Маломерные суда России

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2020 г. N 2027
«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах”

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 декабря 2020 г. N 2027

Положение
о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — деятельность по перевозкам пассажиров).

2. Лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее — лицензирующий орган).

3. Деятельность по перевозкам пассажиров включает следующие работы:

перевозки внутренним водным транспортом, в том числе с использованием маломерных судов, пассажиров (физических лиц, заключивших договор перевозки пассажира, или физических лиц, в целях перевозки которых заключен договор фрахтования судна);

перевозки морским транспортом, в том числе с использованием маломерных судов, пассажиров (физических лиц, заключивших договор морской перевозки пассажира, или физических лиц, в целях перевозки которых заключен договор фрахтования судна).

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (если указанные требования применяются к таким судам);

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», а также аттестованного на право занятия должности в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 3 статьи 341 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов);

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки пассажиров, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (если указанные требования применяются к таким судам);

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы управления безопасной эксплуатацией судов в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения и Международным кодексом по охране судов и портовых средств (для судов, к которым применяются требования соответствующего международного кодекса);

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок» (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов);

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

6. Осуществление деятельности по перевозкам пассажиров с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, указанных в подпунктах «а», «в» — «д» пункта 4 и (или) подпунктах «а», «б», «г» и «д» пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг) заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем, содержащее информацию, указанную в части 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

а) заверенная соискателем лицензии копия приказа о назначении соискателем лицензии должностного лица, указанного в подпункте «б» пункта 4 или подпункте «в» пункта 5 настоящего Положения, с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования и стажа работы, а также копия документа о прохождении аттестации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 3 статьи 341 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, для должностного лица, указанного в подпункте «б» пункта 4 настоящего Положения (за исключением соискателей лицензии, осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов);

б) перечень судов, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;

в) копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда;

г) копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей;

д) копия документа о соответствии Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения и копия свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного судна (для судов, к которым применяются требования указанного Международного кодекса);

е) копия документа о соответствии системы управления безопасностью судов, предусмотренного статьей 341 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (за исключением соискателей лицензии, осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов), и копия судового свидетельства об управлении безопасностью (для каждого заявленного судна (за исключением маломерного судна), осуществляющего перевозки пассажиров на внутренних водных путях Российской Федерации);

ж) копия документа, указанного в подпункте «д» пункта 4 и (или) подпункте «д» пункта 5 настоящего Положения.

8. При намерении лицензиата выполнять новые виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения об этих видах работ, а также сведения:

о судах, которые будут использоваться для перевозки пассажиров, с указанием оснований, дающих право на их использование, с приложением копий правоустанавливающих документов на каждое судно (договоры бербоут-чартера, договоры аренды судна без экипажа, договоры субаренды);

о страховании членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации или о страховании жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, а также сведения о страховании гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда при перевозках пассажиров метрополитеном».

9. При проведении проверки наличия для судна, которое будет использоваться для перевозки пассажиров, судовых документов, а также сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

10. Информация, относящаяся к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров, формируется в открытом и общедоступном государственном информационном ресурсе, содержащем сведения из реестра лицензий, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, и в соответствии с настоящим Положением.

11. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии, а также ведение информационного ресурса и реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

12. Лицензионный контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров (далее — лицензионный контроль) осуществляется лицензирующим органом.

13. Предметом лицензионного контроля является соблюдение соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований.

14. Лицензионный контроль осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок в форме документарных и выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.

Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее — технический талон) установленного образца.

На используемые в целях мореплавания прогулочные суда, которым установлены морские районы плавания 0, I, II или III категории сложности, по результатам первичного технического освидетельствования вместе с судовым билетом оформляется свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию.

Ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.

Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование:

— при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года;

— в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются.

Не проводится ежегодное техническое освидетельствование гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок – более 150 килограммов и надувных безмоторных судов – более 225 килограммов, принадлежащих физическим лицам и используемых во внутренних водах. Проверка соблюдения установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями и другим оборудованием осуществляется в процессе реализации мероприятий по контролю за выполнением требований Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 августа 2005 г., регистрационный № 6940).

Техническое освидетельствование маломерных судов проводится по местам их базирования (стоянок), а также на пунктах технического осмотра Центра ГИМС МЧС России по Белгородской области:

— река Северский Донец, г. Белгород, ул. Волчанская, 280-а;

— Старооскольское водохранилище, прибрежная территория базы отдыха «Лебедь».

Техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам (далее именуется — государственный инспектор) вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании — создание крена, дифферента или подъема судна на берег.

Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно — по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам.

Для определения годности маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями предусматриваются три оценки его технического состояния: «годное», «ограниченно годное», «запрещенное к пользованию». Оценка технического состояния маломерного судна в целом устанавливается по низшей оценке одного из элементов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта.

При получении маломерным судном оценки «годное» судовладельцу выдается технический талон, а в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании.

Маломерные суда, получившие оценку технического состояния «ограниченно годное», могут быть допущены к плаванию с ограничениями, обеспечивающими безопасность плавания:

по волновому режиму;

по району плавания и удалению от берега;

по допустимой мощности двигателя;

по грузоподъемности и пассажировместимости;

по площади парусов.

При получении маломерным судном оценки «ограниченно годное» составляется акт технического освидетельствования, в котором указываются установленные ограничения.

Установленные в акте ограничения вносятся в судовой билет, после чего делается отметка о техническом освидетельствовании в судовом билете и выдается технический талон.

На маломерное судно, получившее оценку «запрещенное к пользованию», составляется акт технического освидетельствования в двух экземплярах с заключением о запрещении пользования этого судна, один экземпляр акта передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний маломерное судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию.

Технические осмотры проводятся после ремонта, переоборудования и аварии маломерных судов, а также по просьбе судовладельца.

Результаты осмотра оформляются в двух экземплярах на бланке акта технического освидетельствования, который заполняется в части, касающейся результатов осмотра. Один экземпляр акта передается судовладельцу.

Пользование маломерными судами запрещается при наличии следующих технических неисправностей:

1. По корпусу:

имеются свищи, пробоины набора и обшивки;

отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.

2. По рулевому устройству:

не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 градусов на борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;

отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т.п.).

3. По двигателю, подвесному мотору:

топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга, системы питания;

имеется значительная вибрация;

отсутствует или неисправен глушитель;

повреждена система дистанционного управления двигателем;

не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях «вперед», «назад», «нейтрально» (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.

4. Отличительные огни не соответствуют установленным требованиям.

5. Комплектация и оборудование судна не соответствуют нормам, указанным в судовом билете.

О запрещении пользования судна делается запись в судовом билете в разделе «Особые отметки и дополнительные сведения».

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Белгородской области доводит до сведения владельцев маломерных судов и судоводителей информацию о режиме работы Центра ГИМС МЧС России по Белгородской области, порядке регистрации маломерных судов и аттестации судоводителей. Режим работы Центра ГИМС МЧС России по Белгородской области ежедневно с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00 часов (выходные дни суббота, воскресенье). Приём документов на государственную регистрацию маломерных судов и аттестацию судоводителей на право управления маломерными судами осуществляет старший госинспектор группы регистрационной и экзаменационной работы Центра ГИМС Ильин Сергей Владимирович ежедневно с 9-00 до 16-00, перерыв с 13-00 до 14-00 часов (выходные дни суббота, воскресенье). Аттестация судоводителей проводится экзаменационной комиссией Центра ГИМС еженедельно во вторник с 10-00 до 15-00 часов. Техническое освидетельствование маломерных судов, баз (сооружений) для их стоянок, пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах проводится госинспекторами инспекторского участка и госинспекторами группы патрульной службы Центра ГИМС МЧС России по Белгородской области на основании утверждённых планов-графиков. Сведения о контактных телефонах ГИМС Начальник отдела ГИМС Главного управления МЧС России по Белгородской области – Главный государственный инспектор по маломерным судам Белгородской области С.С. Скороход тел. 8 (4722) 33-98-06. Заместитель начальника Центра ГИМС МЧС России по Белгородской области И.А. Чистяков тел. 8 (4722) 33-97-31. Старший государственный инспектор группы регистрационной и экзаменационной работы Центра ГИМС МЧС России по Белгородской области С.В. Ильин тел. 8 (4722) 27-93-34. Старший государственный инспектор инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Белгородской области С.А. Лазарев тел. 8 (4722) 27-93-34. Старший государственный инспектор группы патрульной службы Центра ГИМС МЧС России по Белгородской области Г.А. Тихонюк тел. 8 (4722) 27-93-34. Телефон «горячей линии» ГИМС МЧС России 8 (495) 449–98–64. Порядок проведения регистрации маломерных судов Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: 1) заполненной регистрационной карточки — заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги; 2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; 3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; 4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; 5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета. Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык). Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом. Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна. Для государственной регистрации судна, принадлежащего юридическому лицу, дополнительно представляются: подлинники и копии документов, подтверждающие его государственную регистрацию как юридического лица; справка о наличии на его балансе регистрируемого судна; копия приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна; надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, представляющее материалы для государственной регистрации судна. Размеры государственной пошлины За проведение аттестации на право управления маломерным судном – 800 руб. За замену удостоверения на право управления маломерным судном в связи с окончанием срока действия – 400 руб. За замену удостоверения в связи с утерей – 800 руб. За государственную регистрацию в судовой книге: — прогулочных судов, в том числе парусных, пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, используемых в целях мореплавания, — 1000 руб.; — катеров с главными двигателями мощностью менее 55 кВт, моторных лодок с подвесными моторами мощностью свыше 10 л.с., водных мотоциклов (гидроциклов), несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн — 500 руб.; — моторных лодок с подвесными моторами мощностью до 10 л.с., гребных лодок, байдарок, надувных безмоторных судов — 100 руб. За выдачу судового билета на маломерное судно — 100 руб. За государственную регистрацию изменений, вносимых в судовую книгу маломерных судов — 100 руб. За выдачу документа, подтверждающего годность маломерного судна к плаванию – 60 руб.

С 25 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» в котором:

1. Уточнено понятие маломерного судна.

Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Прогулочное судно — это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Спортивное парусное судно — это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

2. Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:

— Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;

— Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;

— Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

3. В Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

То есть, по логике этой статьи, неподлежащее регистрации маломерное судно, не должно не только регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.

4. Изменена стоимость регистрации маломерных судов.

В Налоговом кодексе теперь указаны следующие цены.

За государственную регистрацию:

морских судов — 6 000 рублей;

судов внутреннего плавания — 2 000 рублей;

судов смешанного (река — море) плавания — 3 000 рублей;

спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов — 1 000 рублей.

За государственную регистрацию изменений, вносимых в отношении:

морских судов, — 1 200 рублей;

судов внутреннего плавания, — 500 рублей;

судов смешанного (река — море) плавания, — 600 рублей;

спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, — 100 рублей.

За выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно — 500 рублей.

За выдачу судового билета — 100 рублей.

5. В КВВТ РФ дополнен список судовых документов, которые должны находиться на маломерном судне, подлежащем регистрации.

На подлежащих регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:

1) судовой билет;

2) список членов экипажа судна (судовая роль).

А на остальных, подлежащих регистрации немаломерных судах, по-прежнему должен находиться расширенный список документов:

1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

9) разрешение на судовую радиостанцию;

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

6. Также в КВВТ внесен следующий новый пункт, разъясняющий понятие «судовой билет».

Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.

7. В КВВТ изменена статья, повествующая о классификации и освидетельствовании судов, и звучит она теперь следующим образом:

1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

2. Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

3. Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Исключена 36 статья КВВТ.

Нижеуказанная норма перестает действовать:

Статья 36. Надзор за безопасностью эксплуатации судов.

1. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией.

2. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

3. Государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет:

Надзор за выполнением судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, требований обеспечения безопасности эксплуатации судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;

Государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации и выдачу свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельств о праве собственности на судно;

Проверку знаний и участие в дипломировании лиц командного состава судов, проверку судов;

Надзор за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования;

Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов.

В отношении судов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, данные полномочия осуществляются государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

4. Предписания должностных лиц государственной речной судоходной инспекции об обеспечении безопасности эксплуатации судов являются обязательными для выполнения судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях. Государственная речная судоходная инспекция обязана немедленно сообщать указанным лицам о таких предписаниях.

5. Надзор за безопасностью эксплуатации судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.

9. Уточнены органы, осуществляющие государственную регистрацию.

Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.

Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Добавить комментарий