Оперативного управления

Содержание

Что это такое?

Право оперативного управления недвижимым имуществом — ограниченное право для учреждений и казённых предприятий распоряжаться закреплённым за ними имуществом в соответствии с законом или с согласия собственника.

То есть, если за организацией закреплено здание, земельный участок, оборудование или автомобиль, она не имеет права распоряжаться ими по своему усмотрению.

Учреждение пользуется закреплённой недвижимостью безвозмездно. По этой схеме чаще всего работают:

  • школы;
  • детские сады;
  • дворцы культуры;
  • больницы;
  • предприятия ЖКХ и т.п.

Что такое право оперативного управления имуществом

Вопрос регламентируется Гражданским кодексом РФ, в частности главой 19.

Возможность использования имущества на праве оперативного управления закрепляется в статьях 296—300 ГК РФ, а также в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ.

Право оперативного управления имуществом – это возможность некоторых организаций использовать и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности государства или иного лица.

Субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственником, признаются:

  • государственные учреждения: федеральные и муниципальные казенные предприятия;
  • учреждения, финансируемые за счет собственника: частные, автономные, бюджетные, казенные.

Право оперативного управления имуществом: что это и как получить
Воспользоваться оперативным ведением имеют право такие организации, как:

  • больницы и иные медицинские учреждения;
  • школы, детские сады, вузы и иные учебные заведения;
  • учреждения культуры, массового досуга и отдыха;
  • тепло-, водо-, газо-, электроснабжающие организации;
  • иные учреждения.

Важно! Право оперативного управления вступает в силу в момент передачи имущества, если иное не предусмотрено его владельцем.

Какие вещи передаются в оперативное управление? Это может быть как имущественный комплекс предприятия в целом, так и отдельные объекты: здания, оборудование, средства передвижения, а также денежные средства.

Остановимся подробнее на том, как же организация управляет полученными объектами.

Государственные казенные учреждения

Они распоряжаются вверенным имуществом, в том числе отчуждают его, только с согласия его владельца. Реализация продукции при этом проводится организацией самостоятельно, а полученный доход распределяет собственник вещей.

Учреждения, финансируемые собственником

Частные коммерческие фирмы не уполномочены распоряжаться вещами, в том числе отчуждать их. Доходом, полученным в результате деятельности, управляет пользователь имущества.

Автономным организациям не разрешается распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Остальные объекты они используют на свое усмотрение. Доходы от деятельности остаются у автономного учреждения.

Бюджетные предприятия распоряжаются недвижимым и особо ценным движимым имуществом с согласия собственника, остальным – на свое усмотрение. Доходами от деятельности руководит бюджетная структура.

Казенные учреждения не распоряжаются объектами без согласия собственника. Доходы от деятельности поступают в бюджет Российской Федерации.

Цели и задачи

Есть несколько причин, для чего недвижимость переводят в оперативное управление.

  • Самое важное — это поддержка объектов в состоянии работоспособности. Бывает, какое-то здание давно стоит без дела, при этом местный консервный завод ютится в одноэтажном небольшом доме. В этом случае выгодно передать здание заводу, чтобы он его обслуживал и содержал в технически исправном состоянии.
  • Если речь идёт о недвижимости от собственника-частного лица, то он передаёт свою недвижимость в оперативное управление с одной целью — чтобы она стала «работать» и приносить деньги. Вопрос о функциональной пригодности уходит на второй план. Объект через некоторое время может вернуться владельцу: продавать, дарить или сдавать в аренду недвижимость в ОУ нельзя.

Директор предприятия, после получение права оперативного управления недвижимостью, ставит перед собой несколько задач — от их выполнения будут, в том числе зависеть его доходы и доходы работников.

  • У объектов должна быть своя структура: у предприятия, помимо здания, должно быть оборудование и транспорт, у школы — футбольное поле и спортивные тренажеры на улице.
  • Объекты должны быть рентабельными: если это производство — приносить доход и не покупать каждый год дорогостоящее оборудование, если школа — не делать каждый год ремонт в кабинете директора, без необходимости.
  • Вообще, затраты на содержание и эксплуатацию объектов при таком управлении необходимо снижать. Регулярно ухаживать и следить за оборудованием.

У каждого предприятия или казённого учреждения свои приоритеты по выполнению этих задач.

Какие документы прилагаются

Неотъемлемая часть договора на право оперативного управления имуществом – приложение, описывающее переданное имущество, его свойства, особенности. Прилагается техническая документация.

В случае передачи недвижимости в приложении нет необходимости, адреса и кадастрового номера вполне достаточно.

При подписании договора обязательно составляется акт приема-передачи. В нем отмечаются особенности, какие-то нюансы, которые могут в будущем оказать влияние на права сторон.

Основанием предоставления Росреестром услуги по государственной регистрации права оперативного управления является поступившее от юридического лица заявление. Этот документ имеет форму, которая утверждена указанным выше приказом Минэкономразвития № 920.

