Налоговая система Японии

Кратко о государстве и налоговой системе

В процессе развития и совершенствования производственной деятельности человека начали образовываться излишки произведенной продукции. Постепенно это привело к классовому расслоению общества и формированию государств.

Определение 1

Государством называют форму организации общества, которая обеспечивает управление населением и хозяйством на определенной территории.

Определение 2

Государство – это система политической власти в определенной стране.

Любое государство имеет специальный аппарат, обеспечивающий обороноспособность страны (армию), правопорядок (суд, полиция), создание и функционирование общественных благ (строительство путей сообщения, функционирование систем образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение и пр.). Для финансового обеспечения всех этих направлений (составляющих) необходимы деньги. Поэтому с момента своего возникновения государство вводит специальные сборы с населения для обеспечения своих нужд. У разных народов и в разные времена эти сборы носили различные наименования. В настоящее время мы для их обозначения используем термин «налоги».

Определение 3

Налоги – это безвозмездные принудительные денежные платежи, которые взимаются государством через систему специальных органов с юридических и физических лиц с целью финансового обеспечения функционирования государства (в том числе и его структурных образований).

Часто наряду с налогами государство применяет введение пошлин и сборов. Но они не являются безвозмездными и безусловными платежами. Скорее, они – результат или условие соглашения между плательщиками и государством о возможности совершения какого-либо действия плательщиком или в отношении него.

Введение налогов, порядок и способы их начислений и взысканий, структура органов контроля и взыскания налогов, возможности льготного налогообложения и отмены налогов определяется специальным налоговым законодательством. Каждое государство имеет свою законодательную базу и, соответственно, свою налоговую базу. Выделяют следующие разновидности налогов:

  • прямые;
  • косвенные;
  • аккордные;
  • подоходные.
Определение 4

Совокупность налогов, налоговых органов и налогового законодательства образуют налоговую систему государства.

Налоги и налоговые системы, несмотря на своеобразие в каждом государстве, выполняют общие функции и задачи. К ним относятся:

  • функция наполнения доходной части бюджета (фискальная);
  • функция перераспределения собранных денежных средств между расходными статьями бюджета (распределительная);
  • влияние посредством налоговой политики на деятельность определенных отраслей или предприятий (регуляторная);
  • функция контроля за финансовым состоянием как субъектов налогообложения, так и государственного бюджета.

Краткая характеристика Японии

Япония – островное государство на востоке Евразии. Ее территория состоит из $6852$ островов, объединенных в Японский архипелаг. Но $97$% площади страны приходится на четыре крупнейших острова – Хонсю, Хоккайдо, Сикоку и Кюсю. Большая часть островов имеют гористый рельеф и принадлежит к островам вулканического происхождения. Отрицательным физико-географическим фактором является расположение Японии в сейсмически активной зоне «Тихоокеанского огненного кольца».

Япония – древнее государство с многовековой историей формирования и развития. В настоящее время это конституционная монархия. По форме устройства и государственному режиму Япония представляет собой сегодня демократическое децентрализованное унитарное государство делящееся на $47 $префектур.

Страна входит в группу великих экономических держав («большая шестерка») и характеризуется очень высоким уровнем жизни. Японии принадлежит третье место в мире по номинальному внутреннему валовому продукту. Страна имеет высокотехнологическую многоотраслевую промышленность и высокоразвитое сельское хозяйство. Ведущими отраслями экономики являются современные отрасли машиностроения (электроника и электрорадиотехника, все отрасли транспортного машиностроения), химическая промышленность, энергетика, металлургия.

Приоритетами в развитии экономики были сделаны акценты на высококвалифицированные кадры и внедрение передовых научных разработок в производство. После Второй мировой войны Япония резко сократила военные расходы, направив средства на развитие экономики. Проводилась политика активных покупок патентов на всевозможные промышленно-технические разработки и технологии. Это позволила стране сэкономить средства на собственные разработки.

В послевоенный период (с $1945$ по $1975$ годы) Япония четырежды полностью обновляла свой станочный парк в промышленности. Это позволило существенно повысить производительность труда и качество продукции. Японские товары отличались высокой конкурентоспособностью. Японии удалось существенно потеснить на мировых рынках США.

Особенности налоговой системы Японии

Нельзя приуменьшить роль налоговой политики государства в послевоенный период в деле повышения уровня жизни населения и развитии экономики. Почти $65$% налогов являются государственными налогами, а остальные (почти $35$%) являются местными налогами. В дальнейшем собранные налоговые средства перераспределяются через государственный бюджет. Происходит отчисление от государственных налогов в местные бюджеты (бюджеты префектур, городов, районов, поселков). В результате почти $2/3$ налоговых средств направляется на местные потребности. На общегосударственные задачи направляется треть собранных налогов.

Замечание 1

Отличительной чертой Японии является высокая доля в формировании бюджета неналоговых поступлений. В государственном бюджете они составляют примерно $15$%. А в местных бюджетах их доля может доходить до $25$%.

