Может ли структурное подразделение быть юридическим лицом

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Статус структурного подразделения юридического лица (обособленное оно или необособленное) влияет на организацию работы и учета подразделения и предприятия в целом. Какие признаки имеют обособленное и необособленное структурные подразделения? Каким образом органы ГНС принимают решение о постановке структурного подразделения на учет в качестве плательщика налога?

1

Бухгалтерия для СПД

Бухгалтерия для СПД

Бухгалтерия для СПД. Услуги бухгалтера для ЧП

2

Ведение бухгалтерского учета для юридических лиц

Ведение бухгалтерского учета для юридических лиц

Ведение бухгалтерского учета для юридических лиц. Услуги бухгалтера — Ведение бухгалтерского учета дл…

3

Кадровый аутсорсинг

Кадровый аутсорсинг

Каждый бизнес направлен на прибыль, а мы — на своевременную помощь клиентам! Наша команда ответственных специалистов на условиях полной конфиденциальности возьмет под четкий контроль решение вопросов: p>

Внутренняя структурная организация предприятия, состав его подразделений, которые в совокупности образуют организационное единство предприятия, описаны в ст.64 ХКУ1. Согласно данной статье предприятие определяет свою организационную структуру самостоятельно. При этом со всеми своими структурными подразделениями оно представляет собой одно юридическое лицо. Это значит, что структурные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами.

Как предусмотрено частью первой ст.64 ХКУ, предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т.п.) и функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т.п.). Юридически эти подразделения не являются обособленными.

Согласно ХКУ производственное структурное подразделение не обязательно должно находиться по тому же адресу, что и юридическое лицо. Поэтому возможно образование производственного объекта (юридически необособленного структурного подразделения предприятия) в том же населенном пункте, в котором зарегистрировано и юридическое лицо, но которое будет размещаться на другой территории, нежели предприятие. Предприятие самостоятельно устанавливает численность работников подразделения, а также утверждает Положение о подразделении, котороене нужно согласовывать в каких-либо государственных органах. Производственное структурное подразделение не подлежит государственной регистрации и постановке на учет в органах ГНС и социальных фондах, ему не присваивается идентификационный код и для него не нужно открывать счет в банке. Производственное структурное подразделение не является собственником имущества и участником гражданско-правового оборота, в частности, оно не заключает от своего имени хозяйственные договоры. Отношения между предприятием и его производственным структурным подразделением классифицируются как внутрихозяйственные.

Однако специфика деятельности предприятия может потребовать создания обособленных от предприятия структурных подразделений: филиалов, представительств, отделений (часть четвертая ст.64 ХКУ). Согласно ст.95 ГКУ2 филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть функций юридического лица. Такими функциями, например, могут быть транспортные услуги или производство продукции, торговля. А представительством являетсяобособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица (ст.95 ГКУ). Как следует из ст.58 и 64 ХКУ, юридические лица могут также создавать отделения, которые будут обособленными структурными подразделениями предприятия, как филиалы и представительства. Правда, согласно части первой ст.64 ХКУ отделение может быть и необособленным производственным структурным подразделением предприятия.

Обособленное структурное подразделение — это своего рода звено в общей системе, которой является предприятие, и оно имеет четко определенные функции в производственном процессе, отличные от функций других звеньев производственного процесса. В силу этого такое подразделение входит в целое как организационно обособленная от других подразделений часть предприятия. Вопросы о размещении таких подразделений предприятия должны согласовываться с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке (часть четвертая ст.64 ХКУ). Обособленные подразделениядействуют на основании положения о них, утвержденного органами управления самого предприятия в порядке, предусмотренном его учредительными документами, уставом. Положение об обособленном структурном подразделении — это локальный нормативно-правовой акт предприятия, которым определяется внутрихозяйственный статус такого подразделения, его функции, права и обязанности. Через свои обособленные подразделения предприятия могут открывать счета в банках в порядке, установленном Инструкцией о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492. Сведения об обособленном структурном подразделении вносятся в регистрационную карточку юридического лица (ст.28 Закона о госрегистрации3), подразделению присваивают собственный статистический код (указываемый в справке органов статистики), для него изготавливают печать.

Обособленное структурное подразделение юридического лица необходимо поставить на учет в органах ГНС. В соответствии с п.1.1 Порядка № 804 налогоплательщики — это юридические лица, их филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, на которых согласно законам возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции. Местом учета налогоплательщиков согласно п.3.5 Порядка № 80 является соответствующий орган ГНС по зарегистрированному местонахождению юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), если иное не предусмотрено Порядком № 80. Порядок постановки на учет обособленных подразделений юридического лица описан в р.4 Порядка № 80.

Вместе с тем пп.3.5.1 п.3.5 Порядка № 80 предусмотрено, что в случае осуществления налогоплательщиком хозяйственной деятельности через производственные и функциональные структурные подразделения, расположенные на территории другой административно-территориальной единицы, ГНАУв соответствии с информацией о полученных лицензиях (торговых патентах, разрешениях) может принять решение о ведении учета такого налогоплательщика по местонахождению таких структурных подразделений. Это решение ГНАУ принимает по представлению органа ГНС по зарегистрированному местонахождению налогоплательщика или по местонахождению указанных структурных подразделений, о чем налогоплательщику направляется уведомление в соответствии с п.8.11 Порядка № 80.

В этой статье мы ответим на следующие вопросы:

Как оформить объединение отделов?

Какие необходимо издать документы?

Как изменение организационной структуры повлияет на трудовые отношения с работниками?

В небольшой организации один работник может совмещать и выполнять несколько трудовых функций. Однако по мере увеличения численности сотрудников возникает необходимость в создании специальных подразделений (бюро, управления, участки, отделы, цеха) для более эффективной структуры организации.

Изменение организационной структуры не всегда означает ее увеличение. Объединяя нескольких структурных подразделений, можно упразднить отдельные должности и сократить штат работников.

Единого алгоритма структурных преобразований не существует, но правила трудового законодательства нужно соблюдать в любом случае. Их мы и рассмотрим.

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Документ: Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).

Объединение двух и более отделов и создание на их базе одного отдела

Такое преобразование может совершаться в разных целях: например, приведение структурного подразделения к требуемой норме управляемости (численность работников могла быть меньше требуемой), изменение системы управления организации и т.п.

Шаг 1. Принятие решения о преобразовании структурных подразделений путем объединения.

Решение об объединении отделов (управлений) и создании на их основе нового подразделения может исходить от руководителя организации, собственника организации, или собрания учредителей (собрания участников общества).

Документ: Межотраслевые нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 10.12.2013 № 118.

Документ: Межотраслевые нормативы численности работников служб организации труда и заработной платы коммерческих организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.09.2007 № 117.

Документ: Межотраслевые нормативы численности работников кадровых служб коммерческих организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187.

Документ: Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные постановлением Минтруда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94.

Документ: Нормативы численности работников юридических служб республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.05.2010 № 66.

Документ: Нормативы численности работников, относящихся к категориям руководителей, специалистов, других служащих, учреждений высшего образования, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, утвержденные постановлением Минобразования Республики Беларусь от 10.07.2013 № 43.

Шаг 2. Определение численности работников нового структурного подразделения.

На данном этапе проверяют соблюдение норм управляемости. Рекомендуемые или обязательные нормы управляемости устанавливает ряд нормативных правовых актов.

Норма управляемости – это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

Коммерческие организации нормы управляемости устанавливают самостоятельно. К функциональным структурным подразделениям можно применять Рекомендации по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25. В отношении структурных подразделений – Методические рекомендации по установлению норм управляемости руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.12.2004 № 163 (далее – Методические рекомендации № 163).

Государственные организации, как правило, должны придерживаться определенных законодательством норм управляемости.

Шаг 3. Выбор наименования структурного подразделения.

При этом необходимо учитывать требования ЕКСД, определяющие конкретное (в зависимости от выполняемых функций) наименование структурного подразделения, например «отдел маркетинга», в соответствии с наименованием должности руководителя такого подразделения – «начальник отдела маркетинга» (квалификационные требования и должностные обязанности для должности установлены выпуском 1 ЕКСД).

Шаг 4. Издание приказа о преобразовании отделов путем их объединения.

Решение об объединении отделов и создании на их основе другого следует оформить приказом. В приказе должно быть указано, в какие документы будут вноситься изменения в связи с объединением отделов.

Образец приказа об объедении структурных подразделений (отделов) см. в рубрике «Полезная документация».

Шаг 5. Внесение изменений в штатное расписание.

Структура организации, как правило, представляется в виде схемы, что позволяет наглядно представить взаимодействие подразделений и отдельных должностных лиц, которые не входят ни в одно из подразделений. Поэтому объединение отделов потребует внести изменения в действующую организационную структуру. Также изменения необходимо внести и в штатное расписание (ст. 194 ТК).

Изменения, вносимые и в организационную структуру, и в штатное расписание, оформляют в зависимости от первоначального способа их утверждения.

Когда решение об объединении структурных подразделений и создании на их основе одного нового исходит от учредителей (участников общества, собственников имущества) организации, оно в первую очередь должно быть отражено в протоколе или решении общего собрания участников.

Образец приказа об утверждении организационной структуры и штатного расписания см. в рубрике «Полезная документация».

Образец приказа о внесении изменений в штатное расписание см. в рубрике «Полезная документация».

Шаг 6. Разработка и утверждение нового положения о структурном подразделении.

Положение о структурном подразделении определяет его статус и место в организации. Лучше, если проект положения разработает руководитель вышестоящего структурного подразделения или должностное лицо, в подчинении которого данное подразделение будет находиться.

Справочно: должностные инструкции, как правило, не разрабатываются на руководителей организаций, руководителей структурных подразделений (п. 10 Общих положений ЕКСД).

Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителей структурных подразделений отражаются в положениях этих подразделений.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей.

Шаг 7. Решение вопроса о кадровой ротации.

Кадровиков в период преобразования структурных подразделений беспокоят вопросы: что делать, если у сотрудников меняются должностные функции или если кто-то из сотрудников не согласен с переводом в новый отдел? как правильно оформить увольнение, если сотрудник решит расторгнуть трудовой договор?

Кадровая служба должна обеспечить:

1) уведомление сотрудников отделов о предстоящем преобразовании;

2) оформление перевода с согласия работника в том случае, когда меняется его трудовая функция, а следовательно, и должность (ст. 30 ТК). Например, руководитель структурного подразделения становится заместителем руководителя нового отдела;

3) предложение работникам другой работы, в т.ч. с возможностью переобучения (часть первая ст. 42 ТК) и оформление перевода в случае их согласия;

4) при отказе от перевода – оформление увольнения с уведомлением профсоюза согласно ст. 46 ТК.

Справочно: перемещением признается поручение нанимателем работнику прежней работы на новом рабочем месте как в том же, так и другом структурном подразделении, за исключением обособленного, на другом механизме или агрегате, но в пределах специальности, квалификации или должности с сохранением условий труда, обусловленных трудовым договором (часть первая п. 31 ТК).

Если у работников объединяющихся отделов не меняются условия работы и новое рабочее место не расположено в другой местности, то следует оформлять перемещение (ст. 31 ТК).

Образец приказа о перемещении работника во вновь созданное структурное подразделение см. в рубрике «Полезная документация» на с.__ журнала.

Шаг 8. Внесение изменений в трудовой договор (контракт) путем заключения дополнительного соглашения.

Место работы с указанием структурного подразделения является обязательным условием трудового договора, если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя (п. 2 части второй ст. 19 ТК). По общему правилу трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон, т.е. посредством заключения соответствующего дополнительного соглашения (часть четвертая ст. 19 ТК).

При организации труда работников наниматель обязан оформлять изменения условий трудового договора с работником приказом (распоряжением) (п. 15 части первой ст. 55 ТК).

Таким образом, наниматель и работник подписывают дополнительное соглашение к действующему трудовому договору о перемещении.

Справочно: при перемещении в приказе укажите обоснованные производственные, организационные или экономические причины перемещения.

Шаг 9. Внесение записи в трудовую книжку работника о перемещении.

Документ: Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция № 40).

Запись о перемещении работника на другое рабочее место может вноситься в трудовую книжку работника в случае принятия нанимателем такого решения (часть вторая п. 20 Инструкции № 40).

Сведения о перемещении в трудовую книжку заносят в раздел «Сведения о работе» трудовой книжки по правилам, установленным в п. 27 Инструкции № 40:

в гр. 1 указывается порядковый номер вносимой записи;

в гр. 2 – дата в данном случае перемещения;

в гр. 3 вносится запись о перемещении;

в гр. 4 вносятся дата и номер приказа (распоряжения) нанимателя.

В настоящее время Инструкция № 40 не требует от нанимателя знакомить работника с записью, внесенную в трудовую книжку, под роспись в личной карточке.

Владимир Самосейко, юрист

Овсейко С.

Так повелось, что вопросы создания и деятельности структурных (обособленных) подразделений оказались на «нейтральной территории». Гражданское право их не касается, поскольку такие подразделения неправосубъектны; трудовое — поскольку структурные подразделения не являются нанимателем; корпоративное — поскольку речь идет, скорее, о «горизонтальном», а не о «вертикальном» управлении. В результате для определения правового статуса таких подразделений приходится складывать «паззл» из совершенно разрозненных норм различных отраслей законодательства.

Наиболее полное представление о том, что представляют собой структурные и обособленные подразделения юридического лица, дает ст. 23 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании), согласно которой:

1) к обособленным подразделениям учреждения образования относятся филиал, представительство, иное обособленное подразделение;

2) к структурным подразделениям учреждения образования относятся библиотека, общежитие, учебно-опытный участок (хозяйство), производственная (учебно-производственная) мастерская, лаборатория, научно-исследовательская часть (сектор, отдел), институт без права юридического лица, факультет, факультет довузовской подготовки, подготовительное отделение, кафедра, центр, учебно-методическое управление (часть, отдел), отделение, учебное хозяйство, учебный полигон, автодром, ресурсный центр, пункт коррекционно-педагогической помощи, учебно-консультационный пункт, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации, центр допризывной подготовки, детский социальный приют, специальное отделение, центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, иные структурные подразделения.

При этом структурное подразделение может создаваться как обособленное подразделение, но ни то, ни другое не может иметь статуса юридического лица.

Несмотря на специфику образовательной сферы, такой подход применим и в других отраслях. Главные выводы, которые уже можно сделать, — это:

— перечень как обособленных, так и структурных подразделений является открытым;

— филиал и представительство всегда являются обособленными подразделениями. Другие виды обособленных подразделений встречаются крайне редко в виде отраслевой специфики. Например, тот же Кодекс об образовании (п. 7 ст. 207) упоминает возможность создания кафедры в качестве обособленного подразделения. Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» говорит о создании специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в качестве обособленных подразделений. Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (п. 10 ст. 1) называет обособленным подразделением корреспондентский пункт и т.п.;

— структурные подразделения (приведенный перечень допустимо дополнить цехом, заводом, (обменным) пунктом, отделением и т.п.) могут быть повышены в статусе и переведены из структурных в обособленные. Возможно и дальнейшее «повышение» с наделением статусом юрлица, но тогда уже встает вопрос о смене юридического статуса (дочернее общество, УП, департамент с правами юрлица и т.п.) и всей организационно-правовой модели (образование холдинга, ассоциации, концерна и т.п.).

Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

Добавить комментарий