Подлежит ли малое предприятие обязательному аудиту

Обязано ли ООО представлять все формы бухгалтерской отчетности за 2020 год, если относится к субъектам малого предпринимательства (валюта баланса за 2020 год составила более 60 млн. рублей)?

26 апреля 2021

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае ООО не имеет права представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде только в том случае, если оно подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо Федерального закона. При этом по финансовым показателям (доходы и валюта баланса) под обязательный аудит общество не подпадает. Если иных оснований для проведения аудита нет, общество — субъект малого предпринимательства вправе представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность *(1).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП)*(2).
Обращаем внимание, что применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это прямо следует из процитированной выше нормы, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.
В этой связи напомним, что из ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265) малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей.
В том случае, если в 2020 году организация относилась к субъектам малого предпринимательства, необходимо также учитывать, что в силу прямого запрета, установленного ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не могут применять организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Соответственно, если ООО является субъектом малого предпринимательства и ее отчетность за 2020 год подлежит обязательному аудиту, представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность оно не вправе.
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ). В их числе всегда были названы финансовые показатели отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Так, до 2021 года обязательному аудиту подлежали абсолютно все организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, особенностей деятельности и факта включения в реестр МСП, у которых по итогам года, предшествовавшего отчетному, был превышен один из следующих финансовых показателей:
— объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) — 400 миллионов рублей;
— сумма активов бухгалтерского баланса — 60 миллионов рублей.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ в ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2021 года. Новой редакцией рассматриваемой нормы определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, поименованных в данной норме. К ним, в частности, относятся организации*(3), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Таким образом, в настоящее время обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, прямо поименованных в данной норме, в частности, организаций любых организационно-правовых форм (в т.ч. ООО), у которых показатели дохода и активов баланса превышают значения 800 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно.
При этом решение о проведении обязательного аудита принимается именно на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит. Соответственно, превышение установленных предельных размеров показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год является основанием для проведения обязательного аудита отчетности за 2020 год.
В рассматриваемом случае эти показатели за 2019 год у ООО не превышены. Кроме того, в анализируемой ситуации объем выручки от продажи продукции и сумма активов бухгалтерского баланса (валюта баланса) за 2019 год не превышали и предельных значений для этих показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ (400 млн. руб. и 60 млн. руб.). Соответственно, можно прийти к выводу, что обязательному аудиту бухгалтерской отчетности за 2020 год общество не подлежит*(4).
Вместе с тем как прямо следует из процитированной ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ, проведение обязательного аудита необходимо также и в иных случаях, установленных федеральными законами. Минфин России в информации от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 разъясняет, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.
Поэтому если ООО подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо федерального закона, оно должно проводить аудит годовой финансовой отчетности независимо от величины показателей своего дохода и активов баланса. Минфин России ежегодно публикует информацию, в которой указывается перечень оснований для обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год приведен в информации Минфина России от 19.01.2021.
Если обязательному аудиту на основании норм каких-либо федеральных законов ООО — субъект малого предпринимательства не подлежит, оно может представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и др.) и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н — пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (подп. 1.2 п. 2 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
При составлении упрощенной отчетности организации вправе применить упрощенные формы, специально разработанные именно для субъектов, имеющих право на применение упрощенных способов ведения учета. Состав и содержание этих форм утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее — Приказ N 66н (пп. 6, 6.1 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, далее — Информация).
*(2) Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
*(3) За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
*(4) Если бы показатели отчетности за 2019 год превышали одно из предельных значений финансовых показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ, нужно было бы учитывать, что согласно ст. 2 Закона N 476-ФЗ действие положений ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (в новой редакции) не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона N 307-ФЗ в прежней редакции, вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции Закона N 307-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности. В таких случаях положения ч. 1 ст. 5 новой редакции Закона N 307-ФЗ применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
То есть обязанность проведения аудита годовой отчетности за 2020 год зависела бы от того, был ли организацией до 01.01.2021 заключен договор о проведении обязательного аудита отчетности.

Сектор небанковских финансовых учреждений меняется каждый день все больше и больше. Не так давно мы уже писали о новых правилах рынка финансовых услуг, которые предприниматели заметят в ближайшее время.

