Оплата оператору электронной торговой площадки

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗМЕРЕ ПЛАТЫ, ВЗИМАЕМОЙ
ОПЕРАТОРАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК, ОПЕРАТОРОМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ С УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК

Минфин России настоящим информирует об установленных операторами электронных площадок, оператором специализированной электронной площадки размерах платы при участии в закупках, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по состоянию на 07.12.2018:

НАИМЕНОВАНИЕ ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Закон № 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ (СМП)

Закон № 223-ФЗ (МСП)

АО «АГЗРТ»

(письмо от 01.10.18 № 1919, приказ от 01.10.2018 № 24)

1% от НМЦ,
но не более
5 000 руб.
(без НДС)

не более 1% от НМЦК и не более 2 000 р.
(с НДС)

не более 1% от НМЦК
и не более 2 000 р.
(с НДС)

АО «ТЭК — Торг»

(письмо от 01.10.2018
№ 04-10)

1% от НМЦК,
но не более 2 000 р. (без НДС)

1 % от НМЦК,
но не более 2 000 р.
(без НДС)

1 % от НМЦК, но не более 2 000 р.
(без НДС)

(НМЦК до 100 т.р. – плата не взимается)

ЗАО «Сбербанк — АСТ»

(письмо от 01.10.2018
№ 4660НА)

АО «ЕЭТП»

(письмо от 05.10.2018 № Е916-18)

1% от НМЦК,
но не более 2 000 р.
(с НДС)

2 000 р. (без НДС)

ООО «РТС — тендер»

(письмо от 01.10.2018
№ 2633)

1% от НМЦ, но не более 2 000 р. (с НДС)

(НМЦ до 100 т.р. – плата не взимается)

с 01.01.2019

1% от НМЦ но не более 5 000 р.
(без НДС);

(НМЦ до 100 т.р. – плата не взимается)

АО «РАД»

(письмо от 03.10.2018
№ 2252-2/08)

1 % от НМЦК,
но не более 2 000 р.

1% от НМЦ, но не более 2 000 р.

ООО «АСТ ГОЗ»

(письмо от 04.10.2018 № 252)

не установлена

АО «ЭТС»

(письма от 08.10.2018 № ЭТС/1370, от 12.11.2018 № ЭТС/1538)

1% от НМЦ, но не более 2 000 р. (с НДС)

(плата до 100 р. (без НДС) –не взымается)

1 % от НМЦ, но не более 5 000 р.
(без НДС).

(плата до 100 р. (без НДС) –не взымается)

ООО «ЭТП ГПБ»

(письмо от 08.10.2018 № 2018/1246)

аналогично, при этом при НМЦК
до 100 т.р. – плата не взимается

1% от НМЦ, но не более 2 000 р. (с НДС)

(НМЦК до 100 т.р. – плата не взымается)

1% от НМЦ, но не более 2 000 р. (с НДС)

(НМЦК до 100 т.р. – плата не взымается)

Справочно.

1. Правила взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. № 564 (далее – Правила, Постановление № 564).

Согласно пункту 2 Правил оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки устанавливают плату в размере, не превышающем предельный размер, установленный пунктом 2 Постановления № 564. Информация о размере платы не позднее одного дня со дня его утверждения подлежит размещению, в том числе в единой информационной системе в сфере закупок. Согласно пункту 3 Правил взимание платы ранее дня, следующего за днем размещения информации о размере платы в соответствии с пунктом 2 Правил, не допускается.

Таблица составлена на основании информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок (в разделе «Документы», «ЭТП ЕАТ», «ЭТП», «Тарифы ЭТП»).

Согласно пункту 5 Дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 657, оператором электронной площадки может взиматься плата за участие в конкурентной закупке в случаях и порядке, которые определены в соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ.

2. Минфин России письмом от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 доводил участникам контрактной системы позицию о взимании оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ, в том числе в части следующего:

1) утвержденные пунктом 2 Постановления N 564 размеры являются предельными (максимальными), которые допускается взимать с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, в связи с чем, принимая во внимание, что Постановлением N 564 непосредственно не установлена взимаемая оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки цена (тариф), при установлении такими оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в соответствии с пунктом 2 Правил размера платы по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ следует учитывать, что при включении в размер устанавливаемой платы суммы налога на добавленную стоимость общий размер взимаемой платы не должен превышать 2 тыс. рублей.

