Нормы для уборщицы служебных помещений

Какая норма площади уборки уборщицы служебных помещений? Входит ли в эту площадь окна, двери, столы и т.д.? Какова продолжительность рабочего времени должна быть или продолжительность не имеет значения? Как правильно вести табель рабочего времени на уборщицу служебных помещений?

1. Нормы труда устанавливаются работодателем в локальном нормативном акте, который принимается с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии). Постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 «Об утверждении нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений» предусмотрены нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 18 сентября 1985 г. N 321/19-28 установлены типовые нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий, однако данные Нормативы носят рекомендательный характер.

2. Продолжительность рабочего времени должна быть не более 40 часов в неделю. Если по результатам специальной оценки условий труда условия труда на конкретном рабочем месте отнесены к вредным или опасным условиям, то продолжительность рабочего времени должна быть не более 36 часов в неделю.

3. Непонятно, в чем заключается Ваш вопрос относительно ведения табеля рабочего времени. Принцип ведения табеля рабочего времени уборщицы не отличается от ведения табеля рабочего времени для других работников.

Статья 160 ТК РФ устанавливает, что нормы труда — нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы — устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируются государственное содействие системной организации нормирования труда и применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Согласно ст. 161 ТК РФ для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ). Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утверждены Постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469. Типовые нормы обслуживания для уборщиков производственных помещений промышленных предприятий утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 18 сентября 1985 г. N 321/19-28.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю;

для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю;

для работников, являющихся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю;

для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Содержание

Как производить расчет убираемой площади на одну ставку уборщицы технических помещений в общеобразовательном учреждении?

Здравствуйте! Работаю в гимназии, площадь которой составляет 1300 кв.м. Пять уборщиц работают в две смены, каждая работает на 1,5 ставки, итого 7,5 ставок. Насколько я знаю, норма убираемой площади 500 кв.м. на одну ставку при работе в одну смену, плюс 0,25 ставок на каждые 250 к.м. при работе в две смены. Однако уборщицы настаивают на том, что при работе в две смены им полагается по две ставки на каждую. Правильно ли производится у нас расчет зарплаты? Сколько ставок уборщиц должно быть при этой площади?

Ответы юристов ( 4 )

  • 8,8 рейтинг
  • 6937 отзывов эксперт

Здравствуйте. Нет никаких норм. Это определяется в трудовом договоре и должностных инструкциях.

Норма была в Приказе Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552

«Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений»

12. Должность уборщицы вводится из расчета 1 единица на каждые 600 кв. м площади, подлежащей уборке, но не менее одной единицы на учебное заведение. Для хореографических и художественных училищ должность уборщицы предусматривается из расчета 1 единица на каждые 500 кв. метров, а в училищах искусств, ведущих подготовку по этим специальностям — 1 единица на каждые 550 кв. метров площади, подлежащей уборке.

Но СССР уже нет.

Так что нормы должны быть в трудовом договоре и должностной.

Конкретные нормы обслуживания для уборщиков помещений в настоящее время законодательством не установлены.
Довганюк Яков

Конкретные нормы обслуживания для уборщиков помещений в настоящее время законодательством не установлены. Ранее норма убираемой площади была предусмотрена в отраслевых документах. В частности, в образовательных учреждениях должность уборщика служебных помещений была установлена из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу (п. 14 Типовых штатов, утвержденных приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. № 264). В настоящее время данный документ признан недействующим (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2008 г. № 177). Поскольку новые нормативы не утверждены, то на практике организации продолжают придерживаться прежних норм в качестве ориентира, то есть 500 квадратных метров убираемой площади на полную ставку. Кроме того, организация вправе самостоятельно установить нормы для уборки с учетом особенностей обслуживаемой территории и иных фактических обстоятельств выполнения работы по должности. Данные нормативы устанавливаются организацией в трудовом договоре и должностной инструкции утверждённой в установленном порядке самим учреждением.

Да прошу прощение забыл совсем про ссылку

Несмотря на то, что нормы, действовашие ранее, свою силу утратили, норма не должна превышать 500 квадратных метров на полную ставку.

  • 10,0 рейтинг
  • 6334 отзыва эксперт

В настоящее время, согласно действующему законодательству, нормы выработки устанавливаются локальными нормативными актами работодателя (положение об оплате труда, должностные обязанности, приказы).

Есть ли какие-либо типовые нормы труда для уборщика служебных помещений в образовательной организации, то есть сколько квадратных метров должен убирать уборщик служебных помещений?

Уборка служебных помещений нормы

Вопрос:

Какие установлены нормы уборки (сколько квадратных метров) производственных площадей для одной уборщицы? И какими документами регламентируются эти нормы?

Единый обязательный для применения документ, устанавливающий нормы уборки производственных площадей, отсутствует. Документы, приведенные ниже, носят рекомендательный характер и могут быть использованы в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.

Нормы уборки установлены в указанных ниже документах. Данные документы носят рекомендательный характер и могут быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях. В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса РФ системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804.

