Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу 2017 2019

Соглашение подписано 27 февраля 2018 года, зарегистрировано в Роструде 29 марта 2018 года, регистрационный номер 5/17-19

Настоящее Дополнительное Соглашение заключено между работодателями и работниками Организаций ЖКХ в лице их полномочных представителей (сторон):

  • Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (далее – ОООР ЖКК), созданного в соответствии с нормами федерального закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (в редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 24.11.2014 № 358-ФЗ, от 28.11.2015 № 355-ФЗ), действующего на основании Устава ОООР ЖКК, ОГРН № 1167700069790 от 01.11.2016г. и зарегистрирован Минюстом России, учётный № 7714120011 от 09.11.2016г.;
  • Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (далее – Профсоюз жизнеобеспечения), действующего на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устава Профсоюза жизнеобеспечения, ОГРН № 1037739338450 от 31.01.2003г., зарегистрирован Минюстом России, учетный номер 0012110145 от 26.08.2010 года.

Стороны Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы (далее – Соглашение или ОТС), зарегистрированного в Федеральной службе по труду и занятости (далее – Роструд) 28.12.2016г. за номером 22/17-19 в редакции дополнительного соглашения, зарегистрированного Рострудом 22.09.2017г. за номером 15/17-19,руководствуясь интересами работодателей и работников, в целях поддержания должного уровня социального партнёрства и упорядочения социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, заключили на федеральном отраслевом уровне настоящее Дополнительное соглашение по внесению изменений в ОТС о нижеследующем:

I. В разделе 1 «Общие положения»:

пункт 1.3. изложить в следующей редакции:

1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) — вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ»и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ(Полный перечень Организаций ЖКХ по видам экономической деятельности, услугам и работам приводится в Приложениях N1, N4 и N 5к настоящему ОТС).

пункт 1.4. изложить в следующей редакции:

1.4. Организации жилищно-коммунального хозяйства — юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях N1, N4 и N5 к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.

второй абзац пункта 1.8. изложить в следующей редакции:

«… В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях, на которые оно распространено и присоединившихся к нему в установленном порядке.»

пункт 1.10. изложить в следующей редакции:

1.10. Организации в соответствии с настоящим Соглашением в целях повышения квалификации и защиты прав работников Отрасли организуют оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации, а также требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» федеральным законом от 03.07.2016г.N 238-ФЗ и постановления Правительства РоссийскойФедерации от27.06.2016г. N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

второй абзац п.1.9. изложить в следующей редакции:

«…В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.»

добавить пункты 1.12.1 и 1.12.2:

1.12.1. Нормы заключаемых региональных отраслевых тарифных соглашений не могут ухудшать условия, предусмотренные настоящим Соглашением и обеспечивающие социальные гарантии работников отрасли.

1.12.2. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях, при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций, согласовании социально-экономической политики и регулировании социально-трудовых отношений–представление интересов работников осуществляют Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, региональные профсоюзы работников жизнеобеспечения и первичные профсоюзные организации работников жизнеобеспечения.

изложить п. 1.13 в следующей редакции:

1.13. Настоящее Соглашение вступило в силу с 1 января 2017 года и пролонгировано согласно положениям ч.2 ст.48 ТК РФ до 31 декабря 2023 года включительно. Факт пролонгации настоящего Соглашения в соответствии с законодательством установлен уведомительной регистрацией.

II. В разделе 2 «Оплата труда»:

пункт 2.3. изложить в следующей редакции:

2.3. Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее законодательно установленного минимального размера оплаты труда или прожиточного минимума.

В ПриложенииN 1 указаны основные группы Организаций ЖКХ, также представленных в Приложениях N 4 и N5, а также Организации, вид экономической деятельности которых связан с отраслью жизнеобеспечения населения.

III. В разделе 4 «Охрана труда»:

пункт 4.1.2. изложить в следующей редакции:

4.1.2. Соответствие нормативно-технической документации Организации ЖКХ по охране труда нормативным правовым актам, содержащим требования охраны труда и требования функционирования систем управления охраной труда (далее — СУОТ).

Внедрение и верификация (сертификация) СУОТ осуществляется с целью реализации обязательных требований законодательства в части техники безопасности и безопасности жизни и здоровья граждан, а также минимизации уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности при реализации обязательных требований законодательства в данной сфере.

