План информатизации минкомсвязи

Отчет

об использовании информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и

дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном

процессе воспитателя МБДОУ № 4 «Ивушка»

Нефедовой Марии Владимировны

На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь изучать и применять традиционные и инновационные педагогические технологии. Исходя из образовательных потребностей дошкольников, а также имеющихся в ДОУ условий выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов. Повышаю качество образования посредством интенсивного внедрения и рационального использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Представляю детям и родителям информационные материалы, компьютерные презентации образовательных порталов, а также свои разработки в процессе образовательной деятельности, праздниках и развлечениях.

Грамотное использование мультимедийных презентаций позволяет мне существенно повысить мотивацию детей к обучению, в доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно — образному мышлению детей дошкольного возраста. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Применение компьютерных слайдов, презентаций, клипов, звуковых эффектов в процессе образовательной деятельности детей имеет следующие достоинства: возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, стимулирует познавательную активность детей.

В образовательном процессе мною используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации образовательной деятельности, представленных в цифровой форме: презентации, видеофрагменты, аудиофайлы, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Стараюсь активно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности:

— в процессе образовательной деятельности составляю и оформляю календарные и перспективные планы;

— использую информационно-методическую поддержку в виде электронных ресурсов во время подготовки к ООД, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий;

— в сетевых сообществах педагогов размещаю свои материалы, делюсь педагогическим опытом;

— участвую в дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах;

— создаю презентации в программе Рower Рoint.

Применение компьютерных технологий помогает мне постоянно повышать свой профессиональный уровень, проявлять творческие способности. Владение ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с детьми в организованной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней.

Таким образом, благодаря взаимосвязи всех перечисленных технологий и их интеграции, образовательный процесс становиться результативным, эффективным, целостным, системным, современным.

Заведующий Мельничук Н.В.

В соответствии с международными стандартами статистика информационного общества исследует информационнокоммуникационные технологии по трем основным направлениям: инфраструктура ИКТ, спрос на ИКТ (использование информационных и коммуникационных технологий) и предложение ИКТ. Последнее направление характеризует роль и уровень развития индустрии ИКТ в национальной экономике. Итак, информационное общество включает в себя следующие сектора (рис.1).

Структура информационного общества

Рисунок 1.1 — Структура информационного общества

Под индустрией ИКТ, или секторами информационного общества понимают организации, экономической деятельностью которых является производство товаров или оказание услуг в сфере ИКТ, а также информирование, обучение и развлечение людей посредством средств массовой информации. Согласно установленным международным стандартам к секторам информационного общества относятся сектор информационно-коммуникационных технологий и сектор контента и средств массовой информации .

В настоящий момент сектор ИКТ становится локомотивом роста валового внутреннего продукта. Результаты экономической деятельности сектора организаций этой сферы способствуют инновационному развитию инфраструктуры производственно-хозяйственной деятельности, являются средствами создания, распространения, систематизации и обработки информационных данных. Одновременно с этим деятельность организаций, организаций сектора, не только определяет уровень развития сферы ИКТ в стране, но и в значительной степени влияет на потенциал экономики, конкурентоспособность прочих её секторов и улучшение уровня жизни граждан.

Еще в начале становления статистики информационного общества экспертами в области количественных измерений сферы ИКТ считалось, что эволюция и развитие информационно-коммуникационных технологий определяет эволюцию отрасли производства и распределения цифрового контента (печатных изданий, кино- и аудио-продукции, новостной, развлекательной и познавательной информации и т.д.). Открытие и расширение новых каналов связи и систем распределения информации предопределяют глубокие структурные изменения в контент- и медиа-индустрии. Так, например, расширение глобальных информационных сетей средств связи определяет новые формы новостного информирования, передачи контент-продукции, что влияет на инфраструктурные изменения в экономике и обществе. Поэтому количественные характеристики таких организаций (в том числе объем создаваемой ими продукции, объем инвестиций, численность занятых и другие) являются важными индикаторами уровня развития информационного общества .

Разработкой единых определений, классификаций и методов сбора данных для измерения различных аспектов информационного общества, информационной экономики и электронной торговли занимается Рабочая группа ОЭСР по индикаторам информационного общества (далее — РГИИО) (Working Party on Indicators for the Information Society (WPIIS)), которая была создана в конце 1990-х годов. Поскольку РГИИО координируется ОЭСР, результаты ее деятельности соприкасаются с целями международного Партнерства по измерению ИКТ в целях развития и не выбиваются из общей канвы глобального процесса развития информационного общества, продекларированного в Плане действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества.

Методологические разработки РГИИО успешно внедряются в практику наблюдения национальных статистических учреждений. Так, например, в целях согласования принятых международных статистических стандартов по измерению сферы информационных и коммуникационных технологий в Европейском союзе сформирована Рабочая группа Евростата по статистике информационного общества (РГСИО) (Eurostat Working Group on Information Society Statistics (WGISS)). Постоянное сотрудничество Росстата, НИУ-ВШЭ и Минкомсвязи России с иностранными специалистами и экспертами РГИИО ОЭСР и РГСИО Евростата позволяет разрабатывать отечественную программу исследований сферы ИКТ, а также поддерживать высокий уровень проводимых в России статистических исследований информационного общества.

РГИИО проводит масштабный объем работы в области количественной оценки развития информационного общества. Именно Рабочей группой ОЭСР по индикаторам информационного общества были разработаны определения сектора ИКТ и сектора контента и СМИ, классификации входящих в эти секторы организаций по видам экономической деятельности, а также группировки товаров и услуг, связанных с ИКТ и медиа-сферой.

Согласно актуальным международным стандартам под сектором ИКТ понимают совокупность организаций, занимающихся экономической деятельностью, связанной с производством ИКТ и оказанием услуг в данной сфере. Сектор контента и СМИ представляет собой совокупность организаций, занимающихся экономической деятельностью, связанной с производством, изданием и/или распространением контента (информации, продукции культурного назначения и продукции, предназначенной для развлекательных целей).

Наименования видов экономической деятельности организаций сектора ИКТ и сектора контента и СМИ определяют их границы, которые, в свою очередь, находятся в постоянном движении, изменяясь под влиянием научно-технического прогресса. Стремительное развитие секторов, появление новых видов производимой продукции и оказываемых услуг в сфере ИКТ, которые должны быть тождественны статистическим классификациям, затрудняют анализ рынка ИКТ. В результате такой скорости развития информационно-коммуникационных технологий международные стандарты определения секторов информационного общества и создаваемых ими продуктов и услуг подвергаются регулярному пересмотру, что негативно отражается на сопоставимости уровней динамического ряда, а неравномерное внедрение обновленных методологических стандартов в практику национальных статистических ведомств ведет к несопоставимости данных при межгосударственных сравнениях.