В разделе 2.1 Норм труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве, разработанные Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС) Госстроя России в 2000 году, нормы обслуживания на уборку установлены дифференцировано в зависимости от вида убираемых отходов. С учетом этого производственные помещения подразделены на пять групп:

1 группа — помещения производств, не имеющих отходов;

2 группа — помещения производств, дающих древесные отходы;

3 группа — помещения производств, имеющих легковесные, жидкие, сыпучие, мелкогабаритные производственные отходы;

4 группа — помещения производств, дающих металлические отходы в виде стружки, высечки, обрезков и т.п.;

5 группа — помещения производств, дающих отходы литья, огнеупорный мусор, угольную и торфяную пыль и не требующие тщательной их уборки.

Нормы времени установлены в человеко-минутах и человеко-часах на единицу объема работы для исполнителей, состав которых приведен в каждом параграфе нормативной части сборника.

Нормы обслуживания установлены на работы, выполняемые одним исполнителем в течение рабочей смены при продолжительности рабочей недели 40 часов и соблюдением других законодательных норм охраны труда при наиболее полном и рациональном использовании рабочего времени. Нормы обслуживания рассчитаны с учетом ширины проходов между оборудованием свыше 1 м. При ширине этих проходов до 1 м к нормам обслуживания применяется поправочный коэффициент 0,85. Нормы обслуживания установлены с учетом одноразовой уборки в течение смены. Если в течение смены уборка должна проводиться более одного раза, то норма обслуживания и норма времени обслуживания корректируются с учетом поправочных коэффициентов.

Нормативами численности предусмотрена явочная численность работников. Для определения списочной численности необходимо использовать коэффициент планируемых невыходов, учитывающий ежегодные отпуска, неявки на работу, оформленные листками нетрудоспособности, неявки в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей и т.д.

В документе также приведен пример расчета численности уборщиков производственных помещений.

Например, исходные данные:

4015 кв. м — помещения на производствах, не имеющих отходов;

765 кв. м — помещения на производствах, дающих легковесные, жидкие, сыпучие, мелкогабаритные производственные отходы, масса отходов до 5 кг.

2. Коэффициент планируемых невыходов — 1,12.

Регламент уборки производственных помещений и офисов

Внутренняя территория объектов недвижимости, в которых люди проводят свое рабочее время, нуждается в систематической уборке. В зависимости от вида производства, объема производственных площадей и требований к периодичности проведения процедуры, она может осуществляться как штатным клининговым персоналом предприятия, так и приглашенными уборщиками – сотрудниками компаний, специализирующимися на выполнении подобных работ. Порядок уборки производственных помещений регламентируется санитарными правилами и нормами (СанПиН).

Правила уборки промышленных помещений

Нормативы государственного стандарта – ГОСТ по уборке помещений служебного предназначения – определяются в зависимости от характера их использования. В отношении зданий, служащих для промышленных целей, они иные, чем в отношении офисов. Правила санитарии, соблюдение которых обязательно на территории заводов и фабрик, зависят от вида выпускаемой продукции. Для предприятий пищепрома первостепенное значение имеет борьба с патогенной флорой. Там, где выпускаются технические образцы, пристальное внимание уделяется уборке различных видов пыли, стружки, смазочных материалов, масел и т.д., а также санитарному состоянию станков.

В то же время нормы по СанПиН при уборке производственных помещений имеют много общего. В стандартную схему проведения клининговых работ входит:

  • чистка полов, стен, потолка;
  • мытье окон;
  • чистка железобетонных конструкций;
  • чистка электрооборудования;
  • уборка санузлов.

Существует несколько различных видов клининга на промышленных предприятиях.

  • Ежедневная уборка производственных помещений, нормы по СанПиН для которой подразумевают удаление сухого мусора и снятие при помощи мокрой тряпки, смоченной в воде с раствором моющего средства, пыли, грязи, смазки и масляных пятен с поверхности пола, плинтусов, стен, промышленного оборудования. При ежедневных клининговых процедурах влажная уборка проводится не только в производственных цехах, но и в санузлах: в обязанности уборщицы входит общая санобработка унитазов, писсуаров, умывальников и душевых кабин – последние входят в комплекс сантехнического оборудования на производстве с использованием вредных технологий: сталелитейной, металлообрабатывающей, химической и других.
  • Комплексная уборка, выполняемая 1 раз в неделю, помимо действий, проводимых при ежедневных процедурах, включает протирание влажной тряпкой дверных проемов и дверей, оконных рам (без мытья стекол), сметание паутины и мытье потолка, тщательное мытье сантехники в туалетах и душевых – удаление мочевого камня, следов ржавчины, известкового налета.
  • Генеральная уборка – ее необходимо проводить ежемесячно. Последовательность действий при этой процедуре включает все операции, упомянутые в предыдущих пунктах, а также мытье оконных стекол.

Необходимо строгое соблюдение графика проведения клининговых мероприятий на территории производственных помещений. Это позволяет поддерживать их санитарное состояние на должном уровне.