Основной формой соответствия работодателя установленным требованиям в области охраны труда, является внедрённая и верифицированная (сертифицированная) СУОТ.

пункт 4.1.3. изложить в следующей редакции:

4.1.3. Своевременное проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) с замерами параметров вредных и опасных факторов, разработка мероприятий и принятие мер по снижению параметров до нормативных значений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, с обязательным участием соответствующих органов Профсоюза жизнеобеспечения работодатель проводит СОУТ, разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников.

IV. В разделе 5 «Занятость»:

из пункта 5.6. исключить подпункт г) и последний абзац;

добавить пункт 5.7. следующего содержания:

5.7. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пп. 2, 3, 5 ст. 81 ТК РФ, с работником — членом профсоюза производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Увольнение председателя первичной профсоюзной организации, его заместителей производится по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или вышестоящим профсоюзным органом (ст. 374 ТК РФ).

V. В разделе 7 «Социальное партнерство, гарантии и основы сотрудничества сторон»:

пункт 7.1.1. изложить в следующей редакции:

7.1.1. Обращаются в уполномоченные органы публичной власти всех уровней с просьбой о содействии в решении следующих вопросов:

добавить пункты 7.1.1.6. – 7.1.1.8:

7.1.1.6. Внесение сторонами ОТС в установленном порядке предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов (или изменений к ним), регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, работников, а также участвуют в их разработке.

7.1.1.7. Проведение консультаций (переговоров) с органами государственной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики.

7.1.1.8. Участие в мониторинге и прогнозировании потребности сферы ЖКХ в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в т.ч. в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным образовательным программам, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством РФ.

добавить пункт 7.2. следующего содержания:

7.2. ОООР ЖКК и Профсоюз жизнеобеспечения совместно предпринимают действия в целях реализации настоящего Соглашения.

пункт 7.2.10. изложить в следующей редакции:

7.2.10. В соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Стороны Соглашения участвуют:

  • в создании и развитии отраслевой системы оценки профессиональных квалификаций;
  • в осуществлении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учреждений образования на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам;
  • в формировании оптимального качественного состава и численности трудовых ресурсов, необходимых для функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства;
  • в мероприятиях по повышению качества и конкурентоспособности продукции стройиндустрии и жилищно-коммунальных услуг для потребителей, а также повышению уровня материального положения работников жилищно-коммунального хозяйства;
  • в создании условий для повышения уровня и качества социальных гарантий работникам жилищно-коммунального хозяйства, в том числе за счет привлечения средств социально-ответственного бизнес-сообщества, иных негосударственных источников финансирования.

добавить пункт 7.2.14.:

7.2.14. Меры по реабилитации и адаптации инвалидов.

ОООР ЖКК и Профсоюз жизнеобеспечения в соответствии с федеральным законом от 24.11.1995 г. №185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» оказывают содействие:

  • в создании благоприятных условий для проживания инвалидов в многоквартирных домах;
  • в создании условий труда и обучения инвалидов максимально приближенными к их потребностям, учитывающие особенности и состояние здоровья;
  • в реализации мер по реабилитации и адаптации инвалидов, предназначенные для поэтапного восстановления способности инвалидов к труду в сфере ЖКХ;
  • в совершенствовании компетенций инвалидов и росту их профессионализма для работы в Организациях ЖКХ и бытового обслуживания населения;
  • в создании условий для занятий инвалидов адаптивной спортивной и физкультурной подготовкой;
  • в проведении совместно с общероссийскими общественными организациями инвалидов анализа и разработки образовательных программ в области ЖКХ, в части подготовки инвалидов для профессиональной деятельности.

добавить пункт 7.3.10.:

7.3.10. ОООР ЖКК обеспечивает организационно-методические условия соблюдения работодателями Организаций ЖКХ условий для трудовой деятельности инвалидов, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

пункт 7.4.6. изложить в следующей редакции:

7.4.6. Отстаивает интересы работников в сфере социально-трудовых отношений, согласно Рекомендации МОТ N 91, добивается распространения коллективных договоров на членов профсоюза и других работников Организации, предусмотрев иные условия их участия в социальном партнерстве на основе заключения дополнительных соглашений к коллективным договорам.

