Основные направления деятельности органов военной прокуратуры

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляется Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 46 Закона о прокуратуре).

Организационное строительство органов военной прокуратуры как управленческий процесс включает в себя установление системы органов, их структуры, состава, численности, штатов, управленческих связей между структурными элементами, разграничение компетенции и распределение полномочий.

Система органов военной прокуратуры является составной частью единой централизованной системы органов прокуратуры РФ (ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 11, п. 6 ст. 14 Закона о прокуратуре). Она состоит из трех звеньев, находящихся на разных уровнях иерархии (п. 1 ст. 46 Закона о прокуратуре):

высший уровень – Главная военная прокуратура, которая, как отмечалось выше, действует на правах структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ и возглавляется заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором (п. 6 ст. 14 Закона о прокуратуре);

средний – девять военных прокуратур окружного звена (Восточного, Западного, Центрального, Южного военных округов, Балтийского, Северного, Тихоокеанского флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московской городской военной прокуратуры), приравненных к прокуратурам субъектов РФ;

низовой уровень, или гарнизонное звено, включает 146 военных прокуратур гарнизонов, три военные прокуратуры ракетных армий и две военные прокуратуры флотилий, которые приравнены к прокуратурам городов и районов. В военных прокуратурах гарнизонного звена по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

Обособленность системы органов военной прокуратуры обусловлена, с одной стороны, спецификой принадлежности объектов надзора к Минобороны России и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с другой – прохождением службы прокурорскими работниками военных прокуратур на воинских должностях и в порядке, предусмотренном для военнослужащих (п. 8 ст. 48 Закона о прокуратуре). Кроме этого, финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры осуществляется за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом на содержание Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти, поднадзорных военным прокурорам (ст. 50 Закона о прокуратуре), В связи с этим существует особый порядок реализации приказов Генерального прокурора РФ по вопросам реорганизации военных прокуратур – путем издания директив Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и других организационно-распорядительных документов органов военного управления иных министерств и ведомств (п. 2 ст. 46 Закона о прокуратуре).

На военные прокуратуры возложено осуществление функций прокуратуры в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации (п. 1 ст. 46 Закона о прокуратуре). В настоящее время 10 военных прокуратур гарнизонов входят в состав контингентов российских войск на территории девяти государств (Абхазия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина, Южная Осетия), где в соответствии с международными соглашениями функционирование каких-либо иных правоохранительных органов России не предусмотрено.

В состав военных прокуратур каждого военного округа, флота входят сама военная прокуратура окружного звена, а также подчиненные ей военные прокуратуры гарнизонного звена. Например, в составе военных прокуратур Балтийского флота находятся: военная прокуратура флота, военные прокуратуры Балтийского, Калининградского, Пионерского, Черняховского гарнизонов и 306-я военная прокуратура гарнизона.

Численность военнослужащих и лиц гражданского персонала органам военной прокуратуры выделяется за счет и пропорционально численности соответственно Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Численность личного состава органов военной прокуратуры включается в штатную численность Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований (п. 13 ст. 48 Закона о прокуратуре).

Задачи (общие и специальные, внешние и внутрисистемные) органов военной прокуратуры реализуются в направлениях их деятельности. Эти задачи организационно возложены на имеющие соответствующие наименования штатные (основные и обеспечивающие) структурные подразделения военных прокуратур (отделы, управления, службы и пр.), а также на внештатные образования (коллегии, аттестационные комиссии, координационные совещания, рабочие группы) и предопределяют конкретные функции этих структурных подразделений, образований и входящих в их состав прокурорских и иных работников.

В соответствии с выполняемыми задачами и направлениями деятельности в Главной военной прокуратуре основными подразделениями являются управления надзора за:

  • – исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями (2-е управление);
  • – исполнением законов при расследовании преступлений (3-е управление);
  • – исполнением законов о федеральной безопасности (5-е управление);

А также:

  • – отдел надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • – управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах (4-е управление);
  • – организационное управление (1-е управление).

К штатным подразделениям обеспечения Главной военной прокуратуры относятся: управление кадров; аппарат Главного военного прокурора; служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников; канцелярия; приемная; финансовый и административно-хозяйственные отделы (ст. 14, п. 1 ст. 45, ст. 46.1 Закона о прокуратуре).

Перечисленные основные структурные подразделения соответствуют основным направлениям деятельности органов военной прокуратуры, предусмотренным п. 2–4 ст. 1 Закона о прокуратуре и ст. 3 Положения о военной прокуратуре, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г. № 5403-Х (действует в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации). Кроме этого, в приказах Генерального прокурора РФ, например в ранее упомянутом приказе Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» выделяются приоритетные направления деятельности прокуратуры, касающиеся в том числе и органов военной прокуратуры, которые также находят свое отражение в наименованиях структурных подразделений (например, отдел надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, пресс-служба и др.).

