Освобождение от уплаты НДС 2018

Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1572-О-О»Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации»

Как следует из представленных материалов, В.Б. Слободенюк, осуществлявший деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года использовал право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. Решением налогового органа от 7 февраля 2007 года в продлении срока освобождения ему было отказано по мотиву несоблюдения требований налогового законодательства, в связи с чем он направил в налоговый орган новое уведомление и полный пакет документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации. По этому уведомлению было принято положительное решение и заявителю с 1 апреля 2007 года предоставлено право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

Определение Конституционного Суда РФ от 09.07.2004 N 242-О»Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Штин Ларисы Александровны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации»

В Определении от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями статей 143 и 145 Налогового кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении на них дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

<Письмо> ФНС России от 29.06.2015 N ГД-4-3/11238@»О порядке применения статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации»(вместе с <Письмом> Минфина России от 18.03.2015 N 03-07-15/14580)

Согласно пункту 3 статьи 145 Кодекса лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 данной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Приказ МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447(ред. от 11.03.2004)»Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации»

2.2. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 Кодекса, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П»По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан»

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (Определение от 1 июля 1999 года по жалобе гражданина В.В. Варганова на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и Законом Белгородской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», Определение от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями статей 143 и 145 Налогового кодекса Российской Федерации).

<Письмо> МНС РФ от 24.03.2003 N ВГ-6-03/337@»О порядке исчисления налога на добавленную стоимость лицами, использующими право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, при их переходе на упрощенную систему налогообложения»

В соответствии с пунктом 4 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение не будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 указанной статьи.

Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 321-О»Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статьи 10 Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, определение экономической целесообразности как установления, так и изменения существенных элементов налогового обязательства относится к полномочиям законодателя; разрешение подобных вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно, за исключением случаев, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков (Постановление от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений законов ряда субъектов Российской Федерации о налоге с продаж, Определение от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 313-О»По жалобе гражданки Паутовой Людмилы Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.И. Паутова просит признать пункт 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации противоречащим статьям 8 (часть 1), 19 (часть 2), 34 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. По мнению заявительницы, данное правоприменителем истолкование содержащейся в нем нормы нарушает конституционный принцип равенства, так как ставит ее в неравное положение с другими индивидуальными предпринимателями — продавцами неподакцизных товаров, вынуждая устанавливать в отличие от них цену, увеличенную на сумму налога на добавленную стоимость; кроме того, неопределенность формулировки оспариваемой нормы приводит к произвольному ограничению прав налогоплательщиков на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость.

<Письмо> МНС РФ от 30.09.2002 N ВГ-6-03/1488@<Об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС>

При продлении использования права на освобождение в течение последующих двенадцати календарных месяцев, отказе от использования права на освобождение налогоплательщики вместе с уведомлением представляют в налоговые органы документы, установленные пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказ МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491″О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447″

2.2. Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 Кодекса. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 Кодекса, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

В соответствии с пунктом 2 статьи 399 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров.

2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов
Республики Казахстан
Б. Султанов

«СОГЛАСОВАН»
Заместитель Премьер-Министра
Республики Казахстан –
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
___________ У. Шукеев
9 марта 2018 года

«СОГЛАСОВАН»
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
____________ Е. Биртанов
13 марта 2018 года

«СОГЛАСОВАН»
Председатель Национального Банка
Республики Казахстан
____________ Д. Акишев
19 марта 2018 год

Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 23 февраля 2018 года № 267

Содержание

Правила освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров

1. Настоящие Правила освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 399 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и определяют порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10), 11), 12), 13) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса.

2. Действие настоящих Правил распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Глава 2. Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, указанных в подпункте 2) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса

3. При импорте сырья для производства денежных знаков, осуществляемом Национальным Банком Республики Казахстан и его организациями, представляются следующие документы:

1) подтверждение Национального Банка Республики Казахстан о предназначении ввозимого сырья для производства денежных знаков;

2) обязательство получателя о целевом использовании ввозимого сырья, для производства денежных знаков, составленное по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

4. Ввезенное сырье используется только в тех случаях, в которых представлены налоговые льготы. В случае использования Национальным банком Республики Казахстан и его организациями указанных товаров в иных целях, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

Глава 3. Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, указанных в подпунктах 4), 5), 6) и 7) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса

5. При импорте товаров, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса, представляются товаросопроводительные документы, содержащие:

информацию о ввозе товара с указанием цели ввоза товара на безвозмездной основе;

копию международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан (при наличии), в рамках которого осуществляется ввоз товаров на безвозмездной основе.

