Меры административного наказания

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, ПРИЗНАКИ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
    Е.В. ТРЕГУБОВА
    Административно-правовой запрет — наиболее жесткий способ правового регулирования общественных отношений. Наиболее часто административный запрет необходим для упорядочения или регулирования общественных отношений в публично-правовой сфере. Связано это с тем, что в соблюдении отношений, которые складываются в публично-правовой сфере, заинтересовано общество и государство. Административный запрет имеет широкое применение, в этой связи он также касается и тех общественных отношений, которые граничат с публично-правовыми отношениями. Подобное свойство административного запрета обусловлено его конструктивной сложностью. В этой связи прав Н.Н. Рыбушкин, который в свое время писал, что «…по своей природе правовые запреты представляют собой сложное юридическое образование. Запрет является одним из средств общего правового регулирования и оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения» <1>.
    ———————————
    <1> См.: Рыбушкин Н.Н. К вопросу о запрещающих нормах // Актуальные вопросы советского права: теория и практика. Казань, 1985. С. 19.
    К данному способу регулирования обращаются тогда, когда необходимо оградить общество от нежелательного поведения. Как отмечается в научной литературе, с помощью правового запрета определяются виды деятельности, которые запрещены <2>. К административно-правовым запретам и ограничениям достаточно часто прибегают при административно-правовом регулировании государственно-служебных отношений, отношений, связанных с охраной общественного порядка, а также в связи с обеспечением безопасности в какой-либо сфере жизнедеятельности. Последние достаточно разнообразны; в ходе данных отношений реализуются различные процедуры. «…По своему содержанию запреты бывают всеобщими и специальными. Всеобщий запрет подлежит соблюдению при всех условиях. Специальный запрет рассчитан на конкретную ситуацию и подлежит соблюдению в строго определенных условиях» <3>. Иногда запреты дифференцируют на абсолютные и относительные <4>.
    ———————————
    <2> См.: Шергин А.П. К концепции механизма административно-правового регулирования // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2004. С. 102 — 123; Коннов В.А. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству. М., 2003. С. 15.
    <3> См.: Иоффе О.С. Юридические нормы и человеческие поступки // Актуальные вопросы советского гражданского права. М., 1964. С. 16.
    <4> См.: Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 62; Попова А.А. Запреты в современном российском праве // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Тольятти, 2007. С. 137.
    Характеризуя специфику административно-правового запрета, необходимо сказать, что за его нарушение применяются меры юридической ответственности. Норма административного права, устанавливающая правовой запрет, предполагает и наличие мер государственного принуждения, обеспечивающих соблюдение установленного административным законом правила поведения, а в случаях его нарушения — наказание виновного <5>.
    ———————————
    <5> См.: Севрюгин В.Е. Административный проступок. Понятие, признаки, ответственность. М., 1989. С. 32.
    Данное положение находит свое объективированное подтверждение в действующем законодательстве. Так, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» <6> закрепляет положение о том, что за несоблюдение запретов, связанных с государственной службой, устанавливается ответственность (п. 4 ст. 17). Однако четко материальные и процессуальные аспекты привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности Законом не определены.
    ———————————
    <6> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 2063.
    В Законе РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» <7> определено, что сотрудникам милиции запрещается:
    ———————————
    <7> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 203.
    — заниматься любыми видами предпринимательской деятельности;
    — работать по совместительству в организациях, но данный запрет не распространяется на преподавательскую, научную и иную творческую деятельность. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
    Сотрудники милиции не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ <8>.
    ———————————
    <8> См.: Слепченко Ю.Н. Запреты при прохождении государственной службы в органах внутренних дел России // Вестник Воронежского института МВД России. 2002. N 3. С. 38.
    Однако ни Закон РФ «О милиции», ни Положение «О службе в органах внутренних дел РФ» <9> прямо не указывают на ответственность за нарушение названных запретов. Данное Положение нельзя признать удовлетворительным, поскольку за нарушение запрета должна быть предусмотрена четкая ответственность. Аналогичная ситуация имеет место в других законодательных актах, регламентирующих государственно-служебные отношения.
    ———————————
    <9> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70.
    Согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» <10> сотрудникам органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
    ———————————
    <10> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
    — проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
    — принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
    — разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
    — подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
    — фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности <11>.
    ———————————
    <11> См.: Слепченко Ю.Н. Запреты при похождении государственной службы в органах внутренних дел России // Вестник Воронежского института МВД России. 2002. N 3. С. 38.
    Следует сказать, что административный запрет в системе государственной службы создает охранительное правоотношение. Несоблюдение запретов правовых актов, виновное посягательство на интересы, охраняемые правом, дезорганизуют охранительные правоотношения <12>.
    ———————————
    <12> См.: Коваль Л.В. Административно-правовое деликтное отношение: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Киев, 1979. С. 23.
    Таким образом, правовые запреты в системе государственной службы вообще и государственной гражданской службы в частности — это закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие государственному служащему совершать определенные действия, несмотря на то что данные действия носят общественно полезный характер, но их совершение несовместимо со статусом государственного служащего <13>.
    ———————————
    <13> См.: Костенников М.В., Куракин А.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М., 2010. С. 48.
    Запреты, обусловленные режимом государственной службы, закрепляются в императивной форме и, как правило, указывают на юридическую обязанность; суть данной обязанности состоит в запрете на совершение определенных действий, предусмотренных законом <14>.
    ———————————
    <14> Там же.
    «…Правовые запреты приобретают важнейшее значение в системе законодательства. Внешне запрет может казаться недемократической формой регулирования, в действительности является правовым средством осуществления свободы поведения, поскольку представляет полную и равную для всех свободу за пределами запрета» <15>. Сущность природы правовых запретов, как и любого другого вопроса правового регулирования, не так уж проста: она содержит свои цели, признаки, предписания, различия.
    ———————————
    <15> См.: Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 1994. N 6. С. 23.
    Естественно, что у каждого ученого-административиста свое видение специфики понятия и вообще природы правового запрета. Так, С.С. Алексеев, исследуя природу правовых запретов, говорит о том, что правовые запреты — необходимый элемент обеспечения правопорядка. С их помощью обеспечивается закрепление общественных отношений, определяются важнейшие стороны государственной и гражданской дисциплины, непреложный минимум нравственных требований, границы дозволенного и недозволенного в поведении граждан, действиях государственных органов <16>.
    ———————————
    <16> См.: Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права // Правоведение. 1973. N 5. С. 43.
    З.Д. Иванова находит, что значение правовых запретов в правовом регулировании общественных отношений состоит в укреплении правопорядка, определяется характером содержащегося в правовой норме предписания — не совершать нежелательных для государства действий <17>.
    ———————————
    <17> См.: Иванова З.Д. Запрещающие нормы в механизме правового регулирования // Советское государство и право. 1975. N 11. С. 108.
    По мнению Ю.Н. Слепченко, под административными запретами понимаются обусловленные социальной необходимостью форма и мера государственно-властного общеобязательного веления, которые предупреждают об опасности совершения неправомерных действий и имеют своей целью предотвратить нежелательное поведение в сфере управленческих отношений, которое может причинить ущерб государственным, общественным или личным интересам.
    Как отмечает Ю.Н. Слепченко, для запретов в административном праве характерны следующие признаки:
    1) формальная определенность;
    2) общеобязательность;
    3) властность;
    4) взаимовыгодность для общества и субъектов управленческих отношений;
    5) пассивный характер желаемого поведения <18>.
    ———————————
    <18> См.: Слепченко Ю.Н. Указ. соч. С. 8.
    А.Г. Братко отмечает, что запреты по своей сущности — это государственно-властные веления, основная цель которых — предотвратить возможные нежелательные действия, которые могут причинить вред общественным интересам <19>. Н.Н. Рыбушкин также пишет о том, что запреты как средства вытеснения вредоносных общественных отношений применяются именно тогда, когда сложилась определенная общественно-вредная тенденция, когда появляется или может появиться необходимость вытеснить нежелательные антисоциальные явления с использованием запрещающих норм <20>.
    ———————————
    <19> См.: Братко А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979. С. 17.
    <20> См.: Рыбушкин Н.Н. Реализация запрещающих норм советского общенародного права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 1986. С. 11.
    В свою очередь, Д.А. Кривоносов применительно к институту государственной службы отмечает, что административные запреты в системе государственной службы — это закрепленные нормами административного законодательства положения, которые не дают возможности государственному служащему отклоняться от установленного служебного поведения, предупреждающие и пресекающие конфликт интересов в системе государственной службы под угрозой применения мер уголовного, административного, дисциплинарного и материального принуждения <21>.
    ———————————
    <21> См.: Кривоносов Д.А. Административные запреты в системе государственной службы РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8.
    Применительно к запрету понятие «ограничение» рассматривается в нескольких аспектах. Как отмечает Ф.Н. Фаткуллин, понятие ограничения близко к понятию запрета, однако оно рассчитано не на полное вытеснение того или иного общественного отношения, а на удержание его в жестко ограничиваемых рамках <22>.
    ———————————
    <22> См.: Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. С. 157.
    Необходимо сказать, что в научной литературе имеется точка зрения, согласно которой понятия правового запрета и правового ограничения отождествляются. Связано это с тем, что в Законе РФ «Об основах государственной службы» (1995 г.) запреты, обусловленные режимом государственной службы, были названы ограничениями. В частности, Е.В. Охотский, исследуя правовой статус государственного служащего, отмечает: ограничения по должности — это совокупность политических, экономических и организационно-управленческих факторов-запретов, очерчивающих пределы дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении государственного служащего. Ограничения устанавливают границы, выход за которые либо государство однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет <23>.
    ———————————
    <23> См.: Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 9. С. 17.
    Е.В. Охотский дифференцирует ограничения (запреты) исходя из их целевого назначения, а именно:
    1) ограничения, касающиеся политической сферы;
    2) ограничения, касающиеся служебного времени;
    3) ограничения, касающиеся использования служебного положения;
    4) ограничения, касающиеся использования в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения органа государственной власти <24>.
    ———————————
    <24> Там же. С. 17.
    Особую позицию по данному вопросу занимает А.Г. Братко, который говорит о том, что запреты и ограничения — два различных способа правового регулирования. Основное различие их состоит в том, что запреты по своему содержанию указывают на юридическую невозможность определенного поведения, которое фактически возможно, в то время как правовое ограничение представляет собой не только юридически, но и фактически невозможный вариант поведения. Продолжая данную мысль, А.Г. Братко говорит о том, что в отличие от запрета правовое ограничение в принципе невозможно нарушить. Оно всегда есть ограничение какого-либо субъективного права, причем такое, которое обеспечивается обязанностями соответствующих должностных лиц <25>.
    ———————————
    <25> См.: Братко А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979. С. 17.
    Т.Н. Радько, исследовав сущность правовых запретов, пришел к выводу о том, что:
    — запреты в отличие от массы норм, предписывающих позитивный вариант поведения, проявляют себя как категорическое осуждение государством возможного правонарушения;
    — запреты можно рассматривать и как определенные юридические обязанности участников, регулируемые правом общественных отношений, поскольку участники обязаны воздерживаться от совершения антиобщественных поступков;
    — запрет дает возможность предусмотреть большое число индивидуальных вариантов поведения, нежелательных обществу и государству <26>.
    ———————————
    <26> См.: Радько Т.Н. О роли запретов в правовом регулировании // Труды Высшей следственной школы МВД СССР. Волгоград, 1969. С. 87.
    Опираясь на вышеизложенное, необходимо сказать, что запреты, а в определенных случаях и ограничения должны являться административно-правовыми средствами предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ <27>.
    ———————————
    <27> См.: Костенников М.В., Куракин А.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М., 2010. С. 52.
    Так, в ст. 16 Закона РФ «О государственной гражданской службе РФ» определяется, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
    — осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы);
    — близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    — выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах РФ» <28> также определяет, что гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случае:
    ———————————
    <28> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.
    — признания его недееспособным или ограниченно дееспособным;
    — вступившего в законную силу решения суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости;
    — лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.
    «Исходя из негативного исторического опыта злоупотреблений чиновников в рабовладельческих, феодальных и ранних буржуазных государствах, общество выявило необходимость установления для чиновников государственного аппарата ряда правоограничений, основной задачей которых выступают правовая охрана граждан от произвола и борьба с такими пагубными явлениями, как служебные злоупотребления и коррупция в органах государственной власти» <29>.
    ———————————
    <29> См.: Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание. М., 2003. С. 93; Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы (отечественный и зарубежный аспекты). М., 2003. С. 121.
    Вопросы, связанные с административными ограничениями (запретами) государственных служащих, в отечественной правовой науке разрабатывались еще до 1917 г.
    В частности, отмечалось, «что чиновникам запрещается участвовать в приобретении имущества, продажа которого поручена им, как должностным лицам; им запрещается брать прямо или косвенно подряды и поставки как своим именем, так и именем жены своей в тех местах, где они служат.
    Лицам первых трех классов, а также другим занесенным в особые списки запрещается участвовать в образовании некоторых коммерческих и промышленных предприятий, а также занимать в них какие-либо должности.
    Такое участие запрещается:
    — в железнодорожных, пароходных, страховых и других долевых товариществах и компаниях на акциях, кроме товариществ и компаний, предмет деятельности которых ограничивается исключительно обработкою на месте сельскохозяйственных произведений, принадлежащих тем лицам имений;
    — в общественных и частных кредитных установлениях, кроме предназначенных для целей благотворительности, а также кроме сельских ссудно-сберегательных товариществ, ссудно-сберегательных касс чиновников и обществ потребителей. Все остальные должностные лица, хотя бы служащие в правительственных учреждениях по вольному найму, для участия в учреждении упомянутых предприятий или для службы в них обязаны получать разрешения своего начальства.
    Нарушившие эти правила должны в трехмесячный срок подать в отставку, иначе они увольняются без прошения. Служащим чиновникам без дозволения своего начальства запрещается издавать в свет сочинения, заключающие в себе что-либо, касающееся внешних и внутренних отношений Российского государства» <30>. Данная цитата говорит о важности запретов и ограничений, связанных с государственной службой.
    ———————————
    <30> См.: Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). Одесса, 1912. С. 174.
    В советский период нашей истории вопросы, касающиеся ограничений и запретов, связанных с государственной службой, в теории административного права не разрабатывались, опыт, имеющийся в дореволюционной правовой науке и законодательстве, учтен не был. На протяжении длительного времени данная проблема оставалась за рамками научного анализа <31>.
    ———————————
    <31> См.: Костенников М.В., Куракин А.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М., 2010. С. 48.
    Вопросы, связанные с запретами и ограничениями на государственной службе, остро возникли в начале 90-х годов XX в., и современному законодательству о государственной службе пришлось заново обращаться к системе мер, позволяющих снизить уровень коррупции в системе государственной службы <32>.
    ———————————
    <32> См.: Куракин А.В. Ограничения для государственных служащих как способ предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. М., 2002. С. 11.
    Итак, обобщение вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что запреты — это закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие субъекту соответствующих отношений совершать закрепленные законом действия под угрозой применения мер государственного принуждения.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Административная ответственность несовершеннолетних

Дорогой друг!

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северное Медведково для тебя памятку, из которой ты сможешь получить информацию о возрасте, с которого наступает административная ответственность, какие виды наказания применяются к несовершеннолетним.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ

(ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017)

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

6) административный арест;

Статья 3.4. Предупреждение

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Статья 3.5. Административный штраф

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Статья 3.9. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ —

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Методы административного ограничения и принуждения можно выделить в качестве самостоятельных видов административно-правовых методов, если сделать акцент на тех юридических последствиях, которые данные методы вызывают у физических лиц и организаций, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В административно-правовой науке метод административного ограничения до недавнего времени вообще не выделялся в качестве самостоятельного метода государственного управления. В литературе по административному праву, как правило, указывается только метод административного принуждения, в содержание которого включаются различные виды ограничения административными органами прав и свобод физических лиц и прав организаций.

Как нам представляется, ограничение прав и свобод физических лиц и прав организаций и принуждение этих субъектов к соблюдению установленных законодательством правил и требований – это разные методы деятельности публичной администрации. Они различаются как по целям, так и по способам применения. Рассмотрим понятие и основные черты методов административного ограничения.

Методы административного ограничения направлены на обеспечение и поддержание необходимого режима безопасности государства, общественной и личной безопасности физических лиц, безопасности организаций посредством установления временных ограничений прав и свобод физических лиц и прав организаций. Для них характерны следующие основные черты.

1. Фактическим основанием для применения методов административного ограничения является наличие потенциальной или реальной угрозы безопасности государства, общественной безопасности или безопасности отдельных физических лиц и организаций как в локальном, так и в глобальном масштабе. Такие угрозы безопасности могут возникать вследствие стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, аварий и техногенных катастроф, а также вследствие неправомерных действий физических лиц и организаций. Юридической основой для применения административными органами методов административного ограничения является положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конкретные методы административного ограничения, основания их применения и правовые формы выражения определяются специальными законами, в частности такими, как конституционный закон «О чрезвычайном положении»; Федеральные законы «О полиции», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. В силу названного выше положения ст. 55 Конституции РФ субъекты РФ нс вправе принимать законы, устанавливающие ограничения прав и свобод граждан, а соответственно, и прав организаций.

  • 2. Содержание методов административного ограничения, применяемых публичной администрацией, заключается в установлении компетентными административно- публичными органами временных ограничений прав и свобод физических лиц и прав организаций, во введении полных временных запретов на реализацию этих прав и свобод, в возложении на указанных лиц специальных временных обязанностей. В частности, могут быть подвергнуты временному ограничению такие конституционные права и свободы, как право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свобода передвижения, свобода проведения массовых публичных мероприятий, право на осуществление предпринимательской деятельности.
  • 3. Методы административного ограничения в отличие от методов административного принуждения могут применяться к любым физическим лицам и организациям, в том числе к тем, которые вообще не совершили никаких противоправных деяний (действий или бездействия).
  • 4. Целью применения методов административного ограничения является обеспечение публично-правовой защищенности (охраны и защиты) частных и публичных административных прав и законных интересов. В частности: охрана и защита от потенциальных или реальных угроз природного, техногенного или иного рода жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, разнообразных видов собственности, в том числе частной, государственной и муниципальной.
  • 5. Методы административного ограничения внешне юридически выражаются посредством издания компетентными административно-публичными органами административно- правовых актов, устанавливающих соответствующие ограничения, а также посредством совершения этими органами, их должностными лицами административно-правовых действий, необходимых для реализации установленных ограничений.

Исходя из анализа действующего федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, представляется возможным выделить следующие методы административного ограничения.

Установление временных полных запретов па реализацию физическими лицами и организациями имеющихся у них прав и свобод. Сущность данного метода заключается в установлении публичной администрацией временных полных запретов на реализацию физическими лицами и организациями принадлежащих им прав и свобод, в частности на совершение этими лицами определенных действий или на занятие ими определенной деятельностью. Такие запреты могут устанавливаться посредством издания (принятия) компетентным административно-публичным органом соответствующего административно-правового акта либо посредством совершения должностными лицами такого органа соответствующих административно-правовых действий.

В соответствии с действующим законодательством РФ указанные запреты могут устанавливаться, в частности, должностными лицами органов внутренних дел и внутренних войск, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов охраны окружающей среды, таможенных органов, а также органами управления, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение. Например, сотрудники полиции вправе временно запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности движения.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе своими постановлениями вводить на определенной территории карантин, в том числе устанавливать для физических лиц и организаций запреты на въезд на эту территорию или выезд из нее. В условиях действия чрезвычайного или военного положения на соответствующей территории могут быть временно запрещены проведение массовых публичных мероприятий, деятельность политических общественных объединений.

Установление временных частичных запретов на реализацию физическими лицами и организациями имеющихся у них и прав и свобод. Содержание рассматриваемого метода состоит в установлении компетентными административнопубличными органами временных частичных запретов на реализацию физическими лицами и организациями принадлежащих им прав и свобод, в частности свободы передвижения, права на личную неприкосновенность, права на организацию и проведение массовых общественно-политических мероприятий.

Применение данного метода административного ограничения сопряжено с установлением определенных пределов реализации прав и свобод физических лиц и организаций, а не полного запрета на пользование этими правами и свободами. В частности, реализация прав и свобод может быть ограничена по времени, по территории, по кругу лиц. Например, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» сотрудники полиции вправе не полностью запрещать, а лишь ограничивать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» в условиях чрезвычайного положения могут быть установлены временные ограничения права на свободу передвижения по соответствующей территории, права на проведение массовых публичных мероприятий, свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, ограничения на продажу оружия и спиртосодержащей продукции.

В населенных пунктах, на территории которых действует режим чрезвычайного положения, может быть введен комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах в определенное время суток, как правило, в ночное время.

Возложение на физических лиц и организации специальных временных обязанностей. Сущность данного метода заключается в возложении на физических лиц и организации новых специальных обязанностей, исполнение которых временно ограничивает их права и свободы. В частности, в соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя на граждан могут возлагаться обязанности проходить обязательный медицинский осмотр, подвергаться профилактическим прививкам, подвергаться госпитализации для медицинского обследования.

В условиях чрезвычайного и военного положения на физических лиц и организации может быть возложена публичная обязанность по возмездной передаче государству отдельных видов принадлежащего им имущества (транспортных средств, лодок, специальной техники и т.п.), необходимого для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В отличие от метода административного ограничения метод административного принуждения традиционно рассматривается в административно-правовой науке в качестве одного из основных методов государственного управления. В литературе под административным принуждением, как правило, понимается применение органами исполнительной власти (государственного управления), а также судьями к физическим и юридическим лицам установленных нормами административного права принудительных мер в целях прекращения правонарушений, привлечения виновных к административной ответственности и обеспечения общественной безопасности.

К мерам административного принуждения, как правило, относят: административно-предупредительные меры, применяемые в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан; административно-пресекательные меры, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их негативных последствий; меры административно-процессуального обеспечения, применяемые в целях установления обстоятельств административного правонарушения, личности виновного и получения доказательств по делу; меры административной ответственности (административные наказания), применяемые в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Содержание административного принуждения сводится к установлению ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера. При этом указывается, что основанием для применения к лицу мер административного принуждения является не только его противоправное поведение, но и необходимость обеспечения общественной безопасности. Иными словами, допускается возможность применения к лицу мер административного принуждения, в частности так называемых административно-предупредительных мер, при отсутствии противоправности в действиях (бездействии) этого лица.

