Наказание за увольнение лиц предпенсионного возраста

За увольнение или отказ принять на работу граждан предпенсионного возраста работодателям будет грозить штраф или обязательные работы. Юристы сомневаются, что новая статья УК решит проблему трудоустройства пожилых людей

Читать в полной версии

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Госдума во вторник приняла в третьем, окончательном чтении закон об уголовной ответственности за отказ в приеме на работу или увольнение людей предпенсионного возраста. Автором законопроекта стал президент Владимир Путин, депутаты приняли документ без изменений. Ко второму чтению поступили три поправки к проекту, все они были отклонены.

Таким образом, депутаты согласились дополнить Уголовный кодекс новой статьей: «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста».

Статья вводит штраф до 200 тыс. руб. (или в размере зарплаты или иного дохода осужденного на период до 18 месяцев) либо обязательные работы на срок до 360 часов за отказ в приеме на работу или увольнение лиц предпенсионного возраста. Таковым в документе определен период до пяти лет перед назначением работнику страховой пенсии по старости.

Среди целей законопроекта — обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

При этом бизнес выступил с критикой законопроекта об уголовной ответственности. Профильные объединения предложили свои идеи. В частности, «Деловая Россия» считает необходимым стимулировать работодателей проводить переобучение сотрудников старшего возраста, а «Опора России» и Российский союз промышленников и предпринимателей призывали снизить пенсионные взносы для таких работников.​

Отнестись с пониманием

Свои предложения по пенсионной реформе Путин озвучил в конце августа в видеообращении к россиянам. Глава государства призвал жителей страны отнестись к нововведениям с пониманием, так как, по его словам, откладывать изменения в этой сфере будет безответственным. Главным предложением президента стало установление пенсионного возраста для женщин в 60 лет, для мужчин в 65 лет. Среди поправок были также озвучены право на досрочную пенсию для многодетных матерей, сохранение условий назначения пенсий для коренных малочисленных народов Севера и повышение пособия по безработице для предпенсионеров.

Больше вреда, чем пользы

Цель законопроекта об уголовной ответственности — снятие социального напряжения в связи с пенсионной реформой, сказал РБК председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

«На практике это принесет больше вреда, чем пользы. Во-первых, предпенсионный возраст будет законом конкретизироваться, а работодатели, чтобы не попасть под уголовную ответственность, будут за год-два избавляться от таких сотрудников. Во-вторых, что такое необоснованный отказ и необоснованное увольнение? Это оценочные категории. <…> В результате, как и в некоторых европейских странах, чтобы уволить человека, придется выплачивать бешеные компенсации», — говорит юрист.

Адвокат добавляет, что работники предпенсионного возраста, зная, что их уволить трудно, перестанут работать. В ответ из-за боязни уголовного преследования начальство будет закрывать на это глаза, а бизнес понесет убытки. «Проблему нужно решать введением системы стимула для бизнеса держать таких работников», — подчеркивает Корчаго.

«Принятие дополнительной нормы, направленной на защиту граждан, достигших предпенсионного возраста, может вызвать обратный эффект, в результате которого работодатели будут увольнять сотрудников до того, как они достигнут предпенсионного возраста. При этом потерявшие работу по каким-либо причинам люди допредпенсионного/предпенсионного возраста не смогут ее найти, даже будучи востребованными специалистами», — соглашается с коллегой старший юрист юридической фирмы «Надмитов, Иванов и партнеры» Михаил Степкин.

«Предполагаю значительное увеличение количества судебных споров, связанных с реализацией этой нормы. Очевидно, для увольнения работников предпенсионного возраста будут использоваться другие основания, и суды будут выяснять и исследовать причины, приведшие к увольнению, которые всегда будут неочевидны и оценочны», — прогнозирует Степкин.

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости населения).

В соответствии со ст. 2 Закона о занятости населения занятыми считаются граждане:

– работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ;

– являющиеся членами (участниками) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ;

– зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;

– осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;

– выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);

– проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

– обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;

– осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

– занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.

