Международное право на образование

УДК 341.9

О. Л. Шабалина, Г. Ю. Шабалин Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ГЕНЕЗИС ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

В статье рассматривается реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений в контексте международно-правовых норм. Приводится анализ и хронология закрепления права на образование в международном праве. Важную роль в международном правовом регулировании реализации права на образование сыграл блок международных конвенций, направленных на предотвращение дискриминации, в том числе, в области образования. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о борьбе с дискриминацией в образовании 1960 года заложили основу международно-правового регулирования права на образование в области прав человека, прав ребенка и борьбе с дискриминацией соответственно. Закрепление права на образование в международном праве берет начало в середине XX века, и в настоящее время реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений достаточно широко урегулированы нормами международного права, что гарантирует воплощение данных позитивных положений в национальном законодательстве большинства стран.

Ключевые слова: образование, право на образование, защита прав ребенка, борьба с дискриминацией, международное право

Право на образование, как одно из важнейших прав человека и гражданина, стало объектом многих научных исследований .

Рассматривая закрепление права на образование и некоторых аспектов его реализации в международных правовых актах, начиная со второй половины XX века, необходимо отметить, что данная эпоха характеризуется принятием многих международных актов, определивших современное понимание прав человека и правового статуса личности. Данные акты принимались под эгидой Организации Объединенных Наций, скомпано-вавшей большинство стран мира, что стало гарантом распространения правового регулирования прав человека в планетарном масштабе.

Так, первым и основополагающим актом стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Право на образование нашло отражение в статье 26 декларации. В данном акте право на образование приобретает свои первые международно-правовые характеристики. Первое и наиболее важное — всеобщность: «Каждый имеет право на образование». Далее следует бесплатность начального и общего образования, обязательность начального образования, общедоступность образования. Родителям предоставлено право выбора вида об-

разования для своих малолетних детей. Немало внимания уделяется направленности образования. Согласно декларации, образование должно способствовать развитию личности и уважению к его правам, а также содействовать взаимопониманию и терпимости между народами, расами, религиями .

Право на образование занимает важное место и в сфере международной защиты прав ребенка. Первым и основополагающим международным правовым актом здесь стала Декларация прав ребенка, принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1959 года. В данной декларации праву на образование отведен Принцип 7 — один из структурных элементов декларации. Характеризуя право на образование, декларация в определенной степени дублирует идеи, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, однако дает как более полное описание уже заложенным положениям, так и устанавливает новые. Так, по Декларации прав ребенка, образование должно способствовать развитию личного суждения и сознания моральной и социальной ответственности, чтобы ребенок мог стать полезным членом общества. Ответственность за образование по данному принципу лежит на родителях, а органы

© Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю., 2015

публичной власти должны прилагать усилия для осуществления данного права. Важно обратить внимание и на принцип 9 декларации, посвященный защите от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Вышеуказанный принцип впервые в международном праве устанавливает положение, согласно которому ребенок не может привлекаться к работе, препятствующей реализации его права на образование .

Важную роль в международном правовом регулировании реализации права на образование сыграл блок международных конвенций, направленных на предотвращение дискриминации, в том числе, в области образования. Стоит обратить внимание на такой международный правовой акт, как Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, которая была принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии.

Прежде всего, конвенция определяет само понятие дискриминации, как различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования. При этом конвенция относит слово «образование» ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, условия в которых ведется образование. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования устанавливает положения, касающиеся направленности образования, свободы родителей в выборе места обучения ребенка, права национальных меньшинств на собственную просветительскую работу. Во многом данные положения заимствованы из предшествующих международно-правовых актов, однако в конвенции они рассматриваются сквозь призму борьбы с дискриминацией. Будучи направленной против дискриминации, конвенция перечисляет элементы, подпадающие под понятие дискриминации в области образования, и возлагает на страны, ратифицировавшие конвенцию обязанности по выстраиванию такой образовательной системы, в которой перечисляемым дискриминационным элементам нет места .

