Объекты налога на имущество

Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абзаце втором настоящего пункта, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абзацев первого — третьего настоящего пункта в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года;

25) утратил силу согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 302-ФЗ;

26) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим пунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

27) организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

28) организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества. Такие организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения такие организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусмотренные указанным Федеральным законом, а также данные учета доходов (расходов).

Статья 381.1. Порядок применения налоговых льгот

Часть I Часть II

1. С 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пунктах 21, 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) статьи 381 настоящего Кодекса, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Статья 382. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Часть I Часть II

1. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, с учетом особенностей, установленных статьей 385.3 настоящего Кодекса.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

4. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества (за исключением имущества, указанного в абзацах первом — третьем пункта 24 статьи 381 настоящего Кодекса), определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 настоящего Кодекса.

5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статье 378.2 настоящего Кодекса, произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

5.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

7. В отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Статья 383. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Часть I Часть II

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

3. В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу согласно Федеральному закону от 28.11.2009 № 284-ФЗ.

5. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

6. В отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет в соответствии со статьей 382 настоящего Кодекса по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

7. Налогоплательщики — организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», уплачивают налог с принадлежащего им недвижимого имущества по месту своего нахождения до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Статья 384. Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации

Часть I Часть II

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого обособленного подразделения с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Статья 385. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения

Часть I Часть II

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Статья 385.1. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области

Часть I Часть II

1. Резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области уплачивают налог на имущество организаций в соответствии с настоящей главой в отношении всего имущества, являющегося объектом налогообложения по указанному налогу, за исключением имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

2. Резиденты исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», отдельно.

3. Для резидентов в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», устанавливается в размере 0 процентов.

4. В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на пятьдесят процентов.

5. Особый порядок уплаты налога на имущество организаций не распространяется на ту часть стоимости имущества (созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»), которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. При этом доля стоимости имущества, которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект, считается равной доле дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента.

6. Разница между суммой налога на имущество организаций в отношении налоговой базы по налогу на имущество организаций (созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»), которая была бы исчислена резидентом при неиспользовании особого порядка уплаты налога на имущество организаций, установленного настоящей статьей, и суммой налога на имущество организаций, исчисляемой резидентом в соответствии с настоящей статьей в отношении налога на имущество организаций, созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций для резидентов.

7. В случае исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент считается утратившим право на применение особого порядка уплаты налога на имущество организаций, установленного настоящей статьей, с начала того квартала, в котором он был исключен из указанного реестра.

В этом случае резидент обязан исчислить сумму налога в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по налоговой ставке, установленной в соответствии со статьей 380 настоящего Кодекса.

Исчисление суммы налога производится за период применения особого порядка налогообложения.

Исчисленная сумма налога подлежит уплате резидентом по истечении отчетного или налогового периода, в котором он был исключен из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период в соответствии с пунктом 1 статьи 383 настоящего Кодекса.

При проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта, ограничения, установленные абзацем вторым пункта 4 и пунктом 5 статьи 89 настоящего Кодекса, не действуют при условии, если решение о назначении такой проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанной суммы налога.

Статья 385.2. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения

Часть I Часть II

1. В отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налог (авансовые платежи по налогу) исчисляется (исчисляются) исходя из налоговой базы, определенной в целом по субъекту Российской Федерации, и уплачивается (уплачиваются) в бюджеты субъектов Российской Федерации по фактическому месту нахождения этого имущества.

2. В целях настоящей главы фактическим местом нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, признается территория соответствующего субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются добыча, транспортировка, хранение и (или) поставки газа.

3. Организация — собственник имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, обязана обеспечить учет указанного имущества с указанием в первичных документах бухгалтерского учета его фактического места нахождения.

Статья 385.3. Особенности исчисления налога в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью

Часть I Часть II

1. В отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств начиная с 1 января 2017 года, сумма налога исчисляется с применением коэффициента Кжд, значение которого определяется в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

2. В течение шести налоговых периодов начиная с 1-го числа налогового периода, в котором соответствующее имущество было впервые принято на учет в качестве объекта основных средств, коэффициент Кжд принимается равным:

0 — в течение первого налогового периода;

0,1 — в течение второго налогового периода;

0,2 — в течение третьего налогового периода;

0,4 — в течение четвертого налогового периода;

0,6 — в течение пятого налогового периода;

0,8 — в течение шестого налогового периода.

Статья 386. Налоговая декларация

Часть I Часть II

1. Налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 1.1 настоящей статьи, налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

1.1. Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный настоящим пунктом порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации рассматривается налоговым органом по субъекту Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о порядке представления налоговой декларации, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

При выявлении оснований, препятствующих применению предусмотренного настоящим пунктом порядка представления налоговой декларации, налоговый орган по субъекту Российской Федерации информирует об этом налогоплательщика.

Форма уведомления о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Положения настоящего пункта не применяются в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

2. Утратил силу согласно Федеральному закону от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

3. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, одновременно с представлением налоговой декларации представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов.

4. В случае непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации в сроки, установленные настоящей статьей, налоговый орган определяет на основании имеющейся информации без проведения в отношении указанного налогоплательщика мероприятий налогового контроля не исчисленную налогоплательщиком сумму налога, подлежащую уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

При превышении суммы налога, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, над суммой налога, фактически уплаченной иностранной организацией, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по налогу.

5. Налогоплательщики — организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», представляют налоговую декларацию по налогу по месту своего нахождения до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Общие сведения о налоге на имущество организаций

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

Особенности уплаты налога с движимого имущества

Нюансы налогообложения недвижимости

Общие сведения о налоге на имущество организаций

Правовую основу взимания налога на имущество организаций составляет гл. 30 НК РФ и местные законодательные акты, поскольку данный налог является региональным. Налог на имущество организаций должны платить фирмы на ОСН, а с некоторого имущества — спецрежимники и ИП. Чиновники на федеральном и региональном уровнях могут предоставить некоторым организациям полное или частичное освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Например, компании, участвующие в подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году (который пройдет в России), не платят налог на имущество.

Кто не платит налог на имущество, узнайте из публикации.

Налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается по данным о среднегодовой стоимости движимого и недвижимого имущества компании. При этом средняя стоимость имущества считается исходя из остаточной стоимости объектов учета, то есть от первоначальной стоимости имущества отнимается стоимостная оценка износа.

Пример расчета налога на имущество исходя из его среднегодовой стоимости, смотрите .

По ряду объектов налоговая база может рассчитываться на основании данных кадастровой оценки.

Пошаговая инструкция по расчету «кадастрового» налога на имущество размещена по .

ВАЖНО! Если имущество оценивается по среднегодовой стоимости, то налоговая ставка по нему не может быть выше 2,2%. А вот региональные власти вправе устанавливать собственную налоговую ставку ниже этой цифры, причем она может отличаться для разных категорий имущества. У объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, максимальная налоговая ставка составляет 2%. А для стратегических объектов, к примеру газопроводов и объектов добычи газа, налоговая ставка и вовсе равна нулю.

Как изменялась ставка налога на имущество за последние годы, узнайте из материала.

Отчитываться по налогу на имущество организаций плательщики должны ежеквартально — рассчитывая и перечисляя авансовые платежи (если они предусмотрены региональными актами). Раз в год фирмы сдают декларацию по налогу на имущество. Региональные власти вправе изменять сроки уплаты авансовых платежей и сдачи отчетности. К примеру, в субъекте РФ может быть разрешено не платить авансы по налогу, а рассчитываться с бюджетом один раз в год — по итогам налогового периода.

Кому, когда и как уплачивать авансы по налогу на имущество, расскажем в статье.

Помимо иных послаблений налогового бремени по налогу на имущество организаций региональные чиновники могут формировать список льготников-организаций или льготного имущества.

О льготах по налогу на имущество узнайте .

А также из публикаций:

  • «Как использовать льготу по налогу на имущество по энергоэффективной недвижимости?»;
  • «Железнодорожные пути получили льготу по налогу на имущество»;
  • «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?».

Налог на имущество организаций за последние 3 года стал едва ли не самым обсуждаемым налогом. В 2014 году законодатели приняли решение взимать налог с ряда объектов по кадастровой стоимости. Причем его обязали платить и те компании, которые ранее были освобождены от уплаты имущественного налога: в 2014 году это право отняли у плательщиков ЕНВД, а с 2015 года налог на имущество платят и упрощенцы. Конечно, это возможно при условии, что региональные власти сформировали список кадастровой недвижимости и издали приказ о взимании налога с такого имущества с указанием размера ставок.

О том, какие изменения в расчете налога на имущество принес нам 2016 год, расскажет статья «Налог на имущество: изменения 2016».

Нововведения 2017 года в налоге на имущество представлены в материале.

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяет ст. 374 НК РФ. Согласно законодательству, им считается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе у плательщика налога как основное средство.

ВАЖНО! По имуществу, которое компания передала во временное пользование, доверительное управление или внесла в совместную деятельность, налог на имущество тоже нужно платить. Нюанс только в том, кто является плательщиком такого налога.

Для иностранных организаций, которые работают через постоянные представительства, объект налогообложения — то имущество, которое они получили по договору концессии. Если у фирмы-иностранца нет постоянного представительства, то налогом облагается имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной компании на праве собственности, а также имущество, полученное по договору концессии.

Что не может облагаться налогом на имущество? Земельные участки и другие природные объекты (озера, леса), объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, космические объекты, имущество некоторых федеральных органов. Также не облагаются налогом основные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам. Пример — дорогостоящий принтер для нужд бухгалтерии.

Недвижимое имущество в данном случае — то, что нельзя передвинуть: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Операции с недвижимостью подлежат обязательному учету в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Движимое имущество для целей обложения налогом на имущество — оборудование, станки, автомобильный и грузовой транспорт.

ВАЖНО! Законодательство разных стран может один и тот же объект относить в одном государстве к недвижимости, а в другом — к движимому имуществу. В таких случаях действует норма Гражданского кодекса (ст. 1205), по которой принадлежность объекта к определенному типу имущества определяется по законам той страны, где объект фактически находится.

В материале «Ст. 374 НК РФ (2017): вопросы и ответы» наши специалисты собрали наиболее часто возникающие вопросы по определению объекта обложения налогом на имущество и подготовили на них подробные ответы с учетом последних изменений в законодательстве, писем Минфина, ФНС и арбитражной практики.

Особенности уплаты налога с движимого имущества

Движимым имуществом организация может признать те объекты основных средств, которые обладают мобильностью, то есть их можно переместить, например: тестораскаточная машина, полиграфическое оборудование, упаковочный станок, автомобиль предприятия. Деньги и ценные бумаги тоже являются движимым имуществом предприятия, но они не удовлетворяют другому признаку отнесения имущества к объекту налогообложения — имущество должно учитываться как основное средство согласно ПБУ 6/01. Налогообложение «движимости» за последние годы претерпело ряд изменений. В 2013–2014 годах действовала норма, по которой объекты движимого имущества, принятые к учету на 01 счет, не являлись объектом налогообложения. Однако с 2015 года чиновники пересмотрели порядок взимания налога.

Как теперь нужно платить налог с движимого имущества и какие предусмотрены послабления налогового бремени для компаний, читайте в этой публикации.

Последние новости о льготах по движимому имуществу смотрите .

В 2014-2015 годах многие компании провели процедуру реорганизации: внесение поправок в ГК РФ привело к тому, что из законодательства убрали понятия «закрытое акционерное общество» и «открытое акционерное общество». ОАО и ЗАО перерегистрировались в ООО, АО или ПАО. Влияет ли смена наименования на обязанность уплачивать налог на движимое имущество?