Передача недвижимости в ОУ

Недвижимое имущество закреплено за учреждениями или предприятиями их собственником. Чаще всего это госимущество. Поэтому решение о передаче принимает уполномоченный на распоряжение муниципальными объектами орган.

Решение может быть в виде акта, приказа или другого нормативного документа:

  1. После решения о закреплении объекта, нужно оформить документ о его фактической передаче — акт приёма-передачи.
  2. После этого имущество снимают с баланса муниципалитета и проходят процедуру его госрегистрации для оперативного управления.
  3. Учреждение или предприятие получает свидетельство установленного образца об успешно пройденной регистрации.

Особенности оперативного управления

Оперативное управление имуществом имеет ряд определенных особенностей:

  1. Осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса, чтобы максимально достичь поставленной целы.
  2. Последствия наступают не только в конкретный момент управления, но и в последующие периоды. Это может касаться и того периода, когда срок действия договора на оперативное управления истек.
  3. Имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия не действуют и не имеют никакого смысла. Подобное может выражаться в денежных единицах или в показателях производительности труда.
  4. Является основой тактических и стратегических планов и главным механизмом воплощения их в реальность.

Регистрация

Юридическая возможность пользования недвижимостью у предприятия или учреждения возникает только после соответствующей государственной регистрации.

Чтобы пройти эту процедуру нужно составить соответствующий договор и собрать пакет документов.

Договор

Чтобы передать государственную или муниципальную недвижимость в оперативное управление соответствующему органу, нужно получить соответствующее разрешение и приказ от главы муниципалитета или госоргана. После чего можно заключать договор.

Письменное соглашение, на основании которого одна сторона передаёт имущество в управление другой стороне заключают казённые учреждения (или предприятия) и собственник недвижимости( государство, муниципалитет или частное физическое лицо).

Договор имеют право заключать правообладатель, законный представитель владельца помещения, нотариус или юридическое лицо, получившее право оперативного управления.

Недвижимость становится на баланс юридического лица, за него нужно платить налоги и другие сборы. В документе обязательно должны быть указаны:

  1. предмет договора;
  2. срок действия контракта;
  3. порядок передачи имущества;
  4. данные обеих сторон;
  5. сведения об имуществе;
  6. условия по внесению изменений и дополнений в договор;
  7. условия досрочного расторжения договора;
  8. реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Если у имущества не определена кадастровая стоимость, нужно провести оценку недвижимости.

Образцы договоров можно найти в свободном доступе в Интернете и составить его самостоятельно или обратиться за помощью к квалифицированным юристам.

Какие документы приложить к договору?

Вместе с договором в Единый государственный реестр регистрации прав на недвижимость нужно подать следующий пакет документов.

  • заявление на регистрацию;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • учредительные документы организации (справки о постановке на учёт, о присвоении учреждению кодов статистики и т.п.);
  • паспорта представителей сторон;
  • передаточный акт;
  • кадастровый и технический паспорта;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта за конкретным предприятием;
  • заверенная копия приказа о разрешении на передачу имущества в оперативное управление;
  • справка о том, что имущество больше не находится на балансе муниципалитета или собственника.

Стоимость и сроки предоставления услуги

Услуга регистрации — бесплатна. Срок, за который принимают решение о предоставлении права — 7 рабочих дней.

Управление объектами недвижимости представляет собой проведение мероприятий по осуществлению комплекса операций, связанных с эксплуатацией зданий и сооружений. Читайте наши статьи об управлении МКД, а также кому передать в доверительное управление недвижимость и как это сделать, каковы отличительные особенности управления жилой недвижимостью на стадии эксплуатации и законодательные нормы.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
  2. Назначать руководство государственной компании.
  3. Осуществлять реорганизацию предприятия.
  4. Использовать часть прибыли от применения активов.

В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Структура соглашения

Договор на право оперативного управления имуществом имеет примерно такую структуру:

  • сведения об участниках договора;
  • перечень переданного имущества, его характеристики;
  • сведения о недвижимости берутся из реестра прав на недвижимые объекты;
  • стоимость переданного имущества;
  • перечень прав, которые получает юридическое лицо – получатель;
  • права и обязанности участников;
  • срок действия, порядок продления;
  • порядок внесения изменений в текст соглашения;
  • условия его досрочного прекращения.

Передача недвижимости влечет изменение статуса земельного участка, на котором располагается объект. Здесь включается единство судьбы земельного участка и недвижимости, расположенной на нем.

Передача прав на участок оформляется в том же договоре или отдельным соглашением. Оформление сделок проводится одновременно.

Нужно ли регистрировать договор оперативного управления недвижимым имуществом?

Договор оперативного управления недвижимым имуществом в обязательном порядке подлежит государственной регистрации. Без прохождения этой процедуры прав, обеспеченных договором, у юридического лица не возникает.

Следует учесть, что недвижимое имущество, переданное в оперативное управление, должно быть отражено в балансе юридического лица. В документах учета указывается стоимость, соответствующая той, что прописана в договоре. В том числе, на имущество в оперативном управлении также начисляется амортизация.

