Ответственность грузоотправителя за перегруз

Заутренников Константин

Константин Заутренников

Юрист компании «Проспектаси»

специально для ГАРАНТ.РУ

В обозримом прошлом в законодательстве об административных правонарушениях существенно увеличилась ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного груза. При этом в качестве субъекта административной ответственности наравне с перевозчиком стал выступать и грузоотправитель. Однако на практике часто складывается ситуация, в которой грузоотправитель лишен возможности контролировать состояние груза в процессе перевозки после осуществления погрузки. В тоже время и перевозчик зачастую лишен возможности контролировать процесс погрузки груза в машину на складе грузоотправителя. Поэтому при привлечении одной из сторон договора к административной ответственности в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП между контрагентами зачастую возникают споры, относительно того, по чьей вине произошло нарушение, и кто должен нести имущественную ответственность. Рассмотрим вопросы возможности привлечения контрагента по договору к гражданско-правовой ответственности в виде обязанности возместить сумму административного штрафа, наложенного на сторону по вине контрагента в связи с неисполнением последним обязательных требований, предусмотренных законодательством в области безопасности дорожного движения.

Представим следующую ситуацию. Компания заключает договор с контрагентом. На этой стадии она решила подстраховаться и включила в договор пункт относительно того, что все административные штрафы, наложенные на компанию по вине контрагента и в связи с невыполнением/ненадлежащим выполнением им условий договора, компенсируются этим контрагентом. Насколько реальна компенсация штрафов в этой ситуации и каковы общие основания для удовлетворения таких требований согласно нормам Гражданского кодекса?

Напомним, что в соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Обязательства возникают, в том числе из договоров (п. 2 ст. 307 ГК РФ).

Пунктом 1 ст. 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 393 ГК РФ убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 393 ГК РФ возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

В свою очередь, п. 1 ст. 15 ГК РФ устанавливает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Следовательно, сторона договора, право которой нарушено, вправе потребовать от другой стороны (нарушителя) возмещения убытков, причиненных вследствие такого нарушения.

Стоит отметить, что право на возмещение убытков, причинных стороне по вине контрагента возникает вне зависимости от того, прописано ли такое условие в договоре. Однако для конкретизации оснований и условий, определяющих порядок возмещения убытков нарушителем потерпевшему контрагенту, сторонам лучше непосредственно указать данный пункт в договоре.

При этом вне зависимости от факта указания или не указания в договоре на обязанность виновной стороны возместить контрагенту убытки в связи с невыполнением/ненадлежащим выполнением договорных обязательств, лицо, требующее в судебном порядке возмещения понесенных убытков должно доказать следующую совокупность условий:

1

Размер понесенных убытков. Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

2

Противоправный характер действий ответчика

3

Причинно-следственную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.

Если вся совокупность вышеуказанных условий не соблюдена, то суд скорее всего откажет в удовлетворении иска о взыскании убытков (постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 августа 2015 г. по делу № А41-46959/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2015 г. № 03АП-4328/15 по делу № А74-4040/2015). Если же истец представить убедительные доказательства, подтверждающие размер понесенных им убытков, факт противоправного поведения ответчика и нарушение им договорных условий, а также причинно-следственную связь между понесенными убытками и виновными действиями, то иск с большой долей вероятности будет удовлетворен (постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2016 г. № Ф05-14672/16 по делу № А41-103886/2015, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 октября 2012 г. № Ф04-4349/12 по делу № А02-1289/2011).

Однако на практике возникает множество самых различных нюансов при определении как виновности контрагента в причинении убытков, так и в наличии причинно-следственной связи между его действиями и фактом возникновения убытков. Рассмотрим некоторые из них на примере взыскания убытков, вызванных наложением административных штрафов на основании ст. 12.21.1 КоАП РФ. Проблема возмещения административных штрафов, наложенных в связи с привлечением к ответственности по указанной статье является довольно актуальной, так как на практике субъектами ответственности по данной статье являются как грузоотправитель, так и перевозчик груза. Соответственно, споры между ними относительно того, кто должен нести бремя ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного груза не являются редкостью.

Статья 12.21.1 КоАП РФ «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» предусматривает административную ответственность за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. В частности, статья предусматривает административные штрафы за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов, допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось, предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза.

При этом ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусматривает специальную административную ответственность в отношении вышеперечисленных деяний для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществивших погрузку груза в транспортное средство.

