Организация военно медицинской подготовки

Полный текст

Особенности развития медицинской службы на первом этапе создания нового облика Вооруженных сил Российской Федерации Медицинская служба Вооруженных сил Российской Федерации (МС ВС РФ) — комплекс медицинских подразделений, частей и учреждений, предназначенных для медицинского обеспечения войск в мирное и военное время. Становление и развитие МС ВС и принципы ее деятельности определяются потребностями практики, характером государственного строя, уровнем развития экономики, организацией вооруженных сил и способами ведения военных действий, а также состоянием медицинской науки и здравоохранения . МС российской армии начала формироваться в связи с созданием централизованного государства и регулярной армии (первые упоминания относятся к 1615 г.), прошла длительный путь развития, постоянно совершенствуясь в организации, формах и методах применения сил и средств на основе достижений науки и техники . В новейшей истории ВС РФ, начиная с конца XX в., было проведено две военных реформы 1997-1999 гг. и 2001-2004 гг. Однако, эти реформы существенно не затронули МС, чего нельзя сказать о реформах, проводимых в период с 2007 по 2012 гг. министром обороны РФ А. Э. Сердюковым, в ходе которых МС претерпела ряд существенных структурных и штатных изменений. Масштабная реформа ВС РФ, осуществлявшаяся министром обороны А. Э. Сердюковым, была запланирована на период 2008-2020 гг. и задумывалась как комплекс мероприятий по изменению структуры, состава и численности ВС РФ. Реформа предусматривала три этапа: I этап (2008-2011 гг.) — оптимизация численности, оптимизация управления, реформа военного образования; II этап (2012-2015 гг.) — включал повышение денежного довольствия, обеспечение жильем, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих; III этап (2016-2020 гг.) — обновление вооружения и техники, формирование системы мобилизационного резерва, создание производственно-логистических комплексов и др. За первые годы реформы была кардинально реорганизована структура ВС и изменена система командования. Новая оборонная стратегия предполагала, что крупномасштабных конфликтов в будущем не предвидится, и акцент был сделан на подготовку к локальным войнам. В связи с этим было сокращено число частей и соединений: в Сухопутных войсках РФ более, чем в 11 раз; в ВВС и в ВМФ более, чем в 2 раза. Количество генеральских должностей сократилось на 20%. Сокращения в рядах старших офицеров (от майора до полковника) были более существенными: оставлено 35,5% должностей полковников, число должностей майоров сокращено вчетверо. Должности подполковников постигло набольшее сокращение — почти в 6 раз. Количество капитанских должностей уменьшено почти в двое, на 56%. В выигрыше остались лейтенанты: их должности, включая должности старших лейтенантов, увеличились на 20%. В новом облике ВС РФ численность офицеров к 2012 г. включала в два раза меньше офицерских должностей . Сокращение медицинских учреждений и офицерских должностей в военно-медицинском ведомстве было одним из направлений военной реформы . Оптимизация штатной численности офицеров медицинской службы предполагала, что более 30% офицеров военно-медицинских учреждений будут замещены гражданским персоналом, который в последующем также планировалось сократить вдвое . Во многих госпиталях закрылись специализированные отделения (офтальмологические, отоларингологические, дерматологические), а штат сохранившихся отделений был сильно сокращен. Из структуры МС ВС было выведено санаторно-курортное обеспечение . Сокращения в системе военной медицины затронули: Государственный институт усовершенствования врачей МО РФ, военные госпитали, военные поликлиники, лазареты, военные санатории и дома отдыха, базы хранения военной техники и имущества. Были закрыты военно-медицинские факультеты в Самарском, Саратовском и Томском медицинском институтах, сокращены военные кафедры в вузах с 229 до 68 (значительная часть военных кафедр сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге) . Оптимизация кадрового состава МС заключалась в выборе в качестве приоритетных медицинских специальностей хирургии, анестезиологии, а непосредственно в войсках — гигиены и эпидемиологии, при этом сокращались должности терапевтов, инфекционистов, психиатров и многих других важных специалистов клинического профиля . Реформа в направлении оптимизации управления ВС РФ включала переход от четырехзвенной системы управления (военный округ-армия-дивизия-полк) к трехзвенной: (военный округ-оперативное командование-бригада). После реорганизации количество военных округов (ВО) было сокращено с шести до четырех (Западный ВО, Южный ВО, Центральный ВО, Восточный ВО), а объединенное стратегическое командование «Север» выведено в отдельное формирование, включающее в себя Северный флот . По мнению военных экспертов, действия по оптимизации управления привели к тяжелым проблемам в войсках (силах): практически была устранена профессиональная часть младшего командного состава в армии, авиации и на флоте . Была проведена и реорганизация органов управления МС видов и родов войск, общевойсковых соединений, что отрицательно сказалось на эффективности деятельности МС в целом . Совершенствование системы медицинской службы и МО ВС РФ на современном этапе С назначением в 2012 г. на пост министра обороны РФ С. К. Шойгу состояние системы МС было подвергнуто переоценке, в связи с чем были предприняты первоочередные меры, направленные на совершенствование медицинского обеспечения ВС. На 2013-2016 гг. было запланировано доукомплектование воинских должностей преимущественно медицинских подразделений соединений и воинских частей, включая «остродефицитные» специальности, за счет выпускников Военно-медицинской академии (ВМедА) имени С. М. Кирова, учебных военных центров при гражданских вузах и призыва из запаса офицеров медицинской службы (до 100 чел. в год). В 2013 г. осуществлен беспрецедентный набор в ВМедА имени С. М. Кирова — более 600 курсантов . Только в течение 2013 г. более 100 офицеров, уволенных в запас в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, были вновь призваны на военную службу . Уволенных по организационно-штатным мероприятиям специалистов МС вновь зачисляли в штат военных госпиталей. Во многих госпиталях на должности, которые раньше комплектовались военнослужащими, вернули уволенных до достижения предельного срока службы врачей. Поступают на службу и выпускники гражданских медицинских вузов, окончивших военные кафедры. Был восстановлен «функционал и подчиненность» медицинских служб округов. Были введены новые должности в войсках и соответствующие должности в госпиталях. Вновь начался прием в интернатуру по редким, но нужным специальностям: стоматология, кожные болезни, психиатрия, неврология, рентгенология. Между тем, возврата к дореформенной численности военных врачей в ВС не произошло. Не были восстановлены ликвидированные в госпиталях специализированные отделения, а также госпитали, переданные другим ведомствам . Учитывая характер современных угроз в условиях происходящих геополитических процессов, одной из важных проблем военного здравоохранения в настоящее время является поиск путей повышения эффективности медицинского обеспечения военнослужащих. Готовность к оказанию качественной медицинской помощи больным и раненым в военно-медицинских организациях и подразделениях в мирное и военное время обеспечивается в первую очередь состоянием их внутренних ресурсов в соответствии с потребностями МС . В документах перспективного планирования оптимизации системы медицинского обеспечения ВС РФ на 2016-2020 гг. в первую очередь предусмотрены мероприятия по комплектованию МС объединений, соединений, воинских частей и военно-медицинских организаций (ВМО) военного округа (флота) личным составом. При этом особое внимание уделено повышению степени укомплектованности подразделений, привлекающихся к выполнению миротворческих задач . Дальнейшая оптимизация медицинского обеспечения ВС РФ включает в себя основные направления деятельности МС, такие как: — увеличение доли охвата военнослужащих углубленным медицинским обследованием; — снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями; — развитие телекоммуникационных технологий