Купюра в 1 доллар


Немного истории
Первыми собственно американскими деньгами следует считать, однако, не доллары, а «континентальные деньги», изданные в 1776 году. По предложению тогдашнего президента Бенджамина Франклина (которому, кстати, принадлежит знаменитый афоризм «деньги суть отчеканенная свобода»), на их оборотной стороне была изображена круглая цепь, составленная из тринадцати звеньев – вроде бы символизирующая первые тринадцать штатов. Опять же запомним этот момент: с числом 13 мы ещё встретимся, и не один раз.
В годы борьбы за независимость в североамериканских колониях Англии в ходу была временная бумажная банкнота, которую прозвали «континентальный доллар», поскольку ее курс был привязан к «доллару с колоннами». Именно на это название ориентировались североамериканские политики, создавая финансовую систему нового государства, при этом Томас Джефферсон лично предложил при чеканке монет взять за образец «испанский доллар». В 1785 году Конгресс США постановил начать чеканку собственной монеты. Закон 1792 года впервые на Западе ввел десятичную денежную систему с золотыми и серебряными монетами. Первый американский серебряный доллар был выпущен в обращение в 1794 году.
В 1861 году появились первые американские бумажные деньги. Стандартным платёжным средством так называемые «United States Notes» («банкноты Соединенных Штатов»), прозванные «Green backs» (зеленые спины) из-за зеленого цвета их оборотных сторон. Отсюда берет свое начало столь привычное нашему уху слово «баксы».
Изучение банкноты
Много есть статей на тему магического числа 13 на купюрах однодолларовой банкноты. И, действительно, доллар, как ни одна другая валюта, напичкан символикой, которая, тем или иным способом, связана с числом 13. Более того, в нем также присутствует символ звезды Давида. Давайте рассмотрим одно долларовую банкноту поближе.

Рис 1. Доллар
Два круга на банкноте это не что иное как две стороны ВЕЛИКОЙ ПЕЧАТИ США.
Левый круг:

Рис 2. «Всевидящее око” или «великий архитектор”
Сверху мы видим надпись ANNUIT COEPTIS – что значит «одобренные начинания»;
Снизу NOVUS ORDO SECLORUM – «новый священный порядок».
Внизу пирамиды – латинскими цифрами MDCCLXXVI, то есть 1776 год основания США.
Теперь давайте поищем число 13, найти его не так уж и сложно.
13 ступеней пирамиды;
13 знаков в сумме римского числа MDCCLXXVI (девять знаков) плюс четыре знака в числе 1776;
13 знаков в лозунге ANNUIT COEPTIS;
Рассмотрим правый круг:

Рис 3. Орел
13 звезд над головой орла, которые образуют звезду Давида (см. рис 4)

Рис 4. Звезда Давида

13 знаков в лозунге E PLURIBUS UNUM (в переводе «Из многих – единое»).
13 горизонтальных и 13 вертикальных полосок на нагрудном щите у орла. 13 листьев и 13 ягод на оливковой ветви.
13 стрел в левой лапе орла.
13 раз встречается буква N, 13-ая буква традиционного латинского алфавита.
13 звездочек на печати Казначейства США. (см. рис 5)

Рис 5. Звезды на печати казначейства
Итак это факты. То что мы можем найти внимательно рассмотрев купюру. Теперь, я хочу представить три точки зрения на значимость символов нарисованных на долларе.
Официальная точка зрения
На оборотной стороне банкноты $1 помещена «Великая Печать США» (англ. Great Seal of the United States). Это два изображения: справа расположен белоголовый орёл, прикрытый щитом, украшенным узором звездно-полосатого флага. В одной лапе орел держит оливковую ветвь (символизирует мир), с 13-ю ягодами и 13-ю листьями (символизируют 13 колоний, образовавших США), в другой – 13 стрел (символизируют войну). Над орлом расположены 13 звезд. Голова орла повёрнута в сторону оливковой ветви, что должно обозначать стремление США к миру (до 1945 года орёл смотрел в другую сторону). Верхушка щита обозначает законодательную власть, голова орла – исполнительную, а хвост – судебную. Над головой орла помещена лента с латинской надписью (также из 13-ти букв) E Pluribus Unum – «Один из Многих».
(Тонкости перевода с латыни:
На ленточке в клюве орла надпись: «E PLURIBUS UNUM”. Конечно, это выражение официально переводят так, чтобы никого в мире не напугать: «единство в многообразии”; однако если быть точным, эта латынь означает – «из многих — единое”. Что в последнее время стали читать как «один народ из множества”, подразумевая верховенство американской нации над остальными.
В левой части – пирамида.
Под ней – другая надпись: «NOVUS ORDO SECLORUM”. Переводится как «Новый порядок Эр” или «Новый мировой порядок”.
Над пирамидой — «ANNUIT COEPTIS”. Переводится так: «Он благословляет наши деяния”.
Официально «Он” трактуется как «Бог”. Однако, по мнению некоторых исследователей (в частности, Стана Део), глаз над пирамидой — знак Люцифера в форме его мудрости. И символ этот означает тайну, власть и чудо.
Тайна – поскольку Вы видите глаз, но не видите личности.
Власть – потому что «око” это всевидящее.
Чудо – заключается в том, что «око” висит в воздухе над пирамидой.
Кстати, в Коране о дьяволе сказано: «Он имеет один глаз, подобный набухшей виноградине”.
ОТСЮДА )
Слева изображена незавершенная пирамида, с цифрой 1776 на подножии (год основания США, указан римскими цифрами). Официального объяснения этой символики не существует. Принято считать, что пирамида символизирует будущий рост США и стремление к совершенству. «Всевидящее око» в треугольнике, обрамленном солнечными лучами (весьма древний религиозный символ), символизирует божественную силу, наблюдающую за миром. Поверх пирамиды идет латинская надпись из 13-ти букв «Annuit Coeptis», которая означает «Он Одобряет Наши Деяния», под пирамидой – еще одно латинское изречение «Novus Ordo Seclorum» – «Новый Порядок Поколений», символизирующее наступление «американской эры».

Причины, почему доллары приобрели зелёную окраску, досконально неизвестны. До 1929 года при изготовлении долларов использовались разные цвета – монотонный зелёный появился лишь в 1929 году. Объяснение этого факта звучит так: зелёные красители были достаточно дешевыми, зеленый цвет был относительно устойчивым к внешним воздействиям, а зелёный цвет психологически вызывал доверие к деньгам и чувство оптимизма. В последние годы долларовые банкноты вновь приобрели новые цвета – оттенки жёлтого и розового.
Точка зрения американского историка Альфреда Сигерта. (Интервью взято с сайта http://baza.md).
– Г-н Сигерт, почему вас заинтересовали тайны долларовой купюры?
– Все началось с моего интереса к России, из которой в свое время приехали в США мои предки. Как философа меня привлекали философские системы великих русских мыслителей Блаватской, Вернадского и Рериха. Мало кто в современной Америке знает, что общий дизайн долларовой купюры принадлежал выходцу из России, но это – чистая правда. В государственных архивах США авторство приписывается некоему «Сергею Макроновскому», но, что самое удивительное, никаких сведений об этом человеке найти не удавалось даже в пограничной службе. Получалось, что создатель рисунка самой распространенной денежной купюры, на которую люди молятся и которую проклинают, на которой держится мировая экономика – пропал… Никогда не въезжал на территорию Америки, а может, даже и не существовал.
Потребовалось целое расследование, но в итоге я был ошарашен. Под псевдонимом «Макроновский» работал никто иной, как русский мистик, философ и художник Николай Рерих!
Более того, Рерих не только создал рисунок американской валюты, но и оказывал огромное влияние на тогдашних президента США Франклина Рузвельта и вице-президента Генри Уоллеса, да и всю Демократическю партию.
Политические противники Рузвельта и Уоллеса ненавидели Рериха от всей души. Популярный историк Шлезингер, ярый враг Рузвельта и рузвельтовского курса на сближение с Россией/СССР, называл Рериха «жуликом» и приписывал ему чуть ли не абсолютную власть над «околпаченными» Рузвельтом и Уоллесом.
Разумеется, когда я установил, что купюра в один доллар была разработана Рерихом под личным руководством Рузвельта, я был ошеломлен.
Первое, что я сделал, это вытащил из кармана бумажник и начал пристально вглядываться в дизайн «бакса». Все знают, что на долларе есть многозначительная символика – но никому не приходило в голову проанализировать ее с точки зрения «русского» влияния.
– Многие считают, что на долларовой купюре – масонские знаки типа «всевидящего ока» и звезды Давида.
– Да, при поверхностном осмотре. Вот что традиционно замечают «охотники за символами». Незаконченная пирамида, над которой располагается треугольник «всевидящего ока». Оба этих символа – масонские. Они означают, что работа по созданию Соединенных Штатов еще не завершена и что вдохновителем этой работы является Всевышний. Пирамида отбрасывает тень в западном направлении, а свет, естественно идет с Востока. Это очень многозначный символ, и он был разработан специально для долларовой купюры, так как на других масонских знаках (в том числе на государственной печати США) никакой тени просто нет. Автором этого символа был Рерих.
Справа от пирамиды – изображение орла. Тут тайных знаков еще больше. Орел – символ Святого Иоанна, покровителя мистицизма, автора Апокалипсиса. В лапах он держит пучок стрел – символ библейского царя Давида, воина и, по современным меркам, террориста, а также ветвь оливкового дерева – символ царя Соломона, созидателя и миротворца. Над головой орла – венец, в котором маленькие звездочки Соломона (пятиконечные) образуют узор большой звезды Давида (шестиконечной), символизируя невозможность мира без войны.
Но все эти знаки – очевидны и хорошо изучены. А вот что малоизучено, так это вклад Рериха. Почему, например, на долларе столько раз встречается число 13? Это, казалось бы, несчастливое число на купюре можно найти, как вы догадались, 13 раз!
Если следовать примитивной логике, то долларовая бумажка – просто сгусток невезения.
— Но что же подразумевал Рерих? Почему он навязал Штатам дизайн?
– Для того, чтобы понять замысел Рериха, который он, судя по всему, никогда и никому из своих американских последователей не объяснял, нужно вдуматься в наиболее важные аспекты философии этого великого мистика. Рерих осуществил синтез, слияние, еврейско-христианской традиции с индийской магией, учением великих Махатм.
Традиционно мы считаем число 13 несчастливым. Согласно легенде Иуда сел тринадцатым за стол Последней Вечери. Кроме того, тринадцать – число Луны, а не Солнца, значит, число тьмы. Некоторые считают тринадцать числом Лилит, первой жены Адама, предводительницы демонов.
Но есть и очень значительные свидетельства об особом, не добром и не злом, характере этого числа. 13 – число высшей эзотерической силы, способное напрямую обратиться ко Всевышнему. А уж как дальше дело повернется, зависит от достоинств и добродетелей того, кто взывает к помощи свыше.
В еврейской традиции 13 – число патриарха Еноха, единственного из людей, взятого на небеса живым. 13 – еще и число Метатрона, ангела, служащего ушами и устами Всевышнего. Это же – и число граней Плода Познания (да, да, того самого, от которого вкусили Ева и Адам). А сам Плод Познания – схематическое отображение четырехмерного куба, тессеракта, в который заключена трехмерная сфера, наш мир.

А в индийской мистической традиции, особенно в учении гуру Нанак Дева, тринадцать – число, после которого надлежит прекратить счет, ибо вещи человеческие исчислимы цифрами от одного до дюжины, вещи же сверхъестественные начинаются с
тринадцати, но они непостижимы. Так что после двенадцати следует тринадцать, потом – снова тринадцать, потом – снова… И так – тринадцать раз.
Николай Рерих сумел объединить мистическую защиту еврейской и индийской традиций – и мир получил великую валюту, несокрушимый доллар. Экономика США не только восстановилась после Великой депрессии 1929-1933 годов, но и расширилась до небывалых, подлинно вселенских размеров. Рериховский доллар стал править миром.
– Но как же тогда объяснить нынешнюю, весьма непростую ситуацию? Доллар падает, США на грани кризиса, кредитные деривативы обесцениваются, золото подорожало в 5 раз за 8-9 лет. А ведь долларовая бумажка не изменилась. Неужели магия Рериха оказалась так недолговечна?
– А кто вам сказал, что доллар не изменился? В дизайн Рериха было внесено изменение. На долларе появился новый магический символ, который не был предусмотрен замыслом русского философа (см. рис 6). Этот символ – рогатая Сова, знак богини Астарты, богини раздора и лишений.

Рис 6. Сова
И появился он совсем недавно, после отказа президента Никсона от золотого стандарта. Доллар стало невозможно обменять на золото – а в правом верхнем углу банкноты, практически незаметная непосвященному глазу, сидит и злобно щурится Рогатая Сова.
– Так что, пока ее не уберут, не видать нам повышения курса? Так и будет доллар падать?
– Я считаю, что да. Но это – непростая тема. Я продолжаю собирать информацию, в особенности в связи с тем, что американская валюта сейчас активно перерисовывается, появляются новые дизайны. Сейчас я работаю над книгой, посвященной тому, одобрил бы Рерих новые рисунки банкнот. Когда книга будет готова к печати – тогда и поговорим подробнее.
– Ну что ж, перспектива заманчивая. Значит, не прощаемся?
– Куда там, у этой истории просто обязано быть продолжение!
Точка зрения собранная из многих найденных в сети, единых за сутью изложенной информации.
Число 13
Как мы рассмотрели вначале, долларовой банкноте присущая пламенная любовь к числу 13. Странно ведь получается. Людям, как известно, свойственен такой порок, как суеверие. Мы, конечно, не боимся чёрных кошек, пустых вёдер и тринадцатого числа – но всё же некоторое напряжение по таким поводам испытываем. Создавая же символику, тем паче государственную, мы уж, наверное, не будем изображать на ней такие предметы. Попробуйте вспомнить хоть один государственный герб, знамя, символ, где было бы нарисовано нечто подобное. Ручаюсь – такого нет.
Американцы же, в отличие от всяких разных гордых народов, суеверий своих не стыдятся, а холят их и лелеют. Например, в хороших американских отелях нет «тринадцатых номеров» – а есть какой-нибудь номер «двенадцать-а». Чтобы не травить душу тому, кто в этом номере остановится. Всё-таки, как-никак, «чёртова дюжина».
Нелюбовь к числу 13 характерна для всей Европы, и, шире, для всех христианских государств и культур. Это связано со многими причинами (в частности, с сакральностью числа 12). Америка, как известно, христианское государство – по крайней мере, оно таким себя называет.
И, тем не менее, Америка является единственной в мире страной, абсолютно вся государственная символика которой основана на числе 13.
Существует только одна сколько-нибудь распространённая религиозная традиция, позитивно относящаяся к числу 13. Это иудаизм.
Здесь мы ступаем на очень скользкую почву. Следует отдавать себе отчёт в том, что никто, кроме самих евреев, не знает наверняка, что такое иудаизм. Это закрытая религия, и любые утверждения о ней можно делать только с большой натяжкой.
Тем не менее, некоторые начальные вещи всё-таки известны. В частности, число 13 связано с двумя фундаментальными для иудаизма вещами. Во-первых, с так называемыми «тринадцатью атрибутами божьего милосердия». И, во-вторых, с тринадцатью основными принципами иудейской веры, сформулированными рабби Моше бен Маймоном, величайшим средневековым иудейским мыслителем, личным врачом султана Саладина, известном среди неевреев как Маймонид, а среди евреев как Рамбам. Принципы эти должен знать каждый «соблюдающий» еврей: это нечто вроде краткого кодекса строителя иудаизма.
Звучат они, в кратком изложении, так. Еврей должен верить в существование Бога, который сотворил всё, един, единственен, бестелесен, и так далее. Далее, следует верить во все речения пророков и в истинность Торы, а также в то, что «другой Торы» (то есть другого учения, исходящего от Бога) дано не будет. Следует также верить в конечное воскресение мёртвых, а главное – следует верить в приход еврейского Мессии, который будет править всем миром…
Другого столь же известного «списка принципов» из тринадцати пунктов не существует.
Тут, опять же, очень легко оступиться и сделать ложный вывод – например, тот, что отцы-основатели Соединённых Штатов, столь странно заморочившиеся на числе 13, тайно служили евреям. Помимо всяких исторических свидетельств обратного, существует простейшая причина: люди предпочитают обычно служить себе, а не другим, а отцы-основатели Америки евреями не были. Поэтому логичнее предположить иное – а именно, что они сами исповедовали иудаизм, а скорее – нечто вроде иудаизма… Если же учесть, что практически все «творцы» Америки были масонами высоких уровней посвящения, то эти предположения становятся более осязаемыми: масонство щедрой рукой черпало из сокровищницы иудейской мысли.