Правила уборки офисных помещений

О том, как проводится уборка служебных помещений, в нормах по СанПиН прописано следующее:

  1. Вначале необходимо провести первоначальный клининг офиса, включающий в себя удаление пыли с напольного покрытия, плинтусов, стен, потолков, рам, электроарматуры, радиаторов центрального отопления. В процессе обработки поверхности очищаются от липких субстанций: жевательной резинки, пластилина, обрывков скотча.
  2. На втором этапе, согласно стандартам уборки офисных помещений, проводится ежедневная комплексная уборка, предполагающая снятие пылевого слоя с поверхностей столов, шкафов, тумбочек, дверных ручек и подоконников. Высота очищаемых предметов не превышает двух метров. Также сюда входит протирка специальными салфетками, пропитанными антистатическими очистителями, поверхностей зеркал, компьютерных мониторов, стеклянных поверхностей, за исключением окон, удаление пыли с подлокотников кресел, крестовин стульев, очистка электророзеток, удлинителей и оргтехники.

Отдельный этап – санация туалетов, которые необходимо мыть и дезодорировать ежедневно. Раз в неделю по регламенту уборки помещений в офисе, чистка санузлов, помимо мойки, должна включать их дезинфекцию, а также удаление известкового налета и следов ржавчины с металлических и фаянсовых поверхностей. Во время генеральной уборки, кроме этого, необходимо тщательно очистить от пыли и грязи кафельную плитку на стенах.

Инструментарий и моющие средства

Уборка производственных помещений проводится при помощи металлических и пластиковых ведер, метелок, швабр, щеток, хлопчатобумажной ветоши. В качестве моющих средств рекомендуется использовать:

  • хозяйственное мыло;
  • кальцинированную соду;
  • хлорную известь;
  • бензин.

Эти вещества, при невысокой цене, обладают мощным жирорастворяющим и очищающим действием. Благодаря таким качествам, они активно применяются в процессе клининговых процедур на промышленных предприятиях, где характерен значительный уровень загрязненности специфическими ингредиентами: производственная пыль, технические масла, смазочные материалы и т.д. Применение традиционных моющих препаратов бытовой химии в этих случаях малоэффективно. Необходимые нормы расхода моющих средств определяются опытным путем, в зависимости от степени загрязненности помещения.

Два крайних в списке чистящих средства требуют особой осторожности. Хлорная известь, попав на незащищенную поверхность кожного покрова, может стать причиной химического ожога кожи, особенно при наличии на ней микротравм – трещин, царапин, ссадин. Также опасно попадание хлорки на поверхность слизистой оболочки глаз, полости рта и носа, поэтому при работе с ней следует соблюдать правила безопасности: надевать на руки резиновые перчатки, на лицо – маску, на глаза – защитные очки. Очистку бензином проводят при помощи смоченной в нем хлопчатобумажной ветоши, резиновых губок или щеток. При наличии вблизи загрязненной поверхности легковоспламеняющихся материалов, использовать для ее очистки бензин категорически запрещается, поскольку способностью к возгоранию обладает не только сама жидкость, но и ее пары.

При уборке торговых и офисных помещений, помимо ручного инвентаря, используются промышленные пылесосы. Химические средства для офисной уборки подразделяются на моющие, полирующие, пятновыводящие, дезинфицирующие, антистатики, мастики, грунтовки, лаки, защитные составы. В процессе мыться твердых и полутвердых напольных покрытий запрещается, во избежание травматизма, применять в качестве моющих средств мыло и порошкообразные пенящиеся вещества. При влажной уборке ковров или ковровых покрытий не допускается использовать большое количество воды, а также применять пенящиеся шампуни и концентрированные моющие растворы.

Для уборки различных типов производственных либо офисных помещений должен иметься отдельный уборочный инвентарь, помеченный при помощи надписей, цветовой маркировки или другими способами, во избежание его случайного использования не по назначению.

После каждого применения предметы уборочного инвентаря необходимо тщательно промывать в горячей проточной воде с использованием моющих и дезинфицирующих средств. При уборке производственных помещений нельзя допускать повторного применения текстильной ветоши.

«НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ (ЗДАНИЙ УПРАВЛЕНИЙ И ЗДАНИЙ КОНСТРУКТОРСКИХ И ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)» (утв. Госкомтрудом СССР)

2.6. Нормы обслуживания уборщиков служебных помещений

В обязанности уборщика входит уборка помещений зданий. Для поддержания чистоты в помещениях выполняются следующие виды уборки: сухое и влажное подметание и мытье полов, влажная протирка и мытье стен, оконных рам и стекол, дверных блоков и прочие работы.

Необходимые средства уборки и приспособления — веник, щетку, тряпку, ведро, совок, моющие средства — в начале смены уборщик доставляет к месту работы и по окончании уборки к месту хранения.

Раствор из моющих средств приготавливается уборщиком. Вода и моющий раствор периодически меняются.

При мытье пола мебель (кроме стационарно установленной) следует отодвинуть, вымыть пол и поставить мебель на место.

Собранный во время уборки мусор выносят на специально отведенные места.

При уборке помещений применяются ручные средства уборки. При чистке ковровых покрытий, дорожек, мягких диванов, кресел и стульев применяются пылесосы.

Нормы обслуживания уборщиков служебных помещений разработаны дифференцированно в зависимости от назначения помещений и их заставленности.

Нормы установлены на основе межотраслевых нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (М.: НИИ труда, 1983) с учетом перечня работ и периодичности их выполнения, сложившейся при обслуживании большинства обследованных зданий и приведенной в Приложении 2. В том случае, если периодичность выполнения уборочных работ на местах иная, то нормы обслуживания соответственно пересчитываются. Периодичность выполнения уборочных работ может изменяться в зависимости от местных условий и устанавливаться соответствующими компетентными органами.