Характерной особенностью японской налоговой системы является многочисленность налогов (множественность). Право взимания налогов имеет каждый орган территориального управления. Вся совокупность налогов установлена государственным законодательством и зафиксирована в соответствующих нормативно-правовых актах. Согласно действующему законодательству, сегодня в Японии насчитывается примерно $25$ государственных и $30$ местных налогов. Они разделены на следующие группы:

  • прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
  • прямые имущественные налоги (налоги на имущество);
  • потребительские налоги.

Предпочтение отдается прямым налогам. Поэтому они составляют основу бюджета любого уровня.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.226 (075.8)

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ КАНАДЫ, РОССИИ, ЯПОНИИ

I*

Л.А. МИТЮРНИКОВА,

кандидат социологических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения E-mail: miturnikova@mail.ru Т.Ю. РЕВЯКИНА, аспирантка кафедры бухгалтерского учета и налогообложения

E-mail: treviakina@mail.ru Российский государственный университет туризма и сервиса

В статье изучен опыт установления и взимания налогов в странах, схожих в государственном устройстве (Канада, Россия, Япония), стоящих на пути реформирования налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения; рассмотрены налоговые системы, состоящие из одинаковых элементов налогов, имеющие сравнительно схожие принципы налогообложения.

Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговая нагрузка, налоговая система.

Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2013. № 5 (143).

место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 171). Во всемирной истории ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на

исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства. Они, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговая система любой страны является одним из важнейших инструментов управления не только социально-экономическими функциями государства, но и общей системой экономического регулирования. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями; регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируются хозрасчетный доход и прибыль предприятий. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.

Чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы: соразмерность, определенность, удобность, экономичность.

Принципы А. Смита благодаря их простоте и ясности не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, они стали аксиомами налоговой политики и присущи всем странам мира. Сегодня

эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

Современная налоговая система России не является совершенной и требует исследования и применения зарубежного опыта в области установления и взимания налогов. Постараемся раскрыть и проанализировать некоторые проблемы, существующие в деятельности этой системы, исходя из того, что она меняется с учетом предъявляемых к ней экономических, политических и социальных требований.

Современная налоговая система Российской Федерации существует с декабря 1991 г., когда был принят закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», и является трехуровневой (рис. 1), использует такие принципы построения, как однократность обложения, строгий порядок ведения и отмены налогов, распределение налоговых доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами.

Необходимо отметить, что главными источниками государственных доходов России в 2011 г. являются следующие налоги:

•на прибыль организаций (23,36 %);

•на добычу полезных ископаемых (21,01 %);

•на доходы физических лиц (20,52 %);

•на добавленную стоимость (18,98 %).

При этом налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 9 719,6 млрд руб. и по сравнению с предшествующим годом увеличились на 26,8 % (рис. 2).

Интересен тот факт, что после кризиса 20082009 гг. наблюдается положительная динамика налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации (рис. 3, 4).

Несмотря на видимый прирост налоговых поступлений, современная налоговая система России отличается нестабильностью политики, чрезмерным налоговым бременем, возложенным на плательщиков, отсутствием стимулов для развития реального сектора экономики, единой ставкой налога на доходы физических лиц, основную нагрузку по которой несут низкооплачиваемые работники (для сравнения: в странах с развитой экономикой, например в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Дании, лица с более высокими доходами платят в бюджет более высокие налоги,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система налогов Российской Федерации

Федеральные налоги

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Региональные налоги

Транспортный налог

Налог на игорный бизнес

Налог на имущество организаций

Местные налоги

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

Водный налог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная пошлина

Налог на добычу полезных ископаемых

Рис. 1. Структура системы налогов Российской Федерации

а малообеспеченные слои населения освобождаются от них).

Решение проблем повышения эффективности налоговой политики, оптимизации налоговой нагрузки, создания стимулов развития перспективных сфер, дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов населения весьма важно и актуально на современном этапе развития Российской Федерации. Государство обладает высоким ресурсным потенциалом, способным при условии государственной поддержки и организации эффективной налоговой системы путем стимулирования предпринимателей к образованию новых налоговых баз увеличить фактический налоговый потенциал, развить реальный сектор экономики и способствовать социально-экономическому росту страны.

Изучение и применение положительного опыта установления и взимания налогов в странах с развитой экономикой позволят налоговой системе России выйти на новый уровень развития с тен-

Рис. 2. Структура поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации за 2011 г, %: 1 — налог на прибыль организаций; 2 — налог на добычу полезных ископаемых; 3 — налог на доходы физических лиц; 4 — налог на добавленную стоимость; 5 — налоги на имущество; 6 — акцизы; 7 — прочие

Рис. 3. Динамика налоговых поступлений за 2008-2011 гг в государственный бюджет РФ, млн руб.

международный бухгалтерским учет

Рис. 4. Налоговые поступления в бюджетную систему

РФ по основным видам налогов за 2008-2011 гг., %: 1 — налог на прибыль организаций; 2 — налог на добычу полезных ископаемых; 3 — налог на доходы физических лиц; 4 — налог на добавленную стоимость; 5 — налоги на имущество; 6 — акцизы; 7 — прочие

денцией наращивания объемов налогового потенциала и роста экономики страны.

Среди развитыхстран представляют интерес японская и канадская налоговые системы, которые имеют ряд элементов, характерных и для России.

