Плановые проверки на 2018 год

К визиту надзорных органов в Москве следует тщательно подготовиться, чтобы избежать предписаний и штрафов. Мы расскажем, что проверяет СЭС при плановой проверке в 2018 году, как применяются чек-листы, и действительно ли плановые проверки собираются отменить.

Плановая проверка СЭС в 2018 году в Москве – что проверяют

РПН проводит проверки организаций согласно 294-ФЗ, по месту деятельности проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.

Во время плановой проверки в Москве инспектор СЭС обязательно посмотрит производство, офисы, склады, транспортные средства и т.п. Каждая площадка, каждое санитарно-бытовое помещение будет осмотрено. Если проверяющего сопровождает уполномоченный от работодателя сотрудник, ему необходимо выдать доверенность. Инспектор снимет с нее копию.

►Инспектор затребует учредительные документы и платежные реквизиты, сведения о руководителе организации, подтверждение его должностных полномочий. В случае выявления нарушений на руководителя будет составлено постановление об административном правонарушении, поскольку он является должностным лицом.

►Если вы арендуете здание или помещение, офис или цех, потребуются сведения о праве аренды. Если же здание принадлежит вам, то приготовьте подтверждение права собственности.

►Не удивляйтесь, если в ходе проверки с вас запросят проект организации строительства (ПОС) и план производства работ (ППР). Меры безопасности, указанные в них, должны быть соблюдены при организации стройплощадки.

►Инспектор проверит наличие договора на утилизацию отходов жизнедеятельности, договора на обслуживание туалетов, а также как хранятся СИЗ и личная одежда. Если шкафчики будут не раздельными, организация получит штраф.

►Если в санитарно-бытовом помещении инспектор увидит грязный кулер, он запросит договор на его саночистку. Не будет договора – штраф. Будет договор – заставит устранить нарушения требований к питьевой воде. При этом не только руководитель будет отвечать за нарушения. Инспектор запросит с вас приказ о назначении ответственного за осуществление производственного санитарного контроля.

►Отдельные вопросы у проверяющих вызывает труд инвалидов, женщин, мигрантов, пользователей ПЭВМ, сварщиков, водителей ТС. Подготовьте справки произвольной формы, что у вас не работают несовершеннолетние, а для инвалидов и беременных создайте оптимальные и допустимые условия труда.

►У вас должны вестись журналы и графики работы газоочистных сооружений, заключены договоры на оказание услуг по чистке и обслуживанию вентиляции и кондиционирования воздуха. Картриджи на принтерах должны заменяться вовремя, и подтверждением этому будут служить акты передачи их на утилизацию.

►Обращение с отходами – отдельная тема проверки, которая затронет такой вопрос, как установление санитарно-защитных зон. Договор на вывоз твердых бытовых отходов должен быть в наличии.

►Подготовьте для инспектора копии документов и заверьте эти их печатью организации, отдайте на визирование в юридическую службу, никаких нотариальных заверений не требуется:

  • коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, табель учета рабочего времени;
  • перечень применяемого в работе сырья и материалов;
  • перечень эксплуатируемого производственного оборудования, при этом у вас должны быть сертификаты соответствия на оборудование.

Если сертификатов во время приобретения оборудования не было (станки советского периода), соберите копии паспортов.

►Также подготовьте для инспектора программу производственного контроля. Будьте готовы подкрепить фактическое её выполнение данными лабораторно-инструментального контроля, который был проведен силами аккредитованной лаборатории в течение последних 3 лет, предшествующих проверке.

►Предоставьте по первому требованию инспектора список контингентов, поименный список, график на периодический медосмотр, заключительные акты по периодическому и медзаключения по предварительному медосмотрам.

►Медкнижки работников будут проверены выборочно при личном общении инспектора с персоналом. Подготовьте помещение для такой беседы.

►Не удивляйтесь, если инспектор запросит документы по обеспечению работников СИЗ. В первую очередь, сделайте копию договора на стирку и химчистку, график стирки, а вот копии с карточек учета выдачи при этом не снимайте – если нужно будет, сделаете это при выборочной проверке. Также инспектора заинтересуют сертификаты и декларации на СИЗ. Покажите ему папку. Если сохраняются этикетки, то предъявите также в файле. Копии с деклараций инспектор скорее всего не запросит, если только не возникнет каких-либо дополнительных вопросов.