С нашей точки зрения, следует разграничивать методы административного ограничения и методы административного принуждения.

В связи с этим необходимо прежде всего отметить, что методы административного принуждения направлены на прекращение противоправного поведения физических лиц и организаций, обеспечение привлечения их к административной и иным видам публично-правовой ответственности, на обеспечение исполнения ими возложенных на них юридических обязанностей посредством применения к указанным субъектам мер административного принуждения.

Методы административного принуждения характеризуются следующим рядом особенностей, отличающих их от методов административного ограничения.

  • 1. Фактическими основаниями для применения к физическому лицу или организации методов административного принуждения являются:
    • • совершение физическим лицом преступления;
    • • совершение физическим лицом или организацией административного правонарушения;
    • • совершение физическим лицом или организацией иного правонарушения, не являющегося в соответствии с действующим законодательством РФ административным, например налогового или бюджетного;
    • • неисполнение физическим лицом или организацией возложенной на него в порядке, установленном законодательством, субъективной юридической обязанности;
    • • неисполнение физическим лицом или организацией предъявленного к нему со стороны компетентного административного органа законного требования о совершении этим лицом тех или иных действий или о воздержании от совершения определенных действий.
  • 2. По своему содержанию методы административного принуждения проявляются в оказании на физическое лицо или организацию со стороны компетентного административного органа властного воздействия физического, психического, организационно-технического или финансово-имущественного характера, влекущего для указанного субъекта определенные неблагоприятные правовые последствия.
  • 3. Методы административного принуждения применяются к физическим лицам и организациям компетентными административными органами публичной власти, в частности органами внутренних дел, государственными инспекциями, органами государственного контроля и надзора, налоговыми и таможенными органами.

Фактически рассматриваемые методы могут применяться и судьями. В частности, судьи вправе в соответствии с установленной КоАП подведомственностью рассматривать дела об административных правонарушениях и применять к физическим и юридическим лицам административные наказания, т.е. формально применять в отношении этих лиц меры административного принуждения. Вместе с тем применение административных наказаний судьями, с нашей точки зрения, необходимо квалифицировать не как административное, а как судебное принуждение, поскольку судопроизводство является формой реализации правосудия. В связи с этим судьи не могут быть отнесены к числу субъектов, применяющих методы административного принуждения.

  • 4. Целями применения методов административного принуждения являются:
    • • пресечение совершаемых физическими лицами и организациями преступлений, административных и иных публичных правонарушений;
    • • обеспечение необходимых условий для привлечения лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности;
    • • привлечение лиц, совершивших административные и иные правонарушения в сфере административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности, к административной ответственности;
    • • обеспечение исполнения физическими лицами и организациями возложенных на них в установленном законодательством порядке субъективных юридических обязанностей или законно предъявленных к ним соответствующими административными органами властных требований, не выполненных ими добровольно.

С учетом указанных особенностей можно провести отграничение методов административного принуждения от рассмотренных выше методов административного ограничения.

Во-первых, сущность методов административного ограничения состоит в установлении временных полных или частичных запретов на реализацию физическими лицами и организациями принадлежащих им прав и свобод, в установлении для этих субъектов обязанностей, связанных с соблюдением указанных запретов и ограничений. Сущность же методов административного принуждения заключается не в установлении запретов, ограничений и обязанностей для физических лиц и организаций, а в оказании на них непосредственного властного воздействия с целью понуждения их к соблюдению установленных для них ранее ограничений, запретов и обязанностей, которые они не соблюдают добровольно.

Во-вторых, методы административного ограничения применяются к физическим лицам и организациям при отсутствии в их поведении признаков противоправности, в то время как методы административного принуждения могут применяться только к тем субъектам, которые совершили или совершают противоправные действия (бездействие), при отсутствии законных оснований не исполняют возложенные на них в установленном порядке субъективные юридические обязанности или законно предъявленные к ним властные требования.

Рассмотрим далее виды методов административного принуждения и способы их реализации, применяемые в процессе административно-публичной деятельности.

Исходя из поддержанной нами концепции разделения методов административного ограничения и методов административного принуждения, сущности и целей применения последних, представляется возможным выделить следующие виды рассматриваемых методов.

