Погрешность при взвешивании товара

точность весов статья

В практике измерения массы применяется разнообразные приборы и устройства, которые отличаются назначением, областью применением, принципом работы. В данное время на рынке весового оборудования число конструктивных модификаций весов исчисляется тысячами.

В 21 веке используются в основном электронные весы, но также на практике еще изредка применяются механические, а именно рычажные и даже пружинные весы.

Содержание

Электронные весы подразделяются по принципу взвешивания на:

  • Весы для статического взвешивания – весы платформенные, весы автомобильные, вагонные весы, товарные весы и лабораторные аналитические и прецизионные.
  • Весы для взвешивания в движении – весы автомобильные подкладные, вагонные весы статико-динамические, весы вагонные динамические.
  • Весы автоматические беспрерывного действия для суммарного учета – конвейерные весы и чеквейеры.
  • Весы дискретного действия для суммарного учета автоматические – бункерные весы, автоматические весы-дозаторы и другие.

Погрешность весов при взвешивании

Для того, чтобы разобраться, что же такое погрешность весов при взвешивании, немного нужно окунуться в метрологическую терминологию. Погрешность измерения — это отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой физической величины, обозначение ∆.

∆ = х – х ист

Результат измерения – найденное значения физической величины опытным путем с использованием специальных технических средств, обозначение х. Истинное значение физической величины – значение физической величины, которое идеальным образом в количественном и качественном отношении отражало бы соответствующее свойство объекта измерения, обозначение х ист. Физическая величина – свойство, в качественном отношении характерна для многих объектов, явлений или процессов, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них. В зависимости от выбранной классификационной характеристики существуют различные классификации погрешностей измерения, среди которых можно выделить наиболее распространенные:

  1. по форме выражения;
  2. по источникам возникновения;
  3. по закономерностям возникновения и проявления

По форме выражения погрешности делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютная погрешность

Абсолютная погрешность весов – разность между результатом измерения массы груза на весах и истинным значением массы данного груза. Абсолютная погрешность по значению равна погрешности измерения и равна

∆ = х – х ист .

Относительная погрешность другие виды погрешностей

Относительная погрешность весов– это отношение абсолютной погрешности весов к условно истинному значению измеряемой величины, то есть к условно истинному значению массы груза, взвешиваемого на весах. Относительная погрешность равна: Формула относительной погрешности

Формула относительной погрешности

где δ – относительная погрешность; Δ – абсолютная погрешность;– истинное значение физической величины – истинное значение массы взвешиваемого груза. Основная погрешность (абсолютная, относительная) весов – это погрешность весов, определенная при нормальных условиях. Нормальные условия(i) – совокупность нормированных рабочих условий, которые устанавливаются для обеспечения достоверности взаимного сравнения результатов измерений. Нормированные рабочие(i) условия – условия эксплуатации, устанавливающие диапазон значений влияющих величин, при которых метрологические характеристики весов находятся в пределах нормированных максимально допустимых погрешностей. Нормированные рабочие условия имеют такие показатели: – диапазон температур от минус 10 ºС до плюс 40 ºС; – относительная влажность – 98 % при температуре 25 ºС.

Дополнительные погрешности весов

Дополнительная погрешность –погрешность весов, которая дополнительно возникает при эксплуатации весов в условиях отклонения хотя бы одной из влияющих величин от нормированного значения.

По источникам возникновения погрешности измерения бывают инструментальные, методические и личные (погрешности оператора).

Инструментальная погрешность весов – составляющая погрешности измерения, обусловленная свойствами средства измерительной техники, в данном случае весов. Методическая погрешность – составляющая погрешности измерения, обусловленная несовершенством метода измерения или несоответствием объекта измерения его модели, принятой для измерения. Погрешность оператора – составляющая погрешности измерения, обусловленная индивидуальными свойствами оператора/весовщика.

По закономерностям возникновения и проявления различают систематические, случайные и чрезмерные погрешности.

Систематическая погрешность весов – составляющая общей погрешности измерения, остается постоянной или закономерно изменяется при повторных измерениях одной и той же величины. Случайная погрешность весов – составляющая общей погрешности измерения, меняется случайным образом (как по знаку, так и по величине) при повторных измерениях одной и той же величины. Чрезмерная погрешность – погрешность измерения, которая существенно превышает ожидаемую при данных условиях погрешность. Погрешность весов имеет свои пределы допустимых значений, которые регламентируются нормативным документом – стандартом. Результат значения измеряемой массы груза на весах в пределах допустимых погрешностей весов является приемлемым. Также есть термин «предел допустимой погрешности»(i), вот его значение: предел допустимой погрешности – это самая большая разница, положительная или отрицательная, установленная нормативным документом – стандартом между показанием весов и соответствующим действительным значением рабочих эталонов мер массы (гирь) при условии, что весы находятся в исходном положении и до нагрузки грузом имели нулевые показания.

