Напряженность труда характеризуется

Относительно оценки условий труда на рабочем месте водителя автомобиля, водителя трамвая, водителя троллейбуса (далее – водитель) разъясняем.

Согласно требованиям санитарных норм и правил «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта» организация рабочего места водителя должна обеспечивать максимальное восприятие профессионально значимой информации во время движения автомобиля, поддержание удобной рабочей позы. При этом рабочая поза (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется экспертно, путем наблюдения за выполнением работы. Время пребывания в фиксированной (неудобной, вынужденной) позе зависит от времени управления транспортным средством и определяется на основании хронометражных наблюдений за смену.

Так, оценка тяжести трудового процесса водителя по показателю «рабочая поза» производится согласно п. 5 таблицы 10 приложения 1 к Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда.

По проведению хронометражных наблюдений и проведению оценки фиксированной позы на рабочем месте водителя считаем необходимым разъяснить следующее. Понятие неудобной, фиксированной и вынужденной поз приведены в пункте 47 Инструкции о гигиенической оценке характера трудовой деятельности по показателям тяжести и 3 напряженности труда.

Фиксированная поза — когда отсутствует возможность изменения положения частей тела относительно друг друга. То есть работник какое-то время должен оставаться абсолютно неподвижным, иначе трудовая функция будет не выполнена. При этом водитель автомобиля при управлении транспортным средством вынужден изменять положение частей тела (управление педалями, изменение направления движения поворотом руля, наблюдение по зеркалам и т.п.). Периоды времени, когда водитель с целью управления транспортным средством остается неподвижным, можно рассматривать как фиксированная поза.

Отдельные аттестационные комиссии нанимателя при проведении аттестации на рабочих местах водителей оценивают тяжесть труда по показателю «неудобная поза». Неудобная поза – это поза с большим поворотом туловища, неудобным размещением конечностей, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. Также, работой в неудобной позе следует считать работу в наклоне свыше 45 градусов. Работой с поднятыми руками является та, при которой кисти рук находятся на уровне плечевого сустава и выше.

Из приведенного понятия следует, что неудобная поза в принятом понимании не может быть оценена в ходе аттестации рабочего места водителя.

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса

в системе аттестации рабочих мест

А.В.Борисова,

заведующая лабораторией Торгово-промышленной

палаты Ростовской

области

В системе аттестации рабочих мест важным элементом является оценка тяжести и напряженности труда.

Тяжесть труда отражает нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.) и характеризуется массой поднимаемого (перемещаемого) груза, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещением в пространстве.

Напряжённость труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряжённость труда, относятся:

  • интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки;
  • степень монотонности нагрузок;
  • режимы работы.

Оценка тяжести труда наиболее актуальное значение имеет при АРМ работников рабочих специальностей. Как правило, на данных рабочих местах имеются превышения допустимых величин. Соответственно оценка напряженности трудового процесса наиболее показательна для руководителей и специалистов, а также некоторых рабочих профессий (например, генеральный директор предприятия, мастер, сменный мастер, диспетчер, телефонист, работники системы гос.образования, а также водитель автомобиля, машинист электровоза, пилот).

В Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса приведена методика оценки тяжести и напряженности. Оценка тяжести физического труда проводится на основе учета всех приведенных в таблице 17 Руководства показателей. При этом, вначале устанавливают класс по каждому измеренному показателю, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, получившему наиболее высокую степень тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 условия труда по тяжести трудового процесса оцениваются на 1 степень выше (3.2 и 3.3 классы соответственно). По данному критерию наивысшая степень тяжести — класс 3.3. Аналогично оценка напряженности труда осуществляется в соответствии с «Методикой оценки напряженности трудового процесса» (приложение 16 Руководства). Наивысшая степень напряженности труда соответствует классу 3.3.

Анализ тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется по этапам:

  1. Определение характера выполняемой работы. На данном этапе необходимо ознакомиться с процессом труда, особенностями условий труда, расчленить технологический процесс на операции и их элементы;
  2. Наблюдение (проведение хронометража выполняемых операций, экспертной оценки);
  3. Проведение измерений;
  4. Анализ документации (фотография рабочего дня, документация, в которой отражены описания технологических операций для данного рабочего места, табели учета рабочего времени);
  5. Заполнение протокола, определение класса условий труда.

Для получения количественных характеристик показателей тяжести и напряженности используются приборы: шагомер механический или электронный, динамометры ДПУ, ДК, секундомер.

Определение категории тяжести и напряженности труда выполняется на всех без исключения рабочих местах, подлежащих аттестации. Нормирование показателей тяжести на рабочем месте выполняется с учетом допустимых значений физических нагрузок для мужчин и женщин соответственно.

Рассмотрим несколько типичных примеров оценки рабочих мест по характеру тяжести и напряженности трудового процесса.

Рабочее место электрогазосварщика (без применения средств малой механизации – тельфер, поворотная платформа и др.) по фактору тяжести трудового процесса оценивается классом вредности 3.2. Проанализировав технологический процесс можно сказать, что данная степень вредности складывается из превышений допустимых значений по следующим показателям: масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, величина статической нагрузки при удержании груза одной рукой, неудобная (фиксированная) рабочая поза.

Наиболее типичным примером условий труда, связанных с повышенной напряженностью трудового процесса является рабочее место водителя автомобиля. Управление транспортным средством сопровождается повышенными интеллектуальной нагрузкой (работа по серии инструкций, восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров, работа в условиях дефицита времени с повышенной ответственностью за конечный результат) и эмоциональной нагрузкой (ответственностью за функциональное качество конечной работы, постоянной готовностью к экстренному реагированию, присутствием степени риска для собственной жизни и ответственности за безопасность других лиц). По фактору напряженности трудового процесса рабочее место водителя автомобиля оценивается классом 3.2. Данному классу вредности соответствуют условия труда машиниста электровоза, диспетчера, пилота, капитана.

По результатам оценки тяжести и напряженности труда, при выявлении превышения допустимых величин, приводятся рекомендации в план мероприятий по улучшению условий труда. Как правило, в большинстве случаев мероприятия, направленные на снижение тяжести и напряженности, имеют организационный характер (разработка режимов труда и отдыха, установление удлиненных регламентированных перерывов, соблюдение периодичности медицинских осмотров, установление дополнительных дней к отпуску). В карте аттестации, в строке 070, приводятся рекомендации по подбору работников: указывается возможность применения труда женщин и лиц до 18 лет в соответствии с санитарными нормами допустимых нагрузок.

Следует отметить, что для перечисленных выше рабочих мест вредные (тяжелые) условия труда по факторам тяжести и напряженности обусловлены спецификой технологического и трудового процессов, являются неустранимыми. Следовательно, для данных профессий с учетом комплексной оценки условий труда по результатам аттестации предусмотрены компенсации за вредные условия (доплата, дополнительный отпуск), досрочное назначение трудовой пенсии.

В зависимости от класса условий труда по факторам трудового процесса, в соответствии с санитарными нормами «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», определяются предельно допустимые уровни (ПДУ) звука на рабочих местах ( в таблице 2 санитарных норм представлены ПДУ шума для наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест, по таблице 1 санитарных норм ПДУ определяется для конкретного рабочего места, с учетом количественных характеристик тяжести и напряженности труда, выполняемого работником). Работа, связанная с интеллектуальными нагрузками, требующая сосредоточенности, характеризуется более низкими нормативами по шуму по сравнению с работой, где преобладает физический труд.

Определение категории тяжести выполняемых работ является основополагающим при выполнении оценки микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях и на открытой территории. Нормативные значения микроклиматических параметров, таких как температура и скорость движения воздуха, тепловая нагрузка среды (ТНС-индекс), непосредственно зависят от количественных показателей тяжести труда. Зависимость нормируемых температурных показателей от физической нагрузки имеет следующий вид: чем выше категория тяжести труда, тем ниже допустимое значение температуры и ТНС-индекса. Особенно ярко эта зависимость наблюдается при оценке нагревающего микроклимата на рабочих местах кузнеца, электрогазосварщика, занятого на полуавтоматических машинах, термиста.

Повышенные физические и умственные нагрузки в процессе трудовой деятельности приводят к утомлению и переутомлению, тем самым повышая риск травмирования и заболеваемости.