Административное пресечение преступлений и иных правонарушений. Сущность данного метода административного принуждения заключается в оказании на физическое лицо или организацию такого властного воздействия, которое позволяет принудительно прекратить совершаемое им преступление или иное правонарушение с целью исключения или снижения его вредных последствий и обеспечения последующего привлечения указанного субъекта к юридической ответственности. Рассматриваемый метод характеризуется следующими особенностями:

  • • применяется к физическим лицам и организациям, которые находятся в состоянии совершения правонарушения, т.е. только до окончания совершения субъектом противоправного действия (бездействия);
  • • применяется для принудительного прекращения не только административных правонарушений, но и преступлений, а также иных правонарушений, которые не являются в соответствии с действующим законодательством административными, например бюджетных, налоговых, банковских;
  • • заключается в оказании компетентным административным органом, его должностными лицами властного воздействия психического, физического, организационнотехнического или финансово-экономического характера на физическое лицо или организацию, совершающих противоправное действие (бездействие);
  • • применяется с целью принудить лицо к прекращению противоправного действия и тем самым предотвратить или уменьшить его вредные последствия, а также обеспечить в дальнейшем привлечение этого лица к юридической ответственности.

В зависимости от характера властного воздействия на субъекта, совершающего противоправное действие, представляется возможным выделить следующие способы административного пресечения.

  • 1. Оказание уполномоченным должностным лицом непосредственного физического воздействия на физическое лицо, совершающее противоправное действие (бездействие). Такое физическое воздействие может, в частности, выражаться в применении к правонарушителю физической силы, специальных средств, например резиновой палки, наручников, средств остановки транспорта, слезоточивого газа и огнестрельного оружия. Правом применения указанных мер пресечения наделены, в частности, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» сотрудники полиции. Причем указанные меры могут применяться как к лицам, совершающим преступления, так и к лицам, совершающим административные правонарушения.
  • 2. Оказание уполномоченным должностным лицом психического воздействия на сознание и волю физического лица, совершающего правонарушение, посредством предъявления к нему в устной форме властных требований о прекращении противоправных действий, предупреждения о возможности применения специальных средств и огнестрельного оружия. В частности, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» сотрудники полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения. При этом сотрудники полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязаны предупредить соответствующее лицо о намерении их использовать.
  • 3. Выдача компетентным административно-публичным органом или должностным лицом этого органа письменного предписания физическому лицу или организации о прекращении нарушений законодательства и основанных на нем специальных технико-правовых норм. Правом выдачи письменных предписаний наделены многие административные органы. В частности, в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции. Антимонопольные органы вправе выдавать хозяйствующим субъектам, а также государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При этом необходимо иметь в виду, что выдача предписания может рассматриваться в качестве меры пресечения лишь в том случае, когда в предписании содержится требование о прекращении выявленных соответствующим органом нарушений действующего законодательства. Если же в предписании содержатся требования об устранении последствий совершенных противоправных действий (бездействия), то выдача такого предписания не является мерой пресечения.
  • 4. Приостановление совершения физическим лицом или организацией определенных действий или осуществления ими определенной деятельности. Данный способ административного пресечения также может применяться многими административно-публичными органами. Сущность рассматриваемого способа состоит в установлении компетентным административным органом временного запрета на совершение физическим лицом или организацией определенных действий или осуществление определенной деятельности, которые совершаются (осуществляются) с нарушением установленных действующим законодательством обязательных требований. В частности, согласно действующему законодательству РФ при наличии нарушений соответствующих норм и правил лицензирующие органы вправе приостанавливать действие выданных ими физическим и юридическим лицам лицензий, органы сертификации – действие деклараций о соответствии или сертификатов соответствия, таможенные органы – выпуск контрафактных товаров, органы Казначейства России и налоговые органы – операции по счетам в банках бюджетных организаций и налогоплательщиков.
  • 5. Запрещение совершения физическим лицом или организацией определенных действий или осуществления определенной деятельности. Сущность данного способа пресечения заключается в установлении компетентным административным органом запрета на совершение физическим лицом или организацией определенного действия или на осуществление определенной деятельности в случае нарушения этим субъектом действующего законодательства, регулирующего порядок совершения соответствующего действия или осуществления соответствующего вида деятельности. В частности, органы внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О полиции» вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, запрещать проведение ремонтно- строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, запрещать деятельность объектов, на которых с нарушением установленных правил осуществляется оборот оружия и боеприпасов. В силу положений ст. 27.16 и 27.17 КоАП в случае совершения административных правонарушений, за которые в качестве административного наказания может быть применено административное приостановление деятельности, компетентные административные органы вправе устанавливать на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами запрет на деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридических лиц, производственных участков, а также на эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, на осуществление отдельных видов деятельности (выполнение работ, оказание услуг). В соответствии со ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк РФ вправе вводить запрет па осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций в случае неисполнения в установленный срок выданного им этой организации предписания об устранении выявленных в ее деятельности нарушений банковского законодательства.

