О дополнительном профессиональном образовании

Содержание

Каковы цель и задание курсов?

Целью курсов повышения квалификации педагогических работников является совершенствование их образовательного уровня и профессиональной подготовки вследствие углубления, расширения и обновления общенаучных и специальных знаний и умений.

Заданием курсов повышения квалификации педагогических работников является формирование их методологической и теоретической компетентности, углубление социально-гуманитарных и психолого-педагогических знаний, формирование умений использования новейших образовательных и информационно-коммуникативных технологий.

В наше время необходимость систематического и эффективного повышения педагогами профессиональной квалификации обусловлена организационными изменениями в работе учебных заведений, существенном обновлении содержания образовательных программ, введением новых учебных дисциплин, а также частыми внесениями изменений в законодательство об образовании. При решении вопроса направления педработников на курсы повышения квалификации важно ориентироваться в нормативно-законодательных аспектах этого процесса. О них далее.

Обязательное ли условие?

Следует помнить, что ч. 4 ст. 59 Закона об образовании определяет повышение квалификации как необходимое условие для аттестации педработника. По результатам аттестации определяются соответствие работника занимаемой должности, уровень его квалификации, присваиваются категории, педагогические звания. Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с нормами Типового положения № 930.

Как указано в п. 1.8 этого Типового положения, обязательное прохождение не реже одного раза в пять лет повышения квалификации является условием относительно очередной аттестации педработников. Согласно п. 3.16 Типового положения № 930 педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности, если он имеет образование, которое соответствует требованиям, определенным нормативно-правовыми актами в отрасли образования, исполняет должностные обязанности в полном объеме и прошел повышение квалификации.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона об образовании на педработников возложена обязанность постоянно повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство.

Педработники повышают квалификацию в заведениях образования, имеющих лицензию на повышение квалификации или осуществляющих образовательную деятельность по аккредитованной образовательной программе, или у других субъектов образовательной деятельности, физических и юридических лиц. Результаты повышения квалификации педагогического работника у таких субъектов признаются отдельным решением педагогического совета. При этом вид, форму и субъекта повышения квалификации педагогический работник выбирает самостоятельно.

Учитывая предоставленные педагогическим работникам гарантии на свободный выбор содержания, программ и форм обучения и учебных учреждений для повышения квалификации, органам управления образованием совместно с институтами последипломного педагогического образования для результативной и эффективной организации этого важного процесса следует более широко применять удобные для педагогических работников формы последипломного образования. Так, ч. 2 ст. 59 Закона об образовании устанавливает следующие виды и формы повышения квалификации педагогов:

• обучение по образовательной программе;

• стажировка;

• участие в сертификационных программах, тренингах, семинарах, семинарах-практикумах, семинарах-совещаниях, семинарах-тренингах, вебинарах, мастер-классах и т. п.

Как документально оформить направление на курсы?

Направление педработника на курсы повышения квалификации оформляется приказом (распоряжением) руководителя заведения образования. При этом работника следует ознакомить с этим приказом под подпись.

Для отражения в табеле учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5, утвержденная приказом № 489) периода отсутствия работника из-за прохождения курсов повышения квалификации нет специального обозначения. Поэтому Минсоцполитики в письме от 29.06.2016 г. № 813/13/84-16 предлагает такое отсутствие в табеле учета использования рабочего времени отмечать буквенным кодом «ІН» (или цифровым кодом «22») как другое неотработанное время, предусмотренное законодательством.

В то же время следует учитывать, что форма № П-5 имеет рекомендательный характер (примечание 2 к этой типовой форме), поэтому заведение образования может самостоятельно вводить все необходимые дополнительные обозначения для учета рабочего времени. Как вариант, заведение имеет право ввести буквенный код «ПК» (повышение квалификации) и им в табеле учета использования рабочего времени обозначать период отсутствия работника из-за прохождения курсов повышения квалификации.

Командировка или нет?