Таким образом, в случае если при проверке транспортного средства будет установлен факт превышения допустимых габаритов, массы либо нагрузки на ось, к административной ответственности могут быть привлечены два лица – грузоотправитель и перевозчик. Субъекты административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ – это лицо, осуществляющее погрузку груза (грузоотправитель) и лицо, осуществляющее его перевозку (перевозчик) как правило являются двумя сторонами договора, в связи с чем между ними возникает спор относительного того, результатом чьих неправомерных действий/бездействий явились убытки (наложенный компетентными органами административный штраф).

Рассмотрим указанную ситуацию на примере из судебной практики.

Компания (Поставщик) и Общество (Покупатель) заключили договор поставки продукции. В последующем между ними было подписано дополнительное соглашение к договору поставки, в соответствии с котором стороны установили, что все документально подтвержденные расходы, в том числе оплата штрафных санкций, предъявленных в адрес Поставщика по административному правонарушению (ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ) превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства, подлежат возмещению Покупателем по выставлению счета.

В счет исполнения договора и дополнительного соглашения, Компания отгрузила Обществу продукцию на условиях самовывоза. На маршруте движения автомашина Покупателя была остановлена сотрудниками ГИБДД, было проведено контрольное взвешивание, о чем составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось. По результатам выявления административного правонарушения сотрудниками ГИБДД были составлены протокол и вынесено постановление о привлечении Компании как грузоотправителя к административной ответственности.

Компания оплатила штраф, воспользовавшись 50%-ой скидкой, и выставило в адрес Общества претензию о возмещении суммы административного штрафа. В обоснование претензии Компания сослалась на согласованное сторонами в дополнительном соглашении условие о возмещение административных штрафов по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Неудовлетворение претензии в добровольном порядке явилось основанием для обращения Компании в суд с иском о взыскании убытков.

В ходе судебного заседания Общество предъявило к Компании встречный иск о признании недействительным пункт дополнительного соглашения к договору о возмещении сумм административных штрафов по ч. 10. ст. 12.21.1 КоАП РФ. В обоснование требований Общество указало на ничтожность данного пункта в силу ст. 168-169 ГК РФ, так как по мнению Общества данный пункт противоречит основам российского правопорядка, ибо перекладывает административную ответственность на другое лицо, что не допускается действующим законодательством, при этом позволяя Компании беспрепятственно нарушать действующее законодательство, полагая, что ответственность в этом случае будет возложена на контрагента.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций удовлетворили требования Компании по первоначальному иску и отказали в удовлетворении встречного иска. При этом судебные инстанции указали следующее.

Согласно ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. В силу п. 1, п. 3, п. 5 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Ответчиком не представлено доказательств того, что договорное условие, предусматривающее возмещение контрагенту сумм штрафов было ему навязано, как и доказательств того, что другая сторона злоупотребила своим правом (ст. 10 ГК РФ) при заключении дополнительного соглашения.

На основании вышеизложенного, суды пришли к выводам о том, что указанное в дополнительном соглашении условие о возмещении наложенных на контрагента административных штрафов по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ не противоречит действующему законодательству и отвечает принципу свободы договора.

Установив, что Покупатель, несмотря на согласование условия о самовывозе не учитывал необходимую грузоподъемность транспортного средства, чем нарушил требования законодательства и условия договора, суды, с ссылками на ст. 309-310, ст. 393, ст. 15 ГК РФ, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25, удовлетворили первоначальные требования в полном объеме (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2016 г. по делу № А65-19461/16, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2017 г. по делу № А65-19461/16, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июля 2017 г. № Ф06-22228/2017 по делу № А65-19461/16).

При этом в судебной практике имеются и противоположенные прецеденты, когда именно перевозчик, привлеченный к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ заявляет в суд иск о взыскании с грузоотправителя суммы выплаченного им штрафа. Обращаясь в суд с требованиями о взыскании убытков, причиненных наложением административного штрафа, перевозчики указывают на то, что обязанность контроля допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства возложена на лицо, осуществляющее погрузку груза, которым в данном случае выступает грузоотправитель (ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ч. 15 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»).

Судебная практика по данным категориям дел различна.