Надо отметить ещё вот что. Мифологема Америки как Нового Израиля крайне важна для раннего этапа становления американской государственности. Американцы с самого начала «делали жизнь» по образу и подобию «избранного народа» – только вот «избранными» они считали самих себя. Разумеется, потом эта идея несколько размылась – но, тем не менее, не пропала совсем. Нынешнее американское самоощущение как «нации Номер Один» восходит в конечном итоге не только к экономическим и политическим успехам Америки, но и к этому ощущению изначальной избранности.
Пирамида, орел и лозунги
Кирпичи в пирамиде символизируют единство всех денег в мире, упорядоченных в иерархии, которую определяет верх пирамиды – светящийся масонский треугольник с оком «великого архитектора вселенной”.
Выровненная пирамида – символ мирового порядка, установленного «вольными каменщиками”. Она выражает масонскую мечту о том, что масонству предопределена роль будущей элиты, правящего клана, которому, как «избранному народу”, будет передано все могущество и все ценности прочих народов.
( Трактование Пирамиды
Насчёт пирамиды.
По мнению многих исследователей, кирпичи в пирамиде символизируют единство всех денег в мире, упорядоченных в иерархии, которую определяет верх пирамиды — светящийся масонский треугольник с оком «Великого Архитектора Вселенной» (Бога или сатаны – вопрос убеждений каждого).
Выровненная пирамида, как полагают некоторые исследователи, — символ мирового порядка, установленного «вольными каменщиками». Она выражает масонскую идею о том, что им предопределена роль правящего клана, которому будут переданы все ценности прочих людей.
А вот ещё один масонский знак — пятиконечная звезда над головой орла (присутствует также во лбу масонского бога Бафомета). На языке масонов она называется «Пентаграмма». Ассоциируется с чёрной магией. В течение семидесяти лет являлась символом советского государства. Одно время пятиугольная звезда была официальной печатью и гербом города Иерусалима.
Случайное совпадение или нет, но на крыше здания Верховного Суда Израиля — пирамида со всевидящим глазом. Правда, на долларе она не завершена, а на здании Верховного суда Израиля уже закончена, что многие связывают с состоявшимся приходом в мир если не самого антихриста, то его подданных. Фотография внутри здания показывает, что единственный крест в здании — перевёрнутый крест лестницы, по которому ходят люди. То есть как бы попирается христианская святыня.
Но самое потрясающее заключается в том, что ширина долларовой купюры любого достоинства составляет 6,66 см (этот факт может проверить каждый). Спрашивается: если американцы считают себя христианской нацией (следовательно, прекрасно знающей слова Иоанна Богослова о «числе зверя” (Откр. 13,18)), то почему бы им не производить свои денежные знаки, по размеру хотя бы десятой долей миллиметра отличающиеся от нынешних? В насмешку над Иоанном Богословом? Сейчас уже многие начинают говорить, что за этим стоит нечто более серьёзное.
ОТСЮДА)
Словосочетание Annuit Coeptis можно перевести или как слова «время начала» (тогда надпись относится к римским цифрам внизу пирамиды – там обозначен год принятия Декларации Независимости, 1776), или как фразу «он содействовал нашим начинаниям» (и тогда она, очевидно, относится к летающему глазу). Похоже, авторы имели в виду «и то, и другое».
Не менее интересна вторая надпись. Novus Ordo Seclorum можно перевести как «новый порядок для (будущих) поколений «, или, чуть более вольно, «новый порядок времён» (поскольку слово «seculum» в классической латыни означало «поколение», но иногда оно употреблялось в значении «век», определяя некоторый продолжительный период времени). Однако, сейчас более распростран ён иной перевод – «Новый Мировой Порядок» (если понимать seculum в значении наподобие греческого «эона»). Примерно такое толкование, ассоциировавшееся с проводимым Рузвельтом «новым курсом», и привело его к решению использовать обратную сторону Великой Печати в дизайне новой долларовой банкноты.
Лозунг «NOVUS ORDO SECLORUM” означает новый порядок во всемирной империи под властью доллара.
В клюве орла – лента с традиционным масонским лозунгом опять-таки из 13 букв: «E PLURIBUS UNUM” (”Единство в многообразии”). Также этот девиз можно трактовать как «ИзМножества – Одно”. Что в свою очередь согласно масонской доктрине о происхождении мира, заимствованной из древних материалистических учений, в начале бытия существовало лишь «Одно”, которое затем распалось и до сих пор распадается на «Множество” различных существ, предметов и явлений, форм и имен, видов и категорий.
Посмотрите внимательно на очищенное изображение печати. Хорошо видно, что если нижнее слово Ordo (содержащее 4 буквы) принять в качестве точки отсчета то, все слова по часовой стрелке содержат на одну букву больше чем предыдущее. Иными словами получается круг: Ordo (4), Novus (5), Annuit (6), Coeptis (7), Seclorum (8).
Соединяем буквы M A S O N (по одной из каждого слова) и смотрим, что получается:

(примечание: на представленном рисунке не пентаграмма, а шестиконечная звезда, но по тексту легко домыслить пентаграмму самому)
Это классический пример шифрованного оккультного символа. Число слов образует пентаграмму, число букв описывает круг вокруг пентаграммы, в результате получается скрытое изображение магического символа.
Все кто знаком с оккультными символами легко поймут чего не хватает в этом пентакле. А не хватает здесь числа зверя. Если его не хватает, то это не значит, что его нет.
Вершина пятиугольника пентаграммы (перекрестие двух линий) указывает на средний ряд в котором шесть камней. В рядах сверху и снизу от него также по шесть камней.

Рассмотрим центральное изображение печати – пирамиду.
В шестом, седьмом и восьмом ряду одинаковое число камней по шесть. Иными словами в центре пирамиды количеством камней зашифровано число зверя 666. Кстати ширина 1 доллара также 66,6 мм.
ОТСЮДА
Сообщение отредактировал ИзбрaнНик — 13.9.2011, 0:02

Теория языка | Филологический аспект №8 (28) Август, 2017

УДК 81

Дата публикации 30.08.2017

Шукунда Сергей Захарьевич
К.и.н., доцент факультета иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

Аннотация: Настоящая статья посвящена истории и идеологическому содержанию официальных девизов США. Автор подробно рассматривает истоки девизов, обнаруживаемые в европейской античной литературе. В статье прослеживается, как историческая обстановка определяла принятие и использование тех или иных официальных девизов.
Ключевые слова: государственная символика США, история США

The history and ideology of the national symbols of the United States (the official mottos)

Государственная идеология находит своё самое лаконичное и доходчивое выражение в официальных девизах, размещаемых на гербах, денежных знаках, орденах и т.д. Обыватель может не читать сложных политических или философских статей, но, взглянув в очередной раз на денежную купюру, он вспоминает, какова цель или в чем смысл существования общества, в котором он живёт.

Вот почему разработчики государственной символики США уделяли такое внимание государственным девизам. Их происхождение и содержание мы и рассмотрим в данной статье.

Конгрессу США потребовалось шесть лет и три комиссии для того, чтобы разработать государственный герб США с включёнными в него девизами.