Нормы обслуживания (Н_о ) рассчитаны по формуле:

Н_о = Т_см ,
Т_но

Т_см — сменный фонд рабочего времени;

Т_но — норма времени обслуживания единицы объема основных работ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Норма времени обслуживания (Т_но) определяется по формуле:

Т_но = (Т_н1 + Т_н2 + . + Т_нn) х K,

где Т_н1, Т_н2 и Т_нn — время, затрачиваемое на выполнение отдельных уборочных работ, и которое определяется по формуле:

Т_н1 = t х V х q,

t — норматив оперативного времени на единицу объема работ;

V — количество на обслуживаемом объекте единиц одноименных работ;

q — повторяемость данной работы в смену;

K — коэффициент, учитывающий затраты времени на обслуживание рабочего места, а также отдых и личные надобности, который определяется по формуле:

К = 1 + а_1 + а_2 ,
100

a_1 — время на обслуживание рабочего места в % к оперативному времени;

a_2 — время на отдых и личные надобности в % к оперативному времени.

Расчет явочной численности (Ч_я) уборщиков служебных помещений производится следующим образом:

Ч_я = N_1 + N_2 + N_3 + . + N_n ,
Н_о1 Н_о2 Н_о3 Н_оn

N_1, N_2, N_n — объемы уборочных площадей различных помещений, по которым установлены различные нормы;

Н_о1, Н_о2, Н_оn — нормы обслуживания.

Пример расчета численности рабочих, необходимых для обслуживания здания министерства

Определить численность обслуживающего персонала здания министерства.

В здании министерства, имеющем один парадный вход, работают 536 чел. Общая площадь помещений (кв. м) — 2535, в том числе: площадь служебных помещений — 1450 (с коэффициентом заставленности от 0,2 до 0,4), площадь зала заседаний — 360 (с коэффициентом заставленности 0,6), площадь коридоров — 405 (с коэффициентом заставленности до 0,2), площадь вестибюля — 80 (с коэффициентом заставленности 0,3), площадь мужских туалетов — 40, женских — 50, площадь лестниц — 150. Здание имеет три лифта для самостоятельного пользования (два лифта расположены рядом и один — отдельно). Здание оборудовано естественной вентиляцией, гардероб рассчитан на 630 мест и работает в одну смену. Количество единиц мебели — 2650. Коэффициент планируемых невыходов (К_н) во время отпусков, по болезни и т.д. для всех профессий 1,1 (принят условно) и определен по формуле:

К_н = 1 + % планируемых невыходов .
100

Списочная численность (Ч_сп) определяется по формуле:

Ч_сп = Ч_я х К_н.

Расчет численности рабочих по профессиям:

По табл. 1 исходя из количества мест в гардеробе (630), определяем нормативную явочную численность гардеробщиков в смену (Ч_я). Для данного здания она составляет 2,02 чел.

Списочная численность гардеробщиков:

Ч_сп = 2,02 х 1,1 = 2,22

рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования здания

По табл. 2 исходя из количества работающих (536 чел.) и общей площади здания (2535 кв. м) определяем нормативную явочную численность рабочих в сутки (Ч_я). Для данного здания она составит 3,01 чел.

Списочная численность рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования:

Ч_сп = 3,01 х 1,1 = 3,31

По табл. 3 исходя из количества работающих (536 чел.) и количества единиц мебели (2650) определяем нормативную явочную численность столяров в сутки (Ч_я). Для данного здания она составит 2,01 чел.

Списочная численность столяров:

Ч_сп = 2,01 х 1,1 = 2,21

Исходя из того положения, что для здания министерства есть разрешение на самостоятельное пользование лифтами, норматив явочной численности лифтеров в смену (Ч_я) для данного здания, имеющего два лифта (расположенных рядом) и один (отдельно стоящий), равен 2 чел.

Списочная численность лифтеров при работе в одну смену:

Ч_сп = 2 х 1,1 = 2,2

Исходя из количества постов в здании (одного) определяем норматив явочной численности в смену (Ч_я), который для данного здания составит 1 чел.

Списочная численность сторожей при работе в три смены:

Ч_сп = 1 х 3 = 1,1

уборщиков служебных помещений

Исходя из указанных площадей помещений здания по табл. 4 и 5, подставив числовые значения, определяем нормативную явочную численность уборщиков служебных помещений.

Ч_я = 1450 + 360 + 405 + 80 40 50 150 = 4,6.
480 770 1100 960 185 200 730

Ч_сп = 4,6 х 1,1 = 5,06

N п/п Наименование помещений Нормы обслуживания в смену, кв. м
Коэффициент заставленности
до 0,20 0,21 — 0,40 0,41 — 0,60 более 0,60
1 Служебные помещения 560 480 400 320
2 Конференц-залы, залы совещаний и заседаний 770 600
3 Вестибюли, холлы, коридоры, кулуары, курительные 1110 960
4 Лестницы 730
5 Техническая библиотека, архив 510
N п/п Наименование помещений Норма обслуживания в смену, кв. м
1 Туалет женский 200
2 Туалет мужской 185
3 Душевая комната 300

Примечания: 1. К категории служебных помещений отнесены следующие помещения: комнаты для работы сотрудников, кабинеты руководителей, приемные, помещения общественных организаций, помещения ожидания и приема посетителей, медицинские пункты.