►Инспектор обязательно проверит, как вы оборудовали помещение для приема пищи, гардеробную и душевую, поэтому постарайтесь убрать все лишнее, приберитесь в холодильниках, не нарушайте продуктовое соседство. Холодильник должен убираться регулярно, на нем разместите график уборки.

►Частый вопрос инспектора: как вы боретесь с крысами и тараканами? И ваше мнение том, что это забытый пережиток прошлого, его не убедят. Должен быть заключен договор на периодическую дератизацию (крысы, мыши, и другие грызуны) и дезинсекцию (комары, мухи, тараканы и прочие насекомые) со специализированной организацией. Перечень таких организаций размещен на сайте ТУ СЭС.

►Если у Вас не произошел переход с люминесцентных и ртутьсодержащих ламп, то приготовьте документы по утилизации. Кроме этого инспектора может заинтересовать состояние сварочных постов и строительный мусор на площадке (шлам, опилки, ветошь).

План проверок СЭС 2018 в Москве

План проверок СЭС на 2018 год формируется в четвертом квартале 2017 года и будет опубликован в начале января на сайте Генеральной прокуратуры, а затем и на сайте ведомства. Как только это произойдет, мы сразу разместим для вас план здесь, в этой статье.

Порядок плановой проверки СЭС

Процедура проверки указана в Административном регламенте и утв. Приказом Главного санитарного врача России № 764 от 16 июля 2012 года.

Так же как и при любой другой провере в рамках 294-ФЗ, проверяющий орган должен поставить в известность организацию за 3 рабочих дня. При этом уведомление о проверке чаще всего направляется не заказным письмом, а файлом по электронной почте. Факт отправки электронного письма группе адресатов является основанием для непризнания процедуры уведомления предпринимателей. Поэтому проверяйте корпоративную почту, чтобы инспектор не застал вас врасплох.

Срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом малые предприятия можно проверять не больше 50 часов в год, микропредприятия – 15 часов в год. Это указано в пунктах 16, 18 Административного регламента.

Во время проверок учитывают режим работы поднадзорной организации. Режим труда и отдыха не разрешается нарушать никому. Если инспектору будет недостаточно времени для экспертизы, он может ходатайствовать об увеличении срока проверки (294-ФЗ).

Во время плановой проверки СЭС

  • рассматривает документы, касающиеся требований санитарного законодательства;
  • обследует производственные и прилежащие территории и объекты защиты, технологическое оборудование, транспортные средства, сырье, грузы, готовую продукцию и полуфабрикаты;
  • осуществляет отбор и исследование проб продукции, смывы, отбор воздуха на исследование окружающей и производственной среды, проводит необходимые экспертизы.

Выездную проверку проводят, если (п. 30 Административного регламента):

  • нужно обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, транспортные средства и грузы;
  • нужно взять пробы или образцы продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, провести экспертизы и расследования;
  • во время документарной проверки были установлены признаки нарушения обязательных требований.

Документарную проверку СЭС проводит удаленно, без выезда в организацию. Инспекторы направляют в организацию мотивированный запрос документов, которые будут проверять. Копии указанных документов нужно представить в течение 10 рабочих дней. Копии заверяют печатью и подписью руководителя или другого ответственного лица. Документы можно представить и в электронном виде (ч. 6 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

После проверки СЭС оформляет ее результаты:

  • составляет акт проверки;
  • вручает или направляет акт проверяемым лицам;
  • направляет в прокуратуру копию акта, если прокуратура согласовывала проверку.

Акт проверки инспекторы оформляют в двух экземплярах сразу после завершения проверки. При этом руководствуются типовой формой.