Первоначально официальные девизы США формулировались на латыни. Латынь добавляла патину благородной древности государственным символам молодой нации. Латынь также была символом исторической связи новой американской цивилизации с великой европейской культурой.

4-го июля 1776 г., в день провозглашения независимости США, была созвана первая комиссия (First committee) по разработке герба США. Участник комиссии, один из лидеров войны за независимость Бенджамин Франклин предложил свой вариант герба с девизом «Rebellion to Tyrants is Obedience to God» («Восстание против тирании угодно Богу»).

25-го марта 1780 г. был созвана вторая комиссия (Second committee), участник которой Фрэнсис Хопкинсон (писатель и композитор, один из подписантов Декларации независимости, 1737- 1791 гг.) предложил проект герба с девизами «Bello vel pace paratus» («Для мира или для войны») и «Virtute perennis» («Постоянный по причине своей добродетели»).

Член третьей комиссии, созванной 4-го мая 1782 г., Вильям Бартон, юрист из Пенсильвании (1754 – 1817 гг.) предложил проект герба с девизами «In Vindiciam Libertatis» («В защиту свободы»), «Virtus sola invicta» («Лишь добродетель не побеждена / непобедима»), «Deo Favente» («Господь благоприятствует») и «Perennis» («Вечный / Постоянный»).

Мы подробно остановимся на девизах, окончательно утверждённых в качестве официальных, покажем их идеологическое содержание и проследим их происхождение.

В июне 1782 г. Секретарь Конгресса Чарльз Томсон (1729 – 1824 гг.) предложил девиз «Annuit Coeptis» как часть окончательного проекта Большой печати (герба) США. На обратной стороне печати изображена незаконченная пирамида, вершину которой венчает «Око Провидения». Над «оком» помещён девиз: «Annuit Coeptis».

Принятый в США перевод «Annuit coeptis» на английский язык: «He has favored our undertakings». На русский язык девиз переводится как «Он (Бог, Провидение) одобряет наши начинания», «Он содействует / покровительствует нашим начинаниям» или «Он с одобрением смотрит на наши дела».

Идеологическое содержание этого девиза – утверждение американского провиденциализма, т.е., рассмотрение истории США и их действий на мировой арене как проявление Провидения, высшего Промысла, осуществление Божественного плана. Идеология провиденциализма делает страну-носителя этой идеологии априори правой во всём, что она совершает.

Ч. Томсон так объяснил идею предложенного им герба: «Око Провидения» и девиз «Annuit Coeptis» «указывают на многочисленные удивительные проявления вмешательства Провидения в дело американцев».

Идеология провиденциализма была впервые отражена в Декларации независимости США. В последней строке Декларации говорится: «И с твердой уверенностью в покровительстве Божественного Провидения мы клянемся друг другу поддерживать настоящую Декларацию своей жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью».

Многие лидеры американской революции искренне полагали, что само Провидение способствовало достижению колониями независимости. В частности, 8-го августа, 1776 г., обращаясь к офицерам и солдатам милиции Пенсильвании, Джордж Вашингтон заявил: «Я верю, что Провидение будет улыбаться нашим усилиям и сделает нас жителями счастливой и свободной страны».

26-го марта 1781 г. в письме к Джону Армстронгу (генерал Континентальной армии в годы Войны за независимость, делегат Континентального конгресса от Пенсильвании, 1717 – 1795 гг.) Вашингтон писал: «Многочисленные случаи удивительного вмешательства божественной власти … слишком очевидны, чтобы я усомнился в счастливом исходе этого противостояния».

26-го ноября 1789 г. Вашингтон, уже в качестве президента (с 30 апреля 1789 г.), объявил четвёртый четверг ноября Днём благодарения. В своей речи по этому поводу Вашингтон заявил: «Наша искренняя и смиренная благодарность за… многочисленные удивительные проявления милости и благотворное вмешательство Его провидения в ход и завершение войны».

19-го августа 1784 г. Б. Франклин в письме к своему другу, шотландскому издателю Вильяму Страхану, писал: «Если бы не справедливость нашего дела и не вмешательство Провидения, в которое мы верили, мы потерпели бы крах».

В 1787 г. в обращении к Конституционному конвенту Б. Франклин заявил: «Должно быть, все из нас, участвовавших в этой борьбе, наблюдали частые проявления благосклонного к нам руководящего Провидения».

К геральдическому описанию («блазонированию») герба, утверждённому Конгрессом 20 июня 1782 г., Чарльз Томсон добавил свои «Замечания и пояснения» символики герба:

«… девиз «Annuit Coeptis» указывает на многочисленные замечательные вмешательства Провидения на пользу дела американцев».

В 1783 г. Ч. Томсон в письме к своей жене Ханне писал: «Я надеюсь, что Провидение, которое до сих пор вело нас по нашему пути, проложит дорогу к будущему счастью и процветанию Соединенных Штатов».

Идеология провиденциализма до сих пор активно используется правящей элитой США. В 2012 г. в своей речи на национальном съезде Демократической партии, посвящённом выдвижению Б. Обамы на второй президентский срок, президент США заявил: «… мы не сводим глаз с горизонта, зная, что Провидение с нами, и что мы счастливы быть гражданами величайшей страны на земле».

Чарльз Томсон позаимствовал девиз «Annuit Coeptis» у римского стихотворца Виргилия (70 – 19 гг. до н.э.). В своих поэтических наставлениях земледельцам «Георгики» (слово «георгики» означает «земледельческие стихи»), написанных в 1-м веке до нашей эры, Вергилий писал: «Da facilem cursum, atque audacibus annue cœptis» (Книга I, строка 40). В переводе на русский эта фраза звучит как «Легкий даруй нам ход, начинаньям способствуй отважным» (Перевод: Сергей Ошеров, Сергей Шервинский).

В этих словах Вергилий просит богоподобного Цезаря помочь ему в его поэтических усилиях по наставлению земледельцев (очевидно, в древнем Риме поэты разбирались в сельском хозяйстве лучше, чем крестьяне).

