Платные услуги в государственных бюджетных учреждениях

Правила предоставления платных медицинских услуг населению государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница»

Настоящие правила разработаны в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Законами Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации, «О защите прав потребителей», Гражданским Кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

Настоящие Правила распространяются на оказание платных медицинских услуг гражданам, включая оказание медицинских услуг за плату в рамках договоров с организациями.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других источников.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ в статьях 50 и 120 не содержит запрета некоммерческим организациям оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.

Порядок оказания медицинских услуг в системе добровольного медицинского страхования определяется договором между государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» и страховой медицинской организацией и действующим законодательством.

1. Основания и условия предоставления платных медицинских услуг

Основанием для оказания платных медицинских услуг является право заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, закрепленное в Уставе учреждения, наличие лицензии на соответствующие виды медицинской помощи и выданное в установленном порядке разрешение.

Оказание платных медицинских услуг населению государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» осуществляется на основании разрешения департамента здравоохранения, приложением к которому является согласованный прейскурант платных медицинских услуг для государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница».

Медицинские услуги на платной основе оказываются в соответствии с Перечнем медицинских услуг, утверждённым приказом по департаменту здравоохранения.

Платные медицинские услуги предоставляются в специально организованных кабинетах при волеизъявлении пациента получить медицинскую услугу за плату и при информировании его о возможности получения бесплатной медицинской помощи. При невозможности выделения специальных кабинетов оказание платных медицинских услуг осуществляется во внерабочее время и в выходные дни.

ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ», участвующая в реализации территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

2. Порядок оказания платных медицинских услуг

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» обеспечивает граждан доступной информацией, размещенной для всеобщего ознакомления на стендах, информационных табло:

— о месте нахождения учреждения (месте его государственной регистрации);

— о режиме работы учреждения, подразделений, кабинетов по оказанию платной и бесплатной медицинской помощи;

— о перечне медицинской помощи, предоставляемой медицинским учреждением бесплатно (сформированном в соответствии с «Номенклатурой медицинских услуг», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 года №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»);

— о прейскуранте платных медицинских услуг (сформированном в соответствии с «Номенклатурой медицинских услуг» утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 года №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»);

— об условиях предоставления платных медицинских услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, о квалификации и сертификации специалистов;

— о правах, обязанностях, ответственности пациента и медицинского учреждения;

— о наличии лицензии на медицинскую деятельность и разрешения на оказание платных услуг;

— о вышестоящих организациях, их адресах, телефонах.

Порядок предоставления платных услуг в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» регламентируется Положением о порядке и условиях предоставления платных услуг в учреждении, разработанным на основании настоящих Правил, и утвержденным руководителем учреждения, а также другими внутренними нормативными документами медицинского учреждения (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, графиками работы и др.), требованиями действующего законодательства.

Кабинет в своей деятельности руководствуется Положением о кабинете

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, используемые при оказании платных медицинских услуг, приобретаются аптекой (ГБУЗ «НЦРБ»), оформляется отдельным требование. Ведется раздельный учет в бухгалтерской отчетности и оплачивается за счет доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

Оказание платных медицинских услуг должно проводиться в специально организованных структурных подразделениях (кабинетах) медицинского учреждения. При невозможности выделения специальных кабинетов оказание платных медицинских услуг медицинским персоналом осуществляется во внерабочее время и в выходные дни. Графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно. Работу лабораторных подразделений регламентирует главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница».

В основное рабочее время плановая амбулаторно – поликлиническая, консультативная и стационарная лечебно-диагностическую помощь на платной основе предоставляется исключительно:

— иностранным гражданам, иногородним жителям, не застрахованным в системе ОМС и по договорам добровольного медицинского страхования;

— аттестованным военнослужащим Министерства обороны, Министерства внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной пограничной службы, государственного таможенного комитета Российской Федерации и т.д. на основании договора между государственными учреждениями здравоохранения и ведомственными федеральными учреждениями, за которыми закреплен данный контингент граждан.

— медицинские осмотры на право владения оружием, на право вождения автомобиля. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, профилактические предварительные и периодические медицинские осмотры взрослого населения, медицинские осмотры малообеспеченных обучающихся государственных общеобразовательных учреждений начального профессионального образования по очной форме, периодические медицинские осмотры обучающихся, предварительных осмотров абитуриентов в год окончания учебного заведения.