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о борьбе с дискриминацией в образовании 1960 года заложили основу международно-правового

регулирования права на образование в области прав человека, прав ребенка и борьбе с дискриминацией соответственно. Их положения дополнялись, расширялись и получали новую трактовку в принимаемых позднее международно-правовых актах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, важным актом в области прав человека, дополнившим Всеобщую декларацию прав человека, стал Международный пакт от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах». Положения пакта расширили трактовку права на образование и его международно-правовых аспектов. Помимо уже утвержденных Всеобщей декларацией прав человека положений, пакт вносит дополнительные элементы. Не осталась без внимания и реализация права на образование. Так, часть 2 статьи 13 пакта в перечислении необходимых для реализации права на образование условий, многие из которых уже получили отражение во Всеобщей декларации человека, устанавливает необходимость принятия всех необходимых мер для реализации данного права и, в частности, постепенного введения бесплатного образования. В качестве других мер приводятся: активное развитие сети школ всех ступеней, установление удовлетворительной системы стипендий, постоянное улучшение материальных условий преподавательского персонала .

Следующим крупным международным правовым актом в области защиты прав ребенка стала Конвенция о правах ребенка, принятая через 30 лет после Декларации прав ребенка резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Реализация права на образование здесь не только признается, но и носит более определенный характер. Среди перечисляемых в статье 28 Конвенции принципов права на образование, содержатся новые, ранее не упоминавшиеся в международно-правовых актах, принципы. Например, доступность информации и материалов в области образования, принятие мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу, а также для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Характеристики направленности образования также расширились. Здесь появилось два новых элемента: уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, языку, национальным ценностям, а также воспитание уважения к окружающей природе. Не оставлена без внимания и защита от работ, служащих препятствием в получении ребенком

образования. Новой для международной регламентации образования стала обязанность государства принимать меры в области образования для защиты детей от потребления и вовлечения в производство наркотических и психотропных веществ .

В сфере борьбы с дискриминацией отдельных международно-правовых актов, касающихся исключительно образования, не принималось. Однако области образования уделялось внимание в таких международных актах, направленных на борьбу с дискриминацией, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года. В статье 5 данной Конвенции указывается, что государства-участники обязаны запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех формах, в том числе в отношении осуществления прав, которые перечисляются данной статьей. В подпункте у) пункта е) среди прав в экономической, социальной и культурной областях упоминается право на образование и профессиональную подготовку .

Ликвидации гендерного неравенства в образовании посвящена одна из статей Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года. Статья 10 данной конвенции посвящена правам в области образования. В этой связи раскрываются общепризнанные принципы права на образование в контексте гендерного равенства .

В последние десятилетия право на образование продолжает развиваться в международном праве. Принимаются новые международно-правовые акты, актуализирующие систему международного права, затрагивая и образование.

На рубеже веков пересмотру подверглась Европейская социальная хартия, которая в обновленном виде была принята 3 мая 1996 года в Страсбурге. Европейская социальная хартия рассматривает право на образование и его реализацию в контексте защиты прав ребенка. Данная сфера затрагивается в трех статьях хартии: статья 7 «Право детей и молодежи на защиту», статья 10 «Право на профессиональную подготовку», статья 17 «Право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту». Защита права на образование в статье 7 хартии раскрывается в за-

прете на участие в работах, лишающих возможности получать обязательное образование .

Борьба с дискриминирующими нормами и обстоятельствами происходит и в XXI веке. Так, Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, содержит статью 24, которая посвящена праву инвалидов на образование. Особое внимание здесь отведено как запрету дискриминации в образовании, так и полному развитию человеческого потенциала, обеспечению разумного приспособления, индивидуализированной поддержке .

Таким образом, закрепление права на образование в международном праве берет начало в середине XX века, и в настоящее время реализация права на образование, защита прав ребенка и недопущение дискриминации в области образовательных отношений достаточно широко урегулированы нормами международного права, что гарантирует воплощение данных позитивных положений в национальном законодательстве большинства стран.

_Ш_

1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=120805

2.Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ childdec.shtml

3.Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в городе Страсбург 03 мая 1996 года). URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=120807

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml

5.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года). URL: http:// www. un. org/ru/documents/ decl_conv/ conventions/ cedaw. shtml

6.Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability

7.Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

8.Макарова А. Б., Крылов Д. А. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2(17). С. 49-52.