Изменилось и Постановление Кабинета Министров, которое утверждало Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по финансовым услугам.

Сегодня мы поговорим о том, как эти нововведения повлияют на процедуру получения аудиторского заключения и его содержание.

Статья на тему: Реформирование сферы небанковских финансовых учреждений: новые правила

Как изменения касаются аудиторского заключения финансовой компании?

Для того чтобы понять, как новые изменения касаются темы аудиторского заключения, мы решили сравнить пункт 18 Лицензионных условий в старой и новой редакции.

Старая версия: изложены положения о том, что вместе с заявлением, соискатель лицензии должен предоставить финансовую отчетность, достоверность и полнота которой подтверждена аудиторской фирмой. Такая фирма должна была быть внесена в реестр аудиторских фирм и аудиторов, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений.

Новая версия: указано, что должна быть предоставлена ??финансовая отчетность, о достоверности и полноте которой, аудитором или аудиторской фирмой (соответствующей требованиям, установленным законодательством) высказано немодифицированное мнение или модифицированное мнение с оговоркой в ??аудиторском отчете.

Статья на тему: Разница между финансовыми лицензиями: как выбрать лицензию для Вашей деятельности?

Как изменения повлияют на процесс получения аудиторского заключения?

Отныне компания, которая будет осуществляет аудит отчетности финансового учреждения, не обязательно должна быть включена в специальный реестр аудиторских фирм, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений.

Кроме того, нормативные документы, регулирующие порядок ведения реестра аудиторских компаний, имевших право проводить аудит финансовых компаний — утратили силу.

А значит, теперь выдавать аудиторское заключение могут любые аудиторские компании, которые есть в отдельном реестре аудиторов и субъектов аудиторской деятельности.

Однако, пока не у всех аудиторов достаточно компетенции и не все знают и понимают точно, что именно за аудиторское заключение необходимо предоставить для получения лицензии в Национальную комиссию по финансовым услугам.

Для того, чтобы не расходовать зря средства на аудиторское заключение и не попасть в ловушку, лучшим решением будет обратиться к опытным юристам, которые хотя и не являются аудиторами, однако знают все прихоти органа лицензирования и могут подсказать выход.

Статья на тему: Зарегистрировали финансовую компанию с получением лизинговой лицензии

Требования к аудиторскому заключению

За время существования рынка финансовых услуг, законодатели разработали большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Не исключением стали и документы, в которых закреплены требования к аудиторской отчетности финансовых компаний.

Мы имеем реальный практический опыт работы с финансовыми компаниями, а потому можем поделиться с читателем — как это должно выглядеть на самом деле? И что отчет должен в себе содержать?

Условно, разделить документы, которые должен предоставить аудитор, можно на 6 частей.

1. Отчет независимого аудитора по обзору промежуточной финансовой отчетности. Он по сути является основным.

В нем определены объемы работы, которые обычно выполняют аудиторы и пределы ответственности управленческого персонала компании и независимых аудиторов.

Дополнительно указываются основные сведения о компании (название, местонахождение, виды деятельности и т.д.).

Основную часть отчета составляет информация об объемах различного рода оборотов компании, средств, обязательств и других активов и пассивов компании.

Самое важное на что стоит обратить внимание, это информация об источниках и размере уставного капитала. Ведь для полноценного создания и функционирования финансовой компании, она должна соответствовать лицензионным требованиям и требованиям к включению в Реестр финансовых учреждений.

2. Баланс или Отчет о финансовом состоянии компании. В нем указана информация по активам компании в деталях. То есть с точными числами, согласно соответствующему периоду и размеру расходов.

3. Отчет о собственном капитале: показывает долю имущества, которое финансируется за счет владельцев предприятия и отражает все изменения в капитале компании.

5. Примечания аудиторов, в которых отмечают обычно базу для формирования отчетности, информацию об учетной политике, а также другую информацию, которая может подтверждать данные сформированного финансового отчета.

4. Отчет о движении денежных средств: отображает статьи расходов и остатки по различным направлениям деятельности компании.

