Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля

Анна Джигкаева методолог службы внутреннего аудита ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ», координатор регионального центра Института внутренних аудиторов в Нижнем Новгороде, г. Нижний Новгород
член Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов»

Цель данной статьи – показать возможность совершенствования методики проведения аудита системы внутреннего контроля бизнес-процесса компании путем разработки технологии аудита и предоставления практических рекомендаций по проведению внутренней аудиторской проверки.

Результаты данной работы могут быть полезны широкому кругу лиц: от внутренних аудиторов – для использования ее в качестве пособия – до руководителей компаний, заинтересованных в проведении оценки системы внутреннего контроля бизнес-процессов.

Современные тенденции в деятельности компании связаны с повышением роли и значимости внутреннего контроля для достижения целей компании. Руководители крупных компаний начинают понимать, что успех в бизнесе возможен только при наличии четко выстроенной и эффективной системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит ставит перед собой цель – оценить эффективность системы внутреннего контроля компании, но следует отметить, что реализация данной цели является очень трудоемким и ресурсозатратным процессом. Поэтому часто аудиторы оценивают СВК отдельных бизнес-процессов либо компаний.

Оценка СВК осуществляется в соответствии с моделью COSO IC . При проведении аудита системы внутреннего контроля осуществляется комплексная оценка всех элементов, составляющих данную систему:

  1. компонентов СВК (контрольная среда, оценка рисков, контрольные процедуры, информация и коммуникация, мониторинг);
  2. целей, достижение которых контролируется (операционные цели, цели в сфере подготовки отчетности, цели в области соблюдения законодательства);
  3. четырех организационных уровней (уровень функции (бизнес-процесса), уровень операционной единицы (подразделения), уровень дивизиона (направления бизнеса), уровень организации (группы)).

В соответствии с моделью, обновленной в 2013 г., выделются 17 принципов, которые помогают наиболее полно охватить всю систему внутреннего контроля (см. рис. 1).

Рис. 1. Краткие формулировки принципов системы внутреннего контроля

Таким образом, при аудите СВК бизнес-процесса оценивается эффективность всей СВК в целом и каждого элемента СВК в частности.

Что касается методики проведения аудита СВК, то в настоящее время не существует единой методики проведения данного вида аудита. Это неудивительно, так как внутренний аудит, в первую очередь, направлен на совершенствование деятельности компании. То есть компания имеет возможность создать собственную методику аудита, которая будет наиболее полно соответствовать специфике деятельности компании.

С другой стороны, не стоит полагать, что не существует некой базы, на которой строятся методики компаний. В теории и на практике встречаются некоторые общие подходы к аудиту СВК. Например:

  • Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита определяют общие принципы проведения аудиторской проверки ;
  • Международные стандарты аудита1 и стандарт PCAOB2 (в частности, аудиторский стандарт № 5 «Проведение аудита внутреннего контроля над финансовой отчетностью, интегрированный в общий аудит финансовой отчетности») ;
  • Методика проведения внутренней аудиторской проверки, описанная в статье И.А. Красновой «Методика проведения внутренней аудиторской проверки эффективности системы внутреннего контроля бизнес-процессов» ;
  • Альтернативная методика аудита СВК, наиболее часто применяемая в банковском секторе, представленная в статье Н.М. Заварихина, Ю.В. Потехиной «Методология и методика внутреннего аудита в коммерческих банках» и мн. др.

Проанализировав существующие методики проведения аудита, а также международные стандарты аудита, предлагаем выделить следующие основные этапы проведения аудита системы внутреннего контроля (рис. 2).

Рис.2. Схема проведения аудита системы внутреннего контроля бизнес-процесса.

Рассмотрим основные элементы методики проведения аудита СВК.

1.Планирование проверки

Планирование проверки является одним из основных этапов. Процесс планирования проверки включает в себя анализ информации, формирование задания на аудит (определение целей процесса, присущих рисков, целей проверки, объема работ, плана-графика проверки), направление уведомления, проведение совещания с владельцем процесса.

При проведении планирования следует обратить внимание на следующие моменты.

  • Проведение интервью с потребителями бизнес-процесса позволит больше узнать о рисках процесса.
  • Идентификация целей бизнес-процесса поможет использование KPI/КПЭ (при их наличии в компании), положений о структурных подразделениях, целевых показателей из информации к оперативным совещаниям.
  • Для формирования присущих рисков можно использовать карты рисков, предыдущие отчеты внутренних аудиторов. Чтобы определить присущие риски, необходимо ответить на вопросы:
    • Что может помешать процессу достичь цели?
    • Какие факторы влияют на эффективность процесса?
    • Где возможно в процессе неэффективное использование ресурсов?
    • Какие факторы или события могут привести к ухудшению или замедлению процесса.
  • Чтобы аудируемые лица могли оптимально спланировать время, уведомление о проверке корректно направлять не менее чем за 10 рабочих дней до выхода на объект. Следует указать в уведомлении название проверки, дать краткий обзор рамок проверки и целей, указать продолжительность, контакты руководителя проверки и членов аудиторской команды, что позволит владельцу процесса назначить ответственных лиц, знающих процесс, эффективнее спланировать время.
  • Не следует пренебрегать проведением встречи «Открытие проекта» с владельцем процесса. Данная встреча имеет принципиальное значение для утверждения рамок и целей проверки, подтверждения позитивных, длительных отношений между аудиторами и заказчиками.
  • Планирование проверки должно занимать 20–30 % времени самой проверки. Чем качественнее планирование, тем эффективнее будет результат. Как сказал Авраам Линкольн, Президент США: «Если бы у меня было 8 часов на то, чтобы срубить дерево, 6 часов я бы потратил на затачивание топора».

