Понятие и классификация участников административного процесса

Главная → Каталог → Зинин А.М., Семикаленова А.И., Иванова Е.В. → Юридическая → «Участие специалиста в процессуальных действиях. Учебник» — Зинин А.М., Семикаленова А.И., Иванова Е.В.

Юридическая Зинин А.М., Семикаленова А.И., Иванова Е.В. Участие специалиста в процессуальных действиях. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.06.2016
ISBN: 9785392204243
Язык:
Объем текста: 247 стр.
Формат:

Введение

Часть I. Участие специалиста в процессуальных действиях: общие положения

Часть II. Участие специалиста в уголовном процессе

Часть III. Специалист в гражданском и административном судопроизводстве

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Часть IIIСпециалист в гражданском и административном судопроизводстве

Глава 14.Участие специалиста в административном процессе

Вопросы

§ 1. Формы и условия использования специальных знаний по делам об административных правонарушениях

В производстве по делу об административном правонарушении важная роль специалиста обуславливается разнообразием доказательств, к числу которых относятся, в частности, документы, показания специальных технических средств и т. п. Основными субъектами применения специальных знаний в административном процессе являются эксперт, в соответствии со ст. 25.9 и 26.4 КоАП РФ производящий судебную экспертизу, и специалист, привлекаемый для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В качестве субъектов, применяющих специальные знания, в административном процессе предусмотрены также переводчик, в том числе владеющий навыками сурдоперевода (ст. 24.2, 25.10 КоАП РФ), педагог и психолог при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет (ст. 25.6 КоАП РФ).

Основной процессуальной формой использования специальных знаний сведущих лиц является оказание содействия судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, при проведении действий, предусмотренных КоАП РФ. Специалист к проведению процессуальных действий привлекается в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств. Специалист, сотрудник правоохранительного органа может принимать участие в деятельности по поддержанию общественного порядка, оказывать помощь в установлении обстоятельств совершения административного правонарушения, например, выявления следов выстрела при стрельбе из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 22.13 КоАП РФ). При осуществлении этой деятельности специалист применяет технические средства и дает необходимые пояснения.

Помощь специалиста может потребоваться при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые применяются при пресечении административного правонарушения, установлении личности нарушителя, составлении протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Это могут быть такие процессуальные действия, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7); осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8); досмотр транспортного средства (ст. 27.9); изъятие вещей и документов (ст. 27.10); оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей (ст. 27.11).

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения является самостоятельным видом использования специальных знаний и осуществляется в отношении лица, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, при наличии оснований, предусмотренных КоАП РФ.

В зависимости от этапов или стадий административного производства специалист может быть привлечен:

  • для установления факта административного правонарушения;
  • при составлении протокола об административном правонарушении;
  • при осуществлении мер обеспечения производства по делу;
  • в процессе рассмотрения дела и принятия по нему решения.

Порядок и условия участия специалиста при рассмотрении дел об административных правонарушениях регламентирован. Согласно ст. 25.8 КоАП РФ, в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Таким образом, основными требованиями, которые должны предъявляться лицу, привлекаемому в качестве специалиста при производстве дел об административных правонарушениях, являются незаинтересованность в исходе дела и наличие специальных знаний, необходимых для обнаружения, закрепления, изъятия доказательств, применения технических средств. В ст. 25.12 разъясняются обстоятельства, исключающие возможность участия специалиста в производстве по делу об административном правонарушении, при наличии которых специалист подлежит отводу. Эти случаи касаются ситуаций, когда сведущие лица состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится дело; если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу и если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе дела.

Участие специалиста как субъекта правоотношений связано с началом того или иного административного процесса. После приобретения процессуального статуса специалист становится субъектом ряда обязанностей, которые перечислены в ч. 2 ст. 25.8. Согласно КоАП РФ, специалист обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Специалисты извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой. Для участия в процессуальном действии специалист может быть вызван по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Порядок вызова специалиста регламентирован ст. 25.25 КоАП РФ.

Обязанностью специалиста является участие в проведении действий, требующих использования специальных познаний. Факт совершения указанных действий, их содержание и результаты он должен удостоверить подписью в протоколе процессуального действия.

Специалист привлекается к производству по делу об административном правонарушении для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, дачи пояснений по поводу совершаемых им действий. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, заведомо ложные пояснения специалист несет административную ответственность. Заведомо ложные пояснения специалиста при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. Кроме того, ст. 17.9 КоАП РФ предусматривает штраф за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Часть 4 ст. 25.8 КоАП предоставляет специалисту право знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; с разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий, которые подлежат занесению в протокол.

Участие специалиста в проведении процессуальных действий по делам об административных правонарушениях лишь в общих чертах регламентируется КоАП. Эта регламентация касается целей привлечения специалиста, его прав и обязанностей и оснований отвода. Основной целью такого привлечения является обнаружение, закрепление и изъятие доказательств.

§ 2. Участие специалиста в осмотре места совершения административного правонарушения

Одной из функций специалиста по делам об административных правонарушениях является участие в осмотре места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1), который проводится в случаях нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также при нарушении правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшем по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения специалисту разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Специалист на месте дорожно-транспортного происшествия решает задачи по обнаружению следов и других вещественных доказательств. Сложность обнаружения определяется характером следов и обстановки дорожно-транспортного происшествия.

Осмотр является важным средством получения доказательственной информации о расследуемом событии. Эту информацию содержат не только объекты, но и обстановка мест ДТП (дорожные условия, пространственное размещение объектов и другие обстоятельства). При осмотре места ДТП устанавливают следующие обстоятельства:

1) тип покрытия (асфальт, бетон, асфальтобетон, щебенка, грунт и т. д.);

2) продольный профиль дороги (горизонтальный, подъем, спуск) и поперечный профиль дороги (уклон в сторону тротуара, обочины);

3) ширина проезжей части, которая определяется расстоянием между тротуарами или обочинами. Если проезжая часть засыпана снегом, то измеряется ширина той части, по которой осуществляется движение. При наличии разделительной линии измеряется ширина каждой полосы.

Если происшествие произошло вблизи перекрестка или пешеходного перехода, измеряется положение линий поперечной разметки относительно избранного для этого ориентира. Кроме того, определяется состояние разметки. Все дефекты разметки (отслоившаяся, стертая краска и т. д.) подлежат тщательному изучению и фиксации.

