Методы регулирования внешней торговли

Международная торговля — первая форма международных экономических отношений. На протяжении всего XX столетия торговые связи между странами развивались чрезвычайно динамично. Более того, внешняя торговля стала неотъемлемым фактором эффективного развития экономики стран, включенных в мирохозяйственные процессы. В каждой из них сформировалась система государственного регулирования внешнеторговых связей, включающая совокупность тарифных и нетарифных методов торговой политики.

Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом государственной внешнеторговой политики. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый государством при экспорте или импорте блага и являющийся условием его межгосударственного перемещения.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • — фискальная (связана с пополнением доходной части государственного бюджета);
  • — протекционистская (государство защищает национальных производителей от иностранной конкуренции);
  • — балансировочная (обеспечивает баланс между спросом и предложением).

В практике международной торговли используются различные виды пошлин: адвалорные, специфические, комбинированные, экспортные, импортные, сезонные, антидемпинговые и др.

В результате обложения импорта тарифом возникает две группы эффектов:

  • а) перераспределительные (эффект доходов и эффект передела);
  • б) эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления).

Эффект доходов — это объем увеличения доходов государственного

бюджета в результате обложения импорта пошлиной. В этом случае происходит перераспределение доходов от потребителей в пользу государства, а домашние хозяйства несут потери в результате роста потребительских цен на импортные товары.

Эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к национальным фирмам, производящим продукцию, конкурирующую с импортом. Введение пошлин приводит к повышению цен на импортные товары, снижая их конкурентоспособность, что позволяет отечественным фирмам повышать цены и извлекать дополнительную прибыль. Доходы производителей растут, но этот рост, как уже отмечалось выше, осуществляется за счет доходов потребителей.

Эффект защиты — это экономические потери страны, возникающие в результате необходимости производства дополнительного количества товаров менее эффективными национальными производителями при более высоких издержках производства, так как импортный тариф защищает внутренний рынок от более дешевой и, качественной зарубежной продукции. Значительное количество ресурсов задействуется для поддержания неэффективных производств, а это ведет к росту издержек производства и снижению эффективности экономики. Следовательно, эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве товары зарубежных фирм замещаются на национальном рынке менее эффективными в производстве местными товарами.

Эффект потребления проявляется в том, что введение импортных пошлин приводит к росту цен на импортные товары, которые становятся менее доступными для потребителей, вследствие чего их потребление снижается.

Следует отметить, что перераспределительные эффекты не приводят к ухудшению экономического положения страны в целом, в то время как эффекты защиты и потребления приводят к прямым экономическим потерям. При этом необходимо подчеркнуть два обстоятельства:

  • — влияние экономических эффектов, возникающих в результате введения импортного тарифа на экономику страны, носит всеобъемлющий характер и вычленить действие каждого из них в конкретной ситуации весьма сложно;
  • — введение импортного тарифа в разной степени влияет на экономику большой или малой страны.

Если импортирующая страна является экономически значимой, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Импортный тариф ведет к росту внутренних цен в большой стране, а значит, к снижению спроса на товар. Уменьшение спроса вынуждает производителей снижать цены на данный товар. В результате для большой страны улучшаются условия международной торговли. Однако большая страна может рассчитывать на позитивный эффект от введения импортного тарифа, если цены на ее экспорт не снижаются, а полученный положительный эффект не перекрывается негативными эффектами потери, как и в условиях малой страны.

Основное различие воздействия импортного тарифа на экономику малой и большой страны состоит в разных подходах к оценке перераспределительного эффекта дохода. В большой стране внутренние цены на товар в результате введения импортного тарифа повысятся в меньшей степени, нежели в малой, так как импортеры будут вынуждены снижать свои цены, и это повышение будет меньше величин импортной пошлины. Эффект дохода в случае большой страны как бы распадается на две части — эффект внутренних доходов и эффект условий торговли.

Эффект внутренних доходов — это перераспределение части доходов национальных потребителей в государственный бюджет большой страны.

Эффект условий торговли — перераспределение доходов иностранных производителей в бюджет «большой» страны. Следовательно, эффект условий торговли входит в общий эффект дохода за счет зарубежного поставщика.

В совокупности оба названных выше эффекта в стоимостном выражении равны импортной пошлине, однако первый из них ложится на плечи местных потребителей, а второй — иностранные производителей. В случае «малой» страны введение импортного тарифа не способно повлиять на мировые цены и улучшить ее yarn торговли и не вызывает никакого положительного эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах экономики Введение импортного тарифа в «большой» стране оказывает на экономику положительное воздействие, если эффект условий торговли в стоимостном выражении выше, нежели сумма потерь в результате более низкой эффективности внутреннего производства по сравнению с иностранными фирмами.

Однако даже в условиях «большой» страны ставка импортного тарифа может оказаться настолько высокой, что фактически закроет доступ на внутренний рынок импортных товаров, сделав экспорт товаров в данную страну невыгодным для иностранных поставщиков. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Оптимальная ставка тарифа — это уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию национального экономического благосостояния. Определение такой ставки — чрезвычайно сложная практическая проблема. При ее определении следует учитывать ряд моментов. Во-первых, ставка оптимального тарифа должна быть относительно невелика, в противном случае страна несет значительные экономические потери. Во-вторых, ставка оптимального тарифа находится в обратной зависимости от эластичности спроса на импортный товар. Чем выше эластичность импорта по цене, тем ниже должна быть ставка оптимального тарифа, и наоборот. Наконец, определение оптимального уровня тарифа в значительной степени зависит не только от экономических, но также социальных и политических факторов.

Введение импортных пошлин на товары и услуги носит противоречивый характер. Это противоречие проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. Импортный тариф защищает национальных производителей от иностранной конкуренции. Соответственно, они заинтересованы в его применении. Однако те же производители одновременно являются потребителями товаров и услуг, в том числе зарубежного производства, поэтому импортный тариф лишает их возможности приобретать товары по более низким ценам. В некоторой степени это противоречие разрешается путем такого инструмента внешнеторговой политики, как тарифная квота.

Это разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта. При импорте определенного количества товара он облагается по базовой, как правило, незначительной ставке импортной пошлины. При превышении данного объема импорт облагается по более высокой тарифной ставке. Введение тарифных квот позволяет в некоторой степени защитить национальных производителей, одновременно стимулируя их повышать эффективность производства и хотя бы не повышать цены на реализуемую продукцию. В результате создается некий баланс интересов национальных потребителей и производителей, решается ряд социальных и политических задач (сохраняются рабочие места, развивается национальное производство, не допускается повышение общего уровня цен, обеспечивается поддержка избирателей для правящей партии и т.д.).

По поводу использования тарифов в международной торговле существуют диаметрально противоположные позиции. Противники тарифов подчеркивают, что тарифы замедляют экономический рост, ведут к снижению объемов международной торговли, ухудшают условия торговли для многих стран, а значит, препятствуют развитию мировой экономики. Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность экономического развития втянутых в них стран, международной торговли и мировой экономики в целом. Импортный тариф является своеобразным косвенным налогом, введение которого увеличивает налоговое бремя на потребителей, которые вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные отечественные товары по более высоким ценам. Снижаются реальные доходы населения, так как часть их перераспределяется в пользу государства и национальных производителей. В тех случаях, когда импортные компоненты используются отечественными производителями для производства экспортные товаров, импортный тариф косвенно подрывает национальный экспорт, так как приводит к росту издержек производства экспортной продукции, а значит, к снижению ее конкурентоспособности. В всех случаях, когда это ведет к значительному сокращению экспорта, применение импортного тарифа может привести к сокращению общего уровня занятости населения.

В защиту таможенных тарифов также можно привести немало обоснованных аргументов. Прежде всего, импортные пошлины защищают новые отрасли промышленности отдельных стран в тех случаях, когда за рубежом эти отрасли уже достаточно сильно развиты. На стадии становления новая отрасль промышленности не в состоянии конкурировать с иностранными производителями. Находясь под защитой, она способна усовершенствовать производство, повысить его эффективность и качество выпускаемой продукции. Кроме того, тариф стимулирует национальное производство, поддерживает занятость населения, обеспечивает пополнение государственного бюджета.