исключить пункт 7.5.8., следующий за одноименным пунктом 7.5.8.;

пункт 7.5.9 изложить в следующей редакции:

7.5.9. Для выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива, а также на время профсоюзной учебы предоставлять не освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, в том числе уполномоченным лицам по охране труда, свободное от работы время с сохранением среднего заработка. Конкретная продолжительность освобождения от работы и перечень профсоюзных работников устанавливаются непосредственно в Организациях.

Предоставлять отдельные компенсации и гарантии работникам — членам профсоюза за определенную деятельность, в рамках соглашений, предусмотренных абзацем 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации.

VI. В раздел 10 «Заключительные положения»:

в пункт 10.4. добавить второй абзац следующего содержания:

«…Аналогичный порядок предусмотрен при распространении действия оформленных в установленном законом порядке дополнительных соглашений к ОТС, в том числе в части их распространения по письму руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с предложением к работодателям, не участвовавшим в заключении дополнительного соглашения, присоединиться к этому соглашению…»

В пункт 10.7. добавить третий, четвертый и пятый абзацы следующего содержания:

«…Для включения в региональные и федеральный реестры участников Соглашения, Организации представляют соответствующему объединению работодателей информацию о полном и сокращенном наименовании, основном государственном регистрационном номере (ОГРН), идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), коде причины постановки на налоговый учет (КПП), фактической численности работников Организации, фактическом адресе, электронной почте и телефонах Организации. Также представляется информация о наличии и численности первичной профсоюзной организации или об официальном намерении ее создания.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное регулирование цен и тарифов вправе требовать от работодателя, являющегося регулируемой организацией, официальное подтверждение от ОООР ЖКК, позволяющее установить юридически значимый факт распространения на организацию прав и обязательств по соблюдению ОТС в установленном законом порядке. При этом положения ОТС могут применяться органом тарифного регулирования в части социальных гарантий, только в отношении регулируемой организации, имеющей данное официальное подтверждение.

Наличие временного приостановления отдельных положений ОТС для работодателя, полученного им в соответствии со с. 48 ТК РФ и настоящим Соглашением, также должно иметь официальное подтверждение.»

абзац третий п.10.8. изложить в следующей редакции:

«…Если работодатели, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ, в течение 30-ти календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций (с указанием оснований отказа, согласно критериям, установленным Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений или иным уполномоченным на это органом)работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющим работников данного работодателя с поддержкой отказа. В соответствии с ч.3 ст.8 ТК РФ устанавливается, что без совместного решения об отказе, он не является мотивированным…»

добавить пункт:

10.12. В связи с тем, что Федеральным законом от 24.11.2014 N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», введена часть 7 в ст. 48 ТК РФ, стороны ОТС договорились, что работодатели, являющиеся участниками ОТС и получившие право в соответствии с установленным порядком на временное приостановление действия отдельных положений (норм) ОТС совместно с их первичными профсоюзными организациями не реже двух раз в год (по итогам, за первое полугодие – к 01 октября отчетного года, по итогам за год – к 01 апреля года, следующего за отчетным) представляют в ОООР ЖКК, для рассмотрения Отраслевой комиссией, информацию о ходе выполнения ОТС по утвержденной ОООР ЖКК форме.

VII. Внести следующие исправления опечаток и описок:

  • в седьмом абзаце п. 1.5. заменить слова «283-ФЗ» словами «238-ФЗ»;
  • в последнем абзаце п.2.4. поменять местами слова «размере» и «отличном»;
  • во втором абзаце п.2.8.2.4. заменить слова «Правительства РФ» словами «Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС»;
  • в п. 5.2.2. слово «требования» изменить на слово «требованиями».

VIII. Внести изменения в приложения к ОТС:

Приложение N 1 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Приложение N 2 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Приложение N 3 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Приложение N4 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Приложение N5 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы изложить в редакции настоящего дополнительного соглашения.