Большое значение имеют атмосферные условия, которые оказывают существенное влияние не только на безопасное движение транспортных средств, но и на процесс формирования некоторых следов, сохранения их в течение определенного времени. Так, в ходе осмотра устанавливается факт ограничения видимости — ухудшение возможности различить предмет на фоне окружающей обстановки. Видимость ухудшается в темное время суток при отсутствии внешнего освещения, во время тумана, снегопада или вследствие ослепляющего действия источников света. В зависимости от контраста одежды пешехода с окружающим фоном по яркости и цвету расстояние видимости может существенно отличаться от дальности видимости полотна дороги.

В ходе осмотра фиксируют: характер осадков, направление ветра по отношению к расположению улицы, температуру воздуха, состояние проезжей части дороги. При осмотре проезжей части выявляются ее дефекты (неровности, повреждения), имеющиеся не только в месте нахождения следов торможения, но и на некотором расстоянии от их начала. Сведения о них нередко позволяют объяснить характер действий водителя перед происшествием и обстоятельства его совершения.

В задачи специалиста входит установление места удара — участка транспортного средства, которым был нанесен первичный удар по телу пешехода. Расположение места удара определяют путем измерения расстояния от центра этого участка к продольной оси транспортного средства в поперечном направлении и к передней его части в продольном направлении.

Устанавливается наличие ограничения обзорности — объектов, лишающих водителя возможности своевременно обнаружить пешеходов, которые выходят в направлении полосы движения транспортного средства.

По окончании осмотра в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

§ 3. Участие специалиста в досмотре

В зависимости от оснований проведения досмотра последний может быть:

• основным;

• повторным (с целью проверки результатов основного досмотра);

• направленным (с целью проверки сведений о перемещении предметов, товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений).

КоАП РФ досмотры подразделяются на личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице.

К производству досмотра в качестве специалистов могут быть привлечены: специалист-криминалист, который осуществляет поиск следов и объектов, использует технические средства, производит предварительное исследование объектов, отбирает пробы, образцы товаров, веществ; специалист-кинолог, который использует собаку для отыскания источника запаха по его носителям (например, для розыска спрятавшегося осужденного по принадлежащим ему предметам), носителей запаха по их источнику (например, сокрытых предметов по запаху владельца), одних носителей запаха по запаху других носителей (например, розыск сокрытых предметов по запаху других предметов, принадлежащих тому же владельцу), некоторых объектов, веществ со специфическим запахом (например, наркотиков); медицинский работник, который может быть привлечен к досмотру лица.

Специалист при производстве досмотра производит поиск на объектах; применяет технические средства (поисковые приборы, средства фото-, видеосъемки, медицинские и другие приборы), служебных собак; оказывает помощь в обнаружении признаков тайников и запрещенных вещей; дает консультации по соблюдению правил техники безопасности на досматриваемом объекте, обращению с пожароопасными, ядовитыми веществами, электроприборами и иными механизмами, с которыми приходится соприкасаться во время досмотра, выполняет действия, требующие специальных навыков (медицинский осмотр, демонтаж оборудования, вскрытие хранилищ и т. п.); оказывает помощь в правильном изъятии и обращении с найденными предметами, распознавании их ценности, сохранении предметов и описании в протоколе (акте).

Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Обследование объектов для сохранения их целостности осуществляется измерением, прощупыванием, осмотром на просвет, сравнением с другими аналогичными предметами по их внешнему виду (окраске, загрязненности, неоднородности), весу предметов. Досмотр осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения. От обыска процедура административного досмотра отличается тем, что для нее не требуется решения суда.

Личным досмотром являются действия полномочных должностных лиц, направленных на обнаружение орудий либо предметов совершения административного правонарушения. Личный досмотр может проводиться при проведении предполетного досмотра; при проведении таможенного досмотра; при наличии иных данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, ядовитые, радиоактивные вещества.

Личный досмотр проводится как с применением технических и специальных средств, так и ручным (контактным) методом. Досмотр с применением технических и специальных средств может быть проведен с использованием радиолокационного сканирующего портала (выявление на теле пассажира скрытых запрещенных опасных предметов).

Личный (индивидуальный) досмотр пассажиров может проводиться при предполетном досмотре в случаях поступления сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определенном направлении; при поступлении сообщения о наличии у пассажира оружия, боеприпасов, взрывных веществ или иных опасных предметов и веществ, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения; если в вещах, находящихся при пассажирах, обнаружены оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества и иные опасные предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушным транспортом. Возможно проведение личного предполетного досмотра в случаях, когда сотрудниками службы авиационной безопасности или сотрудниками МВД на транспорте путем личного наблюдения выявлены признаки подозрительного поведения и действий пассажира, свидетельствующие о его преступных намерениях или вызывающие подозрение в наличии у него оружия, боеприпасов, опасных предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом.

Личный таможенный досмотр проводится при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза.

В ходе личного досмотра осматривают все мелкие предметы, имеющиеся у досматриваемого лица (трость, зонт, портмоне, зажигалка, авторучка, портсигар и т. п.). При досмотре одежды и обуви особое внимание следует обращать на предметы кустарного производства, ортопедическую обувь, головной убор, а также на швы, заплаты, манжеты, плечики, подкладку одежды, пояса, голенища, стельки, каблуки обуви.

Достаточно часто действия сведущего лица позволяют выявить основания для осуществления административного производства. Например, основанием для проверки маркировочных обозначений транспортного средства, его регистрационных знаков являются признаки подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков; подделки (уничтожения) маркировочных обозначений транспортного средства. Регламентирует порядок таких действий приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В соответствии с приказом, проверка документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков может включать визуальное исследование документов; осмотр транспортного средства; обращение к разыскным и оперативно-справочным учетам; применение технических средств определения подделки. При визуальном исследовании документов, осмотре транспортного средства осуществляются сверка фотографий, записей в документах с фактическими данными, сопоставление записей, выявление исправлений, потертостей, повреждений, изменений маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, других признаков подделки. Технические средства определения подделки маркировочных обозначений применяются в случаях, когда визуально определены следы внешнего воздействия на маркировку, имеются признаки подделки регистрационных документов, расхождения записей в них с фактическими данными, данными разыскных и оперативно-справочных учетов.

Участие специалиста в процессуальных действиях. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция», специальности «Судебная экспертиза». Он направлен на формирование у студентов знаний о правовых и организационных основах участия специалиста в процессуальных действиях, видах помощи, оказываемой специалистом в ходе их проведения, особенностях работы с материальными следами при производстве процессуальных действий.<br />Законодательство приведено по состоянию на июль 2015 г.<br />Издание будет полезно также для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры направления «Юриспруденция» при ознакомлении с вопросами организации использования специальных знаний в различных видах судопроизводства, представляет интерес и для аспирантов, преподавателей юридических вузов, работников правоприменительных органов.