2. Коэффициент заставленности определяется отношением площади (кв. м), занимаемой предметами, расположенными в помещениях одного назначения, ко всей площади этого помещения.

3. Нормами обслуживания не учтены работы по чистке ковров, ковровых дорожек и мягкой мебели, т.к. периодичность их уборки устанавливается на местах в соответствии с местными организационно-техническими условиями.

На чистку с помощью пылесоса установлены следующие нормы времени: 1 кв. м ковра (ковровой дорожки) — 0,36 мин., на одно мягкое кресло — 0,68, на один мягкий диван — 0,75 мин.

На основании этих норм времени (с учетом периодичности, установленной на месте) определяются затраты времени на данные работы, и нормы обслуживания соответственно пересчитываются.

4. При расчете норм обслуживания туалетов принято следующее количество санитарно-технического оборудования: для женских туалетов — три унитаза и две раковины, для мужских туалетов — три унитаза, три писсуара и две раковины. При увеличении количества оборудования на одно наименование норма обслуживания умножается на коэффициент 0,98; при уменьшении количества оборудования на одно наименование норма обслуживания умножается на коэффициент 1,02.

Нормы для уборщиц помещений согласно Минтруда

В нежилых помещениях коммерческого и служебного назначения должна осуществляться уборка. Для этого нанимается специальный сотрудник, но минимальный инвентарь и площадь для очистных работ строго регламентируются законодательными документами.

Уборка включает регулярное мытье полов, очищение мебели от пыли и грязи, выброс мусора и мытье окон. Ответственный за уборку также должен следить за тем, чтобы мебель, инвентарь и разные предметы находились на своих местах.

Обязанность по очистке служебных помещений руководители могут возлагать на собственных работников, либо на специально нанятых по уборке. Например, такое может быть в школах и офисах, когда привлекаться могут даже дети. В первом случае, очистные работы можно разделить между сотрудниками поровну, или выстроить график поочередной уборки. Во втором случае, нанимается уборщик, который будет приводить рабочее пространство в порядок за собственную заработную плату.

Обратите внимание! Если возложить уборку на сотрудников, эффекта будет мало, так как без дополнительной платы не все предпочитают добросовестно выполнять «лишние обязанности».

Особые требования нормирования выдвигаются для объектов с большой проходимостью, тогда одному работнику очень тяжело справиться. Законодательно не закреплены никакие нормы уборки на одного сотрудника. Поэтому, нормы работ и убираемых площадей закрепляют за одним работником, создавая нормативы уборки помещений на одну уборщицу. То есть, юридическое лицо самостоятельно разрабатывает нормы для уборщиц помещений согласно Минтруда и указывает их в своих внутренних актах.

Расчет производится исходя из общей площади окон и стеклянных поверхностей, которые необходимо регулярно убирать. При этом, поверхности принято делить на легкодоступные и труднодоступные. Рассчитывается годовой фонд времени и коэффициент невыходов, когда сотрудник по болезни, из-за прогула или по любой другой причине не выходит на работу. Эти данные позволяют рассчитать количество работников, которые потребуются для уборки. Например, на небольшом предприятии с обычными легкодоступными окнами и общим временем на их полную очистку 700 минут и фондом рабочего времени 1500 минут расчет будет такой:

(700/1500) * 2 (коэффициент невыхода на смену) = 0,93 человека. То есть, для уборки окон достаточно одного человека.

Для пола берутся почти те же данные: площадь и время на работу, коэффициент невыхода, требуемая периодичность. Например, необходимое время на протирание полов – 800 минут, фонд времени – 1600 минут, коэффициент невыхода – 2. Тогда получаем: (800/1600) * 2 = 1 человек потребуется для одной организации.

Если у организации слишком большая площадь, то специалисты отдела аналитики или нанятые сотрудники должны рассчитать минимальное количество уборщиков на всю территорию и закрепить за ними определенные обязанности. Должны быть точно подсчитаны площади полов и окон, а также других данных. Подсчитывается продолжительность рабочих смен и общий фонд времени.

Нормы уборки производственных помещений на одну уборщицу могут измениться в связи с изменением территории, а также с увеличением или уменьшением количества отходов. Можно менять норму уборки, если были изменены тип помещений или количество занятых на территории работников.

Справка! Изменения нормативов по разным причинам могут потребовать дополнительных уборщиков и инвентаря.

Полный перечень уборки:

  • Протирать полы необходимо ежедневно по нескольку раз, либо по необходимости.
  • Полки, стены и мебель протираются раз в неделю в среднем.
  • Убирать предметы, расставляя их по своим местам, необходимо также каждый день.
  • Чистить мебель необходимо не чаще раза в неделю.
  • Протирать подоконники нежно 1 раз в неделю.
  • Очистка труб и инженерных систем проводится гораздо реже – 4 раза в год.
  • Мытье окон и протирание потолка – не реже 2-х раз в год.