В одних случаях суды отказывают перевозчику в иске, указывая на то обстоятельство, что истец, как профессиональный участник дорожного движения, осуществляющий деятельность по перевозке грузов, должен проявить необходимую предусмотрительность и проконтролировать правильность погрузки груза в транспортное средство, в том числе с учетом допустимой нагрузки на оси, и надлежащее крепление груза с целью недопущения его смешения в процессе перевозки, а при наличии нарушений указать на них грузополучателю. Суды также обращают внимание на то, что груз принят перевозчиком без замечаний, фактический вес соответствовал заявленному весу в товаросопроводительных документах, а перевозчик мог отказаться от договора ввиду уклонения заказчика от предъявления груза для проверки (постановление АС Северо-Западного округа от 5 мая 2015 г. по делу № А56-21914/2014).

В тоже время при рассмотрении других дел, суды исходят из того, что наличие у перевозчика определенных прав в отношении действий грузоотправителя, предоставленных ч. 11 ст. 11 Устава, не означает, что в отсутствие их реализации поведение грузоотправителя, осуществившего загрузку транспортного средства с превышением допустимых показателей, становится правомерным, а сами эти действия не могут влечь негативных последствий для грузоотправителя в виде ответственности за нарушение условий обязательства, определяемых на основании закона, иных правовых актов и договора.

При этом суды ссылаются на п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств». При предсказуемости негативных последствий противоправного поведения должника в виде возникновения у кредитора убытков, которые нарушитель обязательства как профессиональный участник оборота мог и должен был предвидеть, причинная связь не подлежит доказыванию лицом, потерпевшим от нарушения, а презюмируется. Не подлежит им точному доказыванию и размер убытков, причиненных нарушением.

Указанные выше выводы могут явиться основанием как для удовлетворения требований перевозчика в полном объеме (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2018 г. № 09АП-56106/2018-ГК по делу № А40-141116/18), так и в случае установлении обоюдной вины как грузоотправителя, так и перевозчика, к удовлетворению заявленных требований в соответствующей части (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 августа 2017 г. № Ф04-2843/16, решение Арбитражного суда Омской области от 19 декабря 2017 г. по делу № А46-16772/16).

Таким образом, практика разрешения споров грузоотправителей и перевозчиков по поводу возмещения убытков, вызванных наложением административных штрафов по ст. 12.21.1 КоАП РФ на сегодняшний день различна и зачастую зависит от оценки судами доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений. Представляется, что включение сторонами в договор пункта относительно условий и порядка возмещения друг другу административных штрафов, наложенных компетентными органами в связи с исполнением ими вытекающих договора обязательств, добавит ясности при возникновении спорных ситуаций. Однако даже наличие в договоре пункта о том, что сторона обязуется компенсировать другой стороне убытки в связи со штрафом на основании ст. 12.21.1 КоАП РФ не исключает возможного судебного спора и обязанности потерпевшей стороны доказывать вину контрагента, размер убытков и причинно-следственную связь между действиями/бездействиями контрагента и возникновением убытков.

***

В заключении стоит отметить, что проблема компенсации сумм административных штрафов, наложенных на сторону договора в результате действий (бездействия) контрагента может быть решена и принципиально иным способом.

Так, согласно п. 1 ст. 406.1 ГК РФ стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной (потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований третьими лицами или органами государственной власти к стороне или к третьему лицу, указанному в соглашении, и т. п.). Соглашением сторон должен быть определен размер возмещения таких потерь или порядок его определения.

Исходя из п. 1 ст. 406.1 ГК РФ под упомянутой в статье «компенсацией» понимается возмещение контрагентом любых имущественных потерь, вызванных наступлением определенных событий (например, применение к другой стороне по договору мер административной ответственности в виде административного штрафа). Следовательно, наличие в действии/бездействии контрагента вины или нарушении им своих обязательств по договору не имеют правового значения для решения вопроса о взыскании компенсации в порядке ст. 406.1 ГК РФ.

Однако необходимо иметь в виду, что для удовлетворения требований истца о возмещении имущественных потерь на основании ст. 406.1 ГК РФ указанное условие должно быть сформулировано в договоре явно и недвусмысленно. Исходя из позиции судов, в случае неясности того, что устанавливает соглашение сторон – возмещение потерь или условия ответственности за неисполнение обязательства, положения ст. 406.1 ГК РФ не подлежат применению (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств»).

Перегруз транспортного средства — это превышение допустимой величины общей массы транспортного средства и (или) превышение допустимой нагрузки на ось (группу осей).