Представляется, что истина лежит где-то посередине. Ни одно государство, не отказывается от тарифных инструментов внешнеторгового регулирования. И это обусловлено не только экономическими факторами. Важную роль при принятии подобных решений играют внеэкономические причины, такие, как обеспечение национальной безопасности и международного престижа страны, защита собственной культуры и традиций, а в ряде случаев — сложившаяся внутриполитическая конъюнктура.

Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли государства активно используют и нетарифные инструменты. Многие из них в значительно меньшей степени, нежели тарифные, поддаются статистической оценке и поэтому активно применяются правительствами для достижения целей внешнеэкономической политики. Предпочтение, которое зачастую отдается нетарифным методам, объясняется рядом причин. Прежде всего, их использование считается в отдельных случаях политически более оправданным, так как, в отличие от таможенных пошлин, не является дополнительным налоговым бременем для потребителей. Они более удобны в достижении желаемой цели, ибо значительно проще ввести квоту на импорт определенного товара для обеспечения баланса производства и потребления, нежели рассчитывать ставку эффективного импортного тарифа, позволяющего снизить импорт до приемлемой для экономики страны величины. Кроме того, нетарифные методы внешнеторговой политики в меньшей степени регулируются международными соглашениями, в том числе и правилами ВТО, чем тарифные ограничения, что делает их весьма привлекательными.

Использование нетарифных методов регулирования внешней торговли, даже при относительно невысоких таможенных барьерах, в отдельных случаях приводит к усилению государственного протекционизма и более ограничительному характеру государственной торговой политики.

Выделяют четыре основные группы нетарифных ограничений: количественные, скрытые, финансовые, неэкономические.

Количественные ограничения — это совокупность инструментов нетарифного государственного регулирования внешней торговли, с помощью которых определяется номенклатура и объем товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они могут вводиться как в одностороннем порядке, так и на основе многосторонних соглашений и включают квотирование, лицензирование и «добровольные» ограничения экспорта.

Квотирование является наиболее распространенной формой количественных ограничений. Квота — это количественный нетарифный инструмент внешнеторговой политики, предполагающий ограничение экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный период времени.

По направленности действия квоты делятся на импортные, вводимые государством для защиты национальных производителей, а также обеспечения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на определенные виды товаров на внутреннем рынке, и экспортные, устанавливаемые на основе межправительственных соглашений с целью стабилизации международного рынка, определяя долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК).

Нередко процесс квотирования прямо связан с лицензированием — регулированием внешнеторговой деятельности посредством разрешений, выдаваемых уполномоченными органами государственного управления на экспорт или импорт товара в определенных количествах в установленный период времени. Оно может быть как самостоятельным инструментом торговой политики, так и являться составной частью процесса квотирования, когда лицензия является лишь документом, подтверждающим право субъекта внешнеэкономической деятельности на ввоз или вывоз товара в рамках предоставленной квоты.

В практике международной торговли в отдельных случаях используется такой количественный инструмент торговой политики, как «добровольное» ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по взаимной торговле ограничить либо не расширять объем экспорта, принятом на основе официального либо неофициального межправительственного соглашения об установлении квот на экспорт товара. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением крупной страны-импортера, которая угрожает применением односторонних мер по ограничению импорта в случае отказа от «добровольного» ограничения экспорта если он наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции. На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом, и направлены на завоевание господствующего положения на рынке.

Важную роль среды нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, устанавливаемые на пути импортных товаров органами власти и на практике являющимися ярким проявлением разного рода нарушений установленных принципов международной торговли. По оценкам специалистов, существуют сотни видов скрытого протекционизма, с помощью которых страны в одностороннем порядке стремятся ограничивать экспорт или импорт. Важнейшими из них являются технические барьеры — методы государственного регулирования внешней торговли, связанные с тем обстоятельством, что национальные технические, административные и иные нормы и правила действуют так, что они способствуют сокращению экспорта или импорта. Наиболее распространены такие методы скрытого протекционизма, как требования о соблюдении национальных стандартов, о соблюдении определенных санитарно- гигиенических норм, о получении сертификатов качества импортных товаров, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении усложненных таможенных формальностей, требований законов о защите прав потребителей и т.д.

Финансовые методы торговой политики направлены, прежде всего, на повышение конкурентоспособности национального экспорта на международном рынке. Наиболее распространенными из них являются субсидии, кредитование и демпинг.

Различают экспортные и внутренние субсидии.

Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет им продавать товары на зарубежных рынках по ценам ниже, чем на внутреннем рынке, тем самым стимулируя экспорт. В пользу экспортного субсидирования выдвигаются аргументы, что субсидии позволяют поддерживать занятость в экспортно ориентированных отраслях. Однако еще А. Смит отмечал, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков. Кроме того, она приводит к повышению внутренних цен экспортных товаров, оказывая исключающее воздействие как на эти цены, так и структуру потребления в стране, использующей субсидирование экспорта. Правилами ВТО экспортные субсидии запрещены, так как считаются методом нечестной конкуренции.

Внутренние субсидии — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации импорта, предусматривающий бюджетное финансирование национальных производителей товаров, конкурирующих на внутреннем рынке с аналогичными импортными товарами. Субсидия производителям ограничивает импорт. Если субсидии попадают эффективным производителям, то они становятся инструментом повышения эффективности национальной экономики. Если же в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают возможность оставаться «на плаву» и производить свой товар, то внутренние субсидии обеспечивало «консервацию» неэффективных производств и являются прямыми экономическими потерями.

По характеру выплат субсидии делятся:

  • — на прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им торговой операции на сумму разницы между денежной выручкой экспортера и его производственными издержками. В 1960— 1970-е гг. предметом прямого субсидирования являлась дорогостоящая экспортная продукция, в частности, авиационная техника и морские суда. Прямые субсидии запрещены правилами ВТО. Более того, их применение столь очевидно, то может вызвать ответную реакцию со стороны торговых партнеров;
  • — косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов и банковских займов по процентным ставкам ниже рыночных, возврат импортных пошлин и т.д.

В последние годы субсидирование национальных производителей в большинстве стран приобрело столь разнообразные формы, что точно определить его масштабы невозможно. На рубеже 1980—1990-х гг., по оценкам экспертов, внутренние субсидии США на молоко и сахар составляли соответственно 66 и 76%, в ЕС — 56 и 75%, в Японии — 82 и 72% рыночной цены. В целом по восьми крупным позициям (яйца, молоко, птица, говядина, пшеница, сахар, рис, соя, бобы) внутренние субсидии США оценивались в 35%, в ЕС — 49, Японии — 64%. В настоящее время внутренние субсидии на сельскохозяйственную продукцию являются причиной серьезных торговых конфликтов между ведущими странами и предметом жестких переговоров как в рамках ВТО, так и между отдельными странами — экспортерами продуктов аграрного производства.

Нередко методом косвенного субсидирования является экспортное кредитование национальных экспортеров, предусматривающее финансовое стимулирование государством развития национального экспорта. Оно может выступать в различных формах, в том числе субсидированных кредитов, выдаваемых экспортерам государственными банками по процентным ставкам ниже рыночных; государственных кредитов зарубежным импортерам при обязательном условии приобретения товаров у фирм страны-кредитора, государственного страхования экспортных рисков национальных экспортеров.

В практике международной торговли до недавнего времени активно применялся демпинг, суть которого состоит в продвижении товара на внешние рынки за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня в стране — экспортере. Может осуществляться как за счет ресурсов фирм-экспортеров, так и при помощи государства. Демпинг позволяет крупным производителям, имеющим устойчивое положение на внутреннем рынке, а значит, обладающим возможностью поддерживать высокий уровень цен на производимые товары и услуги, проникать на рынки тех стран, где выше конкуренция. В результате возникает ценовая дискриминация как отечественных потребителей, так и зарубежных производителей, сталкивающихся с нечестной конкуренцией со стороны импортеров.

Демпинг запрещен правилами ВТО и национальным антидемпинговым законодательством многих стран, которое позволяет в случае демпинга применять антидемпинговые пошлины в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции. Однако факт демпинга требует доказательств, для чего проводится специальное расследование.

Methods of regulation of foreign trade in the Russian Federation Prudaeva Ju. (Russian Federation)

Методы регулирования внешней торговли в Российской Федерации Прудаева Ю. А. (Российская Федерация)

Прудаева Юлия Александровна /Prudaeva Julia — магистрант, курс по направлению международный бизнес,

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье описываются основные методы регулирования внешней торговли Российской Федерации, а также проанализированы поступления доходов в федеральный бюджет от внешней торговли с 2010 г. по 2013 г.