Президент Общероссийского отраслевого объединения

работодателей сферы жизнеобеспечения

А.Д. Кочегаров

Председатель Общероссийского профессионального союза

работников жизнеобеспечения

А.Д. Василевский

(Зарегистрировано в Роструде 27 июля 2016 года, регистрационный номер 8/17-19)

Профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, в лице Председателя профсоюза, Председателя Ассоциации машиностроительных профсоюзов России А.А. Фефелова, действующего на основании Устава, Профсоюз машиностроителей Российской Федерации, в лице Председателя профсоюза Н.П. Шатохина, действующего на основании Устава, Общественная организация «Всероссийский Электропрофсоюз», в лице Председателя профсоюза В.Н.Вахрушкина, действующего на основании Устава, и Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз машиностроителей России», в лице Президента объединения работодателей С.В. Чемезова, действующего на основании Устава, далее совместно именуемые Стороны, заключили настоящее Соглашение к Отраслевому соглашению по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014-2016 годы о нижеследующем:

В соответствии с требованиями ст.ст. 47, 48, 49 и 50 Трудового кодекса Российской Федерации, п.1 ст.11 и п.1 ст.13 Федерального закона Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ, п.4 ст.13 Федерального закона Российской Федерации «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 г. №156-ФЗ, п.2.5 и п.2.11 Отраслевого соглашения по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014-2016 годы, в связи с вступлением в силу с 01 января 2014 г. законодательства о специальной оценке условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 г. №421-ФЗ, Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ и Федеральный закон от 08.06.2015 г. №152-ФЗ), а также в соответствии с внесением изменений в ст.ст. 92, 94, 104, 117 Трудового кодекса Российской Федерации.

Стороны Отраслевого соглашения (зарегистрировано Рострудом 25 февраля 2014 г. за регистрационным №13/14-16) по взаимному согласию заключили настоящее Соглашение о внесении изменений в Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014–2016 годы и продлении срока его действия, с учетом внесенных изменений, на период 2017–2019 годов (Приложение 2 к Отраслевому соглашению по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014 – 2016 годы), далее именуемое – Соглашение, о нижеследующем:

1. Пункт 2.5 и часть третью п.2.11 статьи II «Общие положения» Отраслевого соглашения изложить в новой редакции:

«2.5. Условия коллективных договоров и соглашений Организации должны соответствовать законодательству и на стоящему Соглашению в объёме своих полномочий и исходя из финансового положения Организации».

Часть 3 пункта 2.11:

«Внесенные изменения и дополнения оформляются приложением к Отраслевому соглашению в форме отдельного соглашения Сторон, являющегося его неотъемлемой частью. Регистрируются в установленном порядке в уполномоченном органе и доводятся до сведения органов Профсоюза, работодателей и работников».

2. Пункт 3.1.8 статьи III «Взаимодействие сторон социального партнерства» Отраслевого соглашения изложить в новой редакции:

«3.1.8. Проводят предварительные консультации при реорганизации, перепрофилировании или ином преобразовании Организаций. При реорганизации Организации учитывают мнение представителей Профсоюза».

3. Пункты 4.5 и 4.9 раздела IV «Режимы труда и отдыха» Отраслевого соглашения изложить в новой редакции:

«4.5. Нормальная продолжительность рабочего времени работников Организаций не может превышать 40 часов в неделю.

Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени (подклассы 3.3 и 3.4) или опасным условиям труда (класс 4), устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени может быть увеличена в порядке, установленном коллективным договором организации, а также при наличии письменного согласия работника, занятого на работах с вредными (подклассы 3.3 и (или) 3.4) или опасными условиями труда (класс 4), оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

В порядке, установленном коллективным договором, при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными (подклассы 3.3, 3.4) и (или) опасными условиями труда (класс 4), где установлена

сокращенная продолжительность рабочего времени (смены):

  • при 36-часовой рабочей неделе – до 12 часов;
  • при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 часов».

Когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — три месяца.

В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка».

«4.9. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени (подклассы 3.2, 3.3, 3.4) либо опасным условиям труда (класс 4).

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании коллективного договора организации с учетом результатов специальной оценки условия труда, дифференцированно с учетом класса вредности, но не менее 7 календарных дней.

В порядке, установленном коллективным договором организации, при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Компенсация рассчитывается в порядке, предусмотренном для расчета компенсации за неиспользованные отпуска.

Ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляются за фактически отработанное в соответствующих условиях время».

4. Пункт 5.7 статьи V «Оплата труда» Отраслевого соглашения изложить в новой редакции:

«5.7. Тарификация работ, присвоение разрядов рабочим производится с учётом действующего Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, присвоение должностей служащим – с учётом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом утвержденных профессиональных стандартов, а для профессий и должностей, не включенных в упомянутые справочники, – по тарифно-квалификационным характеристикам и должностным инструкциям, действующим в Организации».

5. Статью V «Оплата труда» Отраслевого соглашения дополнить пунктом 5.3.13 следующего содержания:

«5.3.13. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада) установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются, дифференцированно с учетом класса вредности, работодателем локальным нормативным актом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или коллективным договором».

6. В статье VIII «Содействие занятости» Отраслевого соглашения пункт 8.4 абзац 4 дополнить:

После слов «… в той же Организации» фразой: «или вакантные должности в филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях Организации, расположенных в других местностях, если данные условия предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором», далее по тексту.

7. Пункт 9.3 статьи IХ «Охрана труда» Отраслевого соглашения изложить дополнить частью 2 следующего содержания:

«Работодатель постоянно проводит мониторинг условий и охраны труда для определения профессиональных рисков повреждения здоровья работников существующими методами контроля».

8. Пункт 9.4 статьи IХ «Охрана труда» Отраслевого соглашения изложить в новой редакции:

«9.4. Работодатель, в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, с обязательным участием соответствующих органов Профсоюза проводит специальную оценку условий труда, в том числе внеплановую оценку условий труда, разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда».

9. Статью IХ «Охрана труда» Отраслевого соглашения дополнить пунктом 9.19 следующего содержания:

«9.19. Работодатель обеспечивает расходование средств, выделяемых на охрану труда, в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, снижению профессиональных рисков (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н и Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 375н)».

10. Статью X «Социальные гарантии, льготы и компенсации» Отраслевого соглашения дополнить пунктом 10.8 следующего содержания:

«10.8. Работникам Организаций, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда (либо по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда – до окончания срока их действия), предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством и коллективными договорами Организаций.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ порядок и условия осуществления указанных мер не могут быть ухудшены, а размеры – снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами компенсационных мер, фактически реализовывавшихся в отношении указанных работников до проведения специальной оценки условий труда, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения ранее реализуемых компенсационных мер».

11. В статье XII «Обязательства работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюза» пункт 12.4 дополнить частью 2 следующего содержания:

«Письменные заявления работников, являющихся членами профсоюза, о перечислении работодателями членских профсоюзных взносов из их заработной платы сохраняют свою силу при:

  • переводе работников из одного структурного подразделения Организации в другое;
  • смене собственника и (или) единоличного исполнительного органа Организации;
  • смене наименования и (или) реорганизации Организации;
  • смене наименования и (или) реорганизации Профсоюза и (или) его первичной либо территориальной организации».

12. В пункте 12.7 статьи XII «Обязательства работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюза» исключить после слов «Предоставлять ежемесячно или в определенное,» слова «свободное от работы».

13. Стороны Отраслевого соглашения договорились, в связи с введением Федеральным законом от 24.11.2014 N 358-ФЗ части 7 в ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, дополнить статью XIV Отраслевого соглашения «Контроль за выполнением Соглашения» пунктом 14.7 следующего содержания:

«14.7. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений настоящего Соглашения Работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации вправе обратиться в письменной форме в Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного Работодателя.

Работодатель обязан представить в Отраслевую комиссию:

  • мотивированное предложение с обоснованием конкретных причин невозможности выполнения положения (нормы) Соглашения в установленный срок и/или в полном объеме;
  • перечень мер по обеспечению выполнения положения (нормы) в дальнейшем;
  • протокол консультаций Работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений обязана в месячный срок рассмотреть представленное обращение. По результатам рассмотрения обращения Отраслевая комиссия может принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя».

14. В целях систематизации контроля за соблюдением условий Отраслевого соглашения Стороны договорились дополнить статью XIV Отраслевого соглашения «Контроль за выполнением Соглашения» пунктом 14.8 следующего содержания:

«14.8. Работодатели и первичные профсоюзные организации не реже двух раз в год (по итогам за первое полугодие – к 1 октября отчетного года, по итогам за год – к 1 апреля года, следующего за отчетным) представляют в Отраслевую комиссию Информацию о ходе выполнения Соглашения по согласованной форме (Приложение 3 к Отраслевому соглашению)».