Закон о Прокуратуре (1993 с изменениями от 2000)

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ПРОКУРАТУРЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 18 декабря 1993 года N 1341-XII

(В редакции Решения Конституционного Суда

Кыргызской Республики от 15 мая 1996 года,

Законов КР от 21 ноября 1997 года № 82, 13 ноября 2000 года N 85)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Прокуратура Кыргызской Республики — орган надзора за соблюдением законодательных актов в Кыргызской Республике

Прокуратура Кыргызской Республики — государственный орган в системе исполнительной власти, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами местного самоуправления, министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и другими органами, создаваемыми при Правительстве Кыргызской Республики, местной государственной администрацией, общественными объединениями, должностными лицами, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и гражданами.

Прокуратура Кыргызской Республики осуществляет уголовное преследование и участвует в судебном разбирательстве дел в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Кыргызской Республики

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Кыргызской Республики определяются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, Положением «О военной прокуратуре Кыргызской Республики» и другими законодательными актами.

Статья 3. Основные направления деятельности прокуратуры

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, охраны прав и свобод граждан прокуратура осуществляет надзор:

    за соблюдением законодательных актов органами местного самоуправления и подчиненными Правительству Кыргызской Республики всеми органами исполнительной власти, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами за соответствием законам издаваемых ими актов, а также гражданами;

    за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

    за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

    за соблюдением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом, прокуратура осуществляет расследование преступлений.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Органы прокуратуры Кыргызской Республики:

    составляют единую систему, с подчинением нижестоящих прокуроров только вышестоящему и Генеральному прокурору Кыргызской Республики (далее Генеральный прокурор);

    действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

Воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Требования прокурора, предъявленные на основании и в порядке, установленными законом, обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами. Неисполнение должностными лицами и гражданами законных требований прокурора влечет ответственность, установленную законом.

Статья 5. Рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб

Органы прокуратуры в соответствии с ее полномочиями разрешают заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушении законов, а также иные заявления и жалобы, разрешение которых не относится к компетенции других органов.

Все поступившие в прокуратуру жалобы рассматриваются не позднее месячного срока. Ответ на жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если такое предусмотрено законом.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу на решения, либо действия которого принесена жалоба.

Статья 6. Разрешение вопросов, вытекающих из международных договоров (соглашений)

Генеральная прокуратура Кыргызской Республики в соответствии с заключенными международными договорами (соглашениями) решает вопросы, связанные с оказанием правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, а также, в пределах своей компетенции, решает иные вопросы, предусмотренные договорами (соглашениями).

II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 7. Система органов прокуратуры

Систему органов прокуратуры составляют:

    Генеральная прокуратура Кыргызской Республики (далее Генеральная прокуратура);

    прокуратуры областей, города Бишкека и военная прокуратура Кыргызской Республики (далее военная прокуратура);

    межрайонные, городские, районные и приравненные к ним специализированные прокуратуры.

Вопрос о создании или упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Правительством Кыргызской Республики по представлению Генерального прокурора.

Статья 8. Генеральная прокуратура

Генеральная прокуратура является центральным аппаратом системы органов прокуратуры.

Генеральная прокуратура:

    организует деятельность нижестоящих прокуратур, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов, контролирует их работу;

    вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора;

    непосредственно осуществляет надзор за соблюдением законов республиканскими органами государственной исполнительной власти, рассматривает жалобы на действия и решения этих органов и должностных лиц, а также на действия и решения прокуроров областей, города Бишкека и приравненных к ним прокуроров;

    осуществляет расследование преступлений особой значимости;

    взаимодействует с другими республиканскими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка и законности;

    представляет отчет Президенту Кыргызской Республики и регулярно информирует Правительство Кыргызской Республики о состоянии законности, выполнения органами исполнительной власти обязанностей по обеспечению соблюдения законов, охране общественного порядка и национальной безопасности, прав и свобод граждан, вносит предложения по укреплению правопорядка и совершенствованию законодательства.

Генеральная прокуратура возглавляется Генеральным прокурором, назначаемым и освобождаемым Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождаемых Президентом Кыргызской Республики по представлению Генерального прокурора. Распределение обязанностей между ними осуществляется Генеральным прокурором.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других ответственных работников органов прокуратуры. Состав коллегии утверждается Генеральным прокурором с согласия Президента Кыргызской Республики.

Генеральный прокурор имеет также старших помощников, старших следователей и следователей по особо важным делам. В управлениях и отделах имеются начальники и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры, а также могут быть главные специалисты — консультанты.

Начальники управлений, отделов и их заместители, старшие помощники и помощники Генерального прокурора, старшие прокуроры, прокуроры управлений и отделов, старшие следователи и следователи по особо важным делам, специалисты-консультанты и главный бухгалтер Генеральной прокуратуры назначаются и освобождаются Генеральным прокурором.

(В редакции Закона КР от 21 ноября 1997 года № 82)

Статья 9. Прокуратуры областей, города Бишкека и военная прокуратура

Прокуратуры областей, города Бишкека и военная прокуратура возглавляются соответствующими прокурорами, которые руководят и координируют деятельность нижестоящих прокуратур и осуществляют контроль за их работой.

Прокуроры областей, города Бишкека и военный прокурор Кыргызской Республики назначаются Президентом Кыргызской Республики по представлению Генерального прокурора. Они имеют заместителей, назначаемых и освобождаемых по их представлению Генеральным прокурором.

В прокуратурах областей, города Бишкека и военной прокуратуре образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру /председатель/, его заместителей /по должности/ и других ответственных работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором по представлению соответствующих прокуроров.

В прокуратурах областей, города Бишкека и военной прокуратуре имеются отделы, начальники которых назначаются Генеральным прокурором.

Прокуроры областей, города Бишкека и военный прокурор Кыргызской Республики имеют также старших помощников, старших следователей по особо важным делам и следователей. В отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры, а также могут быть главные специалисты-консультанты, которые назначаются и освобождаются соответствующими прокурорами.

Статья 10. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры

Прокуроры городов районов и приравненные к ним прокуроры назначаются и освобождаются от должности по представлению вышестоящих прокуроров Генеральным прокурором. Они имеют заместителей, старших помощников, помощников, старших следователей и следователей, которые назначаются и освобождаются вышестоящими прокурорами.

Статья 11. Срок полномочий прокурора

Срок полномочий Генерального прокурора — семь лет, прокуроров областей, городов, районов и приравненных к ним прокуроров — пять лет.

Прокуроры областей, городов и районов не могут занимать свою должность более двух сроков подряд в одном административно-территориальном районе.

Прокуроры в течение срока полномочий могут быть освобождены от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с переводом на другую работу или невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае вступления в законную силу приговора суда за совершенное преступление, а также по другим основаниям, предусмотренным Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики.

Статья 12. Полномочия Генерального прокурора по руководству органами прокуратуры

Генеральный прокурор осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов прокуратуры Кыргызской Республики.

На основании и во исполнение законов Генеральный прокурор издает приказы, указания и инструкции, обязательные для подчиненных ему работников.

Приказы и указания Генерального прокурора, в случае несоответствия их закону могут быть отменены самим Генеральным прокурором или Президентом Кыргызской Республики.

Генеральный прокурор в пределах выделенных средств устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры, права и обязанности структурных подразделений, штаты и структуру подчиненных прокуратур.

Статья 13. Полномочия прокурора области, города Бишкека и военного прокурора Кыргызской Республики по руководству подчиненными им органами прокуратуры

Прокурор области, города Бишкека и военный прокурор Кыргызской Республики руководят подчиненными им органами прокуратуры и во исполнение законов и нормативных актов Генерального прокурора издают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников, могут вносить изменения в штатные расписания аппарата и подчиненных прокуратур с сохранением установленных должностей в пределах выделенного фонда заработной платы.

Статья 14. Коллегии органов прокуратуры

Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки конструктивных решений.

Решения коллегий обязательны для исполнения всеми работниками соответствующих органов прокуратуры.

III. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ГЛАВА 1. ОБЩИЙ НАДЗОР

Статья 15. Предмет общего надзора

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов всеми органами, организациями и лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Закона с тем, чтобы:

    акты, принимаемые этими органами, организациями и должностными лицами соответствовали законодательству Кыргызской Республики;

    никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к административной, дисциплинарной и материальной ответственности;

    принимались меры к установлению и своевременному устранению любых нарушений закона и обстоятельств, способствующих их совершению, восстановлению нарушенных прав.

Прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность.

Статья 16. Полномочия прокурора

В процессе проверки в порядке общего надзора и в случаях, предусмотренных законодательством прокурор вправе:

    по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, деятельность которых связана с предметом проверки, иметь доступ к их документам и материалам;

    требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

    проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных предприятий, учреждений и организаций, подчиненных им должностных лиц; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения экспертиз, проверок, поступивших в прокуратуру материалов, информаций, обращений и обязывать сообщать об их результатах;

    вызывать должностных лиц и граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона;

    освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, опротестовывать противоречащие закону акты, вносить представления и предписания об устранении нарушений закона, предостерегать о недопустимости нарушений закона; обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбуждать уголовные дело или дисциплинарные производства.

Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований о проведении проверок, ревизий и экспертиз не позднее десяти дней с момента поступления требований прокурора.