Для определения нормативов по использованию моющих средств создается специальная комиссия, которая рассчитывает расход средств. Чтобы рассчитать, берутся фактические затраты и инженерные расчеты. Чтобы разрабатывать нормы площадей для уборщиц служебных помещений было проще, можно воспользоваться Приказом 1122 Н. Также, производители бытовой химии пишут рекомендации по расходованию средств и количеству применяемого средства для каждой уборки.

Обратите внимание! Нормы будут отличаться для помещений разного назначения: служебного и производственного. Как правило, нормы труда для уборщиц служебных помещений 2019 подразумевают расход в 2 раза меньше из-за большего количества образований грязи.

Для некоторых помещений требуются специальные очистительные средства. И средства должны отличаться для разных поверхностей. Норма подразумевает количество дней, в течение которых будет расходоваться средство.

Организация обязана разработать специальную карту уборки, в которой будет указано время на наведение порядка одного помещения, расписание и маршрут. А также, в помещении должен быть условный документ с подписью лица, отвечающим за чистоту.

Средства для очистки хранятся в специальном месте с ограниченным доступом. Мусор собирается в отдельные мешки или емкости. Необходимо предоставить специальные емкости или тележки для транспортировки уборочных средств, а также специальной формы для уборщика.

При уборке, необходимо очищать полы от мусора, грязи и разводов с помощью метлы, веника, швабры и моющих средств. Затем, нужно очищать мусорки от накопившегося мусора, протирать поверхность мебели и сантехники. А также, протираются зеркала и стеклянные поверхности.

Работы, проводимые не на ежедневной основе необходимо также осуществлять согласно предусмотренной карте. Для разных помещений будут существовать свои правила и время на очищение. Как правило, время указывается либо для каждого помещения, либо на каждые 10 квадратных метров.

Государством не установлена определенная плата за услуги. Но оплата не должна быть меньше, чем МРОТ. Уборка – это достаточно тяжелый труд, который должен достойно оплачиваться. Поэтому, организация устанавливает зарплаты исходя из объема выполняемых работ, но не менее, чем минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством. И чем больше объем работы – тем выше должна быть оплата.

Справка! Чтобы решить, какая зарплата должна быть у уборщика, можно посмотреть среднюю зарплату у уборщиц в данном субъекте РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уборка – непростая задача и в крупных фирмах основная ответственность лежит на руководителях и специальной комиссии. Сотрудники, осуществляющие уборку, должны быть оснащены оборудованием и бытовой химией. Частота проводимых гигиенических мероприятий увеличивается для перечня организацией от министерства здравоохранения: больницы, санатории, лечебницы и другие мед учреждения, а также организации общепита и торговые залы.

Источники

  1. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
  2. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
  3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.

Уборка служебных помещений нормы

Оценка 5 проголосовавших: 1

Получил высшее образование юриста в г. Санкт-Петербург. Свою юридическую деятельность я начал 8 лет назад. Работал в разных фирмах и сейчас занимаю должность главного юриста в крупной компании.

Нормы площади уборки для уборщиц производственных помещений различной специфики

Действующие нормы площади для уборки производственных помещений предполагают ее проведение, опираясь на потребности предприятия. Между клининговой компанией и заказчиком составляется договор. Учитывается служебное время, основные обязанности сотрудников. В обязательном порядке указывается, как часто клинер проводит конкретные типы уборки служебных помещений. Правда, имеются исключения из правил. К примеру, влажная уборка, мытье пола могут проводиться чаще, чем предусмотрено договором. Тогда другие типы клининга осуществляются частично.

Нормы площади уборки для уборщиц производственных помещений колеблются в достаточно широком диапазоне. Например, для производственных предприятий, работающих без отходов, они находятся в пределах от 0,2 мин (сухая уборка) до 0,26 мин. (влажная уборка пола) на 1 м.кв. площади с применением специальных моющих средств. Для некоторых компаний показатели рассчитываются в зависимости от количества убираемого мусора на площадь размером 100 м.кв.

Какие еще существуют нормы уборки площади для уборщиц служебных помещений?

Нормы уборки площади для уборщицы служебных помещений предполагают выполнение основные обязательных работ. Кроме названных выше, это:

  • уборка мусора на рабочих местах;
  • устранение загрязнений с поверхностей стен и дверей;
  • замена раствора для мойки;
  • очистка емкостей — ящиков, мешков и др.

Нормы уборки площадей для уборщиц служебных помещений для каждого объекта разрабатываются в индивидуальном порядке.

Абаканский городской суд (Республика Хакасия) — Гражданские и административные

Дело № 2-387/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
13 февраля 2019 года г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Мамаевой Е.А.,
при секретаре Сандыковой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.З.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Абакана » Средняя общеобразовательная школа № 12″ о взыскании невыплаченной заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
с участием истца Л.З.А., представителя ответчика Миненковой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:

