Налоги в цене бензина

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 ноября 2019 года правительство РФ опубликовало постановление об индексации утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года. Согласно документу, ставки вырастут на 46,1% для машин с объемом двигателя до 1 литра и на 145% для авто с двигателем от 3,5 литра. Сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров повысится на 112,4%, а ставка для транспортных средств массой от 12 до 20 тонн возрастет на 18,6%. При этом для физических лиц размер ставки останется прежним. ТАСС подготовил материал об истории утилизационного сбора в России.

Введение утилизационного сбора в РФ

Впервые аналог утилизационного сбора был введен в России в 2009 года при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор в 3 тыс. рублей. После этого владелец получал сертификат на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового авто (если оно было произведено в России). Программа действовала в 2010-2011 годах, в измененной форме возобновлена в 2014 году.

4 апреля 2012 года в Тольятти (Самарская область) в ходе посещения «Автоваза» премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам автопрома. На нем он поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace Ивана Бокова о необходимости введения ответственности производителя при утилизации отходов. При этом уточнялось, что таким образом Россия сможет защитить себя от резкого роста объема ввоза в страну подержанных иномарок, не отвечающих современным экологическим требованиям. Предполагалось, что наплыв таких иномарок последует в связи с присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО), одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин. На заседании в Тольятти Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину РФ отработать механизм по введению утилизационного сбора.

Соответствующие поправки в закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года и Бюджетный кодекс РФ были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 3 августа 2012 года. 30 августа того же года правительство утвердило правила взимания и ставки сбора.

Принцип работы, ставки

Первоначально утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом — юридические и физические лица. Производители России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от утилизационного сбора были освобождены, если те брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей.

Базовый размер ставки для легкового автомобиля был установлен в 20 тыс. рублей, грузового — 150 тыс. рублей и с тех пор не менялся. Финальный размер сбора рассчитывается исходя из возраста транспортного средства и объема двигателя. Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объемом 2,5 литра в 2012 году размер ставки с учетом коэффициентов составлял 51,2 тыс. рублей, а для подержанного (старше 3 лет) — 322,4 тыс. рублей.

В ноябре 2012 года стало известно, что Евросоюз планирует обратиться в ВТО с иском к России из-за утилизационного сбора, считая его дискриминационным по отношению к собственным производителям. Соответствующий иск был подан 9 июля 2013 года, впоследствии к нему присоединились Бразилия, Китай, Индия, Норвегия, Республика Корея, США, Турция, Украина и Япония. До настоящего времени иск не рассмотрен.

Из-за иска в ВТО в закон об утилизационном сборе были внесены поправки, подписанные президентом РФ Владимиром Путиным 21 октября 2013 года. Они распространили требование об уплате пошлин и на автосборочные предприятия, расположенные в России и других странах Таможенного союза. Одновременно с этим для российских предприятий были введены субсидии, сопоставимые с размером сбора.

26 декабря 2013 года правительство РФ приняло новое постановление о размере утилизационного сбора, которое учитывало новые правила, однако ставка в них в целом осталась прежней и не индексировалась по всем пунктам до 2016 года.

29 декабря 2015 года новыми поправками в закон «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор был введен также на прицепы (с базовой ставкой 150 тыс. рублей).

В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, в 2018 году — в среднем на 15%, но по некоторым позициям рост достиг 90%.

В действующей до 2020 года редакции утилизационный сбор с учетом коэффициентов для нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 литра составляет 126 тыс. рублей, для подержанного — 480 тыс. рублей.

От уплаты утилизационного сбора освобождены:

  • личные машины физических лиц, участвующих в программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, а также беженцев и вынужденных переселенцев;
  • автомобили диппредставительств;
  • ретроавтомобили;
  • различные виды техники по особому перечню для ввоза в Калининградскую область, поскольку в регионе мало сервисных центров для промышленных и сельскохозяйственных машин российского производства.

Международный опыт

В некоторых странах, таких как США, где из-за высокого уровня автомобилизации уже к 1960-м годам сформировалась развитая инфраструктура по утилизации машин. Переработке подлежит порядка 70-90% массы старых автомобилей, и эта сфера является выгодным бизнесом. В Соединенных Штатах предприятия по утилизации машин возвращают в оборот около 14 млн тонн стали, большие объемы ртути, нефтепродуктов и других материалов. В США автовладельцы и автопроизводители расходов по переработке машин не несут.

Однако в европейских и некоторых других странах, где автомобилизация была меньше, чем в США, и где не сложилось налаженной системы переработки старых машин, требовались дополнительные инвестиции для развития подобной деятельности. Кроме того, под давлением экологов власти европейских стран решили повысить уровень переработки до 95%.

Еще в 1978 году в Норвегии был введен специальный залог на переработку машин. Он составляет около €300, его платит первый владелец автомобиля, а при сдаче на утилизацию он возвращается последнему владельцу.

В 2000 году утилизационный сбор на автомобили был введен в ЕС. Он уплачивается первым владельцем машины при покупке, его размер зависит от страны, составляет порядка €100. С 2005 года похожий сбор был введен в Японии (составляет $70-$180).