Таким образом, оценка параметров трудового процесса необходима при правильной организации рабочих мест, формировании мероприятий, направленных на улучшение условий труда и поддержания высокого уровня работоспособности, назначению возможных компенсаций за вредные (тяжелые) условия труда, обусловленных спецификой технологического и трудового процессов.

Характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, — это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека, монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на классы:

  • оптимальный (1 класс)
  • допустимый (2 класс)
  • напряженный (3 класс, имеет 3 степени).

Критерии отнесения труда к тому или иному классу:

  1. степень интеллектуальной нагрузки (зависит от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности)
  2. нагрузка на анализаторы (длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов)
  3. эмоциональная нагрузка (зависит от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей)
  4. монотонность труда (определяется продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций)
  5. режим работы (характеризуется продолжительностью рабочего дня и сменностью работы).

Высокая напряженность труда — один из вредных производственных факторов и может привести к профзаболеванию.

Напряженность труда, наряду с тяжестью, должна учитываться при проведении СОУТ.

При выявлении интеллектуальных нагрузок трудовой процесс рассматривают с точки зрения ее мыслительной составляющей. Нагрузки имеют экспертные оценки, которые исследователь устанавливает на основе изучения функциональных обязанностей работников, регламентов работы, наблюдения алгоритма деятельности.

Характеристика работы по показателю «интеллектуальные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

— , которая указывает степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до сложных при отсутствии алгоритма;

— восприятие сигналов (информации) и их оценка – способность работающего оценивать информацию, передаваемую посредством света, цвета, формы, тона, частоты и т.д. и производить определенные действия по выводу оборудования на нормальный режим функционирования или приведению факторов окружающей среды к нормативным значениям;

— распределение функций по степени сложности задания – трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда;

— характер выполняемой работы – характеристика какого-либо вида работы по степени сложности, точности и ответственности.

Классы условий труда по показателю «нагрузки интеллектуального характера» представлены в табл. 2.1.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий труда по показателю «интеллектуальные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

Исходные данные:

— вид работы – по установленному графику;

— используемая документация – операционная карта;

— способ восприятия сигналов (информации)- с последующей

коррекцией действий.

Вывод:согласно данным табл. 2.1 имеем:

— по показателю «содержание работы» согласно п. 1.1. — работа относится к классу 2;

— по показателю «восприятие сигналов (информации) и их оценка» согласно п. 1.2. — работа относится к классу 2;

— по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 1;

— по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 2;

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4 протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 5).

Таблица 2.1

Классы условий труда по показателю

«нагрузки интеллектуального характера»

Показатели тяжести трудового процесса Классы условий труда
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 Вредный (тяжелый труд)
1 степени класс 3.1 2 степени класс 3.2
1. Интеллектуальные нагрузки:
Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях

Окончание табл. 2.1

1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
1.3. Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам.
1.4. Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат

Пример 2.Определить класс условий труда по показателю «интеллектуальные нагрузки» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

Исходные данные:

— вид работы – по установленному графику;

— используемая документация – операционная карта;

— способ восприятия сигналов (информации)- с последующей

коррекцией действий.

Вывод:согласно данным табл. 2.1 имеем:

— по показателю «содержание работы» согласно п. 1.1. — работа относится к классу 2;

— по показателю «восприятие сигналов (информации) и их оценка» согласно п. 1.2. — работа относится к классу 2;

— по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 2;

— по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 2.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4 протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю «интеллектуальные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Исходные данные:

— вид работы – по установленному графику;

— используемая документация – нормативные документы;

— способ восприятия сигналов (информации)- с последующим

сопоставлением фактических значений с их номинальными значениями.

Вывод:согласно данным табл. 2.1 имеем:

— по показателю «содержание работы» согласно п. 1.1. — работа относится к классу 3.1.

— по показателю «восприятие сигналов (информации) и их оценка» согласно п. 1.2. — работа относится к классу 3.1

— по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 3.1

— по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 3.1

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4 протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 7).

2.2. Сенсорные нагрузки

Сенсорные нагрузки – напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь, характерных для любого вида труда, и особенно умственного.

Блок сенсорных характеристик, включающий длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов за 1 час, число объектов одновременного наблюдения, условно характеризует произвольное, волевое внимание, направленное на предмет деятельности

Характеристика работы по показателю «сенсорные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

— длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) — сосредоточение, или концентрация внимания на каком-либо объекте — чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %;

— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы — количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений), позволяющее оценивать занятость или специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше ин­формационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных уст­ройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графи­ки, диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по теле­фону, при непосредственном прямом контакте работников);

— число производственных объектов одновременного наблюдения» — указывает, на возрастает напряженность труда с увеличением числа объектов одновременного наблюдения;

— размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) — нагрузка на зрительный анализатор определяется размером объекта различения и продолжительностью наблюдения за предметом. Напряженность по данному показателю возрастает с уменьшением размера рассматриваемого предмета (изделия, де­тали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и продолжительности времени наблюдения за предметом;

— «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительно­сти сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)»- определяется на основе хронометраж­ных наблюдений время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты — чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительно­го анализатора;

— «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)»- конкретное время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда;

— «нагрузка на слуховой анализатор» — степень напряжения слухового анали­затора в зависимости от разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума;

— «нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговари­ваемых в неделю)» — степень напряжения голосового аппарата в зависимости от продолжи­тельности речевых нагрузок.

Классы условий труда по показателю «сенсорные нагрузки» представлены в табл. 2.2.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю «сенсорные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

Исходные данные:

— длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 45;

— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – отсутствует;

Таблица 2.2

Классы условий труда по показателю

«сенсорные нагрузки»

Показатели тяжести трудового процесса Классы условий труда
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 Вредный (тяжелый труд)
1 степени класс 3.1 2 степени класс 3.2
2. Сенсорные нагрузки:
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.2.Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы до 75 76 – 175 176 – 300 более 300

Продолжение табл.2.2

2.3.Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6 – 10 11 – 25 более 25
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм — 100% 5 — 1,1 мм — более 50 %; 1 — 0,3 мм — до 50 %; менее 0,3 мм — до 25 % 1 — 0,3 мм — более 50 %; менее 0,3 мм — 26 — 50 % менее 0,3 мм — более 50 %
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов(часов в смену): при буквенно-цифровом типе отображения информации: при графическом типе отображения информации: до 2 до 3 до 3 до 5 до 4 до 6 более 4 более 6

Окончание табл.2.2.

2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90 %. Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50 % Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) до 16 до 20 до 25 более 25

— число производственных объектов одновременного наблюдения – до 2;

— размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – более 5 мм 100% времени смены;

— работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;

— наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- отсутствует;

— нагрузка на слуховой анализатор – речь слышна на расстоянии до 3,5 м;

— нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 10.

Вывод:согласно данным табл. 2.2 имеем:

— по показателю «длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» согласно п. 2.1. — работа относится к классу 2;

— по показателю «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» согласно п. 2.2. — работа относится к классу 1;

— по показателю «число производственных объектов одновременного наблюдения» согласно п. 2.3. — работа относится к классу 1;

— по показателю «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» согласно п. 2.4. — работа относится к классу 1;

— по показателю «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» — согласно п. 2.5. — работа относится к классу 1;

— по показателю «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» — согласно п. 2.6. — работа относится к классу 1;

— по показателю «нагрузка на слуховой анализатор» — согласно п. 2.7. — работа относится к классу 2;

— по показателю «нагрузка на голосовой аппарат» — согласно п. 2.8. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу «сенсорные нагрузки» (Приложение 5).

Пример 2. Определить класс условий по показателю «сенсорные нагрузки» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

Исходные данные:

— длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 40;

— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – отсутствует;

— число производственных объектов одновременного наблюдения – до 2;

— размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – более 5 мм 100% времени смены;

— работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;

— наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- отсутствует;

— нагрузка на слуховой анализатор – речь слышна на расстоянии до 3,5 м;

— нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 12.

Вывод:согласно данным табл. 2.2 имеем:

— по показателю «длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» согласно п. 2.1. — работа относится к классу 2;

— по показателю «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» согласно п. 2.2. — работа относится к классу 1;

— по показателю «число производственных объектов одновременного наблюдения» согласно п. 2.3. — работа относится к классу 1;

— по показателю «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» согласно п. 2.4. — работа относится к классу 1;

— по показателю «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» — согласно п. 2.5. — работа относится к классу 1;

— по показателю «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» — согласно п. 2.6. — работа относится к классу 1;

— по показателю «нагрузка на слуховой анализатор» — согласно п. 2.7. — работа относится к классу 2;

— по показателю «нагрузка на голосовой аппарат» — согласно п. 2.8. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу «сенсорные нагрузки» (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю «сенсорные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Исходные данные:

— длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 50;

— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – до 70;

— число производственных объектов одновременного наблюдения – 1;

— размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – до 1 мм 50% времени смены;

— работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;

— наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- до 5 часов;

— нагрузка на слуховой анализатор – разборчивость слов и сигналов до 100%;

— нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 14.

Вывод:согласно данным табл. 2.2 имеем:

— по показателю «длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» согласно п. 2.1. — работа относится к классу 2;

— по показателю «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» согласно п. 2.2. — работа относится к классу 1;

— по показателю «число производственных объектов одновременного наблюдения» согласно п. 2.3.- работа относится к классу 1;

— по показателю «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» согласно п. 2.4. — работа относится к классу 2;

— по показателю «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» — согласно п. 2.5. — работа относится к классу 1;

— по показателю «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» — согласно п. 2.6. — работа относится к классу 3.2;

— по показателю «нагрузка на слуховой анализатор» — согласно п. 2.7. — работа относится к классу 1;

— по показателю «нагрузка на голосовой аппарат» — согласно п. 2.8. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу «сенсорные нагрузки» (Приложение 7).

2.3. Эмоциональные нагрузки

Эмоциональные нагрузки – это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

Характеристика работы по показателю «эмоциональные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

— «степень ответственности за результат собственной деятельности. Зна­чимость ошибки» — указывает, в какой мере работник может влиять на результат соб­ственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого кол­лектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

— «степень риска для собственной жизни»- вероят­ность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).

-«степень ответственности за безопасность других лиц» — возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.

— «количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену»- определяется на основании хронометражных наблюдений.

Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки» представлены в табл. 2.3.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

Исходные данные:

— характер работы – вспомогательная;

— степень риска для собственной жизни – отсутствует;

— степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;

— количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену – отсутствует.

Вывод:согласно данным табл. 2.3 имеем:

— по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 2;

Таблица 2.3

Классы условий труда по показателю

«эмоциональные нагрузки»

Показатели тяжести трудового процесса Классы условий труда
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 Вредный (тяжелый труд)
1 степени класс 3.1 2 степени класс 3.2
3. Эмоциональные нагрузки:
3.1.Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни

Окончание табл.2.3

3.2. Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна
3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена Возможна
3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1 – 3 4 – 8 Более 8

— по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;

— по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;

— по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 5).

Пример 2. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

Исходные данные:

— характер работы – вспомогательная;

— степень риска для собственной жизни – отсутствует;

— степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;

— количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену – до 2.

Вывод:согласно данным табл. 2.3 имеем:

— по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 2;

— по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;

— по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;

— по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 6).

Пример 3.Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Исходные данные:

— характер работы – основная;

— степень риска для собственной жизни – отсутствует;

— степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;

— количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену – до 8.

Вывод:согласно данным табл. 2.3 имеем:

— по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 3.1;

— по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;

— по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;

— по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 3.1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 7).

2.4. Монотонность нагрузок

Монотонность нагрузок – однообразие и простота выполняемых операций, приводящая к снижению физиологического состояния организма. Определяется путем хронометражных наблюдений.

Характеристика работы по показателю «монотонность нагрузок» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

— «число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» — число однообразных операций при выполнении технологического задания

— «продолжительность (с) вы­полнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» — время выполнения однообразных операций при выполнении технологического задания.

— «время активных действий (в % к продолжительности смены)»- время, затрачиваемое на выполнение подготовительно-заключительных операций технологического процесса .

— «монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюде­ния за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» — время пассивного на­блюдения за ходом технологического процесса.