В другом произведении Вергилия – «Энеида» (Книга IX, строка 625) содержится фраза «Iuppiter omnipotens, audacibus annue coeptis!» Это – молитва Аскания, сына героя поэмы Энея. В русском переводе эта строка звучит как «Будь к дерзаньям моим благосклонен, о бог всемогущий!» (Перевод: Сергей Ошеров, Сергей Шервинский)

Чарльз Томсон, прекрасно знавший латынь (он был бывшим преподавателем латыни, а Вергилий был одним из его любимых поэтов), изменил глагол второго лица «annue» на глагол третьего лица «annuit» и придумал девиз: «Annuit Coeptis».

Ещё одним девизом, предложенным Чарльзом Томсоном в 1782 году и размещённым на обратной стороне герба США, был девиз «Novus Ordo Seclorum».

Официальное описание герба гласит: «На первом уровне пирамиды – римские цифры MDCCLXXVI, под которыми располагается девиз: «Novus Ordo Seclorum».

В своих «Замечаниях и пояснениях», сопровождавших геральдическое описание герба, Томсон отмечал: «Год 1776 в основании пирамиды – год принятия Декларации независимости, а слова «Novus Ordo Seclorum» означают начало новой американской эры, которая начинается в этот год».

Официально принятый в США перевод «Novus Ordo Seclorum» на английский язык: «A New Order of the Ages». На русский язык девиз переводится как «Новый порядок навеки» или «Новый порядок на века».

Идеологическое содержание девиза состоит в провозглашении нового политического режима – демократии, которая должна торжествовать в Америке если не вечно, то, по крайней мере, долгие столетия.

Демократия была названа «новым порядком» в противовес порядку «старому» – правлению монархий и церкви в странах Европы или личным диктатурам в империях древности.

Отцы-основатели Соединенных Штатов мыслили в масштабах веков. Они понимали, что их действия будут иметь долгосрочные последствия. В январе 1776 года американский писатель, философ и публицист Томас Пейн вдохновил американских колонистов своим видением новой американской эры. В своём знаменитом памфлете «Здравый смысл» он писал: «Это не вопрос дня, года или эпохи; в борьбу фактически вовлечено потомство, и оно до скончания века будет в той или иной степени подвергаться влиянию настоящих событий».

В своей речи у могилы Неизвестного солдата в День перемирия (сейчас – День ветеранов в США) 11 ноября 1940 года президент США Франклин Д. Рузвельт сказал: «На гербе Соединённых Штатов есть слова: «Novus Ordo Seclorum», которые означают: «Новый порядок на века». После долгих столетий, в течение которых народами правили абсолютистские монархии, церковь или личные диктатуры возникло первое в мире обширное государство, чьим основным принципом стала демократия – Соединенные Штаты Америки.

Америка и Британские острова возглавили мир в распространении среди больших и малых народов благой вести о демократии, и мир в целом почувствовал, что он отказался от феодализма, стремления к подавлению и диктатуры.

Мы, живущие сегодня, живём и думаем от имени наших дедов, родителей, самих себя, наших детей и нашим внуков. Мы, живущие сегодня, размышляем с позиций поддержания «нового порядка», к которому мы уже привыкли, и в котором мы намерены продолжать жить».

Чарльз Томсон создал девиз «Novus Ordo Seclorum», адаптировав строку четвёртой эклоги римского поэта Вергилия (эклога – стихотворение, в котором изображалась сцена из пастушьей жизни). В этой эклоге сивилла (пророчица) Кумская пророчит судьбу Римской империи.

В строке 5 четвёртой эклоги Вергилия говорится: «Magnus ab integro seclorum nascitur ordo.» На английский язык эта строка переводилась разными переводчиками как

«The majestic roll of circling centuries begins anew»

«The ages’ mighty march begins anew»

«The great order of the ages is born afresh».

На русский язык эта строка переведена как

«Сызнова ныне времен зачинается строй величавый» (Перевод С. Шервинского, 1933 г.)

Вдохновленный приведённой выше строкой, Томсон придумал девиз «Novus Ordo Seclorum» и поместил его в основании незавершенной пирамиды.

Лицевая сторона герба США содержит девиз «E Pluribus Unum».

Впервые этот девиз появился на эскизе герба США, предложенном Пьером Эженом Дю-Симитьером. Дю-Симитьер (1736 – 1784 гг.) был американским патриотом, философом, учёным-натуралистом и художником-портретистом. Он также был членом первой комиссии Конгресса по разработке проекта герба США, в котором исполнял роль художественного консультанта.

На эскизе Дю-Симитьера две аллегорические фигуры стоят по бокам щита, на котором изображены символы шести стран, переселенцы из которых населили Соединённые Штаты. Под щитом расположен свиток с девизом «E Pluribus Unum».

Хотя эскиз Дю-Симитьера не был утвержден, девиз «E Pluribus Unum» был выбран Чарльзом Томсоном шесть лет спустя, когда в 1782 г. он создал свой проект герба, центральной частью которого стал белоголовый орлан, держащий в клюве свиток с девизом «E Pluribus Unum».

«E Pluribus Unum» переводится на английский язык как «From many, one» или «Out of Many, One» В русском переводе – «Из многих – единое».

В настоящее время девиз символизирует идею того, что тринадцать колоний сформировали единое правительство.

Девиз «E pluribus Unum» обнаруживается в ежемесячном периодическом издании 1770-х годов Gentleman‘s Magazine. Создателем Gentleman’s Magazine был Эдуард Кейв (1691 – 1754 гг.) – английский издатель, редактор и владелец типографии. Впервые журнал вышел в Лондоне в 1731 г.

Gentleman‘s Magazine был весьма популярным и влиятельным среди образованных слоёв американского общества. Большая часть содержания журнала была не оригинальной, а заимствовалась из иных изданий. На обложке журнала обычно помещалась фраза «E pluribus Unum», означавшая, что его содержимое собиралось из различных источников. (Кстати, именно журнал Gentleman‘s Magazine положил начало использованию слова magazine, означающего «склад», «хранилище», в значении «периодическое издание» или «хранилище информации».)