9.Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml

10.Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах». URL: http://base. consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=5429

11.Сидоров О. А., Шабалина О. Л. Право на образование как объект научного исследования // Вестник Марийского государственного университета. Сер. «Исторические науки. Юридические науки». 2015. № 1 (1). С. 93-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.11.2015 г.

O. L. Shabalina, G. Ju. Shabalin Mari State University, Yoshkar-Ola

GENESIS OF THE RIGHT TO EDUCATION IN INTERNATIONAL LAW

Право на образование, как одно из основополагающих прав человека, занимает центральное место в миссии ЮНЕСКО. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и во многих других международных договорах по правам человека.

Право на образование является одним из основных принципов, положенных в основу Повестки дня «Образование 2030» и Цели устойчивого развития 4 (ЦУР 4), принятых международным сообществом. ЦУР 4 основана на правах человека и направлена на обеспечение полноценного осуществления права на образование, имеющего основополагающее значение для достижения устойчивого развития.

Миллионы детей и взрослых по-прежнему лишены возможности получать образование, во многих случаях в результате социальных, культурных и экономических факторов.

Образование само по себе является правом, расширяющим возможности людей, а также одним из мощнейших инструментов, благодаря которому экономически и социально маргинализованные дети и взрослые могут вырваться из нищеты и принимать всестороннее участие в жизни общества.

Для этого необходимо обеспечить равенство возможностей и всеобщий доступ. Нормативные документы ООН и ЮНЕСКО определяют международно-правовые обязательства, которые признают и поощряют право каждого человека на доступ к качественному образованию. Государства-члены и международное сообщество признают важное значение этих правовых рамок в осуществлении права на образование.

ЮНЕСКО поддерживает стремление государств-членов создать прочные национальные правовые и политические рамки, определяющие основу и условия обеспечения и устойчивого развития качественного образования. В свою очередь, правительства должны нести ответственность за выполнение своих правовых и политических обязательств по обеспечению качественного образования для всех, а также более эффективному осуществлению и мониторингу политики и стратегий в области образования.

Право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в «Законе об образовании», нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом.

Повышение доступности и эффективности образования является одним из важнейших стратегических ресурсов социально-экономического и общественно-политического развития России в ХХI веке.

В связи с продолжающейся в России реформой системы образования, а также с учетом постепенной интеграции нашей страны в единое европейское образовательное пространство, особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных гарантий права граждан на получение образования.

В широком смысле под термином «гарантии» понимается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод российских граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от различных нарушений.

Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан.

Что касается права человека и гражданина на образование, то оно обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Установление федеральным законодательством минимальных гарантий прав человека и гражданина в области образования следует рассматривать в качестве необходимых условий для обеспечения права на образование.

Можно выделить две самостоятельные группы гарантий реализации права на образование: гарантии реализации права на образование и гарантии качества образования. К первой группе относятся гарантии, направленные на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами – гарантии-условия реализации права. Это, прежде всего, наличие конституционно и законодательно закрепленных норм, регулирующих правоотношения в образовательной сфере и создание нормативно-правовой базы реализации этих норм. Ко второй группе относятся гарантии, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод личности – это гарантии-средства охраны права.

Что касается норм федерального законодательства, закрепляющих гарантии реализации права на образование, то необходимо отметить следующее. Конституция РФ, в статье 43, наряду с провозглашением права каждого человека на образование, закрепляет также гарантии этого права. Конституционные нормы получили развитие в нормах Закона РФ «Об образовании». Для граждан Российской Федерации особое значение имеет ст. 5 Закона, в которой определяются государственные гарантии их прав в области образования. Важнейшей из них является обеспечение государством права граждан на образование «путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования». При этом гарантируется равенство прав всех граждан Российской Федерации на получение образования, то есть «возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости».

Реализация конституционных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

Обретая законодательное выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство, законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы» . В области реализации социальных прав, к каковым относится право на образование, государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу.

Что касается законодательства субъектов РФ, то оно, наряду с подтверждением норм, содержащихся в федеральном законодательстве, может устанавливать дополнительные гарантии права на образование в конкретном субъекте, например с учётом местных национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона.

Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения зафиксировано также в Федеральном законе «О национально-культурной автономии». При этом установлено, что органы государственной власти РФ и субъектов РФ обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков.

В соответствии с Законом изучение русского языка во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, регламентируется государственными образовательными стандартами. При этом устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

На основании сказанного, можно сделать вывод, что федеральное законодательство в сфере прав граждан на свободный выбор языка обучения в целом соответствует взятым Российской Федерацией международным обязательствам и создает надлежащую правовую основу для реализации конституционного права на образование.

Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации. К сожалению, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется достаточно медленно, бессистемно, зачастую решая только оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Комитет готов оказывать консультативную помощь в создании образовательных кодексов субъектов Российской Федерации.

Ввиду того, что в соответствии с Конституцией РФ наряду с Федерацией правом законодательного регулирования отношений в сфере образования наделены и субъекты Российской Федерации, их подходы могут оказывать значительное влияние на возможности реализации права на образование, в связи с чем проблемы с реализацией права на образование в субъектах РФ могут возникать даже при наличии государственных гарантий в федеральном законодательстве.

Таким образом, подводя краткий итог необходимо отметить, что право человека и гражданина на образование обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Главным требованием, предъявляемым к таким гарантиям, является их действенность и эффективность: они должны обеспечить человеку и гражданину реальное пользование предоставленными Конституцией и законом благами.

§2.2 Проблемы реализации права на образование в Российской Федерации

Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий.

В этой ситуации главным условием инновационного устойчивого развития является способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан.

Всё это обуславливает первостепенную значимость образования в современной России.

Однако, к сожалению, что до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере. Это свидетельствует о том, что в системе прав и обязанностей участников образовательной деятельности имеют место несоответствия, что в свою очередь является доказательством того, что законодательство в данной сфере не в полной мере обеспечивает реализацию гражданами права на образование. Поэтому оно требует дальнейшего совершенствования. Для того чтобы работа по законодательному обеспечению права на образования носила целенаправленный характер, необходимо выявить те звенья в системе образования, в которых нарушения носят наиболее существенный характер.

Одной из важнейших проблем российского образования, создающей препятствия полноценной реализации гражданами конституционного права на образование является его хроническое недофинансирование. Так, Н. В. Васильева считает, что государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества12. В результате уже сейчас остро проявляются проблемы дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности, не всегда высокой квалификации преподавателей. В сложившейся ситуации преподаватели имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. По всей видимости, при сохранении прежних параметров, отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования.

Хотя российские педагогические вузы ежегодно готовят достаточное количество выпускников-педагогов, но молодые специалисты крайне неохотно идут работать в учебные учреждения из-за очень низкого уровня заработной платы.

В связи с этим в ближайшее время необходимо не только воссоздать, но и повысить престиж профессии педагога, позитивно изменить мотивацию преподавателей и учителей, в первую очередь, к педагогическому труду, а также к плодотворному участию в модернизации отечественной системы образования в целом. Добиться этого можно за счет повышения статуса педагога благодаря участию в профессиональных конкурсах и программах различного уровня и направленности, особенно на региональном уровне; увеличения финансирования отрасли из государственных и частных источников, а также расширение общественного участия в управлении образовательными учреждениями, в том числе развитие управляющих и попечительских советов, формирование социального заказа на образовательные услуги.

Не смотря на предпринимаемые государством в последнее время усилия, ситуация остается сложной. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, с другой — не готово к наращиванию затрат в образовательной среде в необходимых объемах, что ведет к снижению участия государства в обеспечении образовательных прав граждан. Назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании.

Одним из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, гарантирующим реализацию права на образование является принцип общедоступности и бесплатности образования в России.