Собирательные группировки видов экономической деятельности организаций сектора ИКТ и сектора контента и СМИ основываются на Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК) (International Standard Industrial Classification of All Economic Activities (ISIC)), разрабатываемой ООН. МСОК является международным ориентиром в области классификаторов видов экономической деятельности. На его основе формируются национальные классификационные системы, как, например, Статистическая классификация видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС) (Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE)), которая, в свою очередь, является базой для построения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). В классификаторах КДЕС и ОКВЭД сохранены основные коды и наименования группировок МСОК, что дает возможность полностью ретранслировать понятие сектора ИКТ и сектора контента и СМИ в систему российского национального статистического учета. При этом некоторые особенности отечественного классификатора, выраженные в детализации видов экономической деятельности и нашедшие свое отражение в группировках ОКВЭД, без определенных трудностей соотносятся с международными стандартами в классификации видов экономической деятельности организаций секторов информационного общества . Актуальная классификация видов экономической деятельности организаций сектора ИКТ, определенная на основе современных версий классификаторов МСОК, КДЕС и ОКВЭД, представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности организаций сектора ИКТ 2007 года _(на основе МСОК ред. 4) __

Вид экономической деятельности

МСОК ред. 4

КДЕС ред. 2

ОКВЭД ред. 2

Производство элементов электронной аппаратуры и печатных схем (плат)

Производство компьютеров и периферийного оборудования

Производство коммуникационного оборудования

Производство бытовой электроники

Производство незаписанных магнитных и оптических технических носителей информации

Торговля оптовая компьютерами, периферийными устройствами к компьютерам и программным обеспечением

Торговля оптовая электронным и телекоммуникационным оборудованием и его запасными частями

Издание программного обеспечения

Деятельность в области связи на базе проводных технологий

Деятельность в области связи на базе беспроводных технологий

Деятельность в области спутниковой связи

Деятельность в области телекоммуникаций прочая

Разработка компьютерного программного обеспечения

Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий

Деятельность по управлению компьютерным оборудованием

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая

Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации

Деятельность Web-порталов

Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования

Ремонт коммуникационного оборудования

Исходя из международной статистической практики, виды экономической деятельности сектора ИКТ группируются в отрасли производства ИКТ, оптовой торговли ИКТ и услуг ИКТ. Однако для целей реализации Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года и Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий» в российской статистике возникла необходимость классифицировать отдельные виды экономической деятельности сектора ИКТ в отдельную категорию — отрасль ИТ.

Согласно Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года отрасль ИТ — это совокупность российских компаний, осуществляющих следующие виды деятельности: разработка тиражного программного обеспечения; предоставление услуг в сфере информационных технологий, в частности заказная разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации; разработка аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части; удаленная обработка и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационнотелекоммуникационной сети Интернет.

Иначе говоря, ИТ-отрасль представляет собой совокупность организаций, результатами деятельности которых являются услуги, в основном предназначенные для выполнения (или содействующие выполнению) функции сбора, преобразования, хранения, представления данных и информации электронным способом .

Таким образом, услуги отрасли ИТ наряду с другими услугами в сфере ИКТ входят в состав классификации сектора информационнокоммуникационных технологий. В соответствии с приказом Минком- связи России от 30.12.2014 № 502 к ИТ-отрасли относятся виды экономической деятельности по ОКВЭД (ред. 2), представленные ниже в таблице 1.2.

Как и в случае определения сектора ИКТ собирательная группировка видов экономической деятельности сектора контента и СМИ строится в соответствии с МСОК ред. 4, в Европейском союзе — КДЕС ред. 2, в России — по классификатору ОКВЭД ред. 2 (табл. 3).

Таблица 1.2 — Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности организаций отрасли информационных технологий (на основе ОКВЭД ред. 2)

Вид экономической деятельности

ОКВЭД (ред. 2)

Разработка компьютерного программного обеспечения

Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий

Деятельность по управлению компьютерным оборудованием

Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность

Основными видами деятельности организаций сектора контента и СМИ являются: контент и связанные с ним услуги в следующих областях: печатный материал; кинофильмы, видео, телевидение и радио; музыка и другое аудио; программное обеспечение для игр; и онлайновый контент.

Виды экономической деятельности сектора контента и СМИ объединяются в следующие отрасли: издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности; производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ; звукозапись и издание музыкальных произведений; теле- и радиовещание; прочие информационные услуги, к которым относится деятельность информагентств и информационных служб, не включенная в другие группировки .

Использование статистических методов оценивания вклада сектора ИКТ и сектора контента и СМИ неосуществим без единых стандартов определения и классификации товаров и услуг, производимых данными организациями. Собирательные группировки видов производимой продукции и оказываемых услуг организаций сектора ИКТ и сектора контента и СМИ основываются на Классификации основных продуктов (КОП) (Central Product Classification (CPC)). Аналогично классификации МСОК, классификатор товаров и услуг КОП ООН является основой для национальных классификаторов. Аналогичный классификатор в Европейском союзе — Статистическая классификация продукции по видам экономической деятельности Европейского Экономического Сообщества (КПЕС) (Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community (CPA)), в Российской Федерации — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.

Таблица 1.3 — Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности организаций сектора контента _и СМИ 2007 года (на основе МСОК ред. 4) _

Вид экономической деятельности

МСОК ред. 4

КДЕС ред. 2

ОКВЭД ред. 2

Издание книг

Издание справочников и адресных списков

Издание газет, журналов и прочих периодических публикаций

Прочая издательская деятельность

Производство кинофильмов, видеопродукции и телевизионных программ

Постпроизводственная деятельность, связанная с кинофильмами, видеопродукцией и телевизионными программами

Распространение кинофильмов, видеопродукции и телевизионных программ

Демонстрация кинофильмов

Деятельность в сфере звукозаписи и издания музыкальных произведений

Радиовещание

Создание телевизионных программ и телевещание

Деятельность агентств новостей

Прочие виды деятельности в сфере информационных услуг, не включенные в другие категории

Результатами деятельности организаций, входящих в сектор информационно-коммуникационных технологий являются:

товары, удовлетворяющие одному из следующих требований: предназначены для обеспечения функционирования телекоммуникационной связи и выполнения функций обработки информации, включая ее передачу и отображение;

используют электронику для обнаружения, изменения и/или описания физических явлений или для контроля и управления физическими процессами;

являются отдельными компонентами, предназначенными преимущественно для использования в товарах, определенных выше;

услуги, обеспечивающие возможности для обработки и передачи информации с помощью электронных средств, в том числе связанные с торговлей либо лизингом технических средств, а также непосредственным применением ИКТ .

В терминах классификаторов видов продукции к товарам ИКТ относятся следующие укрупненные группы :

компьютеры и периферийное оборудование (11 категорий);

  • — коммуникационное оборудование (9 категорий);
  • — бытовая электронная техника (10 категорий);
  • — прочие компоненты и ИКТ-товары (15 категорий).