Направление педагогического работника на курсы повышения квалификации не рассматривается как служебная командировка. Это объясняется отличием указанных мероприятий по своей сути, а также тем, что их нормативное сопровождение урегулировано разными нормативно-правовыми актами.

ВНИМАНИЕ!

В случае направления педработника на курсы повышения квалификации для решения трудооплатных вопросов и гарантий применяются нормы постановления № 695.

Нормы этого постановления отсылают к «командировочному» законодательству только в одном случае — при определении размера суточных за дни пребывания в дороге. Для решения других вопросов, касающихся направления работника на курсы повышения квалификации, на использование нормативной базы для командировки наложен запрет.

Вносить ли запись о повышении квалификации в трудовую книжку?

В соответствии с п. 4.1 Инструкции № 58 в случае увольнения работника все записи о работе и наградах, которые внесены в трудовую книжку за время работы в этом заведении образования, удостоверяются подписью руководителя и печатью заведения или отдела кадров. При этом для лиц трудоспособного возраста необходимо указать время, продолжительность и место прохождения курсов повышения квалификации за последние два года перед увольнением работника.

Какие гарантии имеют педработники, повышающие квалификацию?

Гарантии и компенсации для педработников, которых направляют повышать квалификацию, урегулированы нормами ст. 122 КЗоТ и постановлением № 695.

К таким гарантиям относятся:

• сохранение рабочего места и средней заработной платы за время пребывания на курсах повышения;

• оплата стоимости проезда к месту обучения и обратно;

• выплата суточных за каждый день пребывания в дороге в размерах, установленных действующим законодательством для служебных командировок;

• возмещение расходов, связанных с наймом жилья.

Суточные. Суточные — это расходы на питание и финансирование других личных потребностей работника. Они являются отдельным видом расходов, которые не требуют специального документального подтверждения. Суточные выплачивают за каждый день пребывания в дороге в размере, установленном для служебных командировок (п.п. «в» п. 1 постановления № 695). Напомним, что на сегодняшний день размер суточных по Украине составляет 60 грн. в день (приложение 1 к постановлению № 98).

Расходы на проезд. Педагогическому работнику, направленному на курсы повышения квалификации, возмещают расходы на проезд к месту обучения и обратно. Заметим, что если обучение будет длиться с несколькими перерывами, во время которых работник возвращается на рабочее место и продолжает работать, а потом опять едет на курсы повышения квалификации (при условии, что такой перерыв предусмотрен курсами повышения квалификации и приказом руководителя), то ему каждый раз необходимо выдавать суточные и компенсировать проезд.

Расходы за наем жилья. На время обучения работников обеспечивают общежитием гостиничного типа. Если такого общежития нет, то расходы на наем жилья возмещаются в порядке, предусмотренном для служебных командировок:

• при наличии подтверждающих документов (в оригинале) возмещаются расходы (в пределах 600 грн. — приложение 1 к постановлению № 98) на наем жилья из расчета стоимости одного места в гостинице (мотеле), другом жилом помещении за каждые сутки такого проживания с учетом включенных в счета на оплату стоимости проживания расходов на пользование телефоном (кроме расходов на служебные телефонные разговоры), холодильником, телевизором и других расходов;

• расходы на питание, стоимость которого включена в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), другом жилом помещении, оплачиваются за счет суточных расходов.

Как рассчитать «среднюю» за время курсов?

Как мы уже отметили, одной из гарантий для работников, направленных на курсы повышения квалификации, является обязанность работодателя сохранить среднюю зарплату за время обучения (п.п. «а» п. 1 постановления № 695). В общем случае за время прохождения курсов повышения квалификации средняя зарплата сохраняется только по основному месту работы работника.

В то же время для учителей и других работников образования средняя заработная плата в случае их направления на курсы повышения квалификации сохраняется по каждому месту работы, то есть как по месту основной работы, так и на работе по совместительству.

Расчет среднего заработка осуществляется в соответствии с Порядком № 100. Как правило, расчет осуществляют исходя из выплат за последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу направления на курсы повышения квалификации (абз. 3 п. 2 Порядка № 100).