2) учитывая, что предельный размер платы, не превышающий 2 тыс. рублей Постановлением № 564 предусмотрен исключительно в отношении закупок, проводимых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, оператор электронной площадки вправе взимать плату с лица, с которым заключается договор, в размере, не превышающем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость, по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в соответствии со статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Главная → Статьи → Учет расходов на услуги электронной торговой площадки

Электронная торговая площадка выставила ООО счет на оплату годового абонемента на обслуживание. Годовой абонемент приобретается ООО на период с 01.09.2016 по 31.08.2017. В акте от 05.09.2016 наименование услуги приведено как «Покупка абонемента «Годовой абонемент”, при этом указано, что услуги выполнены полностью и в срок. Появление другого акта в конце срока действия абонемента не запланировано. Однако спустя несколько дней электронная площадка представила ООО акт на всю сумму годового абонемента. Может ли ООО учесть такие расходы при налогообложении прибыли единовременно, или нужно эту сумму разбить на 12 месяцев и постепенно списывать на расходы? Какие проводки необходимо сделать в бухгалтерском учете ООО?

Под электронной торговой площадкой (далее также – ЭТП) понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы (часть 4 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон № 44-ФЗ). Поскольку аукцион проводится на электронной площадке, обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением аукциона, между участником аукциона, заказчиком, оператором осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (часть 1 ст. 60 Закона № 44-ФЗ).

Аналогично определяется электронная площадка в п. 20 ст. 110 в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)” – как сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет”, на котором проводятся торги в электронной форме.

Тот факт, что покупка абонемента является оплатой услуг оператора электронной торговой площадки, отражен в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 № 04АП-1531/12.

Исходя из вышеизложенного считаем покупку абонемента на обслуживание у оператора ЭТП оплатой за услуги информационных систем.

Налог на прибыль

Основные требования для признания расходов для целей налогообложения изложены в п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, определяющим критерием для признания расходов является то, что расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В рассматриваемом случае ООО использует ЭТП для реализации продукции (работ, услуг). Считаем, что в этих условиях расходы организации на оплату услуг оператора ЭТП могут быть признаны для целей налогообложения.

В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, ст. 264 НК РФ предусматривает, в частности, учет затрат организации на расходы на оплату услуг вычислительных центров, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы) (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Следовательно, расходы ООО на оплату услуг оператора ЭТП могут быть признаны в составе прочих расходов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Согласно положениям п. 1 ст. 318 НК РФ указанные расходы являются косвенными. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

В то же время в п. 1 ст. 272 НК РФ указано: «В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов”.

Налоговые органы зачастую истолковывают данное положение следующим образом: любые расходы, которые относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, должны признаваться в целях налогообложения не единовременно, а равномерно в течение срока, к которому они относятся (смотрите, например, письма Минфина России от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 14.03.2016 № 03-03-06/1/13948, от 09.02.2016 № 03-03-06/1/6519, от 18.01.2016 № 03-03-06/1/1123, от 21.09.2015 № 03-03-06/4/53865).

Если из документов, подтверждающих расходы, этот срок установить невозможно, то он определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Отметим, что соответствующих разъяснений контролирующих органов по отношению конкретно к услугам информационных систем нам обнаружить не удалось, поэтому высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением.

Учитывая данные обстоятельства, организация может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:
– расходы по обычным видам деятельности;
– прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. Расходы на оплату услуг вычислительных центров, информационных систем можно отнести на основании п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99):
– расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
– сумма расхода может быть определена;
– имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Вместе с тем, если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).

Расходы организации на оплату услуг оператора ЭТП являются управленческими расходами, которые формируют расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

Однако, поскольку указанные расходы обусловливают получение выручки (доходов) в течение целого года, ООО может признавать их путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.

Выбранный метод признания рассматриваемых расходов следует закрепить в учетной политике ООО для целей бухгалтерского учета.

Напомним, что согласно п. 20 ПБУ 10/99 порядок признания управленческих расходов должен быть раскрыт в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности ООО.

Далее мы будем рассматривать вариант равномерного признания расходов в течение года аналогично налоговому учету.

Рассматриваемые виды расходов в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, отражаются по дебету счетов учета затрат (20, 25, 26) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками” или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Учитывая, что предоплата за услуги осуществлена за год вперед, рекомендуем проводки:

Дебет 60, Кредит 51
– приобретен абонемент;

Дебет 20 (25, 26), Кредит 60
– ежемесячное признание расходов в размере 1/12 годовой суммы.

Ответ подготовил: Буланцов Михаил, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РКА
Контроль качества ответа: Родюшкин Сергей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

Добавить комментарий