К услугам, оказываемым организациями сектора информационных и коммуникационных относятся семь укрупненных групп:

услуги, связанные с производством ИКТ-оборудования (6 категорий);

  • — издание программного обеспечения (10 категорий); консультирование по вопросам информатизации и работы в области компьютерных технологий (6 категорий);
  • — телекоммуникационные услуги (22 категории);

услуги по лизингу или аренде ИКТ оборудования (3 категории); услуги по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации (5 категорий);

— прочие ИКТ услуги (8 категорий).

Детальная классификационная группировка товаров и услуг сектора информационно-коммуникационных технологий на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) приведена в приложении 1.

Производимые товары и оказываемые услуги в медиа-сфере определяются как результаты экономической деятельности, связанной с производством, изданием и/или распространением контента (информации, продуктов культурного и развлекательного назначения), где контент представляет собой предназначенное для людей сообщение в организованной форме . К продукции сектора контента и СМИ относятся 6 укрупненных групп товаров и услуг , а именно:

— печатная продукция (15 категорий);

услуги по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ и связанные с ними товары и услуги (26 категорий);

услуги по изданию музыкальных произведений (4 категории);

  • — компьютерные игры (4 категории);
  • — электронная продукция (9 категорий);
  • — прочие информационные услуги (23 категории).

В приложении 2 приведена подробная классификационная группировка товаров и услуг сектора контента и средств массовой информации на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

В структуре сферы информационного развития рассматривается также деятельность крупных и средних организаций, связанных с использованием ИКТ. Методология этого наблюдения разработана Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в соответствии с международными статистическими стандартами и требованиями государственной статистики. Наблюдение осуществляется по следующим следующих основным видам экономической деятельности (ред. 1.1.):

  • 02.0 Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области
  • — В Рыболовство, рыбоводство
  • — С Добыча полезных ископаемых
  • — D Обрабатывающие производства

Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

— F Строительство

G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

  • — Н Гостиницы и рестораны
  • — I Транспорт и связь
  • — J Финансовая деятельность

К Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование (кроме кодов 75.23.4 и 75.24)

— 80.3 Высшее профессиональное образование

N Здравоохранение и предоставление социальных услуг 92 Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.

Принятые стандарты статистики информационного общества обеспечивают механизм, в рамках которого возможно производить сбор, обработку и систематизацию статистической информации в целях формирования и анализа показателей секторов информационного общества, таких, например, как доля валовой добавленной стоимости сектора ИКТ/сектора контента и СМИ в структуре ВВП и доля занятых в этих секторах в общей численности занятых экономике.

  • Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ — официальный сайт http://issek.hse.ru/

Утверждены

приказом Министерства связи

и массовых коммуникаций

Российской Федерации

от «__» ________ 2016 г. № _____

Методические рекомендации по планированию мероприятий по информатизации, а также по подготовке планов информатизации федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами

1. Методические рекомендации по планированию мероприятий по информатизации, а также по подготовке планов информатизации федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами (далее — методические рекомендации, планы информатизации, государственные органы соответственно) разработаны в соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. № 392 «О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № __, ст. __) (далее – Постановление № 392) с целью методологического обеспечения планирования мероприятий по информатизации и подготовки планов информатизации государственными органами в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 22, ст. 2778; 2012, № 19, ст. 2419; № 37, ст. 5002; № 43, ст. 5883; 2013, № 15, ст. 1799; № 48, ст. 6259; 2015, №___, ст.___) (далее — Постановление № 365).

2. Планирование мероприятий по информатизации и подготовка планов информатизации государственных органов, сведения о которых не отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, осуществляется государственными органами с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации (далее –ФГИС КИ) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе координации информатизации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6599) (далее – Постановление № 1235).

3. Планирование мероприятий по информатизации и подготовка планов информатизации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, осуществляется без использования ФГИС КИ, на бумажных носителях, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, определяющими правила работы с документами, содержащими сведения о государственной тайне и конфиденциального характера.

4. В целях настоящих методических рекомендаций используются следующие сокращения:

4.1. Показатель мероприятия по информатизации – измеряемый параметр, отражающий результаты достижения целей и задач мероприятия по информатизации.

4.2. Индикатор мероприятия по информатизации – мера изменения значения показателя мероприятия по информатизации, выраженная количественно (в процентах).

5. Иные понятия и термины, используемые в настоящих методических рекомендациях, применяются в тех же значениях, в каких они определены в постановлении Правительства №365 от 24 мая 2010 г., постановлении Правительства от 6 июля 2015 года № 676, постановлении Правительства № 644 от 26 июня 2012 г., Постановлении № 1235 от 14 ноября 2015 г., Федеральном Законе № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ и Федеральном Законе №44-ФЗ от 5 апреля 2013 г.

Содержание

II. планирование мероприятия по информатизации

6. Планирование мероприятия по информатизации включает в себя:

определение цели(ей) и задач мероприятия по информатизации;

разработку документов по информатизации, в том числе расчетов, обоснований стоимости мероприятия по информатизации;

определение необходимых ресурсов для реализации мероприятия и источников его финансирования;

определение ожидаемых конечных результатов мероприятия по информатизации,

определение последовательности проведения мероприятия по информатизации (закупки товаров, работ, услуг).

7. Мероприятие по информатизации должно быть направлено только на один объект учета, для чего устанавливается связь между мероприятием по информатизации и идентификационным номером объекта учета, присваиваемым в ФГИС КИ.

Методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, утверждены приказом Минкомсвязи России от 31 мая 2013г. № 127 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 ноября 2013г., регистрационный № 30318) (далее – Методика учета).

8. Для целей планирования выделяются следующие типы мероприятий по информатизации.

8.1. «Создание» — мероприятие по информатизации, направленное на создание объекта учета, предполагающее организованную деятельность по выполнению работ, оказанию услуг, закупке товаров (программного обеспечения (далее – ПО), технического обеспечения (далее – ТО) для объекта учета, не введенного в эксплуатацию.

8.2. «Развитие» — мероприятие по информатизации, направленное на развитие объекта учета, предполагающее организованную деятельность по выполнению работ, оказанию услуг, закупке ПО и ТО:

8.3. «Эксплуатация» — мероприятие по информатизации, направленное на эксплуатацию объекта учета, предполагающее организованную деятельность по выполнению работ, оказанию услуг, закупке ПО и ТО.

8.4. «Вывод из эксплуатации» — мероприятие по информатизации, направленное на вывод из эксплуатации объекта учета, предполагающее организованную деятельность по выводу объекта учета из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции ПО, по реализации прав на ПО, демонтажу и списанию технических средств, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов.

9. На один объект учета может быть одновременно направлено несколько мероприятий по информатизации, при этом типы мероприятий по информатизации могут быть любыми из установленных в пункте 10 настоящих методических рекомендаций.