В случае если работник не работал в течение двух последних месяцев, то среднюю зарплату рассчитывают исходя из выплат за предыдущие два месяца работы. Если же работник не работал последние 4 месяца, то средний заработок рассчитывают исходя из установленного в трудовом договоре должностного оклада (тарифной ставки). Заметим, что учитывая порядок установления должностных окладов для педагогов (п. 34 Инструкции № 102), при расчете среднего заработка (из расчета оклада) следует учитывать повышения, предусмотренные пп. 24 — 30 Инструкции № 102, а также другие доплаты и надбавки.

Для работников, которые недавно приняты в заведение образования и у них нет двухмесячного расчетного периода, средняя зарплата рассчитывается исходя из выплат за фактически отработанное время.

Перечень выплат, которые включаются в расчет среднего заработка, приведен в п. 3 Порядка № 100. В свою очередь, не могут участвовать в расчете «средней» выплаты:

• перечисленные в абз. 1 п. 4 Порядка № 100;

• начисленные за время, в течение которого за работником сохранялся средний заработок (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпуска, командировки, если оплата осуществлялась по «средней», и т. п.) (абз. 2 п. 4 Порядка № 100);

• начисленные в связи с временной нетрудоспособностью (абз. 2 п. 4 Порядка № 100).

Заметим: все выплаты включают в расчет среднего заработка в том размере, в котором они были начислены, то есть без уменьшения на суммы удержанных налогов и сборов, взыскания алиментов и т. п. (абз. 3 п. 3 Порядка № 100).

Исключение составляют (абз. 1 и 2 п. 3 Порядка № 100):

• квартальные премии, а также премии, начисленные за более длительный промежуток времени. Их включают в заработок в части, которая соответствует количеству месяцев в расчетном периоде;

• единоразовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет, начисленное в текущем году за предыдущий календарный год. Его сумму распределяют, добавляя к заработку каждого месяца расчетного периода 1/12 вознаграждения (если единоразовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет было начислено в текущем году за текущий календарный год, то оно не участвует в расчете среднедневной зарплаты);

• премии (месячные, квартальные и т. п.), вознаграждения и другие поощрительные выплаты, если рабочие дни в расчетном периоде отработаны не полностью. В этом случае указанные выплаты учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде. Однако если месячные премии выплачивают месяц в месяц и они уже исчислены пропорционально отработанному времени, то их суммы включают в заработок в фактически начисленном размере (см. письма Минсоцполитики от 18.04.2012 г. № 283/13/155-12, от 06.08.2014 г. № 1126/13/84-14). Такие премии включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости на заработную плату.

Средняя зарплата (ЗПср) за время направления работников на курсы повышения квалификации рассчитывается по такой формуле (п. 8 Порядка № 100):

ЗПср = ЗПф : РДф,

где ЗПср — среднедневная заработная плата;

ЗПф — сумма заработной платы за фактически отработанные работником рабочие дни в течение расчетного периода и других выплат, которые включаются в расчет среднего заработка и начислены в расчетном периоде;

РДф — количество рабочих дней, фактически отработанных в расчетном периоде.

Оплату труда за время курсов повышения квалификации рассчитывают, перемножив среднедневную зарплату на количество рабочих дней, которые приходятся на время курсов.

ВАЖНО!

Среднюю зарплату сохраняют именно за время обучения на курсах повышения квалификации.

То есть «среднюю» сохраняют за дни прохождения курсов повышения квалификации, которые пришлись на рабочие дни по графику работы работника. Следовательно, если работник проходил курсы повышения квалификации в свой выходной день, то средняя зарплата за этот день не сохраняется. На нормативно-правовом уровне не предусмотрено предоставление другого дня отдыха, если работник обучался на курсах повышения квалификации в свой выходной день (см. письмо Минсоцполитики от 29.06.2016 г. № 813/13/84-16).