6. При импорте товаров, указанных в подпунктах 4), 5), 6) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса вместо товаросопроводительных документов предоставляются подтверждение дипломатических или приравненных к ним представительств или консульских учреждений о ввозе товара с указанием цели ввозимого товара на безвозмездной основе.

7. При импорте товаров, указанных в подпункте 7) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса предоставляется подтверждение дипломатических или приравненных к ним представительств или консульских учреждений о ввозе товара.

8. При импорте товаров, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса представляется:

документ, составленный отправителем товара, подтверждающий направление товаров в качестве гуманитарной помощи с указанием цели ввоза товара на безвозмездной основе;

обязательство получателя о целевом использовании товаров, составленное по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

9. При импорте товаров, указанных в подпункте 5) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса представляется:

документ, составленный отправителем товара, подтверждающий факт безвозмездной передачи товаров с указанием цели ввоза товара на безвозмездной основе;

обязательство получателя о целевом использовании благотворительной помощи, составленное по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

копия проекта (контракта) по техническому содействию для выполнения которого поставляются товары.

10. При импорте товаров, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса представляется документ, составленный отправителем товара, подтверждающий направление товаров за счет средств грантов с указанием цели ввоза товара на безвозмездной основе.

11. Товары, указанные в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса, используются в целях в соответствии с которым представлены налоговые льготы. В случае использования указанных товаров в иных целях, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

Глава 4. Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, указанных в подпунктах 10) и 11) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса

12. Импорт товаров, указанных в подпунктах 10) и 11) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса, освобождается от налога на добавленную стоимость, если такой товар включен в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области здравоохранения по согласованию с уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса, центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом.

13. Для целей освобождения от налога на добавленную стоимость импорта лекарственных средств любых форм, изделий медицинского назначения и медицинской техники в соответствии с пунктом 1 статьи 80 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс) необходимо соблюдение следующих условий:

1) представление в орган государственных доходов Республики Казахстан копии лицензии на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, или выписка о приеме уведомления о начале или прекращении осуществления деятельности или определенных действий (далее – выписка о приеме уведомления), выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения в порядке, установленном Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» (далее – Закон), или наличие сведений в государственной базе данных электронного лицензирования о разрешении на занятие фармацевтической или медицинской деятельностью;

2) наличие сведений о регистрации в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Казахстан (далее – Государственный реестр) или представление копий регистрационного удостоверения на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику, выданного в соответствии с законодательством в области здравоохранения, или выписки из Государственного реестра, выдаваемой уполномоченным органом в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники для зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, или заключения (разрешительного документа) государственного органа в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники о ввозе не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники и в случаях, установленных пунктами 3 и 4 статьи 80 Кодекса.

В случае импорта товаров в рамках договоров о государственных закупках, договоров, заключенных для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования вместо вышеуказанных документов, за исключением копии лицензии на фармацевтическую или медицинскую деятельность (для видов деятельности, подлежащих лицензированию) или выписки о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения, в органы государственных доходов представляется договор, заключенный между заказчиком и поставщиком, осуществляющим импорт.

14. В случае импорта материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, изделий медицинского назначения, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехники, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники, а также специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам, необходимо представление в орган государственных доходов Республики Казахстан копии лицензии на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, или выписки о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения.