и локальных внутренних сетей в военно-медицинских организациях; — оснащение войск мобильными медицинскими комплексами на базе быстровозводимых каркасных сооружений; — повышение качества санаторно-курортного лечения и организованного отдыха . В целях реализации Концепции развития военно-научного комплекса ВС РФ — на базе ВМедА имени С. М. Кирова в 2017 г. открыт научно-клинический комплекс, оснащенный новейшим лабораторно-испытательным оборудованием, что способствует внедрению в клиническую практику современных высокоэффективных способов диагностики и лечения заболеваний и травм. Поставлены задачи по дальнейшему наращиванию научного потенциала научно-исследовательских организаций, повышению показателей научной деятельности МС . Нововведениями в структуре МС стали созданные подразделения (группы) медицинского усиления, отвечающие требованиям высокой мобильности, возможности автономной работы. К ним относятся медицинские роты в составе бригад и отдельные медицинские батальоны в составе дивизий, способные оказывать все виды медицинской помощи — от первой до специальной, что соответствует новым стандартам медицинского обеспечения военнослужащих. В настоящее время наиболее эффективными военно-медицинскими организациями, отвечающими современным представлениям о применении войск (сил), являются медицинские отряды специального назначения. Они оснащены современным оборудованием и в кратчайший срок могут быть переброшены в заданный район боевых действий . Особую роль в современных ВС выполняют части и соединения постоянной готовности. В них на сегодняшний день МС имеет комплект сил и средств постоянной готовности, предназначенных как для участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, так и для развертывания в ходе военных конфликтов. Выполняются мероприятия по развитию средств санитарно-авиационной эвакуации. В частности, в структуре ВМО создаются подразделения по эвакуации пациентов, повышается их техническая оснащенность. В базовых ВМО сформированы нештатные авиамедицинские бригады основного и запасного составов, в которые включены врачи-специалисты: хирург, анестезиолог-реаниматолог и медицинская сестра-анестезист. При необходимости бригады усиливаются врачами-специалистами по профилю травмы или заболевания пациента. Для повышения готовности бригад к санитарно-авиационной эвакуации принято решение о размещении на военных аэродромах каркасов модулей медицинских самолетных и вертолетных, что позволяет в кратчайшие сроки установить модули в летательные аппараты военно-транспортной и армейской авиации, а после подключения медицинского оборудования — создать оптимальные условия для эвакуации пациентов и оказания им необходимой медицинской помощи — как во время полета, так и в процессе доставки в ВМО . Одним из наиболее значимых мероприятий по оптимизации системы управления военным здравоохранением, реализованным в течение 2013 г., было воссоздание органов управления МС не только в видах и родах войск, но и в общевойсковых армиях, что позволило восстановить оперативность руководства медицинским обеспечением повседневной деятельности войск. Было воссоздано управление медико-психологической реабилитации и санаторно-курортного лечения . На сегодняшний день созданная система позволяет обеспечить устойчивое управление и координацию деятельности МС ВС РФ, принятие решений об организации медицинского сопровождения, проведение мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья военнослужащих, как в мирное, так и в военное время. В то же время, до настоящего времени полностью ликвидировать допущенные ошибки не удалось. Так, из-за массовых сокращений медицинских организаций и офицерских должностей в войсковом звене до сих пор не всегда соблюдается штатно-должностное расписание. Современная система лечебно-диагностической работы в ВС РФ построена по принципу территориальности и представляет собой трехуровневую структуру: — 1-й уровень (войсковое звено) — медицинские воинские части и медицинские подразделения воинских соединений и частей; — 2-й уровень (военный округ, флот, объединения) — медицинские воинские части, организации окружного подчинения; — 3-й уровень (центральный) — военно-медицинские организации (и их структурные подразделения) центрального подчинения. Трехуровневая структура определяет подчиненность ВМО и обеспечивает организацию лечебно-эвакуационных мероприятий в ВС РФ . МС ВС РФ В состав МС ВС РФ входят: а) органы управления медицинской службы: ГВМУ МО РФ, медицинская служба видов (СВ, ВКС, ВМФ) и родов войск (РВСН, ВДВ), медицинская служба военных округов, флотов, армий, флотилий; б) лечебно-профилактические организации центрального и окружного подчинения; в) санитарно-эпидемиологические организации центрального и окружного подчинения; г) организации медицинского снабжения центрального и окружного подчинения; д) санаторно-курортные организации центрального и окружного подчинения; е) специальные медицинские воинские части и организации центрального подчинения: Главный центр военно-врачебной экспертизы, центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз, научно-исследовательские и образовательные организации; ж) медицинская служба войскового звена. Медицинское обеспечение ВС на 1-м уровне заключается в лечебно-профилактической работе и диспансеризации личного состава силами медицинской службы войскового звена (медицинские роты бригад, медицинские пункты воинских частей, отдельные медицинские батальоны). Медицинское обеспечение ВС на 2-м уровне — это оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в окружных (флотских) военных госпиталях по территориальному принципу. На 3-м уровне — оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в Военно-медицинской академии, Главном, 2-м и 3-м центральных военных клинических госпиталях. В данном контексте следует отметить, что терминология, обозначающая виды медицинской помощи, принятая в ВС РФ, в настоящее время не в полной мере соответствует терминологии, определенной Федеральным законом от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот вопрос находится на стадии согласования, впрочем, в условиях ведения военных действий именно она и будет применяться. В рамках 2-го и 3-го уровней проведены мероприятия, направленные на приведение численности и структуры должностей специалистов в соответствие с задачами по предназначению. В целях обеспечения своевременности оказания специализированной медицинской помощи на базе окружных и базовых военных госпиталей сформировано 33 врачебно-сестринских бригады. В рамках данных уровней с целью повышения эффективности лечебно-эвакуационных и профилактических мероприятий в воинских частях и соединениях проведена оптимизация штатной структуры сил и средств МС. В частности, в мотострелковых батальонах введены офицерские должности командиров медицинских взводов, подлежащие комплектованию врачами, а для оказания доврачебной помощи в мотострелковых ротах введены должности фельдшеров. Предусмотрено расширение перечня должностей, подлежащих комплектованию военнослужащими, в первую очередь в отношении воинских частей, дислоцированных в отдаленных гарнизонах, а также расширение перечня должностей офицеров с высшим фармацевтическим образованием . Анализ современной структуры должностей офицеров МС в медицинских организациях центрального подчинения позволяет выделить различные профили профессиональной деятельности военных врачей. В штатной структуре медицинских организаций центрального подчинения преобладают должности руководящего (командного), административного, клинического, научного, преподавательского и смешанного профилей профессиональной деятельности офицеров медицинской службы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что реформирование системы медицинского обеспечения ВС РФ привело к: изменению подчиненности МС ВС РФ; созданию трехуровневой структуры МС ВС РФ, которая позволяет обеспечить устойчивое управление и координацию деятельности МС ВС РФ, оперативное принятие решений об организации медицинского сопровождения прикрепленных контингентов, что в конечном итоге способствует выполнению основной задачи МС ВС РФ — сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и в конечном итоге поддержанию постоянной боеготовности войск (сил).