К акту проверки прилагают документы или их копии, в том числе:

  • протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз;
  • объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
  • предписание об устранении выявленных нарушений и иные документы или их копии.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручают уполномоченному представителю проверяемой организации. Если акт вручить невозможно или проверяемый отказывается подписать акт, его направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

По итогам проверки инспекторы СЭС:

  • выдают предписания об устранении выявленных нарушений;
  • контролируют устранение выявленных нарушений, а также предотвращают возможный вред;
  • привлекают лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Предписание об устранении выявленных нарушений направляют проверяемому лицу вместе с актом проверки.

С целью контроля за устранением выявленных нарушений в течение месяца после окончания срока, отведенного на этот процесс, РПН проводит внеплановую проверку (п. 71 Административного регламента).

К административной ответственности нарушителей привлекают на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если во время проверки будут установлены признаки преступлений, инспекторы направляют в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Внимание. Информацию о результатах проверок СЭС размещает на своем официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня подписания актов проверок.

СЭС к 2018 году предложил отменить плановые проверки.

СЭС намерен проводить «профилактическую работу вместе с бизнесом и мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями»

СЭСнамерен отменить плановые проверки в сфере защиты прав потребителей в 2018 году, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.В сообщении отмечается, что предложение выдвинуто в рамках «дальнейшего снижения административной нагрузки на бизнес». В ведомстве напомнили, что проверки в сфере защиты прав потребителей затрагивают практически все виды деятельности хозяйствующих субъектов. Роспотребнадзор намерен проводить «профилактическую работу вместе с бизнесом и мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями».

Также надзорное ведомство внедряет риск-ориентированный подход и постепенно снижает число плановых проверок.

Плановые меры взаимодействия

Плановые проверки по федеральному государственному надзору в рамках выполнения защиты прав потребителей будут приостановлены на 2018 год, благодаря чему продолжит снижаться нагрузка административного характера для бизнеса. Однако на этом взаимодействие организации с участниками предпринимательской деятельности не заканчивается. И далее организация будет заниматься профилактическими мероприятиями совместно с представителями бизнеса, опираясь на план проверок на 2018 год СЭС, контролировать без постановки в известность юридические лица, а также индивидуальных предпринимателей. Планируется проводить меньше проверок, тем самым воплощая в жизнь метод риск-ориентированного подхода. Проведение реформы осуществляется, как было задумано Правительство сформировало специальную аттестационную комиссию, в рамках которой предусмотрено отслеживание работы, в том числе проверки СЭС, в руководстве, возглавляющем надзорные ведомства. Это было сказано премьер-министром Медведевым Дмитрием Анатольевичем. Также министр Михаил Абызов предоставил данные, подтверждающие выполнение программы проведения контроля и надзора но нормам графика.

Основные моменты Плановой проверки СЭС на 2018

Видеоконференция между регионами страны была проведена, чтобы обсудить реализацию программы. Причем главой правительства в самом начале совещания были озвучены ключевые моменты: Плановая проверка СЭС на 2018 период контрольного года будет выполняться только в случае риска, с предварительным распределением по категориям поднадзорных объектов, что актуально и при внеплановых проверках. Впредь «палочную систему» упраздняют, оставляя лишь улучшенными реальные показатели в приоритете, а не количество выписанных штрафов. Предстоит пересмотр требований, адресованных бизнесу. По осени должны быть составлены планы сокращения и актуализации данной категории. Далее для требований будут присвоены коды на каждую из сфер государственного контроля. Такая мера должна позволить всем достичь легкой ориентации в пространстве правил. Проверочные листы также будут вводиться. Такие чеки актуальны для сфер природопользования, федерального надзора за связью, пожарного надзора