Также напомним, что при исчислении среднего заработка во всех случаях его сохранения (в том числе за период прохождения курсов повышения квалификации) необходимо придерживаться требований п. 10 Порядка № 100. Этой нормой установлена обязанность проводить корректировку выплат, если в расчетном периоде или в периоде сохранения среднего заработка повышались тарифные ставки (оклады).

Как облагаются налогом расходы на повышение квалификации и средний заработок?

НДФЛ. Сумма расходов в связи с повышением квалификации педагогического работника (суточные, проезд, проживание) согласно п.п. 165.1.37 НКУ не является налогооблагаемым доходом работника. Объясняется это тем, что необходимость повышения квалификации, в частности, для педработников установлена законом, а значит, сумма средств, потраченных на такое повышение, не облагается НДФЛ.

В свою очередь, сумма среднего заработка, который сохраняется за педработниками, направленными на курсы повышения квалификации, является объектом обложения НДФЛ. Это установлено п.п. 164.2.1 НКУ. Облагается налогом указанная выплата по ставке 18 % как заработная плата (п. 167.1 НКУ).

Средний заработок, который сохраняется за педагогами, направленными на обучение, является обычной зарплатой. Поэтому в форме № 1 ДФ отражайте его с признаком дохода «101».

ВС. В базу обложения ВС не включаются расходы на повышение квалификации педработников, предусмотренные действующим законодательством. Это предусмотрено п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ.

А вот сумма среднего заработка, который сохраняется за педработником на время прохождения им курсов повышения квалификации, облагается ВС на общих основаниях по ставке 1,5 %. Ведь в соответствии с п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ объектом обложения военным сбором является доход в виде заработной платы, начисленный (выплаченный) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта) (п.п. 164.2.1 НКУ).

В разд. II формы № 1 ДФ отражается как сумма сохранения среднего заработка на период курсов, так и расходы на повышение квалификации.

ЕСВ. Сумма расходов на повышение квалификации работника не включается в базу взимания ЕСВ. Дело в том, что эта выплата не входит в фонд оплаты труда (п. 3.24 Инструкции № 5) и указана в п. 9 разд. II Перечня № 1170. Следовательно, начислять ЕСВ на сумму средств, потраченных на повышение квалификации педработника, не нужно.

Средний заработок за время повышения квалификации относится к фонду дополнительной оплаты труда в составе оплаты за неотработанное время (п. 2.2.12 Инструкции № 5). Следовательно, эта выплата является обычной заработной платой, поэтому на нее начисляется ЕСВ на общих основаниях по ставке 22 % (п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).

Сумму расходов на повышение квалификации педработников не отражают в Отчете по ЕСВ, ведь отражению подлежат только те суммы и выплаты, которые являются базой обложения ЕСВ.

В свою очередь, сумма начисленного работнику среднего заработка в составе заработной платы отражается в таблицах 1 и 6 Отчета по ЕСВ.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон об образовании — Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.

Постановление № 695 — постановление КМУ «О гарантиях и компенсациях для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения другим профессиям с отрывом от производства» от 28.06.97 г. № 695.

Постановление № 98 — постановление КМУ «О суммах и составе командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» от 02.02.2011 г. № 98.

Типовое положение № 930 — Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930.

Приказ № 489 — приказ Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 г. № 489.

Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Инструкция № 58 — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная совместным приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты населения от 29.07.93 г. № 58.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Перечень № 1170 — Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ВС — военный сбор.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.

Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.

Важно знать:

Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.

Почему это важно знать:

Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.

Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как «сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.

И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.

Законом об образовании вместо «сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.

Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.

Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.

Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы «второго высшего” за 3 года.

В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные «рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.

Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.

Другой распространенной формой обмана на «черном рынке” образования является так называемый «сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой «установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под «пера” таких горе-«учебных центров” и выходят «сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких «сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.

Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.

Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.

Рассмотрим этапы образования подробнее.

Вузовское образование

1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца

1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.

Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.

Но все это касается основного образования.

Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)

Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).

Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.

Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.

Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.

Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.

Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.

Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования

Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.

Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.

Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.

Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.

Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.

Удостоверение о повышении квалификации.

По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.

Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.

По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.

Сертификат о прохождении обучения.

Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.

Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.

Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.

Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.

Трудоемкость образовательной программы

Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов. После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ, и только диплом, и только на основании лицензии на образование.

Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник, о тех, по которым существуют нормативные документы, надзор, регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.

Обучение по «экзотическим” профессиям.

Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут, были качественными.

Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.

Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы. Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.

Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.

Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.

Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.

Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:

– вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;

– вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.

– вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.

Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять знания в профессиональных целях, – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).

Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.

Положение о дополнительном профессиональном образовании

ПОЛОЖЕНИЕ

о дополнительном профессиональном образовании

в Кыргызской Республике

I. Общие положения

II. Организации дополнительного профессионального образования

III. Управление организацией дополнительного профессионального образования

IV. Слушатели и работники организации дополнительного профессионального образования

V. Реализация программ дополнительного профессионального образования

VI. Финансово-хозяйственная и международная деятельность организации дополнительного профессионального образования

I. Общие положения

1.1. Дополнительное профессиональное образование — это образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, за пределами основной образовательной профессиональном программы в соответствии с квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующие развитию деловых и творческих способностей этих лиц, а также повышению их культурного уровня.

1.2. Программы дополнительного профессионального образования в зависимости от требований к уровню подготовки обучающегося подразделяются на дополнительные образовательные программы высшего профессионального образования, дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы начального профессионального образования.

К программам дополнительного профессионального образования относятся программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировка работников квалифицированного труда и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Дополнительные образовательные программы всех уровней могут быть программами дополнительного образования взрослых и дополнительного образования лиц независимо от возраста.

1.3. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, и предусматривает изучение отдельных учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования.

Профессиональная переподготовка также осуществляется в целях расширения квалификации специалистов для обеспечения их адаптации к изменившимся экономическим и социокультурным условиям и ведения новой профессиональной деятельности с присвоением дополнительной квалификации на базе имеющегося образования.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

1.4. Порядок и условия реализации программ профессиональной переподготовки специалистов определяются Министерством образования и культуры Кыргызской Республики совместно с другими органами государственного управления соответствующего профиля. Направление профессиональной переподготовки определяется образовательной организацией дополнительного профессионального образования по согласованию с заказчиком.

1.5. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих государственных органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

1.6. Повышение квалификации специалистов осуществляется с целью повышения уровня их профессиональных знаний, совершенствования их деловых качеств, а также обновления теоретических знаний и практических навыков в связи с повышением требований к квалификации специалистов и необходимостью освоения современных способов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

При прохождении повышения квалификации слушателями системы здравоохранения со стажем до 5 лет, первичным повышением обязательно должно быть общее усовершенствование, а последующие циклы — тематическое усовершенствование.

1.7. Стажировка осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организационных навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Стажировка специалистов может проводиться на предприятиях, объединениях, в ведущих научно-исследовательских организациях, консультационных фирмах и государственных организациях. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия, объединения, организации, учреждения, где она проводится.

1.8. Получение второго (и более) профессионального образования не является программой дополнительного профессионального образования и осуществляется в рамках основной образовательной профессиональной программы в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности (направлению) в образовательных организациях соответствующего уровня.

1.9. Главными задачами дополнительного профессионального образования являются:

— удовлетворение потребностей личности в получении знании о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки, техники, технологиях и экономики, а также о передовом отечественном и зарубежном опыте;

— расширение и углубление профессионального образования путем освоения программ дополнительного профессионального образования в рамках полученной специальности;

— обеспечение условий для непрерывного образования специалистов предприятий, объединений, организаций и других учреждений независимо от организационно-правовых форм, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов.