Для работников предпенсионного возраста в соответствии с частями второй и третьей п. 2 Указа № 180 существуют гарантии занятости. Так, при заключении контракта с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, продлении либо заключении нового контракта срок его действия определяется с работником предпенсионного возраста (женщины – 53 года, мужчины – 58 лет), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, – не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) и получения им права на пенсию по возрасту.

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29» (далее –Указ № 180).

Справочно:
гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав (ст. 90 ТК).

Сокращение работников

Что касается сокращения работников, в т.ч. предпенсионного возраста, работающих на основании контракта или трудового договора (срочного, на неопределенный срок), то необходимо знать следующее.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников, предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с законодательством (ст. 22 Закона о занятости населения).

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты нанимателем в случае сокращения численности или штата работников (п. 1 ст. 42 ТК).

ЭТО ВАЖНО! Не допускается увольнение работника по сокращению штата в период временной нетрудоспособности и во время пребывания в отпуске (ст. 43 ТК).

При расторжении трудового договора в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК наниматель обязан не менее чем за 2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении.

Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере 2-месячного среднего заработка. При этом если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя после предупреждения работника о предстоящем высвобождении, компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания 2-месячного срока предупреждения.

В течение всего срока предупреждения о предстоящем увольнении наниматель предлагает работнику другую имеющуюся у него работу, которую работник может выполнять с учетом его специальности и квалификации. В период предупреждения о предстоящем увольнении по решению нанимателя работник, подлежащий увольнению, с его согласия также может направляться на переподготовку.

В период срока предупреждения работнику предоставляется 1 свободный день в неделю без сохранения заработной платы (по договоренности с нанимателем – с сохранением заработной платы) для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей (ст. 43 ТК).

Ситуация 1

В связи со сложным финансовым положением наниматель решил провести процедуру сокращения штата (изменение структуры и т.д.). Работнице предпенсионного возраста он предложил написать заявление о переводе ее на другую должность. Она согласились.

После перевода наниматель заключил с данной работницей бессрочный трудовой договор. Сейчас он планирует должность, на которую переведена работница, сократить.

Прав ли наниматель?

Давайте разберемся.

Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (ст. 42, кроме пп. 2 и 7) производится после предварительного, но не позднее чем за 2 недели уведомления соответствующего профсоюза. В случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза (ст. 46 ТК).

При прекращении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников выплачивается выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка (ст. 48 ТК).

Однако нанимателю, проводящему процедуру сокращения штата работников, необходимо руководствоваться нормами ст. 45 ТК: преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией и в других случаях, предусмотренных законодательством.

При равной производительности труда и квалификации преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата отдают следующим категориям работников:

1) участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 1 части второй ст. 45 ТК);

2) заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (п. 2 части второй ст. 45 ТК);

3) инвалидам (п. 3 части второй ст. 45 ТК);

4) другим категориям работников, предусмотренным в коллективных договорах, соглашениях (п. 4 части второй ст. 45 ТК);

5) ветеранам боевых действий на территории других государств (ст. 18 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1594-XII «О ветеранах»);

6) лицам, избранным в состав профсоюзных органов (ст. 24 Закона Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах»);

7) членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 100-З «О статусе военнослужащих»);

8) военнообязанным, призванным на военные и специальные сборы, со дня получения повестки о призыве до возвращения с военных и специальных сборов (часть вторая ст. 339 ТК);

9) работникам – членам комиссии по трудовым спорам в период осуществления ими полномочий (ст. 240 ТК);

10) резервистам в период прохождения занятий и учебных сборов, за исключением случаев ликвидации организации (часть пятая ст. 62 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»).