Японская налоговая система была образована в XIX в. В современном виде она функционирует с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора К. Шоупа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура налоговой системы Японии характеризуется множественностью налогов (рис. 5). Каждый орган территориального управления имеет право взимать налоги, которые зафиксированы в законодательных актах. При этом законы о местных налогах определяют их виды и предельные ставки, а все остальные элементы устанавливаются местным парламентом.

В последние годы в Японии наблюдается устойчивая тенденция роста налоговых поступлений (рис. 6).

Среди особенностей налоговой системы Японии можно выделить:

•низкий уровень налоговой нагрузки: доля налогов в национальном доходе Японии — 26 % (для сравнения: во Франции — 34 %, в Великобритании — 40 %);

•высокий уровень местных налогов;

•самая высокая доля подоходных налогов по сравнению с развитыми странами (около 50 %);

•значительная роль налоговых льгот в повышении эффективности экономики;

•централизованный сбор налогов (в отличие, например, от Канады).

Рис. 5. Структура системы налогов Японии

Рис. 6. Налоговые поступления в бюджетную систему Японии в 2003-2010 гг., трлн иен

Таблица 1

Ставки подоходного налога на доходы физических лиц в Японии

Налогооблагаемый доход, млн иенСтавка налога

Государст венныеПрефек-турныеМуниципальныеВсего…

Менее 1,6102315

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,6-3,0102820

3,0-5,5202830

5,5-6,02021135

6,0-10,03041145

10,0-20,04041155

20,0 и выше5041276

из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый с учетом различных льгот (рис. 8).

Следует отметить, что необлагаемый минимум для семьи из четырех человек в Японии гораздо выше, чем, например, в Канаде. Кроме персональных освобождений в Японии существует ряд узко специальных льгот. Так, менее тяжелую налоговую нагрузку несут семьи, в которых работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, а семейные пары, в которых работает только один супруг, несут более высокое налоговое бремя.

Налог на прибыль корпораций на протяжении последних лет составляет около четверти всех поступлений в национальный бюджет и уплачивается по ставкам, представленным на рис. 9.

Общий объем изъятий по налогу на прибыль корпораций составляет около 40 %, но в Японии предусмотрены льготные ставки по данному налогу для малого бизнеса.

Среди прямых налогов представляют интерес также налоги на имущество (рис. 10), взимаемые по единой ставке, которая в большинстве случаев составляет 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имущества проводится один раз в три года.

Представляет интерес порядок прямого налогообложения в Японии. Стоит отметить, что самый значительный доход государству приносит подоходный налог с физических и юридических лиц, превышающий 56 % всех налоговых поступлений. Физические лица уплачивают подоходный налог по прогрессивной шкале на государственном, префектурном и местном уровнях по ставкам, представленным в табл. 1.

Налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий (рис. 7).

Особо стоит отметить, что в России не существует практики взимания налога с пенсий, характеризующей проявление социальной функции налога.

Для исчисления подоходного налога с плательщика полученные им доходы суммируются из всех источников и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Налогооблагаемые доходы по подоходному налогу на доходы физических лиц Японии

Рис. 8. Налоговые льготы по подоходному налогу на доходы физических лиц Японии

Рис. 9. Ставки налога на прибыль корпораций Японии

Рис. 10. Налоги на имущество в Японии

♦ На алкогольные напитки

> На табачные изделия

♦ На топливо и транспорт

Рис. 11. Налоги на потребление в Японии

Налог на добавленную стоимость

Налог с продаж

Налоги уплачиваются в момент перехода собственности от одного владельца к другому, а именно при приобретении или продаже имущества.

Следует заметить, что налог на наследование как форма обложения передаваемой собственности увеличивает ставку на 20 % для наследников, не являющихся детьми, родителями, братьями и сестрами, но при этом общая налоговая ставка не должна превышать 75 % фактической доли наследника.

Косвенные налоги, в частности налоги на потребление (рис. 11), также играют значительную роль в доходах бюджета Японии.

Представляют интерес особенности основных характеристик, которыми обладают общие налоги на потребление (табл. 2). Налогом с продаж облагаются все ступени прохождения сырья или товара по производственной или сбытовой сети, но при этом на каждой последующей стадии налог начисляется только с суммы, добавленной в стоимость товара вследствие его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.

Налог на добавленную стоимость уплачивается на различных стадиях производственного, распределительного и реализационного циклов, но облагается им лишь добавленная стоимость. Ее выделение в каждом звене производства и реализации имеет важное значение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• четко ограничиваются все элементы цены товара, что дает возможность произ-

Таблица 2

Элементы налогов на потребление в Японии

Элемент налогаНалог на добавленную стоимостьНалог с продаж

Нормативные документыНалоговый кодекс

Субъект налогообложенияФизические и юридические лица

Объект налогообложенияДобавленная стоимостьНалогом облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть

Налогооблагаемая базаЗатраты на создание изделия или услугиСтоимость товара

Ставка5 %

Уровень управленияГосударственный

водителям отследить потенциал снижения издержек производства; государство получает доходы до реализации товара единственным и конечным плате ль -щикам полной суммы налога; макроэкономическая ситуация оказывается всегда прозрачной, поскольку в процессе расчетов по налогу государственные власти непрерывно получают обновленные данные

Федеральный уро-

НДС

Индивидуальный подоходный налог

Подоходный налог с корпораций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчисления в фонды социального страхования

Налоги на алкоголь и табак

Таможенные сборы и пошлины

Акцизные налоги и сборы

Другие налоги

Система налогов Канады

— Ф —

Провинциальный уровень

Налог с продаж

Индивидуальный подоходный налог

Подоходный налог с корпораций

Налоги в социальные и пенсионные фонды

Налоги на финансирование социального обеспечения

Налоги на алкоголь и табак

Роялти и налоги на прибыль, получаемую от разработки природных ресурсов, находящихся в частной собственности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другие налоги

Местный уровень

Налоги на недвижимость

Налоги на предпринимательскую деятельность

Другие налоги

Рис. 12. Структура системы налогов Канады

о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала.

Канада, как и Россия, является многонациональным федеративным государством и имеет трехуровневую структуру налоговой системы (рис. 12), соответствующую схеме организации исполнительной власти.

Дифференциация душевых бюджетных доходов между различными субъектами федерации в Канаде весьма значительна, хотя и уступает России.

Канада занимает значительную территорию, в том числе и северных районов, что существенно влияет на механизм экономических и финансовых отношений в бюджетной сфере.

Необходимо отметить, что основными налогами по масштабам облагаемой базы и роли в формировании доходов являются налог с продаж (НДС), индивидуальный подоходный налог и подоходный налог с корпораций.

Об эффективности налоговой системы Канады свидетельствует положительная динамика налоговых доходов бюджета (рис. 13).

Основными провинциальными налогами канадской налоговой системы являются подоходный налог с населения и косвенные налоги (рис. 14).

200 000

150 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100 000

50 000

Следует отметить, что на 250 000 федеральном уровне налоговой системы преобладает прямое налогообложение, основную долю которого составляет подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль корпораций. Основную долю поступлений в федеральный бюджет дает налог на товары и услуги. Необходимо отметить, что в Канаде преобладает прямое налогообложение: прямых налогов больше по количеству, а по объему основную долю занимает налог на товары и услуги.

Ожидание сходства налоговых систем Российской Федерации, Канады и Японии связывается с высокой активностью, помощью и многочисленными рекомендациями иностранных коллег по внедрению в экономику России действующих у них процедур, законодательных норм и правил в сфере налогообложения. При этом можно заметить, что существующих различий между налоговыми системами Японии, Канады и России не столь много. Тем не менее существуют принципиальные (табл. 3).

Во-первых, необходимо отметить наличие в канадской структуре и отсутствие в российской и японской конституционного разграничения налоговых полномочий обеих составляющих государственной власти. Если в Канаде субъекты в пределах, заданных Конституцией и юридическими соглашениями между федеральным, провинциальным и местным уровнями, наравне с федеральным уровнем являются самостоятельными в определении права, величин и объектов налогообложения, то российская и японская конституции не оговаривают различие налоговых полномочий. Закреплено лишь положение о совместной компетенции федерации и ее субъектов в налоговой сфере.

Во-вторых, существенное отличие российской и японской систем налогообложения

^////////

V V V V V V Т V Т V V П/ Т V П/ т Рис. 13. Динамика налоговых доходов Канады, млн канадских долл.

Рис. 14. Налоговые источники доходов провинций Канады

от канадской модели состоит в иерархическом характере. Налоговая система РФ базируется на доминировании федеральных налогов при предоставлении региональным властям некоторых прав в части уточнения налоговой базы и ставок, сроков уплаты. Японская налоговая система также основана на доминировании государственных налогов в части установления всех элементов, предоставляя местным властям только возможность определять виды налогов и предельные ставки. При этом единая налоговая служба федерального подчинения администрирует федеральные, региональные и местные налоги в Российской Федерации и государственные и местные налоги в Японии. Канадская же налоговая система использует на сегодняшний день все три известные в мировой практике ключевые формы взаимодействия федерации и ее субъектов в области реализации налоговых полномочий:

Таблица 3

Сравнительная характеристика налоговых систем Японии, Канады и России

КритерийКанадаРоссияЯпония

Разграничение налоговых полномочий федерации и провинцииЗакреплено в конституцииВ конституции только оговорено положение совместной компетенции Федерации и ее субъектов в налоговой сфереЗакреплено законодательными актами

Система сбора налоговДействуют параллельно и независимо две административные системы сбора налогов федерального и провинциального правительствПрименяется схема, при которой единая налоговая служба федерального подчинения администрирует налоги как федеральные, так и субъектов ФедерацииНалоги находятся в ведении Национального агентства по налогам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма взаимодействия федерации и субъектов федерации в области реализации налоговых полномочийМетод параллельного использования налоговых базПреобладание разделения налоговых доходов между двумя составляющими бюджетной системыЗакон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные элементы устанавливаются местным парламентом

Налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лицОпределяется по всем видам доходовОпределяется отдельно по каждому виду доходов

Налогообложение государственных предприятийНедопущение налогообложения федерацией провинций, и наоборот, а также недопущение налогообложения муниципалитетами собственности федерального и провинциальных правительствНалоговая система не выделяет государственных (унитарных) предприятий в какую-либо специфическую категорию налогоплательщиков

•разграничение налоговых баз, т. е. закрепление налоговой базы за определенным прави-тель-ством;

•параллельное использование налоговых баз, при котором оба правительства независимо вводят свои налоги на одну и ту же базу;

•разделение доходов, когда единая сумма налога расщепляется между двумя или более бюджетами.