II. Организации дополнительного профессионального

образования

2.1. Организациями дополнительного профессионального образования

являются образовательные организации, реализующие программы дополни-

тельного профессионального образования различной направленности, кото-

рые могут быть государственными и негосударственными.

В зависимости от уровня реализуемых программ дополнительного про-

фессионального образования образовательные организации подразделяются

на:

— организации дополнительного высшего профессионального образова-

ния;

— организации дополнительного среднего профессионального образова-

ния;

— организации дополнительного начального профессионального образо-

вания.

2.2. Организацией дополнительного профессионального образования

могут быть:

— академия повышения квалификации и профессиональной переподготов-

ки;

— институт повышения квалификации и профессиональной переподготов-

ки;

— отраслевой (ведомственные) центр повышения квалификации и про-

фессиональной переподготовки;

— учебный центр повышения квалификации и профессиональной перепод-

готовки (учебные центры обучения работников на производстве);

— курсы повышения квалификации (школы технического обучения);

— иные образовательные организации, реализующие программы дополни-

тельного профессионального образования.

2.3. Академии и институты повышения квалификации и профессиональ-

ной переподготовки могут реализовывать образовательные программы после-

вузовского профессионального образования в порядке, установленном зако-

нодательством Кыргызской Республики.

2.4. Программы дополнительного профессионального образования могут

осуществляться также структурными подразделениями образовательных орга-

низаций, реализующих основные профессиональные образовательные програм-

мы (институты, факультеты, центры, отделения, курсы и другие).

Создаваемые в образовательных организациях структурные подразделе-

ния, реализующие программы дополнительного профессионального образова-

ния, имеют статус юридического лица или филиала, взаимоотношения и пол-

номочия которых определяются в их правоустанавливающих (учредительных)

документах и уставах.

2.5. Государственные органы управления и организации (учреждения)

независимо от их организационно-правой формы имеют право самостоятельно

создавать курсы (школы, центры и др.) повышения квалификации и профес-

сиональной переподготовки специалистов с последующим уведомлением цент-

рального органа государственного управления образованием.

2.6. Порядок приема граждан в организации дополнительного профес-

сионального образования устанавливается этими организациями по согласо-

ванию с их учредителями и закрепляется в уставах.

При приеме образовательные организации обязаны ознакомить граждан

с уставом, соответствующей программой дополнительного профессионального

образования, лицензией на ведение образовательной деятельности и с дру-

гими регламентирующими организацию образовательного процесса документа-

ми.

III. Управление организацией дополнительного

профессионального образования

3.1. Управление организацией дополнительного профессионального об-

разования осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской

Республики, нормативными правовыми актами в области дополнительного

профессионального образования и его уставом.

3.2. Устав образовательной организации утверждается учредителем

(учредителями). Регистрация устава осуществляется в установленном зако-

нодательством порядке.

3.3. Общее руководство образовательной организацией дополнительно-

го профессионального образования в части учебной, методической, науч-

но-исследовательской работы, комплектования и подготовки научно-педаго-

гических кадров осуществляет выборный орган — совет (ученый, педагоги-

ческий, попечительский).

Порядок формирования органов соуправления и их компетенции опреде-

ляются уставом образовательной организации на основании соответствующих

типовых положений.

3.4. Непосредственное управление деятельностью образовательной ор-

ганизации осуществляет его руководитель (президент, ректор, директор,

начальник).

Порядок занятия вакантной должности, полномочия и функции руково-

дителя образовательной организации определяются уставом этой организа-

ции.

3.5. Деятельность структурных подразделений организации дополни-

тельного профессионального образования и условия назначения их руково-

дителей определяются в порядке, установленном для соответствующих

структурных подразделений образовательных организаций, реализующих ос-

новные профессиональные образовательные программы.

IV. Слушатели и работники организации дополнительного

профессионального образования

4.1. Слушателями образовательной организации являются лица, зачис-

ленные на обучение приказом руководителя образовательной организации.