Договор оперативного управления недвижимым имуществом лучше составлять с помощью квалифицированного юриста. Это позволит избежать проблем в будущем.

Законодательное регулирование

ГК несет в себе основные положения о праве собственности, формах его реализации. В частности, имеется специальная статья, посвященная и оперативному управлению имуществом.

Кроме ГК, вопросы управления государственным и муниципальным имуществом регулируется инструкциями, положениями, принятыми как федеральным правительством, так и его отдельными органами (Росимуществом), так и на региональном уровне.

Росимуществом опубликовано специальное письмо о распоряжении государственным недвижимым имуществом.

Федеральные органы власти относительно имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам вправе давать лишь рекомендации.

Организации, не имеющие отношения к государству или муниципалитетам, обязаны придерживаться исключительно положений ГК. Применение пунктов иных актов, например, при заключении договора оперативного управления имуществом, возможно по желанию собственника.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

Ч.1 статьи 296 ГК РФ

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Ч.2 статьи 296 ГК РФ

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Может ли организация требовать от органа местного самоуправления компенсации стоимости произведенных ею улучшений имущества, которым она пользуется по праву оперативного управления?

Согласно п 1 ст 296 ГК РФ учреждение, которому чужая собственность принадлежит на праве оперативного управления, может владеть пользоваться и распоряжаться ею. Осуществляется такое владение только в рамках, установленных законом, и согласно назначению переданного имущества и указаниями собственника (ст 296 ГК РФ). При этом заниматься организация может только той деятельностью, для которой создавалась.Только с согласия собственника, владеющая зданием организация может как-либо отчуждать или по-иному распоряжаться вверенным имуществом.Владеющая муниципальным имуществом организация, согласно ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ, может распоряжаться им только с согласия органа местного самоуправления.Отсюда следует вывод, что производить неотделимые улучшения (ремонт) имущества , которым организация владеет на праве оперативного управления, она может только получив одобрение со стороны органа местного самоуправления.Действующее законодательство не регулирует вопрос о компенсации казенному учреждению, произведенных им неотделимых улучшений имущества, которое находится у него на праве оперативного управления.Однако существуют правила ГК РФ, которые распространяются на неурегулированные законодательством или договором отношения. И, согласно этим правилам, в спорных случаях применяются обычаи делового оборота или схожие нормы гражданского права (ст 6 ГК РФ).Требуя компенсации за произведенные неотделимые улучшения здания, организация им владеющая, проводит аналогию с отношениями, связанными с арендой. Но согласно позиции судей, на отношения между организацией, использующей имущество на праве оперативного управления и собственником этого имущества положения об аренде не распространяются. Поэтому аналогия в этом случае не применяется.Следовательно, организация не может требовать компенсации затрат на произведенные ею улучшения имущества от органа местного самоуправления, если она владеет этим имуществом по праву оперативного управления.Она может либо заключить соглашение с собственником, прежде чем производить улучшения, о том, что он берет на себя обязательство или часть обязательства по их оплате, либо произвести ремонт за свой счёт.

Может ли медицинское учреждение, владеющее зданием на праве оперативного управления, передать часть неиспользуемых помещений в аренду не связанной с медициной организации?

На здание, которым оно пользуется на основании права оперативного управления, у мед. учреждения есть права. Они определяются в соответствии со ст 296 ГК РФ.Согласно п 1 ст 296 ГК РФ учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, может им владеть, пользоваться и распоряжаться, но в установленных пределах.Пользоваться таким зданием можно лишь по его назначению и в рамках деятельности, которой занимается учреждение. Распоряжаться же только с согласия собственника.По ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ в зависимости от осуществляемой деятельности, организации выполняют соответствующие требования санитарного законодательства. Согласно этому закону при эксплуатации общественных зданий, коим является медицинское заведение, должны обеспечиваться безопасные условия для людей, и проводиться санитарные и профилактические мероприятия.К организациям, связанным с медициной, есть к тому же и дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные главным санитарным врачом РФ.СанПиН 2.1.3.2630-10 дает конкретные указания по размещению лечебных организаций на территории учреждения.И, согласно этим требованиям, на участке лечебно-профилактической организации не могут располагаться здания организаций, не связанных с ней по функциям.То есть, по нормам, на территории медицинского учреждения может находится, например, аптека, так как её деятельность взаимосвязана с медициной.Неиспользуемые медицинским учреждением помещения нельзя передать в аренду фирме, осуществляющей деятельность не связанную с медициной, даже при получении на это согласия собственника.За нарушение норм, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, предусмотрена административная ответственность.

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Оперативное управление — ограниченное вещное право . Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

Правовую форму закрепления имущества за государственными организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 1930-х годов. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество государственной организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Право оперативного управления впервые получило законодательное закрепление в Основах гражданского законодательства СССР 1961 г.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению . Казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Добавить комментарий