Полномочия Роспотребнадзора в сфере торговли

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 июня 2004 г. № 322

(в редакции Постановления Правительства

Российской Федерации от 21.05.2013 № 428)

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2013 N 65, от 21.05.2013 N 428)

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

(пп. 5.1.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.5. утратил силу с 1 ноября 2011 года. — Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

(пп. 5.1.6 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

(пп. 5.1.7 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

(пп. 5.1.8 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.1.9. государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;

(пп. 5.1.9 введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 859)

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

5.2.1 — 5.2.2. утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

(пп. 5.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)

5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;

(пп. 5.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

(пп. 5.3.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

(пп. 5.8(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

(пп. 5.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.14. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на поставку вакцин, необходимых для реализации национального календаря профилактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы;

(п. 5.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 730)

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

(пп. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о размещении территориальных органов Службы;

(пп. 9.2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

(пп. 9.2.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

(пп. 9.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов — главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

(пп. 9.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

(пп. 9.8 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.

(пп. 9.9 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — г. Москва.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
Савельев С.И. 1, 2Коротков В.В. 1, 2Полякова М.Ф. 1, 2

1 ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области»

Тенденции развития рынка услуг в настоящее время предполагают эффективное самоуправление и самоконтроль во всех сферах деятельности. В связи с этим востребованной и необходимой процедурой становится аудит – независимая оценка деятельности в различных сферах. В современных условиях уже широко применяется аудит в сфере экологической безопасности, банковской и налоговой деятельности, страховании и др. В то же время сложились предпосылки к созданию аналогичной практики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Внедрение в производственную сферу рыночных отношений пока еще не сопровождается адекватными действиями работодателей по сохранению здоровья работающих и проживающего населения, созданию безопасных и здоровых условий труда. По-прежнему остро стоят вопросы необходимости предупреждения загрязнения объектов внешней среды, обеспечения населения доброкачественными продуктами питания и питьевой водой, оказания качественных услуг потребителю, профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди населения. В связи с этим усилением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обуславливает поиск и внедрение (наряду с существующим государственным санитарно-эпидемиологическим надзором) новых форм контроля. Становится очевидной необходимость работы экспертных организаций, способных провести в интересах юридического лица необходимые санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки, экспертизы, оценить степень соответствия (несоответствия) осуществляемой деятельности санитарным правилам, то есть провести санитарно-эпидемиологический аудит.

119 KB

санитарно-эпидемиологический аудит
санитарно-эпидемиологическое благополучие

1. Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю».
2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1602 «О порядке аттестации экспертов на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований».
3. Постановление Правительства РФ от 15.12.2012 № 1311 «О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю».
4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
5. Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ (в ред. от 23.06.2014 № 160-ФЗ).
6. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014 г.).

Одной из основных задач современной политики государства является устранение избыточного административного давления на бизнес. В настоящее время внедрение в производственную сферу рыночных отношений пока еще не сопровождается адекватными действиями работодателей по сохранению здоровья работающих и проживающего населения, созданию безопасных и здоровых условий труда. По-прежнему остро стоят вопросы необходимости предупреждения загрязнения объектов внешней среды, обеспечения населения доброкачественными продуктами питания и питьевой водой, оказания качественных услуг потребителю, профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди населения.

Необходимость дальнейшей интеграции России в систему мировой экономики и обеспечение международных требований по охране здоровья населения, а также усиление требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обуславливают поиск и внедрение (наряду с существующим государственным санитарно-эпидемиологическим надзором) новых форм контроля.

Цель исследования

Разработка методических подходов в деятельности экспертных организаций, способных провести в интересах юридического лица необходимые санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки, экспертизы, оценить степень соответствия (несоответствия) осуществляемой деятельности санитарным правилам.

Материалы и методы

Объект исследования — санитарно-эпидемиологический аудит, как современный инструмент обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исследование проводилось с использованием аналитического метода.

Результаты исследования и их обсуждение

К одним из перспективных форм контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности требований санитарного законодательства относится санитарно-эпидемиологический аудит.

Санитарно-эпидемиологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия и подготовка рекомендаций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Осуществляет санитарно-эпидемиологический аудит организация, в установленном порядке аккредитованная и обладающая правом проведения экспертиз в данном направлении, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которая объективно и беспристрастно констатирует степень соответствия (несоответствия) санитарным правилам осуществляемой деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги.

Таким образом, санитарно-эпидемиологический аудит по своей сути представляет существующий экспертный контроль (когда орган государственного контроля привлекает к проверке экспертную организацию или экспертов, аккредитованных в установленном порядке , и осуществляет оплату их услуг, а также понесенных расходов в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации .

Однако его отличие заключается в том, что если экспертный контроль представляет одну из форм контроля за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то санитарно-эпидемиологический аудит является добровольным, а в его проведении заинтересованы сами юридические лица и индивидуальные предприниматели, так как напрямую работают с аккредитованной экспертной организацией и этим подтверждают соответствие (несоответствие) санитарным правилам и нормативам:

а) безопасных условий труда на производстве;

б) отсутствия негативного влияния осуществляемой деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги на здоровье персонала объекта и населения, проживающего в непосредственной близости от данного объекта, окружающую среду;

в) качества и безопасности производимой продукции;

г) возможности возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и т.д.

Санитарно-эпидемиологический аудит не отменяет проведение контрольно-надзорных мероприятий за осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельностью, а, наоборот, способствует выявлению и, при необходимости, устранению выявленных несоответствий действующему санитарному законодательству еще до их проведения. Это позволит органу государственного контроля использовать его результаты и принять решение по уменьшению количества проверок.

Наиболее подробно необходимо рассмотреть санитарно-эпидемиологический аудит, как современный инструмент обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Анализ мирового опыта свидетельствует о широком практическом применении государствами с разной степенью экономических отношений процедуры различных видов аудита в качестве средства получения и оценки информации о предприятии или ином хозяйственном объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления.

Развитие и распространение процедуры санитарно-эпидемиологического аудита обусловлено главным образом ужесточением санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области охраны здоровья населения, унификацией требований и стандартов в различных областях деятельности при дальнейшей интеграции России в систему мировой экономики, вступлением в Всемирную торговую организацию (ВТО), созданием Таможенного союза (ТС) с созданием единого экономического пространства.

Система санитарно-эпидемиологического аудита в стране может развиваться как один из видов деятельности на рынке работ и услуг санитарно-эпидемиологического назначения, подлежащих лицензированию (аккредитации).

Отдельным направлением аудита как инструмента санитарно-эпидемиологический благополучия населения может являться санитарно-эпидемиологический аудит территории, города, муниципальных образований (округ, район).

Данное направление должно быть разработано в первоочередном порядке, так как многие проблемы социально-экономического и санитарно-эпидемиологического состояния зарождаются именно на региональном и муниципальных уровнях.

Широкая перспектива перед санитарно-эпидемиологическим аудитом открывается в сфере санитарно-эпидемиологического страхования, при смене собственника, для предотвращения возникновения острых санитарно-эпидемиологических проблем, в том числе при низком благополучии на объектах.

Санитарно-эпидемиологический аудит может выступать существенным дополнением к санитарно-эпидемиологической экспертизе и государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, тем самым снижая необходимость его проведения.

Санитарно-эпидемиологический аудит не только представляет выводы о возможных негативных воздействиях и степени санитарно-эпидемиологического неблагополучия, но и оценивает степень риска, представляет квалифицированные рекомендации относительно мероприятий, которые необходимо учитывать при проектировании, строительстве или эксплуатации.

Предполагаемые этапы проведения санитарно-эпидемиологического аудита можно представить следующим образом:

  1. Прием организацией заявления на проведение аудита;
  2. Заключение в установленном порядке договора между организацией и заказчиком на проведение аудита;
  3. Сбор и анализ информации, представленной заказчиком и (или) аудируемым субъектом;
  4. Выезд на объект проведения аудита;
  5. Составление плана проведения аудита;
  6. Привлечение при необходимости специалистов лабораторно-испытательных центров, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  7. Подготовка отчета и заключения о проведении аудита;
  8. Подготовка рекомендаций по улучшению деятельности аудируемого субъекта (объекта).

В результате заказчик и аудируемый субъект (объект) обеспечивают, не позднее согласованного с организацией срока, принятие мер по оперативному и полному выполнению предложенных мероприятий по предотвращению неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания.

Заключение

Аудит как элемент обеспечения прав собственности чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить информационный и коммерческий риск, связанный с принятием управленческих решений с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие и не ухудшающих здоровье населения.

Использование потенциала России в области санитарно-эпидемиологического аудита позволит обеспечить развитие рыночной экономики, снизить административное давление на бизнес за счет уменьшения мероприятий по надзору в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

Развитие системы санитарно-эпидемиологического менеджмента и санитарно-эпидемиологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество.

В качестве одного из важных направлений экономических и финансовых механизмов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия потребуется развитие аудита для действующих предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим в редакции Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 23.06.2014 г.) санитарно-эпидемиологический аудит должен получить свое правовое обеспечение.

Рецензенты:

Бондарев В.А., д.м.н., профессор, руководитель Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, г. Липецк; профессор кафедры Гигиены и эпидемиологии с основами лабораторного дела, ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Липецк;

Шуршуков Ю.Ю., д.м.н., заместитель начальника Управления здравоохранения Администрации Липецкой области, г. Липецк.

Библиографическая ссылка

Савельев С.И., Коротков В.В., Полякова М.Ф., Савельев С.И., Коротков В.В., Полякова М.Ф. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ, КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17180 (дата обращения: 27.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909

«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570

«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431

«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303

«Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380

«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600

«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308

«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369

Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий