Перемещение товаров внутри таможенного союза

Перемещение товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс. Общие положения.

При ввозе предусмотрено совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ТС, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствении с таможенной процедурой таможенного транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.

Основным отличием от прежнего порядка является то, что если иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов Таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающие получение товарами статуса «товаров таможенного союза», за исключением товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза, получают право свободно обращаться на всей таможенной территории ТС. Такое же право свободно обращаться на всей таможенной территории ТС с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларус, Республики Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах-членах Таможенного союза.

При ввозе товаров на территорию Таможенного союза, таможенные органы устанавливают их статус для таможенных целей. В качестве документов, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров, могут быть представлены:

— декларация о происхождении товара или сертификат происхождения товаров формы СТ-1;

— оригинал или заверенная таможенным органом копия экземпляра таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории государства-члена таможенного союза, а также документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений.

Товары, в отношении которых не представлены документы, свидетельствующие о том, что страной их происхождения является государство-член таможенного союза, либо, что они выпущены для свободного обращения на территории ТС, подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита или иную таможенную процедуру в ближайшем таможенном органе.

В отношении товаров, которые выпущены для внутреннего потребления в Республике Казахстан после 01.01.2010 и для которых в Российской Федерации в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Республике Казахстан, при ввозе в Российскую Федерацию взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При ввозе в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза (перечень товаров приведен в Приложении № 5 к решению Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130), взимаются таможенные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.

При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытий за пределы таможенной территории ТС совершаются таможенные операции, связанные с убытием.

Также как и в российском таможенном законодательстве только товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение.

Источник: Письмо Федеральной таможенной службы от 29 июня 2010 г. № 01-11/31846 «О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза».

Общие положения и порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Изучая данный вопрос, необходимо отметить, что термин «таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру» как самостоятельный правовой институт в таможенном законодательстве государств — членов ТС отсутствовал. В практике осуществления внешнеторговых операций обычно употреблялось более понятное выражение — «таможенное оформление» («растаможка»), включающее в себя совершение всех действий по перемещению товаров через таможенную границу. В таких действиях участвовали физические и юридические лица (участники ВЭД, таможенные брокеры, таможенные перевозчики и т.п.), и таможенные органы. Состав, порядок и технологии таможенного оформления зависел от целого ряда обстоятельств, таких как вид транспорта, на котором перемещался товар, характеристики самого товара; категории лиц, перемещающих данный товар; место совершения таможенного оформления и т.п.

В таможенном законодательстве РФ также отсутствовала данная дефиниция (определение понятия). Однако на практике все таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, и помещение товара под определенный таможенный режим (сегодня — под таможенную процедуру) назывались таможенным оформлением.

В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), которая унифицировала таможенные формальности, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, также отсутствует понятие «таможенное оформление», а общественные отношения, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, трактуются как «таможенная очистка».

Согласно определению, данному в Киотской конвенции, очистка — это совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или помещения под иную таможенную процедуру. Таможенные формальности — все операции, которые должны совершаться лицами, которых это касается, и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства.

В пересмотренной Киотской конвенции 1999 г. предпочтительными формальностями считаются подача, регистрация и проверка таможенной декларации до прибытия товаров; разделение места подачи декларации от места физического нахождения товаров; использование централизованной очистки в том месте, где был учрежден экономический оператор. Централизованная очистка должна включать возможность использования упрощенных деклараций, отсрочки подачи завершенной декларации и необходимых документов, возможность подачи периодических деклараций и отсрочки оплаты.

Следует отметить, что термин «очистка» ранее использовался в таможенном законодательстве Российской империи — в Таможенном уставе по азиатской торговле 1817 г.; в Таможенном уставе по европейской торговле 1819 г.; в таможенных уставах Российской империи издания 1904 и 1910 гг., который, как правило, связывался с уплатой пошлины, дословно — «…товары очищаемой пошлиной…». После исполнения обязательств перед государством по уплате пошлины происходил выпуск товаров, и заинтересованное лицо получало товар со склада, где он хранился, и могло им распоряжаться. Исключение термина «очистка» из законодательства произошло на раннем этапе советского периода, когда была введена государственная монополия на осуществление внешнеторговых операций и регулирующая роль таможенного права стала минимальной. Таможенный устав СССР в редакции 1924 г. понятие «очистка» уже не использовал.

Несмотря на то что разработка ТК ТС велась с учетом положений Киотской конвенции, понятие «очистка» ТК ТС не использует. Отказавшись от термина «таможенное оформление», Комиссия ТС не ввела в ТК ТС понятие «очистка», а использует административно-правовой институт «таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру».

В связи с вступлением в силу с 1 января 2010 г. ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную проце- дуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством ТС, а именно ст. 173 этого Кодекса.

Порядок и технология совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и др.), категорий лиц, перемещающих товары.

От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, должны быть обоснованы; таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и представление которых предусмотрено таможенным законодательством ТС. Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, применяются одинаково независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров.

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации (ДТ) и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру.

Товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля.

Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Как правило, таможенные операции совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. Однако по мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя отдельные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов.

Таможенные операции совершаются на русском языке, за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами государств — членов ТС и международными договорами государств — членов ТС с иностранными государствами в целях упрощения и ускорения выпуска товаров могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей (ст. 176 ТК ТС).

В российской практике деятельности таможенных органов для облегчения и ускорения таможенных операций, связанных с помещением товара под определенную таможенную процедуру, предусмотрены и совершаются предварительные операции. Они осуществляются до помещения товара под определенную таможенную процедуру и являются подготовительным этапом к данным операциям; обеспечивают защиту таможенной границы от перемещения товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации. На этом этапе осуществляется идентификация товаров для таможенных целей.

К предварительным операциям относятся:

  • — регистрация лица в качестве хозяйствующего субъекта на осуществление предпринимательской деятельности;
  • — получение участниками ВЭД, предпринимателями в области таможенного дела лицензий, иных разрешений на осуществление экспортно-импортных операций; включение в Реестр таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, таможенных складов и т.п.;
  • — оформление товаротранспортных документов, ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-карантинных сертификатов, необходимых для таможенных целей; получение паспорта сделки, документов, подтверждающих уплату таможенных платежей;
  • — заключение контракта, договора поставки, перевозки, декларирования;
  • — взятие проб, образцов товаров в целях их идентификации;
  • — представление временных и кратких деклараций;
  • — представление гарантий третьих лиц об уплате таможенных платежей;
  • — уведомление таможенного органа о пересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары за пределы таможенной границы.

Заинтересованные лица или их представители вправе присутствовать при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, а в отдельных случаях для оказания содействия в совершении таможенных процедур таможенные органы вправе потребовать обязательного их присутствия.

При помещении под таможенную процедуру осуществляются следующие таможенные операции:

  • • прием, регистрация и учет таможенных деклараций;
  • • контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС и страны происхождения товара;
  • • контроль за соблюдением мер нетарифного регулирования;
  • • декларирование метода определения таможенной стоимости товаров;
  • • исчисление и уплата таможенных платежей.

Окончательный этап помещения товара под таможенную процедуру

предполагает досмотр и выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Решение о выпуске товаров принимается только начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОТК/ТП); проставляется штамп «Выпуск разрешен» на таможенной декларации.

В бухгалтерскомучете торговых организаций, ведущихвнешнеторговую деятельность, естьнекоторые отличия:

1. бухгалтерскийучет необходимо вести в 2х единицах, виностранной валюте и в рублях по курсуБанка России на дату совершения операции,с обязательным пересчетом операций покурсу Банка России на дату составлениябухгалтерской отчетности;

2. учет отгруженныхна экспорт товаров необходимо вести потоварным партиям в соответствии спаспортом сделки, так как таможенный ивалютный контроль за поступлениемэкспортной выручки основан на партионномпрохождении товаров через таможеннуюграницу РФ;

3.при отгрузкетоваров с последующей перевалкой ихранением в целях внутреннего контроляза своевременным использованиемконтрактных обязательств следует вестианалитический учет отгруженных экспортныхтоваров по местам их конкретногонахождения в пути от российскогопоставщика к иностранному покупателю.

Отчетность в таможенном деле.

1. Проверка системыучета товаров и отчетности как форматаможенного контроля проводится вотношении лиц, осуществляющих деятельностьв сфере таможенного дела, уполномоченныхэкономических операторов, а также вотношении товаров, помещенных подтаможенные процедуры переработки натаможенной территории, переработки внетаможенной территории, переработки длявнутреннего потребления, временноговвоза (допуска), свободной таможеннойзоны, свободного склада и выпуска длявнутреннего потребления с предоставлениемльгот по уплате таможенных пошлин,налогов, сопряженных с ограничениямипо пользованию и (или) распоряжениюэтими товарами.

2. Проверка системыучета товаров за один и тот же периодосуществляется один раз. Результатыпроверки фиксируются актом.

3. Проверка системыучета товаров осуществляется путемсверки сведений, содержащихся впредставляемой таможенным органамотчетности, со сведениями, имеющимисяв распоряжении таможенного органа, атакже путем сопоставления этих сведенийс данными, отраженными на счетахбухгалтерского учета и отчетности исодержащимися в первичных документах,представленных таможенному органу помотивированному запросу.

4. Лица, осуществляющиедеятельность в сфере таможенного дела,пользующиеся специальными упрощениями,а также пользующиеся и (или) владеющиеиностранными товарами, помещенными подтаможенные процедуры таможенногосклада, магазина беспошлинной торговли,переработки на таможенной территории,переработки вне таможенной территории,переработки для внутреннего потребления,временного ввоза (допуска), свободнойтаможенной зоны, свободного склада иливыпуска для внутреннего потребления спредоставлением льгот по уплатетаможенных пошлин, налогов, сопряженныхс ограничениями по пользованию и (или)распоряжению этими товарами, или сограничениями по пользованию и (или)распоряжению, связанными с представлениемдокументов, указанных в подпункте 1пункта 1 статьи 195 Таможенного кодексаТаможенного союза, после выпуска товаров,или хранящие иностранные товары, обязаныпредставлять отчетность о хранящихся,перевозимых, реализуемых, перерабатываемыхи (или) используемых товарах и о совершенныхтаможенных операциях.

5. Отчетность,указанная в части 4 настоящейстатьи, может представляться в таможенныйорган в электронном виде при наличииэлектронной цифровой подписи либо вэлектронном виде без электроннойцифровой подписи с обязательнымпредоставлением информации на бумажномносителе, заверенной подписью руководителяорганизации, главного бухгалтера либолица, ими уполномоченного, и печатью.Формы отчетности, предусмотреннойнастоящей статьей, определяютсяфедеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным в сфере таможенногодела.

6. Таможенныйпредставитель обязан ежеквартально до10-го числа месяца, следующего за отчетным,представлять в таможенный органотчетность нарастающим итогом о товарах,в отношении которых совершены таможенныеоперации. В этой отчетности в отношениикаждой из операций должны быть указаны:

1) наименованиетаможенного органа, совершившеготаможенную операцию;

2) номер таможеннойдекларации;

3) заявленнаятаможенная процедура;

4) наименованиеотправителя (получателя), идентификационныйномер налогоплательщика;

5) номер и датадоговора представляемого лица стаможенным представителем;

6) лицо, уплатившеетаможенные платежи и налоги;

7) сумма уплаченныхтаможенных платежей и налогов;

8) наименованиетовара с указанием кода по Товарнойноменклатуре внешнеэкономическойдеятельности;

9) таможеннаястоимость товара;

10) вес нетто товара;

11) дата и номер актао выполненных работах и об оказанныхуслугах;

12) фамилия, имя,отчество (при его наличии) лица,заполнившего таможенную декларацию,серия и номер документа, удостоверяющегоего личность (паспорта).