Дискретность весов – цена действительного деления весов

Дискретность весов – это значение, выраженное в единицах массы, равное: – разнице между значениями двух последовательных отметок шкалы – для аналогового отображения измеряемого значения массы; или – разнице между значениями двух последовательно отраженных показаний – для цифрового отображения измеряемого значения массы. Дискретность весов обозначается, как d.

Цена поверочного деления весов

Цена поверочного деления – значение, выраженное в единицах массы, используемой для классификации, оценки соответствия, поверки весов(ссылка). Цена поверочного деления весов обозначается, как e.

Классы точности весов

Класс точности – обобщенная метрологическая характеристика, определяется границами основной и дополнительной погрешностей весов, а также другими метрологическими характеристиками весов. Классы точности устанавливают в процессе проектирования весов с учетом проведенных испытаний в ходе проведения оценки соответствия требованиям Технического регламента, под действие которого попадают весы. Если в нормативном документе, Техническом регламенте, стандарте, или технических условиях, регламентирующего технические требования к весам конкретного типа, установлено несколько классов точности, то класс точности конкретных весов допускается присваивать при выпуске из производства и проведению испытаний на соответствие метрологическим характеристикам. А также понижать класс точности возможно по результатам периодической поверки (или другого вида поверки) в порядке, предусмотренном действующей методикой поверки данного типа весов.

Класс точности весов для статического взвешивания

Неавтоматические взвешивающие устройства, а именно весы для статического взвешивания: платформенные весы, железнодорожные весы, автомобильные весы, которые используются в законодательно регулируемой метрологии, попадают под действие Технічного регламенту щодо неавтоматичних зважувальних приладів и должны отвечать требованиям стандарта ДСТУ EN 45501 «Метрологічні аспекти неавтоматичних зважувальних приладів». Весы квалифицируют в соответствии с: – ценой поверочного деления e шкалы весов, которая отражает абсолютную точность; – количеством поверочных делений n шкалы, которая отражает относительную точность. Максимально допустимые погрешности выражают через значение цены поверочного деления e. Более подробно о количестве поверочных делений n. Количество поверочных делений n – это отношение значения максимальной нагрузки Max весов до значения цены поверочного деления. Зная максимальную нагрузку Max весов и цену поверочного деления e шкалы весов можно высчитать количество поверочных делений n : n = Max / e Согласно ДСТУ EN 45501 весы для статического взвешивания подразделяются на такие классы точности: – специальный класс точности I – высокий класс точности II – средний класс точности III – обычный класс точности IIII Цена поверочного деления e, количество поверочных делений шкалы n и минимальную нагрузку Min в соответствии с классом точности весов для статического взвешивания приведены в таблице 1. Таблица 1.

Класс точности весов для статического взвешивания Цена поверочного деления шкалы, e Количество поверочных делений, n = Мах / е Минимальную нагрузка, Min (нижняя граница
минимальное максимальное
Специальний (І) 0,001 г ≤ е a) 50 000 100 е
Высокий (ІІ) 0,001 г ≤ е ≤ 0,05 г 100 100 000 20 е
0,1 г ≤ е 5 000 100 000 50 е
Средний (ІІІ) 0,1 г ≤ е ≤ 2 г 100 10 000 20 е
5 г ≤ е 500 10 000 20 е
Обычный (ІІІІ) 5 г ≤ е 100 1 000 10 е
a) Обычно невозможно выполнить испытания или поверку весов с е <1 мг из-за неопределенности испытательных нагрузок

Класс точности весов для динамического взвешивания

Для динамического взвешивания есть также разнообразные типы весов. Класс точности весов для динамического взвешивания обозначается цифрами: 0,2; 0,5; 1; 2. Например, класс точности 0,5 подразумевает, что:

Рассмотрим для наглядности весы вагонные для динамического взвешивания, которые используются в законодательно регулируемой метрологии, попадают под действие Технічного регламенту засобів вимірювальної техніки и отвечают требованиям стандарта ДСТУ OIML R 106-1 «Ваги залізничні платформні автоматичні. Частина 1 . Загальні технічні вимоги. Методи випробування». Согласно ДСТУ OIML R 106-1 вагонные весы для динамического взвешивания подразделяются на 4 класса точности, более подробно в Таблице 2.