Основным при этом по объему и роли в формировании доходов бюджетной системы государства является метод параллельного использования налоговых баз. Комплексный, единый характер налоговой системы Канады и высокая степень самостоятельности государственных органов федерального правительства, провинций и муниципалитетов взаимосвязаны и взаимозависимы, что делает такую систему налогообложения эффективной.

Этому способствует и порядок расходования средств бюджетов. В Канаде осуществляется большое количество совместно финансируемых

федерально-провинциальных и провинциально-муниципальных программ экономического и социального развития. Нижестоящие бюджеты получают регулярные дотации от вышестоящих. Значительные суммы при этом идут в бюджеты экономически отсталых провинций, чтобы уровнять бюджетные расходы на душу населения. Конкуренция провинций за привлечение капитальных инвестиций препятствует увеличению налогов и ведет к выравниванию в целом по стране налоговой нагрузки.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся другие, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить. Но незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы Рос-

сии была признана приоритетность кодификации отечественного налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание, что неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность. Постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям — как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой системы сегодня — главная проблема реформы налогообложения. Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет сделано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Нельзя не сказать еще об одном важном принципе формирования налоговой системы — ориентировании, позволяющем устранить двойное налогообложение. В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. Сейчас налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение опыта установления и взимания налогов в странах, схожих по государственному устройству, безусловно, заслуживает большого внимания в Российской Федерации, стоящей на пути реформирования налоговой системы, для превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни насе-

ления. Однако, применяя опыт зарубежных стран в формировании налоговой системы, следует ориентироваться прежде всего на национальные особенности социально-экономической и политической систем Российской Федерации, поскольку только соответствие им способно обеспечить эффективную и стабильную налоговую систему.

Список литературы

1.Егорова Е. Н. Актуальные вопросы налогового регулирования в современных условиях (теоретический аспект) // Сервис plus. 2011. № 4.

2.Каурова О. В. Налоги и налогообложение: система налогообложения в туристской индустрии: учеб. пособие / О. В. Каурова, А. Н. Малолетко, Л. А. Митюрникова. М.: КноРус, 2011. 336 с.

3.Митюрникова Л. А. Налогообложение -один из важнейших факторов развития рыночной экономики и малого предпринимательства в сфере сервиса // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 1 (11).

4.Митюрникова Л. А., Каурова О. В., Ревяки-на Т. Ю. Финансовое оздоровление предприятий туризма малого и среднего бизнеса // Общественные науки. 2010.

5.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

6.Попова Л. В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / Л. В. Попова, И. А. Дрожжина, Б. Г. Маслов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2011. 432 с.

7.Ревякина Т. Ю. Достаточность и эффективность налогообложения как критерии стабильности развития налогового потенциала региона: м-лы VI Межд. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2012.

8.Федеральная служба государственной статистики. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. URL: http://www. gks. m/free_doc/new_site/fmans/fm23.htm.

9.Япония — экономическая статистика. URL: http://statinfo. biz/HTML/M291F0S0L1.aspx.

Функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты налогов и обязательных платежей возложены на Национальное налоговое управление (ННУ), входящее в структуру Министерства финансов Японии. Налоговые инспекции на местах уполномочены лишь выявлять правонарушения, остальные функции, в том числе и фактическое взыскание платежей в местные и государственный бюджеты, осуществляет ННУ.

Что касается нормативных актов в сфере налогового права Японии, то основными документами, определяющими налоговый режим этого государства, являются Закон о корпоративном налоге и Акт о подоходном налоге. Порядок заполнения и сдачи налоговых деклараций, процедурные вопросы уплаты налогов, возможности задержек и рассрочки уплаты платежей регулируются Актом об общих правилах налогообложения. Вопросы специального регулирования налогообложения отражены в Акте об исключениях в применении закона о налогах. Существует и отдельный свод вопросов об исключениях при налогообложении корпораций.

Все платежи как в местные, так и в государственный бюджет Японии исчисляются исключительно в национальной валюте — иенах, (текущий курс к гривне 1000 иен = 42,80 грн).

Налоговые ставки и прочие мелочи

В налоговом законодательстве Японии предусмотрены три вида ставок: национальные (выплачиваются центральному правительству), префектурные (в масштабах префектур) и муниципальные (взимаются городскими властями).

Все ставки дифференцированы по сумме налогов, получаемой гражданином, и колеблются в определенных интервалах. Такой интервал для национального налога составляет 10—50 %, для префектурного — соответственно 2—4 %, и для муниципального — от 3 % до 12 %. Конкретный процент налога разнится для каждого отдельного гражданина и напрямую зависит от его непосредственных доходов.