Ответ вы найдете в этой статье.

Много вопросов у бухгалтеров и юристов возникает с движимым имуществом, которое было собрано из материалов, приобретенных у зависимого лица (например, у фирмы, уставный капитал которой более чем на 25% состоит из доли вашей компании).

В каких случаях взаимозависимость влияет на расчет налога на имущество, а когда нет — читайте в материалах:

  • «Когда взаимозависимость важна для налога на имущество»;
  • «Движимость поступила от взаимозависимого комиссионера — есть ли право на «имущественную» льготу?»;
  • «Монтаж ОС взаимозависимым лицом не лишит льготы по налогу на имущество».

Специалисты нашего сайта подготовили для вас ряд публикаций, которые помогут прояснить учет взаимозависимой «движимости». Например, движимое имущество построено из материалов, которые вы купили у зависимого лица. Платить ли налог на имущество?

Ответ находится .

О том, может ли предприятие рассчитывать на льготу по имуществу из 1 и 2 амортизационных групп, но собранному из материалов взаимозависимого лица, расскажут вам эксперты сайта в этой публикации.

Порядок обложения движимых объектов налогом на имущество законодатели не устают менять, поэтому мы вам советуем регулярно сверяться с действующими нормами. И в этом наш сайт готов вам всегда помочь.

Нюансы налогообложения недвижимости

По объектам недвижимости в части уплаты налога на имущество законодательство также заметно изменилось за последние 3 года. Главное нововведение — расчет налога с кадастровой стоимости. Чем кадастровая оценка отличается от оценки имущества по остаточной стоимости?

Для оценки недвижимости по остаточной стоимости бухгалтер берет первоначальную стоимость сооружения и отнимает сумму износа. Износ определяется в соответствии с амортизационной группой основного средства. А первоначальная стоимость соответствует данным БТИ и инвентаризационной оценки здания.

Специалисты БТИ оценивают недвижимость по сугубо объективным факторам: размеры здания, материал стен, крыш, количество окон, дверей. Рыночные факторы во внимание при этом не берутся. Кадастровая же оценка учитывает субъективные факторы, такие как престиж района расположения недвижимости, расстояние от здания до остановок общественного транспорта, коммуникации ЖКХ и массу других. То есть одно и то же здание по инвентаризационной стоимости может быть в разы дешевле, чем по кадастровой. Таким образом, взимание налога с объекта недвижимости по кадастровой стоимости увеличивает поступления в бюджет от данного налога.

Однако исчисление налога с кадастровой стоимости ввели не для всех объектов недвижимости. Ст. 378.2 определяет, с каких зданий и сооружений взимается такой налог: это торговые, административные, деловые центры, объекты общепита, бытового обслуживания и некоторые другие помещения.

Какие объекты недвижимости относятся к торговым зданиям — читайте .

И еще выделим несколько нюансов по недвижимым объектам:

  • Если у вас есть жилое помещение, то по нему тоже может быть рассчитан налог к уплате исходя из кадастровой стоимости. Почему — читайте в нашей статье.
  • С какого момента компания-владелец здания должна платить налог на имущество организаций? Если у вас есть незавершенное строительство, то вам будет полезен материал «Налог на имущество — объект незавершенного строительства».
  • Нужно ли платить налог на имущество, если у фирмы есть разрешение на ввод в эксплуатацию здания, но фактически оно не используется, расскажет статья.
  • Если организация еще не получила разрешение на ввод в эксплуатацию, то следует руководствоваться материалом «Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию не освобождает от налога на имущество».
  • Если фирма решила перестроить здание и перевела основное средство на реконструкцию, то нужно ли ей платить налог на имущество, ведь фактически здание не используется в деятельности фирмы? Рекомендуем вам ознакомиться с этой публикацией, чтобы не совершить ошибок в учете, не занизить налоговую базу и не получить от инспекторов предписание об уплате штрафов и пени по налогу во время проверки.
  • При сдаче недвижимости в аренду возникает вопрос: кто должен платить налог на имущество — арендатор или владелец здания? А если арендатор производит в здании улучшения, которые признаются неотделимыми, то как быть в таком случае? Ответы на эти вопросы содержатся в этой статье.