Таблица 2

Класс точности Процент от значения массы одного вагона или всего поезда
при проведении оценки соответствия, периодической поверке во время эксплуатации
0,2 ± 0,10 % ± 0,2 %
0,5 ± 0,25 % ± 0,5 %
1 ± 0,50 % ± 1,0 %
2 ± 1,00 % ± 2,0 %

При взвешивании вагона

Предел допускаемой погрешности во время взвешивания в движении сцепленных или расцепленных вагонов должен соответствовать наибольшему из следующих значений: а) значению, вычисленному по таблице 2 и округленном до ближайшего значения, кратного цене деления шкалы е b) значению, вычисленному по таблице 2 для массы отдельного вагона, которая составляет до 35% от наибольшего значения массы вагона, и округленном до ближайшего значения, кратного цене деления шкалы или c) 1 d.

Пример взвешивания вагона для весов вагонных динамического взвешивания 2-го класса точности:

Масса контрольного вагона = 100 т Наибольшая масса вагона Max = 100 т Цена деления шкалы е = 0,2 т Предел допустимой погрешности в соответствии с пунктом: Таблица 2 пункт a) 1% · 100 т = 1 т; Таблица 2 пункт b) 35% от Max · 100 т = 35 т, следующим образом: 1% = 0,35 т или 0,4 т (округленное значение) для 90% (54 из 60) контрольных вагонов; 2% = 0,7 т для 10% (6 из 60) контрольных вагонов; Таблица 2 пункт c) 1 d = 0,2 т;

При взвешивании поезда

Предел допускаемой погрешности во время взвешивания в движении поезда должен соответствовать наибольшему из следующих значений: а) значению, вычисленному по таблице 2 и округленном до ближайшего значения, кратного цене деления шкалы е b) значению, вычисленному по таблице 2 для массы отдельного вагона, которая составляет до 35% от наибольшего значения массы вагона, умноженного на количество контрольных вагонов этого поезда (не более 10 вагонов) и округленном до ближайшего значения, кратного цене деления шкалы е или c) 1 d для каждого вагона данного поезда, но не более 10 d.

Пример взвешивания поезда для весов вагонных для динамического взвешивания класса точности 1:

Количество вагонов в поезде = 50 Количество контрольных вагонов в поезде = 15 Масса контрольного вагона = 100 т Наибольшая масса вагона Max = 100 т Цена деления шкалы е = 0,2 т Предел допускаемой погрешности соответствии с пунктом: Таблица 2 пункт a) 0,5% · 100 т · 15 контрольных вагонов = 7,5 т; Таблица 2 пункт b) 35% Max · 10 контрольных вагонов = 350 т 0,5% · 350 т = 1,75 т, значение округляется до ближайшей погрешности шкалы Таблица 2 пункт c) 1 d · 10 контрольных вагонов = 2 т.

Вывод

Рассмотрев такие метрологические характеристики весов, как погрешность, дискретность – действительная цена деления, цена поверочного деления и класс точности, видно, что эти характеристики взаимозависимы друг от друга и при изменении одной из характеристик, меняется тип весов. Со значением «тип весов» можно ознакомится в следующей статье.

1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Метрологические требования к упаковочным единицам
5 Метрологические требования к партии фасованных товаров
6 Метрологические требования к мерным сосудам, предназначенным для использования в качестве потребительской тары для жидких фасованных товаров
7 Форма, размеры и порядок применения знака маркировки фасованных товаров, удостоверяющего соответствие количества фасованных товаров установленным требованиям
8 Требования к указанию количества фасованных товаров
9 Требования к маркировке фасованных товаров
10 Требования о недопустимости изготовления фальшивых фасованных товаров
11 Требования к указанию основной цены единицы фасованного товара
Приложение А (обязательное) Пределы допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто от номинального количества
Приложение Б (обязательное) Форма и размеры знака маркировки фасованных товаров, удостоверяющего соответствие количества фасованных товаров установленным требованиям
Приложение В (рекомендуемое) Знаки маркировки фасованных товаров, удостоверяющие соответствие количества фасованных товаров установленным требованиям
Приложение Г (обязательное) Значения номинального количества товара для некоторых категорий фасованных товаров с одинаковым номинальным количеством товара

О чем же идет речь? В проекте приказа, одобренного экспертами в ходе общественного обсуждения, предлагается установить допустимые погрешности при взвешивании продуктов для каждого вида весов. У больших аппаратов, на которых удобно взвешивать тяжелые и объемные товары, к примеру, мешки с картошкой, это будет одна цифра, для небольших приборов, пригодных для взвешивающих пучков зелени, — совсем другая.