Статья 17. Протест прокурора

Протест на противоречащий закону правовой акт приносится прокурором или его заместителем в орган, издавший этот акт, либо в вышестоящий орган. В случае отклонения — прокурор вправе обратиться в суд. В таком же порядке приносится протест на незаконное действие должностного лица.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест приостанавливает действие опротестованного правового акта.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении. В случае обращения прокурора в суд — его участие обязательно.

Протест может быть отозван принесшим его прокурором либо вышестоящим прокурором до его рассмотрения.

Статья 18. Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в государственный орган, общественное объединение или должностному лицу, полномочному устранить эти нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, способствующих им причин, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания, в котором он вправе участвовать.

Статья 19. Предписание прокурора

Письменное предписание об устранении нарушений закона вносится прокурором в тех случаях, когда нарушение закона имеет явный характер и может причинить существенный вред правам и интересам граждан, государства, предприятия, учреждения, организации, если оно не будет незамедлительно устранено.

Предписание направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.

В предписании содержатся указания на закон, который нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.

Предписание подлежит незамедлительному исполнению, о его исполнении сообщается прокурору.

Статья 20. Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или дисциплинарного производства.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению государственным органом, общественным объединением или должностным лицом в сроки, установленные законами Кыргызской Республики. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Дальнейшее обжалование постановления не приостанавливает его исполнение.

Статья 21. Предостережение прокурора

Предостережение о недопустимости нарушения закона письменно объявляется прокурором должностному лицу или гражданину в целях предупреждения правонарушений при наличии достаточных сведений о реально готовящихся противоправных деяниях и разъясняет ответственность за совершение правонарушения.

Статья 22. Обращение в судебные органы

Прокурор вправе обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан и государства в предусмотренных законом случаях.

ГЛАВА 2. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Статья 23. Предмет надзора

Предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых этими органами решений.

Статья 24. Полномочия прокурора

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами Кыргызской Республики.

Указания Генерального прокурора по вопросам следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Статья 25. Санкционирование действий, ограничивающих права граждан

Право давать санкцию на арест подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, принадлежит:

Генеральному прокурору, прокурорам областей и г.Бишкека, военному прокурору и их заместителям, прокурорам городов, районов и иным приравненным к ним прокурорам.

Продление сроков содержания под стражей производится прокурорами в порядке, определяемом уголовно-процессуальным законодательством.

Освобождение лиц из-под стражи вследствие изменения меры пресечения допускается следователями только с согласия прокурора, давшего санкцию на арест или осуществляющего надзор за следствием по делу.

Прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции санкционируют также иные предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия, ограничивающие законные права граждан.

Статья 26. Расследование преступлений органами прокуратуры

Органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным кодексом к их компетенции.

Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному прокурору или следователю расследование любого преступления.

ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ

Статья 27. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

Прокурор участвует в рассмотрении судами дел в случаях, предусмотренных законом.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Обязанность доказывания вины подсудимого в суде возлагается на государственного обвинителя.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 28. Внесение прокурорами представлений на судебные акты

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд апелляционное, частное и в порядке надзора представление на судебные акты. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела может приносить представление только по делу, в рассмотрении которого он участвовал.

Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.

Представление на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесено прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

(В редакции Решения Конституционного Суда Кыргызской Республики от 15 мая 1996 года, Закона КР от 13 ноября 2000 года N85)

Статья 29. Отзыв представления

Представление на решение, приговор, определение и постановление суда до начала рассмотрения его судом может быть отозвано прокурором, принесшим представление, либо вышестоящим прокурором.

(В редакции Закона КР от 13 ноября 2000 года N85)

Статья 30. Представление прокурора о даче судам руководящих разъяснений

Генеральный прокурор вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного суда Кыргызской Республики представление о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении гражданских и уголовных дел, об административных правонарушениях и принимать участие в его обсуждении.

ГЛАВА 4. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ, В МЕСТАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ И ИНЫХ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, НАЗНАЧАЕМЫХ СУДОМ

Статья 31. Содержание и задачи надзора

Прокурор осуществляет надзор:

    за законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

    за соблюдением установленного исправительно-трудовым законодательством порядка и условий содержания лиц в названных учреждениях, их прав;

    за законностью исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Статья 32. Полномочия прокурора

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать без досмотра в любое время места, указанные в статье 31 настоящего закона;

    опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, назначаемым судом;

    знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера;

    проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администраций учреждений, указанных в статье 31 настоящего Закона, и опротестовывать их в случае противоречия Закону, требовать объяснений от должностных лиц. Принесение протеста приостанавливает действие акта до его рассмотрения;

    отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора.

Прокурор вправе и обязан немедленно освободить своим постановлением каждого незаконно содержащегося в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению.