Л.З.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Абакана » Средняя общеобразовательная школа № 12″ ( далее – МБОУ «СОШ № 12») о взыскании невыплаченной заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что с 01 октября 2015 года между ней и ответчиком был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым она была принята на должность уборщика помещений на 1,5 ставки с должностным окладом 5704 руб, при этом в заключенном с ней трудовом договоре, в нарушение трудового законодательства не указана норма убираемой площади за полную ставку уборщицы. На протяжении всего времени работы у ответчика она просила сообщить о данной норме, и только 04 апреля 2018 года было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору, где ответчик определил норму убираемой площади 600 кв.м. на ставку и площадь убираемых ею помещений 848,1 кв.м. Поскольку нормативного закрепления нормы убираемой площади на ставку не имеется, работодатель своевременно не указал в трудовом договоре данную площадь, считает правомерным использовать в качестве нормы убираемой площади на ставку площадь 500 кв.м., которая ранее была утверждена в Типовых штатах Министерства просвещения СССР, утратившими силу, а также в поставновлении Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469. Поскольку за весь период времени работы у ответчика площадь убираемых помещений не изменилась, просит произвести перерасчет и произвести доплату заработной платы с 01 октября 2015 года по март 2018 года, исходя из расчета 1,7 ставки в сумме 71 965, 05 руб, компенсацию за задержку выплаты заработной платы, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В ходе рассмотрении дела истец увеличила исковые требования, просила взыскать невыплаченную заработную плату за неполные месяца, когда она была в отпуске в июне 2016 года и июле 2017 года в сумме 3 138, 45 руб, недоначисленные суммы отпускных за период с 01 июня по 07 июля 2016 года в размере 2547, 18 руб, с 01 июня по 07 июля 2017 года в размере 2 947, 32 руб, с 01 июня по 07 июля 2018 года в размере 4 063, 68 руб, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и отпускных за период с октября 2015 по июнь 2018 года в сумме 22 981, 41 руб, расходы за юридические услуги в размере 4 000руб.
В судебном заседании истец Л.З.А. поддержала исковые требования с учетом уточнений, дополнительно пояснила, что независимо от того, что в настоящее время не имеется установленной нормы уборки помещений на ставку, а работодатель в своих документах такую норму не установил, не разработал систему нормирования труда уборщиков служебных помещений, и только после проведения проверки государственной трудовой инспекцией внес соответствующие изменения, при этом о норме в 600 кв.м. на ставку заранее ее не уведомил, считает, что норма убираемой площади должна быть сохранена в 500 кв.м., за уборку свыше данной нормы должен был произведен перерасчет и доплата. Относительно срока исковой давности, то считает, что он пропущен по уважительной причине, так как на протяжении всего времени работы она обращалась и устно и письменно к ответчику, просила закрепить за ней участок убираемой площади, и только 04 апреля 2018 года такие изменения были внесены, а 29 июня 2018 года она обратилась в трудовую инспекцию с целью проведения проверки на предмет доплаты ей недоначисленных сумм.

Представитель ответчика Миненкова Н.В., действующая на основании доверенности, возражала по заявленным требованиям, представила письменный отзыв на исковое заявление, который поддержала в судебном заседании, пояснила, что истцом пропущен срок для обращения в суд до 13 июля 2017 года, который исчисляется со дня увольнения работника, с этого момента она узнала о своем нарушенном праве. Оснований для восстановления срока полагает не имеется, так как уважительных причин тому истцом не представлено. Относительно требований по существу, то считает, что Л.З.А. осуществляла уборку помещений в соответствии с определенной ей изначально ставкой, норма выполняемой работы за продолжительность рабочего времени также была согласована с работником. В должностной инструкции истца определены места уборки служебных помещений, которые в последующем были закреплены в карте убираемых помещений. Решением суда от 12.11.2018 по делу № по иску истца установлено, что площадь убираемых Л.З.А. помещений не изменилась с момента принятия на работу на 1,5 ставки и до прекращения трудовых отношений. Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469 носят рекомендательный характер и не предназначены для расчета норм времени и определения численности рабочих. Обязательные нормативно-правовые акты для работодателей, отражающие нормы убираемой площади для работников – уборщиков отсутствуют. Данные нормы могут устанавливаться локальным нормативно-правовым актом организации. Типовые штаты, утвержденные Приказом Минпроса СССР от 31.12.1986 № 264, утратили силу на территории РФ. В ходе проверки государственной трудовой инспекцией нарушений объема убираемой площади Л.З.А. не выявлено, выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства в соответствии со ст. 57 ТК РФ, что и было сделано, путем закрепления площади убираемых помещений и нормы убираемой площади. Просила в иске отказать в полном объеме.