Определение понятия «таможенный контроль” приведено в 1 главе ТК ЕАЭС в достаточно обобщенной форме и абсолютно не дает представление о том, каким образом данное словосочетание относится к импортируемым и экспортируемым товарам, какие ограничения накладывает на участников ВЭД и так далее. Давайте изучим данный термин подробнее.
Фактически в зону внимания таможенных органов попадает все, что так или иначе связано с перемещение товаров через границу — от непосредственно самих грузов, до транспортных средств доставки или помещений, в которых хранится неоформленный груз. Цель всех проводимых сотрудниками таможни проверок — удостовериться, что импорт или экспорт товаров проходит без нарушения действующего законодательства. Диапазон используемых для этого инструментов достаточно широк и применяется не только в отношении товаров, но и других объектов контроля.
Объекты и сроки таможенного контроля
Конечно, главным объектом, на котором сосредоточено максимум внимания со стороны таможни, является сам груз. После того, как импортируемый товар пересекает границу РФ, считается, что он уже находится под таможенным контролем. Данный режим сохраняется до тех пор, пока груз не будет выпущен в свободное обращение (ИМ40), вывезен обратно с территории страны, не будет признан уничтоженным и так далее. Подробнее об условиях завершения действия таможенного контроля можно узнать в ст.14 ТК ЕАЭС. Например, сложные многокомпонентные изделия, ввозимые в разобранном виде отдельными партиями, выходят из-под таможенного контроля после оформления последней составной части и внесения окончательных корректировок в таможенную декларацию.
Для экспорта наблюдение за грузом начинается с момента регистрации декларации на товары и длится до его фактического вывоза из РФ. Пересечение границы подтверждается отметками в CMR.
Важно помнить — до тех пор, пока товар находится под таможенным контролем, любые операции с ним владелец груза или уполномоченное лицо (например, таможенный представитель) может совершать только с разрешения таможни. Смена транспортного средства, перегрузка и переупаковка без предварительного согласования с инспектором может повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до возбуждения дела об административном правонарушении.
Вторым важнейшим для таможни объектом контроля являются данные, указанные в декларации и документы, сопровождающие оформление товара. Сюда можно отнести бумаги, касающиеся перевозки груза, сертификаты и декларации соответствия, инвойсы, контракты и прочие документы, подтверждающие стоимость товара, данные, указанные в маркировке ЕАС и так далее.
Отметим, что даже после выпуска груза и завершения всех процедур, в течение 3-х лет ФТС может проводить так называемый посттаможенный контроль, например для подтверждения правомерности примененного преференциального режима, или для проверки соблюдения условий использования груза в случае временного ввоза. А указанные выше документы необходимо хранить не менее 5 лет с момента растаможки (ст.320 ТК ЕАЭС).
Кроме того, таможня систематически проверяет деятельность таможенных брокеров, перевозчиков, владельцев СВХ и таможенных складов, а также непосредственно сами помещения и площади, на которых хранится нерастаможенный груз.
Где проходит таможенный контроль
За исключением случаев проверки движущихся по маршруту транспортных средств, а также выездных проверок в организации, все остальные мероприятия, связанные с таможенного контролем, проводятся в так называемых зонах таможенного контроля (ЗТК). Это площадки, действующие на постоянной или временной основе, организованные в соответствие со специальными требованиями (ст. 217 289-ФЗ от 03.08.2018). Они могут располагаться непосредственно на границе, на территории СВХ или в местах стоянки транспортных средств.
В случае необходимости, зона таможенного контроля на время может быть открыта с разрешения начальника таможенного поста по заявлению таможенного представителя или декларанта в необходимом для них месте, с соблюдением всех условий о ее обозначении, разграничении и так далее.
Формы, методы и причины проведения таможенного контроля