Итоги МВД по поводу проверок СЭС на 2018 год

По докладу Юрия Чайка, представляющего Генпрокуратуру, стали ясны многочисленные проблемы в бизнесе. Так, на протяжении прошедших двух лет были предприняты действия пресечения порядка 150 тысяч нарушений. Прокурорам довелось отклонить немногим менее девяти сотен тысяч необоснованно сформулированных заявлений, оформленных контролирующими органами. Это существенно для всех, кого затронул данный вопрос. Однако да совершенства еще далеко. Как проявит себя работа в будущем, будет видно. А пока следует изучить график плановых проверок СЭС на 2018 год. В ходе прямой встречи в Хабаровске главы Генпрокуратуры Юрия Чайки и министра, Александра Галушки, представляющего министерство развития Дальнего Востока, совместно коллегии обсудили защиту прав инвесторов по ДФО. Ранее был проведен опрос в структуре развития региона накануне проведения заседания. Имеются вопросы и по работе полиции. В ходе оперативных мероприятий работники органов в праве производить изъятие документации, оргтехники, полностью блокировать деятельность организации. Важно, чтобы такие меры принимались исключительно по предварительному согласованию с прокуратурой. Однако законодательно это не подкреплено до настоящего момента. Хотя данная проблема рассматривается с 2013 года. А предложения по узакониванию мероприятий ранее были поддержаны как со стороны Общественной палаты, так и в бизнес-сообществе. Но пока что события лишь торопят в МВД и иных силовых структурах. проверка документов В результате по количеству нарушений, допускаемых в процессе реализации контрольных полномочий по отношению к предпринимателям, лидирует именно МВД. За 2016 год таких случаев насчитывается более четырех тысяч. Однако и это не рекорд, потому как в МЧС показатель больше практически на две тысячи. За СЭС просматривается больше двух тысяч нарушений. Это совместно по Ростехнадзору с СЭС, на Росреестр и СЭС приходится по одной тысяче нарушений. Предполагается, что запланированная реформа Роспотребнадзора в 2018 году существенно изменит ситуацию к лучшему. Что касается недостатков по выполнению обязанностей контролирующих структур, здесь глава Генпрокуратуры акцентирует внимание на превышении допустимых рамок по срокам проведения проверочных мероприятий, отсутствие включенных проверки в ежегодном сводном плане. Также отмечены проведенные проверки, мотивом для которых стали анонимные обращения. По заявлению Генпрокурора стало известно, что в правительстве будет рассматриваться законопроект, согласно которому должны быть устранены диспропорциональные моменты по согласованию с отделами прокуратуры не планируемых заранее проверок. проверка продуктов От министра Михаила Абызова поступило заявление о том, что выполнение административных проверок будет приравниваться к проверочным действиям. Так что из этого следует полагать, что прежде, чем начинать административные расследовательские действия, придется согласовывать их с прокуратурой, а также регламентировать их наравне с обыкновенными надзорными мероприятиями. Таковы комментарии были озвучены министром. Также он проинформировал о необходимости проработки предложений в регионах по поводу делегирования определенной доли надзорных мер по конкретным сферам, что экономически значимы или имеют место в жизни на определенном пространстве. По итогам проведенных мероприятий следует полагать, что будет с СЭС в 2018 году в рамках реформы все, как задумано, спланировано и утверждено свыше.

В этом году налогоплательщики столкнулись со множеством новых или существенно измененных старых правовых норм. Не все еще составили правильное представление о современном положении дел в этой сфере. Разберем ситуацию с контролем соблюдения налогового законодательства в целом.

В 2018 г. важным шагом со стороны государства стало заявление об отмене Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», которое реализовано в 2019 г. с принятием Указа от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 151).

На протяжении 2018 года государственные органы, наделенные контрольными (надзорными) полномочиями, разрабатывали ведомственные нормативные правовые акты оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки во исполнение части 3 пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (в редакции Указа №376) на основании Методики формирования системы оценки риска утвержденной Советом Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43. В 2018 году выборочные проверки не проводились, т.к. существенным образом была изменена система рискоориентированного подхода и первый план выборочных проверок в соответствии с новыми требованиями Указа № 510 был составлен на первое полугодие 2019 года и размещен на сайте КГК. Таким образом в 2018 году в стране проводились только внеплановые проверки, т.е. действовал неофициальный мораторий на проведение выборочных (бывших плановых) проверок. В этой связи, обращает на себя внимание тот факт, что по данным пресс-службы МНС (belta.by–экономика 05.02.2019) за 2018 год налоговые органы обеспечили поступление доходов в бюджет страны – Br24,825 млрд или 100,8% плановых назначений консолидированного бюджета). При этом сверх плана в бюджет поступило Br195,2 млн. Поступления платежей в сопоставимых ценах превысили уровень 2017 года на 6,6%, удельный вес составил 20,8%. Примечательным является тот факт, что удельный вес всех платежей организаций негосударственной формы собственности в 2018 составил 47,9% (это на 0,5 процентного пункта больше, чем в 2017 году), а удельный вес в общей сумме доходов платежей организаций государственного сектора экономики составил 46,8%. Таким образом в 2018 совокупный процент поступлений в бюджет от организаций составил 94,7 %.