Ключевые слова: государственное регулирование, доходы федерального бюджета, таможенная пошлина. Keywords: state regulation, income of the federal budget, customs duty.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1)таможенно-тарифного регулирования;

2)нетарифного регулирования;

3)запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4)мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование1.

В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка нашей страны и стимулирования прогрессивных изменений в экономике, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

-протекционистская функция — защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

-фискальная функция — обеспечение поступления средств в бюджет.

В Российской Федерации применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Единый таможенный тариф (ЕТТ ТС) — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Ставка ввозной таможенной пошлины устанавливается в основном в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США (адвалорная пошлина).

Действующие ставки вывозных таможенных пошлин утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 № 756.

Рассмотрим поступление доходов в федеральный бюджет от внешней торговли с 2010 г. по 2013 г.

Таблица 1.2.1. Доходы федерального бюджета

2010 г.32011 г.42012 г.5

Ст. 19 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 (ред. 2013 г.).

2 Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 04.03.2014) «О таможенном тарифе».

3Федеральный закон от 07.10.2011 № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год».

4Федеральный закон от 02.10.2012 № 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год».

5Федеральный закон от 30.09.2013 № 254-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2012 год»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млн. рублей%млн. рублей%млн. рублей%

Доходы бюджета, всего8305414366,8100,011367652622,6100,012855540621,1100,0

Доходы от ВЭД, всего3277703347,039,54664731177,241,04962735737,338,6

Таможенные пошлины, всего2853093010,188,4*3712492673,879,6*4099784419,582,6*

* Доля таможенных пошлин (всего) в доходах от ВЭД (всего)

Доходы федерального бюджета в 2013 г. составили 13019,9 млрд. руб., из них доходы от внешнеэкономической деятельности — 5011,0 млрд. руб., что составляет — 38,8 % от доходов федерального бюджета6 7.

Статистические данные, приведенные в таблице, позволяют сделать заключение о том, что доходы от внешнеэкономической деятельности в доходах бюджета составляют значительную часть:

-в 2010 г. — 39,5 %,

-в 2011 г. — 41,0 %,

-в 2012 г. — 38,6 %,

-в 2013 г. — 38,8 %.

Нужно отметить, что основную часть в доходах от внешнеэкономической деятельности составляют таможенные пошлины:

-в 2010 — 88,4 %,

-в 2011 г. — 79,6 %,

-в 2012 г. — 82,6 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами:

-Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, не более

чем на шесть месяцев может устанавливать :

1)временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2)ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а)сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б)сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в)снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г)снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д)ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

Продовольственные и сельскохозяйственные товары определяются Правительством Российской Федерации.

-Недискриминационное применение количественных ограничений8:

1.В случае если допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2.В случае если при установлении количественных ограничений импорта товара проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Положения частей 1 и 2 данной статьи федерального закона могут не применяться в отношении товара, происходящего из иностранного государства (групп государств), с которым у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам или группам государств.

6Статистическое обозрение № 1 (88), 2014. Федеральный бюджет. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_06/Main.htm.

7Ст. 21 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

8Ст. 22 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

-Распределение квоты9.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

-Лицензирование в сфере внешней торговли товарами10.

1.Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1)введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2)реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3)предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4)выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

2.Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, является лицензия, выдаваемая в соответствии с частью 5 статьи 13 данного Федерального закона.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

3.Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 данного Федерального закона, формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федеральным банком выданных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров11.

1.Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров решением Комиссии Таможенного союза, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

2.Отдельные виды товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право и порядок определения Правительством Российской Федерации организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации.

-Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры12.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. Например, решением Коллегии ЕЭК13 от 16 августа 2012 г. № 134 утверждены «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений».

Литература

1.Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного

регулирования внешнеторговой деятельности».

2.Федеральный закон от 02.10.2012 № 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год».

3.Федеральный закон от 07.10.2011 № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год».

4.Мировая экономика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим

специальностям. / Ред. И. П. Николаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2012. — 399 с.

9Ст. 23 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

10Ст. 24 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

11Ст. 26 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12Ст. 27 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.

13Евразийская экономическая комиссия.

Добавить комментарий