10. Типы мероприятий, соответствующих статусам объектов учета, установленным во ФГИС КИ, приведены в Таблице 1:

Таблица 1 – Соответствие между типами мероприятий по информатизации и статусами объектов учета.

Тип мероприятия

Cтатус объекта учета

Подготовка к созданию

Разработка

Эксплуатация

Выведен из эксплуатации

Создание

Разрешено

Разрешено

Запрещено

Запрещено

Развитие

Запрещено

Запрещено

Разрешено

Запрещено

Эксплуатация

Запрещено

Запрещено

Разрешено

Запрещено

Вывод из эксплуатации

Разрешено

Разрешено

Разрешено

Запрещено

11. Мероприятие по информатизации, направленное на государственные информационные системы, планируется с учетом требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными Постановлением № 676.

12. В мероприятиях по информатизации выделяются мероприятия по информатизации, соответствующие приоритетным направлениям использования и развития информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, утвержденных Постановлением № 392 (далее – приоритетные направления).

13. Порядок планирования мероприятия по информатизации состоит из следующих стадий:

13.1. Подготовка сведений мероприятия по информатизации, включая:

Определение цели (ей) мероприятия по информатизации.

Определение документов являющихся основаниями для реализации мероприятия по информатизации (Федеральные Законы, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, решения и поручения Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, нормативные и правовые акты государственных органов) (далее – документы-основания) или необходимости их разработки.

Определение базовых и плановых значений показателей мероприятия;

Определение требований к закупаемым товарам, а также требований к работам и услугам, необходимым для достижения цели(ей) мероприятия по информатизации;

Подготовка обоснования стоимости мероприятия по информатизации для привлечения средств бюджетов;

Заполнение формы мероприятии по информатизации в ФГИС КИ согласно Приложению 1 к настоящим методическим рекомендациям.

13.2. Государственные органы направляют сведения о мероприятии по информатизации в Министерство для проведения его оценки с использованием ФГИС КИ. Направление мероприятия по информатизации на оценку возможно только после заполнения всех требуемых сведений в форме мероприятия по информатизации. Детальные сведения по элементам структуры формы мероприятия по информатизации и рекомендации по их заполнению представлены в Приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.

13.3. Получение заключения от Министерства на мероприятие по информатизации.

13.4. В случае отрицательного заключения доработка мероприятия по информатизации и направление на повторную оценку.

14. Степень достижения цели(ей) мероприятия по информатизации определяется показателями и соответствующими им индикаторами.

15. Показатели и соответствующие им индикаторы мероприятия по информатизации должны быть измеримы и достижимы в планируемый период.

16. Расчет плановых значений индикаторов производится на основании значений соответствующих показателей с использованием ФГИС КИ в автоматическом режиме.

В случае, если оказание государственной услуги или государственной функции не осуществлялось до момента формирования мероприятия по информатизации, соответствующий признак проставляется во ФГИС КИ. Для мероприятий по информатизации типов («Эксплуатация», «Вывод из эксплуатации») индикаторы не формируются.

17. Правила формирования показателей для мероприятия по информатизации приведены в Таблице 2.

Таблица 2 Правила формирования показателей для мероприятия по информатизации

ИС специальной деятельности

ИС типовой деятельности

ЦОД

ИТКИ

Создание (Развитие)

Правила формирования показателей

Состав показателей формируется автоматически в ФГИС КИ в соответствии с классификационной категорией объекта учета

Эксплуатация

Правила формирования показателей

Состав показателей формируется автоматически в ФГИС КИ в соответствии с классификационной категорией объекта учета

Вывод из эксплуатации

Правила формирования показателей

Состав показателей формируется автоматически в ФГИС КИ

Показатели не формируются

III. Правила формирования и обоснования СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, работ, услуг, необходимых для реализации мероприятия по информатизации

18. При планировании мероприятия по информатизации рекомендуется указывать товары, работы, услуги, необходимые для его реализации.

19. При планировании мероприятия по информатизации, направленного на создание и развитие ИС, следует предусмотреть возможность использования объектов НФАП.

20. Для получения положительной оценки мероприятия по информатизации о целесообразности его проведения необходимо привести перечень и обоснование товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального Закона № 44 -ФЗ.

21. Для получения положительной оценки мероприятия по информатизации о целесообразности его финансирования необходимо привести перечень, детализацию и обоснование товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального Закона № 44 -ФЗ.

22. Формирование перечня товаров, работ, услуг рекомендуется осуществлять по следующим правилам:

22.1. В рамках реализации одного мероприятия по информатизации может быть запланировано выполнение нескольких работ, услуг, закупка нескольких товаров;

22.2. Начало и окончание закупки товаров, работ и услуг, необходимых для реализации мероприятия по информатизации, планируется в одном финансовом году;

22.3. Для каждого товара, работы, услуги указывается перечень направлений расходования бюджетных средств по видам расходов, видам и типам затрат, за счет которых осуществляются расходы на проведение мероприятия по информатизации (далее – направления расходования средств), по следующим правилам:

Для каждого типа мероприятия по информатизации в ФГИС КИ необходимо выбрать вид расходов, вид затрат и один тип затрат из справочника.

Для каждой работы (услуги) и для каждого товара указывается один вид расходов, вид затрат и один тип затрат;

для каждого товара рекомендуется указывать наименования, значения количественных характеристик товара и единицы их измерения.

IV. Направление сведений о мероприятиях по информатизации для проведения оценки

23. Государственные органы представляют информацию о мероприятиях по информатизации, предусмотренных документами по информатизации и планами информатизации (за исключением мероприятий по информатизации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера), в Министерство в электронном виде с использованием ФГИС КИ.

24. К сведениям о мероприятиях по информатизации могут быть приложены дополнительные документы и материалы, необходимые для обоснования целесообразности проведения и (или) финансирования мероприятия.

25. Уведомление, содержащее информацию о направлении сведений о мероприятии по информатизации в Министерство, формируется в электронном виде в соответствии с Правилами размещения информации в ФГИС КИ, утвержденными Министерством.

V. Правила подготовки проектов планов информатизации.

26. Подготовка проектов планов информатизации осуществляется в два этапа:

Проекты планов информатизации включают мероприятия по информатизации, планируемые к осуществлению государственными органами за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и включенные в обоснования бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов бюджетной классификации Российской Федерации:

на 1-м этапе — в объеме распределения предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период;

на 2-м этапе — в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и плановый период.

27. Процесс подготовки проекта плана информатизации предполагает реализацию следующих стадий:

27.1. Включение мероприятий в проект плана информатизации в соответствии с пунктами 29-45 настоящих методических рекомендаций;

27.2. Сведения об объектах закупки формируются на основании сведений из Системы «Электронный бюджет».

27.3. Формирование системы целевых показателей по приоритетным направлениям в соответствии с Методическими рекомендациями по приоритетным направлениям.

27.4. Направление проекта плана информатизации в Министерство для проведения его оценки.

27.5. Получение экспертного заключения Министерства на проект плана информатизации.

27.6. В случае отрицательного заключения проведение доработки проекта плана и направление его на повторную оценку в Министерство.

Правила включения мероприятий по информатизации в проект плана информатизации

Мероприятие по информатизации может быть включено в план информатизации при его соответствии следующим требованиям:

28. На первом этапе подготовки проекта плана информатизации:

28.1. Мероприятие по информатизации обеспечено финансированием в объеме распределения предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

28.2. Значения целевых показателей (индикаторов) и требуемый объем финансирования на соответствующий планируемый период его реализации не изменились более чем на 10 процентов по сравнению с версией мероприятия, получившей положительную оценку Министерства. При этом допускается снижение объема финансирования без изменения значений целевых показателей (индикаторов), в случае увеличения требуемого объема финансирования значения показателей (индикаторов) должны быть пропорционально увеличены.

29. На втором этапе подготовки проекта плана информатизации:

29.1. Мероприятие по информатизации обеспечено финансированием в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и плановый период.

29.2. Значения целевых показателей (индикаторов) и требуемый объем финансирования на соответствующий планируемый период его реализации не изменились более чем на 10 процентов по сравнению с версией мероприятия, получившей положительную оценку Министерства. При этом допускается снижение объема финансирования без изменения значений целевых показателей (индикаторов), в случае увеличения требуемого объема финансирования значения показателей (индикаторов) должны быть пропорционально увеличены.

30. Последовательность включения мероприятий по информатизации в проект плана информатизации определена в пункте 4 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных Постановлением № 365.

31. В случае утверждения в установленном Законодательством Российской Федерации порядке документа по информатизации, сведения в мероприятии по информатизации и в плане информатизации необходимо актуализировать в соответствии с утвержденным документом.

VI. Направление проекта плана информатизации для проведения оценки

32. Проекты планов информатизации, сведения о которых не отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, предоставляются в Министерство в форме плана информатизации с использованием ФГИС КИ.

33. Проект плана информатизации подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица государственного органа, ответственного за планирование и реализацию мероприятий по использованию информационных технологий в деятельности государственного органа или уполномоченным сотрудником государственного органа и направляется с использованием ФГИС КИ в Министерство на заключение.

34. Уведомление, содержащее информацию о направлении проекта плана информатизации в Министерство, формируется в электронном виде с использованием ФГИС КИ.

VII. Утверждение плана информатизации

35. Проект итогового плана информатизации, содержащий только мероприятия, получившие положительное заключение Министерства или одобрение Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (в случае отрицательного заключения Министерства), утверждается актом государственного органа (далее — утвержденный план информатизации) и в 3-дневный срок размещается на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

36. Копия утвержденного плана информатизации в 5-дневный срок со дня его утверждения размещается государственными органами в электронном виде в ФГИС КИ.

37. Мероприятия по информатизации, получившие отрицательное заключение Министерства по результатам рассмотрения итогового проекта плана информатизации, могут быть включены государственным органом в утвержденный план информатизации после получения положительного заключения Министерства на данные мероприятия по информатизации в соответствии с пунктом 29 Правил, утвержденных Постановлением № 365.

VIII. Внесение изменений в утвержденный план информатизации

38. При необходимости внесения изменений в утвержденные планы информатизации проекты таких изменений, подготовленные в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, направляются государственными органами в Министерство на заключение по мере необходимости, но не позднее 10 декабря года их реализации.

39. Рассмотрение, согласование и утверждение проектов таких изменений осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 23 — 25 Правил для рассмотрения, согласования и урегулирования разногласий по проектам планов информатизации, утвержденных Постановлением № 365.

IX. Особенности формирования мероприятий по информатизации и подготовки проектов планов информатизации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера

40. Планирование мероприятий по информатизации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, осуществляется на бумажных носителях в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, определяющими правила работы с документами, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера.

41. Государственные органы формируют мероприятия по информатизации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, в соответствии с принципами и правилами формирования мероприятий по информатизации, изложенными в настоящих методических рекомендациях, и с использованием справочных материалов, содержащихся в Приложениях к настоящим методическим рекомендациям.

42. Государственные органы представляют информацию о мероприятиях по информатизации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, в Министерство на бумажных носителях по форме Приложения 2 настоящих методических рекомендаций.

43. Государственные органы осуществляют подготовку проектов планов информатизации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, в соответствии с принципами и правилами подготовки проектов планов информатизации, изложенными в разделах V настоящих методических рекомендаций. Формирование проектов планов информатизации осуществляется на бумажных носителях в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, определяющими правила работы с документами, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера.

44. Уточнение, детализация и дополнение предварительных и итоговых проектов планов информатизации производятся путем подготовки на бумажных носителях измененных в соответствующие проекты планов информатизации.

2021: Минцифры запланировало обновить положение о ФГИС КИ

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru опубликован разработанный Минцифры России проект Постановления Правительства РФ о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» (далее – ПП РФ 1235). Подробнее .

2020

Новые подходы к координации государственной информатизации, появление ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ)

8 октября 2020 года выпало стать особым днем для сферы госИТ в России. В этот день практически завершилась 10-летняя история одного из самых долгоиграющих нормативных документов в сфере госинформатизации — постановления Правительства РФ от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов». Подробнее .

*Экспертиза ИТ-мероприятий федеральных ведомств отменяется — поручение вице-премьера Чернышенко

До 1 апреля 2020 года Минкомсвязи и Минфин должны подготовить предложения по совершенствованию бюджетных расходов на информатизацию. В частности, должна быть отменена экспертиза мероприятий по информатизации, которую проводит подведомственный Минкомсвязи Центр экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ) согласно постановлению правительства №365.

Поручение об этом дал курирующий цифровизацию вице-премьер Дмитрий Чернышенко, отреагировав таким образом на полученное им самим поручение от премьер-министра Михаила Мишустина. Скриншотом поручения поделился телеграм-канал «Координация профанации», освещающий вопросы государственной информатизации. В Минкомсвязи TAdviser подтвердили, что такое поручение существует.

Дмитрий Чернышенко поручил отменить экспертизу мероприятий по информатизации

Чем плоха экспертиза

Экспертиза мероприятий по информатизации, без прохождения которой не выделяется финансирование, — больной вопрос для федеральных ведомств.

Во-первых, это долго. Первичная экспертиза должна занимать не более 20 дней, повторная — не более 10. В реальности этот срок может быть в 1,5-2 раза длиннее, особенно в период пиковых нагрузок, отмечает аналитик TAdviser Альберт Бертяков.

Во-вторых, отсутствуют, по крайней мере, в открытом доступе, четкие и стабильные критерии оценки мероприятий. Нередки случаи, когда мероприятие, получившее отрицательное экспертное заключение, после устранения недостатков и повторного представления на экспертизу, получает новые замечания, которых не было в первый раз, добавляет Бертяков.

Кроме того, по мнению эксперта, проблемы состоят в отсутствии полноценной и логичной нормативной «обвязки» вокруг процессов координации информатизации (КИ), информационная система КИ заточена под бюрократические процессы экспертизы, а не под реальную координацию. Наконец, портал системы координации является бесполезным — и в части публикуемых там «открытых данных», и в части так называемого «видео обучения».

Что будет вместо экспертизы

Директор департамента развития архитектуры и координации информатизации Василий Слышкин рассказал TAdviser, что проект изменений в 365 постановление правительства был подготовлен Минкомсвязью давно, однако его принятие затянулось в связи с разногласиями, возникшими в ходе согласования с заинтересованными органами власти.

Проектом постановления, по его словам, предлагалось ввести комплекс мер, направленных на упрощение действующей системы координации информатизации, в том числе отмену планов информатизации, переход на один этап планирования, исключение повторной оценки ежегодных мероприятий.

В 2020 году в рамках формирования механизмов цифровой трансформации этот вопрос был снова вынесен на обсуждение, теперь уже с CDTO — ответственными за цифровую трансформацию руководителями заинтересованных органов исполнительной власти, — продолжает Слышкин. — С ними было проведено дополнительное рассмотрение и обсуждение ранее подготовленной министерством редакции проекта постановления. В ходе обсуждения было принято решение о необходимости интегрировать упрощенный механизм координации информатизации и новые подходы формирования ведомственных программ цифровой трансформации на среднесрочную перспективу

Новый проект постановления, по словам представителя Минкомсвязи, будет основан на следующих принципах:

  • формирование органами власти мероприятий по информатизации в целях учета расходов на них, но при этом без проведения оценки таких мероприятий со стороны Министерства;
  • включение мероприятий по информатизации в ведомственные программы цифровой трансформации для обеспечения установленных показателей цифровой трансформации;
  • установление персональной ответственности руководителей государственных органов, ответственных за цифровую трансформацию, за достижение значений ключевых показателей эффективности и результативности, определенных ведомственными программами цифровой трансформации;
  • осуществление Минкомсвязи мониторинга и контроля достижения государственными органами ключевых показателей и индикаторов ведомственных программ цифровой трансформации.
Таким образом, — говорит Василий Слышкин, — будет осуществлен переход от запрещающих механизмов управления к модели персональной ответственности за достижение заявленных показателей цифровой трансформации

2019

Как открытость госИТ превращалась в закрытость. Хроники деградации

TAdviser проанализировал ситуацию с открытостью сведений о государственной информатизации в России. Подробнее

2018

Анализ состояния Национального фонда алгоритмов и программ

О необходимости создания государственного фонда программ впервые было заявлено в 2006 году, в материалах ФЦП «Электронная Россия»; координировало выполнение федеральной программы в те годы Министерство информационных технологий и связи, которым руководил Леонид Рейман. Однако, до практической реализации тогда дело не дошло. В 2010 году переименованное Министерство связи и массовых коммуникаций под руководством Игоря Щеголева включило мероприятие по созданию национального фонда алгоритмов и программ (НФАП) в новую госпрограмму «Информационное общество». Но проект так и остался только строчкой в госпрограмме – появиться в «железе» при министре Щеголеву национальному репозиторию ПО было не суждено. НФАП был создан только в 2014 году, с третьей попытки и при следующем министре – Николае Никифорове. Казалось бы, за несколько лет фонд должен был стать одним из активно работающих инструментов государственной информатизации. Но и в мае 2018 года НФАП пребывает в удручающем состоянии и практически не используется. Почему так произошло? Ожидают ли репозиторий перемены к лучшему во вновь формирующейся цифровой экономике России? TAdviser проанализировал историю развития проекта и сделал выводы о его возможных перспективах.

2016

Минкомсвязи создает «супер-реестр» государственной информатизации

11 сентября 2016 года вступил в силу приказ Минкомсвязи, устанавливающий для госорганов правила формирования и изменения реестровых записей о государственных информационных системах. В частности, об их создании, развитии, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации, а также дальнейшем хранении содержащейся в их базах данных информации. Требования к порядку этих процессов были утверждены постановлением правительства от 6 июля 2015 г. N 676.

Приказ Минкомсвязи был выпущен в августе 2016 года, зарегистрирован в Минюсте 1 сентября 2016 года. Речь в нем идет о записях в реестр, котрый будет вестись в рамках ФГИС координации информатизации. Положение об этой ФГИС утвердил Дмитрий Медведев в ноябре 2015 года. Данная система должна обеспечить формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере госуправления ИКТ, создаваемыми или используемыми госорганами различного уровня – от федеральных до муниципальных (см. подраздел ниже о создании и задачах системы).

Сентябрьский приказ Минкомсвязи устанавливает обширный список сведений, о которых госорганы должны будут вносить сведения в реестр (подробнее читайте в отдельной статье).

Минкомсвязи получит возможность блокировать ИТ-расходы федеральных ведомств

Как стало известно TAdviser, одним из итогов состоявшегося 5 апреля 2016 года заседания правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности стало поручение премьер-министра Дмитрия Медведева Министерству связи проработать механизм блокировки средств федеральных ведомств на информатизацию.

Такой механизм может использоваться в отношении ведомств, которые осуществляют ИТ-закупки без согласования планов с Минкомсвязью, сообщил TAdviser источник, знакомый с результатами заседания правкомиссии.

Механизм блокировки, по его словам, Минкомсвязи должно разработать до осени 2016 года. В самом министерстве на момент публикации материала от комментариев отказались.

О проблемах с согласованием ИТ-планов неоднократно заявляли в Счетной палате и в самом Минкомсвязи (см. ниже).

Ведомства пытаются соблюдать процедуры согласования планов, но зачастую этот процесс затягивается, т.к. подготовкой планов со стороны ведомств далеко не всегда занимаются ИТ-специалисты, говорит один из собеседников TAdviser. В результате закупки объявляются до согласования планов и рычагов борьбы с этой практикой у Минкомсвязи не существует.

Помимо механизма блокировки, по словам источника TAdviser, для налаживания процесса координации планируется привлечь Счетную палату. Ее роль будет прописана в обновленном постановлении о координации информатизации, которое готовит Минкомсвязи.

Счетная палата заявила о новых претензиях к процессу координации информатизации

2 февраля 2016 года в Счетной палате РФ сообщили о результатах проверки реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» в 2013-2014 годах и за истекший период 2015 года.

Проверка проводилась в Минкомсвязи и подведомственном министерству ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации» (в 2015 году был переименован в Центр экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ), а также в Министерстве финансов и Федеральном казначействе.

