Положение об органах предварительного следствия

I. Общие положения

1. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации<*>, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

<*> Далее — «Министерство» или «МВД России».

2. Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства<*> и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

<*> Далее — «органы предварительного следствия».

3. Структура и штатное расписание Следственного департамента МВД России утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации<*>.

<*> Далее — «Министр».

4. Следственный департамент МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

5. Работа Следственного департамента МВД России организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

6. Следственный департамент МВД России в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.

7. Следственный департамент МВД России в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, совместно с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях обеспечивает эффективность деятельности органов предварительного следствия.

8. Следственный департамент МВД России имеет печать с изображением геральдического знака — эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Следственного департамента МВД России.

Следственный департамент МВД России для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

9. Надзор за процессуальной деятельностью Следственного департамента МВД России осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий.

II. Основные задачи Следственного департамента МВД России

10. Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

10.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.3. Определение приоритетных направлений в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.4. Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.

10.5. Осуществление в пределах своих полномочий контроля за законностью решений и действий следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

10.6. Организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

10.7. Расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.

10.8. Организация взаимодействия следователей органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран в рамках реализации положений международных договоров Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам.

10.9. Участие в выработке и проведении эффективной кадровой политики и повышении профессионального мастерства следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

III. Основные функции и полномочия Следственного департамента МВД России

11. Основными функциями Следственного департамента МВД России являются:

11.1. Осуществление анализа состояния реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.2. Анализ и оценка состояния деятельности в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, определение приоритетных направлений их совершенствования.

11.3. Анализ в пределах своей компетенции эффективности мер, принимаемых органами предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.

11.4. Прогнозирование развития деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, разработка предложений руководству Министерства по их совершенствованию.

11.5. Обобщение и анализ практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России и выработка соответствующих мер по повышению эффективности деятельности органов предварительного следствия.

11.6. Разработка либо участие в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.7. Разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров Российской Федерации в области уголовного судопроизводства.

11.8. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

11.9. Обеспечение представления и представление по искам, связанным с расследованием преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, а также исполнением следователями органов внутренних дел законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

11.10. Организация и осуществление текущего и перспективного планирования деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.11. Участие в определении основных направлений деятельности территориальных органов МВД России и разработке мер по их совершенствованию по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.12. Участие в формировании федеральных целевых программ в части, касающейся деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.13. Координация производимого следователями органов предварительного следствия расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер.

11.14. Разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы.

11.15. Взаимодействие с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по вопросам, касающимся деятельности органов предварительного следствия.

11.16. Осуществление в установленном порядке контроля за выполнением задач, возложенных на органы предварительного следствия, по реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, а также ведомственного и процессуального контроля за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказания практической и методической помощи в их расследовании, ведения контрольно-наблюдательных производств по этим делам.

11.17. Выявление, изучение и обобщение положительного, в том числе зарубежного, опыта в области организации предварительного следствия, обеспечение его внедрения в деятельность органов предварительного следствия, издание Информационного бюллетеня Следственного департамента МВД России.

11.18. Формирование заявок на проведение научных исследований, использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

11.19. Оказание практической и методической помощи органам предварительного следствия.

11.20. Обеспечение деятельности Научно-консультативного совета при Следственном департаменте МВД России.

11.21. Осуществление организационного и методического обеспечения деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений вызывающих широкий общественный резонанс.

11.22. В установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведение систематизированного учета действующего законодательства.

11.23. Организация формирования и ведения информационных систем в интересах обеспечения деятельности органов предварительного следствия, формирование и ведение баз данных по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.24. Организация взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и органами государственной власти.

11.25. Производство расследования наиболее тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.

11.26. Организация учета вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве Следственного департамента МВД России, и их хранения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

11.27. Обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов.

11.28. Участие в установленном порядке в разработке нормативов нагрузки, штатной численности и норм положенности материально- технического обеспечения следователей органов предварительного следствия, разработка типовых положений и типовых структур органов предварительного следствия.

11.29. Осуществление в установленном порядке подбора и расстановки руководящих кадров, организация профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия, участие в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой.

11.30. Рассмотрение писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации по вопросам деятельности органов предварительного следствия.

11.31. Информирование населения в пределах своей компетенции о результатах деятельности органов предварительного следствия, в том числе через средства массовой информации, путем проведения пресс-конференций, брифингов, «круглых столов».

11.32. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.

11.33. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности органов предварительного следствия.

12. Следственный департамент МВД России для осуществления своих задач и функций имеет право:

12.1. Создавать рабочие группы и комиссии.