Перегруз по общей массе

Общая масса транспортного средства — это масса автомобиля вместе с массой груза.
Допустимая масса транспортного средства — это максимально допустимая по законодательству величина общей массы автомобиля.
Общая масса чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.

Допустимая масса зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества уставленных на нем осей.

По своему составу грузовые автомобили подразделяются на 2 вида:
1) одиночные автомобили;
2) автопоезда (седельные и прицепные).

Одиночный грузовой автомобиль — это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.
Автопоезд — это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.
Автопоезд седельный — в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп.
Автопоезд прицепной — в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы).

Значения допустимой массы транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и представлены в таблице ниже:

Таблица значений допустимой массы для грузовых автомобилей

Изображение
грузового автомобиля
Допустимая масса Название категории
грузового автомобиля*
Одиночные грузовые автомобили
одиночный двухосный автомобиль 18 т одиночный 2-осный автомобиль
одиночный трехосный автомобиль 25 т одиночный 3-осный автомобиль
одиночный четырехосный автомобиль 32 т одиночный 4-осный автомобиль
одиночный четырехосный автомобиль 32 т одиночный 4-осный автомобиль
одиночный пятиосный автомобиль 38 т одиночный 5-осный автомобиль
Автопоезда седельные
автопоезд седельный трехосный (2+1) 28 т автопоезд седельный 3-осный (2+1)
автопоезд седельный четырехосный (2+2) 36 т автопоезд седельный 4-осный (2+2)
автопоезд седельный четырехосный (3+1) 36 т автопоезд седельный 4-осный (3+1)
автопоезд седельный пятиосный (2+3) 40 т автопоезд седельный 5-осный (2+3)
автопоезд седельный пятиосный (5+2) 40 т автопоезд седельный 5-осный (3+2)
автопоезд седельный шестиосный (3+3) 44 т автопоезд седельный 6-осный (3+3)
Автопоезда прицепные
автопоезд прицепной трехосный (2+1) 28 т автопоезд прицепной 3-осный (2+1)
автопоезд прицепной четырехосный (2+2) 36 т автопоезд прицепной 4-осный (2+2)
автопоезд прицепной четырехосный (3+1) 36 т автопоезд прицепной 4-осный (3+1)
автопоезд прицепной пятиосный (2+3) 40 т автопоезд прицепной 5-осный (2+3)
автопоезд прицепной пятиосный (3+2) 40 т автопоезд прицепной 5-осный (3+2)
автопоезд прицепной пятиосный (4+1) 40 т автопоезд прицепной 5-осный (4+1)
(не указан в классификаторе)
автопоезд прицепной шестиосный (3+3) 44 т автопоезд прицепной 6-осный (3+3)
автопоезд прицепной шестиосный (4+2) 44 т автопоезд прицепной 6-осный (4+2)
автопоезд прицепной семиосный (4+3) 44 т автопоезд 7-осный и более

(*) Согласно Приказа Министерства транспорта РФ от 29.03.2018 г. №119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».

Если общая масса транспортного средства превышает допустимую массу более чем на 2%, по законодательству РФ возникает перегруз.

Перегруз по осям

Другой не менее важный контрольный показатель — это нагрузка на ось автомобиля.

Нагрузка на ось (осевая нагрузка) — это нагрузка, передаваемая на опорную (дорожную) поверхность колесами одной оси автомобиля.

Грузовые автомобили (как одиночные, так и автопоезда) могут иметь одиночные оси и сближенные оси (сдвоенные, строенные и др.).
Одиночные оси автомобиля расположены друг от друга на расстоянии не менее 2,5 м.
Сближенные оси находятся на более близком расстоянии и могут объединяться по 2, 3, 4 или даже более осей, образуя так называемую «тележку».

При определении нормативного значения нагрузки на ось необходимо также учитывать вид автомобильных колес.

односкатные колеса

Односкатные колеса — колеса, у которых на один диск устанавливается только одна шина.

двускатные колеса

Двускатные колеса — колеса, у которых на один диск одновременно устанавливается 2 шины. Диск, соответственно, имеет другие размеры по сравнению с диском для односкатных колес. Двускатные колеса устанавливаются, как правило, на задние оси грузовых автомобилей и седельный тягачей, а также на полуприцепы.

Таблица значений допустимой нагрузки на ось для грузовых автомобилей

Оси автомобиля (тележка) Расстояние между сближенными осями Допустимая нагрузка на ось (тележку) для автодорог с нормативной нагрузкой
6 т/ось 10 т/ось 11,5 т/ось
Для осей с односкатными колесами
одиночная ось односкатные колеса

одиночная ось

свыше 2,5 м 5,5 т/ось 9 т/ось 10,5 т/ось
сдвоенная ось односкатные колеса

2 сближенных оси

до 1 м включительно 8 т/тел 10 т/тел 11,5 т/тел
свыше 1 м до 1,3 м включительно 9 т/тел 13 т/тел 14 т/тел
свыше 1,3 м до 1,8 м включительно 10 т/тел 15 т/тел 17 т/тел
свыше 1,8 м до 2,5 м включительно 11 т/тел 17 т/тел 18 т/тел
строенная ось односкатные колеса

3 сближенных оси

до 1 м включительно 11 т/тел 15 т/тел 17 т/тел
свыше 1 м до 1,3 м включительно 12 т/тел 18 т/тел 20 т/тел
свыше 1,3 м до 1,8 м включительно 13,5 т/тел 21 т/тел 23,5 т/тел
свыше 1,8 м до 2,5 м включительно 15 т/тел 22 т/тел 25 т/тел
4 оси односкатные колеса

4 и более сближенных осей
(максимум 2 колеса на одной оси)

до 1 м включительно 3,5 т/ось 5 т/ось 5,5 т/ось
свыше 1 м до 1,3 м включительно 4 т/ось 6 т/ось 6,5 т/ось
свыше 1,3 м до 1,8 м включительно 4,5 т/ось 6,5 т/ось 7,5 т/ось
свыше 1,8 м до 2,5 м включительно 5 т/ось 7 т/ось 8,5 т/ось
2 оси по 4 односкатных колеса

2 и более сближенных осей
(4 и более колес на одной оси)

до 1 м включительно 6 т/ось 9,5 т/ось 11 т/ось
свыше 1 м до 1,3 м включительно 6,5 т/ось 10,5 т/ось 12 т/ось
свыше 1,3 м до 1,8 м включительно 7,5 т/ось 12 т/ось 14 т/ось
свыше 1,8 м до 2,5 м включительно 8,5 т/ось 13,5 т/ось 16 т/ось
Для осей с двускатными колесами*
одиночная ось двускатные колеса

одиночная ось

свыше 2,5 м 6 т/ось 10 т/ось 11,5 т/ось
сдвоенная ось двускатные колеса

2 сближенных оси

до 1 м включительно 9 т/тел 11 т/тел 12,5 т/тел
свыше 1 м до 1,3 м включительно 10 т/тел 14 т/тел 16 т/тел
свыше 1,3 м до 1,8 м включительно 11 т/тел 16 т/тел 18 т/тел
свыше 1,8 м до 2,5 м включительно 12 т/тел 18 т/тел 20 т/тел
строенная ось двускатные колеса

3 сближенных оси

до 1 м включительно 12 т/тел 16,5 т/тел 18 т/тел
свыше 1 м до 1,3 м включительно 13 т/тел 19,5 т/тел 21 т/тел
свыше 1,3 м до 1,8 м включительно 15 т/тел 22,5 т/тел** 24 т/тел
свыше 1,8 м до 2,5 м включительно 16 т/тел 23 т/тел 26 т/тел
4 оси двускатные колеса

4 и более сближенных осей
(максимум 2 колеса на одной оси)

до 1 м включительно 4 т/ось 5,5 т/ось 6 т/ось
свыше 1 м до 1,3 м включительно 4,5 т/ось 6,5 т/ось 7 т/ось
свыше 1,3 м до 1,8 м включительно 5 т/ось 7 т/ось 8 т/ось
свыше 1,8 м до 2,5 м включительно 5,5 т/ось 7,5 т/ось 9 т/ось
2 оси по 4 двускатных колеса

2 и более сближенных осей
(4 и более колес на одной оси)

до 1 м включительно 6 т/ось 9,5 т/ось 11 т/ось
свыше 1 м до 1,3 м включительно 6,5 т/ось 10,5 т/ось 12 т/ось
свыше 1,3 м до 1,8 м включительно 7,5 т/ось 12 т/ось 14 т/ось
свыше 1,8 м до 2,5 м включительно 8,5 т/ось 13,5 т/ось 16 т/ось

(*) Группы сближенных осей, имеющие в своем составе оси с односкатными и двускатными колесами, рассматриваются как группы сближенных осей с односкатными колесами.
(**) В том числе для транспортных средств, имеющих оси и группы сближенных осей с односкатными колесами, оборудованных пневматической или эквивалентной ей подвеской.

Если фактическая нагрузка на ось (тележку) превышает допустимую нагрузку более чем на 2%, по законодательству РФ возникает перегруз.

Калькуляторы нагрузки по осям и массе автомобиля

Выберите вид автомобиля:

Перегруз 2-х осного самосвала по массе и по осям 2-х осный самосвал
Перегруз 3-х осного самосвала по массе и по осям 3-х осный самосвал
Перегруз 4-х осного самосвала по массе и по осям 4-х осный самосвал
Перегруз самосвального седельного автопоезда по массе и по осям самосвальный седельный автопоезд 2+3
Перегруз самосвального седельного автопоезда по массе и по осям самосвальный седельный автопоезд 3+3

Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.

Вопрос: Правомерно ли освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо?
Посмотреть ответ

Что такое «перегруз»

Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.

Каковы особенности ответственности грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом?

Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.

СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.

Как определить норму нагрузки

Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:

  • масса груженого автомобиля;
  • нагрузка на оси транспортного средства.

Лишний вес — повод для штрафа?

Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.

К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2020 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.

Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.

Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?

Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.

Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.

Чья ответственность за перегруз

Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:

  • водителя транспортного средства;
  • должностных лиц, отвечающих за перевозку;
  • компанию-перевозчика.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.

А если авто арендованное?

Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.

Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.

Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.

Выявлен перегруз, как дальше ехать?

При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:

  • перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
  • перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
  • предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).

Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.

После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Как платится штраф

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.

Превышение допустимой нормы веса перевозимого груза влечет за собой наказание, в первую очередь – для грузоотправителя. Он должен будет не только заплатить штраф, но и возместить убытки перевозчику.

Что такое перегруз автомобиля

При определении допустимой массы груза используются два норматива:

  • Предельная масса автомобиля вместе с грузом.
  • Нагрузка на ось автомобиля.

Превышение любого из них или обоих сразу будет считаться перегрузом.

Ответственность за перегруз грузового автомобиля грузоотправителя согласно КоАП РФ

В 2018 году действуют те же нормы, что и ранее. За перегруз автомобиля наказываются все участники: грузоотправитель, перевозчик и водитель. Данный норматив устанавливается статьей 12.21.1 КоАП РФ. Согласно ей, ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля будет выражаться в следующих мерах наказания (п. 10 ст. 12.21.1):

  • Денежный штраф от 80 000 до 100 000 рублей на индивидуального предпринимателя.
  • Денежный штраф от 250 000 до 400 000 рублей на юридическое лицо.

Отдельно в п.п. 8, 9 ст 12.21.1 КоАП устанавливается ответственность за недостоверные сведения о массе груза или их отсутствие в сопроводительных документах, повлекшие нарушение правил движения. За это нарушение на грузоотправителя дополнительно накладывается штраф в размере:

  • 1500 – 5000 рублей на граждан;
  • 15 000 – 35 000 рублей на должностных лиц;
  • 200 000 – 400 000 рублей на индивидуальных предпринимателей и предприятия.

Факт уплаты штрафа не освобождает грузоотправителя от ответственности перед компанией-перевозчиком.

Ответственность отправителя перед перевозчиком

Согласно статье 35 Устава автомобильного транспорта, который был утвержден законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 года, грузоотправитель в случае искажения данных о весе груза должен заплатить перевозчику 20% от платы, которая установлена за перевозку груза согласно договору.

Помимо этого, в договоре перевозки можно предусмотреть дополнительные неустойки в случае перегруза автомобиля по вине грузоотправителя. Это следует из статьи 784 ГК РФ, согласно которой условия перевозки устанавливаются договором, а при нарушении договорных обязательств стороны будут нести ответственность по следующим нормативным актам и документам, если их положения отличны от договорных:

  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Транспортные уставы, кодексы и прочие законодательные акты.

Ответственность за перегруз грузового автомобиля (2018) грузоотправителя выражается в штрафных санкциях, которые накладываются согласно КоАП РФ, а также в различных неустойках, которые грузоотправитель платит в пользу перевозчика в случае превышения груза и сокрытия сведений об этом.

Добавить комментарий