В 2010 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 365. Документ был призван повысить эффективность планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов по информатизации стала Минкомсвязь России. Правительством России были установлены сроки подготовки и утверждения Минкомсвязью всех необходимых документов для начала реализации механизма координации расходов на информатизацию, которые неоднократно сдвигались. Несмотря на это, необходимые документы были разработаны Минкомсвязью России с нарушением установленных Правительством Российской Федерации сроков и утверждены только в 2013 г. Таким образом, в течение трех лет с момента утверждения Постановления № 365 координация мероприятий по информатизации государственных органов не обеспечивалась на должном уровне, заявили в Счетной палате.

Для координации расходов на информатизацию в Минкомсвязи был создан отдел экспертизы проектов по информатизации в составе четырех штатных единиц, отмечается в аудиторском отчете. Между тем, начиная с 2013 года Минкомсвязь заключала договора на проведение экспертной оценки документов по информатизации. Сначала был заключен соответствующий контракт с «Ростелекомом», который по договору субподряда привлекал ФГУП ВНИИПВТИ. В 2015 г. министерством контракт был подписан непосредственно с ФГУП. Кроме того, по словам заместителя председателя Счетной палаты, «вызывает интерес тот факт, что для проведения экспертизы предприятие привлекало внешних экспертов-консультантов на безвозмездной основе». При этом большая часть «внешних экспертов-консультантов» занимает руководящие должности в крупных ИТ-компаниях.

Для координации информатизации Минкомсвязью были созданы три информационные системы, суммарные затраты на создание которых за период с 2013 по 2014 годы составили 300 млн рублей. Проверка Счетной палаты показала, что контроль за размещением информации в них отсутствует. Государственными органами, в том числе Минкомсвязью, допускалось размещение неполной или неактуальной информации. Например, утвержденный план информатизации Минкомсвязи на 2014 год не соответствует размещенному плану в автоматизированной информационной системе «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (АИС УВиРИ), говорят в Счетной палате.

В результате созданные Минкомсвязью России информационные системы не позволяют получить объективную информацию о ходе реализации государственными органами мероприятий по информатизации и оценить их эффективность, — пояснила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова.

14 ноября 2015 года Правительством было принято решение о создании новой системы координации информатизации на базе трех уже созданных систем. При этом затраты на ее реализацию оцениваются в 227,3 млн. рублей или 76% от произведенных расходов на создание трех систем, добавили аудиторы.

Подготовка проектов планов информатизации осуществляется государственными органами с использованием АИС УВиРИ. По состоянию на 12 ноября 2015 года в АИС УВиРИ размещен 91 план информатизации на 2014 год, из которых согласованы 69 (75,8%), и 91 план информатизации на 2015 год, из которых согласованы 45 (49,5%).

Проверка показала, что органы государственной власти, включая саму Минкомсвязь, не соблюдают сроки, установленные графиками подготовки и утверждения планов информатизации. Так, планы информатизации на 2014 год утверждены с нарушением установленного срока: Минкомсвязи – на 84 дня, Федерального казначейства – на 301 день. План Минфина утвержден после окончания финансового года. Также планы информатизации на 2015 год: Минкомсвязи – на 14 дней, Минфина – на 168 дней, Федерального казначейства – на 230 дней.

Кроме того, в ходе проверки выявлены случаи нарушения Минкомсвязью сроков подготовки заключений на планы информатизации. Отчеты о выполнении плана информатизации за 2014 год представлены только 31 органом государственной власти (37%).

Оценка эффективности и результативности мероприятий по информатизации органов государственной власти в 2014 году Минкомсвязью не осуществлялась. Министерство аккумулирует отчеты о выполнении планов информатизации без проверки достоверности и анализа представленных данных, — уточнила Вера Чистова

В ходе проверки установлено, что в ряде случаев в связи с непредставлением государственными органами в Минфин экспертных заключений Минкомсвязи, при формировании федерального бюджета распределение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по информатизации осуществляется без их учета. При этом согласование расходов на информатизацию с Минкомсвязью в информационной системе Минфина «Электронный бюджет» не предусмотрено.

Проверкой установлено, что в нарушение положений Постановления № 365 расходы на информатизацию государственных органов осуществляются в отсутствие утвержденных планов информатизации. Так, Минфином в 2014 году осуществлялась реализация мероприятий по информатизации до утверждения плана в рамках 32 контрактов на сумму 1,6 млрд рублей, заключенных в 2014 году. Также, до утверждения плана информатизации на 2015 год Минфин заключил 12 государственных контрактов на сумму 303,7 млн рублей.

Такие же нарушения выявлены в ходе проверки в Федеральном казначействе. До утверждения плана информатизации в 2014 году осуществлялась реализация мероприятий по информатизации в рамках 34 контрактов на сумму 8,9 млрд рублей, заключенных в 2014 году. В 2015 году – 24 контракта на сумму 2,3 млрд рублей.

Зачастую, при осуществлении расходов изменения в план информатизации вносятся органами государственной власти постфактум, говорят в Счетной палате.

В отсутствии ответственности за несоблюдение положений Постановления №365 главные распорядители осуществляют расходование средств федерального бюджета без согласованного плана информатизации. По сути, речь идет о необоснованных расходах федерального бюджета, равно как и в случае заключения государственных контрактов до утверждения плана информатизации, — заявила Вера Чистова

В ходе проверки также выявлены несоответствия закупаемых товаров утвержденным планам информатизации, недостатки при проведении государственными органами закупочных процедур, а также признаки нарушения конкуренции при осуществлении закупок в сфере информационных технологий. Проверка Счетной палаты показала, что система координации информатизации, предусмотренная Постановлением №365, работает не на должном уровне. Можно констатировать, что цели, поставленные Постановлением Правительства, не достигнуты, — резюмировала заместитель председателя Счетной палаты.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в Правительство и Федеральную антимонопольную службу, представления – министру связи, министру финансов и руководителю Федерального казначейства. Отчеты направлены в в Совет Федерации и Государственную Думу.

2015

Постановление о федеральной ИТ-системе координации информатизации

14 ноября 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства № 1235 о федеральной государственной информационной системе координации информатизации (система координации).

Система координации обеспечивает формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления информационно-коммуникационными технологиями, создаваемыми или используемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, говорится в документе.

Подробнее читайте в отдельной статье.

Чиновники 19 министерств и ведомств будут наказаны за закупки ИТ без согласования с Минкомсвязью

Как стало известно TAdviser, в конце октября 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение подготовить список должностных лиц ряда федеральных министерств и ведомств, которые несут ответственность за срыв процесса согласования планов информатизации, и которые допустили финансирование мероприятий по информатизации без согласования с Минкомсвязи.

