Налогообложение при Петре 1

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю. Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли.

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

blank

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Многие черты, которые характерны современным государствам имеют свои истоки в древнем мире, а именно в его устройстве. Так и налоговая система родом из Древней Греции и Древнего Рима.

Налоговая система Древней Греции и Древнего Рима

Развитие государства в античности требовало не малых финансов. Необходимо было содержать армию, возводить и укреплять стены городов-государств, строить храмы, водопроводы, дороги. Более того, остро стояла проблема бедняков, их также нужно было содержать государству, давать им продукты и какие-то мизерные деньги. А список расходов государства на общественные нужды можно и вовсе продолжать бесконечно. Подобные расходы могли покрыть только налоги.

Одновременно с тем и в Древней Греции, а чуть позднее и в Древнем Риме оплата личных налогов приравнивалась к рабству. Сбор налогов со свободных граждан постоянно находился в противодействии. Многие свободные граждане и вовсе высказывались о том, что оплату налогов считают для себя унизительным.

Налоги на имущество также были чем-то негативным. Жители Афин готовы были делать добровольные взносы, а вот платить налоги не хотели. Для них было более приемлемым взимать плату с побеждённых врагов, а в некоторых случаях даже со своих союзников. Налоги приходилось всё-таки платить, хоть и не систематически, а, например, для укрепления сооружений крепости или других общественно значимых зданий, также налоги собирались для ведения военных действий. В таком случае, когда предстояли большие расходы, народное собрание города-государство вынуждено было устанавливать процент отчислений от дохода. Чаще всего это было 1/10 или 1/20 частей от получаемого дохода.

В Древнем Риме изначально не было никакой налоговой системы, она была позаимствована в Древней Греции. Более того, именно в Древнем Риме налоговая система сильно развивалась с ходом времени. На начальном этапе государство состояло из города Рима и его небольших окрестностей.

Замечание 1

Примечательно, что в мирное время в Риме не было налогов.

Расходы по управлению государством были не так велики, в силу того, что магистраты выполняли свои должностные обязанности безвозмездно, иногда даже вкладывая много собственных средств в развитие города. Быть магистрантом и делать такие широкие жесты было почётно. Тем более, что власть всё равно сосредотачивалась в руках богатых людей. Большая часть расходов уходила на строительство общественных зданий. Государственная казна пополнялась за счёт сдачи в аренду общественных земель.

В военное время граждане облагались налогами согласно своему достатку.

Замечание 2

Учитывая тот факт, что Древний Рим практически постоянно находился в состоянии войны, то периоды без оплаты налогов были скорее эпизодическими, чем постоянными.

Все сложившиеся обстоятельства требовали развития налоговой системы.

Система налогообложения и её совершенствование

Сумма, которую граждане должны выплачивать государству в качестве налога, устанавливалась цензорами, или избранными чиновниками. Граждане Рима делали клятвенное заявление цензорам о собственном имущественном состоянии и семейном положении.

Замечание 3

Подобное клятвенное заявление является прототипом сегодняшней декларации о доходах физических лиц. Невероятно, но эти основы закладывались ещё в IV–III вв. до н.э.

В IV–III вв. до н.э. Римское государство постоянно увеличивало свои границы благодаря завоеваниям и включению колоний в свой состав. Налоговая система тоже менялась постоянно, как и границы государства. Для колоний были введены коммунальные или местные налоги и повинности. Одно оставалось неизменным – как и в Риме, их размер зависел от размеров доходов граждан. Их устанавливали каждые пять лет. Римские граждане, которые жили не в Риме были обязаны оплачивать и государственные, и местные налоги.

Когда в военных действия побеждали римляне, то налоги снижались или отменялись вовсе. Все средства, в которых нуждалось государство поступали от завоёванных земель.

Пример 1

При Лиции Корнелии Сулле (138-78 гг. до н.э.) граждане Древнего Рима совсем не платили налоги, единственное, чем пополнялась казна были деньги, полученные от сдачи в аренду земель, а также некоторых незначительных сборов и налогов на роскошь.

По мере расширения государственных площадей и захвата новых провинций Рим превратился в империю. Жители провинции были подданными империи, но не имели прав граждан. Они регулярно платили налоги в казну, что по сути было гарантом их зависимости.

Провинции выплачивали в казну прямые и косвенные налоги общегосударственного и местного характера.

Замечание 4

Единой налоговой системы в пределах всей Римской империи не существовало.

Каждая община или государство в составе империи облагались по-разному. Города и государства, которые оказывали римским завоевателям сильное сопротивление, после поражения облагались более жесткими налогами. Немаловажно сказать о том, что зачастую Рим использовал систему налогообложения, которая была уже сформирована в той или иной местности. Менялись только направления и методы использования поступающих средств. Но общая тенденция выстраивалась таким образом, что в римскую казну платили меньше, нежели прежней власти.

Стоит упомянуть тот факт, что на плечи жителей провинций ложилось содержание местной администрации, строительство зданий, дорог и т.п. В римских провинциях типа Испании и Македонии, самым главным источником доходов были налоги с доходов рудных и соляных копей в виде 1/10 части добытых полезных ископаемых.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Очень долгий период времени в римских провинциях не было никаких государственных органов, которые бы отвечали за финансы, где бы на профессиональном уровне могли бы контролироваться налоги и их уплата. Некоторое время этим занимались откупщики. На откуп чаще всего отдавались косвенные и чрезвычайные налоги, но бывало и такое, что на откуп шли и прямые.

В основе системы откупов лежало право собирать налог от другого лица, который за это может предложить более высокую цену. Вся сумма целиком шла в казну, а откупщик, которому принадлежали государственные полномочия, вместе с помощниками и субарендаторами пытались получить с налогоплательщиков максимальную прибыль. Господство откупной системы, которая в целом не имела никаких ограничений, привело к тому, что в провинциях творился произвол. Злоупотребления и коррупция стали обычным делом.

