Оглы или оглу?

СМЕНА ОКОНЧАНИЙ
В Азербайджане в 1993 году был принят закон о приведении фамилий граждан страны в соответствие с государственным языком. При Академии наук Азербайджана была создана специальная комиссия, которая подготовила концепцию изменения фамилий.
Это в основном касалось русифицированных окончаний «ов» и «ев», которые предлагалось изменить на «лы», «лу» или «лю» в зависимости от корня слова, а также на «заде», «оглу» или «гызы». Как вариант разрешается полностью убрать окончание.
Доходит и до электронно-интернетного комизма: кто-то предлагает азербайджанские фамилии заканчивать на «аз», потому что Азербайджан имеет домен «az» в глобальном интернет-пространстве. Тогда фамилии звучали бы: Алиаз, Мамедаз, Джафараз и так далее.
Хотя закон был принят в 1993 году, только сейчас парламент Азербайджана приступил к обсуждению вопросов, связанных с новыми окончаниями для национализации фамилий.
Дополнительно к предложенным в концепции вариантам окончаний также выдвигается еще один подход к решению этой проблемы. В связи с тем что название страны оканчивается на «джан», есть предложение к фамилиям приставлять это же окончание.
Председатель комитета по культуре Милли Меджлиса Низами Джафаров считает, что и это предложение не стоит отбрасывать без обсуждения.
Низами Джафаров предположил, что после утверждения концепции процесс изменения фамилий сначала затронет новорожденных. Остальная часть населения сможет присоединиться к процессу по очень упрощенным правилам. Причем этот процесс не будет обязательным для всех граждан Азербайджана.

Сейчас 70–80 процентов азербайджанцев носят фамилии в русифицированном виде.

Председатель комитета отметил, что сейчас 70–80 процентов азербайджанцев носят фамилии в русифицированном виде. «Главное, чтобы мы, наконец, избавились от этих окончаний», — говорит чиновник.
Низами Джафаров рассчитывает, что вопрос внедрения этой идеи в жизнь может быть рассмотрен уже на весенней сессии азербайджанского парламента.
ПРИМЕР ЭМОМАЛИ РАХМОНА
После 1991 года, не дожидаясь спецпостановлений, многие граждане Азербайджана стали сами менять свои фамилии. Мамедовы превращались в Мамедли, Алиевы в Али-заде, Таировы в Таир-оглу и так далее.
Мода зародилась в основном в политических кругах, но массового характера это явление не приобрело. Политики с целью подстегнуть остальных даже требовали принять специальный закон, запрещающий славянские окончания в азербайджанских фамилиях.
Подобное требование прозвучало из уст главы Партии гражданской солидарности Сабира Рустамханлы. Он тогда ссылался на пример таджикского президента Эмомали Рахмонова, который, став Эмомали Рахмоном, призвал всех сограждан избавляться от славянских окончаний в своих фамилиях.

Эмомали Рахмон распорядился всем ЗАГСам страны не регистрировать фамилии новорожденных с окончаниями «ов» и «ев».
Так или иначе, но массовым этот процесс в Азербайджане не стал. В стране преобладало мнение, что изменение фамилий должно быть личным желанием каждого гражданина, то есть это должно происходить на основе принципа добровольности.
НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
И хотя основным в национализации фамилий было и остается патриотическое стремление, но с этим процессом связано очень много чисто практических неудобств и сложностей.
Ведь одним изменением фамилии здесь не обойтись. Автоматически нужно менять уйму личных документов, включая свидетельства о рождении и браке. А это сопряжено со многими бюрократическими трудностями.
К двойственному выводу пришел сам глава комитета по культуре Милли Меджлиса Низами Джафаров. Он, в частности, сказал:
«Моя фамилия — Джафаров, я мог уже сто раз изменить фамилию. Но дело в том, что моя фамилия значится во многих документах и в обществе я известен именно под этой фамилией. Теперь думаю, сколько документов должно будет изменено. Для старшего поколения это будет трудно. Но последующее за нами поколение должно знать свои коренные фамилии».
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
Нельзя сказать, что в азербайджанском обществе царит относительное согласие в вопросе изменения фамилий. Есть люди, которые категорически отвергают эту идею в принципе.
К ним относится философ и политолог Расим Агаев. Он считает, что изменение окончаний фамилий — большая глупость. То же самое в свое время придумал Милли Меджлис, когда стал вносить изменения в топонимику, в том числе в названия городов.
Главное, что отвергает Расим Агаев, – это сам факт того, что этим вопросом занимается Милли Меджлис. По его словам, существует миллион проблем, пускай займутся ими, исполнением законов, контролем за качеством законов.
Расим Агаев вопрошает:

Почему кто-то должен решать, как мне себя называть и какую фамилию носить? Какое окончание фамилии есть, такая она и есть. И в целом данный процесс должен быть добровольным.

«Почему кто-то должен решать, как мне себя называть и какую фамилию носить? Какое окончание фамилии есть, такая она и есть. И в целом данный процесс должен быть добровольным. Хочу спросить у наших парламентариев, в чем практическая целесообразность этого?
Ни один из мировых парламентов этим не занимается. И почему они берутся решать за каждого члена общества? А что, если в будущем, после смены нынешнего состава парламента, их очередные коллеги посчитают нужным применять приставку «ибн»? Зачем это нужно?

Сегодня многие стали туркофилами, завтра полюбят персов, а послезавтра появятся китайцы, и они будут призывать, мол, давайте переиначим наши фамилии на китайский манер».
КАЗАХСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Пойдут ли в Казахстане азербайджанским путем и начнут ли менять русифицированные фамилии на казахский манер? Но на какой именно манер? Дело в том, что у казахов исторически фамилий в европейском пониманий не было, у казахов было два имени – свое и имя отца с окончаниями «улы» или «кызы», что соответствует русским «ович» или «овна» в зависимости от того, мужского ты пола или женского.
С началом избавления от русификации казахские интеллектуалы начали писать свои фамилии совершенно по-разному, поддавшись соблазну тривиального подражательства или просто пафосной гордыни: можно встретить фамилии и на турецкий манер (без окончания вовсе); и на арабский манер (с добавлением окончания «и», указывающего на место рождения); есть и просто несуразное перечисление имен пяти-шести предков; или же добавление слова «аулет», то есть «семья» такая-то.
Экспериментов много. Не стесняются некоторые интеллигенты указывать вместо фамилии свою родовую принадлежность, трайбализм в Казахстане растет.
Многие казахи не изобретают велосипед и пишут просто «улы» или «кызы», то есть сын или дочь того-то. Но у особ женского пола не обошлось без формального отказа от родного отца – если ее тесть более знатен, то вместо «кызы» некоторые казахские дамы иногда пишут «келини», то есть «невестка того-то».
Обратного явления, чтобы писали «зять такого-то» у казахов не наблюдается. Видимо, и не появится таких фамилий, ибо казахи, как и многие этносы, не любят быть в положении зятьев. В политике или экономике привилегии зятьев приветствуются, но это уже непотизм, к филологии это отношения не имеет.
(Независимый журналист Александр Народецкий живет в Лондоне. В данной статье излагает свою точку зрения и свои суждения. Они могут не совпадать с позицией редакции радио Азаттык.)

Раскройте тайну отчества АЗИЗХУЖА-КИЗИ (в латинском транслите AZIZHUZHA-KIZI) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.

Первая буква А отчества АЗИЗХУЖА-КИЗИ расскажет о характере

Единение нежности и… агрессивности. Люди, чье имя начинается с этой буквы, — лидеры в любви. Но они должны постоянно подпитываться стимулами и впечатлениями, рутина в отношениях — не для них, иначе возможны «уходы на сторону». То же может случиться и под влиянием присущего им эгоизма, поэтому им нужно взращивать в себе терпимость и внимание к партнеру.

Характерные черты отчества АЗИЗХУЖА-КИЗИ

  • власть
  • комфорт
  • сила
  • неуверенность
  • сокрытие внутреннего мира
  • содержательность
  • высокая интуиция
  • материальная неудовлетворенность
  • впечатлительность
  • миролюбие
  • тонкая духовность
  • выносливость
  • нервозность
  • проницательность
  • великодушное сопереживание
  • интуиция
  • пугливость
  • ранимость
  • законопослушность
  • непостоянство чувств
  • сексуальные проблемы

АЗИЗХУЖА-КИЗИ: число взаимодействия с миром «6»

«Шестерочника» легко узнать – это тот самый человек, который отличается необыкновенной удачливостью, всегда окружен друзьями, имеет прекрасную семью и не понаслышке знает, что такое взаимная любовь. Баловень судьбы? На самом деле это не совсем так. Все, что получает «шестерочник» с кажущейся легкостью, им заслужено. Этот человек отличается спокойным, уравновешенным характером, умением помочь в трудной ситуации, дать толковый совет или просто выслушать того, кому необходима моральная поддержка. В служении другим на самых разных уровнях люди шестерки часто находят смысл своей жизни; именно они умеют отдавать, ничего не теряя, и спокойно принимать любые дары. Близкие и друзья «шестерочника» чувствуют себя рядом с ним спокойно и комфортно – такой человек не играет в психологические игры, не пытается ими манипулировать, говорит именно то, что думает, но в форме, которая никого не обидит.

«Шестерочник» — отличный семьянин, причем его заботят не только уют дома и успешность всех членов семьи, но и душевное состояние близких. Это несравненный хранитель домашнего очага, умный и терпеливый наставник, достойный пример для подражания. Заботясь об окружающих, люди шестерки часто забывают о себе, и один из важных уроков, которые им следует усвоить – не растрачивать себя без остатка, поскольку силы их велики, но все же не неисчерпаемы.