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
Смирнов Н.П. 1Пепеляев А.В. 1Порфирьев В.А. 1

1 ФГКВОУ ВО «Новосибирское высшее военное командное училище»

Рассмотрена проблема обучения в военном училище будущих командиров подразделений навыкам оказания первой помощи. Предлагаются инновационные методы в образовательной деятельности с использованием сценариев из реального боевого опыта с применением имитационного оборудования и психологического тренинга. Выработка психологической устойчивости курсантов к таким стресс-факторам, как внешний вид тяжелых травм, обширных ожогов, судорог и других внешних проявлений поражений, возникающих в различных экстремальных ситуациях, осуществляется с применением имитационных методов обучения. Применение активных методов в образовательной деятельности позволяет эффективнее формировать у курсантов необходимые компетенции. Показана роль преподавательского состава по совершенствованию образовательной, методической и научной деятельности в военном училище. Сделан акцент на необходимость наличия у преподавателей военно-профессионального цикла войскового (боевого) опыта.

2540 KB

обучение
боевая подготовка
военно-медицинская подготовка
первая помощь
имитационное оборудование

1. Разгонов В.Л., Смирнов Н.П. Роль дисциплины «Медицинское обеспечение» в контексте формирования оборонного сознания курсантов военных учебно-научных центров в современных условиях // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6–7. – С. 1509–1512.
2. Разгонов В.Л. Смирнов Н.П. Подготовка военного специалиста навыкам спасения жизни раненых и пострадавших в ходе боевых действий: инновации в обучении // Военный профессионализм: стратегия и перспективы развития в современном обществе: сб. ст. Всерос.конф. с межд.уч. (Новосибирск, 26 сент. 2013 г.). – Новосибирск, 2013. – Ч. 3. – С. 43–47.
3. Разгонов В.Л., Смирнов Н.П. Актуальность использования симуляционного обучения в подготовке современного офицера к действиям в экстремальных условиях // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сб. ст. Пятой межд. конф. (Новосибирск, 5 декабря 2013 г.). – Новосибирск, 2013. – Ч. 1. – С. 170–176.
4. Смирнов Н.П. Подготовка курсантов военных учебно-научных центров оказанию первой помощи раненым с использованием современных технологий симуляционного обучения // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 1. – С. 116–117.
5. Смирнов Н.П. Динамика изменений функции сердца, биохимических и иммунологических тестов при часто встречающихся острых инфекционных заболеваниях: дис…. канд. мед. наук. – Томск, 2002. – С. 3–4.

В современных условиях сохраняется и нарастает военная опасность для нашей страны на фоне расширения силового влияния Североатлантического союза. Террористические угрозы приобретают все более угрожающие масштабы, обостряются проблемы религиозного и националистического сепаратизма (события в Сербии, Ираке, Сирии, на Украине и в других регионах мира). Сохраняется высокая интенсивность и масштабность чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ликвидации которых участвуют, в том числе и Вооруженные Силы Российской Федерации .

Поэтому очень важно при обучении курсантов в военном вузе формировать такие компетенции, как способность оказывать первую помощь и непосредственно организовывать медицинское обеспечение подразделения в различных условиях обстановки мирного и военного времени.

Цель исследования

Поиск и определение инноваций в образовательной, методической, научной деятельности преподавательского состава военного училища для определения путей решения приоритетных задач по подготовке квалифицированных кадров для Вооруженных Сил.

Материалы и методы исследования

Интенсивная боевая подготовка с применением новых образцов техники и вооружения, поступающих на вооружение, предъявляет особые требования к качеству профессиональной подготовки курсантов в военном вузе. На сегодняшний день Вооруженным Силам требуются офицеры, преданные Родине, способные к критическому и инновационному мышлению, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности . Данные обстоятельства требуют от преподавательского состава особого внимания к проблемам профессионального становления курсантов в военном вузе. В настоящее время особое внимание во время обучения курсантов в вузе необходимо уделять не только академической подготовке, но и самостоятельной практической деятельности в течение всего периода обучения в вузе . Возрастает значимость практической направленности получаемых знаний.

Для реализации военно-профессиональных компетенций у курсантов предполагается развитие специальных способностей. Традиционно важной составляющей боевой подготовки, в частности военно-медицинской, считается психологическая тренировка, призванная обеспечить психологическую устойчивость личного состава к внешним стрессовым раздражителям. Основу психологической подготовки должны составлять программы реалистической подготовки во время занятий по боевой подготовке. Считаем принцип реализма в обучении наиболее перспективным в деле повышения эмоционально-волевой устойчивости личного состава и предотвращения психогенных потерь в ходе боевых действий. При этом целями психологической подготовки должны быть выработка психологической устойчивости военнослужащих к воздействиям боевой обстановки; формирование сплоченности; снижение вероятности психогенных потерь .

Для формирования психологической устойчивости личного состава используются следующие направления в подготовке:

– моделирование тактики действий в общевойсковом бою и боевых возможностей подразделений;

– создание в процессе боевой учебы физических и психических нагрузок, характерных для современного боя;

– сплочение подразделения, формирование в нем отношений взаимовыручки и взаимопомощи .