Рядом с девизом «E Pluribus Unum», помещался рисунок руки, держащей букет, составленный из разных цветов.

Использование создателями герба США девиза «E Pluribus Unum» в том значении, в котором его использовал Gentleman‘s Magazine, показывает, что изначально Америка сравнивалась с букетом различных цветов, в котором одновременно существует единство и своеобразие – в отличие от «плавильного котла», в котором разные нации смешиваются и переплавляются в однородное целое.

Gentleman‘s Magazine использовал девиз «E Pluribus Unum» более ста лет (за исключением периода с 1789-го по 1794-й гг.)

Однако, сам журнал Gentleman‘s Magazine позаимствовал фразу «E pluribus Unum» из более раннего издания Gentleman‘s Journal, который использовал этот девиз ещё в 1692 году.

Gentleman‘s Journal издавался не долго – с 1692-го по 1694-й годы. Редактором издания был Пьер Антуан Мото (Pierre Antoine Motteux, 1663 – 1718 гг.) – английский писатель, драматург и переводчик. Француз-гугенот по рождению, он перебрался в Англию в 1685 г.

Пьер Мото впервые использовал эмблему букета с девизом «E Pluribus Unum» в номере своего журнала за январь 1692 г. и продолжал использовать её вплоть до последнего номера за ноябрь 1694 г.

В третьем номере Gentleman‘s Magazine за 1856 г. была помещена автобиография Эдуарда Кейва – создателя Gentleman’s Magazine. В ней Эдуард Кейв (он писал под псевдонимом Сильван Урбан) рассказывает о создании обложки своего журнала: «Была добавлена эмблема в виде руки, держащей букет цветов с девизом «E Pluribus Unum». Эта эмблема была скопирована с букета, который изобразил в своём Gentleman‘s Journal Пьер Мото и с тем же девизом».

Пьер Мото в девизе «E Pluribus Unum» ставил запятую между Pluribus и Unum («E Pluribus, Unum»). В таком виде грамматически фраза означает «один, выбранный из многих». Gentleman‘s Journal охватывал более широкий круг тем, чем другие периодические издания того времени. Журнал публиковал новости, материалы по истории и философии, поэзию, музыку и т.д. Идея девиза состояла в том, что любой читатель мог выбрать из содержания журнала какую-то интересную для него статью.

Однако, стихи, помещённые в одном из номеров Gentleman‘s Magazine за 1734 г. и посвящённые девизу «E Pluribus Unum», показывают новое понимание девиза. Стихи заканчиваются строчками:

To your motto most true, for our monthly inspection,

You mix various rich sweets in one fragrant collection.

В этом контексте девиз уже означает «единое, составленное из многих». На такой смысл девиза указывает и отсутствие запятой в тексте девиза, использовавшегося Gentleman‘s Magazine.

Сочинил ли Мото фразу «E Pluribus Unum» сам или нашёл её в каком-то источнике, точно сказать уже невозможно. Существует целый ряд произведений классической авторов, с которыми были знакомы образованные люди прошлого и которые содержат похожие фразы.

Например, Мото мог адаптировать фразу «Quid te exempta iuuat spinis de pluribus una?» – «Легче ль тебе, коль одну лишь из многих заноз извлекаешь? (Перевод Н. С. Гинцбурга)» , содержащуюся во Второй книге «Посланий» древнеримского поэта «золотого века» римской литературы Квинта Горация Флакка (65 – 8 до н. э.).

Другим источником девиза могли быть слова древнеримского политического деятеля, оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.). В своём труде «Об обязанностях» (De Officiis, глава 56) Цицерон пишет: «… quod Pythagoras vult in amicitia, ut unus fiat ex pluribus» – «… то, чего Пифагор требует от дружбы: чтобы многие были как бы одним человеком» (перевод В. О. Горенштейна).

Упомянем также христианского теолога и философа Святого Августина (Августин Блаженный Аврелий, 354 – 430 гг.) В его Четвёртой книге «Исповедей» (глава 8) имеются такие слова: «…flagrare animos et ex pluribus unum facere.» – «… мы, как воск от огня, таяли и как бы сплавлялись в одно единое целое.» (Русский перевод: Августин. Творенiя. Кiев. Пер. Кiевской духовной академiи, 1879-1908.)

Ещё один претендент на авторство – Вергилий. В приписываемой ему поэме «Moretum» (моретум – блюдо из тертых овощей с сыром) герой готовит себе скромный завтрак – тертую смесь овощей с сыром.

«It manus in gyrum; paullatim singula vires

Deperdunt proprias; color est E pluribus unus.» (Стих 103)

«Кругом ходит рука; понемногу отдельные части силы теряют свои;

Из различных становятся цветом все одинаковы.» (Перевод С.П. Кондратьева )

С 1782 г. фраза «E Pluribus Unum» стала использоваться в качестве официального девиза Соединенных Штатов. Однако в 1956 году Конгресс принял закон, утвердивший новый девиз США – «In God We Trust».

Американская нация была основана на христианских принципах. Признание этого факта было закреплено в оформлении государственных зданий Вашингтона, в официальных документах и ​​исторических речах. С 1864 года девиз «In God We Trust» стал изображаться на американских монетах.

Новое идеологическое звучание девиз «In God We Trust» приобрёл в 1950-е годы – годы «холодной войны».

Американское государство стремилось продекларировать коренное отличие коммунизма, пропагандировавшего атеизм, от западных демократий, которые, по крайней мере, номинально, основывались на христианстве. Фраза «атеистические коммунисты» повторялась в США так часто, что общественность стала отождествлять коммунизм с атеизмом. Эти два слова зачастую воспринимались американцами как синонимы. Многие американцы стали считать атеизм проявлением отсутствия патриотизма и антиамериканизмом.

Официальное признание веры в Бога в качестве духовного стержня американской жизни было отражено в решении Верховного суда США по делу Zorach v. Clauson (1952 г.). Школьный округ штата Нью Йорк разрешил отдельным ученикам покидать школу до окончания занятий, если это было им необходимо для получения религиозного воспитания вне школы. При этом остальные ученики должны были оставаться в школе. Несколько родителей подали в суд на школьный округ штата. Член Верховного суда Вильям О. Дуглас так сформулировал решение большинства членов Верховного суда: «Мы – религиозный народ, и наши общественные институты предполагают существование Всевышнего.»

