Ликвидация объекта недвижимости

Как снять строение с кадастрового учета? Снятие с учета снесенного дома, нежилого здания, помещения можно при утраты фактического существования объекта. Такие обстоятельства могут возникать по результатам разрушения, снос или демонтаж строения, раздел или объединение помещений. Подтверждение, что строение не существует в натуре, делает кадастровый инженер. Для указанных целей составляется акт обследования, который передается в Росреестр.

Читайте в статье, как снять с учета недвижимое имущество, какие документы придется собирать собственнику, в какие сроки проходит процедура в Росреестре.

Что такое снятие с учета недвижимого имущества

Учет объектов происходит путем внесения сведений в госреестр ЕГРН. Для этого правообладатель обращается в Росреестр с межевым или техническим планом, где будут указаны индивидуальные признаки, границы и координаты объекта. Постановка на учет сопровождается присвоением уникального кадастрового номера. Он сохранится за строением, помещением или участком на весь период их существования.

Пока объект существует в натуре, информация о нем доступна в ЕГРН. При необходимости изменении в характеристиках нужно вновь проходит учет, вносить изменения в ЕГРН. При этом изменение кадастрового номера не происходит, а строение продолжает числиться в госреестре. Снятие с кадастрового учета помещения или здания возможно в следующих случаях:

Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно так же могут обветшать и разрушиться.

Нередко встречается ситуация, когда владелец сам принимает решение ликвидировать недвижимое имущество, которое утрачивает свое функциональное назначение или по каким-то другим причинам перестаёт устраивать его.

Согласно российскому законодательству, гибель или уничтожение имущества служат основанием для прекращения права собственности на него (). Однако прекращение права собственности на объект недвижимости в такой ситуации не происходит автоматически. Это значит, что, несмотря на фактическое прекращение существования объекта, он будет числиться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до момента прекращения записи о праве собственности и снятия с кадастрового учета.

Так каким образом действовать, чтобы в максимально короткие сроки «избавиться» от прав на несуществующий объект недвижимости?

1. Снос и разрушение объекта недвижимости: основные понятия

С 4 августа 2018 года в Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) были внесены изменения, которые, в том числе ввели понятие «снос объекта капительного строительства» и определили порядок такого сноса (№ 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Под сносом объекта капитального строительства понимается ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства либо его частей (п. 14.4 ст. 1 ГрК РФ).

Основанием сноса могут являться:

  • решение собственника объекта;
  • решение застройщика;
  • решения суда или органа местного самоуправления (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Решение о сносе может быть принято по следующим причинам:

  • необходимость строительства нового объекта недвижимости на месте снесенного;
  • существенный физический износ и обветшание объекта недвижимости, не позволяющие его дальнейшую полноценную эксплуатацию.

Всё вышеизложенное позволяет трактовать понятие сноса, сформулированное в ГрК РФ, как осознанные действия собственника объекта недвижимости, направленные на прекращение его существования.

Поскольку порядок сноса объекта недвижимости регламентируется ГрК РФ, серьёзно отнеситесь к соблюдению всех процедурных моментов.

Соответственно, в отличие от сноса разрушением объекта недвижимости считается его гибель или утрата целостности и функциональности независимо воли собственника, вследствие природных явлений, чрезвычайных ситуаций либо противоправных действий третьих лиц.

В случае, если степень разрушения объекта недвижимости позволяет осуществить реконструктивные (восстановительные) мероприятия, собственником может быть принято решение о восстановлении объекта недвижимости, для чего должно быть получено разрешение органа местного самоуправления на реконструкцию (за исключением объектов недвижимости, строительство которых не требует разрешения, а также в отношении которых действует уведомительный порядок).

В случае, если объект полностью разрушен, собственник в целях снятия его с кадастрового учета и прекращения права собственности должен совершить ряд действий, часть из которых аналогична действиям в случае сноса объекта недвижимости.