2.Выполнение проверки

Под выполнением проверки подразумевается описание бизнес-процесса, анализ целей процесса, определение рисков и контрольных процедур, оценка дизайна и тестирование операционной эффективности контрольных процедур.

Основные практические рекомендации по выполнению проверки заключаются в следующем.

  • Проведение анализа целей аудируемого процесса даст представление о существенных недостатках СВК процесса. Анализ целей можно провести на соответствие формулировок критериям SMART, определить соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, соотношение целей аудируемого подразделения и корпоративного центра.
  • Одним из эффективных способов подтверждения дизайна контрольных процедур является метод прослеживаемых операций / walk throught. Для этого нужно выбрать конкретные операции или документы и проследить их путь от начала до конца процесса.
  • Дизайн контрольной процедуры – это совокупность элементов, составляющих контрольную процедуру: покрытие риска контролем, место выполнения контроля, исполнитель контроля, информация и ресурсы, условия выполнения, объем контроля, метод контроля, свидетельства контроля, регламент контроля.

Для оценки дизайна контроля необходимо установить связь между бизнес-целями и рисками, рисками и контрольными процедурами, отвечающими на соответствующий риск. Дизайн контрольной процедуры не эффективен, если контроль отсутствует, контроль не закрывает риск полностью (остаточный риск выше допустимого), присутствует конфликт разграничения полномочий.

Наличие контрольных процедур, для которых отсутствуют конкретные риски, целесообразно анализировать дополнительно. Возможно, контрольная процедура избыточна. Соотношение один риск – одна контрольная процедура не обязательно оптимально: одна контрольная процедура может покрывать несколько рисков.

  • Тестирование операционной эффективности связано с ответами на вопросы:
    • Как применялась контрольная процедура?
    • Постоянство, с которым она применялась в течение периода проверки?
    • Кем (или посредством чего) она применялась?

    Для проведения тестирования необходимо определить тип тестирования (наблюдение, опрос, изучение, воспроизведение). Для получения более высокой степени уверенности рекомендуется проводить тестирование одной и той же процедуры, используя различные типы тестирования.
    Определение периода времени для выбора тестирования зависит:

    • от наличия предположений о наличии несоответствий;
    • тестирования данного контроля в предыдущих периодах/отчетах;
    • размера периода тестирования (квартал, год и т.д.);
    • частоты осуществления контрольных процедур (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и т.д.);
    • контрольной среды.

    Определение размера тестирования (выборки) зависит:

    • от размера генеральной совокупности;
    • числа отклонений, которые могут возникнуть;
    • оценки риска наличия неэффективного контроля.
  • При определении выборки важно проверить генеральную совокупность на однородность, полноту и корректность. Использование статистических методов формирования выборки позволит распространить полученные результаты на всю генеральную совокупность.
  • Поскольку результаты тестов являются одним из важнейших элементов формирования аудиторского отчета, все тесты необходимо документировать надлежащим образом. Рабочие бумаги должны содержать достаточные доказательства для обоснования наблюдений СВА и/или обоснования сильных сторон бизнес-процесса (в случае, если по результатам внутренней аудиторской проверки недостатки или возможности улучшения системы внутреннего контроля бизнес-процесса не выявлены). При этом в рабочих бумагах должна отражаться только та информация, которая необходима для обоснования.

Все ссылки должны быть проставлены правильно: документация должна позволять переходить по ссылкам от наблюдений к обосновывающим их рабочим бумагам и, если потребуется, к первичным документам.

3.Формирование отчета, завершение проверки

На данном этапе формируется вывод об эффективности системы внутреннего контроля. Для формирования вывода об эффективности СВК необходимо провести оценку каждого компонента модели COSO по всем целям.

Для оценки бизнес-процесса группы компаний требуется оценить бизнес-процесс в каждой компании и сделать общий вывод. Если же группа компаний поделена на дивизионы по продуктовому признаку, то достаточно оценить бизнес-процесс в одной компании дивизиона.

Основные практические рекомендации по написанию отчета:

  • Отчет по внутренней аудиторской проверке содержит две части: вводную и основную.
    Во вводной части «Аудиторского отчета» представляется общая информация о проверке, как то:
    • цель, объект и предметы проверки;
    • состав аудиторской группы, сроки проведения проверки.

    Описательная часть «Аудиторского отчета» является наиболее объемным и информативным блоком, содержащим все результаты аудита.

  • Обычно окончательная версия «Аудиторского отчета» представляется: заказчику аудита – лицу, инициировавшему данную проверку; владельцу аудируемого бизнес-процесса; другим заинтересованным пользователям на усмотрение руководителя СВА компании.
  • Не следует пренебрегать проведением совещания «Закрытие проекта» с владельцем процесса. Целью данной встречи является обсуждение сильных и слабых сторон системы внутреннего контроля, обсуждение выполненных или планируемых корректирующих мероприятий по результатам внутренней аудиторской проверки.

Внутренний аудит системы внутреннего контроля в настоящее время является предметом дискуссий между учеными и практиками в данной сфере. Практическая значимость данной статьи заключается в том, чтобы показать, что наличие методики проведения проверки позволяет облегчить процесс аудита системы внутреннего контроля и повысить его эффективность. Разработанная и описанная в данной статье методика не обязательно является догмой, которой должны следовать все компании. Каждая компания вправе создавать и применять собственную методику.

Список литературы

1.Брайан Хок, Карл Берч. CIA. Дипломированный внутренний аудитор. Кн.: в 4 ч. М.: НОСК international, 2008.

2.Заварихина Н.М., Потехина Ю.В. Методология и методика внутреннего аудита в коммерческих банках // Аудит и финансовый анализ. 2005. № 4. С. 208.