Статья 33. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, к которым применены меры принудительного характера, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

IV. КАДРЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 34. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей

На должность Генерального прокурора назначаются лица не моложе 40 лет и не старше 65 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.

На должности заместителей Генерального прокурора, прокуроров областей, города Бишкека, а также военного прокурора назначаются лица не моложе 35 лет и не старше 60 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет, а прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, — лица не моложе 30 лет, имеющие такой же стаж работы не менее 5 лет.

Прокурорами и следователями назначаются граждане Кыргызской Республики, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, пригодные по состоянию здоровья для работы в органах прокуратуры; лица впервые назначаемые на должности принимают Присягу.

Лица, окончившие юридические заведения и не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение года, на них распространяются все права и обязанности соответствующего работника прокуратуры.

Генеральный прокурор имеет право сократить срок стажировки или освободить от стажировки.

Прокуроры и следователи подлежат аттестации в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики.

Статья 35. Ограничения деятельности прокуроров

Прокуроры не могут быть членами выборных или иных государственных органов. В органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций.

Занятие предпринимательской деятельностью, а также совместительство службы в органах прокуратуры с другой оплачиваемой работой не допускается, за исключением научной, педагогической и творческой деятельности.

Статья 36. Классные чины работников органов прокуратуры

1. Работникам органов прокуратуры присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.

2. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики.

Статья 37. Неприкосновенность прокуроров и следователей

Уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении прокурора и следователя могут быть возбуждены только с согласия вышестоящего прокурора, за исключением случаев возбуждения дела судом.

Не допускается привод, личный досмотр прокурора и следователя, а также досмотр их вещей и используемого им транспорта, кроме случаев, когда последние застигнуты на месте преступления.

В целях обеспечения личной безопасности в связи с выполнением служебных обязанностей и для пресечения преступных действий, прокурор и следователь вправе иметь, носить и применять в установленном законом порядке табельное оружие.

Статья 38. Поощрение и ответственность работников прокуратуры

Порядок поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности работников прокуратуры устанавливается Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики.

Работники прокуратуры несут ответственность за свои противоправные действия или бездействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 39. Материальное и социальное обеспечение работников прокуратуры

Заработная плата работников прокуратуры, сотрудников научных учреждений прокуратуры, учреждений по повышению квалификации работников прокуратуры состоит из должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Размеры и порядок начисления доплат за классные чины и выслугу лет определяются Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики.

Лица, которым присваиваются классные чины, обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием в порядке и по нормам, устанавливаемым Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики.

Оперативным работникам прокуратуры предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью 30 рабочих дней с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах республики. В соответствии с Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики с учетом выслуги лет отпуск может быть увеличен до 45 суток.

Порядок и размеры пенсионного обеспечения работников прокуратуры и членов их семей устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

Прокуроры и следователи имеют право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Кыргызской Республики всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности — также и попутным транспортом; при направлении в служебные командировки пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Статья 40. Меры правовой и социальной защиты работников органов прокуратуры

Оперативные работники органов прокуратуры и члены их семей, а также их имущество находятся под защитой государства.

Жизнь и здоровье работников прокуратуры в обязательном порядке подлежат государственному социальному страхованию из средств республиканского бюджета на сумму десятилетнего денежного содержания.

В случае увечья или инвалидности, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, работники прокуратуры получают ежемесячно компенсацию в виде разницы между назначенной пенсией и заработной платой по последнему месту работы, а также единовременное пособие в размере от годового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности.

В случае гибели работника прокуратуры в связи с исполнением служебных обязанностей, семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания. За семьей погибшего сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели работника.

V. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 41. Научные и другие учреждения и организации прокуратуры Кыргызской Республики

Генеральная прокуратура может создавать учреждения по повышению квалификации работников прокуратуры и научные учреждения, выпускать специальные издания.

При Генеральной прокуратуре действует научно-методический Совет для рассмотрения предложений по улучшению организации деятельности органов прокуратуры.

Статья 42. Статистическая отчетность

Генеральная прокуратура совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику статистической отчетности о работе дознания, следствия и прокурорском надзоре за соблюдением законов, действующих на территории Кыргызской Республики, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры Кыргызской Республики.

Статья 43. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также за счет иных предусмотренных Законом источников финансирования.

Правительство Кыргызской Республики, местные государственные администрации обязаны обеспечивать бесплатно расположенные на их территории органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями.

В порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, органам прокуратуры предоставляется право на получение 30 процентов денежных средств, в том числе в иностранной валюте, от реализации обращенного в доход государства имущества и других ценностей, изъятых ими в уголовно-процессуальном порядке.

В порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики, органы прокуратуры имеют преимущественное право на приобретение изъятого и конфискованного на законных основаниях имущества юридических и физических лиц, для использования в работе.

