Можно ли слушать музыку в общественных местах

Мы живем в современном мире, где каждый борется за свои права. За право слова, за право свободы. Кто-то отстаивает сам свои права, за кого-то это делают другие лица. Так, сегодня идет активная борьба за защиту авторских прав, о которой многие авторы и не подозревают, а другие (представители бизнеса) – вынуждены платить немалые деньги.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Поэтому вопросы, связанные с усилением ее защиты, в последние годы являются предметом повышенного внимания со стороны руководства страны.

Для того чтобы защитить имущественные права авторов и помочь пользователям правомерно использовать произведения, и была создана система коллективного управления правами. Суть ее заключается в том, что авторы, наследники и их иные правопреемники создают общественную организацию, заключают с ней договоры о передаче права управления правами на коллективной основе, в соответствии с которыми организация получает право выдавать разрешения пользователям, собирать за использование вознаграждение и выплачивать его правообладателям.

За авторами и исполнителями произведения законом закрепляются имущественные и неимущественные права. Стоит отметить, что отсутствие запрета на использование произведения не считается разрешением на использование результата интеллектуальной собственности (ст. 1229 ГК РФ). Публичное исполнение охраняемых объектов авторского и смежных прав в Российской Федерации допускается только с согласия правообладателей в письменном виде. Публичное же исполнение передач требует разрешения правообладателя только в местах с платным входом.

При этом под прослушиванием музыкальных произведений понимается исполнение в присутствии посторонних лиц, а само волеизъявление этих лиц, находящихся в месте исполнения произведения, направленное или ненаправленное на прослушивание во внимание не принимается.

Так же стоит отметить, что законодатель не различает коммерческое и публичное прослушивание музыки. Не определена и разница между воспроизведением и исполнением. Далее под «прослушиванием» мы будем иметь в виду публичное воспроизведение музыкальных произведений.

Право на публичное исполнение входит в состав исключительного права автора, исполнителя, производителя фонограмм и вещательных организаций. Публичным исполнением записи исполнения является любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (п.п. 8, п. 2 ст. 1317 ГК РФ).

Для того, чтобы можно было воспроизводить музыкальные произведения бесплатно, необходимо: 1) получить разрешение на публичное исполнение либо 2) воспроизводить произведения, на которые не распространяется авторское право.

Стоит отметить, что использование радио в качестве фона в общественных местах (кафе, парикмахерские и др.) возможно только при заключении договоров с авторами музыкальных произведений или получении лицензионного соглашения. В противном случае за незаконное использование произведений или объекта смежных прав лицу грозит гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность, а обладатели исключительных прав могут требовать возмещение убытков или выплату компенсации до пяти миллионов рублей (ст. 1301 ГК РФ).

Интересно то, что есть судебные прецеденты, в соответствии с которыми судами было разрешено использовать радио бесплатно исключительно для персонала вне присутствия третьих лиц, что исключает, по мнению суда, публичность прослушивания.

Публичное исполнение без предварительно полученного разрешения защищенных авторским правом произведений запрещено во всем мире. Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться лично к правообладателю или обладателю имущественных авторских прав либо заключить лицензионный договор с Российским авторским обществом (РАО). Данный договор является платным, в чем, собственного говоря, и состоит основная проблема для бизнеса, так как население нашей страны не привыкло платить за музыку, да и редко достаточно уважительно относится к чужой интеллектуальной собственности, не брезгуя плагиатом.

На настоящее время нет еще ни одного судебного дела, которое бы проиграло РАО по поводу понуждению к заключению платного лицензионного договора, в том числе и по использованию радио в публичных местах. Стоит отметить, что российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности должно соответствовать требованиям ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) и ВТО (Всемирная торговая организация), а также иным международным актам, а судебная практика свидетельствует о том, что «интеллектуальное законодательство» в нашей стране работает.