Необходимо отметить, что указанный принцип нарушается, к сожалению, уже на уровне дошкольного образования. Несмотря на значительный массив нормативных правовых актов по дошкольному образованию, в Российской Федерации до настоящего времени наблюдается массовое нарушение конституционного права граждан на получение дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг. 13 В Российской Федерации повсеместно имеются очереди для определения детей в дошкольные образовательные учреждения. Вместе с тем, следует отметить, что по отношению к вопросу о правомерности самого наличия очереди в детские сады судебная практика противоречива. Одни суды не считают наличие очереди нарушением конституционного права на образование, в то время как другие приходят к выводу, что реализация конституционного права на образование, в том числе дошкольное, не может быть поставлена в зависимость от фактического наличия мест в дошкольных образовательных организациях. В качестве примера первого подхода можно привести Апелляционное определение Омского областного суда от 16 апреля 2014 г. по делу № 33-2072/201414. Суд определил, что само по себе наличие очереди на получение мест в детском саду нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования, несмотря на то, что в городе не хватало мест для всех желающих и количество групп в существующих детских садах было недостаточно. Суд указал, что со стороны органов местного самоуправления отсутствовало бездействие, поскольку обеспечен порядок постановки на учет детей, нуждающихся в получении места, порядок учета льгот на поступление, предпринимались меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками. В качестве примера второго подхода, когда нехватка мест в детских садах все же рассматривается как невыполнение органами местного самоуправления своих обязанностей, можно привести Апелляционное определение Архангельского областного суда от 30.06.2014 № 33-311215. В данном решении суд указал, что органы местного самоуправления обязаны принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности — расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.

В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования. Одним из способов решения проблема нехватки мест в детских садах может стать открытие частных групп временного пребывания или же частных детских садов. Для этого необходима поддержка государства. Еще один способ это организация дошкольных групп при школах.

Таким образом, в системе образования можно выделить следующие проблемы, во-первых, хроническое недофинансирование системы образования, во-вторых, комплекс проблем в области реализации права на образование, связанных с расслоением российского общества. В качестве решения перечисленных выше проблем сегодня необходимо разработать новые правовые средства и методы, такую государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.

Подводя итог, необходимо отметить, что, право человека и гражданина на образование, обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Несмотря на значительное число достоинств, присущих отечественной системе образования, к сожалению, на сегодняшний день реализация конституционного права на образование в России сопряжена с множеством серьёзных проблем, требующих безотлагательного решения. В качестве решения этих проблем сегодня необходимо разработать новые правовые средства и методы, такую государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

«Конституция Российской Федерации» (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Ст 2 Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании»

п.1 ст 26. Всеобщей декларации Прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Право на образование – одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Нарушение права на образование, свободы образования, как и нарушение любых основных прав и свобод, даёт человеку право на защиту или протест. Не случайно в преамбуле Всеобщей декларации прав человека говорится о необходимости охраны прав человека «властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения» («Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

Однако свобода образования останется не более чем теоретическим принципом, если она не будет трансформирована в соответствующее эффективное социальное или культурное право, закреплённое в законодательстве.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в целом ряде международных актов универсального характера. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами».

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвующими в нём государствами права на образование.

Минимальные требования международного сообщества к государству в области образования сформулированы в п. 2 ст. 13 Международного пакта:

«а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала».

Устанавливаются права родителей и иных законных представителей выбирать школы для своих детей, причём в том числе и негосударственные, которые должны отвечать минимуму требований для образования, установленному государством.

Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребёнка, которая была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. Школьная дисциплина должна поддерживаться методами, обеспечивающими уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено: на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в самом полном объеме; на воспитание уважения к правам и свободам чело­века, к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям; на подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, в духе уважения к окружающей природе (ст. 29). В Конвенции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев, неполноценных в умственном или физическом отношении детей, детей, лишенных родительского попечения.

В 1945 г. на Лондонской конференции была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированная организация ООН, в которую входит 195 государств-членов. Её задачи – содействовать укреплению мира и безопасности путём развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации и т.д. Одной из главных форм деятельности ЮНЕСКО является осуществление программ, в том числе по ликвидации неграмотности, оказанию технической помощи, развитию коммуникаций, в области прав человека. Организация осуществляет мероприятия в области политики, планирования и управления образованием, подготовки кадров в области образования, а также в области научного, технического и профессионального образования.