5. Отчет о финансовых результатах, в котором должна содержаться информация о совокупном доходе и расходах юридического лица за определенные периоды.

Каждый из документов имеет свои специфические особенности и может отличаться от стандартных документов аудиторских фирм. Именно поэтому мы, как правило, дополнительно проверяем документы, которые предоставляют аудиторские фирмы.

Однако нужно не забывать, что аудитор — это самостоятельная профессия, поэтому совершать любое давление или давать им советы — запрещено. За годы работы мы сталкивались с различными компаниями, поэтому сработались с надежными партнерами, имеющими соответствующий опыт, а также наработали умение общаться с ними.

Если Вы хотите узнать больше о процессе получения аудиторского заключения финансовой компании или хотели бы заказать соответствующую услугу — позвоните нам!

Главная цель аудиторской проверки — это оформление объективного мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которое оформляется в содержании аудиторского заключения.

Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Достоверность — степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Составляется аудиторское заключение в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Аудитор несет ответственность за формулировку и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом необходимо учесть, что за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Таким образом, аудит не освобождает руководство организации от ответственности в вопросе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Выделят несколько видов аудита:

  • обязательный;
  • инициативный;
  • по специальным аудиторским заданиям.

Опыт показывает, что для всех видов аудита целесообразно использовать единую форму аудиторского заключения. Заключение должно составляться на русском языке, а стоимостные показатели выражаются в валюте Российской Федерации, то есть в рублях.

Аудиторское заключение передается руководству аудируемого лица в том количестве экземпляров, которое предусмотрено договором между ними

Аудитор несет ответственность за формирование и выражение своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица во всех существенных аспектах. При составлении аудиторского заключения аудитор руководствуется прежде всего федеральными правилами (стандартами), и в частности правилом (стандартом) N 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года за № 696.

Это федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, как и все остальные, разработано с учетом международных стандартов аудита и устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения.

К аудиторскому заключению в обязательном порядке прилагается финансовая отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой бухгалтерской отчетности.

Структура и порядок представления аудиторских заключений

Аудиторское заключение — это документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным нормативными актами, действующими в Российской Федерации.

Форма и содержание аудиторского заключения должны отвечать положениям действующих нормативных актов и Федерального правила (стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Основные элементы аудиторского заключения:

  • наименование «аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  • адресат (в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации, как правило, адресуется собственнику аудируемого лица, совету директоров и т.п.);
  • сведения об аудиторе;
  • сведения об аудируемом лице;
  • вводная часть;
  • часть, описывающая объем аудита;
  • часть, содержащая мнение аудитора;
  • дата аудиторского заключения;
  • подпись аудитора.

Сведения об аудиторе включают в себя: организационно-правовую форму аудиторской организации, ее наименование; место нахождения (адрес); номер, дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.

К сведениям об аудируемом лице относятся: организационно-правовая форма аудируемого лица, его наименование, место нахождения (адрес), номер, дата свидетельства о государственной регистрации.

Вводная часть должна содержать сведения о периоде представления информации в финансовой отчетности, составе этой отчетности (форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложения к формам № 1, 2, пояснительную записку), разграничении ответственности между аудитором и аудируемым лицом. Ответственность за подготовку финансовой отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудитор отвечает за выражение профессионального мнения о степени достоверности финансовой отчет — ности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Часть, описывающая объем аудита, содержит следующую информацию:

  • аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудитор, иными документами;
  • аудит был спланирован и проведен для обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений;
  • аудит проводился на выборочной основе и включал в себя: а) изучение доказательств на основе тестирования, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности; б) оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой отчетности; в) определение главных оценочных значений, представленных в финансовой отчетности; г) оценку общего представления о финансовой отчетности;
  • аудит представляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности финансовой отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Часть, содержащая мнение аудитора, раскрывает в установленной форме профессиональное мнение аудитора о степени достоверности проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Датой аудиторского заключения является дата окончания аудита, так как аудитор несет ответственность за выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности на момент проведения проверки. По другим операциям, которые могут иметь место после окончания аудита, аудитор ответственности не несет.