<1> Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) произвела оценку состояния правовой базы России применительно к вопросам интеллектуальной собственности и пришла к выводу о том, что в целом она соответствует положениям ТРИПС. Российская правовая база в сфере защиты прав ИС вполне обширна и включает в себя свыше 100 правовых актов. Кроме того, Россия подписала целый ряд более ранних международных конвенций в области прав на интеллектуальную собственность (Евразийская Патентная Конвенция, Всемирный договор об авторском праве, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева), которые предшествовали заключению Соглашения ТРИПС.

<2> Например, Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2007 №42-В07-4. Дело по иску о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является неправомерным.

Предъявляя отказ к заключению договора с РАО, лицо мотивирует это тем, что, во-первых, радиостанции или телевидение само заключает лицензионные договоры, вследствие чего, по их мнению, РАО незаконно дважды требует денежную выплату за один и тот же предмет, а, во-вторых, телевидение, как правило, является платным (спутниковое, кабельное).

Однако не все знают, что на сегодняшний день существует альтернатива платной интеллектуальной собственности, которая позволяет бесплатно использовать музыку в различных заведениях, – лицензии Creative Commons. Чтобы ими воспользоваться, необходимо скачивать музыку с тех интернет-сайтов, на которые закачивают свои произведения непосредственно сами авторы произведений, например, www.jamendo.com, www.creativecommons.org и др., но предварительно необходимо настроить фильтры для исключения коммерческих произведений. При скачивании произведений открывается доступ к информации, содержащей имя автора, а также сведения о лицензии. При первом же использовании скаченных файлов в публичном месте Вы автоматически присоединяетесь к безвозмездному, письменному двустороннему договору с правообладателем произведения. Тут на защиту приходит п. 2 ст. 1243 ГК РФ, устанавливающий что, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором. Стоит отметить, что данные интернет-сайты были созданы специально для того, чтобы поклонники различных исполнителей могли бесплатно слушать их произведения и распространять их среди неопределенного круга лиц, тем самым правообладатели «несут себя в массы», достаточно зарабатывая исключительно на своих концертах и шоу.

Есть и платная альтернатива, но сравнительно дешевая по сравнению с лицензиями РАО, – интернет-радиостанции Jamendo PRO, стоимость в год составляет от 58$ США, 50% из которых передается авторам. В плей-листы попадают лишь музыканты, прошедшие проверку на членство в организациях подобных РАО. При заключении договора с Jamendo PRO выдается сертификат о том, что исполнители не участвуют в системах коллективного правления авторскими правами, прав на получение вознаграждения таким организациям не передавали.

Еще одной альтернативой является использование произведений народного творчества (фольклора) не имеющих конкретных авторов, за которое РАО не имеет право требовать взносы.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить законодательно закрепленной презумпции платности использования объектов интеллектуальной собственности. Полученные денежные средства от использования авторских произведений должны отчисляться их правообладателям, что преследует материальную поддержку авторов, развитие культуры. Однако на сегодняшний день острой проблемой является платность без отчислением самим же РАО средств авторам, в связи с чем бизнес-сообщество пытается отстаивать право на бесплатное использование произведений, при этом нивелируя зачатки общественного уважения к интеллектуальной собственности, что для абсолютного большинства зарубежных стран является неприемлемым.

Статьей 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из объектов авторского права признаны «музыкальные произведения с текстом или без текста» — причем любые, вне зависимости от жанра, качества, например, записи или исполнения, и ценности. Авторские права на музыку могут принадлежать самому автору (авторам) или правообладателю (например, студии звукозаписи или наследникам автора) и строго защищаются законом, регулирующим не только коммерческое ее использование, но и использование в личных целях.

Как возникают авторские права на песню

Авторское право на любой результат творчества возникает у его автора в момент создания произведения. Поэтому, если и текст, и музыка для песни написаны одним и тем же человеком, все очень просто — ему и принадлежит авторское право на песню в целом. Все несколько сложнее в том случае, если слова писал один человек, а музыку сочинил другой. Каждый из них является автором и обладателем прав в полном объеме на свое произведение:

  • поэт — на стихи;
  • композитор — на музыку.

А дальше возможны варианты:

  • если поэт и композитор договариваются о создании песни между собой напрямую, им стоит заключить договор, в котором будет сказано, кому и какие права принадлежат. Например, поэт может отказаться от исключительных прав на свои стихи, передав их композитору. Тогда он по-прежнему будет считаться автором текста, но не сможет им распоряжаться. Или каждый может остаться «при своем» и получать равные доходы, полученные от исполнения произведения и продаж его студийных записей;
  • если в создании песни участвует продюсер, или студия звукозаписи, или просто некое третье лицо-заказчик, то, как правило, все исключительные права на эту песню принадлежат заказчику (если в договоре не сказано иное!).

В любом случае оформление авторских прав на песню обязательно требует заключения лицензионного или иного договора.

Порядок регистрации авторских прав

В соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрация авторских прав возможна (по желанию автора) только для двух объектов авторского права — программ ЭВМ и баз данных. Поэтому вопрос «как зарегистрировать авторские права на песню» в такой постановке просто не имеет смысла, потому что ответ один — «никак». По закону автор песни получает на нее права в момент возникновения этой песни.

Но уже много лет существует механизм, который позволяет авторам подтверждать свои права, упрощенно говоря, получать бесспорное доказательство того, что такого-то числа они уже являлись обладателем такого-то произведения. Так как оформить авторские права на песню просто невозможно, песню депонируют в специальном репозитории — хранилище объектов интеллектуальной собственности, а автор получает свидетельство, официальный документ, подтверждающий его авторство на конкретную дату. Естественно, чем раньше это делается, тем лучше — в идеале процедура проводится до обнародования (публичного исполнения или выпуска диска) произведения.

Если же вам необходимо знать, как сделать авторские права на песню с чужими словами (или чужой музыкой), то для составления соответствующего договора лучше обратиться к юристу, который грамотно сформулирует все права и обязанности сторон, а также поможет стать единственным обладателем всех прав или договориться о долях дохода, которые каждый из авторов будет получать в будущем.

Как проверить музыку на авторские права

Нет такого объекта интеллектуальной собственности, который не имел бы автора. Даже если это произведения народного творчества — автор может быть нам неизвестен, но так или иначе он есть.

Узнать, кому принадлежат авторские права на песни или инструментальные композиции, довольно легко. Единого механизма нет, но есть ряд инструментов:

  • собственная аудиотека есть у YouTube. Заходим в Творческую студию, выбираем раздел меню Другие функции и переходим в Фонотеку, где можно проверить нужную композицию или выбрать разрешенную для свободного использования хостингом музыку;
  • поиск по реестру российских правообладателей есть у Российского авторского общества. Нужное произведение можно проверить по названию и/или автору;
  • поиск по реестру зарубежных правообладателей — например, с помощью сервиса Easy Song Licensing.

Музыка защищена авторскими правами

Итак, по умолчанию любую музыкальную композицию нельзя без разрешения автора:

  • воспроизводить или публично исполнять;
  • копировать;
  • тиражировать;
  • использовать для создания других произведений;
  • изменять.

Кроме того, авторское право на музыкальные произведения защищает и авторство как таковое — даже если произведение перешло в общественное достояние, никто не может пользоваться им под собственным именем.

Есть и исключения: статья 1273 ГК РФ разрешает свободное воспроизведение музыкального произведения в личных целях — проще говоря, его прослушивание, но оговаривает, что авторы и исполнители имеют право на вознаграждение. Вот почему мы с вами обязаны оплачивать пользование стриминговыми сервисами, такими как VK Music, iTunes, Яндекс.Музыка и др. Такая защита авторских прав на музыкальные произведения предоставляет всем желающим возможность наслаждаться любимой музыкой, а ее авторам — получать за свое творчество справедливую плату.

Депонировать

Добавить комментарий