Статья 44. Печать органов прокуратуры

Органы прокуратуры имеют печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием.

Статья 45. Разъяснение понятия «прокурор»

Под термином «прокурор» в настоящем Законе следует понимать:

Генерального прокурора, его заместителей, всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, начальников управлений и отделов, старших помощников, помощников, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.

Президент

Кыргызской Республики А.АКАЕВ

Согласно Указу Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина от 29 декабря 1995 года «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации» профессиональный праздник работников и служащих прокуратуры отмечается в РФ ежегодно, 12 января, начиная с 1996 года.

Указанная дата выбрана неслучайно: именно в этот день (12 января) в 1722 году указом императора Российской империи Петра Великого при Правительствующем сенате впервые был учрежден пост генерал-прокурора и возник институт российской прокуратуры.

18 января 1722 года Петр I назначил на должность первого Генерал-прокурора своего сподвижника Павла Ивановича Ягужинского. Представляя его Сенату, император сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть».

Действительно, во время во время правления Петра Великого прокуроры занимали исключительное положение в аппарате государства. Они были независимы от тех учреждений, при которых состояли, контролировали их деятельность, обращали внимание на недостатки, волокиту, нарушения закона, воровство и растрату денег, наблюдали за собиранием казенных доходов, за правильностью финансовой отчетности.

В последующие годы функции прокурора были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Так, после образования Министерства юстиции (1802 г.) прокурор стал одновременно министром юстиции. Тем не менее, основным назна­чением прокуратуры практически на всех этапах её существования (вплоть до 1864 г.) был надзор за исполнением законов государственными и обще­ственными органами.

Существенно изменились основные направления многосторонней деятельности прокуратуры после Судебной реформы 1864 г., проведенной Александром II. От всеобщего блюстителя законности к выполнению одной основной функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде. Таким образом, функциональным предназначением прокуратуры стал надзор за законностью в уголовно-процессуальной сфере и реализация судебной ответственности лиц, совершивших преступления, тем самым, прокуратура превратилась в правоохранительный орган Российской Империи.
Однако правоохранительный механизм, созданный в результате этих реформ, был ликвидирован новой властью, победившей в результате Октябрьской революции 1917 года.

Опыт последующих лет показал необходимость воссоздания независимого органа, осуществлявшего от имени государства надзор за законностью.

Советская (российская) прокуратура была воссоздана 28 мая 1922 года, посредством утверждения Положения о прокурорском надзоре в РСФСР. Первым Прокурором республики стал Нарком юстиции РСФСР Д.И. Курский. При этом, с момента своего воссоздания прокуратура не была самостоя­тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе органов юстиции, а затем, вплоть до 1933 г., при Верховном Суде СССР.

Важное событие в истории прокуратуры — принятие 20 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР», а также принятие Конституции 1936 года, которая придала прокуратуре конституционный статус с компетенцией высшего надзора за точным исполнением законов и принципом независимости от местных органов.

Современный этап развития российской прокуратуры ведет отсчет от 17 января 1992 года с принятием Верховным Советом РФ Закона «О прокуратуре Российской Федерации», который с изменениями действует до сих пор.

В настоящее время прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.

В соответствии со ст. 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, а также прокуратуры городов, районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Высшим органом, осуществляющим руководство нижестоящими прокурорами и контроль за их деятельностью, является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором. Пост Генерального прокурора в настоящее время занимает действительный государственный советник юстиции Юрий Яковлевич Чайка.

В заключение необходимо отметить, что прокуратура России прошла большой и непростой исторический путь развития. В зависимости от политической ситуации в стране, ее значение то возвышалось верховной властью государства, то, наоборот, принижалось. Структурно она то входила в систему иных государственных органов, то обретала самостоятельность и независимость. Надзорная и обвинительная ее функции то расширялись, то суживались.

Безусловно, такой богатейший исторический опыт развития прокуратуры еще раз доказывает восстребованность института прокуратуры на всех этапах становления именно в качестве самостоятельного, независимого, централизованного органа государственной власти, призванного обеспечивать законность и охранять права и свободы граждан на всей территории Российской Федерации.

Прокурорский надзор осуществлялся «при судебных местах» – при уголовных судебных палатах (на одну или несколько губерний) и при окружных судах соответственно обер-прокурорами, прокурорами и их товарищами под общим руководством министра юстиции – генерал-прокурора.

К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания о их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции.

По окончанию следствия прокурор, на основе поступивших к нему от следователей материалов, составлял обвинительный акт и поддерживал обвинение в суде. Оценивая приговор суда, имел право на принесение кассационных и апелляционных протестов.

