Отсрочка таможенных платежей

Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, а также вывозимых с этой территории, установлены Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС) и, как правило, связаны с помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления либо экспорта или нарушением условий или ограничений таможенной процедуры, под которую помещен товар.
В то же время ст. 83 ТК ТС установлена возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, которое может производиться в форме отсрочки или рассрочки с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком отсроченной (рассроченной) суммы соответственно.

Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин, принятым Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств государств – членов Таможенного союза от 21.05.2010 (далее – Соглашение).
Остановимся подробнее на вопросах, связанных с изменением сроков уплаты таможенных пошлин.
В первую очередь необходимо отметить, что в отличие от Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ), в соответствии с которым отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных пошлин предоставлялась на срок, не превышающий двух месяцев, в соответствии с Соглашением такая отсрочка может быть предоставлена на шесть месяцев.
Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются в отношении товаров, которые будут помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Отсрочка и рассрочка могут предоставляться в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.
Соглашением определены основания, при наличии которых плательщику предоставляется отсрочка либо рассрочка уплаты таможенных пошлин. Некоторые из них имели место в ТК РБ, такие как:
– причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
– задержка плательщику финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
– ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче;
– осуществление поставок в рамках международных договоров.
В отношении отдельных категорий товаров условия изменения срока уплаты таможенных пошлин ужесточены. Так, в соответствии с ТК РБ для получения отсрочки было достаточно, чтобы товары, перемещаемые через таможенную границу, являлись посадочным или посевным материалом, средствами защиты растений, сельскохозяйственной техникой, товарами для кормления животных, сырьем либо материалами, комплектующими изделиями, технологическим оборудованием и запасными частями к нему, ввозимыми для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. В соответствии же с новыми правилами при ввозе сельскохозяйственной техники отсрочка (рассрочка) уплаты таможенной пошлины может быть предоставлена только в отношении товаров, классифицируемых в позициях 8424 81, 8433 51, 8433 59 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, и при условии их ввоза организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки этих товаров для указанных организаций. В отношении ввозимых посадочного или посевного материала, средств защиты растений, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц, отсрочка уплаты таможенной пошлины также может быть предоставлена лишь при их ввозе в адрес вышеназванных организаций.
Сохранилась и возможность получения отсрочки (рассрочки) уплаты таможенной пошлины при ввозе товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке. Для целей Соглашения под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков.
Отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины могут быть предоставлены и при ввозе товаров, включенных в утверждаемый Евразийской экономической комиссией перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним.
Евразийской экономической комиссией, помимо вышеуказанных, могут быть определены иные основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин либо приостановлено действие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки.
Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном главой 12 ТК ТС. При этом уплата таможенных пошлин может обеспечиваться по выбору плательщика одним из следующих способов:
– денежными средствами;
– банковской гарантией;
– поручительством;
– залогом имущества.
Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин определяется исходя из суммы таможенных пошлин, подлежащей уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин в государстве – члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров.
Для получения отсрочки либо рассрочки уплаты таможенной пошлины в таможенный орган, которому подается таможенная декларация, плательщик представляет письменное заявление с указанием в нем следующих сведений:
1) сведения о плательщике;
2) наименование товаров;
3) реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);
4) основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
5) сумма таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
6) срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
7) график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка.
Кроме того, в заявлении отражается информация об отсутствии обстоятельств, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются, как то:
– задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов;
– возбуждение в отношении плательщика процедуры банкротства;
– возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства.
Подача заявления должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих наличие одного из вышеуказанных оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин.
В срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подачи заявления, таможенным органом принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин либо об отказе в ее предоставлении. Такое решение доводится в письменной форме до лица, обратившегося с заявлением. В решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки указываются причины такого отказа.
Решение таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки таможенных пошлин является документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, если таможенное декларирование товаров, в отношении которых принято такое решение, произведено в течение трех месяцев со дня его принятия.
За отсрочку и рассрочку уплаты таможенных пошлин взимаются проценты. Сумма денежных средств (сумма процентов), подлежащая уплате помимо суммы таможенной пошлины, определяется исходя из суммы таможенной пошлины, срок уплаты которой был изменен, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин. Проценты должны быть уплачены не позднее дня, следующего за днем прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин.
Таким образом, с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин предоставляются субъектам хозяйствования на условиях и в порядке, определенных Соглашением.
Напомним также, что со дня введения в действие ТК ТС ввозные таможенные пошлины подлежат уплате исключительно в национальной валюте.
Что же касается оснований, условий и порядка изменения сроков уплаты налогов, взимаемых таможенными органами (налога на добавленную стоимость и акцизов), то они в настоящее время, как и прежде, определяются законодательством государства – члена Таможенного союза, в бюджет которого эти налоги подлежат уплате.

Добавить комментарий