Тяжесть комбинированных поражений в результате возможного применения современных видов оружия и террористических актов, большие потери в живой силе среди личного состава будут с огромной силой воздействовать на психику военнослужащих, обострять их эмоциональные впечатления и переживания .

С учетом опыта контртеррористических операций стало ясно, что не все военнослужащие действуют правильно и уверенно в сложной обстановке, особенно при выведении из строя младшего медицинского состава подразделений. При принятии управленческих решений командирам подразделений в ходе боевых действий пришлось сталкиваться со следующими проблемами:

– сложный характер боевых действий: маневренные, наступательные, оборонительные, рейдовые действия, охрана объектов, часто в неблагоприятных городских или горных условиях;

– хорошо подготовленный противник, к тому же специально стремившийся поражать медицинский персонал подразделений;

– недостаток в подразделениях подготовленных санитаров, санинструкторов и фельдшеров-военнослужащих, усугубившийся большим числом раненых и убитых среди медицинского персонала с первых дней контртеррористической операции;

– частое затруднение эвакуации раненых на всех ее этапах в войсковом звене вследствие постоянного огневого воздействия противника и недостаточного количества бронированного санитарного транспорта, плохих погодных условий и других причин .

Очень важно, чтобы в необычайно сложных, а подчас и экстремальных ситуациях боевой обстановки личный состав не утратил в результате психического перенапряжения приобретенные им навыки в спасении раненых и пострадавших. Речь идет о том, чтобы при виде тяжелых травм, обширных ожогов, судорог и других внешних проявлений поражений приобретенные навыки оказания первой помощи использовались уверенно, как правило, автоматически, не требовали бы времени на дополнительные размышления .

Для успешного решения поставленной задачи в ходе образовательной деятельности необходимо проводить подготовку курсантов максимально приближенно к реальным условиям, таким образом, мы еще раз ориентируем преподавательский состав на практическую направленность в обучении курсантов по предметам боевой подготовки, в частности, по военно-медицинской подготовке.

В этой связи должны быть повышены требования к имитации боевых поражений. Курсанты, прошедшие хорошую теоретическую подготовку, без сформированных навыков по оказанию первой помощи в полевых условиях (с имитацией взрывов, большой задымленностью воздуха, выполняя задачи в средствах защиты) во время оказания помощи условному раненому действуют скованно, медленно и в ряде случаев совершают ошибки. Более того, когда осуществляется имитация ранений или поражений, то нередко приходится сталкиваться с растерянностью обучающихся.

Нами установлено, что почти вдвое ухудшается выполнение нормативов по военно-медицинской подготовке в тех случаях, когда личный состав, прошедший лишь подготовку в классе, встречается с хорошей имитацией ран, ожогов, кровотечений, переломов и другой патологии при отработке сценариев в различных видах общевойскового боя. Сказывается отсутствие той психологической подготовленности, которая помогает военнослужащим преодолеть боязнь крови, раны, судорог, криков и стонов раненых .

Поэтому на практических занятиях с использованием в сценариях условных раненых должна использоваться имитация боевых поражений. Отсутствие такой имитации порождает почти сплошную условность и лишает занятия важнейшего качества – наглядности. Хорошо продуманная и организованная имитация раненых и пораженных позволяет проводить более качественную подготовку занятия .

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим возможности в развитии навыков по оказанию первой помощи, а также направления дальнейшего развития и совершенствования военно-медицинской подготовки курсантов в высшем военном учебном заведении.