15. Стороны Отраслевого соглашения решили:

1. Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014 – 2016 годы, с учетом положений настоящего Соглашения (Приложение 2 к Отраслевому соглашению по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014–2016 годы), продлить на период 2017–2019 годов по 31 декабря 2019 года включительно.

С учетом изложенного пункт 2.1 действующего Отраслевого соглашения изложить в новой редакции:

«2.1. Соглашение действует с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года и по окончании указанного срока на основании ч.2 ст.48 ТК РФ в соответствии с Соглашением о внесении изменений в Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014–2016 годы и продлении срока его действия, с учетом внесенных изменений, на период 2017–2019 годов (Приложение 2 к Отраслевому соглашению по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014–2016 годы), продлевается на трехлетний период 2017-2019 гг. по 31 декабря 2019 года включительно».

2. Настоящее Соглашение (Приложение 2 к Отраслевому соглашению по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014–2016 годы) вступает в силу с момента подписания всеми Сторонам Соглашения.

3. В течение пяти дней с момента подписания настоящего Соглашения всеми Сторонами Соглашения Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз машиностроителей России» в установленном порядке направляет его в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на уведомительную регистрацию.

4. В течение десяти дней с момента уведомительной регистрации настоящего Соглашения в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти Стороны Отраслевого соглашения единовременно размещают текст настоящего Соглашения на собственных интернет-сайтах.

Председатель
Ассоциации машиностроительных
профсоюзов России,
Профсоюза работников автомобильного
и сельскохозяйственного машиностроения
Российской Федерации

А.А. Фефелов
Президент
Общероссийского отраслевого
объединения работодателей
«Союз машиностроителей России»
С.В. Чемезов
Профсоюза машиностроителей
Н.П. Шатохин
Общественной организации
«Всероссийский Электропрофсоюз»
В.Н. Вахрушкин