249

Юридическая Зинин А.М., Семикаленова А.И., Иванова Е.В. Участие специалиста в процессуальных действиях. Учебник

Юридическая Зинин А.М., Семикаленова А.И., Иванова Е.В. Участие специалиста в процессуальных действиях. Учебник

Юридическая Зинин А.М., Семикаленова А.И., Иванова Е.В. Участие специалиста в процессуальных действиях. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция», специальности «Судебная экспертиза». Он направлен на формирование у студентов знаний о правовых и организационных основах участия специалиста в процессуальных действиях, видах помощи, оказываемой специалистом в ходе их проведения, особенностях работы с материальными следами при производстве процессуальных действий.<br />Законодательство приведено по состоянию на июль 2015 г.<br />Издание будет полезно также для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры направления «Юриспруденция» при ознакомлении с вопросами организации использования специальных знаний в различных видах судопроизводства, представляет интерес и для аспирантов, преподавателей юридических вузов, работников правоприменительных органов.

Внимание! Авторские права на книгу «Участие специалиста в процессуальных действиях. Учебник» (Зинин А.М., Семикаленова А.И., Иванова Е.В.) охраняются законодательством!

Верховный суд разъяснил: если защитника допустили к участию в деле об административном правонарушении, вышестоящий суд не вправе отвергать его жалобу из-за неверно оформленных полномочий. Такую ошибку допустил Санкт-Петербургский городской суд, который не принял жалобу представителя компании «СтандартСервис» В. Илларионова. Тот оспаривал административный штраф компании.

Суд решил, что представитель не имеет полномочий «действовать в качестве защитника», и прекратил производство. Что конкретно не устроило судью, в решении ВС не конкретизируется. В доверенности было указано, что Илларионов имеет право «представлять интересы в делах об административных правонарушениях». Возможно, апелляция посчитала, что в доверенности должна быть фраза «участвовать по делу в качестве защитника», предполагает старший партнер АБ Яблоков и партнеры Ярослав Самородов. А возможно, апелляцию не устроило невыполнение требований п. 8 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2005 года № 5. Там говорится, что в доверенности должно быть специально указано право «подписывать и подавать жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление, на отказ от таких жалоб и т. п.».

Почему жалобу надо принять

С решением не допустить жалобу защитника не согласился судья ВС Сергей Никифоров (решение № 78-ААД19-18). Доверенности Илларионова содержат подпись и печать. Они уполномочивают его действовать в интересах общества в делах об административном правонарушении, знакомиться с материалами дела, заявлять отводы и ходатайства, давать объяснения и так далее. На основании этих доверенностей его уже допустили к участию в деле. А ч. 5 ст. 25.5 КоАП прямо предусматривает право защитника, допущенного к делу, обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Все это говорит о том, что Илларионов имел право обжаловать акт по делу, указал Верховный суд.

Аналогично судья Никифоров разрешил дело представителя ФКУ «Медико-санитарная часть № 14», чей штраф оспаривала Г. Пинигина. В своем решении он дополнительно указал, что защитница не только была допущена к делу, но еще и заявляла ходатайства, давала объяснения относительно обстоятельств правонарушения, представляла доказательства и пользовалась иными процессуальными правами (решение № 74-ААД19-1).

Суды часто допускают ошибки в вопросах допуска представителей по доверенности, когда рассматривают дела об административных правонарушениях, отмечает управляющий партнер компании Варшавский и партнеры Владислав Варшавский. По его словам, однозначная практика так и не сформировалась. Чтобы спорных ситуаций больше не возникало, Варшавский предлагает прямо указать в КоАП на необходимость наделять лиц соответствующими полномочиями в доверенности.

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ Факультет Управления Кафедра Конституционного и административного права Специальность Государственного управления и права КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Административное право и процесс на тему Понятия и виды участников административного процесса Студент ГУПзв-1 0 __________________ (подпись) Н.О. Луцкая Руководитель Старший преподаватель __________________ (подпись) Д.А. Улога Минск 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………….………….3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА……………………………………….…5 1.1 «Основные» участники производства по делам об административных правонарушениях…………………..…………………….………………………….7 1.2 «Факультативные» участники производства по делам об административных правонарушениях …………………………….…..……..….13 ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА…..……………………………………21 ГЛАВА 3. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАСТИЯ ЛИЦ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ…….……………..23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……………….28 2 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО УЧАСТНИКОВ Административный процесс представляет собой такую деятельность по разрешению органами управления (должностными лицами), иногда и другими компетентными органами, индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части или производства: по делам об административных нарушениях, по применению мер административного пресечения и восстановления, по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права. В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях является важным элементом. Его можно рассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права. Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП). Особенности производства по отдельным категориям административных нарушений устанавливаются специальными нормами. Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении имущественных взысканий. Производство осуществляется на основе общих норм и принципов административного права. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности, принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту. Производство дел об административных правонарушениях состоит из действий определенных органов и лиц. Одну из главенствующих ролей в данной деятельности играют государственные и общественные органы, должностные лица этих органов, уполномоченные принимать в соответствии с законом меры способствующие выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий. В производстве дел об административных правонарушениях принимают участие и другие участники, так одни из них стоят на защите своих интересов, другие же могут быть привлечены лишь при производстве определенных процессуальных действий для содействия производству. Всех субъектов производства можно разделить на несколько групп. 5 1. Компетентные органы, а так же должностные лица, наделенные правом принятия властных актов и составления правовых документов, определяющих продвижение и судьбу дела — это лидирующие субъекты. 2. Субъекты, имеющие свою личную заинтересованность в деле:  лицо, привлекаемое к ответственности;  потерпевший – лицо, которому административным правонарушением был причинен моральный, физический либо имущественный вред;  законные представители – ими являются граждане, в силу закона выступающие во всех учреждениях, в том числе и судебных, в защиту личных и имущественных прав и законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных лиц или дееспособных, но по своему физическому состоянию (по старости, болезни и т.п.) лишенных возможности самолично осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Законными представителями могут являться родители, усыновители, опекуны или попечители;  адвокат – юрист, оказывающий профессиональную правовую поддержку либо помощь лицу, привлеченному к административной ответственности. Представители данной группы в отличие от первой группы, не пользуются властными полномочиями. 3. Лица и органы, которые содействуют осуществлению производства:  свидетели – лица, имеющие информацию об обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу;  эксперты – лица, которые обладают определенными специальными знаниями и которые могут быть привлечены органами либо должностными лицами, в ведении которых находятся дела об административных правонарушениях, в определенных случаях, при которых может возникнуть необходимость в их знаниях;  переводчики – лица, которые принимают участие в судебном процессе, владеющие языками, необходимыми для перевода материалов дела, представленных в суде документов, а также данных в судебном заседании заявлений, показаний, объяснений;  понятые – это независимые, абсолютно не заинтересованные в данном деле лица, приглашенные в качестве свидетелей и наблюдателей при осмотре, обыске, выемке корреспонденции, при проведении очной ставки, а так же иных следственных действиях. Все участники производства, проходящие по делам об административных правонарушениях имеют различные права и обязанности. Так, лицо, привлеченное к административной ответственности, имеет право на ознакомление с материалами данного дела, а так же давать 6 объяснения, представлять какие-либо доказательства, заявлять ходатайства; в процессе производства дела использовать юридическую помощь адвоката; делать заявления, как на родном языке, так и использовать услуги переводчика, в случае если он не владеет языком, на котором ведется производство; так же имеет право на обжалование постановления по делу. Все дела об административных правонарушениях рассматриваются только в присутствии лиц, привлеченных к административной ответственности. В отсутствии привлеченных лиц дело может быть рассмотрено лишь тогда, когда в наличии имеются данные о его своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и когда от привлеченных к административной ответственности лиц не было ходатайства об отложении рассмотрения дела. В процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП Республики Беларусь присутствие лиц, привлеченных к административной ответственности, обязательно. Если же лицо, привлекаемое к административной ответственности уклоняется от явки без уважительных причин, оно может быть подвергнуто принудительному приводу органами внутренних дел. Так же потерпевший может быть подвергнут допросу в качестве свидетеля. Помимо прочего, лицам, участвовавшим в административном процессе — потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам могут быть возмещены в установленном порядке расходы, которые они понесли в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в ведении которого находится дело об административном правонарушении. Лицам, вызываемым в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов, а так же переводчиков, в установленном порядке, должен быть сохранен заработок по месту их основной работы за все время их отсутствия на таковой, в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в ведении которого находится дело об административном правонарушении. Условно участников процесса можно разделить на две группы: «основные» и «факультативные» участники производства по делам об административных правонарушениях. 1.1. «Основные» участники производства по делам об административных правонарушениях К «основным» участникам производства можно отнести: 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 7 вопреки установленным правилам выгуливал ее без намордника) или имущественный вред (например, повреждение автомашины, принадлежащей другому лицу, в результате нарушения правил дорожного движения) . Юридическое лицо считается потерпевшим, если в результате правонарушения ему причинен имущественный вред или вред деловой репутации. Права и обязанности потерпевшего закреплены в ст. 4.2 процессуально исполнительного кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – ПИКоАП). Потерпевший – физическое лицо имеет право: 1) давать объяснения; 2) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников; 3) представлять доказательства; 4) заявлять отводы и ходатайства; 5) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика; 6) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов; 7) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении; 8) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении; 9) в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс; 10) иметь представителя и прекращать полномочия представителя; 11) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении . Потерпевший – физическое лицо обязан: 10 1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; 2) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову; 3) давать объяснения суду, органу, ведущему административный процесс; 4) представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; 5) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс . Потерпевший, как правило, является одновременно и свидетелем самого события административного правонарушения. Кроме того, установление с помощью показаний потерпевшего характера и размера ущерба, причиненного ему, может иметь большое значение для характеристики самого этого правонарушения и даже квалификации его как преступления. С учетом всего этого допускается возможность допроса потерпевшего в качестве свидетеля. За отказ либо уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений потерпевший несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Законные представители физического лица Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Если у такого лица нет законных представителей, его интересы представляет орган опеки и попечительства . Согласно ПИКоАП РБ законные представители могут выступать по делам об административных правонарушениях в интересах только двух участников процесса — привлекаемого к ответственности и потерпевшего (в уголовном процессе возможен и законный представитель свидетеля). По требованию органа, рассматривающего дело, они обязаны представить документы, подтверждающие их статус законных представителей. Законные представители пользуются всеми теми же правами, что и лицо, интересы которого они представляют. Не исключено, что законный представитель одновременно может выступать в роли свидетеля. Представитель юридического лица 11 Представителями юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, или юридического лица, являющегося потерпевшим, могут быть лица, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством Республики Беларусь, учредительными документами либо доверенностью. Полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности. Защитник и представитель Для осуществления защиты и оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в административном процессе может участвовать защитник. В качестве защитника могут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь, а также гражданами других государств, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Полномочия адвоката должны быть удостоверены ордером, выданным юридической консультацией. Другие лица, не являющиеся профессиональными адвокатами, допускаются к участию в деле в качестве защитника в исключительных случаях по решению органа, ведущего административный процесс. Защитник может участвовать в административном процессе с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае задержания — с момента задержания. Для оказания юридической помощи потерпевшему в административном процессе может участвовать представитель. В отличие от защитника, в качестве представителя потерпевшего в административном процессе могут участвовать не только адвокаты, но и иные лица, которым потерпевший доверил представлять свои интересы. Полномочия представителя должны быть удостоверены надлежащим образом оформленной доверенностью с указанием его полномочий. Представитель потерпевшего имеет право участвовать в административном процессе с момента его начала. Защитник и представитель, участвующие в административном процессе, имеют право: 1) знать, по какому административному правонарушению ведется административный процесс; 2) присутствовать при опросе лица, в отношении которого ведется административный процесс; 3) представлять доказательства; 4) заявлять отводы и ходатайства; 12 4) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. За отказ, уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений свидетель несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Эксперт Экспертом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, поручено производство экспертизы . Эксперт имеет право: 1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения; 2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, о привлечении