Понятие существенного недостатка технически сложного товара

Добрый день!

Обзор судебной практики ВС РФ N 4 (2016), утвержденный Президиумом ВС РФ 20.12.2016:

Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества закреплены в ст. 503 ГК РФ, п. 3 которой установлено, что в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству.

В соответствии с п. 2 ст. 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

В число технически сложных товаров, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 924, входят легковые автомобили.

Статьей 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных данным законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (п. 1).

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 6).

Частью 1 ст. 79 ГПК РФ предусмотрено, что в случае возникновения в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Проведение экспертизы может быть поручено судебно- экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

По данному делу определением суда была назначена автотехническая экспертиза.

Согласно заключению экспертов судебно-экспертного учреждения на капоте, переднем и заднем бампере, раме передней левой двери, раме передней правой двери, двери багажного отделения, заднем крыле, задней правой двери, крыше кузова автомобиля, принадлежащего истцу, имеются повреждения лакокрасочного покрытия на указанных участках различной степени выраженности.

Причиной образования указанных повреждений является скрытый производственный дефект (слабое лакокрасочное покрытие), проявившийся в процессе эксплуатации автомобиля при механическом воздействии мелких твердых частиц, отлетающих от дорожного покрытия.

Твердость лакокрасочного покрытия автомобиля в указанных местах является низкой, нарушает допустимые требования международных и государственных стандартов и отраслевых нормативно- технических документов.

Показатель твердости лакокрасочного покрытия ниже допустимых значений является производственным дефектом.

Кроме того, имеет место низкая твердость и отсутствие слоя грунта на переднем и заднем бамперах автомобиля. Устранение выявленных дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля возможно только путем замены кузова автомобиля, решить вопрос о стоимости устранения имеющихся повреждений не представляется возможным в связи с тем, что для указанных автомобилей не предусмотрена поставка запасных частей кузова в окрашенном металле.

Выводы эксперта совпадают с заключением центра экспертизы автомобилей, представленным истцом при обращении с иском в суд.

Данные выводы эксперты судебно-экспертного учреждения подтвердили при их допросе в судебном заседании суда первой инстанции.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, дал оценку всем доказательствам в их совокупности и пришел к выводу о том, что недостаток приобретенного истцом автомобиля является существенным, поскольку полное его устранение возможно только путем замены кузова.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что недостатки автомобиля являются устранимыми, поскольку окраска автомобиля в условиях ремонтной мастерской возможна в принципе.

При этом суд апелляционной инстанции указал, что неустранимость недостатка экспертами не обоснована.

Между тем под существенным недостатком товара (работы, услуги) согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другой подобный недостаток.

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что неустранимый недостаток товара (работы, услуги) – это недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, – недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств.

Недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, – недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, – время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом.

Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что наличие принципиальной возможности устранения недостатка само по себе не означает, что такой недостаток не является существенным. К существенным недостаткам закон относит также и те, устранение которых требует несоразмерных расходов или несоразмерных затрат времени.

В п. 28 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 231, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).

Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, пп. 5 и 6 ст. 19, пп. 4, 5 и 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).

Как установил суд по данному делу, дефект окраски автомобиля выявился в период гарантийного срока. Из заключения судебных экспертов, а также из досудебного заключения специалистов следует, что для устранения дефекта требуется замена всего кузова на кузов с надлежащей заводской грунтовкой и окраской.

Кроме того, экспертами указано, что поставка запчастей в виде окрашенного заводским способом кузова для данной модели не предусмотрена.

В силу приведенных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации обязанность доказать обстоятельства, освобождающие продавца от ответственности, в том числе то, что дефект является непроизводственным, либо то, что он является устранимым без несоразмерных расходов и затрат времени, лежит на продавце. Суд апелляционной инстанции без указания мотивов и без оценки доказательств отверг выводы экспертов о том, что восстановление надлежащей заводской грунтовки и окраски автомобиля путем его окраски в ремонтной мастерской невозможно, привести автомобиль в надлежащее состояние возможно только путем замены кузова.

Доказательств, опровергающих выводы эксперта и подтверждающих устранимость дефекта окраски без несоразмерных расходов и несоразмерных затрат времени, продавцом не представлено.

Обязательно помогу Вам. Обращайтесь.

Спасибо сказали 112 человек

Я давно решил: мне нужна такая система, в которой путь к изменениям и улучшениям всегда будет открыт. (Акио Морита)

Рекомендации по формированию несоответствий и замечаний (уведомлений) в различных системах сертификации, а также по устранению

Стандарты ИСО серий 9000 и 14000 придают особое значение аудитам как методу менеджмента в обеспечении мониторинга и верификации результативности политики организации в области качества и/или экологии.

Аудиты — часть деятельности по оцениванию соответствия при сертификации и инспекционном контроле, а также по оцениванию поставщиков.

В соответствии с определением ГОСТ Р ИСО 19011-2003, аудит — это систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оцени­вания в целях установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Свидетельства аудита — записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.

Критерии аудита — совокупность политики, процедур и тре­бований.

Свидетельства аудита основаны на выборках информации, поскольку аудит проводится в ограниченный период времени и ограниченными ресурсами.

Свидетельства аудита оцениваются на соответствие критериям аудита. Выводы, как результат анализа, могут указывать на соот­ветствие или не соответствие системы менеджмента качества (СМК) критериям аудита, или на возможность ее улучшения.

Несоответствие — это невыполнение требований.

Системы добровольной сертификации устанавливают категории несоответствий и их характеристики. Органы по сертификации, в свою очередь, в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 должны иметь процедуры идентификации и регистрации несоответствий.

Несоответствия подразделяют на три категории: критические (значительные), некритические (малозначительные) и замечания (уведомления).

Определения указанных категорий несоответствий в различных системах добровольной сертификации (СДС) близки по своему смыслу, но не тождественны.

СДС «Оборонсертифика» (РОС 11-2004):

Несоответствие — полное или частичное невыполнение Заявите­лем требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и/или других нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация.

Замечание — недостатки методического и/или технического характера при выполнении Заявителем требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и/или других нормативных документов, на соответ­ствие которым проводится сертификация, отмеченные в целях улучшения СМК и предотвращения появления соответствующего несоответствия.

СДС «Военный регистр» (ВР РД 03.001-2000): в нормативной до­кументации отсутствуют определения категорий несоответствий.

ГОСТ Р, Регистр систем качества (ГОСТ Р 40.003-2005):

Значительное несоответствие — несоответствие СМК, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции.

Малозначительное несоответствие — отдельное несистематиче­ское упущение, ошибка, недочет в функционировании СМК или в документации, которые могут привести к невыполнению требо­ваний потребителей и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) СМК.

Уведомление — свидетельство аудита, не носящее характер не­соответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.

Формирование несоответствий осуществляется на этапах пред­варительного анализа документации и проведения аудита на пред­приятии в общем процессе проведения аудита.

В общем случае аудит включает следующие этапы:

  • организация проведения аудита;

  • предварительный анализ документации;

  • подготовка к аудиту на месте;

  • проведение аудита на месте;

  • подготовка, утверждение и рассылка отчета по результатам аудита;

  • завершение аудита.

Объектами аудита в процессе предварительного анализа доку­ментации могут быть:

  • политика в области качества (если она не включена в РК);

  • руководство по качеству;

  • структурная схема организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов, участков, производственных площадок);

  • структурная схема службы качества проверяемой организа­ции;

  • перечень документов СМК;

  • документированные процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2001:

— управление документацией,

— управление записями,

— внутренние аудиты,

— управление несоответствующей продукцией,

— корректирующие действия,

— предупреждающие действия;

  • документированные процедуры, требуемые ГОСТ РВ 15.002–2003 и другими нормативными документами (например, РК-98);

  • документы, необходимые организации для обеспечения эф­фективного планирования, осуществления процессов и управления ими в соответствии с действующим перечнем документов СМК;

  • записи по результатам внутренних аудитов СМК организа­ции;

  • перечень основных потребителей продукции (отечественных и зарубежных);

  • перечень выпускаемой продукции, применительно к которой сертифицируется СМК, с указанием ГОСТ, ТУ и других норма­тивных документов;

  • копии справок (отчетов) о качестве выпускаемой продукции (за один-три года), в том числе:

  • обобщенные сведения о качестве изготовления продукции по результатам приемочного контроля за год (по показателям, принятым в организации),

  • обобщенные сведения о дефектах продукции, выявленных у потребителей (по данным контрольно-надзорных органов, рекламаций и жалоб потребителей);

  • сведения о проверках продукции государственными контрольно-надзорными органами (за один-три года);

  • сведения о подразделении (организации), проводящем приемо­сдаточные и периодические испытания продукции;

  • перечень (специальных) процессов производства и обслужи­вания, подлежащих валидации;

  • сведения об основных поставщиках сырья, материалов, ком­плектующих.

При анализе документации СМК обязательно выясняют сле­дующие вопросы:

Соответствует ли состав документов СМК требованиям п. 4.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Все ли требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к документации учтены?

Соответствует ли политика в области качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Соответствуют ли цели в области качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Соответствует ли Руководство по качеству требованиям п. 4.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Имеются ли в наличии обязательные документированные процедуры и соответствуют ли они требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Ведутся ли записи, предусмотренные ГОСТ Р ИСО 9001–2001 (с учетом допустимых исключений)?

Узаконено ли действие рассматриваемых документов, т. е. утверждены ли и введены они в действие в установленном порядке, документированы ли внесенные в них изменения?

Актуализированы ли документы, т. е. соответствуют ли они фактической организационной структуре организации, содержат ли ссылки только на действующие в организации документы?

Обеспечивает ли состояние документов возможность их приме­нения, т.е. достаточно ли разборчив текст, количество внесенных изменений, внешнее состояние?

Определены ли процессы СМК и их применение в проверяемой организации, а также последовательность и взаимодействие этих процессов?

Предусмотрена ли их количественная и качественная оценка?

Определены ли документы, необходимые организации для эф­фективного планирования и управления процессами СМК?

При сертификации на соответствие требованиям ГОСТ РВ 15.002—2003 должны быть учтены все дополнительные по отноше­нию к ГОСТ Р ИСО 9001–2001 требования этого документа.

Формирование несоответствий при проведении аудита осущест­вляется при обследовании проверяемой организации. Обследованию подлежат объекты аудита, представленные в плане аудита.

Комиссия экспертов (экспертная группа) собирает и проверяет информацию, касающуюся области и объектов аудита, включая информацию о взаимодействии функциональных подразделений и процессов СМК проверяемого предприятия.

Свидетельством аудита может быть только проверенная инфор­мация. Источниками информации могут быть:

  • интервью с работниками проверяемой организации;

  • наблюдения экспертов за деятельностью персонала, функ­ционированием процессов, условиями труда, состоянием рабочих мест;

  • данные обратной связи от потребителей;

  • документы СМК (политика, цели в области качества, РК, планы по качеству, СТО, положения, инструкции, НД, договоры, контракты и др.);

  • записи в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ РВ 15.002–2003 и другими нормативными документами (напри­мер, РК- 98);

  • данные анализов результативности СМК;

  • результаты предыдущих аудитов (проверок);

  • существующие ресурсы (кадры, продукция, измерительное оборудование и т. д.),

  • записи о качестве, которыми подтверждается осуществление деятельности предыдущих этапов,

  • мнение о документации, высказанное ее пользователями;

— результаты оценки и рейтинги поставщиков.

Информация, полученная из перечисленных источников, должна быть проверена на объективность, непротиворечивость и адекват­ность.

Формирование выводов (наблюдений) аудита

Комиссия экспертов сопоставляет полученную информацию по объектам аудита с критериями аудита (требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002-2003) для получения выводов (наблюдений) аудита.