Классы условий труда по показателю «монотонность нагрузок» представлены в табл. 2.4.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю «монотонность нагрузок» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

Исходные данные:

— число элементов (приемов), на реализацию задания (операции) – 12;

— продолжительность (с) выполнения операции – 100;

— время активных действий (в % к продолжительности смены) – 22;

— монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)- 75.

Вывод:согласно данным табл. 2.4 имеем:

— по показателю «число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания (операции)» согласно п. 4.1. — работа относится к классу 1;

— по показателю «продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций» согласно п. 4.2. — работа относится к классу 1;

— по показателю «время активных действий (в % к продолжительности смены)» согласно п. 4.3. — работа относится к классу 1;

— по показателю «монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» согласно п. 4.4. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 4.1-4.4 протокола, графу «монотонность нагрузок» (Приложение 5).

Таблица 2.4

Классы условий труда по показателю

«монотонность нагрузок»

Показатели тяжести трудового процесса Классы условий труда
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 Вредный (тяжелый труд)
1 степени класс 3.1 2 степени класс 3.2
4. Монотонность нагрузок:
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9 – 6 5 – 3 менее 3
4.2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций более 100 100 – 25 24 – 10 менее 10
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19 – 10 9 – 5 менее 5
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 76–80 81–90 более 90

Пример 2. Определить класс условий по показателю «монотонность нагрузок» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

Исходные данные:

— число элементов (приемов), на реализацию задания (операции) – 10;

— продолжительность (с) выполнения операции – 600;

— время активных действий (в % к продолжительности смены) – 35;

— монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)- 60

Вывод:согласно данным табл. 2.4 имеем:

— по показателю «число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания (операции)» согласно п. 4.1. — работа относится к классу 1;

— по показателю «продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций» согласно п. 4.2. — работа относится к классу 1;

— по показателю «время активных действий (в % к продолжительности смены)» согласно п. 4.3. — работа относится к классу 1;

— по показателю «монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» согласно п. 4.4. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 4.1-4.4 протокола, графу «монотонность нагрузок» (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю «монотонность нагрузок» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Исходные данные:

— число элементов (приемов), на реализацию задания (операции) – 12;

— продолжительность (с) выполнения операции – 1200;

— время активных действий (в % к продолжительности смены) – 40;

— монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)- отсутствует.

Вывод:согласно данным табл. 2.4 имеем:

— по показателю «число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания (операции)» согласно п. 4.1. — работа относится к классу 1;

— по показателю «продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций» согласно п. 4.2. — работа относится к классу 1;

— по показателю «время активных действий (в % к продолжительности смены)» согласно п. 4.3. — работа относится к классу 1;

— по показателю «монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» согласно п. 4.4. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 4.1-4.4 протокола, графу «монотонность нагрузок» (Приложение 7).

2.5. Режим работы

Режим работы – это фактическая продолжительность рабочего дня, установленная правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.

Характеристика по показателю «режим работы» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

— «фактическая продолжительность рабочего дня» — это время работы в производственных условиях не зависящее от числа смен и ритма. Она колеблется от 6—8 ч до 12 ч и более. Чем про­должительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и соответ­ственно, выше напряженность труда;

— «сменность работы»- график выполнения работы в пределах календарных суток. Определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организа­ции;

— «наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)»- это время, предоставляемое работнику в течение рабочего дня (смены), для отдыха и питания, продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 мин., которое в рабочее время не включается. Время предоставления такого перерыва и его продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Классы условий труда по показателю «режим работы» представлены в табл. 2.5.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий труда по показателю «режим работы» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

Исходные данные:

— фактическая продолжительность рабочего дня, ч – 8;

— сменность работы – двухсменная;

— наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)- от 3 до 7% рабочего времени

Вывод:согласно данным табл. 2.5 имеем:

— по показателю «фактическая продолжительность рабочего дня» согласно п. 5.1. — работа относится к классу 2;

— по показателю «сменность работы» согласно п. 5.2. — работа относится к классу 2;

— по показателю «наличие регламентированных перерывов и их продолжительность» согласно п. 5.3. — работа относится к классу 2;

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 5.1-5.3 протокола, графу «режим работы» (Приложение 5).

Таблица 2.5

Классы условий труда по показателю

«режим работы»

Добавить комментарий