3.Краснова И.А. Методика проведения внутренней аудиторской проверки эффективности системы внутреннего контроля бизнес-процессов// Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2006. №7.

4.Крышкин О. Настольная книга по внутреннему аудиту: Риски и бизнес-процессы. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013.

5.Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (ред. от 01.01.2013).

6.Институт внутренних аудиторов.

7.COSO Internal Control 2013. Integrated Framework.

1 Международные стандарты аудита подлежат применению на территории Российской Федерации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 576.

2 Комитет по надзору за отчетностью открытых акционерных компаний (орган по надзору за правильностью учета и отчетности в компаниях, чьи акции торгуются на бирже; должен следить за тем, чтобы не было манипулирования информацией и инвесторов не вводили в заблуждение; создан после принятия Закона Сарбейнса-Оксли). – Прим. авт.

Версия для печати

Порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля отражен как в международных, так и в национальных стандартах.

Аудитору необходимо понимание систем бухгалтерского учета (далее — СБУ) и внутреннего контроля, так как это позволит ему достаточно эффективно спланировать последующую аудиторскую проверку.Система бухгалтерского учета — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном и (или) количественном выражении об имуществе, обязательствах организаций, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций и других событий.

Система внутреннего контроля — это совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности.

Можно отметить, что система внутреннего контроля (далее — СВК) выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к функциям системы бухгалтерского учета, так как она включает в себя контрольную среду и процедуры контроля.

Контрольная среда — осведомленность и действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание СВК.

Контрольная среда, влияющая на эффективность конкретных средств контроля, состоит из следующих элементов:

  • стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;
  • организационная структура экономического субъекта;
  • распределение ответственности и полномочий;
  • кадровая политика;
  • порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
  • порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
  • соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

Процедуры контроля — методы, предпринятые руководством для достижения конкретных целей.

К процедурам контроля относят:

  • подотчетность одних учетных работников другим, внутренние проверки и сверки данных;
  • утверждение документов и осуществление контроля над документами и т. п.

Необходимо отметить, что в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу подготовки бухгалтерской отчетности.

Для аудитора понимание соответствующих аспектов систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля наряду с оценкой неотъемлемого риска и риска средств контроля и учетом иной информации позволяет определить виды потенциальных существенных искажений, которые могут встретиться в бухгалтерской отчетности, а также своевременно учитывать факторы, влияющие на риск появления существенных искажений, и разрабатывать надлежащие аудиторские процедуры.

Аудитор, осуществляющий свою деятельность в соответствии с MCA, на этапе подготовки проведения аудита принимает во внимание предварительную оценку риска существенного искажения финансовой отчетности (далее — РСИО), для того чтобы определить надлежащий риск необнаружения, который может быть принят для определения характера, временных рамок и объема процедур по существу для проверки процесса формирования финансовой отчетности.

Оценку рисков существенного искажения аудитор проводит на основании требований MCA 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации».

В стандарте сказано, что аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица, для того чтобы иметь возможность выявить и оценить риски существенных искажений финансовой отчетности, которые произошли в результате мошенничества или ошибки, а затем разработать и выполнить дальнейшие аудиторские процедуры». Также в стандарте говорится о том, что аудитор оценивает выявленные риски, которые, по его мнению, требуют специальных действий (значимые риски). К ним можно отнести риски мошенничества.

Российским аналогом международного стандарта MCA 315 является правило (стандарт) аудиторской деятельности ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», которое устанавливает единые требования к пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля.

Суть понимания аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, раскрыта в п. 19 ФПСАД № 8. Новая формулировка требует от аудитора анализа более широкого перечня проблем, чем понимание только системы бухгалтерского учета.

В стандарте раскрываются понятия, созвучные международному стандарту: риск хозяйственной деятельности, риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, риск системы внутреннего контроля. В п. 106 ФПСАД № 8 введено понятие «значимые риски». Определение значимых рисков в соответствии с п. 107 следует осуществлять в ходе большинства аудиторских проверок, что является делом профессионального суждения аудитора. При их оценке аудитор должен установить, какие из них, по его профессиональному суждению, требуют специального аудиторского рассмотрения, так как такие риски и определяются как значимые.

Высказывая такое суждение, аудитор как бы абстрагируется от влияния установленных средств контроля, связанных с риском, и определяет, являются ли характер риска, вероятная величина потенциального искажения, включая возможность множественных искажений, и вероятность возникновения риска таковыми, что потребуют специального аудиторского рассмотрения.

Вероятность возникновения значимых рисков низка при осуществлении типовых и несложных хозяйственных операций, которые являются объектом регулярной обработки и содержат низкие неотъемлемые риски. Но с другой стороны, значимые риски, как правило, и проистекают из рисков хозяйственной деятельности, которые могут привести к существенному искажению.

Стандарты MCA 315 и MCA 330 увязывают оценку аудиторских рисков и аудиторские процедуры по ним с анализом надежности СВК аудируемых лиц с точки зрения возможного искажения финансовой отчетности.

MCA 315 предусматривает пять составляющих СВК.

Аудитор должен:

  • проводить анализ внутреннего контроля в разрезе пяти составляющих, предусмотренных п. 43 MCA 315;
  • оценивать СВК на основе профессионального суждения с точки зрения риска существенного искажения финансовой отчетности. Оценка СВК должна сочетать оценку качества процедур контроля и эффективности их применения;
  • учитывать специфику внутреннего контроля, осуществляемого с помощью систем, основанных на применении вычислительной техники;
  • понимать контрольные действия, чтобы оценить риски существенных искажений на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности и разработать дальнейшие процедуры аудита с учетом оцененных рисков.

Средства внутреннего контроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета, по мнению практикующих аудиторов, содействуют достижению таких целей, как:

  • осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;
  • своевременный учет всех операций и прочих событий в точных величинах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды, с тем чтобы сделать возможной подготовку бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными принципами подготовки бухгалтерской отчетности;
  • возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;
  • сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, через разумные промежутки времени и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.

В процессе получения представления о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, необходимого для планирования аудиторской проверки, аудитор приобретает знания о структуре этих систем и их функционировании. Например, аудитор может провести так называемый сквозной тест, то есть проследить несколько операций через всю систему бухгалтерского учета.

Очень часто зарубежные аудиторы применяют вопросные листы — наиболее распространенные приемы в деятельности аудитора.

С помощью заранее заготовленных вопросов он может получить от клиента более детальную информацию относительно организации и действия внутренних проверок. Вопросные листы могут разрабатываться в закрытой (ответы «да», «нет») или открытой (описание ответа) формах. Преимущество закрытой формы состоит в том, что аудитор получает конкретный ответ на поставленный вопрос и не оставляет клиенту возможности уйти от ответа. С другой стороны, давая открытые ответы, клиент может затронуть аспекты, упущенные аудитором. Для того чтобы использовать преимущества обоих видов ответов, в вопросных листах планируется одновременное их получение («ответьте «да» или «нет»; «если ваш ответ отрицательный, то обоснуйте его»).

При изучении системы внутреннего контроля аудитору следует получить ответы на следующие вопросы:

  • существуют ли организационный план и список сотрудников структурных подразделений;
  • имеются ли описание и четкое разделение функций каждого сотрудника в форме инструкции и указаний;
  • знают ли сотрудники об их существовании;
  • написаны ли инструкции доступным, понятным языком;
  • существует ли в экономическом субъекте отдел внутренней ревизии или аудита;
  • разработан ли план проведения специальных внутренних проверок; если разработан, то выполняется ли он;
  • используются ли в бухгалтерском учете компьютерные программы; если используются, то каковы их характеристики;
  • имеются ли диаграммы и описание рабочих процессов и т. п.

После получения ответов на поставленные вопросы все результаты оценки СВК должны быть отражены в рабочих документах, что позволяет определить наличие и запланированное предназначение контрольных механизмов.

Так как описание СВК требует больших затрат времени, то при повторяющихся ежегодных проверках используются материалы и записи прошлых лет, которые находят свое отражение в постоянной папке (файле) в соответствии с требованиями MCA 230, а в текущей папке (файле) отражаются лишь характерные изменения.

Характер, временные рамки и объем процедур, выполняемых аудитором с целью получения понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, изменяются в зависимости от многих факторов:

  • размера и сложности субъекта и его компьютерной системы;
  • соображений, связанных с понятием существенности;
  • применяемых средств внутреннего контроля;
  • характера документирования субъектом конкретных средств внутреннего контроля и аудиторской оценки неотъемлемого риска.

При планировании аудита необходимо получить информацию о существующих процедурах контроля, которые должны осуществляться СВК.

Если аудитор приходит к выводу, что он может использовать данные соответствующих средств контроля, то он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, а также вносить изменения в суть применяемых аудиторских процедур и предполагаемые затраты времени на их осуществление.

Международные стандарты рекомендуют при оценке эффективности и надежности СВК в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля использовать не менее трех градаций: высокую, среднюю, низкую. Аудитор или аудиторские организации на основании предшествующего опыта могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности.

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, СВК должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки.

При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы: специально разработанные тесты, перечни типовых вопросов для выяснения мнения административного персонала и работников бухгалтерии, специальные бланки и проверочные листы, блок-схемы и графики, перечни замечаний, протоколы или акты.

Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур в результате изучения особенностей средств контроля экономического субъекта должно быть надлежащим образом аргументировано.

Содержание статей стандарта перекликается с MCA 265, в котором сказано, что «аудитор должен сообщать лицам, наделенным руководящими полномочиями, об обнаруженных недостатках в системе внутреннего контроля аудируемой организации в том случае, если, по мнению аудитора, они важны настолько, что с точки зрения профессионального суждения аудитора заслуживают внимания руководства аудируемой организации».

Важно, чтобы аудиторские процедуры оценки рисков включали в себя анализ типов контроля, которые аудитор ожидает обнаружить в аудируемой организации, учитывая ее размер, сложность и особенность бизнеса. Если в процессе аудита оказывается, что типы контроля отсутствуют, аудитор должен довести этот факт до сведения руководства аудируемой организации, даже если отсутствие типов контроля не имеет непосредственного влияния на запланированные аудиторские процедуры и не меняет их.

При оценке системы бухгалтерского учета и СВК аудитор должен получить понимание информационной системы, связанной с целями финансовой отчетности.

В соответствии с пп. 8, 9 приложения 2 к MCA 315 эти системы состоят из процедур и записей, установленных для инициирования, занесения, обработки и обобщения операций предприятия.

Так, п. 81 MCA 315 предусматривает, что аудитор должен получить понимание информационной системы, включая соответствующие бизнес-процессы, имеющие отношение к подготовке финансовой отчетности, в том числе в следующих областях:

  • классы операций, существенных для финансовой отчетности (в российских ФПСАД они называются группами однотипных операций);
  • процедуры внутри как компьютерных, так и ручных систем учета, с помощью которых эти операции инициируются, записываются, обрабатываются и обобщаются в финансовой отчетности;
  • учетные записи, связанные с указанными операциями (как электронные, так и бумажные, подтверждающие информацию), и конкретные счета учета в отчетности, касающиеся инициирования, записи, обработки и обобщения операций;
  • информация о том, каким образом информационная система улавливает события и условия, помимо классов операций, существенных для финансовой отчетности;
  • процесс подготовки финансовой отчетности, включая действия по подготовке оценочных значений и по раскрытию необходимой информации.