Максимальная ставка — 50 % — начисляется в случае получения гражданином сверхдохода. К примеру, если японец за год заработал более 50 млн иен (около 1 163 000 грн), то ровно половину придется пожертвовать в пользу государства. Минимальными ставками могут пользоваться только «бедные» граждане, доход которых составляет менее 275 тыс. иен в месяц (около 6395 грн).

Виды налогов

Японцы выплачивают около 50 разных налогов.

Общегосударственные налоги различают прямые и косвенные. К прямым относят подоходный, корпоративный, земельный налоги, а также налог на наследство и дарение и налог на недвижимость. Косвенные налоги представлены Гербовым сбором и налогом на потребление (аналог НДС).

В Японии в общей сложности насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Весомую роль в его наполнении играют префектурные и муниципальные налоги и сборы. А именно: налог на проживание в префектуре, налог с предприятий на количество сотрудников, налог на приобретение собственности, налог на зрелища, налог с транспортных средств и некоторые другие входят в перечень префектуральных платежей. Муниципальные же включают налог на проживание в конкретном населенном пункте; имущественный налог; налог на легковые транспортные средства; налог на землю, находящуюся в собственности; налог на развитие городов и т.д.

Как было отмечено, основным источником накопления средств в бюджетах являются подоходный и корпоративный налоги. Рассмотрим их детальнее.

Подоходный налог уплачивают все японские граждане, а также постоянные резиденты государства. Иностранные резиденты облагаются налогом только в части доходов, получаемой на территории Японии. Для граждан и постоянных резидентов этот налог начисляется с доходов, полученных как внутри страны, так и за ее пределами.

Налоговую базу составляют заработная плата, доходы лиц свободных профессий, доходы, получаемые от недвижимости, дивиденды, пенсии, пособия и т.д. Несмотря на большую обширность подлежащих налогообложению прибылей, законодательством также установлено множество льгот и оснований для налоговых кредитов.

Корпоративный налог взимается с чис­той прибыли компаний и уплачивается в соответствующий бюджет как организациями (компаниями, корпорациями), так и индивидуальными предпринимателями. Этот налог разбит на составляющие. Из всей налоговой суммы 33 % идет в государственный бюджет, 5 % от национального — в префектурный и 12 % от национального — в муниципальный.

Кроме этого, существует еще и так называемый уравнительный налог, сумма которого зависит от капитала предприятия и числа работающих на нем сотрудников.

Поділитися

Стоимость жизни

Этим термином принято называть баланс между заработком и повседневными расходами. Соответственно, чем выше прожиточный минимум в стране, тем больше нужно зарабатывать.

Исследование Mercer ориентировано в основном на эмигрантский образ жизни: со стейками и «Биг Маками». Такие вещи в Азии действительно стоят дорого, и это одна из причин, по которой азиатские города находятся на вершине рейтинга. Но если попробовать жить как местные, можно существенно сэкономить. Издание Gaijin Pot приводит собственные расчеты, основанные на средних данных по стране, а не только в туристических центрах.

Повседневные расходы

Итак, на что чаще всего уходят деньги? Помимо индивидуальных трат есть достаточно универсальные статьи расходов: это еда, аренда, коммунальные платежи, налоги и медицинские услуги. Анализ этих показателей позволяет составить представление о стоимости жизни в Японии.

По данным Министерства внутренних дел и коммуникаций Японии, расходы на еду и напитки в первой половине 2019 года составляли в среднем ¥65 994 (42 932 рубля) в месяц, в том числе ¥5 326 (3 464 рубля) на зерновые, ¥11 977 (7 791 рубль) на мясо и рыбу и ¥8 692 (5 654 рубля) на свежие овощи и фрукты (все расчеты сделаны для семьи из двух человек).

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

Расходы на продукты питания (в месяц) ¥65 994 (42 932 рубля)
Зерновые ¥5 326 (3 464 рубля)
Морепродукты ¥6 212 (4 041 рубль)
Мясо ¥5 765 (3 750 рублей)
Молочные продукты и яйца ¥3 378 (2 197 рублей)
Овощи и водоросли ¥8 673 (5 642 рубля)
Фрукты ¥3 321 (2 160 рублей)
Масла и приправы ¥3 224 (2 097 рублей)
Кондитерские изделия ¥4 700 (3 057 рублей)
Полуфабрикаты ¥8 774 (5 707 рублей)
Напитки ¥4 027 (2 619 рублей)
Алкогольные напитки ¥3 225 (2 098 рублей)
Еда в кафе ¥9 369 (6 094 рубля)

Коммунальные услуги, включая электричество, газ и воду, стоят в среднем ¥19 795 (12 877 рублей) в месяц.

Средние расходы на коммунальные услуги в месяц ¥19 795 (12 877 рублей)
Электричество ¥9 742 (6 337 рублей)
Газ ¥4 479 (2 913 рублей)
Вода ¥4 183 (2 721 рубль)
Другое ¥1 392 (905 рублей)

Расходы на транспорт и связь в среднем составляют ¥15 608 (10 153 рубля) в месяц. В данных Министерства также учтены ¥9 992 (6 500 рублей) в месяц на мебель и предметы домашнего обихода, ¥8 264 (5 376 рублей) на одежду и обувь, ¥14 071 (9 153 рубля) на медицинские товары и услуги и ¥49 395 (32 133 рубля) на прочие расходы, включая салоны красоты, косметику и развлечения.