Акцизы, транспортный налог, нефтяные котировки и курсы валют — что сегодня влияет на стоимость автомобильного топлива и стоит ли ждать роста цен на заправках этой осенью

Читать в полной версии

Фото: Anton Belitsky / Russian Look

Фото: Anton Belitsky / Russian Look

Сразу несколько депутатов Госдумы перед началом сентябрьской сессии выступили с предложениями об отмене транспортного налога. Обсуждение темы породило множество слухов о резком удорожании бензина вследствие положительного решения по налогу. Мы выяснили, от каких факторов зависит стоимость российского бензина и есть ли реальные предпосылки к высоким ценам на заправках.

Особые экономические реалии

По словам министра энергетики РФ Александра Новака, цены на автомобильное топливо в этом году могут сохраниться на текущем уровне. «За прошлый год у нас цены на бензин в среднем выросли примерно на 2%. На дизельное топливо примерно на том же уровне. Это ниже уровня инфляции. Я уверен, что и в этом году будут темпы роста не выше уровня инфляции, а может быть, просто сохранятся на текущем уровне», — заявил министр.

При этом уровень инфляции, по оценке государственных органов, не должен превысить 4%.

«На розничную цену у нас мало что может повлиять в ближайшее время. У нас работают свои экономические реалии. В некоторых регионах снизились оптовые цены, маржинальная доходность с рыночного бизнеса увеличилась. Но это все было скомпенсировано падением реализации. Насколько увеличилась доходность, настолько же упала реализация. Общая доходность осталась на старом уровне и любое снижение цен сейчас приведет к убыткам с точки зрения розницы. Нефтяные компании на сегодняшний день терпят реальные убытки при поставках топлива на внутренний рынок за счет того, что они должны платить большие выплаты по демпферу», — рассказал глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша.

Вслед за падением стоимости нефти в первой половине года снизились цены на бензин за рубежом, но в России этого не произошло. Налоговая система в стране устроена таким образом, что цены на бензин и дизель на заправках остаются стабильными даже в условиях скачков цен на нефть. Достигается это за счет доли налогов в стоимости каждого литра топлива и так называемого демпфера — механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты. То есть при низких ценах на нефть НПЗ должны платить государству налог на сверхприбыль, поэтому не снижают цены на АЗС. Если же ситуация складывается обратная, то бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не повышали цены. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, нефтяники могут перечислить в бюджет страны в 2020 году 700 млрд рублей по демпферу при цене нефти $25-30 за баррель.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press
Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

«Тут нечего обсуждать»

Согласно данным Росстата, средняя российская цена на автомобильное топливо по данным на 31 августа выросла до 45,73 руб. за литр. За последнюю неделю лета рост составил всего на 1 копейку. Рост цен на бензин был отмечен в 21 центре субъектов Российской Федерации, снижение было зафиксировано в семи субъектах. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин не изменились.

Несмотря на отсутствие каких-либо реальных подвижек к отмене транспортного налога, кроме заявлений и предложений депутатов, которые правительство постоянно отклоняет, российские автомобилисты всерьез обеспокоились возможным ростом стоимости топлива, так как прямая зависимость этого фактора от отмены транспортного налога все-таки существует. Однако глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша уверен, что отмены налога не будет.

«Эта тема об отмене транспортного налога обсуждается с 2013 года, многие депутаты используют ее, чтобы напомнить о себе. Но отмены налога не будет. Потому что правительство говорит четкое «нет». Гипотетически отмена транспортного налога могла бы привести к росту акцизов, а это в свою очередь неминуемо приведет к росту стоимости бензина. Но, учитывая, что этого никогда не будет, тут нечего обсуждать», — заявил Аркуша.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Депутаты и транспортный налог

Представители разных партий Госдумы действительно активно выступают за отмену транспортного налога. В конце августа такой законопроект внес депутат от «Единой России» Андрей Барышев, а в начале сентября в Госдуму поступил еще один похожий документ от группы законодателей из ЛДПР. Сообщалась также возможна дата отмены взимания налога — 1 января 2021 года.

В пояснительных документах депутаты указывают на двойное налогообложение водителей, поскольку, покупая бензин, автомобилисты платят акциз, а также раз в год обязаны платить транспортный налог. Главная несправедливость транспортного налога состоит в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик.

«В результате данный налог платят одинаково те, кто за рулем автомобиля ежедневно и те, кто использует его лишь изредка», — говорится в последнем предложенном к рассмотрению документе.

Депутат Барышев также предлагает полностью отменить транспортный налог, поскольку это будет справедливо как для самих водителей, так и для распределения расходов на ремонт дорог. В случае с последним законодатель считает, что деньги на ремонт будут приходит как раз из акцизов на топливо, при этом умалчивая тот факт, что размеры акцизов все-таки привязаны к цене розничного бензина.

О том, что отмены транспортного налога в ближайшее время не будет, в беседе с корреспондентом Autonews.ru заявил председатель группы «За права автомобилистов» Общероссийского народного фронта Петр Шкуматов. По его словам, это нарушит систему финансирования дорожного строительства и содержания трасс.