Аудиторское заключение должно содержать подписи следующих лиц:

  • руководителя аудиторской организации или иного уполномоченного лица;
  • руководителя аудиторской проверки с указанием номера, типа квалификационного аттестата и срока его действия.

Виды аудиторских заключений

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 6 определены следующие виды аудиторских заключений: безоговорочно положительное и модифицированное.

Безоговорочно положительное аудиторское заключение

Безоговорочно положительное заключение готовится, когда аудитор приходит к мнению о том, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Аудитор может отказаться выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с мнением аудитора это обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности:

  • имеется ограничение объема работы аудитора;
  • имеется разногласие с руководством относительно:
    • допустимости выбранной учетной политики;
    • метода ее применения;
    • адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтер-ской) отчетности.

Подобные обстоятельства могут привести к модификации аудиторского заключения.

Модифицированное аудиторское заключение

Модифицированное аудиторское заключение выдается, если возникли факторы:

  • не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении для привлечения внимания пользователей к какой- либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой отчетности;
  • влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Модифицированное аудиторское заключение с факторами, влияющими на мнение аудитора, может быть с оговоркой, отказом от выражения мнения, отрицательным мнением. В любом случае в отдельном параграфе заключения должны быть раскрыты причины его выдачи.

Аудитор модифицирует заключение с факторами, влияющими на мнение аудитора, если имеется хотя бы одно из обстоятельств: ,

  • ограничение объема аудита — может привести к мнению с оговоркой или отказу от выражения мнения;
  • разногласие с руководством аудируемого лица относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой отчетности-влечет за собой выражение мнения с оговоркой или отрицательное мнение.

Модифицированное аудиторское заключение может быть:

  • не влияющим на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • с оговоркой;
  • с отказом от выражения мнения;
  • отрицательное.

Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, когда аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством аудируемого лица или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Оно должно содержать формулировку. «За исключением обстоятельств…».

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством аудируемого лица настолько существенно для финансовой отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой отчетности. В этом случае используется следующая формулировка: «По нашему мнению, вследствие влияния указанных обстоятельств финансовая отчетность организации «YYY» недостоверно отражает финансовое положение на 31 декабря 20__ г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20__ г. включительно».

Ложное аудиторское заключение — это аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или по результатам проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудитором в ходе проверки. Аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным только по решению суда.

Оформление аудиторского заключения

К оформлению аудиторского заключения предъявляют следующие требования. Оно должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом, проводившим аудит (возглавлявшим проверку). Подписи должны быть скреплены печатью. К аудиторскому заключению должна быть приложена проаудированная финансовая (бухгалтерская) отчетность с указанием даты, подписанная и заверенная печатью аудируемого лица. Все листы аудиторского заключения и приложенная финансовая отчетности аудируемого лица должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

Дата подписания аудиторского заключения и отражения в нем последующих событий

Дата подписания аудиторского заключения должна соответствовать дате, когда был завершен аудит, но не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности аудируемого лица. События после отчетной даты — события, происходящие с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, и факты, обнаруженные после даты подписания аудиторского заключения. Понятие событий после отчетной даты в бухгалтерском учете и требования по их раскрытию в финансовой отчетности определены в ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 10 «События после отчетной даты» аудитор должен принимать во внимание влияние на финансовую отчетность и аудиторское заключение событий, произошедших после отчетной даты, как благоприятных, так и неблагоприятных.

В финансовой отчетности необходимо отражать события:

  • подтверждающие существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность;
  • свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условий, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность.

Выделяют следующие виды событий, произошедших после даты составления бухгалтерской отчетности:

  • события, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения;
  • события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям отчетности;
  • события, обнаруженные после предоставления пользователям отчетности.

В отношении событий, произошедших до даты подписания аудиторского заключения, аудитор должен выполнить процедуры для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, что все события, имевшие место до даты подписания аудиторского заключения, которые могут потребовать внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, были установлены. Процедуры, предназначенные для определения событий, которые могут требовать внесения корректировок в финансовую отчетность или раскрытия в ней информации, выполняются как можно ближе к дате подписания аудиторского заключения. ,Еели аудитору становится известно о событиях, которые оказывают существенное влияние на отчетность аудируемого лица, то следует выяснить, отражены ли эти события должным образом в бухгалтерском учете и раскрыты ли они адекватно в финансовой отчетности.

Федеральное правило (стандарт) № 10 «События после отчетной даты» содержит требования по действиям аудитора в отношении событий, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям финансовой отчетности. После даты подписания аудиторского заключения в обязанности аудитора не входит осуществление процедур или направление запросов в отношении финансовой отчетности. Ответственность за информирование аудитора о фактах, которые могут повлиять на финансовую отчетность, с даты подписания аудиторского заключения несет руководство аудируемого лица.

Если после даты подписания аудиторского заключения аудитору становится известно о факте, который может оказать существенное влияние на финансовую отчетность, аудитор должен:

  • определить, нужно ли вносить изменения в финансовую отчетность;
  • обсудить этот вопрос с руководством аудируемого лица;
  • предпринять необходимые действия в зависимости от ситуации, когда аудитору стало об этом известно (табл. 10.1).

По отражению событий, обнаруженных после предоставления пользователям финансовой отчетности, аудитор не несет никаких обязательств относительно любых запросов по финансовой отчетности после предоставления ее пользователям.

Если после предоставления пользователям финансовой отчетности (до утверждения ее акционерами) аудитору становится известно о существовавшем событии на дату подписания заключения, вследствие которого следовало модифицировать заключение, то он должен рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра финансовой отчетности и обсудить это с руководством аудируемого лица. При внесении изменений в финансовую отчетность аудитор выполняет соответствующие процедуры, готовит новое заключение с частью, привлекающей внимание, с изложением основания для пересмотра ранее предоставленной отчетности и заключения.

Таблица 10.1 Действия аудитора в отношении событий после отчетной даты

Если аудитор считает необходимым пересмотреть финансовую отчетность, однако руководство клиента не предпринимает соответствующих мер, то аудитору следует сообщить лицам, которым подчиняется руководитель аудируемого лица, о том, что аудитор самостоятельно проинформирует третьих лиц о невозможности полагаться на заключение. В случае приближения даты предоставления финансовой отчетности за следующий период и раскрытия в ней надлежащим образом информации о событиях необходимость в пересмотре финансовой отчетности и выдаче нового заключения может не возникнуть.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за содержание финансовой (бухгалтерской) отчетности и внесение в нее изменений в случае появления фактов, существенно влияющих на ее достоверность. Аудитор несет ответственность за выражение мнения по оценке этих событий.

510.Аудитор – это:

а) любой сотрудник аудиторской организации, участвующий в проведении аудита;

б) физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

511. Руководителем аудиторской проверки может быть:

а) любое физическое лицо, имеющее высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

б) лицо, проработавшее в данной аудиторской организации не менее 5 лет;

в) лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской по аудиторской специализации соответствующей требованиям данного аудиторского задания.

512. Внутренний контроль качества работы аудиторов заключается в:

а) контроле старшего аудитора за работой своих ассистентов;

б) проверке заказчиком качества представляемого аудиторского отчета;

в) проверке результатов аудита государственными органами финансового контроля.

513.Руководитель аудиторской организации может привлекать сторонних сотрудников для контроля за результатами проделанной работы:

а) не может, поскольку контроль за результатами имеют право проводить лишь члены группы специалистов, осуществивших данную проверку;

б) может, если привлекаемые к контролю специалисты обладают необходимой квалификацией;

в) может, если это предусмотрено договором на оказание аудиторских услуг.

514. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности без соответствующей лицензии несут ответственность:

а) административную: в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;

б) уголовную: до 3-х лет лишения свободы;

в) не несут никакой ответственности.

515. Программу повышения квалификации для профессиональных аудиторов осуществляет:

а) уполномоченный федеральный орган;

б) комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

в) Министерство РФ по налогам и сборам.

516. Внешний контроль качества аудиторских проверок осуществляет:

а) уполномоченный федеральный орган;

б) аккредитованное профессиональное аудиторское объединение, но только в отношении участников данных объединений;

в) оба названных органа.

517. Право участвовать в проведении профессиональной подготовки аудиторов предоставлено аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям:

а) нет, данное право закреплено только за уполномоченным федеральным органом;

б) да, при условии соответствия программ обучения квалификационным требованиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом.

518. Мониторинг как элемент внутреннего контроля качества аудита представляет собой:

а) наблюдение за адекватностью и эффективностью поставленных целей и методов контроля качества;

б) анализ действий аудиторов при выполнении проверки;

в) проведение консультаций персоналу аудиторской фирмы по вопросам совершенствования методов осуществления проверок.

Тема № 38. Стандарты аудиторской деятельности

519. Разработка и практическое применение внутренних (внутрифирменных) правил, стандартов аудиторской деятельности:

а) обязательна для всех аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

б) обязательна, если только общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат на это прямые указания;

в) обязательна, только для аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит.

Тема № 39. Подготовка аудиторской проверки

520. Изменение цены аудиторского договора после его заключения:

а) возможно, если изменение цены предусмотрено условиями договора;

б) возможно, по требованию исполнителя;

в) нет.

521. Аудитор работает по расценкам:

а) согласованным с заказчиком в договоре;

б) принятым в данном регионе;

в) утвержденным органами власти на месте;

г) принятым Правительством РФ.

522. Период, который должен подлежать аудиторской проверке, определяется:

а) аудируемым лицом;

б) налоговым органом;

в) аудитором в зависимости от обстоятельств.

523. В текст письма – обязательства, аудиторская организация может дополнительно включать условия:

а) аудиторской проверки;

б) оплаты аудита;

в) по обязательствам аудиторской организации и клиента.

524.Для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо-обязательство в соответствии с ГК РФ является:

а) офертой;

б) указанием;

в) призывом.

525. В тексте договора в случае, когда ему предшествует письмо-обязательство о согласии на проведение аудита должно быть:

а) описание существенных условий;

б) права и обязательства сторон;

в) вид аудиторской услуги.

526.Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на:

а) ознакомление с документами бухгалтерской отчетности;

б) аванс;

в) доступ к документам;

г) получение разъяснений от должностных лиц.

Тема № 40. Планирование аудиторской проверки

527. Ознакомление с деятельностью экономического субъекта осуществляется:

а) до заключения договора на оказание аудиторских услуг;

б) во время оценки СБУ и СВК экономического субъекта;

в) после подготовки письма-обязательства руководству экономического субъекта о согласии на проведение аудита.

528. Принцип комплектности планирования аудита означает:

а) охват при разработке общего плана и программы аудита всех участков ФХД проверяемого экономического субъекта;

б) обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

529. План аудита – это рабочий документ аудитора, составляемый с целью:

а) определения объема и порядка проведения аудита;

б) выявления руководителя аудиторской проверки;

в) расчета уровня существенности аудиторской проверки.

530. Аудиторской организации предоставлено право изменять форму и содержание рабочего плана и программы аудита:

а) нет;

б) да, возможность изменения плана и программы аудита определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

в) да, возможность изменения плана и программы аудита определены ПСАД «Планирование аудита».

531. Подписи руководителей аудиторской организации и проверяемого экономического субъекта фиксируются в:

а) оформительской части плана аудита;

б) оформительской части программы аудита;

в) в оформительских частях плана и программы аудита.

532. Аудитор в ходе планирования проверки имеет право собирать информацию о деятельности экономического субъекта, копии учредительских документов, бухгалтерской отчетности и т.п.:

а) нет – подобные действия нарушают основные этические принципы аудитора;

б) да – в ходе предварительного планирования аудитор должен произвести ознакомление с деятельностью экономического субъекта;

в) да, но в этом нет особой необходимости.

533.Различия плана и программы аудита определяется содержанием:

а) заголовочной части;

б) табличной части;

в) оформительной части.

534. Аудиторская процедура представляет собой:

а) конкретные действия аудитора выполняемое им в ходе проверки;

б) разновидность аудиторских методов;

в) этап аудиторской проверки.

Добавить комментарий