15. Для целей освобождения импорта лекарственных средств, используемых (применяемых) в области ветеринарии, от налога на добавленную стоимость необходимо соблюдение следующих условий:

1) представление копии документа, подтверждающего государственную регистрацию в Республике Казахстан или государстве — члене Евразийского экономического союза или наличие сведений о регистрации в государственном реестре ветеринарных препаратов Республики Казахстан или государств-членов Евразийского экономического союза, опубликованных на официальных интернет ресурсах, или представления копии регистрационного удостоверения на ветеринарный препарат (за исключением случаев, когда ввозятся образцы ветеринарного препарата для проведения регистрационных испытаний);

2) представление копии разрешения на ввоз в Республику Казахстан, выданного ведомством уполномоченного органа в области ветеринарии в соответствии с законодательством в области ветеринарии (в случае, когда ввозятся образцы ветеринарного препарата для проведения регистрационных испытаний);

3) для видов деятельности в области ветеринарии, подлежащих лицензированию, представление копии лицензии на занятие деятельностью по производству препаратов ветеринарного назначения или проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения;

4) для видов деятельности в области ветеринарии, не подлежащих лицензированию, представление копии устава организации или подтверждения о присвоении учетного номера объекту производства, осуществляющему выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения, а также организации по производству, хранению и реализации ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок, выданного в соответствии с законодательством в области ветеринарии, (далее – подтверждение о присвоении учетного номера) или уведомления о начале или прекращении предпринимательской деятельности в области ветеринарии, выданного в порядке, установленном Законом.

В случае импорта товаров в рамках договоров о государственных закупках, вместо вышеуказанных документов, за исключением документов, указанных в подпунктах 3) и 4) настоящего пункта, в органы государственных доходов представляется договор, заключенный между заказчиком и поставщиком, осуществляющим импорт.

16. Для целей освобождения импорта изделий ветеринарного назначения и ветеринарной техники, сурдотифлотехники, включая протезно-ортопедические изделия; материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, используемых (применяемых) в области ветеринарии; изделий ветеринарного назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и ветеринарной техники от налога на добавленную стоимость необходимо соблюдение следующих условий:

1) для видов деятельности в области ветеринарии, подлежащих лицензированию, представление копии лицензии на занятие деятельностью по производству препаратов ветеринарного назначения или проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения;

2) для видов деятельности в области ветеринарии, не подлежащих лицензированию, представление копии устава организации или подтверждения о присвоении учетного номера или уведомления о начале или прекращении предпринимательской деятельности в области ветеринарии.

В случае импорта товаров в рамках договоров о государственных закупках, дополнительно к вышеуказанным документам представляется договор, заключенный между заказчиком и поставщиком, осуществляющим импорт.

17. Товары, указанные в настоящей главе (за исключением импорта средств передвижения, предоставляемых инвалидам) должны использоваться:

1) субъектами здравоохранения для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности или выписки о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения;

2) физическими или юридическими лицами для осуществления ветеринарной деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление данного вида деятельности (только для лицензируемых видов деятельности в области ветеринарии), а для видов деятельности в области ветеринарии, не подлежащих лицензированию, — в соответствии с уставом юридического лица или подтверждением о присвоении учетного номера или уведомлением о начале или прекращении предпринимательской деятельности в области ветеринарии.

В случае использования импортером указанных товаров (за исключением средств передвижения, предоставляемых инвалидам) в целях, не соответствующих медицинской, фармацевтической или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, а также дальнейшего вывоза товаров с территории Республики Казахстан (за исключением вывоза в таможенной процедуре реэкспорта), налог на добавленную стоимость, не уплаченный при таможенной очистке таких товаров, подлежит уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством или таможенным законодательством Евразийского экономического союза или Республики Казахстан.

Глава 5. Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, указанных в подпунктах 1), 3), 8), 9), 12) и 13) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса

18. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость по импорту товаров, указанных в подпункте 8) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса в рамках таможенных процедур, не предусматривающих уплату таможенных пошлин, налогов, осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Республики Казахстан.

19. Импорт товаров, указанных в подпункте 9) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса, освобождается от налога на добавленную стоимость, если такой товар включен в перечень космических объектов и оборудования объектов наземной космической инфраструктуры, ввозимых участниками космической деятельности, определенный Правительством Республики Казахстан.

При этом, при реализации или передаче в иной форме указанных товаров лицам, не участвующим в международном сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, налог на добавленную стоимость подлежит уплате в соответствии с Налоговым кодексом.