14 июня 1954 г. (День флага в США) президент Дуайт Эйзенхауэр подписал закон, согласно которому к тексту ранее светской Клятвы верности флагу США теперь добавлялись слова «under God» («I pledge allegiance to the Flag of the United States of America, and to the Republic for which it stands, one Nation under God, indivisible, with liberty and justice for all»). Инициировал эту поправку к Клятве Льюис Боуман, адвокат из Иллинойса, утверждавший, что взял эти слова из Геттисбергской речи А. Линкольна (19 ноября 1863 г.).

Объясняя американцам, почему Клятва верности стала содержать религиозный мотив, Эйзенхауэр сказал: «… мы вновь заявляем о важной роли религиозной веры в наследии Америки, а также её будущем. Мы будем постоянно укреплять то духовное оружие, которое навсегда останется наиболее мощным ресурсом нашей страны, как в мирное, так и военное время.»

5 января 1955 г. член Палаты представителей Конгресса Чарльз Беннетт инициировал законопроект, призывавший Монетный двор США разместить девиз «In God We Trust» на всех денежных знаках США. Представляя свой законопроект, Ч. Беннетт заявил: «В дни, когда империалистический и материалистический коммунизм стремится атаковать и уничтожить свободу, мы должны постоянно искать пути для укрепления основ нашей свободы. В основе нашей свободы лежит наша вера в Бога и желание американцев жить по Его воле и под Его водительством. Пока эта страна верит в Бога, она будет побеждать.»

В 1956 году Ч. Беннетт внес проект закона, объявляющего «In God We Trust» официальным девизом Соединенных Штатов. Конгресс 84-го созыва принял совместную резолюцию по замене существующего девиза «E Pluribus Unum» на «In God We Trust». Президент подписал соответствующий закон 30-го июля 1956 г. (Public Law 84-851).

Что касается происхождения девиза, то одно из первых упоминаний фразы «In God We Trust» обнаруживается в тексте поэмы «Оборона Форта Макгенри», написанной в 1814 году Фрэнсисом Скоттом Ки. В последней строфе поэмы содержится фраза: » …And this be our motto: In God is our trust. And the Star Spangled Banner in triumph shall wave, O’er the land of the free and the home of the brave».

Позже эта поэма была положена на музыку и в 1931 г. была утверждена в качестве национального гимна США «Звездно-полосатый флаг».

Для самого Фрэнсиса Скотта Ки источником фразы послужила Библия. В многочисленных стихах Ветхого Завета содержатся упоминания этой или похожих фраз. Например:

«It is better to trust the Lord than to put confidence in man.» («Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.») (Псалтырь, 118:8).

«He has put a new song in my mouth, praise unto our God; many shall see it, and fear and will trust in the Lord.» («И вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.») (Псалтырь, 40:3).

» I have put my trust in the Lord God, that I may declare all thy works». («На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои.») (Псалтырь, 73:28)

«The fear of man brings a snare: but whoever puts his trust in the Lord shall be safe.» («Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.») (Книга Притчей Соломоновых, 29:25).

Государственные девизы – интересное историко-культурное явление, отражающее особенности исторического развития той или иной страны и помогающее понять фундаментальные ценности, на которые ориентировались ее основатели.

Список литературы

1. Августин Аврелий (Блаженный Августин). Исповедь. — — Режим доступа: http://dugward.ru/library/avgustin/avgustin_ispoved.html#a004
2. Вергилий Марон Публий. Буколики. — — Режим доступа:

3. Вергилий. Буколики. — — Режим доступа:

4. Вергилий. Моретум. — — Режим доступа:

5. Вергилий. Энеида. — — Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/man/?id=2707
6. Квинт Гораций Флакк. Послания. — — Режим доступа:

7. Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. Об обязанностях. — — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423775001#056
8. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Под ред. О.А.Жидкова. Перевод О.А.Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993.
9. Томас Пейн. Здравый смысл. — — Режим доступа:

10. Benjamin Franklin, Constitutional Convention Address on Prayer delivered Thursday, June 11. 28, 1787, Philadelphia, PA. — — Режим доступа:

12. Dwight D. Eisenhower. Statement by the President Upon Signing Bill To Include the Words «Under God» in the Pledge to the Flag,» The American Presidency Project, June 14, 1954. — — Режим доступа: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=9920
13. Item of the Day: Correspondence of Benjamin Franklin and William Strahan (1775). — — Режим доступа:

14. John C. Fitzpatrick, ed., The Writings of George Washington from the Original Manuscript Sources 1745-1799, 39 vols., (Washington, DC: United States Government Printing Office, 1931-44), 5:397-98.
15. Justia. US Supreme Court. Zorach v. Clauson. 343 U.S. 306 (1952) — — Режим доступа: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/343/306/case.html
16. National Legal Foundation. «IN GOD WE TRUST». — — Режим доступа: http://www.nlf.net/Activities/briefings/in_god_we_trust.htm
17. Online Etymology Dictionary. — — Режим доступа:

18. President Obama’s acceptance speech at the Democratic National Convention. — — Режим доступа:

19. Q. HORATI FLACCI EPISTVLARVM LIBER SECVNDVS — — Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/horace/epist2.shtml
20. Thanksgiving Proclamation Issued by President George Washington, at the request of Congress, on October 3, 1789. — — Режим доступа:

21. The Great Seal of the United States — — Режим доступа:

22. Remarks and Explanation by Charles Thomson (June 20, 1782). — — Режим доступа: http://greatseal.com/symbols/explanation.html
23. Washington to John Armstrong, March 26, 1781. George Washington Papers. Library of Congress. — — Режим доступа: http://www.loc.gov/teachers/classroommaterials/presentationsandactivities/presentations/timeline/amrev/south/johnarm.html

Расскажите о нас своим друзьям:

Добавить комментарий