О подписании такого поручения TAdviser рассказали два источника в федеральных ведомствах. В отношении чиновников планируется принять меры дисциплинарного воздействия, говорят собеседники TAdviser, ознакомившиеся с поручением.

Николай Никифоров привлек Дмитрия Медведева для воздействия на ведомства, не согласующие планы информатизации

Наказанию могут быть подвергнуты сотрудники 19 министерств и ведомств, перечисленных в поручении:

  • Минкульта,
  • Минобрнауки,
  • Минкавказа,
  • Минприроды,
  • Минсельхоза,
  • Минспорта,
  • Минтруда,
  • Минздрава,
  • Минэкономразвития,
  • Минтранса,
  • Минпромторга,
  • Роспотребнадзора,
  • Росстандарта,
  • Роснедр,
  • Росавиации,
  • Росздравнадзора,
  • Росреестра,
  • Роструда,
  • Росжелдора.

Список должностных лиц должен быть подготовлен самими ведомствами, передать его в Правительство необходимо в ноябре 2015 года.

В этом же документе Медведев поручил ФОМС в двухнедельный срок согласовать план информатизации с Минкомсвязью.

По словам одного из собеседников TAdviser, Минкомсвязь неоднократно напоминала министерствам и ведомствам о необходимости согласования планов информатизации в рамках заседаний подкомиссии по информационным технологиям (согласовывать планы ведомства должны по 365 постановлению Правительства — см подробнее ниже).

Другой собеседник говорит, что список ведомств, проводящих закупки ИТ без согласования планов, министр связи Николай Никифоров подготовил и передал курирующему вице-премьеру Аркадию Дворковичу, а тот, в свою очередь, эскалировал проблему на премьер-министра.

Столь массовое наказание за несогласование планов информатизации будет применено впервые, утверждают собеседники TAdviser.

Процесс формирования, согласования и утверждения планов информатизации довольно трудоемкий, — говорит TAdviser помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — Это доказывает то, что на пятый год действия 365 постановления только чуть больше половины ФОИВов к концу планируемого периода (на 2014 год) имели утвержденные планы. Механизм координации, похоже, требует совершенствования

Источник TAdviser, ранее работавший в одном из ведомств, попавшем в «расстрельный список», говорит, что проблема согласования может быть связана с подрядчиком Минкомсвязи по экспертизе планов информатизации — Центром экспертизы и координации информатизации (ранее ВНИИПВТИ).

Согласование планов одного ведомства в ЦЭКИ, по его словам, может занимать несколько месяцев. При этом Правительство требует от ведомств исполнять бюджет и наказывает за его неисполнение.

У «Ростелекома» забрали функции координации информатизации

С февраля 2015 года экспертной оценкой планов информатизации федеральных госорганов по контракту с Минкомсвязью занимается Центр экспертизы и координации информатизации.

Центр победил в тендере с заявкой на сумму 18,9 млн рублей (при начальной цене 19 млн). Контракт был заключен на срок до 30 июня 2015 г. На июль-декабрь 2015 года между Минкомсвязью и ЦЭКИ был заключен новый контракт на 21 млн рублей.

Цель работы состоит в повышении эффективности планирования использования ИКТ в деятельности госорганов и расходования средств на информатизацию. Эффективность должна быть достигнута за счет внедрения принципов проектного управления, обеспечения совместимости информационных систем и ИТ-инфраструктуры, используемых в различных ведомствах, говорится в тендерных документах.

ЦЭКИ анализирует, насколько планируемые госорганами ИТ-мероприятия соответствуют целям, определенным в программах социально- экономического развития России, отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития, а также соответствуют ли они приоритетным направлениям развития ИТ, которые определяет правительственная комиссия.

Кроме того, центр оценивает обоснованность привлечения бюджетных средств для реализации мероприятий по информатизации, а также проводит экспертизу законопроектов и других нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы ИТ.

Всего в России по состоянию на 2015 год 86 федеральных ведомств (без учета трех внебюджетных фондов), их ИТ-бюджет превышает 86 млрд рублей.

Февральский контракт Минкомсвязи с ЦЭКИ предполагает, что центр должен проанализировать 3200 запланированных мероприятий по информатизации (экспертиза одного мероприятия оценивается в 3,7 тыс. рублей), 22 проекта законов, президентских, правительственных или ведомственных актов (по 29,8 тыс. за штуку), 13 проектов госпрограмм, стратегий и концепций (по 33,6 тыс.), а также 105 иных документов (по 27,6 тыс.).

Кроме того, ЦЭКИ должен оказывать консультации федеральным органам по вопросам подготовки планов информатизации. Планировалось, что их за период действия февральского контракта будет более 4000 — в основном по телефону (355 за одну консультацию), но также по электронной почте (по 679) и очно (по 2400).

2014: Счетная палата раскритиковала процесс координации информатизации

В 2011 году по контракту с Минкомсвязи оценкой планов информатизации госорганов занимался ВНИИПВТИ (в 2015 году был переименован в Центр экспертизы и координации информатизации).

В 2012-2014 годах координацией занимался «Ростелеком» — по соответствующим контрактам оператор получил от Минкомсвязи около 300 млн рублей (помимо экспертизы планов оператор разрабатывал информационную систему координации и выполнял НИРы).

В 2014 г. привлечение «Ростелекома» к оценке планов информатизации госорганов раскритиковала Счетная палата. Оператор является коммерческой организацией и участником рынка информационных технологий, в связи с чем экспертиза проектов по информатизации, подготовленная им, могла быть необъективной, говорили аудиторы.

Координация мероприятий по информатизации, по мнению Счетной палаты, «не позволяет в полной мере обеспечить эффективность расходования средств», направляемых на ИТ. Ассигнования, предусмотренные ведомствам в федеральном бюджете на 2015-2017 годы по 242 виду расходов (закупки в сфере ИКТ), «в подавляющем большинстве сформированы без экспертной оценки Минкомсвязи», говорилось в отчете Счетной палаты.

По состоянию на конец сентября 2014 года Минкомсвязи согласовало планируемые затраты только 11 ведомствам, тогда как всего их около 90. Проекты планов информатизации на 2015-2017 годы согласовали 17 ведомств. И хотя постановление Правительства №365 предписывает финансировать из бюджета только согласованные с Минкомсвязи мероприятия по информатизации, по факту информационная система Минфина не предусматривает согласование с Минкомсвязи объемов бюджетных ассигнований по виду расходов 242, выяснили в Счетной палате.

2010: Постановление Правительства о координации информатизации

Постановление Правительства РФ N 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» было принято 24 мая 2010 года.

Согласно документу, Министерство связи и массовых коммуникаций было определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

Минфину и Минздраву (в части государственных внебюджетных фондов) было поручено учитывать заключения экспертной оценки документов, проводимой Минкомсвязи, в части, касающейся бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение мероприятий по использованию ИКТ.

Добавить комментарий