Но это не значит, что продавцы теперь законно смогут обвешивать покупателей, ссылаясь на погрешность весов. За торговый обман ответственность в РФ никто не отменял! Наоборот, говорят эксперты, как того требует проект документа, торговые работники должны будут взвешивать товары с еще большей точностью. Вплоть до граммов. Однако некоторые СМИ эти вещи путают.

Еще раз уточним, что разговор идет лишь о технической модернизации работы измерительного оборудования, используемого в торговле.

Формально требований к измерительному оборудованию, используемому при продаже товаров, сейчас нет. При этом нельзя сказать, что это является серьезной проблемой. Надежность и точность всех весов контролируется на этапе производства и эксплуатации, пояснил «РГ» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Для каждого вида весов будут установлены допустимые погрешности

«Все используемые в России модели весов находятся в едином реестре средств измерений, — рассказывает сотрудник завода, занимающегося производством торгового оборудования Илья Волков. — Без этого весы будут вне закона. И у производителя всегда есть сертификат, в котором содержатся технические характеристики конкретной модели». Каждый продавец должен раз в год проверять свои весы на соответствие нормам в специализированных организациях, за которые отвечает Росстандарт.

По итогам проверки в паспорт устройства ставится штамп, который свидетельствует, что весы показывают точную массу. Если они не проходили проверку, это сразу будет видно по документам, за проверку которых отвечает Роспотребнадзор.

Требования ГОСТа допускают у торговых весов некоторое отклонение. Оно, как правило, обусловлено тем, что при взвешивании крупных товаров идеальная точность, до граммов, не принципиальна. Чем выше максимальный предел взвешивания устройства, тем больше будет погрешность.

Именно в этой части требования предлагается ужесточить. Если масса товара будет составлять от 2 до 10 кг, предлагает Минпромторг, допустимое отклонение весов не должно будет превышать 10 граммов, от 0,5 до 2 кг — до 5 граммов, от 100 до 500 граммов — до двух граммов, от 100 граммов — до грамма.

«Не все весы могут технически обеспечить такую точность взвешивания, — рассуждает Волков. — Тем, кто торгует на рынках, если изменения вступят в силу, придется менять весы на более точные или докупать вторые. Скажем, укроп редко кто покупает больше чем по 100 граммов. Значит, погрешность должна быть не более грамма. В то же время этот же продавец может отгружать 10 кг картошки. Если весы могут позволить взвесить столько картошки с погрешностью не более 20 граммов, они вряд ли смогут взвесить 100 граммов укропа с погрешностью один грамм. Тут нужны весы с разным пределом взвешивания».

Как пояснил «РГ» Виктор Евтухов, в действующем федеральном законодательстве за махинации с весами установлена ответственность, поэтому никаких послабляющих «нормативов» и быть не может. При несанкционированной настройке, например, при отсутствии целостности пломбы или вмешательстве в электронные модули весов, к недобросовестным продавцам применяются административные и уголовные меры наказания. Для юрлиц установлен штраф до 50 тысяч рублей. Для физлиц — до 5 тысяч рублей. Однако, по мнению Олега Фролова из Общества защиты прав потребителей, ответственность и штрафы продавцов за обвес и «нечеткую» работу электронных весов должны быть увеличены многократно.

Тем временем, по словам экспертов, в России сохраняется другая проблема с весом товара. Это глазурь на морепродуктах и вода в мясе. Вот тут счет идет уже не на граммы. Взять креветки. Специалисты указывают, что введенные несколько лет назад ограничения по содержанию в них глазури не работают. При этом само это ограничение — спорный вопрос. Ведь глазурь защищает продукцию от усыхания, заветривания и окисления.

С мясом ситуация та же. Жидкость вкалывают, например, в куриную грудку для придания ей лучших потребительских характеристик. Без таких инъекций мясо суховато. Но злоупотребление «накачкой» приводит к тому, что потребитель платит за воду. Эксперты считают, что решать проблему нужно не запретительными мерами. Достаточно указывать на упаковках «чистую» массу товара и количество добавленных жидкостей. Это требование существует и по морепродуктам, и по красному мясу. Но оно, по сути, не соблюдается.

Кстати

Как обвешивают покупателей в России

По данным Союза потребителей, в среднем ежегодно на недовес товаров или обман при взвешивании жалуются15% потребителей, то есть миллионы граждан. При этом 80-90% претензий покупателей, если те начинают отстаивать свои права, удовлетворяются продавцами не доходя до суда.

Добавить комментарий