2. Правила сноса объекта недвижимости

2.1. Подготовительный этап работ по сносу объекта недвижимости

Если Вы приняли решение снести объект недвижимости, то Вам необходимо обратиться в специализированную организацию для подготовки проекта организации работ по сносу объекта недвижимости (ч.1 ст. 55.31 ГрК РФ).

Подрядчик, ответственный за подготовку проекта, должен быть включен в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

Подробнее…

Подготовка проекта организации работ по сносу объекта недвижимости требуется не во всех случаях. В частности, такой проект Вам не понадобится для сноса:

  • гаража, расположенного на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • жилого дома, садового дома, хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства;
  • объектов индивидуального жилищного строительства;
  • строений и сооружений вспомогательного использования;
  • в случае сноса объекта недвижимости в целях строительства нового объекта недвижимости либо реконструкции объекта капитального строительства.

В любом случае до осуществления работ по сносу объекта недвижимости Вы обязаны не позднее, чем за 7 рабочих дней до их начала, уведомить муниципалитет о планируемом сносе объекта. Форма уведомления утверждена приказом Минстроя РФ от 24.01.2019 № 34/рп «Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства». Уведомление подаётся на бумажном носителе в муниципалитет по месту нахождения объекта недвижимости.

По общему правилу к уведомлению нужно приложить проект организации работ по сносу объекта, а также результаты и материалы обследования объекта, на основании которых был подготовлен такой проект (п.10 ст. 55.31 ГрК РФ).

Точно так же в срок не позднее 7 рабочих дней после завершения работ по сносу объекта недвижимости необходимо подать в муниципалитет уведомление о завершении сноса объекта недвижимости.

Направление уведомления не требуется, если работы по сносу были начаты до 04.08.2018.

2.2. Осуществление сноса объекта недвижимости

До начала осуществления работ по сносу Вам необходимо получить в организациях, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения по местонахождению объекта недвижимости, условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения. В соответствии с выданными условиями Вы будете обязаны отключить свой объект от сетей инженерно-технического обеспечения.

Подробнее…

Условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются упомянутыми организациями без взимания платы в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.

Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения (ч.2 ст. 55.31 ГрК РФ).

Далее Вы должны вывести объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Подробнее…

Вывод объектов недвижимости из эксплуатации детально нормирован в следующих случаях:

  • остановка работы объектов электроэнергетики, осуществляемой в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2007 г. № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»);
  • вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. № 889);
  • вывод из эксплуатации инфраструктуры морского транспорта (Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 (ред. от 29.07.2017

Если вывод объекта капитального строительства из эксплуатации не урегулирован нормами права, то эксплуатация все равно прекращается не позднее момента, когда объект перестанет существовать (но может прекратиться и ранее).

Не забудьте в процессе сноса выполнить обязательные требования, установленные ч.3 ст. 55.31 ГрК РФ. В частности, Вам будет нужно:

  • принять меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
  • предусмотреть устройство временных ограждений, подъездных путей;
  • осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

3. Как снять снесенный или разрушенный объект недвижимости с кадастрового учета и прекратить право на него?

Снятие с государственного кадастрового учета снесённого или разрушенного объекта недвижимости и прекращение прав на него осуществляется по единому алгоритму, а именно: по заявлению собственника либо уполномоченного им на то лица на основании акта обследования (ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости.

Для подготовки такого акта обследования Вам необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Подробнее…

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов, подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭП) кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой акт кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

Требования к его подготовке и составу содержащихся в нем сведений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 Но чтобы не было проблем в дальнейшем, лучше доверить проверку документов специалистам!

Для подачи заявления в Росреестр о снятии с государственного кадастрового учета и о государственной регистрации прекращения права на объект недвижимости можно обратиться в любое подразделение МФЦ «Мои документы». При себе необходимо иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя. К заявлению нужно приложить акт обследования.

Вы также можете подать документы в электронном виде на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) или едином портале государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» https://www.gosuslugi.ru.