Аудитор должен понять, каким образом руководство организации доносит информацию о ролях и обязанностях конкретных сотрудников, а также о существенных вопросах, имеющих отношение к финансовой отчетности. Такие процессы обычно связаны с распределением полномочий и обязанностей по контролю за подготовкой финансовой отчетности, а также с пониманием персоналом характера своего участия в этой подготовке. Понимание аудитором системы обмена информацией, связанной с финансовой отчетностью, наступит, если станет понятен характер общения руководства и лиц, наделенных руководящими полномочиями (представители собственника), с комитетом по аудиту, с внешними по отношению к аудируемому лицу организациями, например, регулирующими инстанциями. В бухгалтерии должно быть четко расписано, кто что делает и кто за что отвечает, а аудитору следует проверить, насколько хорошо подготовлены должностные инструкции и насколько добросовестно они выполняются в реальной жизни.

При оценке СВК следует уделить внимание контрольной среде.

Контрольную среду, в соответствии с п. 2 приложения 2 к MCA 315, создают позиция, степень осведомленности и действия руководства и лиц, наделенных руководящими полномочиями, относительно внутреннего контроля экономического субъекта и его значения для этого субъекта.

Контрольная среда также включает руководящие и управленческие функции и формирует внутреннюю культуру организации, влияя на сознательность ее сотрудников в отношении контроля (в оригинале — control consciousness). Далее в определении говорится, что контрольная среда является основой для эффективного внутреннего контроля, она обеспечивает дисциплину и структурированность.

В п. 69 приведены факторы (элементы) контрольной среды:

  • сообщение требований в отношении честности и этических ценностей, а также меры по обеспечению этих требований;
  • внимание, уделяемое компетентности;
  • участие лиц, наделенных руководящими полномочиями;
  • философия руководства и стиль его работы;
  • организационная структура (делегирование полномочий и ответственности);
  • политика и практика в области людских ресурсов (делегирование полномочий и ответственности).

При проведении проверки аудитор должен оценить все элементы контрольной среды.

Например, MCA 315 предписывает аудитору получить понимание контрольной среды, уделяя особое внимание вопросам, связанным с угрозой мошенничества. По ходу оценки характера и применения элементов контрольной среды аудитор должен понять, каким образом руководство аудируемого лица создает атмосферу честного, этичного поведения и устанавливает соответствующие средства контроля для предотвращения и защиты от ошибок и мошенничества. Необходимо помнить, что обязанность по выявлению и предотвращению ошибок и мошенничества в первую очередь лежит не на аудиторе, а на руководстве аудируемого лица.

Анализируя элементы контрольной среды, аудитор должен учитывать и то, как эти элементы применялись.

Обычно он получает соответствующие аудиторские доказательства, опрашивая персонал и инспектируя документы. По ответам на запросы руководству и сотрудникам соответствующих подразделений аудитор может понять, как руководство общается с работниками, каковы его взгляды на бизнес и этику. В дальнейшем аудитор определяет, используются ли средства контроля на практике, например установило ли руководство формальный кодекс поведения и ведет ли оно себя сообразно этому кодексу или допускает нарушения и отступления от него.

В соответствии с рекомендациями п. 90 MCA 315 аудитор должен получить достаточное понимание контрольных действий, чтобы оценить риски искажений на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности и разработать дальнейшие процедуры аудита с учетом оцененных таким образом рисков. При этом аудитору следует анализировать только те статьи учета и предпосылки, которые могут послужить источником появления существенных искажений.

На практике к контрольным (управляющим) действиям относят многие процедуры и мероприятия, которые проводит аудируемое лицо и которые выходят за пределы непосредственного ведения учета и подготовки отчетности: сверки, перепроверки, инвентаризации, визирование документов, протоколирование, актирование, брошюровка документов, опечатывание, опломбирование и др.

После оценки контрольной среды и контрольных действий аудитору следует оценить существующие риски.

Под процессом оценки риска аудируемым лицом понимается выявление бизнес-рисков, их возможных последствий, а также реагирование на них (п. 5 приложения 2 к MCA 315).

Для целей финансовой отчетности процесс оценки риска включает:

  • выявление рисков, связанных с подготовкой правдивой и достоверной финансовой отчетности в соответствии с применимыми принципами ее подготовки (то есть в соответствии с установленными в стране стандартами, подходами, в нашем случае — положениями по бухгалтерскому учету), и реакцию руководства на эти риски;
  • предположения о важности рисков;
  • оценку вероятности возникновения соответствующих неблагоприятных последствий;
  • решения о мерах, которые необходимы для управления рисками.

Пункт 76 MCA 315 требует, чтобы аудитор получил понимание того, каким образом предприятие выявляет и устраняет бизнес-риски, связанные с целями финансовой отчетности, и к каким это приводит результатам. Если процесс опенки рисков построен адекватно, он помогает аудитору определить риски существенных искажении, если нет — аудитор должен делать руководителям предприятия замечания или давать рекомендации по улучшению. Если руководитель не реагирует должным образом на пожелания, аудитор может информировать представителя собственника.

Затем следует провести мониторинг средств контроля, то есть оценку качества функционирования СВК, позволяющей систематически контролировать работоспособность средств контроля и своевременно, по мере необходимости вносить в них изменения. Мониторинг средств контроля выполняется посредством постоянного наблюдения, отдельных оценок надежности средств или сочетания того и другого подхода и позволяет убедиться в том, что средства контроля продолжают функционировать эффективно.