Платные медицинские услуги населению осуществляются государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» в соответствии с заключенными договорами в письменной форме с гражданином или юридическим лицом.

В договоре регламентированы условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в платной кассе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» с применением контрольно-кассовых машин.

По техническим причинам при расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» применяет бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.

В случае несоблюдения НЦРБ обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

— назначить новый срок оказания услуги;

— потребовать исполнения услуги другим специалистом;

— расторгнуть договор;

— потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с некачественно оказанной медицинской услугой.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» несут ответственность перед пациентами за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также за причинение вреда (ущерба) здоровью пациента в соответствии с действующим законодательством РФ.

3. Цены на платные медицинские услуги и порядок оплаты

Цены на платные медицинские услуги устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Расчет стоимости платных медицинских услуг осуществляется в соответствии с методикой расчета, предусмотренной Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утверждённой заместителем Министра здравоохранения и социального развития России В.И. Стародубовым 12 июля 2004 года.

Цены на медицинские услуги формируются государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка (спроса и предложения).

ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ» предоставляет льготы для отдельных категорий граждан в размере, не превышающем заложенную в цену прибыль (с уплатой налога на прибыль в установленном порядке).

Прейскурант платных медицинских услуг составляется государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» в соответствии с «Номенклатурой медицинских услуг», утверждённой приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 года №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», порядком определения цен установленным департаментом здравоохранения Брянской области и утверждается главным врачом ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ».

По требованию лица, оплатившего услуги, ЛПУ выдать справку установленной формы об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы РФ.

4. Бухгалтерский учет и отчетность

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница», предоставляющие платные медицинские услуги на возмездной основе, обязаны вести бухгалтерский учет и отчетность раздельно от основной деятельности.

Денежные средства, получаемые государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» от оказания платных медицинских услуг, зачисляются на лицевые счета, открытые учреждениями в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства.

Расходование учреждением средств от оказания платных медицинских услуг из кассы не допускается.

Средства, поступившие за оказание платных медицинских услуг, самостоятельно распределяются и используются государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» в соответствии с утвержденным департаментом здравоохранения планом финансово-хозяйственной деятельности.

На возмещение недостатка средств бюджета или обязательного медицинского страхования по решению главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» может направляться только часть прибыли от оказания платных медицинских услуг, оставшаяся после уплаты налогов.

Распределение денежных средств на оплату труда работников, занятых непосредственно оказанием платных медицинских услуг, производится на основании «Положения об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг», утверждаемого главным врачом государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница», с учетом индивидуального вклада сотрудников, участвующих в процессе оказания платных медицинских услуг.

Размер материального поощрения (включая вознаграждение, материальную помощь, премии) главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» за организацию платных медицинских услуг устанавливается индивидуально приказом по департаменту здравоохранения.

По рекомендации департамента здравоохранения установлен размер материального поощрения (включая вознаграждение, материальную помощь, премии) заместителям руководителя, главным бухгалтерам на 10 — 20% ниже размера материального поощрения главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» ведет статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению.

5. Ответственность при предоставлении платных медицинских услуг в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница»

В соответствии с законодательством Российской Федерации государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница» несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешённым на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни граждан

Контроль за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг, а также ценами и порядком взимания денежных средств с населения осуществляют и несут за это персональную ответственность главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница»

Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

Формирование государственных (муниципальных) заданий и порядок контроля над их выполнением
Formation of state (municipal) tasks and the order of control over their implementation

Архипова Светлана Васильевна

Arkhipova Svetlana Vasilyevna

к.п.н., доцент

ГПА (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского, г. Ялта

Лавровский Александр Владимирович

Lavrovsky Alexander Vladimirovich

студент ГПА (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского, г. Ялта

Аннотация. В статье определена суть государственных (муниципальных) заданий, их формирование. Проанализирована динамика расходов государственного бюджета на государственные задания в 2014-2016 гг. Охарактеризован порядок контроля за выполнением государственного задания.

Ключевые слова: задание, бюджет, формирование, перечень гсударственных услуг, финансирование, контроль, потребитель услуги.

Keywords: job, budget, formation, the list gsudarstvenny of services, financing, control, consumer services.

Государственное регулирование имеет очень важное значение для развития страны и роста значений социально-экономических показателей. Одним из элементов государственного регулирования является формирование государственных заданий с последующим контролем за их выполнением. Источником финансирования выполнения заданий является бюджет, поэтому контроль за целевым использованием выделенных средств имеет первостепенное значение.