Преобразования налоговой системы

Идея изменить и усовершенствовать налоговую систему полностью принадлежит Гай Юлию Цезарю. В первую очередь изменения коснулись откупа по прямым налогам – его полностью отменили, остался только откуп по косвенным налогам. Для каждой общины была установлена конкретная сумма налога, которую она должна была внести в казну в качестве прямых налогов. Распределять и собирать налоги должна была община. Кроме того, Гай Юлий Цезарь снизил налоги. Это произошло потому, что государство их получало напрямую и вся сумма попадала сразу в казну, а не просеивалась через карман откупщиков. Множество городов получили налоговые льготы, однако некоторые из-за упорной борьбы с Цезарем были наказаны повышением налогов.

Усовершенствование налоговой системы продолжил Август Октавиан, который во всех провинциях создал финансовые учреждения по контролю за налогообложением. Он сократил до минимума услуги откупщиков, а там, где они были сохранены, контроль за их деятельностью осуществляло государство. Август назначил в каждой провинции прокуратора, в чьи обязанности входило курирование деятельности за финансовыми учреждениями провинции.

Заново была проведена проверка налогового потенциала провинций, для более точного и справедливого распределения налогов. Этому предшествовал обмер каждой городской общины с её землями. Для каждого города был составлен личный кадастр, в котором содержались сведения о все землевладельцах. Проведена была и перепись имущественного состояния граждан. Возглавили перепись наместники провинций вместе с финансовыми чиновниками-прокураторами. Все жители провинций были обязаны в определённый день предоставить властям налоговую декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и были основой для проведения следующей переписи имущественного состояния.

Наглядно здесь можно рассмотреть пример переписи имущественного состояния в одной из провинций Римской империи – Иудее. Сведения о землевладении содержали следующие данные:

  • Наименование общины, наименование отдельного подворья, два самых близких соседа.
  • Количество моргенов пахотных угодий, которые в перспективе могут быть засеяны в ближайшие 10 лет.
  • Число виноградных лоз на выделенном участке.
  • Количество деревьев на оливковых плантациях.
  • Количество лугов и пастбищ.
  • Количество лесных угодий, которые могут дать древесину.
  • Пол и возраст каждого члена семьи.

Чтобы составить такой список, владелец земли должен был оценить всё сам. Чиновник, который контролировал проведение ценза, имел право уменьшить налог в том случае, если по объективным причинам снижалась продуктивность хозяйства.

Пример 2

Могло так произойти, что на урожайных землях в дождливый год не выдался урожай или часть лозы на виноградниках погибло, а маслины засохли, то это учитывалось при составлении ценза. Иная ситуация была, если владелец земли самостоятельно вырубил виноградники или оливковые деревья, тогда он был обязан это объяснить, и если уважительных причин не находилось, то и ценз не снижался.

Виды налогов

Основным источником налоговых доходов в провинциях был земельный налог. Его средняя ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка, хотя в некоторых случаях применялись и особые формы налогообложения, к примеру, с количества фруктовых деревьев, в том числе, и виноградные лозы.

Налогообложению подлежала и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, сюда включались скот и рабы; а также предметы роскоши и драгоценности. Все жители провинции без исключения должны были оплачивать единую подушную подать.

На налоги в Древнем Риме возлагались большие надежды. С их помощью власти пытались решить фискальные задачи и даже социальные.

Пример 3

В 6 г. н.э. император Август ввёл налог с наследства со ставкой 5%. Этот налог был введён исключительно для граждан Рима и только свободных. Граждане провинций им не облагались.

Средства, полученные от налога на наследство средства, направлялись на обеспечение пенсионного фонда профессиональных солдат после окончания службы. Налогом не облагались ближайшие родственники солдат.

Римская империя была первой, кто ввёл промысловый налог. Его придумал император Диоклетиан.

Кроме прямых налогов в Римской империи были и косвенные налоги. Самые распространённые из них следующие:

  • Налог с оборота по ставке 1%, иначе он ещё назывался акциз на внутреннее потребление.
  • Налог при торговле рабами в размере 4% от их рыночной стоимости.
  • Налог на освобождение рабов со ставкой 5% от их рыночной стоимости.
  • Налог на соль, им облагались только жители провинций.

Таможенными пошлинами облагались все ввозимые и вывозимые из провинций товары. Величина этой пошлины дифференцировалась по видам товаров и провинциям, средняя ставка была на уровне 5%.

Особенность налоговой системы Римской империи в том, что все налоги взимались исключительно деньгами. Из этого следует, что всё населения просто обязано было производить излишки товаров для последующей их продажи. Это положительно сказывалось на товарно-денежных отношениях, которые стали поводом для глубокого погружения в процесс разделения труда и урбанизации страны.

Замечание 5

Одновременно с тем, в соседних странах ещё была возможность платить налоги натурой.

Раздел Римской империи

Окончательный раздел Римской империи на Западную и Восточную произошёл в 395 г. н.э., когда умер Феодосий Великий. Раздел Римской империи и позже падение её Западной части стало причиной того, что в Византии всё-таки сохранились предыдущие финансовые и хозяйственные устои. Для Византии раннего периода характерно наличие 21 прямого налога. Сюда вошли поземельный налог, подушная подать, налог на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, после оплаты которого можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и некоторые другие.

Особыми налогами облагались сенаторы, чиновники и военные. Широкое распространение в Византии чрезвычайные налоги, например, на строительство флота, на содержание воинских контингентов и др.

Следует сказать, что даже такое большое количество налогов не привело Византию к процветанию. Даже наоборот, это стало причиной финансовых кризисов и ослабления мощи государства.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий