На что списать НДС

Списание не принятого к вычету НДС в бухучете

Для принятия НДС к вычету должен соблюдаться ряд условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ. К обязательным относится наличие корректно оформленных первичных документов, в т. ч. счета-фактуры. При отсутствии первички принять налог к вычету нельзя, а по истечении трехлетнего срока его нужно списать. Также необходимость в списании НДС может появиться в случае отказа в вычете налоговиками. Поводом может послужить:

  • наличие недочетов в полученном от поставщика счете-фактуре;
  • неотображение поставщиком реализации в книге продаж (налоговый разрыв). Как оформить пояснения в ФНС в случае налогового разрыва читайте .

«КонсультантПлюс» подготовил для вас подборку судебной практики по вопросу предъявления к вычету НДС в различных ситуациях. Оформите пробный бесплатный доступ к системе, чтобы узнать мнение судей о порядке применения ст. 171 НК РФ.

Безопасную долю вычетов по регионам вы можете узнать

Рассмотрим алгоритм формирования проводок при списании не принятого к вычету НДС на примере:

Компания ООО «Гарант» приобрела услуги у ООО «Стелла» на сумму 12 тыс. руб. (в т. ч. НДС 2 000 руб.). Бухгалтер зафиксировал в учете следующие проводки:

  • Дт 26 Кт 60 — 10 000,00 руб. — получена услуга от поставщика;
  • Дт 19 Кт 60 — 2 000,00 руб. — зафиксирован входящий НДС;
  • Дт 68 НДС Кт 19 — 2 000,00 руб. — входящий НДС предъявлен к вычету.

В ходе камеральной проверки был выявлен налоговый разрыв, т. к. поставщик ООО «Стелла» не отразил реализацию в книге продаж, и налоговая отказала в вычете. В бухгалтерском учете непринятый налог списывается в затраты предприятия. Бухгалтер ООО «Гарант» зафиксировал в учете следующие проводки:

  • Дт 68 (НДС) Кт 19 — 2 000,00 руб. — сторно;
  • Дт 91 Кт 19 — 2 000,00 руб. — входящий НДС списан в расходы.

Итак, НДС не принят к вычету — куда списать его в налоговом учете (НУ)? Можно ли учесть такой налог в расходах по прибыли? Ответим в следующем разделе.

Как писать пояснения в налоговую по НДС мы рассказывали в статье

Куда списать непринятый НДС при подсчете налоговой прибыли

При подсчете налогооблагаемой прибыли непринятый НДС учитывать нельзя (п. 1 ст. 170 НК РФ). Включение такого налога в стоимость товаров или услуг налоговым законодательством также не предусмотрено (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, расходы образуются только в бухучете (БУ), и между НУ и БУ возникает постоянный налоговый расход (ПНР). Учет ПНР регламентирован ПБУ 18/02.

ПНР определяется как произведение не учитываемой в НУ суммы на ставку налога на прибыль и увеличивает сумму налога на прибыль к уплате. В БУ ПНР учитывается на отдельном субсчете счета 99.

Продолжим пример:

ПНР бухгалтер ООО «Гарант» отобразил на субсчете 99.2, а в учете зафиксировал следующие проводки:

  • Дт 99.2 Кт 68 субсчета «Налог на прибыль» — 400,00 руб. (2 000,00 руб. × 20%).

С 2020 года ПНР в БУ можно не отражать вообще. При таком способе учета налог на прибыль начисляется в БУ по данным налогового учета, а ПНР определяется расчетным путем и раскрывается в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

***

Если НДС не принят к вычету, его следует списать в затраты на счет 91. В налоговом учете такой налог не признается расходами в целях исчисления налогооблагаемой прибыли, и между налоговым и бухучетом образуются постоянные налоговые обязательства.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «НДС».

О том, как НДС отразится в книге учета доходов и расходов, читайте в статье «Как учитывать входной НДС при УСН?».

Далее рассмотрим несколько практических ситуаций и соответствующие им правила списания НДС.

Списание НДС на затраты при УСН

По мнению чиновников, списать НДС на расходы упрощенцы могут только после реализации приобретенного актива (письма Минфина России от 17.02.2014 № 03-11-09/6275 и от 24.09.2012 № 03-11-06/2/128).

Обоснованием данной позиции служит то, что согласно подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при расчете налоговой базы следует учитывать расходы по оплате стоимости ТМЦ, приобретенных для последующей продажи (с уменьшением их на суммы НДС).

В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на уплату налогов фирм, находящихся на УСН, принимаются по фактически уплаченным суммам.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ упрощенцы, использующие схему «доходы минус расходы», уменьшают свои доходы на расходы в сумме НДС по оплаченным ТМЦ и услугам.

По правилам, установленным подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, расходы по оплате стоимости ТМЦ, приобретаемых для последующей реализации, учитывают в налоговой базе по мере их реализации.

Подводя итог вышеизложенному, чиновники констатируют, что НДС по приобретенным товарам при УСН можно учесть только после их продажи.

Можно ли упрощенцам принять к вычету НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров в Россию, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Необходим ли упрощенцам счет-фактура для списания НДС в расходы?

С 01.10.2014 продавцам разрешено не выписывать счета-фактуры покупателям-упрощенцам. Однако для этого необходимо подписать специальное соглашение о том, что счета-фактуры оформляться не будут (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Об этом же свидетельствуют и письма Минфина (в частности, от 05.09.2014 № 03-11-06/2/44783).

См. материал «Дополнительное соглашение об отмене обязанности по оформлению счетов-фактур при исполнении договора поставки товаров лицу, не являющемуся плательщиком НДС».

При этом такое соглашение может быть оформлено в электронном виде.

Если же подобного соглашения нет, то вопрос о наличии счета-фактуры решается неоднозначно, и мнения чиновников разделяются.

Так, в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 № 18-11/3/56398@ сообщается, что для отнесения НДС в расходы счет-фактура необходим (наряду с подтверждающими документами по оплате, актами, накладными). Более того, письмо Минфина РФ от 24.09.2008 № 03-11-04/2/147 констатирует, что счет-фактура должен не просто быть в наличии, но и обязательно — правильно заполнен.

Однако ранее в письме того же ведомства от 04.10.2005 № 03-11-04/2/94 утверждалось, что документ, подтверждающий расходы по уплате НДС для упрощенцев — это платежное поручение.

Что касается судов, то они считают, что в данном случае подойдут не только счета-фактуры, но и другая первичка (пример — постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2005 № А31-8435/19). Да и сами налоговики в своих более поздних письмах признавали, что для учета в расходах сумм уплаченного НДС достаточно будет платежек и накладных (письмо УФНС России по Москве от 19.07.2011 № 16-15/071052@).

И все же, поскольку сегодня закон официально разрешает счета-фактуры упрощенцам не выставлять, целесообразнее составить соглашение о неоформлении этих документов. Времени это займет немного, но зато в дальнейшем не придется гадать, как в очередной раз посчитают чиновники и судьи.

Итоги

Из общего правила о невозможности включения НДС в расходы НК РФ делает несколько исключений, к числу которых относится дальнейшее использование приобретаемого в не подлежащих обложению НДС операциях. В частности, в расходы НДС можно включать при применении спецрежимов. С рядом особенностей при спецрежимах определяется момент включения в расходы.

Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Материалы – основной элемент оборотных активов, который используется в качестве промежуточного элемента в деятельности организации. Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по списанию материалов в производство, продаже и порче.

субчета 10 счета

Учет поступлений материалов в организацию ведется по фактической цене приобретения (без НДС).

Расход или отпуск материалов в производство

Потребление производством или управленцами организации материалов со склада является их внутренним перемещением.

При выбытии материалов или их расходе в производство учёт производится методами:

  • Поштучно
  • Средневзвешенная цена
  • ФИФО (first-in-first-out)

Проводки:

Счёт Дебет

Счёт Кредит

Описание

Сумма

Документ-основание

20.01

10.01

Материалы переданы в основное производство себестоимость

Лимитно-заборная карта
Требование-накладная
Накладная

23

10.01 Во вспомогательное производство

себестоимость

25

10.01 На общепроизводственные нужды

себестоимость

26

10.01 На общехозяйственные нужды

себестоимость

Проводки по списанию материалов по причине порчи

Материалы могут быть:

  • украденными,
  • устареть морально и физически,
  • быть уничтоженными аварией и тп.

В этом случае в прочие внереализационные расходы организации списывают эти материалы. Списание производится на основании инвентаризационной ведомости, подтверждающей уничтожение или обесценение материалов, и акта о списании ТМЦ.

Также есть норма естественной убыли материалов, в пределах которой материалы списываются на то производство, за счёт которого произошла естественная убыль.

Проводки:

Счёт Дебет

Счёт Кредит Описание Сумма

Документ-основание

Стихийное бедствие:

99.01.1

10.01 Списание материалов с баланса Себестоимость Акт списания
99.01.1 68.02 Восстановление НДС по списанным материалам НДС

Счёт-фактура

Бухгалтерская справка-расчёт

Списание материалов при отсутствии/наличии виновных лиц:

94

10.01

Списание материалов с баланса Себестоимость Акт списания
91.02 94 Нет виновных лиц: Списание материалов Сумма превышения

Акт списания

Справка-расчёт

73.02

94 Есть виновный: Списание потери материалов на виновных лиц (сверх нормы естественной убыли)

Сумма превышения

91.02

68.02 Восстановление НДС по недостаче (сверх нормы)

НДС

Проводки по продаже материалов

Организация может реализовать ненужные ей материалы сторонним лицам по удовлетворяющей обоих цене, что для организации будет являться прочими расходами и доходами.

Типовые проводки:

Счёт Дебет

Счёт Кредит Описание Сумма Документ-основание

91.02

10.01 Выбытие материалов Себестоимость (ФИФО, средневзвешенная или штучная себестоимость)

Накладная

62.01

90.01 Выручка от продажи материалов Стоимость продажи (с НДС)

Накладная

Счёт-фактура

91.02

68.02 НДС на стоимость продажи Сумма НДС

Накладная

Счёт-фактура

Книга продаж

51 62.01 Оплата покупателем отгруженных материалов Стоимость продажи

Платежное поручение

Банковская выписка

Учет материала в 1С

В программе 1С 8.3 данные операции производятся следующими документами:

Передача в эксплуатацию (отпуск в производство материалов) — документ «Требование накладная»

требование накладная в 1С

Видео по списанию материалов в производство в 1С:

Порча или утеря материалов — документ «Списание товаров». Может быть введен на основании «Инвентаризации», так и самостоятельно.

Списание товара и материала со склада

Списание материалов по причине порчи:

Продажа материалов — документ «Реализация товаров и услуг», где необходимо заполнить правильно счет учета (10.01 или другой).

реализация товаров

Продажа товаров или материалов:

Добавить комментарий