12.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

12.3. Привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных на Следственный департамент МВД России задач научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

12.4. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности органов предварительного следствия.

12.5. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства, органов, организаций и подразделений системы МВД России, Федеральной миграционной службы, органов государственной власти Российской Федерации для решения задач Следственного департамента МВД России.

12.6. Осуществлять по вопросам, относящимся к деятельности Следственного департамента МВД России, в установленном порядке проверки оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия.

12.7. Вносить предложения руководству Министерства о постановке на особый контроль территориальных органов МВД России, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.

12.8. Заслушивать отчеты руководителей органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по вопросам, относящимся к ведению Следственного департамента МВД России.

12.9. Проводить в установленном порядке совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары, а также пресс-конференции, брифинги для средств массовой информации по направлениям деятельности Следственного департамента МВД России.

12.10. Проводить в установленном порядке стажировку руководителей и сотрудников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

12.11. Использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возможности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, средств массовой информации.

12.12. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Следственный департамент МВД России является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.

12.13. Осуществлять иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

IV. Организация и обеспечение деятельности Следственного департамента МВД России

13. Следственный департамент МВД России возглавляет заместитель Министра — начальник Следственного департамента МВД России<*>, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

<*> Далее — «Начальник Следственного департамента МВД России».

Начальник Следственного департамента МВД России имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять МВД России во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными судами, вести переписку от имени Министерства.

14. Начальник Следственного департамента МВД России имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

15. Начальник Следственного департамента МВД России:

15.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Следственного департамента МВД России, а также процессуальное руководство деятельностью органов предварительного следствия. Несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Следственный департамент МВД России задач и функций, реализацию предоставленных прав.

15.2. Пользуется процессуальными полномочиями руководителя следственного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, создает в необходимых случаях в установленном порядке следственные группы, в том числе межрегиональные.

15.3. Распределяет полномочия между своими заместителями; осуществляет контроль за исполнением возложенных на них обязанностей; делегирует часть своих полномочий своим заместителям.

15.4. Утверждает планы работы Следственного департамента МВД России, а также положения о его структурных подразделениях.

15.5. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом Следственного департамента МВД России и органов предварительного следствия.

15.6. Создает в пределах утвержденного штатного расписания Следственного департамента МВД России и органов предварительного следствия временные подразделения целевого назначения.

15.7. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Следственного департамента МВД России.

15.8. Осуществляет в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников Следственного департамента МВД России до заместителя начальника управления, входящего в Следственный департамент МВД России, включительно.

15.9. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Следственный департамент МВД России, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Следственном департаменте МВД России.

15.10. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, воспитание личного состава Следственного департамента МВД России, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников на переподготовку и повышение квалификации.

15.11. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих; присваивает в пределах предоставленных прав сотрудникам Следственного департамента МВД России специальные звания до подполковника юстиции включительно, вносит предложения Министру о присвоении специального звания полковника юстиции сотрудникам Следственного департамента МВД России.

15.12. Поощряет в пределах предоставленных Министром прав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России и налагает на них дисциплинарные взыскания соответственно до заместителя начальника управления Следственного департамента МВД России включительно; вносит Министру представления к награждению государственными и ведомственными наградами своих заместителей, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, а также предложения об их поощрении либо применении к ним дисциплинарных взысканий правами Министра.

15.13. В установленном порядке поощряет граждан, оказавших содействие Следственному департаменту МВД России, вносит руководству Министерства и начальникам органов, организаций и подразделений системы МВД России предложения о поощрении граждан, оказавших содействие Следственному департаменту МВД России.

15.14. Направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России в плановые служебные командировки, в исключительных случаях в установленном порядке — во внеплановые.

15.15. Устанавливает и изменяет в пределах своей компетенции сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России соответствующие надбавки и выплаты.

15.16. Предоставляет отпуска сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России.

15.17. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением службы сотрудниками Следственного департамента МВД России и осуществлением профессиональной служебной деятельности федеральными государственными гражданскими служащими Следственного департамента МВД России.

15.18. Вносит согласованные в установленном порядке представления Министру о назначении на должность и освобождении от должности заместителей начальников территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях — начальников органов предварительного следствия на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

15.19. Дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности заместителей начальников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

15.20. Вносит Министру предложения о перераспределении штатной численности органов предварительного следствия в системе МВД России.

15.21. Организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Следственном департаменте МВД России, а также обеспечивает выполнение в Следственном департаменте МВД России мероприятий гражданской обороны.

15.22. Лично принимает граждан в Приемной МВД России согласно графику, утвержденному Министром.

15.23. Отвечает за организацию и организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Следственного департамента МВД России.

15.24. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несет личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в Следственном департаменте МВД России.

15.25. Организует в пределах своей компетенции разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;

15.26. Организует в пределах своей компетенции оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

15.27. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Следственного департамента МВД России и предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.

16. При начальнике Следственного департамента МВД России действует оперативное совещание, порядок работы и персональный состав которого утверждаются начальником Следственного департамента МВД России.

17. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Следственного департамента МВД России осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Утвержден приказом МВД России от 1 июля 2011 г. N 780 «Об утверждении положения о Следственном департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось оправданным. За 51 год органы предварительного следствия МВД России сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти. С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

В дополнение к Указу был издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения. Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступления и проступкам».

Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имеющихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором.

Большинство следователей не имели юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла порядка 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-240 дел. Обслуживаемые участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.

С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет. В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его. При этом следователь мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать полиции производство дознания и собирание иной информации.

После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей. Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и принимали по ним решения. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно революционным правосознанием.

Согласно Декретам о суде от 7 марта 1918 года №2 и от 20 июля 1918 года №3 в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам.

В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных трибуналах, созданных годом ранее. Но уже 21 августа 1920 года Положением о местных органах юстиции и о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.

Народный следователь мог приступить к производству расследования по заявления граждан, сообщениям милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи, а также по своему усмотрению. Окончательное решение о прекращении дела или предании суду принадлежало народному суду. Постановления следователя могли быть обжалованы в суде.

Следователи руководили действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве расследования были обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и учреждениями. Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на прокуратуру. В сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.

Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны в уголовном розыске и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные отделения. Руководство ими осуществлял следственный отдел Главного управления милиции НКВД СССР.

В послевоенный период, согласно УПК РСФСР 1927 года, по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему, предварительное следствие по большинству уголовных дел осуществляли органы милиции.

В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР, принятыми 25 декабря 1958 года, и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года, правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.

В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием и имевшие квалифицированных специалистов с необходимым опытом и профессиональной подготовкой, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели права вести предварительное следствие в полном объеме.

Из-за отрыва от оперативно-розыскных и экспертных служб милиции и большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всех отнесенных к их ведению преступлений.

Поэтому 6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета СССР своим Указом передал производство предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР. По сути, введение этого Указа ознаменовало собой начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования.

В дальнейшем, изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство, значительно расширили подследственность следственного аппарата органов внутренних дел. Так, в 1965 году к их ведению были отнесены наиболее сложные дела о хозяйственных преступлениях, с января 1997 года – все преступления, совершенные в экономической сфере, в 1978 году – преступления, совершенные несовершеннолетними. Если в 1966 году следственным аппаратом органов внутренних дел было расследовано 67 процентов всех уголовных дел, в 1978 – 76 процентов, то в 2010 году – почти 80 процентов.

После создания Следственного комитета Российской Федерации к подведомственности последнего были отнесены тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними, налоговые преступления, ряд экономических составов. Однако, несмотря на это, на сегодняшний день следственный аппарат МВД России является крупнейшим в системе правоохранительных органов, им расследуется 70 процентов всех зарегистрированных преступлений.

23 ноября 1998 года Президент Российской Федерации подписал Указ №1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Названный нормативный правовой акт позволил восполнить пробел в правовом регулировании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел, укрепил федеральную вертикаль управления организацией предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел. Указами Президента Российской Федерации от 14.01.2011 №38, от 19.10.2011 №1392, от 04.04.2014 №202 в «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» внесены изменения и дополнения.

В соответствии с Положением об органах предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации,

1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются – органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

2. Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.

3. Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

4. Органы предварительного следствия включают в себя: Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Следственный департамент); следственные части главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам; следственные управления (отделы) управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам; следственные управления (отделы) линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах; следственное управление управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве; следственный отдел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур»; следственные отделы (отделения, группы) линейных отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются – сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих и работников.

6. Предельная численность сотрудников органов предварительного следствия устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

7. Финансирование органов предварительного следствия осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации.

8. Основными задачами органов предварительного следствия являются:

— обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

— организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.

9. В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия осуществляют следующие функции:

— анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;

— изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений;

— организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

— изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел Российской Федерации и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

— обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;

— организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

10. Органы предварительного следствия возглавляет Следственный департамент, положение о котором утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации.

11. Следственный департамент возглавляет заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации – начальник Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Добавить комментарий