к проведению экспертизы других экспертов; 3) с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, участвовать в производстве отдельных процессуальных действий, задавать участникам процессуальных действий вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; 4) давать заключения, как по поставленным вопросам, так и по входящим в его компетенцию обстоятельствам, выявившимся при проведении экспертизы; 5) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, ограничивающие его права при проведении экспертизы; 6) получать возмещение расходов, понесенных им при проведении экспертизы, и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей . Эксперт, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами. Эксперт не вправе вести переговоры с участниками административного процесса по вопросам, связанным с проведением экспертизы, самостоятельно собирать материалы для исследования, проводить исследования, которые могут повлечь за собой полное или частичное уничтожение объектов 15 экспертизы либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. Эксперт обязан: 1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; 2) давать обоснованное и объективное заключение по поставленным вопросам; 3) отказаться от дачи заключения, если представленные материалы недостаточны или поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта; 4) представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию; 5) сообщить по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, сведения о своем профессиональном опыте и отношении к лицам, участвующим в административном процессе; 6) без разрешения суда, органа, ведущего административный процесс, не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, в случае, если он был предупрежден об этом судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс . За дачу заведомо ложного заключения, отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей эксперт несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Специалист Специалистом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для участия и оказания содействия в производстве процессуальных действий. Педагог или психолог, участвующие при даче объяснений несовершеннолетних потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, также считаются специалистами. Лицо, участвующее в деле в качестве специалиста, в дальнейшем может участвовать в этом деле в качестве эксперта. Специалист имеет право: 1) знать цель вызова; 16 2) с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, задавать вопросы участникам процессуального действия; 3) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; 4) получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей . Специалист, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами. Специалист обязан: 1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; 2) представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию; 3) участвовать в производстве процессуальных действий, используя специальные знания, навыки и научно-технические средства в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; 4) удостоверить своей подписью факт совершения действий, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, их содержание и результаты; 5) давать пояснения по поводу выполняемых им действий; 6) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; 7) соблюдать порядок при производстве процессуальных действий и во время рассмотрения дела об административном правонарушении; 8) отказаться от участия в производстве процессуального действия или рассмотрении дела об административном правонарушении, если он не обладает необходимыми знаниями . В отношении специалиста, в отличие от эксперта, не предусмотрена административная ответственность за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей. Переводчик Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода. Переводчиком считается 17 3) соблюдать порядок при производстве процессуального действия; 4) подчиняться законным распоряжениям должностного лица органа, ведущего административный процесс. Понятой может быть опрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с производством процессуального действия, в котором он участвовал. На основании детально изученной характеристики вышеперечисленных участников административного процесса, можно сделать вывод, что данные участники не являются основными для осуществления административного процесса. Без их участия административный процесс проводится соответствии с ПИКоАП Республики Беларусь, а такие участники приглашаются на процесс при конкретной необходимости. 20 ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Административно-процессуальная правосубъектность является важнейшим элементом процессуального статуса участников производства по делам об административных правонарушениях, однако в научной литературе развернутая характеристика как понятия, так и элементов указанной категории отсутствует. Отталкиваясь от общих теоретико-правовых представлений о правоспособности, понятие административно-процессуальной правоспособности определяется как предусмотренная нормами административного права способность лица иметь процессуальные права и обязанности в производстве по делам об административных правонарушениях. Принимая во внимание тот факт, что категория «участники производства по делам об административных правонарушениях» объединяет в себе весьма неоднородный круг субъектов, при решении вопроса об условиях возникновения административной процессуальной правоспособности необходимо принимать во внимание ту правовую цель, которую преследует субъект, участвуя в производстве по делу об административном правонарушении. Здесь выделяется ряд вариантов определения условий возникновения административной процессуальной правоспособности. Для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении необходимым условием административной процессуальной правоспособности является наличие административной деликтоспособности. Отсутствие последней означает отсутствие состава административного правонарушения, что в соответствии с является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях является лицо, которому причинен физический, имущественный или моральный вред , т.е. лицо, чьи субъективные (имущественные или неимущественные) права нарушены административным правонарушением. Обладание указанными субъективными правами невозможно без наличия у лица правоспособности в материальных правоотношениях, из чего следует вывод, что наличие административной процессуальной правоспособности потерпевшего необходимо связывать с наличием у него административной материальной правоспособности. 21 Лица, процессуальной целью участия в производстве по делам об административном правонарушении является защита прав и законных интересов других лиц (защитник и представитель) смогут адекватно выполнять свои процессуальные задачи только при наличии у них полной административной дееспособности, каковая и будет являться условием возникновения административной процессуальной правоспособности данных субъектов. Возникновение процессуальной правоспособности лиц, содействующих производству по делу об административном правонарушении, к которым мы относим свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого обусловлено наличием у конкретного лица фактических либо специальных знаний, соответствующего уровня психо — физического развития, который позволяет выполнять ему соответствующие процессуальные функции. Значение категории административной процессуальной дееспособности по-разному проявляется для различных участников производства по делу об административном правонарушении. Для организаций момент возникновения процессуальной дееспособности совпадает с моментом возникновения процессуальной правоспособности, ибо и тот и второй обусловлены фактом государственной регистрации юридического лица. В отношении граждан значение дееспособности для участия в производстве по делу об административном правонарушении дифференцировано в зависимости от той процессуальной формы, в которую «облачается» соответствующий субъект. Так, наличие полной дееспособности не требуется для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшего. В отношении таких субъектов как защитник и представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик способность иметь процессуальные права и обязанности в производстве по делу об административном правонарушении предполагает наличие способности собственными действиями их реализовывать. Говорить о выделении в правосубъектности таких субъектов двух элементов — правоспособности и дееспособности — можно только умозрительно. 22 административный процесс, эксперт, специалист, переводчик, понятой может быть заявлен отвод, если они участвовали ранее в этом же деле в качестве потерпевшего или лица, в отношении которого велся административный процесс, представителя или законного представителя потерпевшего, законного представителя лица, в отношении которого велся административный процесс, а также защитника, свидетеля, эксперта, специалиста или переводчика, если они являются родственниками потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, или их представителей, а также если имеются иные обстоятельства, дающие основания полагать, что они лично заинтересованы в исходе данного дела. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе была изложена общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Подробно рассмотрены и изложены участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус. Рассмотрев административно-правовой статус участников административного процесса, дав правовую характеристику гарантий их видов, мы можем сделать ряд выводов. Потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации. Законный представитель физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего – физического лица представляет в административном процессе интересы несовершеннолетних или недееспособных участников административного процесса. При отсутствии у физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего – физического лица законного представителя судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, признают законным представителем орган опеки и попечительства. В качестве защитника в административном процессе могут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь; адвокаты, являющиеся гражданами других государств, – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. По ходатайству физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в качестве защитника по постановлению органа, ведущего административный процесс, может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс. Свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для дачи объяснений либо дающее объяснения. Экспертом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, 26 которому судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, поручено производство экспертизы. Специалистом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для участия и оказания содействия в производстве процессуальных действий. Педагог или психолог, участвующие при даче объяснений несовершеннолетних потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, также считаются специалистами. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и участвующее в процессуальных действиях в случаях, когда лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, их защитники, а также свидетели и иные участники административного процесса не владеют языком, на котором ведется административный процесс, а равно для перевода письменных документов. Переводчиком в соответствии с настоящим ПИКоАП РБ считается также лицо, понимающее знаки глухого или немого и способное изъясняться с ними знаками. Понятым является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов в случаях, установленных ПИКоАП Республики Беларусь. При написании данной курсовой работы использовались следующие принципы: принцип научности, который выразился в том, что суждения были построены исключительно на источниках подлинность и точность которых проверены; принцип объективности, использование которого выразилось в том, что установленные при написании курсовой работы истины логически непротиворечивы. При написании данной работы так же были использованы следующие методы: формально-догматический метод, который заключается в формально- юридическом анализе фактов, имеющих правовое значение и подлежащее истолкованию с помощью юридических терминов, определений; и юридико- догматический метод под которым понимается совокупность приемов узнавания и исследования юридических фактов, их оценка и истолкование с использованием специальных терминов, определений и конструкций. 27