20. Импорт товаров, указанных в подпункте 13) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса, освобождается от налога на добавленную стоимость, если такой товар включен в перечень предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан, определенный Правительством Республики Казахстан.

21. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость по импорту товаров, указанных в подпунктах 1), 3) и 12) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса, применяется без предоставления товаросопроводительных документов.

Приложение 1
к Правилам освобождения
от налога на добавленную
стоимость импорта товаров
Форма
Руководителю
территориального органа
государственных доходов
________________________
________________________

Обязательство о целевом использовании сырья для производства денежных
знаков

Приложение 2
к Правилам освобождения
от налога на добавленную
стоимость импорта товаров
форма
Руководителю
территориального органа
государственных доходов
____________________________
____________________________
Приложение 3
к Правилам освобождения
от налога на добавленную
стоимость импорта товаров
форма
Руководителю
территориального органа
государственных доходов
____________________________
____________________________

На каких основаниях субъекты могут быть освобождены от уплаты НДС

Порядок оформления освобождения

Обязанности налогоплательщика, освобожденного от НДС

На каких основаниях субъекты могут быть освобождены от уплаты НДС

Каждый субъект хозяйственной деятельности, будь то организация или ИП, обязаны в процессе своей работы начислять НДС на производимые ими товары и оказываемые услуги (ст. 143 НК РФ). Но положениями ст. 145 НК РФ допускается возможность освобождения от НДС, если общая сумма выручки меньше 2 000 000 руб. за минусом косвенных налогов за 3 прошедших месяца. Данная норма не относится к тем, кто уплачивает налог при перемещении товарами таможенной территории РФ. Также эти положения не затрагивают налоговых агентов.

Подробнее о праве освобождения от НДС см. в материале «Ст. 145 НК РФ 2019: (вопросы и ответы)».

Если экономическим субъектом принято решение воспользоваться правом освобождения от НДС, следует уведомить о своем намерении органы ФНС. Уведомление с подтверждающими документами предоставляют как лично, так и по почте. При этом не стоит дожидаться ответа от налоговиков, так как при подаче документов налогоплательщик уже заявляет о своем праве на освобождение.

Подробнее о том, как начать работать на новых условиях, читайте в материале «Как начать применять освобождение от НДС».

В некоторых случаях освобождение от НДС предусмотрено сразу после смены налогового режима, произошедшего в связи с изменившимися обстоятельствами. Так, чиновники высказали одобрение на получение освобождения предпринимателям, ранее работавшим с применением патента. Читайте об этом в материале «ИП, слетевший с патента, может сразу освободиться от НДС».

Ранее принятые к вычету в соответствии со ст. 171 и 172 суммы налога до начала освобождения от НДС требуется восстановить и перечислить в бюджет. Сделать это необходимо непосредственно перед использованием полученного права или в том же налоговом периоде, если освобождение от НДС произошло во 2-м или 3-м месяце квартала.

Подробнее о процедуре восстановления налога читайте в статье «С 2015 года некоторые «освобожденцы» смогут восстанавливать НДС на квартал позже».

При форс-мажорных обстоятельствах, когда налогоплательщик узнает о неправомерности нахождения на УСН, ЕНВД или другой льготной системе налогообложения, ему грозит удержание суммы НДС, которая могла быть начислена за этот период времени. Однако данного обстоятельства можно попробовать избежать. Более подробно об этом можно узнать из материала «Проверка подтвердила незаконность спецрежима? Есть шанс избежать уплаты НДС».

Оказание посреднических услуг признается объектом налогообложения НДС. Но при этом существуют и исключения, при которых посредники также имеют право воспользоваться освобождением от НДС. Случаи, при которых допускается подобное право, перечислены в материале «Какие услуги посредника не облагаются НДС».

Некоторые операции получают освобождение от НДС только при наличии определенных условий. Так, реализация продуктов интеллектуальной деятельности не облагается налогом лишь при наличии лицензионного договора. Позиция чиновников по этому поводу отражена в материале «Можно ли не платить НДС при передаче прав на использование программного обеспечения без лицензионного договора?».