Стремление «шестерочников» к гармонии накладывает отпечаток не только на их отношения с людьми, но и на то, как они организовывают свою жизнь – от основополагающих тенденций, до мелочей. Можно не сомневаться, что квартира человека шестерки чиста и уютна, рабочее место – комфортно и располагает к продуктивному труду, а место отдыха радует глаз приятным пейзажем. «Шестерочники» не только ценят красоту, но и способны увидеть ее во всем, что их окружает. Именно поэтому они часто обладают незаурядными талантами в области дизайна, и, что немаловажно, способны помочь любому раскрыть лучшие стороны своей души.

Если «шестерочникам» что и мешает в жизни, так это неспособность принять решение быстро, и не отступать от него ни на шаг. Такие люди способны помогать другим, давать простые и разумные советы, но сами часто терзаются беспричинными сомнениями, нервничают и переживают по мелочам. Они восприимчивы к радостям жизни, но и беды принимают близко к сердцу; часто реагируют излишне эмоционально и подолгу страдают от душевных ран.

АЗИЗХУЖА-КИЗИ: число душевных стремлений «8»

Восемь – число устремлений души, придающее человеку громадное желание независимости. Для таких людей не существует авторитетов. Собственные мысли и идеалистические представления о мире делают их изгоями и отщепенцами. Однако громадная целеустремленность и умение диктовать собственные правила приводят людей «восьмерки» к признанию и заслуженному лидерству в коллективе.

Жажды власти, богатства и славы предостаточно. Желая обеспечить достойный уровень жизни для своего семейства, человек числа восемь может ступить на опасный путь, но природная осторожность не даст пострадать от собственной неосмотрительности. Чем раньше такой человек найдет наиболее подходящее дело для себя, тем скорее он приобретет авторитет, и тем более размеренной будет его жизнь.

Если такого не происходит, то «восьмерочник» погружается в борьбу со стереотипами, предубеждениями, нормами и кажущейся несправедливостью. Вечный бой лишает людей числа восемь сил и бодрости, а также вероятности найти свое счастье. «Восьмерочники» часто имеют способности предпринимателя, но своими деньгами не рискуют. Их бизнес успешен, а партнеры и инвесторы честны.

Удача сопутствует людям восьмерки только тогда, когда выбрано правильное направление для самовыражения и реализации. Жизнь только своими интересами приводит к тоске, унынию и одиночеству, но эгоизм угасает, как только приходит понимание, что чем больше отдаешь, тем больше приобретаешь.

Люди числа восемь имеют огромные амбиции, но не всегда находят силы для их воплощения. Умение убеждать, увлечь за собой других открывает соратникам немалые возможности, однако чересчур трудный выбор ведущего наказывается своими же единомышленниками ударом в спину. Находчивость помогает сориентироваться в сложной ситуации, а речь, подкрепленная обоснованными аргументами, вызывает безграничное доверие.

Самый худший вариант «восьмерочника» нетерпелив, лишен благоразумия, капризен и невероятно придирчив в любовных отношениях, но даже такой всегда прислушивается к голосу разума и пересмотрит свои поступки, если убедится, что так надо для исполнения задуманного.

АЗИЗХУЖА-КИЗИ: число истинных особенностей «7»

Люди, которые находятся под воздействием цифры 7, воспринимают окружающую действительность спокойно и умиротворенно. Они всегда подчиняются голосу разума и имеют завидное самообладание. Когда находящиеся возле них теряют самоконтроль – люди семерки остаются полностью спокойны, и берут ситуацию в свои руки.

При пожаре «семерочник» первым вспомнит о плане эвакуации, а при кораблекрушении разыщет спасательные жилеты и шлюпки. Он не боится экспериментировать, убедившись вначале, что не повредит этим себе и своему окружению.

В пиковых ситуациях «человек-семерка» необходим, но и в повседневной жизни его сообразительность уж точно не помешает. «Семерочник» удовлетворен своей жизнью. Он не ставит перед собой невыполнимых задач и не жалеет о случившемся, всегда поступает обдуманно, но не чужд разумного риска. Он упускает из виду мелочи, что иногда сильно его подводит. Однако, поставив перед собой цель, человек семерки, обычно, ее достигает, благодаря поддержке надежных соратников.

«Семерочник» способен отстоять свои интересы, но и об окружающих не забывает. Он прилагает максимум усилий, чтобы улучшить жизнь близких, но его волнуют и глобальные проблемы, в решении которых он участвует по мере своих сил. Человек семерки не пройдет мимо чужих страданий, из-за обостренного чувства справедливости и умения сопереживать незаслуженно обиженным.

Обычно эти люди выбирают независимую деятельность. При работе в коллективе, они затрачивают слишком большое количество сил, для установления комфортной, спокойной, товарищеской обстановки среди коллег. «Семерочник» предпочитает не использовать проторенные пути.

Для него интересно добиться успеха на той стезе, где других постигла неудача. Таким образом, он показывает себе и всем остальным, что для него, как для человека, сильно увлеченного какой-либо идеей, все в этом мире возможно.

Добавить комментарий