Фото: ГК
Фото: ГК «Автодор»

«Каждый год на дороги требуется около 4 триллионов рублей. И эти деньги приходят как раз из акцизов на бензин и транспортного налога. Транспортный налог поступает в бюджет того региона, где его оплачивает водитель. Но этот доход размывается по остальным расходам, поэтому и финансирования на дороги не хватает. Полностью отказываться от налога нельзя, вместо этого его нужно пересмотреть и перераспределить. Например, владельцы электромобилей или машин с газобаллонным оборудованием сегодня не платят акцизы, так как не покупают бензин, но от их автомобилей дороги тоже изнашиваются», — считает Шкуматов.

А вот транспортный налог платят все, поэтому, по мнению эксперта, его отменять не стоит, важно только пересмотреть распределение средств в дорожных фондах.

МОСКВА, 19 мар — ПРАЙМ. Снижение мировых цен на нефть привело к росту доли налогов в стоимости бензина в РФ до 60%, поэтому сокращение цен на сырье не привело к удешевлению моторных топлив, заявил РИА Новости источник в одной из крупных нефтяных компаний.

«Снижение мировых цен на нефть не приводит к удешевлению моторных топлив, потому что увеличивается доля налогов в цене. Если в марте 2019 года сумма акциза, демпфера и НДС на автобензин составляла примерно 14 рублей на литр или 30% от цены, то в марте текущего года этот показатель составляет уже 26 рублей на литр или около 60% от отпускной цены», — прокомментировал агентству источник стоимость бензина в России на фоне низких нефтяных котировок.

энергоресурсы

Цены на нефть растут в пределах 12% после обновления минимумов 2002-2003 годов

По его словам, сохранение розничных цен на постоянном уровне на фоне падения мировых цен на нефть обеспечивает дополнительные доходы российского бюджета, а не нефтяных компаний. «Для них экономика поставок топлива на внутренний рынок из-за действия демпфирующего механизма остается практически неизменной», — отметил он.

Эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко также отметила, что налоги составляют большую долю в цене на нефтепродукты в РФ. «Но ситуация, в которой нефть дешевеет, а цены на топливо растут, заключается в том, что цена на нефтепродукты рассчитывается по принципу нетбэк (netback, чистая цена реализации: экспортная цена за вычетом вывозных пошлин и затрат на транспорт по направлению поставки – ред.), а значит привязана к зарубежной котировке и курсу валют. В итоге получается ситуация, что вроде цена нефти снизилась, но рубль ослаб и в лучшем случае ситуация не поменяется, но чаще всего цена в рублях на топливо растет. Из налогов растут поступления НДС, поскольку он рассчитывается от уже сформированной цены на нефтепродукты внутри страны с акцизом», — пояснила она РИА Новости.

При этом эксперт напомнила, что в России проводится налоговый маневр, при котором растет НДПИ и обнуляется экспортная пошлина, а возросшие бюджетные поступления идут на компенсации нефтяникам, чтобы поддержать их ставший убыточным перерабатывающий бизнес. По мнению эксперта из многопрофильного холдинга Goldman Group Дмитрия Гелемурзина, из-за низких цен на нефть в марте выплаты компаний в бюджет РФ могут вырасти в 3-4 раза. «В результате нефтеперерабатывающие заводы в стране сейчас находятся не в самой лучшей ситуации», — сказал он РИА Новости.

Как заявил агентству старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко, при сверхнизких ценах на нефть нефтепереработка становится менее выгодной, что может в этом году негативно отразиться на финансовых результатах большинства компаний.

Президент РФ Владимир Путин ранее удивился росту цен на бензин за год на 10,44% и призвал обратить внимание на тот факт, что цены на нефть рухнули. Страны ОПЕК+ 6 марта не смогли договориться ни об изменении параметров сделки о сокращении добычи нефти, ни о ее продлении. В результате с 1 апреля снимаются ограничения по добыче нефти в странах-участницах прежнего альянса. Это вызвало обвал на нефтяном рынке, 9 марта падение цен достигало 30%.

Доля налогов в розничной стоимости бензина после в 2019 году вырастет до 80% с текущих 71%, заявил в ходе пресс-конференции генеральный директор компании «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев.

«У нас сейчас 71% цены бензина — прямые и непрямые налоги. С Нового года он (показатель — RNS) достигнет почти 80%», — сказал он.

Танкаев подчеркнул, что сейчас налоговая нагрузка на нефтяные компании в России является самой высокой в мире.

«У нас налоговая нагрузка на нефтяную отрасль самая высокая в мире. Когда государство давит на нефтяников, должно давать какие-то послабления. Когда овец начинают не просто стричь, а драть с них шкуру, надо каким-то образом дать им жить и дышать. Все сопутствующие сервисы АЗС должны быть всячески поддержаны местными и федеральными властями», — отметил Танкаев.

Танкаев отметил, что бензин облагается тремя видами налогов: на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых и акциз.

«Позволено компенсировать, только компенсировать рост НДС — на 1,5% от цены, то есть на 70 копеек за литр. Что касается НДПИ, акциза — механизм непонятный. Ситуация абсолютно туманная», — заявил он.

Добавить комментарий