4.2. Слушатели образовательной организации имеют право:

— участвовать в формировании содержания дополнительных профессио-

нальных образовательных программ и выбирать дисциплины для факультатив-

ной и индивидуальной формы обучения;

— пользования имеющейся на факультетах, кафедрах и других струк-

турных подразделениях образовательной организации нормативной, инструк-

тивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональ-

ной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом, услугами

других подразделений в порядке, определяемом уставом этой организации;

— принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к

публикации в изданиях учреждения свои рефераты, аттестационные работы и

другие материалы.

Слушатели имеют также другие права, определенные законодательством

Кыргызской Республики и уставом организации дополнительного профессио-

нального образования.

4.3. Оценка уровня знании слушателей, освоивших программы повыше-

ния квалификации, проводится по результатам текущего контроля знаний и

итоговой аттестации. Аттестация осуществляется специально создаваемыми

комиссиями, составы которых утверждаются руководителем этой образова-

тельной организации.

4.4. Освоение программ профессиональной переподготовки специалис-

тов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Для

проведения итоговой аттестации по программам профессиональной перепод-

готовки создается государственная аттестационная комиссия, председатель

которой утверждается учредителем образовательной организации по согла-

сованию с Министерством образования и культуры Кыргызской Республики.

4.5. Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются

документы государственного образца об освоении дополнительной професси-

ональной образовательной программы соответствующего вида. Формы доку-

ментов государственного образца о прохождении повышения квалификации

или профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются Ми-

нистерством образования и культуры Кыргызской Республики.

4.6. Работники образовательной организации имеют право:

— повышать профессиональную и педагогическую квалификацию за счет

средств образовательной организации;

— избирать и быть избранным в органы самоуправления организацией;

— пользоваться в установленном уставом порядке информационными и

методическими фондами, а также услугами учебных, научных, социально-бы-

товых, лечебных и других его подразделений.

Работники имеют также другие права, определенные законодательством

Кыргызской Республики, уставом этой образовательной организации и тру-

довыми договорами (контрактами).

4.7. Преподаватели образовательного учреждения имеют право участ-

вовать в формировании содержания образовательных программ, выбирать ме-

тоды и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным

особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного и научного про-

цессов.

4.8. Повышение квалификации профессорско-преподавательского соста-

ва и научных работников образовательной организации осуществляется в

порядке, установленном для соответствующих образовательных организаций.

V. Реализация программ дополнительного профессионального

образования

5.1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка спе-

циалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с час-

тичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и

форма повышения квалификации и профессиональной переподготовки устанав-

ливаются образовательными организациями в соответствии с потребностями

заказчика на основании заключенного с ним договора.

5.2. Дополнительные профессиональные образовательные программы

разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательными организа-

циями с учетом потребностей заказчика, а также требований соответствую-

щих государственных образовательных стандартов по направлению подготов-

ки или специальности.

Содержание дополнительных профессиональных образовательных прог-

рамм, формы их освоения и продолжительность обучения определяются обра-

зовательными организациями с учетом требований к содержанию дополни-

тельного профессионального образования.

Требования к минимуму содержания дополнительных образовательных

профессиональных программ и уровню профессиональной переподготовки ус-

танавливаются центральным органом государственного управления образова-

нием, совместно с соответствующими органами государственного управления

в пределах их компетенции.

5.3. Организации дополнительного профессионального образования,

имеющие государственную аккредитацию (аттестацию), вправе самостоятель-

но разрабатывать и утверждать учебные планы, в том числе учебные планы

индивидуального обучения. Порядок разработки и утверждения учебных пла-

нов определяется уставом.

5.4. Дополнительные образовательные программы повышения квалифика-

ции реализуются в объеме от 72 до 100 часов с целью обновления знаний и

навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями образова-

тельных стандартов через краткосрочные тематические курсы обучения или

участие в работе тематических и проблемных семинаров. Программы повыше-

ния квалификации более длительного обучения в объеме свыше 100 часов

реализуются с целью углубленного изучения актуальных проблем или приоб-

ретения профессиональных навыков.