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций регулируется как федеральным законодательством, так и региональными законодательными актами. Поскольку в расчет налога на имущество за последние годы чиновники внесли множество изменений, постарайтесь регулярно отслеживать все нововведения и разъяснения государственных органов. Наша рубрика «Объект налога на имущество организаций» поможет вам не ошибиться в расчетах и обезопасить себя в спорах с налоговыми инспекторами.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 8 февраля 2021 г.

Порядок расчета налога на имущество организаций зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой для расчета налога на имущество. Ведь по общему правилу налог на имущество рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ). Однако некоторые виды недвижимости облагаются исходя из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ). И с 2021 года в порядке применения кадастровой стоимости для целей налога на имущество произошли изменения. О них можно прочесть в статье «Новая декларация, движимые ОС в отчетности и другие «имущественные» изменения». О движимом имуществе – несколько слов в предпоследнем разделе.

В данном материале мы расскажем о расчете налога на имущество по среднегодовой стоимости.

Отметим, что кадастровое имущество не учитывается при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости.

Налог на имущество: формула расчета по среднегодовой стоимости

Перед тем как делать непосредственный расчет налога на недвижимое имущество организаций, необходимо определить среднегодовую стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

Сам налог рассчитывается так:

С предельными размерами ставок можно ознакомиться в отдельной статье.

Учтите, что по общему правилу организации должны уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество по итогам отчетных периодов (п. 4 ст. 376, п. 3 ст. 379, п. 4,6 ст. 382 НК РФ). Для расчета суммы авансового платежа потребуется определить среднюю стоимость недвижимого имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

То есть, например, при расчете средней стоимости за полугодие, в знаменателе будет стоять 7 (6 + 1).

Формула расчета непосредственно авансового платежа такая:

Сумма налога к доплате по итогам года определяется по формуле (п. 2 ст. 382 НК РФ):

Пример расчета налога на имущество

Приведем пример расчета налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости недвижимости.

Условие примера

Отчетная дата Остаточная стоимость (руб.)
На 01.01.2020 2500000
На 01.02.2020 2225000
На 01.03.2020 2150000
На 01.04.2020 2700000
На 01.05.2020 2550000
На 01.06.2020 2400000
На 01.07.2020 2250000
На 01.08.2020 2100000
На 01.09.2020 1950000
На 01.10.2020 1800000
На 01.11.2020 1650000
На 01.12.2020 1500000
На 31.12.2020 1350000

Решение

Шаг 1. Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000 + 2100000 + 1950000 + 1800000 + 1650000 + 1500000 + 1350000)/13 = 2086538,46 руб.

Шаг 2. Рассчитаем годовую сумму налога

Для нашего примера возьмем максимальную ставку налога на имущество – 2,2%.

2086538,46 руб. х 2,2% = 45903,85 руб.

Так как налоги уплачиваются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ), плательщик с учетом округления должен перечислить в бюджет 45904 руб. налога на имущество организаций.

Шаг 3. Рассчитаем среднюю стоимость недвижимого имущества для расчета суммы аванса за I квартал

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000)/4 = 2393750 руб.

Шаг 4. Рассчитаем авансовый платеж за I квартал

2393750/4 х 2,2% = 13166 руб.

Шаг 5. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета суммы аванса за полугодие

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000)/7 = 2396428,57 руб.

Шаг 6. Рассчитаем авансовый платеж за полугодие

2396428,57/4 х 2,2% = 13180 руб.