§ 3. Стороны в делах административного судопроизводства
1. Понятие сторон в делах административного судопроизводства. Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.
Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:
1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.
Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик», а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица» (при этом термин «заинтересованные лица» получил в КАС совершенно новое смысловое наполнение — подробнее см. § 4 данной главы учебника). Далее по тексту настоящей главы мы будем именовать стороны «административный истец» и «административный ответчик».
Административный истец — это лицо, обратившееся в суд за защитой своих публичных прав, свобод, законных интересов, а также лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином.
Действующее процессуальное законодательство к административным истцам также относит и субъектов, которые обращаются для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, — прокурора, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностных лиц (ч. 2 ст. 38, ст. 39 КАС, ст. 52, 53 АПК). Здесь необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, строго говоря, в этих случаях материально-правовые последствия возникают для соответствующего публичного образования (например, если контрольный орган обратился в суд с требованием о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, то материально-правовые последствия судебного решения будут распространяться не на сам орган, а непосредственно на Российскую Федерацию как публичное образование). Однако законодатель отступает от доктринальных положений и в подобных ситуациях правами и обязанностями административного истца наделяет соответствующий орган либо должностное лицо.
Во-вторых, следует учитывать, что в некоторых случаях прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица уполномочены обращаться в защиту публичных прав, свобод, законных интересов частных субъектов (граждан, юридических лиц и др.). Здесь статусом административного истца будут обладать именно эти частные субъекты, а публичные субъекты, обратившиеся в их интересах, хотя и наделяются процессуальными правами административного истца, в процессе тем не менее занимают совершенно самостоятельное положение (подробнее см. § 5, 6 данной главы учебника).
Административных истцов можно разделить на две условные группы:
1) субъекты, для наделения которых статусом административного истца не требуется специального указания в законе:
— граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства;
— российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации;
— общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами;
2) субъекты, возможность наделения которых статусом административного истца связана с прямым указанием закона:
— органы государственной власти, иные государственные органы;
— органы местного самоуправления;
— избирательные комиссии, комиссии референдума;
— иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица (например, Председатель ВС РФ при обращении в Дисциплинарную коллегию по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка будет наделен статусом административного истца в соответствии с ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 230 КАС).
Административный ответчик — это лицо, к которому в судебном порядке предъявлено материально-правовое требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений.
Обычно административным ответчиком становится тот, кто указан таковым в административном исковом заявлении. Соответственно, статус административного ответчика возникает уже на стадии возбуждения судебного производства. Однако лицо может приобрести этот статус при рассмотрении дела судом первой инстанции и по иным основаниям. Так, ч. 5 ст. 41 КАС установлено, что в случае если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено КАС или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика. Кроме того, ст. 43 КАС предусматривает возможность замены ненадлежащего административного ответчика, а также привлечения второго административного ответчика.
Административных ответчиков можно разделить на две условные группы:
1) субъекты, для наделения которых статусом административного ответчика не требуется специального указания в законе:
— органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;
— избирательные комиссии, комиссии референдума;
— иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
— должностные лица, государственные и муниципальные служащие;
2) субъекты, возможность наделения которых статусом административного ответчика связана с прямым указанием закона:
— граждане (например, по смыслу ст. 266, ч. 3 ст. 268 КАС иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии, должен привлекаться в качестве административного ответчика при предъявлении требования о его помещении в специальное учреждение или о продлении срока его пребывания в специальном учреждении);
— юридические лица, объединения граждан и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях (например, при обращении органа государственной власти с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной собственности, в качестве административного ответчика привлекаются как органы, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и осуществляющие функции по государственной кадастровой оценке, так и частный субъект, чьи права будут непосредственно затронуты изменением кадастровой стоимости).
2. Процессуальные права и обязанности сторон. Процессуальные права и обязанности сторон в делах административного судопроизводства можно разделить на две группы:
1) общие для всех лиц, участвующих в деле:
а) процессуальные права:
— право знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;
— право заявлять отводы;
— право представлять доказательства, знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, участвовать в исследовании доказательств;
— право задавать вопросы другим участникам судебного процесса;
— право заявлять ходатайства, знакомиться с протоколом судебного заседания;
— право давать объяснения суду в устной и письменной форме;
— некоторые другие процессуальные права (см., например, ч. 1 — 5 ст. 45 КАС, ст. 41 АПК);
б) процессуальные обязанности:
— обязанность сообщить суду об изменении своего наименования;
— обязанность сообщить суду о перемене своего адреса;
— обязанность в уважительной форме обращаться к суду;
— некоторые другие процессуальные обязанности (см., например, ч. 2 ст. 54, ч. 9 ст. 208 КАС);
2) специальные права и обязанности сторон (ими по общему правилу наделены только стороны):
а) процессуальные права:
i) распорядительные <1>:
— административный истец вправе изменить основание или предмет административного иска, отказаться от административного иска полностью или частично;
— административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично, предъявить встречный иск;
— стороны вправе заключить соглашение о примирении (мировое соглашение) <2>;
ii) иные процессуальные права:
— стороны вправе заключить соглашение о признании обстоятельств;
— административный истец вправе требовать применения мер предварительной защиты (обеспечительных мер) <3>;
б) процессуальные обязанности:
— административный истец при подаче административного искового заявления должен соблюдать установленные законом требования о его форме, содержании и прилагаемых документах;
— административный ответчик обязан воздерживаться от действий, запрет на совершение которых содержится в судебном определении о применении мер предварительной защиты по административному иску (обеспечительном определении);
— суд может признать обязательной явку в судебное заседание должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
———————————
<1> Подробнее о распорядительных правах административных истца и ответчика см. § 2 гл. VI учебника.
<2> КАС и АПК используют разную терминологию применительно к одному и тому же процессуальному институту (см. ст. 137 КАС, гл. 15 АПК).
<3> КАС именует обеспечительные меры «мерами предварительной защиты по административному иску» (см. гл. 7).