Выводы аудита могут свидетельствовать о соответствии или не­соответствии СМК проверяемой организации критериям аудита. Выводы могут касаться предотвращения возможных отклонений; тогда их классифицируют как уведомления.

Эксперты должны обобщать свидетельства с указанием мест наблюдений, функций, процессов и требований, которые были проверены.

Классификация и регистрация наблюдений

В ходе аудита СМК комиссия экспертов рассматривает все обна­руженные отклонения объектов аудита от требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002-2003, документов СМК проверяемой организации и классифицируют эти отклонения на значительные несоответствия, малозначительные несоответствия и уведомления в зависимости от степени несоответствия рассматриваемого объ­екта проверки.

Классификация наблюдений осуществляется в целях выполнения проверяемой организацией корректирующих действий для устране­ния причин несоответствий, адекватных последствиям выявленных несоответствий, а также для принятия органом сертификации решения о выдаче сертификата соответствия.

Действия с несоответствиями и уведомлениями

Действия с несоответствиями и уведомлениями включают сле­дующие этапы:

  • зарегистрированные несоответствия и замечания (уведомле­ния) председатель комиссии (главный эксперт) официально пред­ставляет руководству проверяемой организации;

  • если несоответствия и уведомления комиссией доказаны, то уполномоченный представитель руководства проверяемой органи­зации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений;

  • организация проводит анализ причин несоответствий и уве­домлений и разрабатывает корректирующие мероприятия.

Корректирующие действия, предпринимаемые для устранения причин и последствий выявленных несоответствий, могут иметь различный успех, хотя это обычная, рутинная работа на любом предприятии.

Состав, последовательность и содержание операций, состав­ляющих корректирующие действия, практически одинаковы для любого предприятия. Различия определяются особенностями про­дукции, масштабами выпуска, условиями поставки и уровнями допустимого риска.

Большую часть несоответствий составляют те, у которых мас­штабы и тяжесть последствий не носят критического характера. Их появление обычно связано с нестабильностью процессов выпуска продукции или процессов менеджмента, или же с неэффективно­стью ранее предпринятых корректирующих действий. В каждом случае, как правило, не требуется принятия особых решений со стороны руководства предприятия.

Несоответствия, которые носят катастрофический, аварийный характер, встречаются на большинстве предприятий крайне редко. Выявление причин их появления и остальные действия требуют принятия особых решений со стороны руководства предприятия, обычно связанных с проведением специальных исследований и серьезных доработок продукции и процессов её выпуска. Нередко исследования и корректирующие действия проводятся с привле­чением других заинтересованных сторон (заказчик, поставщики, органы госнадзора и др.).

Сказанное выше дает возможность предложить типовой порядок корректирующих действий и связать их с процессами жизненного цикла продукции и процессами менеджмента. Это позволяет руко­водству предприятия определить лиц, ответственных за отдельные действия, и превратить корректирующие действия в постоянные, упорядоченные функции должностных лиц, обеспеченные органи­зационно, методически и ресурсами.

Корректирующие действия являются составной частью непре­рывного улучшения деятельности предприятия, нацеленного на:

  • повышение качества продукции;

  • совершенствование процессов;

  • снижение затрат на выпуск продукции;

  • повышение результативности и эффективности СМК;

  • повышение удовлетворенности потребителей и других за­интересованных сторон.

Корректирующие действия должны быть адекватны последствиям выявленных несоответствий. Реализация корректирующих действий предусматривает несколько уровней в зависимости от масштабов и важности выявленных проблем:

  • уровень предприятия;

  • уровень процесса;

  • уровень структурного подразделения (службы);

  • уровень отдельного исполнителя.

Корректирующие действия включают, как правило, следующие основные операции:

  • выявление и регистрация несоответствия;

  • анализ, установление и регистрация причин несоответ­ствия,

  • доведение информации об обнаруженных несоответствиях до лиц, ответственных за их анализ и установление причин их появления;

  • оценка необходимости и выбор корректирующих мероприятий, направленных на устранение причин появления несоответствия;

  • планирование корректирующих мероприятий, предусматри­вающее оценку их адекватности последствиям выявленного несо­ответствия и выделение ресурсов для их выполнения;

  • выполнение корректирующих мероприятий;

  • контроль выполнения корректирующих мероприятий;

  • анализ и оценка результативности корректирующих меро­приятий;

  • составление итогового документа (акт, протокол, отчет).

Анализ несоответствий, планирование и реализация корректи­рующих мероприятий зависят от масштабов и тяжести последствий обнаруженных несоответствий.

Анализ, установление и регистрацию причин возникновения несоответствий, оценку необходимости и выбор корректирующих мероприятий, их планирование и реализацию осуществляют, как правило, должностные лица, ответственные за процесс и качество продукции, применительно к которым обнаружено несоответствие и выполняются корректирующие действия.

Если масштабы и тяжесть последствий обнаруженных несоот­ветствий носят критический характер, а выявление причин их по­явления требует принятия особых решений со стороны руководства предприятия, то по предложению должностных лиц, ответственных за анализ несоответствий и установление причин их появления, создается особым решением руководства предприятия специальная комиссия, на которую возлагаются:

  • анализ несоответствия и установление причин его появле­ния;

оценка необходимости и выбор корректирующих мероприятий, направленных на устранение причин появления несоответствия;

— разработка плана первоочередных корректирующих мероприятий.

В состав комиссии включают сотрудников предприятия, в том числе специально обученных лиц, владеющих методами анализа, в том числе статистическими. При необходимости в ее состав вклю­чают представителей других заинтересованных сторон (заказчик, поставщики, потребители, надзорные органы и др.).

При анализе несоответствий и установлении причин их появ­ления следует учитывать, что причинами могут быть:

  • неправильно установленные требования к характеристикам персонала и его составу;

  • несоблюдение установленных требований к найму и подготов­ке персонала, что может привести к несоответствию характеристик персонала и его состава этим требованиям;

  • неправильно установленные требования к качеству и (или) количеству закупаемых материальных и нематериальных ресурсов (сырье, материалы, комплектующие или иная продукция, а также услуги);

  • несоблюдение установленных требований к качеству и (или) количеству закупаемых материальных и нематериальных ресурсов, что может привести к несоответствиям их качества и количества этим требованиям;

  • неправильно установленные требования к характеристикам орудий труда (помещения, оборудование, средства измерений и т. д.);

  • несоблюдение установленных требований к характеристикам орудий труда, что может привести к несоответствиям этих харак­теристик, в том числе метрологических, этим требованиям;

  • неправильно установленные требования к характеристикам (параметрам) процессов;

  • несоблюдение установленных требований к характеристикам (параметрам) процессов, что может привести к несоответствиям этих характеристик установленным требованиям.

План корректирующих мероприятий должен устанавливать:

  • уровень проведения мероприятий (предприятие, процесс, под­разделение, рабочее место);

  • продукцию и (или) процесс, применительно к которым должны быть проведены мероприятия;

описание мероприятий;

  • ресурсы, необходимые для выполнения мероприятий;

  • исполнителей мероприятий;

  • должностных лиц, ответственных за выполнение мероприя­тий;

  • должностных лиц, ответственных за контроль реализации, анализ и оценку результативности запланированных мероприятий, а также составление итогового документа;

  • сроки выполнения мероприятий.

Регистрацию выполнения плана корректирующих мероприятий, как правило, осуществляют отметкой в плане или в журнале ре­гистрации корректирующих мероприятий.

Должностное лицо, ответственное за контроль выполнения и оценку результативности плана корректирующих мероприятий, обеспечивает также составление и представление руководству пред­приятия итогового отчета о результатах выполнения всех коррек­тирующих мероприятий.

Н. П. Сильвестрова

Также на сайте:
Добровольная и обязательная сертификация в Российской Федерации
Цель менеджмента — радость заинтересованных сторон

Добавить комментарий