Советский период истории прокуратуры начался с ее ликвидации. Декретом «О суде» № 1 от 27 ноября 1917 г. ранее существовавший институт прокурорского надзора был упразднен и до 1922 г. некоторые функции прокуратуры осуществлялись в рамках Наркомата юстиции РСФСР. Советская (российская) прокуратура была создана 28 мая 1922 года. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось :

осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений , а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ;
поддержание обвинения в суде;

наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Как известно, до 1933 г. прокуратура не была самостоятельным органом и длительное время находилась в системе органов юстиции, а затем при Верховном Суде СССР, что предопределяло особенности ее деятельности в связи с общими задачами последних .

После обретения автономного функционирования, в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» и утвержденному 17 декабря 1933 г. Положению о Прокуратуре Союза ССР, прокуратура стала самостоятельным органом. Были определены ее функции и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюдение) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений . Отмеченные направления деятельности сохранились, путем их определенного реформирования, и до наших дней.

Серьезный урон законности, правам граждан был нанесен в период репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные органы (ОГПУ, НКВД, МГБ), приоритет которых признавался и использовался в своих интересах высшими органами государственной власти.

Отказ от сталинской уголовной политики, в период так называемой «хрущевской оттепели», ознаменовался принятием 24 мая 1955 г. нового Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в советском государстве и о роли органов прокуратуры в ее обеспечении . После принятия Конституции СССР 1977 г., 30 ноября 1977 г. была утверждена новая редакция Закона «О прокуратуре СССР», в котором нашли развитие некоторые демократические идеи того времени, хотя объем и характер полномочий прокуратуры существенных изменений не претерпели .

Оценивая в историческом разрезе формирование правовых основ деятельности прокуратуры в советский период, отметим следующее:

длительное пребывание прокуратуры непосредственно в системе органов исполнительной власти подрывало основы ее самостоятельности и независимости, реальным образом, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и установленными процедурами, ориентировало осуществление прокурорского надзора с учетом так называемой целесообразности, в интересах требований местных властей, в ущерб укреплению законности;

мало что изменилось по существу и с принятием Конституции 1936 г. и законов, формально декларирующих независимость прокуратуры. Партийно-государственный механизм, ставивший целью любыми средствами укрепить режим абсолютной власти, серьезно деформировал деятельность прокуратуры, поставил ее в один ряд с другими карательными органами, осуществлявшими репрессии в период сталинского террора;

реформы так называемой «хрущевской оттепели» способствовали устранению в актах, регулирующих правовые основы деятельности прокуратуры, наиболее одиозных положений тоталитарной эпохи, однако реликты старых подходов до конца устранены не были.

Реальное реформирование прокурорского системы началось после распада СССР и создания новых политических и социально-экономических условий жизнедеятельности государства и общества. Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» внес новые подходы в прокурорскую практику. Так называемый прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений .

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. потребовало внесения существенных изменений в действующий закон о прокуратуре и, прежде всего, уточнения полномочий, определяющих ее место в системе государственных органов. В соответствии со ст.129 Конституции прокуратура – единая централизованная система, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Установлено, что структура и полномочия прокуроров относятся к регулированию специальным законом.

Отсутствие конституционного решения породило попытки отказаться от формирования новой прокуратуры как прокуратуры смешанного типа, т.е. осуществляющей надзор за исполнением законов и уголовное преследование, и свести ее функции только к поддержанию уголовного преследования в суде, в качестве одной из сторон процесса. Победили сторонники создания прокуратуры смешанного типа, что и было реализовано в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», в редакции от 22 августа 2004 года. .

Новый закон определил цели и основные направления деятельности прокуратуры – единой федеральной и централизованной системы, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории страны.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.
С учетом изложенного, оценивая исторические этапы развития Российской прокуратуры, можно определить ее место в системе государственно-правовых институтов, что имеет принципиальное значение для выяснения сущности прокурорского надзора, его организационно-правовых основ, форм и методов деятельности.
Правовой статус дореформенной (петровской) прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.
В теоретических исследованиях последних лет просматривается два направления подходов, уточняющих правовой статус современной прокуратуры. Одно связано с идеей создания новой самостоятельной ветви власти – контрольной власти, куда наряду с прокуратурой можно было бы отнести институт уполномоченного по правам человека, Счетную палату и некоторые другие контрольные органы. Другое – реанимирует идею Петра I о подчинении прокуратуры Главе государства – Президенту Российской Федерации. Как Глава государства, Президент принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка, а прокуратура становится опорой власти в деятельности по укреплению законности в стране.
Место прокуратуры новой России в системе органов государства не нашло четкого определения в Конституции Российской Федерации 1993 года. Правовые положения, определяющие функции фундаментальных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), не содержат указания на непосредственное участие в их деятельности прокуратуры. В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