Стороны должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 6 ст. 45 КАС, ч. 2 ст. 41 АПК). Добросовестность в использовании процессуальных прав — категория оценочная. Чтобы констатировать факт злоупотребления процессуальными правами, суд должен прийти к выводу о том, что цель, с которой совершается то или иное процессуальное действие (бездействие), носит негодный характер (например, лицо намеренно затягивает судебное разбирательство, формально всякий раз используя предусмотренные законом основания для отложения).
Неисполнение процессуальных обязанностей влечет за собой наступление для этих лиц неблагоприятных последствий. По своему характеру такие последствия могут быть различными. Например, неисполнение административным истцом обязанности, установленной в определении об оставлении административного искового заявления без движения, является основанием для его возвращения. Неисполнение некоторых процессуальных обязанностей влечет наложение процессуальных штрафов (ст. 122 КАС, ст. 119 АПК). Административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, может быть подвергнут приводу (п. 1 ч. 4 ст. 150 КАС). В качестве своеобразного процессуального последствия можно также выделить возможность рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 7 ст. 150 КАС).
3. Процессуальное соучастие. Процессуальное соучастие — это одновременное участие в процессе на стороне административного истца и (или) административного ответчика нескольких лиц. Соответственно, в процессе они именуются административными соистцами и административными соответчиками.
Необходимость использования данной процессуальной конструкции вызывается тем, что некоторые материально-правовые нормы допускают (предусматривают) множественность лиц в публичном правоотношении.
Отличие административных соучастников от заинтересованных лиц (по терминологии АПК — третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора) состоит в том, что последние не являются субъектами спорного публичного правоотношения, соответственно в административном деле они не предъявляют материальных требований и в свою очередь с них ничего не взыскивается, на них не возлагается какая-либо публичная обязанность.
Процессуальное соучастие допускается, если соблюдается хотя бы одно из условий (ч. 2 ст. 41 КАС, ч. 2 ст. 46 АПК):
1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков.
Например, если земельный участок находится в совместной собственности нескольких лиц, то при обращении в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости такие сособственники должны участвовать в административном деле в качестве административных соистцов;
2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание;
3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.
Закон устанавливает правило о процессуальной самостоятельности каждого из соучастников (ч. 3 ст. 41 КАС, ч. 3 ст. 46 АПК). В практическом плане это означает, что использование любых процессуальных прав не ставится в зависимость от волеизъявления другого соучастника. Например, один из административных соответчиков может ходатайствовать об истребовании доказательства, а другой, напротив, возражать. На конструкцию процессуального соучастия и на возможность реализации конкретного процессуального права это никакого влияния не оказывает — суд должен будет разрешить указанное ходатайство независимо от волеизъявления другого соучастника.
В процессуальной науке процессуальное соучастие классифицируют по двум основным критериям:
1) по процессуальному:
а) активное — соучастие на стороне административного истца. Активное соучастие всегда возникает по воле административных соистцов (суд не может привлечь или обязать субъекта стать административным соистцом);
б) пассивное — соучастие на стороне административного ответчика. Пассивное соучастие возможно как по воле административного истца, так и по воле суда (ч. 5 ст. 41 КАС, ч. 6 ст. 46 АПК);
в) смешанное — одновременное соучастие на стороне административного истца и административного ответчика;
2) по материальному:
а) обязательное (необходимое) — соучастие, необходимость которого вызвана тем, что характер спорного материального публичного правоотношения не позволяет решить вопрос о правах или об обязанностях одного из участников процесса без привлечения в дело остальных субъектов материального правоотношения.
Привлечение административного соответчика в обязательном порядке (независимо от воли сторон) возможно в двух случаях:
— если имеется прямое указание закона;
— если невозможно рассмотреть административное дело без участия административного соответчика (к примеру, если публичный акт был принят совместно несколькими государственными органами, то в случае предъявления административного иска об оспаривании такого правового акта в качестве административных соответчиков должны быть привлечены все принявшие акт органы);
б) факультативное — соучастие, при котором характер спорного материального публичного правоотношения позволяет решить вопрос о правах или об обязанностях одного из участников процесса независимо от привлечения в дело остальных субъектов материального правоотношения.
4. Замена ненадлежащего административного ответчика. Ненадлежащий административный ответчик — это лицо, привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика и при этом не являющееся носителем спорной публичной материально-правовой обязанности либо субъектом, в отношении которого должен быть разрешен вопрос о применении административных ограничений либо об ограничении правосубъектности.
Необходимость института замены ненадлежащего административного ответчика объясняется требованием процессуальной экономии. Если административный истец допустил очевидную ошибку в определении обязанного субъекта, нет никакого смысла заставлять его продолжать судебное преследование негодного лица либо отказываться от административного иска, ведь в конечном счете это приведет лишь к новому административному иску (иску к надлежащему административному ответчику). Замена ненадлежащего административного ответчика позволяет наиболее рационально использовать потенциал уже совершенных процессуальных действий.
При замене не исключен случай количественного изменения пассивной стороны: так, вместо одного ненадлежащего административного ответчика административный истец может просить о привлечении в процесс нескольких обязанных субъектов (административных соответчиков).
Для замены административного ответчика требуется безусловное согласие на это административного истца. Если такое согласие от него не получено, суд обязан рассмотреть по существу предъявленный административный иск.
Может ли суд без согласия административного истца привлечь лицо (предполагаемого надлежащего административного ответчика) в качестве второго административного ответчика? По этому вопросу действующее законодательство содержит взаимоисключающие подходы. В соответствии с ч. 2 ст. 47 АПК такое согласие является необходимым условием. Напротив, ч. 1 ст. 43 КАС прямо устанавливает, что если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, то суд может привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика без согласия административного истца. С точки зрения процессуальной доктрины более верным является подход, реализованный в арбитражном процессе. Привлечение лица в качестве второго административного ответчика без согласия административного истца противоречит и конституционному праву на судебную защиту, и одному из базовых принципов процесса — принципу диспозитивности, под которым понимается возможность сторон и иных участвующих в деле лиц распоряжаться предоставленными процессуальными правами по собственному усмотрению. Получается, что суд не только предрешает итоговый вывод о надлежащем субъекте публично-правовой обязанности, но и получает возможность, по сути, самостоятельно (помимо воли административного истца) инициировать новый иск — иск административного истца ко второму административному ответчику.