Выслушав истца, представителя ответчика, оценив собранные по делу доказательства, определив обстоятельства, имеющие юридическое значение для постановления законного решения по существу спора, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, приказом № от 30 сентября 2015 года Л.З.А. была принята на работу в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 12» на должность уборщицы служебных помещений на 1,5 ставки.
01 октября 2015 между сторонами заключен трудовой договор, по условиям которого истец должна добросовестно исполнять возложенные на нее обязанности. Должностной инструкцией уборщика служебных помещений от 01 октября 2015 года, в обязанности уборщика служебных помещений входила уборка закрепленных за ней служебных и учебных помещений школы ( классы, кабинеты, коридоры, лестницы, туалеты и пр.).
По устной договоренности между работником и работодателем за Л.З.А. были закреплены помещения: кабинеты: №, расположенные на третьем этаже школы, санузлы 3-го этажа, коридоры, лестничные пролеты 3 этажа основной школы и лаборантская. Данные помещения и их площадь впоследствии были закреплены в карте уборщика служебных помещений в апреле 2018 года, общей площадью 848,1 кв.м.
Поскольку ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции не были указаны нормативы убираемой площади на ставку, дополнительным соглашением от 04 апреля 2018 года в трудовой договор были внесены изменения, определены квадратные метры на ставку – 600 кв.м. и площадь убираемых Л.З.А. служебных помещений.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец просит произвести доплату за убираемые ею площади сверх нормативной 500 кв.м, которые определены были ранее в утвержденных Приказом от 31.12.1986 № 264 Министерства просвещения СССР в «Типовых штатах начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем».
Однако данный нормативно-правовой акт утратил силу на территории РФ, в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 09.06.2008 № 177 » О признании не подлежащими применению на территории Российской Федерации ведомственных нормативно правовых актов».
Согласно ст. 159 ТК РФ система нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа, либо устанавливается коллективным договором.
Статьей 160 ТК РФ дано понятие нормы труда — норма выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469 носят рекомендательный характер и не предназначены для расчета норм времени и определения численности рабочих. Суд соглашается с доводами ответчика, что обязательные нормативно-правовые акты для работодателей, отражающие нормы убираемой площади для работников – уборщиков отсутствуют.
После обращения истца в государственную трудовую инспекцию с целью проведения проверки и устранения нарушений, в адрес ответчика выдано предписание от 09 августа 2018 года, где указано об устранении нарушений и оформления трудовых договоров в соответствии с требованиями ст. 57 ТК РФ, данных о том, что работодателем неверно определена норма убираемой площади на ставку предписание не содержит.

Таким образом, суд считает, что поскольку на момент заключения трудового договора с Л.З.А. уже отсутствовали какие ли обязательные нормы убираемых служебных помещений, установление данных норм определялось работодателем с учетом технологий, количества убираемых площадей, а также то, что с октября 2015 года площадь убираемых помещений для истца не изменялась, что также нашло отражение в решении суда от 12.11.2018 по иску Л.З.А. к МБОУ «СОШ № 12» закрепление в дополнительном соглашении квадратных метров на ставку определено работодателем в пределах предоставленных ему законом, соответственно оснований для пересчета и доплаты недоначисленной заработной платы не имеется, так как 848, 1 соответствует 1,41 ставки, что ниже ставки на которой работала истица до момента увольнения. Доказательств того, что истец выполняла работу по уборке служебных помещений до 04 апреля 2018 года иной площадью, материалы дела не содержат, соответственно норма убираемой площади до 04 апреля 2018 года соответствует той, которая была закреплена в дополнительном соглашении Л.З.А. и ею не оспаривалась.
Довыводы истца о то, что ее заблаговременно не уведомили о внесении изменений в трудовой договор, путем вынесения дополнительного соглашения, где была указана норма убираемой площади на ставку, противоречат подписанному ею же дополнительном соглашении собственноручно, также не имеется данных, что истцу увеличили размер убираемой площади, чем нарушили бы ее права.
Ответчиком завялено ходатайство о применении срока исковой давности в соответствии со ст. 392 ТК РФ, когда за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Проверяя данный довод суд находит его заслуживающим внимание.
Так, 13 июля 2018 был расторгнут трудовой договор с Л.З.А. на основании п.3 ст.77 ТК РФ ( собственное желание), приказом № от 11 июля 2018 года. Соответственное период до 13 июля 2017 года ( свыше одного года) не может рассматриваться судом по существу ввиду пропуска срока обращения в суд за восстановлением нарушенного права.
При пропуске по уважительным причинам названных сроков они могут быть восстановлены судом (часть 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В разъяснениях, изложенных в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 указано, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В ходе судебного заседания истец соглашалась с тем, что пропустила срок на обращение в суд для взыскания невыплаченной заработной платы, в качестве уважительности причин пропуска срока заявляет обращение в трудовую инспекцию и юридическую неграмотность.
Однако в трудовую инспекцию Л.З.А. обратилась только 29 июня 2018 года, что не влияет на пропуск срока давности в период с 01 октября 2015 года по 13 июля 2017 года, иных доказательств уважительности причин не обращения за взысканием невыплаченной заработной платы ранее истцом не представлено, отсутствие юридического образования также не является таковым, поскольку имелась возможность обращения за консультацией к компетентным лицам, что и сделала истица но спустя значительное время после увольнения.
При таких обстоятельствах суд считает правомерным отказать истице Л.З.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме как по правовым основаниям так и с пропуском срока на обращение в суд.
Поскольку требования о денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда являются производными от основного требования, в их удовлетворении также следует отказать.
На основании вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Л.З.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Абакана » Средняя общеобразовательная школа № 12″ о взыскании невыплаченной заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий Е.А. Мамаева
Мотивированное решение изготовлено и подписано 18.02.2019
Судья: Е.А. Мамаева

Суд:

Абаканский городской суд (Республика Хакасия)

Судьи дела:

Мамаева Е.А. (судья)

Судебная практика по:

Трудовой договор

Судебная практика по применению норм ст. 56, 57, 58, 59 ТК РФ

Увольнение, незаконное увольнение

Судебная практика по применению нормы ст. 77 ТК РФ

Добавить комментарий