В соответствии с п. 96 MCA 315 аудитор должен понимать основные виды мероприятий, которые предприятие проводит для мониторинга внутреннего контроля финансовой деятельности, включая мероприятия, относящиеся к аудиту, и то, как предприятие инициирует корректирующие действия относительно своих средств контроля.

В соответствии с MCA 315 аудитор на основании профессионального суждения должен установить, уместно ли для него при оценке рисков существенных искажений в некоторой области данное средство контроля, взятое само по себе или в сочетании с другими. При выработке суждения аудитор принимает во внимание такие моменты, как: оценка уровня существенности, размер аудируемого лица, характер его бизнеса, многообразие и сложность операций, сложность систем, составляющих СВК аудируемого лица. Оценить процедуру контроля — значит понять, можно ли с помощью этой либо нескольких процедур контроля эффективно предотвратить или выявить и исправить существенные искажения.

Процедуры оценки риска для получения аудиторских доказательств относительно формы и применения соответствующих средств контроля, в соответствии с п. 55 MCA 315, могут включать:

  • запросы персоналу аудируемого лица;
  • наблюдение за применением конкретных средств контроля;
  • проверку документов и отчетов;
  • отслеживание сделок с помощью информационных систем, относящихся к подготовке финансовой отчетности.

Самый простой и наименее надежный способ получения аудиторских доказательств об СВК — интервьюирование сотрудников клиента. Самым надежным способом получения доказательств является наблюдение аудитора за контрольными процедурами. Проверка документов и прослеживание операций занимают промежуточное положение: они менее надежны, чем наблюдение, но более надежны, чем результаты интервью. В то же время проверить документы, отражающие контрольные действия клиента за целый квартал или год, аудитор может при очередном выезде к клиенту.

Внутренний контроль, вне зависимости от того, насколько хорошо он организован и действует, может обеспечить предприятию только частичную уверенность в достижении целей, поставленных при подготовке финансовой отчетности. Если в результате проведенных процедур по оценке риска не обнаружено каких-либо эффективных средств контроля, аудитор может прийти к выводу, что только выполнение процедур проверок по существу является адекватным и таким образом исключает эффект контроля из соответствующих оценок рисков.

Служба внутреннего контроля (СВК) кредитной организации создается для осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления кредитной организации в обеспечении ее эффективного функционирования.

Организация деятельности службы внутреннего контроля может быть осуществлена путем: включения в состав службы внутреннего контроля подразделений внутреннего контроля, внутреннего аудита, подразделения, занимающегося управлением рисками, и других аналитических и контролирующих подразделений банка; создания службы внутреннего контроля как отдельного структурного подразделения банка, осуществляющего взаимодействие с другими контролирующими подразделениями.

Выбор структурной организации зависит в первую очередь от особенностей банка, наличия в нем соответствующих ресурсов и сложившейся практики деятельности.

Деятельность службы внутреннего контроля регламентируется специальным положением, которое определяет: цели и сферу деятельности; принципы (стандарты) и методы деятельности;

статус этой службы в организационной структуре кредитной организации, ее задачи, полномочия1, права и обязанности, а также взаимоотношения с другими подразделениями, в том числе осуществляющими контрольные функции; подчиненность и подотчетность руководителя службы внутреннего контроля; обязанность руководителя и служащих службы внутреннего контроля информировать органы управления кредитной организации обо всех случаях, препятствующих осуществлению службой внутреннего контроля своих функций; порядок участия службы внутреннего контроля в разработке внутренних документов кредитной организации; ответственность руководителя службы внутреннего контроля и случаях несвоевременного информирования по вопросам, определяемым кредитной организацией, совета директоров (наблюдательного совета), единоличного и коллегиального исполнительного органа.

Функции службы внутреннего контроля заключаются в осуществлении проверок: полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками; надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств; достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности и своевременности сбора и представления информации и отчетности; достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в органы государственной власти и Банк России; применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества кредитной организации; соответствия внутренних документов кредитной организации нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг); процессов и процедур внутреннего контроля, а также систем, созданных для соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения.

Кроме того, служба внутреннего контроля должна производить оценку эффективности системы внутреннего контроля, работы служ

бы управления персоналом кредитной организации, а также экономической целесообразности совершаемых кредитной организацией операций.

Для обеспечения эффективной деятельности службы внутреннего контроля требуется соблюдать такие принципы, как: постоянство деятельности, что предполагает функционирование службы внутреннего контроля кредитной организации на постоянной основе. Численный состав и структура службы внутреннего контроля, уровень ее технической обеспеченности определяются в соответствии с масштабами деятельности кредитной организации, характером совершаемых ею банковских операций и сделок; независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, которые обеспечиваются функционированием СВК под непосредственным контролем совета директоров (наблюдательного совета). Ее деятельность подлежит независимой проверке аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом), если такая проверка предусмотрена уставом кредитной организации; профессиональная компетентность руководителя и служащих службы внутреннего контроля; создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций.

Служба внутреннего контроля обязана осуществлять проверки по всем направлениям деятельности кредитной организации. Объектом проверок может стать любое подразделение и любой служащий кредитной организации. К основным способам и методам осуществления проверок следует отнести финансовую проверку, проверку соблюдения законодательства РФ и иных актов, регулирующих и надзорных органов, внутренних документов кредитной организации и установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур, операционную проверку, проверку качества управления деятельностью кредитной организации.

График проведения проверок составляется на основе принятой органами управления методологии оценки управления банковскими рисками с учетом изменений в системе внутреннего контроля и новых направлений деятельности кредитной организации, а также установленной периодичности проведения проверок по направлениям деятельности структурных подразделений и кредитной организации в целом.