В каких случаях передача прав на программное обеспечение не облагается НДС, рассмотрено также в материалах:

  • «Передача прав по сублицензионному договору не облагается НДС»;
  • «Приобретение прав на ПО по лицензионному договору у иностранной компании не облагается НДС».

Порядок оформления освобождения

Право на освобождение от НДС реализуется посредством уведомления органов ФНС в установленном порядке. Для этого составляется документ по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 04.07.2002 № БГ-3-03/342, который следует отправить в налоговую до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения.

О последовательности действий в этой ситуации читайте в материале «Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 году?».

После передачи документов, подтверждающих возможность освобождения от уплаты по НДС, заявитель не вправе отказаться от него на протяжении 12 месяцев. Исключение составляют случаи, когда налогоплательщиками было утрачено подобное право, например в связи с ростом выручки или случаями продажи подакцизной продукции. По истечении указанного срока от руководителей требуется либо составить уведомление о продлении освобождения от НДС, либо отказаться от этого права.

О дальнейших действиях субъектов читайте в материале «Сообщите налоговой о своем решении ― продлить право на освобождение от НДС или отказаться от него».

При определенных обстоятельствах реализовать право на освобождение от НДС некоторых операций невыгодно для самого экономического субъекта. При осуществлении конкретных видов деятельности законодательство предусматривает только необлагаемые налогом операции. Однако существует перечень работ и товаров для реализации, налогообложение по которым производится по усмотрению предпринимателя. Подробнее об этом праве – в нашем материале «Как отказаться от освобождения от НДС?».

Каждая организация вправе самостоятельно решать, стоит ли получать освобождение от НДС. Ведь при этом потребуется восстановить налог, ранее принятый к вычету. При наличии основных средств с высокой остаточной стоимостью процедура по освобождению от НДС может быть крайне невыгодна. К тому же сумму восстановленного налога необходимо будет перечислить в бюджет.

Уведомить органы ФНС об отказе от права на освобождение от НДС в 2019 году можно в произвольной форме, пример которой имеется в материале «Образец уведомления об отказе от использования права на освобождение».

Обязанности налогоплательщика, освобожденного от НДС

Уведомив ИФНС о своем праве на освобождение от НДС, предприниматель или организация не теряют статус налогоплательщика НДС. Они получают право не перечислять налог в бюджет в течение некоторого времени. Кроме того, отпадает необходимость и в предоставлении декларации по налогу (если НДС не был указан в документах, предоставляемых покупателям).

Подробнее об отчетности в подобной ситуации изложено в материале «Сдавать ли декларацию по НДС «освобожденцу»?».

Предоставлять в налоговые органы прочие документы, подтверждающие право субъекта на освобождение от НДС, необязательно, однако необходимо иметь их в наличии для предъявления фискалам по требованию. Об этом подробнее можно прочитать в материале «Подавать регистрационные удостоверения с декларацией не обязательно».

И хотя в результате освобождения от НДС предприятия и ИП получают возможность не перечислять налог в бюджет в течение некоторого времени, обязанность выписывать счета-фактуры контрагентам сохраняется. Субъекты, получившие освобождение от НДС, в качестве ставки налога в этих документах прописывают: «Без НДС». Сама итоговая сумма в счете-фактуре также не включает в себя налог.

Когда возникает, а когда не возникает необходимость прописывать НДС в документах, вы узнаете из материала «В каких случаях указывается стоимость с и без НДС?».

Освобождение от НДС может быть выгодной привилегией, однако с ним связано очень много нюансов и сложных неоднозначных вопросов. Разобраться с ними вам помогут актуальные, постоянно обновляющиеся материалы нашей рубрики «Освобождение от НДС».

Специалисты ФНС России в письме от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911 сформировали позицию по вопросу определения состава выручки для целей применения освобождения от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. Точка зрения налоговиков в пользу компаний. Более того, новый подход согласован с Минфином России (письмо от 21.04.2014 № 03-07-15/18197).

Прежняя позиция фискалов

Разъяснения по рассматриваемому вопросу были даны московскими налоговиками в письмах ­УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541, от 07.06.2005 № 19-11/40890 и УМНС России по г. Москве от 26.01.2004 № 24-14/04847. Опишем суть проблемы и подход фискалов.