Все эти траты в общей сложности составляют ¥183 119 (119 127 рублей) на двоих или ¥91 560 (59 563 рубля) на одного человека. К этому нужно прибавить значительные суммы для оплаты аренды, налогов и социального страхования.

Аренда жилья

Аренда — одна из основных статей расхода в Японии. В Токио самые высокие цены на недвижимость по стране — все конкурируют за пространство в мегаполисе. По данным японской риелторской компании Apamanshop, средняя арендная плата за однокомнатную квартиру или студию в Токио составляет ¥89 500 (58 223 рубля). В Осаке такая квартира обойдется почти вдвое дешевле: в ¥44 800 (29 144 рубля) в месяц. А на Хоккайдо аренда подобного жилья стоит всего ¥32 300 (21 012 рубля). Средний показатель по стране составляет ¥55 533 (36 126 рублей).

Как сэкономить?

В Токио не только самая дорогая аренда, но и самые высокие зарплаты. Поэтому если работать в столице и снимать жилье в соседней префектуре Канагава, можно существенно улучшить свое финансовое положение. Да, дорога на работу будет занимать больше времени, но и стоимость аренды в этом районе почти вдвое дешевле, чем в Токио. Если работодатель оплачивает ваши поездки, это огромная экономия. Еще один вариант, который можно рассмотреть, — совместное проживание.

Налоги, пенсионное и медицинское страхование

Размер налогов зависит от уровня зарплаты, района проживания и наличия иждивенцев.

Подоходный налог рассчитывается в зависимости от уровня заработной платы. При годовом доходе от ¥3 300 000 (2 146 798 рублей) до ¥6 950 000 (4 521 287 рублей) налоговая ставка составит 20%. Получатель средней зарплаты (¥4,14 млн (2 693 256 рублей) в год) как раз попадает в эту категорию. Но, к примеру, учитель получает меньше — примерно ¥3,21 млн (2 088 249 рублей) в год. В таком случае налог составит 10%. Помимо подоходного налога, существует местный налог — это еще 4%. Налог на проживание оплачивается отдельно и составляет 6%.

Сотрудники, занятые полный рабочий день, перечисляют еще 10% зарплаты в фонды медицинского и пенсионного страхования, а также на уплату пособий по безработице. Впрочем, те, кто работает неполный день, также должны делать взносы на медицину и пенсии. В сумме налоги могут составлять до 40% дохода.

Выводы

Если поделить среднегодовую зарплату на 12 месяцев, ежемесячный доход составит в среднем ¥345 000 (224 438 рублей) до уплаты налогов. Приблизительно 40% этой суммы (то есть ¥138 000 (89 775 рублей)) уйдет на налоги, еще ¥55 533 (36 126 рублей) — на аренду и примерно ¥91 560 (59 563 рубля) — на ежедневные расходы. В сумме все эти траты составляют ¥285 093 (185 465 рублей) — это и есть среднемесячная стоимость жизни в Японии. Это на ¥59 907 (38 972 рубля) меньше, чем доход, так что, получая среднюю по меркам страны зарплату, можно даже копить.

Представленные расчеты основаны на средних значениях. Реальные показатели могут отличаться от них, так как зависят от многих факторов. Но в целом стоимость жизни в Японии в последнее время не слишком высока.

Перспективы

Ожидается, что стоимость аренды недвижимости в Токио продолжит расти, так как спрос на квартиры в центральной части города достаточно высок.

Размер зарплаты увеличивается не так быстро. По данным Министерства труда, в мае 2019 года реальная заработная плата с поправкой на инфляцию упала на 1%, как и в предыдущие пять месяцев. Из-за неопределенности в мировой экономике японские компании стремятся реже нанимать работников на полный день, предпочитая частичную занятость. Оклады растут достаточно медленно — для повышения зарплаты работодатели используют премии и различные бонусы. В таких условиях важно выбрать карьерную стратегию, которая обеспечит стабильный доход.

Главная / Блог / Потребительский налог в Японии

Сегодня хотела бы написать небольшую заметку о потребительском налоге в Японии. Думаю все те, кто уже бывал в Японии знают хорошо о нем, так как наверняка совершали покупки в магазинах в Японии и столкнулись с потребительским налогом. Но, возможно, те, кто еще ни разу не ездил в Японию не знают что это такое и к чему нужно быть готовым. Кроме того, многие студенты, планирующие обучение в Японии могут столкнуться с потребительским налогом еще до поездки в Японию.

Что я имею ввиду?

Некоторые школы указывают в своем прайс листе цены на обучение на курсах японского языка без учета потребительского налога, то есть цены нетто. В этом случае потребительский налог включается в счет на оплату обучения при оформлении на курсы изучения японского языка.

Иногда в таких ситуациях оказываются некоторые студенты и задают мне вопросы, почему цены на программу обучения, указанные первоначально, отличаются от сумм, указанных в счете к оплате обучения. Поясняю, что разница всего лишь в этом самом потребительском налоге. И к этому лучше быть готовым, чтобы не возникало недопонимания.