За снятие снесенного или разрушенного объекта недвижимости с государственного кадастрового учёта и за государственную регистрацию прекращения права собственности в связи с прекращением существования объекта недвижимости государственная пошлина не взимается.

Порядок ликвидации основного средства предприятия

До 2013 года для решения по ликвидации в обязательном порядке должна была собираться специальная комиссия для рассмотрения дела. На настоящий момент, согласно Федеральному закону №402, руководитель предприятия в праве самостоятельно принимать решение о том, собирать таковую комиссию или нет. При этом без комиссии он самовольно имеет право принимать решение о ликвидации, как владелец имущества.

Порядок процедуры, включая организацию комиссии, выглядит следующим образом:

  1. Создание внутреннего приказа об организации комиссии. В приказе должны быть указаны все члены комиссии. Минимальное количество составляет не менее двух участников — ответственное за ликвидацию объекта лицо и главный бухгалтер предприятия.
  2. Комиссия оценивает лично качество и состояние ликвидируемого объекта, анализирует его на предмет восстановления или ремонта.
  3. При решении о ликвидации обязательно должна указываться её причина, например, авария, физическая изношенность и т.д.
  4. После этого составляется внутренний приказ о ликвидации объекта. Приказ вступает в силу лишь после того, как все члены комиссии поставят в нём свои подписи.

Для завершения процесса порядок требует составления акта о списании. Наконец, объект вычеркивают из инвентарной карточки или книги.

Для завершения ликвидации составляется акт о списании.

Компетенции комиссии

Каждый член комиссии имеет ряд прав, установленных законом:

  • Осмотр и изучение ликвидируемого объекта, его технической документации, а также бухгалтерских отчётов, связанных с его содержанием.
  • Установление причин, по которым средство пришло в негодность.
  • Выявление виноватых в порче имущества и их привлечение к ответственности.
  • Составление акта о списании и его утверждение.
  • Выявление возможностей дальнейшего использования объекта или его деталей.
  • Определение рыночной стоимости ликвидируемого средства, а также его частей или деталей.

Если отдельные элементы или детали пригодны к сбыту или дальнейшему использованию, то их необходимо обязательно фиксировать в бухгалтерском учёте, даже если они не будут использоваться фирмой в дальнейшем.

Фиксация в учёте

Процесс может быть чреват для предприятия дополнительными затратами или наоборот прибылью. В обоих случаях денежные издержки должны фиксироваться в бухгалтерском и налоговом учёте. Как это делается:

  • Налоговый учёт. Затраты на демонтаж и разборку ликвидируемого объекта, а также оставшиеся после разборки детали и материалы фиксируются в составе внереализационных расходов с доходами соответственно. Причём доходы необходимо указывать в любом случае, даже если объекты не будут использоваться для получения доходов предприятия.
    Все данные указываются на тот период, когда был издан акт о списании объекта.
  • Бухгалтерский учёт. Остаточная стоимость основного средства, а также затраты на разбор и демонтаж указываются в составе прочих расходов. Порядок требует указывать их в том же периоде, когда был издан акт о ликвидации.

Кроме того, в учёте предприятия необходимо указывать восстановленный НДС. Восстанавливать НДС нужно только в той ситуации, когда остаточная стоимость имущества выше нуля.

Закон позволяет не восстанавливать НДС при ликвидации основных средств компании. Но в некоторых случаях налоговые службы строго относятся к тем, кто пренебрегает вычитанием НДС — поэтому будьте готовы к разбирательствам.

Ликвидация ненужной недвижимости

Ликвидация недвижимости — более серьёзная и долгосрочная процедура, требующая тщательного контроля. Непосредственно ликвидация происходит поэтапно:

  1. Решение о ликвидации. Для этого в рамках предприятия собирается ликвидационная комиссия, которая принимает решение о необходимости избавления от недвижимости. Иногда руководитель предприятия принимает решение о ликвидации единолично — это не является нарушением закона.
    В обоих случаях необходимо будет заполнить акт на списание по форме № ОС-4. Форма является универсальной, поэтому она требует тщательного заполнения, чтобы максимально точно отразить весь порядок ликвидации.
  2. Согласование с надзорными органами. Когда планируется снос ликвидируемой недвижимости, для начала нужно согласовать процедуру с различными органами — это могут быть городская администрация, палата чиновников и т.д.
    Самовольный снос без согласования, как правило, влечёт за собой ответственность в виде выплаты штрафа.
  3. Ликвидация недвижимости и фиксация результатов. После получения разрешений можно приступать к сносу здания. По окончании работ все необходимые данные фиксируются в документах формы № ОС-4, № ОС-6, а также в бухгалтерском и налоговом учётах.

В учёте необходимо указывать данные обо всех издержках, связанных с ликвидацией недвижимости.

Когда организации необходимо создавать резерв по сомнительным долгам? Ознакомьтесь с рекомендациями по формированию резерва.
Проводки договора о переводе долга . Операция по переуступке долга в обязательном порядке фиксируется в отчётности всех участников сделки.

Списание остаточной стоимости недвижимости

В зависимости от целей ликвидации недвижимости будет меняться и вариант её списания:

  • Снос здания с планами на дальнейшее строительство. В таком случае расходы на ликвидацию недвижимости можно учитывать либо как самостоятельные, либо в числе капитальных расходов по строительству нового здания.
  • Снос здания без планов на дальнейшее строительство. В данном случае, если амортизация начислялась линейным методом, тогда необходимо прекратить её начисление с первого числа месяца, который следует после принятия акта о списании. При этом после сноса здания остаточная стоимость недвижимости фиксируется во внереализационных расходах. Также следует учитывать, что восстановление амортизационной премии не требуется.
    В ситуации, когда амортизация начислялась обратным, то есть нелинейным методом, то ликвидация объекта фиксируется путём вычеркивания его из амортизационной группы. При этом стоимость недвижимости необходимо списывать через амортизацию.

Посмотрите небольшое видео, в котором аудитор даёт практический совет о порядке ликвидации основных средств:

В бухучёте указываются издержки, связанные с ликвидацией.

Чаще всего остаточная стоимость недвижимости фиксируется по счёту 91-2 в прочих расходах, вне зависимости от дальнейшего использования освободившейся площади.

Особое внимание следует уделить периоду, в который нужно зафиксировать само списание. Дело в том, что преждевременная фиксация может вызвать лишний вопросы у налоговой компании, которые потребуют предоставления ряда подтверждающих документов. Поэтому рекомендуется указывать соответствующие данные либо на дату сноса, либо после его осуществления.

Грамотная и своевременная работа по фиксации ликвидируемых основных средств упростит процедуру ликвидации и поможет избежать вопросов со стороны налоговой службы.

Зачем проводится ликвидация основных средств

Основная причина выбытия оборудования ― отсутствие дальнейшей потребности в его использовании. Обычно это происходит с учетом следующих обстоятельств:

  • основное средство (ОС) вышло из строя и восстановлению не подлежит;
  • исчезает необходимость в использовании оснащения ввиду изменения вида деятельности предприятия;
  • потребность ликвидировать оборудование появляется в результате аварий, стихийных бедствий или наступления иных непредвиденных обстоятельств;
  • моральный износ активов;
  • хищение имущества.

В зависимости от ценности изношенного оборудования, оно может быть реконструировано или продано. Капитальное восстановление объектов недвижимости, в том числе и незавершенного строительства, провести бюджетно удается далеко не всегда. Поэтому если модернизация основного средства нерентабельна, а реализация затруднена, руководство принимает решение о его ликвидации.

В некоторых случаях необходимость в списании применительна лишь к отдельным составляющим объекта. В таких случаях способ распределения затрат допускает частичный демонтаж оборудования. Это может быть разукомплектация, уничтожение лишь части ОС. Наглядный пример ― закрытие определенного корпуса здания, в то время как другие помещения продолжают использоваться по назначению.

Как проводится списание ОС, период амортизации которых не прошел

Если принято решение о ликвидации полностью амортизированного оборудования с нулевой остаточной стоимостью, то сделать это будет достаточно просто. Проданное или утилизированное имущество полностью списывается с учета. При этом потребуется начислить НДС. Все расходы по ликвидации будут учитываться как внереализационные. Восстанавливать налог на добавленную стоимость ликвидированного ОС со 100% износом не нужно, что подтверждается положениями ст. 170 НК РФ.

Если же организация приняла решение избавиться от активов с остаточной стоимостью, убыток от списания одновременно отражается в бухгалтерском и налоговом учете. Если после ликвидации оборудования остались материалы, то они оприходуются и рассматриваются как внереализационный доход.

Спорным вопросом остается необходимость восстановления НДС, если имущество (здания, автотранспортные средства, технологическое оборудование) полностью не списаны. Положения законодательства прямо не указывают на подобную необходимость. Предприятие приняло входную сумму налога к вычету, в свою очередь, используя оборудование в операциях, облагаемых НДС, при этом дальнейшее применение ОС значения не имеет.

Тем не менее, если руководство приняло решение не восстанавливать налог, ФНС может выставить свои требования. Однако существующая судебная практика показывает, что арбитраж часто становится на сторону организаций.

Акт ликвидации основных средств

О списании основных средств будет рассказано в видео:



Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

Тип документа:
Дата документа: 29 мая 2015 г.
Версия для печати Facebook Twitter LinkedIn Delicious Digg StumbleUpon Live Journal В Контакте Мой Мир Поделиться ссылкой

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел в пределах своей компетенции обращение сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Снос и демонтаж зданий градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности.

При этом порядок сноса и демонтажа объектов капитального строительства регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что постановлением Госсроя России от 5 ноября 1997 г. № 18-65 утверждено Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласно которому орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливает исходную и разрешительную документацию по сносу (разборке) зданий, сооружений и зеленых насаждений (пункт 3).

Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) определены основания прекращения права собственности, субъектами которого могут выступать физические лица и организации, независимо от форм собственности (юридические лица), а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в лице их уполномоченных органов.

С учетом изложенного, а также положений статьи 209 ГК РФ, право собственности может быть прекращено на основании решения собственника (собственников, в случае общей собственности) об уничтожении имущества, что применительно к объектам капитально строительства является сносом, демонтажем такого объектом.

Следует отметить, что под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника. При этом прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно быть действительно необратимым.

Например, если в результате пожара, оползня, наводнения или иного стихийного бедствия здания были разрушены частично, то в данном случае произойдет изменение свойств объекта недвижимости, а не его уничтожение или гибель. Дальнейшая судьба объекта недвижимости будет зависеть от собственника пострадавшего имущества, который может принять решение о восстановлении объекта недвижимого имущества, его сносе, и прекращении права собственности на него.

Необходимо учитывать, что снос объектов капитального строительства сопряжен с проведением работ по демонтажу строительных конструкция, их вывозу и последующей утилизации, проведению земляных работ, благоустройству земельного участка, кроме того, проведение работ по демонтажу должно соответствовать требованиям к безопасности проведения таких работ в отношении жизни и здоровья физических лиц, имущества третьих лиц, расположенного вблизи демонтируемого объекта, которое может быть повреждено в процессе проведения таких работ, экологической безопасности.

В этой связи снос объекта осуществляется, как правило, с привлечением специализированных организаций с заключением соответствующих договоров (договоров с инженерными службами об отключении сносимых зданий от инженерных сетей, договоров подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса) и подписанием актов выполненных работ по договорам, подтверждающих их исполнение.

Кроме того, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее – Положение) снос (демонтаж) объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (пункты 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», состав и требования к которому предусмотрены пунктом 24 Положения.

Комплексный анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местного самоуправления о сносе такого объекта, которым, в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.

Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу такого объекта, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу (демонтажу), а также утилизации отходов.

С учетом изложенного, осуществление самовольного сноса объектов капитального строительства не допускается.

Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существовании помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Необходимо обратить внимание, что фактический снос (демонтаж) объекта недвижимости предшествует проведению кадастровых работ с целью подтверждения прекращения существования такого недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. № 627 (далее – Требования), акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения к акту обследования.

Согласно пункту 9 Требований в строку «Перечень документов, использованных при подготовке Акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, включенных в состав приложения к акту обследования. Указанный перечень документов, является открытым, однако, такие документы должны включать информацию, позволяющую идентифицировать объект недвижимости.

Таким образом, кадастровый инженер при подготовке акта обследования использует документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости, к которым можно отнести, например, копию распоряжения органа местного самоуправления о сносе здания, копию закрытого ордера на производства работ по сносу, копии актов приемки выполненных работ по договорам подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса и т.п.

В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета зданий вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.

Согласно части 2 статьи 16 Закона о кадастре снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов. В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для снятия с государственного кадастрового учета документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости является акт обследования с приложением копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

При этом законодательством Российской Федерации не установлен порядок снятия с государственного кадастрового учета объектов, не отвечающих требованиям, установленным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. не являющихся объектами недвижимости, но учтенных в качестве таковых.

Необходимо также отметить, что статьей 8.18 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» за производство самовольного сноса зданий, расположенных на территории города Москвы, предусмотрена административная ответственность.

Заключение.

  1. Причины, послужившие снятию с учета объектов недвижимости.

Прежде всего должны сказать, что просто так, без причины снять объект недвижимости с учета невозможно. Будь то здание, сооружение или квартира.

Причиной может стать прекращение существования объекта капитального строительства (далее — ОКС). Под этим понимается снос здания или сооружения, или их гибель.

Cнос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей. Основаниями для сноса объекта могут быть решение собственника либо в случаях, установленных законом, решение органа местного самоуправления или суда.

Встречаются также ситуации, когда гражданин или юридическое лицо владеет на праве собственности объектом недвижимости (здание, сооружение), который полностью или частично разрушен и эксплуатировать его не представляется возможным. Получается, что фактически объект недвижимости прекратил свое существование. Однако, так как запись об таком объекте недвижимости и о праве собственности на него содержится в ЕГРН, то собственник обязан нести ответственность за содержание, принадлежащего ему имущества (в том числе уплачивать налоги).

Для решения этого вопроса рекомендуем снять такой объект недвижимости с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности на него.

2. Документы и процедура при сносе объекта недвижимости.

В Российской Федерации с 4 августа 2018 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые регламентируют порядок сноса объектов капитального строительства, заключающиеся в установлении уведомительного порядка осуществления таких работ.

Перед началом работ объект, который подлежит сносу, необходимо отключить от сетей инженерно-технического обеспечения, подтвердив это актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей.

В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта уведомление о планируемом сносе объекта не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала выполнения работ по сносу.

Как это сделать? Обратиться в МФЦ, отправить почтовым отправлением или с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг. К уведомлению о планируемом сносе объекта прилагаются результаты и материалы обследования объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу такого объекта.

Если снос ОКСа осуществляется на основании решения собственника такого объекта недвижимости, необходим проект организации по сносу. При этом собственнику нужно предоставить в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта уведомление о планируемом сносе.

Однако стоит отметить, что проект организации работ по сносу не требуется в случае:

  • сноса гаража на земельном участке, не предназначенном для предпринимательской деятельности;
  • сноса объекта индивидуального жилищного строительства;
  • сноса на садовом земельном участке жилого или садового дома, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования;
  • если работы по сносу начаты до 04.08.2018 и проводятся не в связи с реконструкцией или строительством нового объекта.

Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом сносе объекта проводит проверку всех приложенных к уведомлению документов и обеспечивает размещение данных документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае непредставления данных документов, уполномоченный орган запрашивает их самостоятельно.

После завершения работ по сносу объекта капитального строительства собственнику в течение 7 рабочих дней необходимо отправить в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса данного объекта.

Формы уведомлений о планируемом сносе и завершении сноса объекта недвижимости утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 34/пр от 24.01.2019.

  1. Исключение сведений из ЕГРН

Для исключения ликвидированного ОКСа с государственного кадастрового учета и прекращения прав на него прежде всего необходимо будет обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит акта обследования, который будет являться документом, подтверждающим прекращение существования ОКСа.

Что такое Акт обследования?

Это документ, в котором кадастровый инженер подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены.

Составляется Акт в результате осмотра места нахождения объекта с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства), а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов.

Требования к Акту обследованию регламентируются статьей 23 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». (далее — Закон № 218-ФЗ).

Подготавливается документ в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, который подготовил такой акт.

Также, если это предусмотрено договором подряда, Акт может быть подготовлен в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой акт кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

Итак, акт обследования подготовлен. Что дальше?

Получив данный документ, имея на руках уведомления о планируемом сносе и о завершении сноса необходимого объекта недвижимости, необходимо подать заявление о снятии объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета и прекращении прав в МФЦ или посредством официального портала Росреестра.

Отметим, что с заявлением вправе обратиться только собственник снесенного объекта недвижимости либо его представитель с документом, подтверждающим соответствующие полномочия.

В силу пункта 3 части 3, пункта 2 части 5 статьи 14 Закон № 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета ОКСа будет проводиться:

  • если права на ОКС не зарегистрированы – то только по заявлению о снятии с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости без государственной регистрации права;
  • если права на ОКС были зарегистрированы в ЕГРН — одновременно по заявлению о снятии с государственного кадастрового учёта и о государственной регистрации прекращения права на необходимый объект недвижимости.

При необходимости снятия с кадастрового учёта части ОКСа, которая была поставлена на кадастровый учёт, например, для его передачи в аренду нужно подать одно из следующих заявлений:

  • если ограничение или обременение не было зарегистрировано, то только о снятии части здания, сооружения с кадастрового учета (пункт 3 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ);
  • если ограничение или обременение было зарегистрировано, только о государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) на часть здания (сооружения), так как в этом случае часть объекта снимается с учёта одновременно с прекращением ограничения (обременения) в соответствии с частью 2 статьи 44 Закона № 218-ФЗ;

Рассмотрим такой случай из практики, когда: завершено строительство объекта незавершенного строительства (далее – ОНС), который поставлен на государственный кадастровый учет и на него зарегистрированы права и (или) преобразование ОКСа, в результате которого объект является исходным для вновь образуемых объектов.

В данном случае правообладателю не требуется обращаться в Росреестр с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета исходного здания, сооружения (объекта незавершенного строительства) и за государственной регистрацией прекращения прав на него.

Достаточно будет заявления о постановке на государственный кадастровый учет преобразованного здания с приложением технического плана. О том, что такое технический план, для каких целей он подготавливается мы писали ранее. Можете ознакомиться в разделе «статьи».

Отметим, что согласно Налоговому законодательству, за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимости, преобразованием (или реконструкцией) объекта недвижимости государственная пошлина не уплачивается.

  1. Прекращение права собственности

Право собственности на объекты недвижимости прекращается в ряде случаев:

  • отчуждения собственником своего имущества другим лицам;
  • при отказе собственника от права собственности;
  • гибели или уничтожении имущества;
  • при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Мы говорим о такой причине как гибель или уничтожение имущество. И хотим отметить, что физическое уничтожение объекта недвижимости, а также его реконструкция не освобождает собственника (правообладателя) от совершения действий, которые направлены на юридическое оформление прекращения права собственности.

В заключении отметим, что процедура снятия объекта с государственного кадастрового учета и прекращения прав на такой объект завершается выпиской из ЕГРН которая и будет свидетельствовать о снятии объекта недвижимости с государственного учета.

  1. Особенности и нюансы. Ваши вопросы.

В нашу рубрику «Вопрос-ответ» поступают вопросы относительно снятия с государственного учета объектов недвижимости. Некоторые из них, самые популярные опубликуем в этой статье.

Нужно ли снимать с учета старый, разрушенный дом, если на его месте будет построен новый?

Да. В данном случае, снесенный объект необходимо снять с государственного кадастрового учета и прекратить на него право собственности. Для чего?

Дело в том, сто сведения об объектах капитального строительства, которые стоят на государственном учете, передаются в налоговую инспекцию для начисления налога на недвижимость. Соответственно, если разрушенный дом не снять с учета, то он так и будет облагаться налогами.

Дополнительно напомним, что с таким заявлением вправе обратиться только собственник такого объекта недвижимости, либо его законный представитель. Если дом в собственности нескольких владельцев, они могут подать документы одновременно или оформить доверенность у нотариуса на одного владельца.

Если дом разрушен по непредвиденным причина, например, пожар или наводнение, какие документы необходимо предоставить?

В данном случае, к заявлению и акту обследования обязательно прилагается соответствующая справка из МЧС о факте чрезвычайного происшествия.

Как снять с государственного кадастрового учета границы охранной зоны линии электропередачи?

Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (Далее – ЗОУИТ).

В настоящее время ЗОУИТ исключены из перечня объектов землеустройства.

В связи с этим, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельном кодексом РФ для охранных зон.

Использование территорий, находящихся в зоне объектов электросетевого хозяйства, регулируется «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (Далее – Правила).

Сведения о прекращении существования ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти, либо органов местного самоуправления.

В соответствии с порядком ведения ЕГРН при исключении объекта реестра границ из ЕГРН в данных о прекращении указываются сведения о документах-основаниях для исключения сведений об объектах.

Порядок направления документов в орган регистрации прав для внесения сведений о прекращении существования ЗОУИТ следующий — в случае прекращения существования зоны с особыми условиями использования территории, федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Обязательным приложением к документу (содержащимся в нем сведениям), направляемому в орган регистрации прав (Росреестр) являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон.

Отметим, что внесение в ЕГРН сведений о границах ЗОУИТ должно осуществляться в порядке межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые будут нести ответственность за качество вносимых в ЕГРН сведений, либо, при наличии решения указанных органов об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, на основании заявления лица, права которого затрагиваются таким решением.

Таким образом, чтобы внести в ЕГРН сведения о прекращении ЗОУИТ объекта электросетевого хозяйства необходимо подготовить следующие документы:

  • сопроводительное письмо;
  • подготовленное в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории;
  • перечень координат характерных точек границ таких зон.

Срок внесения в ЕГРН сведений о прекращении охранной зоны составляет 15 рабочих дней.

Установлена ли ответственность за сносы ИЖС в случае, если орган, выдавший разрешение, не предпринял действия по определению несоответствия по причине нахождения ЗОУИТ на этой территории до начала строительства?

Обязанность уведомить правообладателя об изменении установления особой зоны возложена на Росреестр. Наложена ответственность на правообладателя в случае, если он не приведет объект капитального строительства в соответствии с ограничениями зоны с особыми условиями использования территории.

Заключение

Напомним, что весь процесс подготовки документов и подачи их в органы регистрации прав проводят специалисты Компании «Региональный кадастровый центр». Все кадастровые инженеры нашей Компании имеют аттестаты кадастровых инженеров, являются членами СРО «Межрегиональный союз кадастровых инженеров» и имеют колоссальный опыт в проведении данного вида работ.

Добавить комментарий