Планы работы службы внутреннего контроля должны утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации и могут согласовываться с единоличным и (или) коллегиальным

исполнительным органом. Не реже двух раз в год служба внутреннего контроля представляет совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации отчеты о выполнении планов проверок.

Один раз в год банки в составе годового отчета обязаны представлять справку о состоянии внутреннего контроля в Банк России. Банк России вправе осуществлять при необходимости проверки состояния внутреннего контроля и работы службы внутреннего контроля в банках.

Выводы Банковская деятельность сопряжена’с высокой степенью риска, что предполагает необходимость осуществления самим банком постоянного контроля за проведением всех банковских операций. Внутренний контроль банка — система методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективности работы. Система внутреннего контроля — совокупность органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающих соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством, учредительными и внутренними документами кредитной организации. Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата. Целью последующего контроля является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций. Служба внутреннего контроля должна производить оценку эффективности системы внутреннего контроля, работы службы управления персоналом кредитной организации, а также экономической целесообразности совершаемых кредитной организацией операций.

Термины и понятия

Система внутреннего контроля Элементы системы внутреннего контроля Текущий контроль Последующий контроль Направления текущего контроля Организация последующего контроля Внутренний аудит Цели и задачи внутреннего аудита

Вопросы для самостоятельной работы Чем вызвана необходимость проведения в банках внутреннего контроля? Каковы задачи его организации? Какие существуют виды внутреннего контроля? Охарактеризуйте особенности проведения текущего контроля. Что такое последующий контроль? На кого в банке возлагается ответственность за организацию последующего контроля? Что собой представляет внутренний аудит? Охарактеризуйте цели, задачи и основные направления проведения внутреннего аудита.

УДК 338.465.2

А. В. АВЕРИН, Т. В. БАРТ

ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА г. МОСКВЫ

Основная идея статьи — определение инструментов внутреннего контроля и мониторинга качества государственных услуг. Объектом исследования выбраны субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) по г. Москва. Стандартизация государственных услуг позволяет получать постоянные актуальные информационно-аналитические материалы об уровне качества.

Ключевые слова: стандартизация государственных услуг, субъекты МСП, мониторинг качества.

Основными инструментами обеспечения высокого качества обслуживания предпринимателей являются стандартизация государственных услуг и системный внутренний контроль, мониторинг качества обслуживания субъектов МСП сотрудниками государственных учреждений г. Москвы.

Совершенствование форм и методов государственной поддержки субъектов МСП благоприятно отразится на развитии предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровне .

Ориентир качества государственных услуг -стандарт. Заложенные в стандарте требования так или иначе влияют на формирование цивилизованного рынка услуг, на повышение качества жизни жителей региона.

Следствие нематериальной природы многих видов услуг — ограниченность или полная невозможность установления их количественных характеристик и, как правило, невозможность использования инструментальных методов при контроле и проверке результата оказания государственных услуг.

Названные особенности диктуют и иные подходы к стандартизации в сфере государственных услуг, отличные от подходов, применяемых к стандартизации продукции . Например, здесь большое значение приобретают описательные приёмы в определении качества услуг, а также экспертные и социологические методы оценки.

В данном аспекте особый интерес представляет опыт стандартизации государственных услуг по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и создания системы внут-

© Аверин А. В., Барт Т. В., 2015

реннего контроля и мониторинга качества обслуживания субъектов МСП государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Малый бизнес Москвы» (создано в соответствии с исполнением Распоряжения Правительства Москвы №105 от 7 марта 2012 года, 18 апреля 2012 года).

В рамках реализации мероприятий по оценке качества работы сотрудников территориальных подразделений государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Малый бизнес Москвы» и внешних консультационных пунктов, размещённых в Центрах развития бизнеса ОАО «Сбербанк» (ЦРБ ОАО «Сбербанк»), отделом контроля качества применяются следующие инструменты контроля и обеспечения качества предоставления государственных услуг:

-оценка качества работы сотрудников территориальных подразделений и внешних консультационных пунктов при ЦРБ ОАО «Сбербанк» по методу «Тайный посетитель» (оцениваются следующие параметры: материально-техническое состояние помещений; технологии обслуживания Клиентов; профессиональные компетенции сотрудников);

-оценка лояльности (№8, КйРгош^егёсоге) и удовлетворённости (CSI,CustomerSatisfaction 1п^ех) предпринимателя качеством предоставляемых консультаций (Журнал отзывов и предложений территориального подразделения; обратная связь от предпринимателей otziv@mbm.ru; электронная анкета оценки удовлетворённости качеством услуг (размещена на официальном сайте ГБУ города Москвы «Малый бизнес Москвы» — http://www.mbm.ru, раздел «Оцените нас!»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-комплексная оценка территориального подразделения и внешнего консультационного пункта (оцениваются следующие параметры:

материально-техническое состояние помещений и рабочих мест сотрудников; наличие и качество информационных/презентационных/раздаточных материалов; соответствие деятельности сотрудников стандартам, регламентам, графикам и планам работы);

— контроль качества групповой консультации для субъектов МСП, проводимой в территориальном подразделении (оцениваются следующие параметры: материально-техническое состояние помещения, в котором проводится консультация; наличие и качество презентационных/раздаточных материалов; соответствие деятельности сотрудников требованиям стандартов организации и проведения групповых консультаций).

В целях повышения уровня качества государственных услуг особое внимание необходимо уделять инструментам оценки лояльности (КР8) и удовлетворённости (С81) предпринимателей качеством предоставляемых консультаций.