Шаг 7. Рассчитаем среднюю стоимость недвижимого имущества для расчета суммы аванса за 9-ть месяцев

(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000 + 2100000 + 1950000 + 1800000)/10 = 2262500 руб.

Шаг 8. Рассчитаем авансовый платеж за 9-ть месяцев

2262500/4 х 2,2% = 12444 руб.

Шаг 9. Рассчитаем сумму налога, подлежащую доплате в бюджет по итогам года

45904 – (13166 + 13180 + 12444) = 7114 руб.

Сведения о движимом имуществе в декларации

В обновленной форме декларации по налогу на имущество за 2020 год налогоплательщики должны указать сведения не только о недвижимости, но и о движимом имуществе (п.1 ст.386 НК РФ). Хотя последнее на данный момент налогом не облагается. Порядок расчета среднегодовой стоимости движимого имущества аналогичен приведенному выше, применяемому в отношении недвижимости.

Отметим, что представлять декларацию по налогу на имущество должны только те организации, у которых есть облагаемая налогом недвижимость (п.1 ст. 373, ст. 374, п.1 ст.386 НК РФ). И плюс указать в декларации информацию о движимом имуществе, если таковое у компании есть. А если у организации в учете фигурируют только объекты движимого имущества, то отчитываться по ним и подавать декларацию по налогу на имущество она не обязана.

Теперь о самой декларации. Обновленная форма декларации, актуальная на начало 2021 года (в ред. от 28.07.2020), не содержит раздела, где можно было бы указать среднегодовую стоимость движимого имущества (Приложение №1 к Приказу ФНС от 28.07.2020 N ЕД-7-21/475@). Вместе с тем в середине января 2021 года был опубликован еще один Приказ ФНС. Благодаря ему в декларации должен появиться раздел 4, в котором и нужно будет отражать сведения о движимом имуществе (п.1 Приказа ФНС от 09.12.2020 N КЧ-7-21/889@). Однако этот Приказ вступает в силу только 14.03.2021. Это означает, что отчитываться по форме декларации, включающей в себя раздел 4, можно после указанной даты. Напомним, что крайний срок представления декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год – 30.03.2021. Учитывая сказанное, сдавать имущественную декларацию лучше во второй половине марта (но не позднее 30.03.2021), т.е. по самой актуальной форме с разделом 4. В этом случае риск получить претензии от налоговиков из-за представления отчетности не по форме будет минимальным.

Формула расчета налога на имущество физических лиц

Не только организации платят налог на имущество — также существует налог на имущество физлиц, который уплачивают граждане, владеющие недвижимостью. Однако физлицам особо не стоит вдаваться в подробности того, как рассчитывается этот налог. Ведь этот расчет делают сами налоговики (п. 1 ст. 408 НК РФ). Правда, если вы хотите проверить правильность расчета, то сделать это можно при помощи специального калькулятора.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Палько Е. А., эксперт журнала

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 3/2020

Организация владеет недвижимым имуществом и в течение нескольких месяцев готовит его к продаже. Облагается ли оно налогом на имущество, если целью является не использование его в экономической деятельности, а продажа имущества организации?

Основное средство навсегда.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве основного средства в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

На основании этой нормы кодекса, если объекты недвижимого имущества учитываются на балансе организации в соответствии с установленным для ведения бухучета порядком в качестве основных средств, то такие активы признаются облагаемыми налогом на имущество организаций.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств. Согласно п. 76 этих Методических указаний выбытие объектов основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухучету, установленных п. 4 ПБУ 6/01.

К сведению:

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случае, в частности, продажи (п. 29 ПБУ 6/01).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее – Инструкция) для учета выбытия объектов основных средств, в том числе продажи, к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Инструкция не предусматривает перевода актива со счета 01 на счет 41, в том числе и в случае его продажи. Получается, что подобный актив облагается налогом на имущество именно до момента продажи.

Есть решение.

Но в письмах от 29.10.2019 № 03-05-05-01/83284, № 03-05-05-01/83272 финансисты предложили обращаться к ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». В нем есть понятие «долгосрочный актив к продаже». В пункте 10.1 ПБУ 16/02, правда, отмечено, что это понятие применяется именно в контексте данного положения, но из названных писем следует, что все-таки его можно применять и в других случаях ведения бухгалтерского учета.

В пункте 10.1 сказано, что под долгосрочным активом к продаже понимается объект основных средств или других внеоборотных активов (за исключением финансовых вложений), использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже, если имеется подтверждение того, что возобновление использования этого объекта не предполагается (принято соответствующее решение руководства, начаты действия по подготовке актива к продаже, заключено соглашение о продаже и др.).

Долгосрочными активами к продаже считаются также предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия, в том числе частичного, внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности квалифицируются в качестве запасов.

При этом установлено, что долгосрочные активы к продаже учитываются в составе оборотных активов обособленно от других активов.

Обратите внимание:

Долгосрочный актив к продаже оценивается по балансовой стоимости соответствующего основного средства или другого внеоборотного актива на момент его переквалификации в долгосрочный актив к продаже.

Последующая оценка долгосрочных активов к продаже осуществляется в порядке, предусмотренном для оценки запасов (п. 10.2 ПБУ 16/02).

Также согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» стоимость долгосрочных активов к продаже отражается в бухгалтерском балансе в разделе «Оборотные активы» отдельной статьей либо включается в другую статью бухгалтерского баланса, например «Прочие оборотные активы».

На основании изложенного чиновники пришли к выводу, что объекты недвижимого имущества – долгосрочные активы к продаже, учитываемые на балансе на соответствующих счетах бухгалтерского учета в качестве оборотных активов (в том числе на счете 01, субсчет «Выбытие основных средств»), не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций в силу ст. 374 НК РФ.

В Письме Минфина России от 26.12.2019 № 03-05-05-01/102022 указано также, что с 01.01.2020 в рамках ст. 378.2 НК РФ (в редакции федеральных законов от 29.09.2019 № 325-ФЗ и от 28.11.2019 № 379-ФЗ) подлежат обложению налогом на имущество организаций объекты недвижимого имущества, принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, учтенные на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов, в том числе долгосрочных активов к продаже, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта РФ, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, необходимо также их указание в перечне объектов недвижимого имущества, определяемом уполномоченным органом субъекта РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2.

Обратный перевод актива: доплачивается ли налог?

В Письме Минфина России № 03-05-05-01/102022 рассмотрена и такая ситуация: налогоплательщик ошибочно перевел основное средство в долгосрочные активы к продаже, то есть не подтверждено, что объект предполагается для продажи.

Чиновники указали, что при отражении этого факта хозяйственной жизни следует руководствоваться ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», согласно которому выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности при выявлении существенной ошибки осуществляется путем исправления показателей отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Следовательно, налог на имущество организаций в такой ситуации пересчитывается за предыдущие налоговые периоды.

Минфин также обратил внимание на то, что если перевод активов из состава долгосрочных активов к продаже в состав основных средств был обусловлен возникновением новых фактов и обстоятельств и не является исправлением ошибки в бухгалтерском учете в смысле ПБУ 22/2010, то, исходя из ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», организация разрабатывает способ ведения бухгалтерского учета данного факта хозяйственной жизни в порядке, установленном ПБУ 1/2008.

По мнению чиновников, если основываться на допущениях и требованиях, приведенных в п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, организация должна руководствоваться международными стандартами финансовой отчетности, в частности МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

В этом случае отчетность предыдущих периодов не корректируется и, следовательно, налог на имущество организаций за предыдущие налоговые периоды не пересчитывается.

Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Утверждено Приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

Такой закон принят в Республике Крым (см. статью Е. С. Казакова «В Крыму налог на имущество тоже будет уплачиваться и по кадастровой стоимости», № 1, 2020, стр. 12).

Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Введено в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

Добавить комментарий