Обратим также внимание на то, что второго административного ответчика следует отграничивать от внешне схожей, но тем не менее отличной правовой конструкции — административного соответчика (ч. 5 ст. 41 КАС, ч. 6 ст. 46 АПК). Дело в том, что привлечение второго административного ответчика свидетельствует о возможном наличии другого субъекта конкретной публично-правовой обязанности, в то время как наличие административного соответчика, напротив, предполагает множественность обязанных субъектов в одном публичном правоотношении. Второй административный ответчик также отличается от административного соответчика тем, что его интересы и интересы первоначального административного ответчика взаимно исключают друг друга.
Хронологически возможность замены административного ответчика, а также привлечения второго административного ответчика ограничена моментом принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции.
Замена административного истца по действующему законодательству недопустима.
5. Процессуальное правопреемство. Процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому.
Правопреемство следует отличать от замены ненадлежащего административного ответчика:
— при замене суд исследует, как правило, другое спорное публичное материальное правоотношение, при правопреемстве — то же (в нем лишь происходит изменение в субъектном составе);
— при замене ненадлежащего административного ответчика возникает новое процессуальное правоотношение, при правопреемстве — продолжается существующее с новым субъектом;
— процессуальное правопреемство имеет место лишь в том случае, если материальное правопреемство возникло после возбуждения административного дела. Замена же ненадлежащего административного ответчика, производимая по основаниям материального правопреемства, допускается исключительно при правопреемстве, возникшем до его возбуждения;
— если при замене ненадлежащего административного ответчика рассмотрение административного дела производится с самого начала, то при правопреемстве процесс продолжается;
— при замене ненадлежащего административного ответчика возможна ситуация, когда в дело привлекается второй (надлежащий) административный ответчик. Процессуальное правопреемство, напротив, исключает одновременное участие в деле (в рамках конкретного административного искового требования) и правопредшественника, и правопреемника;
— правопреемство возможно на любой стадии процесса, в том числе на стадии пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также на стадии исполнения судебных актов. Замена же ненадлежащего административного ответчика ограничена пределами рассмотрения административного дела в суде первой инстанции.
Рассмотрим особенности процессуального правопреемства применительно к частным и публичным субъектам:
1) частные субъекты.
Процессуальное правопреемство данных субъектов поставлено в зависимость от материального правопреемства в спорном публичном правоотношении.
К примеру, в случае смерти гражданина, больного заразной формой туберкулеза, прекращается публичная обязанность пройти госпитализацию в медицинскую противотуберкулезную организацию. Поэтому никакого смысла привлекать в ранее возбужденное судебное дело наследников такого гражданина, конечно же, нет. Напротив, если гражданин оспаривал результаты определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, то при его смерти наследники имеют вполне понятный правовой интерес: став собственниками недвижимости, они так же заинтересованы в установлении соответствия кадастровой стоимости рыночной, как и их правопредшественник.
Похожая ситуация возникает и применительно к юридическим лицам. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Следовательно, и никакого процессуального правопреемства здесь быть не может. Если же юридическое лицо было реорганизовано, то все его права и обязанности перешли к правопреемнику, а потому он должен занять место своего правопредшественника в судебном деле.
По смыслу положений ч. 3, 4 ст. 44 КАС основания для процессуального правопреемства ограничиваются лишь смертью физического лица и реорганизацией юридического лица. Напротив, в арбитражном процессе законодатель устанавливает открытый перечень таких оснований, отсылая к материальному законодательству (ч. 1 ст. 48 АПК). Более правильным является второй подход. На самом деле нет никаких разумных объяснений, по какой причине следовало бы игнорировать случаи сингулярного материального правопреемства. К примеру, постановление судебного пристава-исполнителя может быть оспорено в суде в порядке, установленном гл. 22 КАС. Если после возбуждения административного дела об оспаривании такого постановления взыскатель уступит свое право требования к должнику иному лицу, то неприменение института процессуального правопреемства создаст препятствие для защиты интересов приобретателя требования: именно он формально-юридически займет место взыскателя в исполнительном производстве, но в ранее возбужденном административном деле останется прежний взыскатель. Получится парадоксальная ситуация: лицо, которое утратило интерес к результату судебного разбирательства, сохранит свой процессуальный статус административного истца, а лицо, которое, наоборот, заинтересовано в оспаривании решения судебного пристава-исполнителя, вступить в дело будет не вправе;
2) публичные субъекты.
В тех случаях, когда публичный орган наделен правами юридического лица, реорганизация должна проводиться в соответствии с требованиями ст. 57, 58 ГК.
Аналогичным образом для случаев, когда публичный орган правами юридического лица не обладает, также можно говорить о применимости общих подходов, реализованных в гражданском законодательстве. В то же время сами акты, на основании которых проводится реорганизация определенных публичных органов, могут не только содержать указание на известные формы реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), но и выстраивать более сложные модели. В любом случае для определения надлежащего правопреемника необходимо установить, какой конкретно публичный субъект оказался наделен в итоге публичной функцией, имеющей непосредственное отношение к спорному публичному правоотношению.
Отдельно следует упомянуть о таком специфическом институте, как упразднение публичных органов. Оно по своей правовой природе близко к гражданско-правовому институту ликвидации юридического лица. В то же время если для частного правоотношения ликвидация одного из субъектов влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК) и, как следствие, прекращение производства по делу, то для публичных правоотношений такой подход принципиально неприемлем. Очевидно, что эффективность судебной защиты не может быть поставлена в зависимость от дискреционного полномочия публичного субъекта по созданию и упразднению определенных публичных органов. Именно поэтому в административном судопроизводстве закреплено специальное правило (ч. 1 ст. 44 КАС), согласно которому упразднение публичного органа (организации, наделенной государственными или иными публичными полномочиями) влечет процессуальное правопреемство. При этом правопреемником будет выступать:
а) если упразднен административный ответчик — публичный орган или организация, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения;
б) если упразднен административный истец — публичный орган или организация, к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
В случае если в период рассмотрения административного дела должностное лицо, являющееся стороной в административном деле, было освобождено от соответствующей замещаемой (занимаемой) должности, возможны два варианта:
1) основной — замена производится на другое лицо, замещающее (занимающее) должность на момент рассмотрения административного дела;
2) факультативный (используемый при невозможности применения основного) — замена производится на иное должностное лицо или орган, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
Все действия, совершенные в судебном процессе до вступления правопреемника в административное дело, обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. При ином подходе у правопреемника всегда возникал бы соблазн отказаться от тех совершенных правопредшественником процессуально-правовых действий, которые повлекли неблагоприятные правовые последствия (например, признание каких-либо обстоятельств, на которые ссылается процессуальный оппонент).

Добавить комментарий