Проблематикой формирования государственных (муниципальных) заданий занимались такие авторы как Акперов И.Г., Алёшин С.М., Нефедов В.П., Поляк Г.Б. и др.

Целью данной статьи является рассмотрение вопросов по формированию государственных заданий и порядок контроля над их выполнением. Задачи статьи следующие: — рассмотреть особенности формирования государственного (муниципального) задания; — ознакомиться с основными перечнями государственных услуг (работ); — изучить элементы финансового обеспечения выполнения государственного задания; — рассмотреть порядок контроля над выполнением государственного задания.

Государственное (муниципальное) задание – это инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, который обеспечивает деятельность учреждений.

Государственное (муниципальное) задание – это инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, который обеспечивает деятельность учреждений.

Требования к государственному (муниципальному) заданию отмечены в статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой государственное (муниципальное) задание должно содержать:

— наименование услуги (работы);

— категорию потребителей услуг (работ);

— показатели, которые характеризуют качество и объём оказываемых услуг (работ);

— порядок оказания государственных услуг;

— порядок контроля над исполнением государственного задания;

— требования к отчётности об исполнении государственного задания.

Стоит указать на то, что государственные услуги оказываются определённому физическому или юридическому лицу. Например, услуги в сфере социальной защиты населения, медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание и пр. А государственные работы предоставляются неопределённому количеству лиц или общества. Например, научно-исследовательские, опытно-конструкторские общества, организация соревнований или выставок и т.д. Все государственные работы выполняются согласно государственному заданию.

Объём задания зависит от планируемых услуг (выполненных работ), от количественных, а также от качественных показателей. Так как без них невозможно дать объективную оценку выполненному заданию.

Формируется государственное (муниципальное) задание для бюджетных и автономных учреждений. При этом порядок расчёта затрат на оказание государственной услуги у них одинаков. Следует подчеркнуть, что формируют государственное задание и финансируют его выполнение – Федеральные органы исполнительной власти, они же учредители, в подчинении которых находится определённое учреждение. Размер субсидий непосредственно связан с объёмом оказываемых услуг, поэтому учреждение должно быть заинтересовано и стремиться к качественному и эффективному выполнению этого объёма, для своего развития и финансовой устойчивости.

Итак, учредитель составляет государственное задание при формировании Федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период до 3-х лет. Таким образом, согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 2016 года №1006 расчёт объёма финансового обеспечения выполнения государственного задания производится на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

При формировании государственного задания необходимо учитывать все источники финансирования государственных услуг, в том числе и субсидии, поступающие из других бюджетов.

Важно отметить, для кого и кем формируется государственное задание.

  • для органов исполнительной власти – (кем) органами исполнительной власти в соответствии с решением Президента РФ или Правительства РФ;
  • для служб и агентств – (кем) Министерствами, в ведении которых находятся эти службы и агентства;
  • для бюджетных учреждений – (кем) главными распорядителями средств бюджета (ГРСБ), в ведении которых они находятся;
  • для государственных автономных учреждений – (кем) учредителями.

Формирование государственного задания может осуществляться как по одному виду деятельности, так и по нескольким видам государственных услуг.

При составлении перечня государственных услуг (работ), рекомендуется распределить бюджетные учреждения по отраслям, а внутри отраслей – по группам, типам, видам и т.п. При этом, для каждой группы устанавливается отдельная государственная услуга, например:

— для библиотек – библиотечное обслуживание;

— для музеев – обеспечение возможности доступа к культурным ценностям;

— для поликлиник – оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Перечни государственных услуг (работ) до утверждения проходят несколько этапов рассмотрения и обсуждения на совещаниях в Аппарате Правительства РФ и Минфине России. Они должны содержать не только наименование услуги (работы), но и ряд показателей, характеризующих процесс и результаты оказания каждой услуги. При этом одна и та же услуга, оказанная в разных регионах, формируется по-разному. В связи с этим был создан единый перечень услуг (работ).

Различают два вида перечней – базовый (отраслевой) и ведомственный, включающий основные виды деятельности. С 1 января 2016 г. вступила в силу статья 69.2 часть 3.1, согласно которой ведомственные перечни формируются на основании базовых перечней и утверждаются Федеральными органами Исполнительной власти. Ведомственные перечни должны формироваться на основании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ.

На настоящий момент утверждены следующие базовые перечни:

— сфера здравоохранения (поликлиники, больницы, санатории и т.п.);

— сфера социального развития, труда и защиты прав потребителей;

— сфера культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, кинематографии;

— сфера образования и науки;

— сфера спорта и физической культуры;

— сфера транспорта.

Общую динамику расходов государственного бюджета на выполнения государственных заданий можно рассмотреть в таблице 1.

Таблица 1

Динамика расходов государственного бюджета на государственные задания за период 2014-2016 года

Год 2014 2015 2016
Показатели проект % к предыдущему году проект % к предыдущему году проект % к предыдущему году
Национальная оборона 2011,2 109,0 1883,5 93,7 2074,1 110,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 170,3 124,4 143,9 84,5 115,4 80,2
Охрана окружающей среды 22,8 102,7 24,6 105,3 24,1 100,4
Образование 597,4 97,2 544,3 91,1 573,0 105,3
Культура 88,6 97,5 67,5 98,8 90,8 103,8
Здравоохранение 506,6 91,3 466,4 92,1 383,3 82,2
Соц. политика 3901,4 99,3 4008,5 102,7 4197,0 104,7
Физ. культура 41,2 97,4 28,7 69,7 30,4 105.9

Следует подчеркнуть, что для потребителей и всех заинтересованных граждан необходимо обеспечить прозрачность и доступность информации о перечнях государственных услуг (работ). Утверждённые перечни опубликовывать и размещать в СМИ, в сети Интернет, в справочниках и буклетах, на информационных стендах государственных учреждений.

Бюджетные и автономные учреждения не вправе отказываться от выполнения государственного (муниципального) задания. В противном случае, это является нарушением, влечёт за собой санкции и финансовые последствия. Причины невыполнения государственного задания тщательно оцениваются специальной комиссией, которая выявляет проблемы и принимает окончательное решение.

Государственное задание может быть досрочно прекращено по результатам проверки или при нарушении условий. Для того чтобы во время принять соответствующие меры к руководителю учреждения или откорректировать показатели государственного задания существует контроль над выполнением гос. задания, осуществляемый учредителями и Главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС).

Порядок контроля осуществляется:

— путём камеральных проверок, которые проводятся на основании отчётов о выполнении заданий;

— путём выездных проверок, которые проводятся для контроля достоверности информации;

— путём сбора дополнительной информации (опросы, исследования и т.д.).

Минфином России вносятся изменения и дополнения в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих формирование и выполнение государственных (муниципальных) заданий. Так, в Положении, утверждённом постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 года №640, были внесены изменения и дополнения от 25.05.2016, 06.10.2016, 04.11.2016.

В 2016 году было внесено уточнение в Постановление №640 относительно корректировки государственного задания. Например, учредитель в середине года решил уменьшить или увеличить задание, следовательно, он должен оформить новое задание с учётом внесённых изменений. Оно будет с тем же номером, но показатели изменятся. Задание можно будет дополнить новым показателем, или, наоборот уменьшить. При уменьшении объёма субсидия уменьшится, а при увеличении – увеличится.

Таким образом, по формированию государственных заданий в России и их финансовому обеспечению, необходимо разработать единые и чёткие требования, а также крайне важно дальнейшее совершенствование законодательства по данной теме. Основная задача учреждения, состоит в том, чтобы выполнить государственное задание в заданном объёме в соответствии со стандартом и при этом желательно с должным качеством, так как на сегодняшний день одним из направлений развития нашей страны рассматривается именно повышение качества государственных услуг.

Более того, уже сейчас некоторыми распорядителями средств федерального бюджета разрабатываются целевые программы, в рамках которых нормативно-правовое обеспечение этих процессов возлагается на органы государственной власти, а оказание государственных услуг в большей степени – на бюджетные учреждения.

Библиографический список:

  1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: курс лекций/ И.Г. Акперов — М.: Финансы и статистика, 2012.-218с.
  2. Алёшин С.М., Нефедов В.П. Анализ исполнения смет и расходов. контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учебное пособие/ С.М. Алёшин -М.: Проспект, 2013. — 400 с.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (редакция от 28.12.2016)
  4. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебное пособие/ Г.Б. Поляк — М.: Юнити, 2013. — 320 с.
  5. Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».
  6. Федеральный закон от 03.11.2015 № 301‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год».

Добавить комментарий