высадить людей и принять срочные меры, чтобы убрать транспортное средство с переезда. Если убрать транспортное средство с переездане удается, то водитель обязан при наличиилюдей послать двух человек вдоль путейна расстояние 1000 м от переезда, объяснив им, как подавать сигналы машинисту приближающегося поезда.

3.25.Если имеется один человек, кроме водителя, то водитель должен его направить всторону худшей видимости, а сам должен остаться возле транспортного средства, подавая сигнал обшей тревоги. Сигнал общей тревоги один длинный и три коротких гудка.

3.26. При появлении поезда бежать ему на встречу,подавая сигналы круговыми движениями руками, днем лоскутом яркой материи ,ночью с факелом.

3.27. Перевозить через переезд в не транспортном положении механизмы,пересекать, железнодорожные пути в неустановленных местах, самовольнооткрывать шлагбаум или объезжать его запрещается. Пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах запрещается.

3.28. Запрещается перегонять через железнодорожные переезды механизмы, могущие повредить настилпереезда или путь .

3.29. С разрешения начальникадистанции пути, допускается движение через переезд в случаях:

  • когда ширина транспортного средства более 5 м или высота более 4,5 м (с грузом или без груза); автопоездов, длина которых превышает с одним прицепом 20 м, а с двумя и более прицепами 24 м специальных транспортных средств, перевозящих особо тяжелые грузы крупное оборудование, мостовые фермы)
  • тихоходных машин и механизмов, скорость движения которых не более 20 км/час, заявка должна быть подана за 24 часа до перевозки.

3.30. Водителю не разрешается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления которая может повлиять на безопасность движения;
  • при стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе;
  • передавать управление автомобилем посторонним лицам;
  • производить техническое обслуживание и ремонт автомобиля во время погрузки и разгрузки;
  • перевозить пассажиров на автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, а также проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа автомобиля;
  • выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
  • подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • работа двигателя на сжатом природном газе при неисправной газовой аппаратуре и утечках газа из системы;
  • ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе;
  • протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.31. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!»

3.32. При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и незагромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальнуютару.

3.33. При выполнении ремонтных работ на автомобиле-самосвале с поднятымкузовом предварительно укрепить кузов штангой.

3.34. Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкратдолжен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головкадомкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированноеместо, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колесаподложить башмаки).

3.35. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоватьсяподъемно-транспортными средствами, не превышая максимальную грузоподъемностьэтих средств.

3.36. На разборочно-сборочных работах применять только исправныеприспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, апотом отвернуть ключом.

3.37. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только припомощи бородка.

3.38. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насосаи подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.

3.39. Работы связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнятьтолько после того, как автомобиль будет установлен на козелки.

3.40. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника,накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесоукладывать замочным кольцом к земле.

4. Требованияохраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшегонесчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортнымсредством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику илидиспетчеру; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры ксохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия инспектора ГИБДД, еслиэто не создает опасности для окружающих.

4.2. Немедленно сообщить работодателю о происшедшем с ним или по его виненесчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работниковпредприятия, свидетелем которого он был.

4.3. Оказать пострадавшему при несчастном случае первую доврачебнуюпомощь, помочь доставить его в здравпункт или ближайшее медицинское учреждениеили, при необходимости, вызвать медицинских работников на место происшествия.

4.4. В случае неисправности газовой системы питания немедленно закрытьрасходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространствои другие отсеки, где проходит газопровод.

4.5. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона, выпустить ссоблюдением мер безопасности. Выпуск сжатого в условиях автотранспортногопредприятия должен производиться только на специально оборудованных постах.

4.6. Магистральный и расходные газовые вентили открывать медленно воизбежание гидравлического удара.

4.7. При выпуске сжатого природного газа или сливе сжиженного нефтяногогаза не курить и не пользоваться открытым огнем, не вести работы, не имеющиеотношения к выпуску или сливу газа.

4.8. При обнаружении на линии утечки газа из системы питания, заисключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходныевентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрытьмагистральный вентиль и, если это возможно, принять меры к устранениюнеисправности или сообщить на предприятие.

4.9. При утечке газа из арматуры баллона отогнать автомобиль в безопасноедля окружающих место и выпустить или слить газ из баллона.

4.10. Запрещается выпускать сжатый природный газ при работающем двигателеили включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянкидругих автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.

4.11. В случае возникновения возгорания,пожара:

  • Доложить по радиосвязи диспетчеру (переносная радиостанция, стационарная радиостанция в автомобиле) или по телефонной связи.
  • Организовать эвакуацию из опасной зоны всех работающих, не занятых ликвидацией пожара.
  • В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства; прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по ликвидации пожара; при необходимости вызвать медицинскую службу.
  • Организовать отключение электроэнергии и проведение других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара.
  • Обеспечить защиту людей, принимающих участие в тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, поражений электрическим током, отравлений, ожогов.
  • Принять возможные меры к эвакуации имущества, приступить к тушению пожара имеющимися на рабочем месте средствами пожаротушения, принять меры по вызову к месту пожара непосредственного руководителя или другого должностного лица (переносная радиостанция, стационарная радиостанция в автомобиле), по телефонной связи или через диспетчера (по радиосвязи) .