Специальная медицинская литература является сложной для понимания курсантов военных училищ. Доступные для использования источники по обучению первой помощи не применимы для преподавания в военном училище. Литература, выпущенная Главным военно-медицинским управлением в 2000–2002 годах, является морально устаревшей. Например, учебник Санитарного инструктора 2002 года содержит материалы по извлечению раненых на примере танка Т-34. Наставление по оказанию первой помощи на поле боя 2000 года требует переработки в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

В связи с этим преподавателями военного училища, имеющими войсковой (боевой) опыт в сотрудничестве со специалистами медицинского университета, разработаны учебные пособия. Подготовлены учебно-методические материалы для подготовки к занятиям, изложенные доступным языком, сопровождаемые современным наглядным материалом (учебные карточки, слайды, обучающие видеофильмы, видеофильмы с записью фрагментов боевых действий для проведения анализа действий военнослужащих по эвакуации раненых и оказанию первой помощи в реальной обстановке).

Создан специализированный класс для медицинской подготовки с современным мультимедийным сопровождением, разработаны наглядные пособия (стенды) содержащие современную и актуальную информацию. Специализированный класс имеет возможности отработки практических навыков по оказанию первой помощи, отработки приемов базового жизнеподдержания (основ реанимации) с использованием симуляционного оборудования в режиме реального времени. Также используются учебные места на полигоне учебного заведения при проведении групповых и практических занятий с обучающимися, в том числе при отработке вопросов медицинского обеспечения в различных видах общевойскового боя.

Большое значение в формировании навыков имеют активные методы преподавания на кафедре. Разработан и внедрен в образовательный процесс метод симуляционного обучения для более эффективного формирования навыков в оказании первой помощи . Как известно, в настоящее время симуляторы используются как для обучения, так и для объективной оценки во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски. В качестве симуляционного оборудования могут использоваться как средства компьютерной имитации, так и манекены-тренажеры с датчиками контроля выполнения упражнений. Симуляторы позволяют многократно и точно воссоздать необходимые сценарии и возможность адаптации ситуационной задачи под каждого обучающегося. Кроме того, наличие датчиков контроля позволяет повысить мотивацию курсанта на правильное выполнение упражнения. Манекен может быть использован в двух вариантах: в гражданской одежде и военной форме в зависимости от условия ситуационной задачи .

При проведении практического занятия по основам жизнеподдержания курсанты на практике отрабатывают элементы сердечно-легочной реанимации. В процессе обучения используются демонстрационные фильмы в специализированном классе и учебные карточки на любом учебном месте. Цель практических занятий – довести до автоматизма действия обучающихся, используя отработку имитационных приемов в оказании первой помощи.

С учетом вышесказанного назрела необходимость увеличения количества часов практических и полевых занятий с целью более эффективной выработки профессионально необходимых умений и навыков в организации медицинского обеспечения подразделений, оказании первой помощи с использованием средств медицинской защиты и симуляционного оборудования .

В учебном процессе используется специальный манекен в форме военнослужащего для обучения первой помощи в полевых условиях. Манекен имеет полный объем движений, прочность для использования в сценариях, наличие модулей травм и концентратов крови, возможность обучения навыкам сердечно-легочной реанимации.

Для достижения максимальной реалистичности при проведении комплексных занятий по тактико-специальной подготовке, полевых выходов, марш-бросков эффективно используется комплекты повреждений (наборов моделей ран), которые совместимы с указанными выше манекенами и могут крепиться на тело условного раненого военнослужащего (курсанта) при обучении способом «друг на друге» с целью отработки нормативов по военно-медицинской подготовке .

Учитывая наличие оборудованных компьютерных классов, во время подготовки к занятиям в часы самостоятельной работы курсантов предложено проводить симуляционное обучение с использованием средств компьютерной имитации. Эти средства сочетают в себе программное обеспечение и модели раненых, снабженные датчиками. На основе баз данных, сформированных в ходе диссертационного исследования Смирнова Н.П., создаются обучающие программы для курсантов по отработке навыков в оказании первой помощи при неотложных состояниях .

В ходе военно-научной деятельности на кафедре предложено и реализовано 5 рационализаторских предложений, касающихся усовершенствований средств индивидуальной и групповой медицинской защиты. К этой работе активно привлекаются курсанты. Разработана полезная модель «Жгут кровоостанавливающий», предназначенный для оказания первой помощи военнослужащим разведывательных подразделений.