Дополнительные образовательные программы профессиональной перепод-

готовки реализуются и объеме свыше 500 часов по учебным программам, да-

ющим необходимые знания, умения и навыки специалисту для выполнения но-

вого вида профессиональной деятельности в пределах имеющегося професси-

онального образования. В целях расширения квалификации и осуществления

нового вида профессиональной деятельности реализуются учебные программы

дополнительно к высшему образованию с присвоением дополнительной квали-

фикации на базе полученной специальности в объеме свыше 1000 часов.

Дополнительные образовательные программы могут реализовываться как

по индивидуальным учебным программам, так и в форме самостоятельного

обучения.

5.5. Организации высшего дополнительного профессионального образо-

вания ведут научно-исследовательскую и научно-методическую работу в по-

рядке, предусмотренном для высших учебных заведений. Тематика научных

исследований утверждается ученым (попечительским) советом образователь-

ной организации.

VI. Финансово-хозяйственная и международная деятельность

организации дополнительного профессионального образования

6.1. Основной финансово-хозяйственной деятельностью образователь-

ной организации являются его договоры с юридическими и физическими ли-

цами и иными заказчиками (включая иностранных юридических и физических

лиц).

6.2. Источниками формирования имущества и финансирования образова-

тельной организации являются:

— материальные и финансовые средства учредителя (учредителей);

— средства, получаемые от выполнения уставной деятельности;

— кредиты банков и иных кредиторов;

— добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физи-

ческих лиц, в том числе зарубежных, и другие законные источники.

6.3. Образовательная организация вправе вести предусмотренную его

уставом предпринимательскую деятельность в порядке, установленном зако-

нодательством Кыргызской Республики, если это осуществляется не в ущерб

его основной уставной деятельности.

6.4. Организация дополнительного профессионального образования

осуществляет международное сотрудничество в области повышения квалифи-

кации и профессиональной переподготовки специалистов, педагогической и

научной деятельности, а также внешнеэкономическую деятельность в соот-

ветствии с законодательством Кыргызской Республики.

6.5. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка спе-

циалистов из числа граждан иностранных государств в организации допол-

нительного профессионального образования, а также педагогическая, науч-

но-исследовательская работа и стажировка преподавателей и слушателей

этой организации за рубежом осуществляются на основе международных сог-

лашений и договоров.

Вопрос: 500 или 250 часов нужно для получения диплома о профессиональной переподготовке?

Публикуем на нашей сайте ответ на часто задаваемый вопрос наших клиентов по поводу сроков освоения программ профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444). Начало действия: 01.09.2013.

Согласно п. 12 Порядка срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Таким образом, в настоящее время (с 1 сентября 2013 года) программы от 250 часов могут считаться программами профессиональной переподготовки, при условии соблюдения иных требований законодательства об образовании.

Проблема с неверным понимание вопроса об объеме программы (250 или 500) связана с изменением законодательства. 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принятие данного закона повлекло за собой отмену ранее действовавших нормативных правовых актов в сфере дополнительного профессионального образования. В частности, в апреле 2014 утратило силу Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов». Согласно данному документу (не действующему в настоящее время!):

28.Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

Внимание, приведено не действующее требование!

диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Дополнительно обращаем внимание, что данные положения уже НЕ действуют в течение достаточно продолжительного времени, поэтому не существует законодательно обоснованной необходимости при поиске и выборе программ ориентироваться на 500 часов.

Так же НЕ существуют в настоящее время (не установлены государством) «документы государственного образца в области дополнительного профессионального образования», НЕ установлена обязательная периодичность для повышения квалификации (5 лет). В законодательстве отсутствует какая-либо связь с имеющимся образованием (гуманитарное, техническое и т.д.) и сроками проф. переподготовки.

Профессиональная переподготовка специалистов в области охраны труда

Профессиональная переподготовка / повышение квалификации преподавателей ВО, СПО, ДПО

Добавить комментарий