Административное обеспечение привлечения физических лиц и организаций, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности. Сущность данного метода состоит в том, что при помощи административно-правовых средств компетентные административно-публичные органы создают необходимые условия для обеспечения привлечения лица, совершившего какое-либо административное правонарушение, к административной ответственности. В частности, применение рассматриваемого метода позволяет установить фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о физическом или юридическом лице, совершившем это правонарушение, зафиксировать имеющиеся по делу доказательства и предотвратить их утрату. Рассматриваемый метод реализуется посредством определенных административно-правовых мер, исчерпывающий перечень которых предусматривается ст. 27.1 КоАП. К числу таких мер относятся:

  • • доставление физического лица в помещение компетентного административного органа в целях составления в отношении него протокола об административном правонарушении;
  • • административное задержание лица;
  • • личный досмотр лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
  • • осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;
  • • изъятие вещей и документов;
  • • отстранение физического лица от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование лица на состояние опьянения;
  • • задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  • • арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административных правонарушений;
  • • привод лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, к месту рассмотрения дела в случае их неявки без уважительных причин;
  • • временный запрет деятельности;
  • • помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Перечисленные административно-правовые меры в литературе и в КоАП именуются мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и будут подробно рассмотрены ниже в отдельной главе. В то же время одна из перечисленных в ст. 27.1 КоАП мера, а именно временный запрет деятельности, не может быть, по нашему мнению, отнесена к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, поскольку ее применение направлено на пресечение таких правонарушений, и в связи с этим она является по своей юридической природе мерой административного пресечения.

Подробно каждая из названных выше мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях будет рассмотрена в соответствующей главе учебника.

Привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности. Сущность данного способа заключается в применении к совершившему административное правонарушение физическому или юридическому лицу административного наказания, установленного КоАП РФ. Понятие и содержание административной ответственности, виды административных наказаний и правила их применения будут рассмотрены нами в соответствующей главе учебника.

Обеспечение исполнения физическими лицами и организациями возложенных па них в установленном законодательством порядке субъективных юридических обязанностей или законно предъявленных к ним со стороны публичной администрации властных требований, не выполненных ими добровольно. Данный метод административного принуждения до недавнего времени в административно-правовой литературе не выделялся. В качестве одного из методов административного принуждения, как отмечалось выше, в литературе рассматривается лишь обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. Однако следует заметить, что посредством административного принуждения обеспечивается не только привлечение лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности, но и исполнение физическими лицами и организациями возложенных на них субъективных юридических обязанностей, возникающих не в рамках производства по делам об административных правонарушениях. В частности, путем применения мер административного принуждения обеспечивается исполнение не выполненных добровольно физическими лицами и организациями таких обязанностей, как уплата налогов и сборов, передача другим лицам денежных средств и иного имущества по решению суда, выполнение специальных требований в области пожарной и санитарной безопасности, охраны окружающей среды и т.п.

Сущность рассматриваемого метода административного принуждения заключается в оказании на физическое лицо или организацию властного административно-правового воздействия с целью обеспечения исполнения этим субъектом возложенной на него в административно-правовой сфере субъективной юридической, как правило публичноправовой, обязанности, не исполненной им добровольно. Рассматриваемый метод административного принуждения реализуется компетентными административно-публичными органами посредством применения следующих способов и приемов (мер) властного воздействия на соответствующих физических лиц и организации.

  • 1. Направление физическому лицу или организации, не исполнившим возложенную на них обязанность, письменного требования (предписания) о необходимости исполнения этой обязанности в установленный административным органом срок. В частности, в соответствии со ст. 69 НК налоговые органы вправе направлять налогоплательщикам письменные требования об уплате недоимки но налогам и сборам.
  • 2. Списание в бесспорном порядке с лицевых счетов получателей бюджетных средств сумм бюджетных средств, не возвращенных в установленный срок. Право такого списания предоставлено органам федерального казначейства в соответствии со ст. 284.1 БК.
  • 3. Обращение компетентным административным органом взыскания на денежные средства и иное имущество физического лица или организации, не исполняющих возложенную па них имущественную обязанность. В частности, налоговые органы вправе налагать арест на имущество налогоплательщика, не исполнившего в установленные сроки обязанность по уплате налога, судебные приставы-исполнители вправе обращать взыскание на денежные средства и имущество должника, в том числе путем наложения на него ареста.
  • 4. Изъятие судебным приставом-исполнителем у физического лица или организации, являющихся должниками в исполнительном производстве, определенных предметов (товаров, транспортных средств и т.п.) с последующей их передачей взыскателю.

Добавить комментарий