Индекс С81 должен отслеживаться на регулярной основе, кроме того, удовлетворённые качеством услуг клиенты — это самые лояльные клиенты. Не секрет, что сохранение клиента стоит от 5 до 20 раз дешевле, чем привлечение нового. Удовлетворённые клиенты поддерживают стремление привлечь новых клиентов, потому что они дают рекомендации коллегам, бизнес-партнёрам и знакомым. Клиенты являются лучшим маркетинговым инструментом, так как они имеют более тесный контакт с потенциальными клиентами, чем любой специалист государственного учреждения.

Предприниматели позитивно воспринимают вопросы об их удовлетворённости качеством обслуживания, зачастую сам факт проведения уже увеличивает лояльность к государственному учреждению.

Отслеживание индекса лояльности позволяет оценивать восприятие государственного учреждения, не прибегая к другим исследованиям и оперативно корректируя свою консультационную деятельность. Недовольный клиент делится переживаниями в среднем с 7 людьми. В случае устранения причины недовольства, извинений, человек доносит позитивный опыт в среднем до 12 человек и становится высоколояльным клиентом.

Индекс КР8 — самый востребованный показатель удовлетворённости и лояльности клиента. Его используют как крупные международные корпорации, так и небольшие локальные компании по всему миру. Преимущество индекса КР8 состоит в том, что по нему накоплена значитель-

ная статистика. Любая компания может отслеживать своё развитие в сравнении как с мировой, так и с региональной российской статистикой, как в своей отрасли, так и в смежных сферах. Рекомендуется делать оценку КР8 не реже одного раза в полгода-год.

В основе индекса КР8 лежит единственный вопрос — оценка лояльности в целом по 10-балльной шкале. Далее из всех ответивших выделяются три группы клиентов: промоутеры (высоколояльные), нейтралы и критики (негативно настроенные). Индекс КР8 представляет собой разницу между долями (%) группы про-моутеров и группы критиков.

Реализация комплексного подхода к организации системы внутреннего контроля и мониторинга качества консультационной поддержки субъектов МСП позволила получить следующие результаты:

-рост уровня качества государственных услуг по консультационно-методической поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;

-руководство и структурные подразделения обеспечены актуальными статистическими и информационно-аналитическими материалами об уровне качества государственных услуг по консультационно-методическойподдержке субъектов малого и среднего предпринимательства и удовлетворённости субъектов МСП качеством предоставленной консультационной поддержки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеев А. Н. Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне // Транспортное дело России. — 2013. — №6-2. -С. 225-227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Рибокене Е. В., Алексашина Т. В. Поведенческие установки субъектов рынка интеллектуального капитала в условиях институциональной неоднородности // Транспортное дело России. -2013. — №6. — С. 74-75.

3.Руденко Л. Г. Приоритетные формы финансовой поддержки малого предпринимательства на современном этапе развития экономики России // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. -2014. -№3(9). — С. 17-23.

3. Аверин А. В., Григорьева В. В.Опыт организации системы внутреннего контроля и мониторинга качества государственных услуг по поддержке субъектов малого и среднего

предпринимательства // Журнал научных и прикладных исследований. — 2015. — №1. — С. 4-7.

4. Ефимов В. В., Барт Т. В. Статистические методы контроля в управлении качеством продукции: учебное пособие. — М. : Изд-во Кнорус, 2013. — С. 6-9.

Аверин Александр Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» ЧОУ ВО «Московский университет им. С. Ю. Витте». Барт Татьяна Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» ЧОУ ВО «Московский университет им. С. Ю. Витте».

Поступила 12.02.2015 г.

УДК 330.322.013:001.895 С. В. СМОЛЕНСКАЯ

ИНВЕСТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Описывает взаимосвязь инновационной деятельности, научно-технического прогресса и инвестиций в качестве катализатора для научных исследований.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, инновационные проекты, инновационная инфраструктура, показатели экономического роста.

Инновационная деятельность в различных секторах экономики является наиболее важным фактором экономического роста. Тем не менее для наиболее успешного протекания инвестиционных процессов от государства, региональных властей, отдельных предприятий, частных лиц требуется мобилизация материальных, кадровых, финансовых, информационных, управленческих, правовых и иных ресурсов. К примеру, никакие научные и опытно-конструкторские разработки не получат дорогу в жизнь, если не будет инвестиций, персонала соответствующей квалификации, государственной поддержки.

Взаимосвязь инвестиционной деятельности и научно-технического прогресса имеет несколько аспектов. Важнейшим из них является рассмотрение инвестиций в качестве своеобразного катализатора научных исследований, что особенно важно в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу общества. В этой связи должна быть сформирована модель финансирования экономического роста на основе инноваций, создающая возможность развития реального сектора экономики на базе последних

© Смоленская С. В., 2015

достижений НТП и формирования оптимальной структуры общественного производства .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиционная деятельность в настоящее время играет наиболее важную роль в обеспечении поступательного и качественного экономического роста. Инновационная деятельность есть двигатель экономического прогресса, катализатор экономического роста и развития. Как пишет Л. А. Кузьмина, на первое место сегодня вышел фактор роста эффективности ресурсов и предпринимательства на базе НИОКР и инноваций, что обусловило формирование концепций инновационного типа экономического роста. Этот тип роста, к которому перешли развитые страны, базируется не на производстве и потреблении материальных благ, а на создании и потреблении информационных продуктов, то есть продуктов высоких технологий. Это означает, что данный тип роста не связан с проблемой «затраты-выпуск» и определяется степенью потребления информации. Основными источниками такого экономического роста являются инновации и накопление человеческого капитала .

Следовательно, инвестиции в инновационную деятельность можно рассматривать в качестве одного из наиболее важных факторов экономического роста в России, становления

Добавить комментарий