Для того чтобы организации и индивидуальные предприниматели могли воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС, необходимо, чтобы у компаний и бизнесменов за три предшествующих последовательных календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышала в совокупнос­ти 2 млн руб. Основание — п. 1 ст. 145 НК РФ. Возникает вопрос: нужно ли при определении выручки включать в ее состав абсолютно все операции (и облагаемые , и не облагаемые НДС) или же только те, которые облагаются НДС?

Налоговый кодекс ответа на этот вопрос не дает. Позиция налоговиков заключается в следующем: выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению, включается в сумму выручки в целях применения ст. 145 НК РФ. При этом в письме от 26.01.2004 № 24-14/04847 московские налоговики прямо перечислили, что компании не должны включать в выручку. Это:

  • суммы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, переведенной на ЕНВД;
  • денежные средства, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров, предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);
  • суммы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
  • операции, перечисленные в подп. 2—4 п. 1 и п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ.

Заметим, что по рассматриваемому вопросу высказывался и Минфин России. Так, в письме от 24.01.2014 № 03-11-10/2510 в ответ на предложение Торгово-промышленной палаты внести изменения в п. 1 ст. 145 НК РФ и прямо установить в этой норме, что суммы по операциям, не облагаемым НДС, не включаются в расчет выручки для применения ст. 145 НК РФ, финансисты сочли это предложение нецелесообразным. Более того, по мнению Минфина России, в целях единообразного применения п. 1 ст. 145 НК РФ в эту норму следует внести уточнение в части определения суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), имея в виду включение в нее сумм, полученных от операций как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

На уровне судов спор решен давно

До ноября 2012 г. в арбитражной практике не было единого подхода к решению рассматриваемой проблемы. Некоторые суды поддерживали налоговиков и считали, что при определении размера выручки для целей применения ст. 145 НК РФ в расчет необходимо включать суммы как по облагаемым, так и по не облагаемым НДС операциям (например, постановления ФАС Уральского округа от 01.11.2012 № Ф09-10415/12, Поволжского округа от 10.11.2011 № А06-1875/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.02.2012 № ВАС-810/12), Северо-Западного округа от 07.07.2005 № А26-2984/04-29). Но были и решения в пользу налогоплательщиков. В них арбитры признавали правомерным не включать в расчет выручки суммы от не облагаемых НДС операций (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2012 № А45-11287/2011, Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 № А19-9447/10).

Неоднозначность ситуации устранил Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.11.2012 № 10252/12 (далее — постановление Президиума ВАС РФ). В нем высшие арбитры встали на сторону налогоплательщика.

По мнению компании, обратившейся в Президиум ВАС РФ за восстановлением справедливости, для получения права на освобождение от обязанностей плательщика НДС согласно ст. 145 НК РФ следует учитывать только выручку от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу по данному налогу. Организация осуществляла как облагаемые НДС операции, так и операции, освобождаемые от налогообложения по ст. 149 НК РФ. Суммы от необлагаемых операций не учитывались при расчете выручки для целей применения ст. 145 НК РФ. Правомерность такого подхода поддержали высшие арбитры.

По смыслу п. 1 ст. 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязаннос­тей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении компаний и бизнесменов, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение данного освобождения, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

Новый подход

В комментируемом письме специалис­ты ФНС России констатировали тот факт, что ст. 145 НК РФ не предусмот­рено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих обложению НДС, либо не признающихся объектом налогообложения по НДС. Однако согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ, предельный показатель выручки для целей применения ст. 145 НК РФ должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

Также налоговики отметили, что постановление Президиума ВАС РФ указывает на возможность пересмотра на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятых на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном постановлении толкованием.

Как известно, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся арбит­ражной практикой, которой налоговики должны руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначислений (письмо ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097). Исходя из этого, специалистам налоговых органов ничего и не оставалось, как только прийти к выводу, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Данная позиция будет доведена до налоговых органов на местах, и именно ей теперь будут руководствоваться проверяющие.

Добавить комментарий