При разработке тем курсовых и дипломных работ курсантов учитываются требования сегодняшнего дня к подготовке военных специалистов. Например, по дисциплине «Тактика» разрабатываются темы, связанные с вопросами всестороннего обеспечения, в частности, по организации медицинского обеспечения в подразделении в различных видах общевойскового боя в районах крайнего севера, горной и пустынной местности.

Заключение

Таким образом, на примере военно-медицинской подготовки мы показали, как благодаря наличию подготовленных специалистов из числа преподавательского состава, современной учебно-материальной базы создаются оптимальные условия для применения инновационных образовательных подходов в подготовке будущих офицеров в военном училище .

Библиографическая ссылка

Смирнов Н.П., Пепеляев А.В., Порфирьев В.А. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ: ОТ ВОЙСКОВОГО ОПЫТА К ИННОВАЦИЯМ В ОБУЧЕНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 548-551;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35312 (дата обращения: 27.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909

«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570

«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431

«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303

«Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380

«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600

«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308

«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369

Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

г. Минск, ул. Азгура, 4, факс (017) 297-16-52

Альховик Дмитрий Васильевич

Полковник медицинской службы

Начальник военно-медицинского управления Министерства обороны

Задачи

Основными задачами управления являются:

1. Организация:

мероприятий по поддержанию боевой, мобилизационной готовности медицинской службы Вооруженных Сил;

медицинского обеспечения применения Вооруженных Сил и управление им;

лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в Вооруженных Силах;

оказания медицинской помощи военнослужащим и другим категориям граждан, обладающим правом на лечение в военных организациях здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

взаимодействия с государственными органами по вопросам медицинского обеспечения Вооруженных Сил, подготовки военно-медицинских кадров для Вооруженных Сил и санаторно-курортного лечения военнослужащих;

снабжения соединений, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил медицинскими техникой и имуществом;

отбора, расстановки, подготовки и переподготовки военно-медицинских кадров в интересах Вооруженных Сил.

2. Осуществление взаимодействия с Министерством здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления, по вопросам медицинского обеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

3. Контроль за проведением в Вооруженных Силах лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, военно-медицинской подготовкой, пропагандой здорового образа жизни, гигиеническим обучением и воспитанием военнослужащих; обеспеченностью воинских частей имуществом.

4. Подготовка проектов правовых актов Министерства обороны, регламентирующих вопросы медицинской службы.

5.Планирование и координация научных исследований военно-медицинской направленности в интересах Вооруженных Сил.

Краткая историческая справка

История медицинской службы Вооруженных Сил берет свое начало с августа 1805 г., когда император Александр I одобрил доклад Министра внутренних дел Кочубея В.П., в котором предлагалось учредить главный (центральный) орган (Медицинскую коллегию) для руководства военно-медицинским делом в Российской Империи (Белорусская губерния с 1796 г. входила в состав Российской Империи).

Состав и структура руководства медицинской службой претерпевали различные изменения до Октябрьской революции 1917 года. После образования Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1918 году согласно приказу Народного Комиссариата по военным и морским делам от 29 августа 1918 г. № 786 образованная в 1917 году Коллегия Главного военно-санитарного управления Рабочего и Крестьянского правительства Российской республики, передана в состав вновь созданного Наркомата здравоохранения в качестве Военно-санитарного отдела.

Военно-медицинское управление Министерства обороны ведет свою историю с приказа РВСР от 28.11.1918 № 297/42. Данным приказом был образован Минский военный округ (включавший в себя территории Смоленской, Витебской, Могилевской, Минской и Виленской губерний), в который организационно входило окружное Санитарное Управление.

Прием граждан:

начальником управления – по пятницам с 14.00 до 15.00 (предварительная запись по тел. 297-15-92);

должностными лицами управления – по вторникам, средам и пятницам с 9.00 до 12.00

Подчиненные органы:

Добавить комментарий