Валерий Вахрушкин
Председатель Общественного объединения – «Всероссийский Электропрофсоюз»: ОТС – залог социального мира и спокойствия в трудовых коллективах
Подписание Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике – событие неординарное. Напомним, что переговоры по заключению ОТС начались еще в июне минувшего года и зашли в тупик, когда Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл) отказалось принимать предложения профсоюза о повышении реальной зарплаты работникам на 25 процентов. Ответом на отказ стала приостановка переговоров профсоюзной стороной. А следом за этим, в ноябре 2012‑го, «Электропрофсоюз» провел пикет в Москве. Надо ли говорить, что в течение этого времени ВЭП неоднократно обращался и в профильное министерство, и в правительство РФ, и в другие федеральные службы. Результата не было. В наступившем году события развивались по нарастающей. 20 февраля текущего года состоялась очередная акция протеста «Всероссийского Электропрофсоюза».
В нашей отрасли ОТС – это своеобразный стержень в процессе проведения коллективно-договорной кампании при заключении коллективных договоров организаций. Это те условия, ниже которых работодатели организаций и представители работников не должны опускаться в своих договоренностях. Без системного отраслевого документа подчас непросто заключить коллективный договор на предприятии, так как отсутствуют отраслевые ориентиры. А он, в свою очередь, залог социального мира и спокойствия в трудовых коллективах.
18 марта 2013 года профсоюз подписал ОТС в электроэнергетике с Объединением РаЭл на 2013‑2015 годы. С июля текущего года ставка первого разряда работника отрасли повысится на 13,5 процента, в денежном выражении это составит 5400 рублей. А в следующем году июльское повышение поднимет планку ставки первого разряда до 6000 рублей (в целом более 26 процентов от нынешнего размера ставки). К тому же, поскольку каждая организация обладает разными финансовыми возможностями, новое ОТС предполагает, что профорганизации на местах смогут договариваться непосредственно с работодателями и устанавливать ставку первого разряда выше отраслевой. Для остальных процент повышения ставки первого разряда не может быть ниже установленного в соглашении. Тем более что теперь контролировать выполнение соглашения будет не только профсоюз и объединение работодателей, но и Министерство энергетики РФ. Это обязательство закреплено в протоколе, где обговаривается поэтапное повышение ставки первого разряда. Протокол был подписан на трехсторонней встрече 7 марта 2013 года с министром энергетики РФ Александром Валентиновичем Новаком.
В условиях многообразия социально-экономических возможностей организаций электроэнергетического комплекса социально ответственные работодатели должны вдумчиво и с пониманием относиться к обязательствам по поэтапному приближению минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда к прожиточному минимуму трудоспособного населения в Российской Федерации.
Только совместные усилия всех заинтересованных сторон при непосредственном участии Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития РФ и Федеральных служб помогут реализовать мероприятия, отраженные в ОТС от 9 апреля 2013 года в электроэнергетике РФ на 2013‑2015 годы.
Аркадий Замосковный
Генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл): В рамках реализации ОТС каждая из сторон сможет находить для себя важные преимущества
Уважаемые коллеги! Перед вами текст Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013‑2015 годы. О ходе десятимесячных переговоров можно написать целую книгу. Впрочем, если собрать все материалы, которые публиковались на сайтах сторон переговоров, в газетах (в том числе на страницах «ЭПР»), то получится повествование размером с толстый роман. К счастью, книга оказалась с хорошим концом – несмотря на все драматические коллизии и перипетии.
В значительной степени причины напряженности переговорного процесса увязаны с высоким значением Отраслевого тарифного соглашения в сфере регулирования социально-трудовых отношений работодателей и работников в энергокомпаниях. Кроме того, требование Профсоюза о единомоментном повышении минимальной тарифной ставки сразу на 50 процентов (на первом этапе переговорного процесса) никак не способствовало быстрому достижению компромисса.
В целом стороны всерьез ощутили на себе все риски и угрозы, связанные с возможным отсутствием ОТС в электроэнергетике, и на завершающем этапе переговоров проявили мудрость и готовность к взаимовыгодным компромиссам. Именно поэтому в рамках реализации ОТС каждая из сторон сможет находить для себя важные преимущества. Так, возросший уровень основных минимальных стандартов увязан с предусмотренными в ОТС гибкими подходами к реализации наиболее важных норм, что предполагает возможность взвешенного диалога на локальном уровне социального партнерства. Отдельно следует отметить намерение сторон объединить усилия для последующей работы по повышению степени учета расходов энергокомпаний на персонал при тарифном регулировании, что может самым положительным образом повлиять на решения работодателей в сфере оплаты труда. В наших ближайших планах – подготовка и направление совместных писем в Минэкономразвития и ФСТ России о необходимости учета расходов по ОТС в тарифах в отношении тех работодателей, на которых оно распространяется.
Обе стороны заинтересованы в максимальном расширении сферы действия ОТС, и этот тезис подкреплен позицией министра энергетики Александра Новака. Распространение норм ОТС на как можно более широкий круг заинтересованных работодателей – одна из наших основных целей. Успешное завершение переговоров стало возможно для Объединения РаЭл только благодаря той поддержке, которую на протяжении всего переговорного процесса мы получали от полномочных представителей энергокомпаний. Мы очень благодарны за эту поддержку и, со своей стороны, также всегда готовы приходить на помощь и оказывать работодателям содействие в разъяснении норм ОТС и решении других вопросов социального партнерства в энергокомпаниях.
Очередное отраслевое тарифное соглашение подписано. Необходимо как можно быстрее приступать к применению основного документа, регулирующего социально-трудовые отношения в электроэнергетике. С тем, чтобы по итогам реализации текущего ОТС переговоры по заключению нового Соглашения прошли в рамках аргументированного диалога непосредственно за столом переговоров.
Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013–2015 годы заключено 18 марта 2013 года и зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости 9 апреля 2013 года (регистрационный номер 222/13-15). Условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не выявлено.
Организации электроэнергетики, в отношении которых не действует настоящее соглашение, вправе присоединиться к нему. Подробности процедуры присоединения можно узнать, обратившись в Объединение РаЭл. Тел. 8 (495) 234-76-16, (495) 234-76-08, e-mail: info@orael.ru

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ в электроэнергетике Российской Федерации на 2013–2015 годы

Добавить комментарий