сполнительной, есть сторона творческая, духовная; она неотделима от личности со всеми её симпатиями и антипатиями, со всеми её убеждениями и даже предубеждениями; успех её, крайне важный для государства, может быть обеспечен только при условии широкого признания в лице прокурора человека, не поглощаемого в чиновнике» .
Российские учёные-правове­ды включили прокурора в уголовное судопроизводство, устранив инквизиционный процесс, но вместе с ним — и так называемый общий надзор, осуществляемый прокуратурой в дореформенный период. Прокуратура в России в таком виде просуществовала до ее упразднения Декретом о суде № 1, принятом СНК РСФСР 24 ноября 1917 г.
Опыт последующих лет показал необходимость воссоздания независимого органа, осуществлявшего от имени государства надзор за законностью. В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В. И. Ленин, написавший письмо «О «двойном» под­чинении и законности» . В этом письме изложены принципы организации и деятельности советской про­куратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последо­вательное закрепление принципы единства и централи­зации прокурорской системы и её независимости от местных влияний.
С момента своего воссоздания прокуратура не была самостоя­тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 г., при Верховном Суде СССР осу­ществляла надзор за законностью в стране во взаимо­действии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором респуб­лики.
Важное событие в истории прокуратуры — принятие 20 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР», в котором определялись полномочия Прокурора Союза ССР.
Постановлени­ем ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нём были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурор­ского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюде­ние) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.
В период так называемой «хрущёвской оттепели», знаменующей отказ от сталинской уго­ловной политики, очередным важным этапом в разви­тии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Поло­жения о прокурорском надзоре в СССР. В нём были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли прокуроров в его обеспечении. В Поло­жении были определены задачи, полномочия прокуро­ров, средства прокурорского реагирования на обнару­женные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.
Принятие Конституции СССР 1977 г. обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР, который был принят 30 ноября 1979 г. В нём нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы органи­зации и функционирования органов советской проку­ратуры, основные направления их деятельности.
Распад СССР, новые политико-правовые и эконо­мические условия развития нашей страны, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, ростом разногласий во взаимоотношениях между Российской Федерацией и её субъектами, развитием рыночных отношений, обусловили необходимость принятия Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), в который 17 ноября 1995 г. были внесены существенные изменения. По сути можно говорить о принятии в 1995 г. нового Закона о прокуратуре. В законе сохранены и усилены положения, учитывающие преем­ственность отечественного правового опыта, в том числе направленность деятельности прокуратуры на обеспечение реальных га­рантий прав и свобод человека и гражданина.

Система прокуратуры Российской Федерации

Система прокуратуры Российской Федерации согласно Закону о прокуратуре включает в себя три основных звена -Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему органов прокуратуры также входят научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

К числу специализированных прокуратур относятся военные прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры за исполнением законов на особо режимных объектах, работа которых построена не по территориальному, а по предметному (функциональному) принципу.

Например, с учетом особенностей организации и управления в Вооруженных силах Российской Федерации (межрегиональный характер размещения войск, особый характер взаимоотношений органов военного управления с органами государственной власти и местного самоуправления) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами военного управления, соответствие законам издаваемых или правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей осуществляется военными прокуратурами.
Возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации.
В систему прокуратуры Российской Федерации с 2007 года входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который возглавляется Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Законом о прокуратуре определены цели и принципы организации и деятельности прокуратуры. Прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Принципами организации и деятельности прокуратуры являются:

  • принцип законности;
  • принцип единства;
  • принцип централизации или принцип подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим;
  • принцип независимости;
  • принцип гласности;
  • принцип «внепартийности» прокурорских работников.

Функции прокуратуры Российской Федерации

Основная функция прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. По своей природе эта деятельность многообразна, направления названной деятельности, имеющие собственный предмет надзора, принято называть отраслями прокурорского надзора. Закон выделяет четыре отрасли прокурорского надзора:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Закон о прокуратуре определяет полномочия прокурора применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора, регламентирует меры прокурорского реагирования на нарушение закона.
Например, при осуществлении надзора за исполнением закона (первая отрасль) и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (вторая отрасль) в целях выявления нарушения закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Для устранения выявленных нарушений прокурором могут быть приняты меры реагирования – протест, представление,постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, а в целях предупреждения нарушений – объявление предостережения о недопустимости нарушений закона.
Применение актов реагирования отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.
Выбор того или иного средства реагирования относится к компетенции прокурора и зависит от характера нарушений закона, необходимости достижения стоящих перед прокуратурой задач по эффективному их устранению.
В ходе профилирующей надзорной деятельности наиболее ярко проявляется правозащитный потенциал прокуратуры, направленность ее деятельности на обеспечение верховенства закона и защиту прав человека и гражданина.
Выполнению надзорной функции призваны содействовать другие функции, возложенные на прокуратуру – уголовное преследование, координация правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами (арбитражными судами), участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество.

Добавить комментарий