Организация разрабатывает и принимает международные конвенции и рекомендации по вопросам образования. Так, в 1998 г. на конференции в Париже была принята Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века; в 1966 г. – Рекомендация о положении учителей; в 1974 г. – Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников; в 1960 г. – Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и т.д. В частности, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования обязывает государства, являющиеся её сторонами, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей в области образования. Государства должны сделать начальное образование обязательным и бесплатным, среднее образование в различных его формах – всеобщим достоянием, обеспечив его общедоступность, высшее образование – доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого. Конвенция требует обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения, что особенно важно на современном этапе развития цивилизации.

Право на образование закреплено и в международных актах регионального характера. Так, Европейская социальная хартия предусматривает право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку (ст. 9, 10). О праве на образование говорится и в Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2), а также в некоторых иных актах. Были приняты и специальные акты европейского права, касающиеся отдельных аспектов образования. Большинство из них касаются высшего профессионального образования, преимущественно университетского. Основной идеей в данном случае является признание университетов одним из главных источников интеллектуальной деятельности любой страны. Поскольку в сфере культуры и науки Совет Европы проводит линию на объединение усилий и действий государств региона, провозглашается свободный доступ европейской молодежи к интеллектуальным ресурсам стран-членов Совета, чтобы впоследствии это способствовало решению проблемы нехватки высококвалифицированных кадров. Так, Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций от 14 декабря 1959 г. была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 июня 1999 г. № 149-ФЗ. Она вступила в силу для нашей страны с 18 октября 1999 г. Конвенция предусматривает, в частности, что академическое признание университетской квалификации, полученной за границей, позволяет ее обладателю:

— продолжать курс обучения в университете;

— по его завершении сдавать экзамены, требуемые для получения следующей степени, включая докторскую, на тех же условиях, которые существуют для граждан государства, ратифицировавшего данную Конвенцию, в тех случаях, когда приём для прохождения такого курса обучения и допуск к экзаменам зависят от наличия аналогичной национальной университетской квалификации;

— использовать учёное звание, присвоенное иностранным университетом, с указанием его происхождения.

Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты от 11 декабря 1953 г., вступившая в силу для Российской Федерации 17 сентября 1999 г., устанавливает, что учащимся, успешно завершившим среднее школьное образование на территории одной из стран – членов Совета Европы, должны быть предоставлены все возможности для поступления по своему выбору в университет, расположенный на территории других государств, входящих в указанную организацию. В этих целях все государства, подписавшие и ратифицировавшие данную конвенцию, взаимно признают эквивалентность дипломов, являющихся документами об образовании, необходимых для приёма в аналогичные учебные заведения. Российская Федерация ратифицировала также Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования от 15 декабря 1956 г., которая для Российской Федерации вступила в силу 17 сентября 1999 г. Государства, которые являются сторонами Конвенции, признают любой период обучения, в течение которого студент, изучающий современные языки, проходил курс в университете другой страны – члена Совета Европы, эквивалентным подобному периоду обучения в университете своей страны. При этом необходимо, чтобы руководство первого вышеназванного университета выдало такому студенту свидетельство о завершении указанного периода обучения с удовлетворительными для руководства университета показателями.

Наиболее интересным и актуальным в сегодняшних условиях для нашей страны международно-правовым документом в области образования является Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация), подписанная 19 июня 1999 г. министрами образования европейских стран. Она предусматривает необходимость координации политики в целях достижения в пределах первой декады третьего тысячелетия следующих результатов:

1) принятия системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

2) формирование многоуровневой системы высшего образования (преимущественно двухступенчатой – бакалавриат и магистратура);

3) внедрение системы зачетных баллов (кредитных единиц);

4) развитие академической мобильности для студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала;

5) создания эффективной системы контроля качества высшего образования.

Принятие декларации дало начало Болонскому процессу – процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений – в академических обменах с университетами европейских стран

Образовательноеправо в полной мере обладает и такимпризнаком отрасли права, как комплекспринципов, общих положений, действующихв пределах отрасли образовательногоправа.

Втеории права под правовым принципомпонимается общее положение, высказывание,которое имеет обязательное значение иподлежит применению при регулированииконкретных отношений как в процессеправотворчества, так и на стадииреализации норм права (См. подробнееВ.М. Сырых. 79. С.63-70). Это, например, принципы:законности, равноправия, гуманизма,верховенства закона, приоритета и охраныправ и свобод личности.

Принципыотрасли права выступают основанием длявсех норм права отрасли и непосредственновлияют на их содержание. Каждая нормаправа может осуществлять нормативно-правовоерегулирование общественных отношенийв строгом соответствии с принципамиотрасли права, с учетом их требованийотносительно правового статуса субъектовправоотношений, совокупности их прави обязанностей, а также системы санкций.

Принципыобразовательного права остаютсянеизвестными действующему законодательству.Вместо них в ст. 3 Закона РФ «Об образовании”закреплены принципы государственнойполитики. В статье говорится:

Статья3. Основные принципы государственнойполитики и правового регулированияотношений в сфере образования

1.Государственная политика и правовоерегулирование отношений в сфереобразования основываются на следующихпринципах:

1)признание приоритетности образования;

2)обеспечение права каждого человека наобразование, недопустимость дискриминациив сфере образования;

3)гуманистический характер образования,приоритет жизни и здоровья человека,прав и свобод личности, свободногоразвития личности, воспитаниевзаимоуважения, трудолюбия,гражданственности, патриотизма,ответственности, правовой культуры,бережного отношения к природе и окружающейсреде, рационального природопользования;

4)единство образовательного пространствана территории Российской Федерации,защита и развитие этнокультурныхособенностей и традиций народовРоссийской Федерации в условияхмногонационального государства;

5)создание благоприятных условий дляинтеграции системы образования РоссийскойФедерации с системами образованиядругих государств на равноправной ивзаимовыгодной основе;

6)светский характер образования вгосударственных, муниципальныхорганизациях, осуществляющихобразовательную деятельность;

7)свобода выбора получения образованиясогласно склонностям и потребностямчеловека, создание условий длясамореализации каждого человека,свободное развитие его способностей,включая предоставление права выбораформ получения образования, формобучения, организации, осуществляющейобразовательную деятельность,направленности образования в пределах,предоставленных системой образования,а также предоставление педагогическимработникам свободы в выборе формобучения, методов обучения и воспитания;

8)обеспечение права на образование втечение всей жизни в соответствии спотребностями личности, адаптивностьсистемы образования к уровню подготовки,особенностям развития, способностям иинтересам человека;

9)автономия образовательных организаций,академические права и свободыпедагогических работников и обучающихся,предусмотренные настоящим Федеральнымзаконом, информационная открытость ипубличная отчетность образовательныхорганизаций;

10)демократический характер управленияобразованием, обеспечение правпедагогических работников, обучающихся,родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся научастие в управлении образовательнымиорганизациями;

11)недопустимость ограничения или устраненияконкуренции в сфере образования;

12)сочетание государственного и договорногорегулирования отношений в сфереобразования.

2.Правительство Российской Федерацииежегодно в рамках обеспечения проведенияединой государственной политики в сфереобразования представляет ФедеральномуСобранию Российской Федерации докладо реализации государственной политикив сфере образования и опубликовываетего на официальном сайте ПравительстваРоссийской Федерации винформационно-телекоммуникационнойсети «Интернет» (далее — сеть»Интернет»).

Всеизложенные принципы так или иначе лежатв основе Закона РФ «Об образовании»,его конкретных статей и нормативныхпредписаний. Законодатель, формулируяпринципы государственной политики вобласти образования, дал образец ихсоблюдения и творческого воплощения втексте Закона. При этом в нем содержитсядостаточно развитая система мер,призванных обеспечить действие принциповна стадии реализации закона, еговоплощения в конкретных правоотношениях.Например, в Законе РФ «Об образовании»имеются специальные нормы, направленныена обеспечение приоритета общечеловеческихценностей, жизни и здоровья человека,свободного развития личности, навоспитание гражданственности, трудолюбияи иных социально необходимых человекузнаний, навыков и умений.