Приведенные данные являются объективным свидетельством того, что даже, когда контролирующие органы не проводят проверки деятельности на плановой основе интересы бюджета не страдают. Более того, статистика формирования налоговых доходов бюджета в 2018 свидетельствует об устойчивой дисциплинированности плательщиков по исполнению налоговых обязательств.

Еще одним знаковым событием, влияющим на формирование бизнес-среды и инвестиционного климата является вступление в силу с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса. И, в качестве завершающего аккорда, можно назвать принятие Указа Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151, который содержит нормы, регулирующие контрольные полномочия органов финансовых расследований по применению положений статьи 33 Налогового кодекса.

Кто и как теперь проверяют вопросы соблюдения плательщиками налогового законодательства?

Как и ранее, проверки вопросов налогового законодательства, проводят налоговые органы и органы комитета государственного контроля (п.п. 1 и 13 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности). Проверки вопросов соблюдения налогового законодательства могут быть как выборочные, так и внеплановые.

Выборочные проверки проводятся в отношении субъектов, включенных в план выборочных проверок с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки (части 1 и 2 пункта 9 Указа №510).

Внеплановые проверки проводятся по поручению лиц и в соответствии с основаниями, перечисленными в пункте 12 Указа №510. Например, одним из таких оснований является наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства.

Основным различием между проверками выборочными и внеплановыми является фактор неожиданности внеплановой проверки. В соответствии с требованиями пункта 15 Положения о порядке организации и проведения проверок Планы выборочных проверок формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие. План выборочных проверок размещается на официальном сайте КГК либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (п. 21 Положения). Таким образом, проверяемый субъект заранее знает в каком месяце текущего года его деятельность будет подвергнута проверке, кем и по каким вопросам. С внеплановыми проверками все обстоит иначе. Проверяемый субъект узнает о том, что его проверяют в момент, когда ему фактически вручают предписание о проведении проверки.

Указом №376 были изменены подходы к проверяемому периоду при проверке вопросов соблюдения налогового законодательства. Так, в настоящее время в соответствии с пунктом 16 Указа № 510 проверка соблюдения налогового законодательства — за период, не превышающий пяти календарных лет, если иное не установлено законодательными актами. А законодательными актами иное установлено. Выше мы уже обратили внимание, что с 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция НК, которая содержит основание для проведения проверки соблюдения налогового законодательства за период более чем пять лет, когда плательщик представляет уточненные налоговые декларации:

  • по налогу на прибыль, согласно которым увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • или по НДС, согласно которым увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной декларацией по НДС (п. 4 статьи 74 НК). Таким образом, в соответствии с отсылочной нормой пункта 16 Указа № 510 и по основаниям п. 4 статьи 74 НК проверка как выборочная, так и внеплановая, соблюдения налогового законодательства может проводиться более чем за пять лет.

Кроме этой нормы, НК содержит положения, позволяющие корректировать налоговую базу или суммы подлежащих уплате налогов по результатам проверки (п. 4 ст. 33 НК).

В связи с принятием Указа № 151 внесены изменения в п. 10 Указа № 87 и ДФР наделен правом составления заключений об установлении оснований, указанных в п. 4 статьи 33 НК. Претерпел изменения и пункт 8 Указа №510. КГК и его органы, Таможенный комитет и таможни, МНС и его территориальные органы, в отношении субъектов, по которым ДФР составлены заключения по основаниям п. 4 статьи 33 НК, при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения могут назначать и проводить проверки, не взирая на положения пункта 7 Указа № 510. Напомним, пунктом 7 Указа № 510 установлен мораторий на проверки субъектов с даты госрегистрации, которых не прошло двух лет.