Необходимо отметить, что в п. 28 постановления Пленума № 2 разъяснено, что при сокращении численности или штата работников наниматель вправе в пределах однородных профессий и должностей произвести перестановку (перегруппировку) работников и перевести более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее по п. 1 ст. 42 ТК менее квалифицированного работника. Если наниматель этим правом не воспользовался, суд не должен входить в обсуждение вопроса о целесообразности такой перестановки (перегруппировки).

Документ:
постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление Пленума № 2).

Таким образом, нанимателю с учетом предусмотренных в законодательстве, а также в коллективном договоре, соглашении гарантий придется принять решение об оставлении на работе работника, который пользуется преимущественным правом. В случае если ни один из работников не имеет никаких преимуществ, то право выбора, какого работника оставить на работе, а какого уволить по сокращению, принадлежит нанимателю. При этом нанимателем могут быть приняты во внимание показатели производительности труда и квалификация работников.

В рассматриваемой ситуации наниматель имеет право в случае сокращения численности или штата работников уволить работницу предпенсионного возраста.

Изменение существенных условий труда

Кроме процедуры сокращения численности или штата работников наниматель может рассмотреть и другие варианты уменьшения штатной численности работников, в т.ч. установление неполного рабочего времени в связи с организационными, производственными либо экономическими причинами. В данном случае наниматель должен руководствоваться нормами ст. 118, 289 и 32 ТК.

В связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре (ст. 32 ТК).

Изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК.

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 части второй ст. 35 ТК.

При отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованные производственные, организационные или экономические причины, увольнение работника по п. 5 ст. 35 ТК является незаконным.

В соответствии с подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5 сократился минимальный срок предупреждения работника об изменении существенных условий труда с 1 месяца до 7 календарных дней.

Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).

ЭТО ВАЖНО! При прекращении трудового договора по п. 5 части второй ст. 35 ТК работникам выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК).

Что касается установления неполного рабочего времени, то по соглашению между работником и нанимателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя (ст. 118 ТК). Соглашение о неполном рабочем времени может быть заключено на определенный или неопределенный срок.

При этом наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время работникам, указанным в части второй ст. 289 ТК:

1) по просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (в т.ч. находящегося на ее попечении), работника, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинской справкой о состоянии здоровья;

2) инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

3) при приеме на работу по совместительству;

4) другим категориям работников, предусмотренным коллективным договором, соглашением.

Условие о работе с неполным рабочим временем включается в трудовой договор при приеме работника на работу. Переход на неполное рабочее время в период трудовой деятельности оформляется приказом (распоряжением).

Справочно:
в соответствии с п. 20 постановления Пленума № 2 изменение существенных условий труда должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами, выразившимися, в частности, в рационализации рабочих мест, изменении техники и технологии производства, введении новых форм организации труда, совершенствовании рабочих мест на основе аттестации.

Ситуация 2

В связи со сложным финансовым положением наниматель выдал работнику предпенсионнго возраста уведомление (за 7 дней) об установлении ему неполного рабочего времени , т.е. перевел на 0,5 ставки, через 2 недели еще одно уведомление о переводе данного работника на 0,1 ставки. Работник отказался от продолжения работы на 0,1 ставки и был уволен по п. 5 ст. 35 ТК.

Прав ли наниматель в том, что работника дважды уведомили и уволили в течение месяца?

Следует отметить, что законодательством о труде не предусмотрено минимальное или максимальное количество раз, когда наниматель имеет право уведомить и соответственно установить работнику неполное рабочее время.

Таким образом, в случае соблюдения процедуры, предусмотренной законодательством о труде (наличие обоснованных производственных, организационных или экономических причин, письменное предупреждение работника не позднее чем за 7 календарных дней и его согласие на установление в отношении его неполного рабочего времени, соответствующее оформление надлежащим образом (приказ, дополнительное соглашению к контракту)), наниматель имеет право 2 раза в месяц изменить существенные условия труда. А в случае несогласия работника продолжать работать с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор (контракт) прекращается по п. 5 части второй ст. 35 ТК.

Виктория Яловая, юрист

Добавить комментарий