Хотяв конкретных отраслях права применяютсяпрактически все конституционныепринципы, однако в ранг принципов отраслиправа переходят лишь те из них, которыепрямо и непосредственно относятся кпредмету соответствующей отрасли права.Поэтому можно полагать, чтопринципами образовательного прававыступают общедоступность и бесплатностьобразования, закрепленные ст. 43 КонституцииРФ.

Закрепленныеч. 1, 2 и 3 ст. 3 Закона РФ «Об образовании»требования имеют своим предметомсодержание образования, котороехарактеризует один из компонентовобразовательного процесса. Принципыже отрасли права должны отражатьсвойства, связи, присущие ее предметуили методу.Поэтому эти требования могут бытьпризнаны принципами содержанияобразования, но не отрасли права. Поэтой же причине не могут быть признаныпринципами образовательного права ипринципы государственной политики,закрепленные ч. 6 ст. 3 Закона РФ «Обобразовании», ? демократический,государственно-общественный характеруправления образованием и автономностьобразовательных учреждений. Этинормативные предписания характеризуютспецифику правого статуса отдельныхсубъектов образовательных отношений:органов управления образованием, илиобразовательных учреждений, исоответственно не имеют всеобщего дляотрасли значения.

Вобразовательном праве основополагающимявляется принцип общедоступностиобразования. Именно он характеризуетсуть образовательных отношений иотличает их от предмета правовогорегулирования других отраслей права.

Такимобразом, образовательное право можетбыть представлено совокупностью изшести принципов:

1)общедоступность образования;

2)обязательность основного общегообразования;

3)бесплатность общего, начальногопрофессионального и на конкурснойоснове среднего профессионального ивысшего профессионального образования;

4)государственная социальная помощьобучающимся;

5)свобода и плюрализм в образовании (правообучающихся на выбор образовательногоучреждения и формы образования,академические свободы педагогическимработникам и автономия образовательнымучреждениям);

6)светский характер образования.

Принципыобразовательного права т.е.ключевые идеи, которые определяютсущность права, делят на общеправовые,отраслей права и специальные.

Общеправовые:принципы справедливости, равноправия,гуманизма, демократизма, единства прави обязанностей.

Отраслевые:гражданское право – свобода договора,трудовое право – свобода труда и т.д.

Специальныезакреплены в ст. 3 Закон N 273-ФЗ «Основныепринципы государственной политики иправового регулирования отношений всфере образования»:

1)признание приоритетности образования;

2)обеспечение права каждого человека наобразование, недопустимость дискриминациив сфере образования;

3)гуманистический характер образования,приоритет жизни и здоровья человека,прав и свобод личности, свободногоразвития личности, воспитаниевзаимоуважения, трудолюбия,гражданственности, патриотизма,ответственности, правовой культуры,бережного отношения к природе и окружающейсреде, рационального природопользования;

4)единство образовательного пространствана территории РФ, защита и развитиеэтнокультурных особенностей и традицийнародов РФ в условиях многонациональногогосударства;

5)создание благоприятных условий дляинтеграции системы образования РФ ссистемами образования других государствна равноправной и взаимовыгодной основе;

6)светский характер образования вгосударственных, муниципальныхорганизациях, осуществляющихобразовательную деятельность;

7)свобода выбора получения образованиясогласно склонностям и потребностямчеловека, создание условий длясамореализации каждого человека,свободное развитие его способностей,включая предоставление права выбораформ получения образования, формобучения, организации, осуществляющейобразовательную деятельность,направленности образования в пределах,предоставленных системой образования,а также предоставление педагогическимработникам свободы в выборе формобучения, методов обучения и воспитания;

8)обеспечение права на образование втечение всей жизни в соответствии спотребностями личности, адаптивностьсистемы образования к уровню подготовки,особенностям развития, способностям иинтересам человека;

9)автономия образовательных организаций,академические права и свободыпедагогических работников и обучающихся,информационная открытость и публичнаяотчетность образовательных организаций;

10)демократический характер управленияобразованием, обеспечение правпедагогических работников, обучающихся,родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся научастие в управлении образовательнымиорганизациями;

11)недопустимость ограничения или устраненияконкуренции в сфере образования;

12)сочетание государственного и договорногорегулирования отношений в сфереобразования.

Добавить комментарий