Процедура проведения выборочной и внеплановой проверки одинакова:

  • обязательное предъявление служебного удостоверения и наличие предписания на проведение проверки;
  • внесение записи в книгу проверок, проверяемого субъекта;
  • проверяющие вправе требовать и получать от проверяемого субъекта, необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;
  • проверяющие вправе истребовать от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;
  • при необходимости могут проводиться встречные проверки;
  • документы и носители информации могут изыматься при проверке;
  • по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения составляются акт проверки и выносится решение.

Вместе с тем, в результате комплексного изменения законодательных актов, регламентирующих вопросы государственного контроля в целом и вопросов соблюдения налогового законодательства в частности, проверки вопросов налогового законодательства соблюдения могут проводиться не боле чем за пять лет, а в определенных случаях более чем за 5 лет.

К таким случаям, согласно п. 16 Указа № 510 относятся:

  • проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
  • проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
  • проверки по основаниям п. 4 статьи 74 НК (уточненные декларации);

Обращает внимание тот факт, что для субъектов, в отношении которых составлены заключения по п. 4 ст. 33 НК, а также проверки контрагентов, совершавших операции с такими субъектами не предусмотрена самостоятельная возможность проведения проверки более чем за пять лет. Вместе с тем, целесообразно предположить, что такие проверки могут проводиться за более чем пятилетний период по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей.

Резюмируя отметим следующее.

Вопросы, связанные проведением проверок налогового законодательства, имеют ряд особенностей, а именно:

  • максимальный период за который эти вопросы могут быть проверены составляет 5 лет, если не имеется рассмотренных выше оснований провести проверку более чем за 5 лет;
  • при выявлении факта наличия заключения в отношении вашего контрагента по п. 4 ст. 33 НК может быть проведена проверка как субъекта с даты регистрации которого не прошло 2 года, так и за период превышающий 5 лет.

Вместе с тем, в соответствии с п.п. 10.8 пункта 10 Указа № 87 в редакции Указа № 151 назначения и проведения проверки по Указу № 510 можно избежать, если субъект решит воспользоваться предложением ДФР и самостоятельно осуществит корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога по операциям с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение по п. 4 ст. 33 НК.

Почти весь 2020-й год действовал мораторий на налоговые проверки, но из-за значительного дефицита бюджета, а также постоянного декларирования властью того, что бюджет будут наполнять без дополнительного вливания средств, 2021 может пройти под знаменем налоговых проверок. Дмитрий Кулик, адвокат, младший партнер ЮК Legal House, рассказал, кому следует подготовиться к визиту налоговиков в текущем году и как это правильно сделать.

Постановлением КМУ от 03.02.2021 г. № 89 Правительство решило частично отменить мораторий на налоговые проверки путем сокращения срока действия ограничений, установленных п. 522 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Хотя порядок снятия моратория очень спорный и вызывает много вопросов, но контролирующие органы уже начали действовать и проверять налогоплательщиков.

Плановые налоговые проверки

С плановыми проверками все более-менее понятно, поскольку план-график налоговых проверок публикуется на официальном сайте ГНС и находится в публичном доступе.

При формировании плана-графика налоговых проверок фискальный орган проверяет каждого потенциального представителя бизнеса на соответствие критериям рисковости.

Увидев себя в плане проверок, налогоплательщику следует сразу начинать готовиться к такой проверке. У судов пока нет однозначной и постоянной позиции относительно того, нарушаются права налогоплательщика при включении его в план-график налоговых проверок или нет. А это значит, что обжалование включения налогоплательщика в план-график налоговых проверок является ювелирной и очень рискованной работой.

Внеплановые проверки

С внеплановыми проверками не все так однозначно.

Явным триггером возможной скорой внеплановой налоговой проверки является запрос, полученный налогоплательщиком в порядке статьи 73 НК. Последняя практика показывает, что контролирующий орган не часто придерживается требований, установленных НК и не указывает надлежащие и четкие основания для обращения к налогоплательщику с соответствующим запросом.

В последнее время встречаются запросы, когда контролирующий орган аргументирует необходимость получения объяснений и их документального подтверждения по основаниям необходимости выполнения возложенных на него функций, задач и/или подтверждения или опровержения налоговой информации. Хотя такое основание и не предусмотрена пунктом 73.3. ст.73 Налогового кодекса Украины.

В этом же запросе контролирующий орган, как правило, требует большое количество документов по финансово-хозяйственным взаимоотношениям налогоплательщика с его контрагентам как минимум за один календарный год.

Кто находится под пристальным вниманием контролирующего органа?

Особое внимание при налоговых проверках в 2021 году будут уделять сотрудничеству юридических лиц с ФОП и пытаться доказывать, что ФОПы является частью юридических структур субъектов хозяйствования.

Также без внимания явно не останутся и перекочуют из прошлых лет взаимоотношения по услугам, которые не имеют явно выраженного результата, такие как консультационные, маркетинговые, рекламные и тому подобное. Под пристальным наблюдением будут и взаимоотношения с нерезидентами.

Подробно будет исследоваться и формирование налогового кредита по НДС, а учитывая последние заявления со стороны руководства ГФС, борьба с скрутками и схемным налоговым кредитом по НДС все же ожидается.

И куда же без сомнительных (фиктивных, нереальных) хозяйственных операций? Сейчас каждый второй акт документальных налоговых проверок, упоминает о нереальных хозяйственных операциях. Ситуация вряд ли изменится, ведь налоговому органу проще признавать операции нереальными, поскольку это не требует необходимости формировать правовые позиции в Акте проверки.

Очень внимательно налоговая следит за налогоплательщиками, сотрудничающими с государственным бюджетом. Дальнейшее движение средств, формирование ценообразования и места закупки товара подробно анализируются.

Если в вышеупомянутом узнали себя — лучше задуматься о возможных рисках уже сейчас.

Подготовка к налоговой проверке

Если по результатам анализа плана-графика налоговых проверок, налогоплательщик находит себя в плане, время начать готовиться к проверке за последние 3 года. Если же налогоплательщик получил запрос по взаимоотношениям с конкретным контрагентом, не лишним будет проанализировать документальное оформление взаимоотношений с таким контрагентом или заблаговременно позаботиться о дополнительных доказательствах.

У каждой компании есть «уязвимые» места, которые необходимо выявить перед проверкой, чтобы этого не сделали проверяющие.

Продолжение консультации читайте в разделе «Актуально»

Узнать, попала ли ваша компания в графики плановых проверок на текущий год можно с помощью сервиса CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН, а подготовиться к проверкам поможет ресурс «Искусство обороны».

Как защитить свой бизнес от рисков, знать все о конкурентах и партнерах? С новым инструментом «Бизнес-разведка» в решении Liga360. Проверяйте тех, с кем сотрудничаете, следите за изменениями бенефициаров и видов деятельности, получайте новости рынка. Заказывайте тестовый доступ к Liga360 и оцените преимущества системы уже сегодня.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) решила отказаться от плановых проверок в 2018 году. Об этом ТАСС сообщили в федеральной службе.

Полная версия сайта ➞

«В рамках дальнейшего снижения административной нагрузки на бизнес Роспотребнадзором предложено отказаться от проведения плановых проверок в рамках федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей уже в 2018 году», — отметили в ведомстве.

В Роспотребнадзоре отметили, что намерены проводить «профилактическую работу вместе с бизнесом», а также мероприятия по контролю без взаимодействия с юрлицами и индивидуальными предпринимателями.

В начале июля по итогам селекторного совещания под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева, посвященного ходу реализации программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, стало известно, что административные расследования в отношении бизнеса могут быть приравнены к проверкам, а их согласование с прокуратурой станет обязательным.

Премьер-министр заявил, что начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков, по которым будут распределены все поднадзорные объекты. Контролеры должны будут свести к минимуму проверки там, где потенциальная угроза незначительна.

Добавить комментарий