Чаще всего участники ВЭД сталкиваются с такими формами таможенного контроля, как проверка документов и досмотр. Но по каким причинам таможня назначает те или иные проверки при оформлении груза?
Начнем с простейшего — срабатывания генератора случайных чисел: программа, которая независимо от каких либо факторов из всей массы зарегистрированных в таможенной системе грузов выберет именно ваш и отправит его на досмотр.
Такая форма контроля, как анализ документов, сопровождающих поставку, сопоставление указанных в них данных с поданной к оформлению декларацией, проверка их подлинности и правильности оформления, проводится всегда. Первичный контроль осуществляется на электронном уровне, когда система ФТС анализирует загруженные в личный кабинет декларанта документы в формализованном виде.
На этом этапе возможно срабатывание так называемой системы управления рисками. Мы писали о ней в одной из наших предыдущих статей. Например, если вы перевозите товары, по коду ТН ВЭД попадающие в группу прикрытия (под видом которых часто пытаются провезти запрещенные к импорту изделия), система сигнализирует об этом сотрудникам таможни и назначит дополнительные проверки.
Особое внимание уделяется документам, подтверждающим страну происхождения товаров и таможенную стоимость, заявленную в ДТ, так как от указанных в них данных зависит итоговая сумма пошлин и налогов, подлежащих уплате. Таможня может отправить запрос в уполномоченные органы страны — производителя (чаще всего это торгово-промышленная палата) с просьбой подтвердить оригинальность сертификата происхождения, и ответа придется ждать несколько недель. В этом случае владельцу груза, претендующему на выпуск товара в преференциальном режиме, предложат растаможить груз под обеспечение. В дальнейшем, в случае достоверности всей представленной на таможню информации, внесенный залог можно будет вернуть.
При подтверждении таможенной стоимости инспектором изучается целый пакет документов, начиная от инвойсов и контрактов, заканчивая счетами за перевозку и лицензионные отчисления. Та же система управления рисками, анализируя страну происхождения, торговую марку и код товара, укажет сотрудникам таможни на слишком сильное отклонение в этом показателе. В этом случае импортеру потребуется подтвердить правильность выбранного метода определения таможенной стоимости, или факт того, что товар бывший в употреблении, и именно поэтому поставляется по заниженной цене.
Естественно, контроль не ограничивается только использованием программных средств. Например, попадающие в ЗТК грузовые автомобили в обязательном порядке проходят визуальный осмотр и взвешивание. Уже на этом этапе инспектор, сопоставляя показатели весового оборудования, снаряженную массу автомобиля из техпаспорта и вес груза, указанный в пакинге, может выявить значительные расхождения в представленной на таможню информации. Если отклонение нельзя будет оправдать погрешностью весов или наличием наледи на тенте — вас ждет досмотр и взвешивание всего груза.
Также достаточно часто фуры или контейнеры, прибывающие в порт и доставляемые далее по железной дороге или автотранспортом, проходят проверку на инспекционно-досмотровом комплексе (ИДК), который представляет собой большой сканер — рентген, полностью просвечивающий все содержимое грузовой единицы. Информация анализируется на программном уровне, а также непосредственно сотрудником таможни. Если полученные данные вызовут у инспектора подозрение в том, что в контейнере находятся не заявленные в декларации товары, а полученные со стороны брокера объяснения не окажутся убедительными — груз ждет полный или частичный досмотр.
Как мы видим, причин для назначения дополнительных проверок в рамках проведения таможенного контроля может быть множество. Для того, чтобы избежать излишнего внимания к вашему товару и провести растаможку без проволочек, мы рекомендуем оформлять грузы через опытных таможенный представителей. Специалисты нашей компании помогут вам грамотно подготовить документы и груз к отправке и подскажут, на какие моменты следует обратить особое внимание при импорте или экспорте того или иного товара.

Добавить комментарий