4.12. О выявленных неисправностях и аварийных ситуациях докладыватьмеханику АТЦ или диспетчеру.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком АТЦ проверить автомобиль.В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнемнеисправностей, подлежащих устранению.

5.2. Автомобиль и прицеп очистить от грязи и пыли, поставить их вустановленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожараи затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.3. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.

5.4. О выявленных замечаниях сообщить механику или начальнику АТЦ.

5.5. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом,принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Стажировка водителей при приеме на работу иногда бывает необходимым этапом допуска сотрудника к самостоятельной трудовой деятельности. Разберемся, как проводится стажировка, как она оформляется и какой статус имеет в организации водитель-стажер.

Что такое стажировка?

Под стажировкой понимается период, когда работник либо приобретает необходимый опыт, повышая свою квалификацию, либо проходит испытательный срок перед приемом на работу. В первом случае стажировка обычно касается студентов, курсантов и других учащихся профессиональных учебных заведений, которые на практике закрепляют знания и навыки, которые получили во время обучения. Во втором же она проводится, если работник:

  • впервые приступает к работе, в том числе и после окончания учебного заведения (в этом случае первые смены — от 2 до 14, в зависимости от сложности работы и уровня квалификации, — работник обязан отработать под наблюдением лиц из числа уже имеющих нужный опыт работы и назначенных приказом руководства);
  • повышает квалификацию и проходит дополнительное обучение (в этом случае стажировка является частью учебного процесса);
  • поступил на работу с условиями труда, квалифицированными как вредные либо опасные;
  • не работал по специальности более года (при таком перерыве реальные навыки могут быть утрачены, и стажировка используется для их восстановления).

Применительно к водителям действуют оба случая. Во-первых, вновь принятый на работу водитель может первые смены отработать под руководством опытного сотрудника (а в некоторых случаях просто обязан это сделать). Во-вторых, водитель может проходить курсы повышения квалификации, чтобы, к примеру, «открыть» новую категорию в водительских правах (например, с категории B перейти на C или D). В-третьих, при длительных перерывах, переводах на другую модель машины или новый маршрут работодатель допускает водителя к самостоятельным перевозкам только после стажировки продолжительностью не менее 2 рабочих смен под руководством водителя-наставника.

Нормативные акты о стажировке для водителей

Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и некоторые водители.

Наконец, к стажировке имеет отношение ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовывать работу водителей так, чтобы не были нарушены нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения как раз и является стажировка при приеме на работу.

Как проводится водительская стажировка?

Процедура допуска водителя к самостоятельной работе в этом случае предусматривает несколько этапов:

  1. Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
  2. Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
  3. Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
  4. Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).

Наставником, под руководством которого проходит стажировка нового водителя, должен быть назначен один из уже работающих водителей, имеющий определенный стаж вождения:

  • для автобусов — не менее 5 лет;
  • для такси или грузовиков — не менее 3 лет.

Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта. Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников — по одному для каждого вида.

Сколько должна длиться стажировка?

Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель. Например, по отношению к водителям автобусов действуют следующие правила:

  • для ранее не работавших в качестве водителя, получивших в ГИБДД водительские права категории D, — 61 час перед маршрутом + 163 часа на маршруте;
  • для прошедших переподготовку с категории B или C на D — 30 часов предмаршрутной практики + 72 часа на маршруте;
  • для водителей, которые ранее не работали на автобусе, — 18 часов перед маршрутом + 32 часа на маршруте;
  • для тех, кто уже работал на автобусе, но имеет перерыв в водительской практике длительностью более 6 месяцев — 8 часов предмаршрутной стажировки + 16 часов на маршруте;
  • при 3 месячном перерыве в работе — 8 часов перед маршрутом + 24 часа на маршруте;
  • при смене модели автобуса — 32 часа маршрутной стажировки (предмаршрутную можно не проводить);
  • при смене маршрута — 4 часа на маршруте (в сложной местности — 8 часов с наставником, который уже работал на этом маршруте).

Оформление результатов стажировки

По окончании стажировки на водителя оформляется лист, в который заносятся результаты каждого испытания и замечания контролеров. Лист подписывают и стажер, и наставник, после чего он передается в отдел кадров, где принимается решение.

Если результаты стажировки как минимум удовлетворительны, об этом выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации, и водитель допускается к самостоятельному управлению машиной. В том же случае, если окажется, что водитель недостаточно хорошо прошел стажировку, может приниматься одно из 2 решений:

  1. Водителя направляют на повторную стажировку, сроки которой определяются в каждом случае индивидуально.
  2. Водителя исключают из кандидатов на должность. После этого о приеме на постоянную работу водителем и заключении трудового контракта уже речи идти не может. Не прошедший стажировку водитель подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы на предприятии.

Как оплачивается стажировка?

Поскольку во время выполнения стажировки (особенно на маршруте) водитель фактически уже выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата. Ее размер определяется условиями трудового договора, однако в целом оплата стажера не должна быть ниже, чем оплата постоянно работающего водителя (за исключением возможных премий и других поощрений, на которые стажер не имеет права).

Труд водителя-наставника тоже должен быть оплачен. Как правило, за то время, что он выступает в качестве наставника при стажирующемся водителе, он получает надбавку в размере не меньше 5% от зарплаты, установленной для него ранее.

Добавить комментарий