Что же такое потребительский налог в Японии?

Потребительский налог по-японски 消費税 (しょうひぜい). Это японский аналог НДС. Потребительский налог был впервые введён в Японии в 1989 году на уровне 3%. Позже, в 1997 году его ставка была поднята до 5% и с тех пор оставалась неизменной на протяжении 17 лет.

Потребительский налог взимается с цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем.

Когда я впервые приехала в Японию, я как раз столкнулась с этим 5%-м потребительским налогом и не сразу поняла что к чему. Дело в том, что когда я пошла в магазин и увидела ценник, то на нем обычно указана сумма без учета потребительского налога. Я думала, что это окончательная цена. Но на кассе оказалось, что я должна заплатить немного больше. Я сначала не поняла в чем дело, но знакомые, кто был в Японии давно, пояснили мне про этот налог. Но я все равно не сразу к этому привыкла.

То есть получалось, что идя в магазин, надо всегда брать деньги немного с запасом. Потому что обычно потребительский налог включают в общую сумму на кассе при оплате.

Например, даже если я вы идете в 100 иеновый магазин в Японии и думаете, что товары будут стоить ровно 100 иен, так как обычно на всех ценниках будет указана нетто цена (без потребительского налога) в размере 100 иен, то на деле это не так. (Хотя иногда на некоторые товары в 100 иеновом магазине встречаются ценники и с учетом потребительского налога). Но на кассе вам обязательно посчитают еще и потребительский налог и цена в стоимость в чеке будет выше.

Когда я жила в Японии и налог был еще 5%, то в 100 иеновом магазине товар стоил на самом деле не ровно 100 иен, а по факту 105 иен. Поэтому идя в те времена в 100 иеновый магазин, например, только ровно с 1000 иен и думая купить ровно 10 товаров, я бы не смогла расплатиться за них на кассе, так как за 10 товаров мне бы насчитали 1050 иен.

На протяжении 17 лет потребительский налог в Японии не поднимали. Но в конце 2011 года было принято решение о повышении потребительского налога. И с 1 апреля 2014 года потребительский налог в Японии повысили до 8%.

В мою последнюю командировку в Японию в июне 2015 года я уже на себе «прочувствовала» этот 8%-й потребительский налог. В любом магазине при оплате на кассе итоговые суммы были выше на сумму налога 8%. То есть при покупках, например, в 100-иеновом магазинеза каждый товар мы платили уже по 108 иен.

Как же потребительский налог касается студентов языковых школ, колледжей и университетов? В первую очередь это касается стоимости обучения.

К удобству студентов, большинство школ изначально включили потребительский налог 8% в стоимость обучения. Поэтому они предоставляют окончательные цены в своих каталогах и прайс листах. Но некоторые школы предоставляют ценные нетто, то есть без налога, а в инвойсе (счете к оплате обучения) суммы идут с потребительским налогом 8%, поэтому немного выше тех, которые вы можете видеть в каталоге.

Ниже привожу расчет на примере одной из школ японского языка, которая в прайс листе не включает потребительский налог, а включает его в счете к оплате (инвойсе).

Вступительный взнос (Admission Fee) по прайс листу: 80 000 х 0,08 = 86 400 йен по инвойсу.
Оборудование (Maintenance Fee) по прайс листу: 30 000 х 0,08 = 32 400 йен по инвойсу.
Обучение (Tuition Fee) по прайс листу 270 000 х 0,08 = 291 600 йен (за 6 месяцев обучения) по инвойсу.
Учебные материалы (Material Fee) по прайс листу 25 000 х 0,08 = 27 000 йен (за 6 месяцев обучения) по инвойсу.

Поэтому будьте готовы к тому, что приехав в Японию, при совершении покупок в магазинах и при оплате услуг к сумме за товары или услуги будет добавлен потребительский налог в размере 8%.

Если обратите внимание на все фото выше, то рядом с ценой товара указано «+ 税» (читается ぜい), что и означает, что к указанной стоимости еще будет добавлен потребительский налог при оплате на кассе.

В ресторанах и в некоторых других заведениях налог включен в стоимость блюда. Об этом идет отдельная приписка. Выглядит вот так 税込 (читается ぜいこみ). Проверяйте, когда выбираете блюда. Смотрите ниже на фото.

Судя по новостям из Японии, потребительский налог планируется повысить до 10% с апреля 2017 года. Сначала это повышение планировали на октябрь текущего 2015 года. Но правительство Японии решило отложить очередное повышение на 1,5 года.

В связи с этим боюсь, что стоимость обучения в школах японского языка тоже может стать немного выше с апреля 2017 года. Не знаю пока точно, будут ли школы повышать цены на обучение или оставят на прежнем уровне. Пока сложно сказать.

Потому что многие школы, например, не стали повышать стоимость обучения с апреля 2014 года, несмотря на повышение потребительского налога, а оставили те же прайс листы. Только часть школ повысили стоимость обучения с апреля 2015 года примерно на 10% по сравнению с предыдущими годами.

Так что поживем, увидим. Но надеюсь серьезного повышения не предвидится.

Добавить комментарий