Кто должен устанавливать прибор учета электроэнергии?

Москва, 30 июня. – В соответствии с федеральным законодательством с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перейдет к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).

С переносом с 1 июля 2020 года ответственности за приборы учета электроэнергии на гарантирующих поставщиков и сетевые компании потребители перестанут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5-20 тыс. рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета. Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом). Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Обязательные требования к приборам учета на первом этапе не изменятся. На втором этапе, с 1 января 2022 года, вступают в силу требования, предусматривающие установку интеллектуальных приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям «умные» приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом приборе учета. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя таким образом потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существуют три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).

С 1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики будут устанавливать «простые» приборы учета, но притом могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные. С 1 января 2022 года установке подлежат только интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.

Планируется, что с 1 июля до конца 2020 года будет установлено порядка 2-2,5 млн приборов учета. Установка интеллектуальных приборов учета зависит от утвержденных инвестиционных программ. До 1 января 2022 года решения по установке интеллектуальных приборов учета будут принимать компании совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Замена приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Новые приборы учета установят новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.

Нормативные акты, связанные с переносом обязанностей по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, не направлены на изменение или регулирование стоимости приборов учета. Также не регламентируется вопрос поставщиков приборов учета – это свободный рынок, на котором сетевые компании и гарантирующие поставщики сами могут выбирать, где приобретать оборудование. Минэнерго предполагает, что с учетом применения новых правил линейка приборов учета сократится, а также будут исключены розничные продажи, что приведет к снижению стоимости однотипных приборов учета. Основными поставщиками приборов учета станут российские производители.

Способ передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания, при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к приборам учета, также предусматривается утверждение базового документа по безопасности передачи данных.

Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем «инфляция минус» и тарифы не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и сетевых компаний новых обязанностей по организации учета. Отметим, что крупнейшая электросетевая компания страны – ПАО «Россети» – уже внедряет интеллектуальные приборы учета без повышения тарифов, окупая затраты за счет повышения эффективности процессов.

В электросетевом комплексе реализация интеллектуального учета повлияет на снижение коммерческих потерь электрической энергии и операционных затрат, что приведет к прямой экономии средств. Также интеллектуальный учет приведет к получению ряда косвенных эффектов: повышению качества обслуживания, снижению времени локализации аварии и т.д. Необходимо отметить, что перенос ответственности за установку приборов учета на ресурсоснабжающие организации — это в том числе и социальный проект, который направлен на снижение затрат потребителей и повышение качества обслуживания.

Самым очевидным и подтвержденным сегодня на практике эффектом от внедрения интеллектуальных систем учета является сокращение потерь электрической энергии (коммерческих потерь) и связанный с этим рост полезного отпуска электроэнергии (порядка 20% от объема снижения потерь). Потенциал снижения потерь в текущих ценах их покупки составляет порядка 70-80 млрд рублей в год.

Дополнительными весомым эффектом станет снижение операционных затрат сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, в том числе расходов на биллинг, на отключение неплательщиков, на поиск и устранение причин технологических нарушений. Эффективность внедрения интеллектуальных систем учета подтверждается реализованными и реализуемыми проектами в России. Например, сейчас в сетевых организациях реализуются проекты со сроками окупаемости 4-5 лет, позволяющие достичь окупаемости затрат в том числе за счет повышения эффективности функционирования электросетевого комплекса.

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее — НКРЭКУ, Регулятор), рассмотрела обращение о Правилах пользования электрической энергией, утвержденных постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.1996 г. № 28, и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 22 раздела XVII Заключительных и переходных положений Закона Украины «О рынке электрической энергии» (далее — Закон) нормативно-правовые акты, принятые во исполнение Закона Украины «Об электроэнергетике», действуют до вступления в силу нормативно-правовых актов, утвержденных во исполнение этого Закона.

Положениями пункта 17 раздела XVII Заключительных и переходных положений Закона определено, что в течение девяти месяцев со дня вступления в силу Закона Регулятор должен утвердить, в частности, новые правила розничного рынка.

То есть на срок действия переходного периода взаимоотношения, которые возникают в процессе продажи и покупки электрической энергии между производителями или поставщиками электрической энергии и потребителями (на розничном рынке электрической энергии), регулируются Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.1996 г. № 28, зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 02.08.1996 г. под № 417/1442 (с изменениями) (далее — ППЭЭ).

Так, положениями пункта 1.3. ППЭЭ предусмотрено, что поставка электрической энергии для обеспечения потребностей электроустановки осуществляется на основании договора о поставке электрической энергии (далее — Договор), который заключается между владельцем этой электроустановки (уполномоченным владельцем лицом) и поставщиком электрической энергии по регулируемому тарифу.

Согласно абзацу первому пункта 1.6 ППЭЭ Договор на основе типового договора (приложение 3 к ППЭЭ) заключается поставщиком электрической энергии по регулируемому тарифу со всеми потребителями и субпотребителями (кроме населения), объекты которых расположены на территории осуществления лицензированной деятельности поставщиком электрической энергии по регулируемому тарифу.

Абзацем первым пункта 5.1 ППЭЭ определено, что Договор является основным документом, регулирующим отношения между поставщиком электрической энергии по регулируемому тарифу, который осуществляет свою деятельность на закрепленной территории, и потребителем и определяет содержание правовых отношений, прав и обязанностей сторон.

Таким образом, права и обязанности сторон определены условиями Договора, который заключается на основе типового договора и требований ППЭЭ.

Следует обратить внимание, что Закон Украины «Об электроэнергетике» утратил силу частично, в частности, утратила силу статья 26 «Обязанности и ответственность потребителей энергии» (в соответствии с положениями пункта 23 раздела XVII Заключительных и переходных положений Закона).

Вместе с тем бюджетные учреждения (в том числе учебные заведения) имеют право инициировать внесение изменений в Договор согласно процедуре, определенной статьей 188 Хозяйственного кодекса Украины, в части осуществления расчетов за электрическую энергию.

Следует отметить, что спорные вопросы и расхождения относительно выполнения условий Договора решаются по взаимному согласию сторон, а в случае, если не достигнуто согласия, спорные вопросы должны решаться в порядке, установленном законодательством Украины, в частности в судебном.

При этом в случае решения спорных вопросов в судебном порядке стороны несут ответственность согласно условиям Договора и действующего законодательства.

Дополнительно сообщаем, что после утверждения проекта постановления НКРЭКУ «Об утверждении Правил розничного рынка электрической энергии», который был разработан во исполнение Закона и 28.12.2017 г. обнародован на официальном web-сайте НКРЭКУ по адресу: http://www.nerc.gov.ua для предоставления предложений и замечаний, все заключенные договоры, в частности, о поставке электрической энергии будут перезаключены согласно требованиям действующего законодательства.

Следует отметить, что положениями вышеуказанных Правил не предусмотрено требование об оплате потребителями энергопоставщикам двукратной стоимости разницы фактически употребленной и договорной величины.

Вместе с тем по состоянию на сегодняшний день пунктом 6.12 ППЭЭ определено, что величина средств, которую должен оплатить потребитель за потребленную в течение расчетного периода электрическую энергию, определяется поставщиком электрической энергии, в частности, по такой схеме: период между датами в начале и в конце расчетного периода приравнивается к периоду действия тарифа (календарного месяца), и величина средств, которые должен оплатить потребитель, определяется как произведение объема электрической энергии, потребленной (переданной) между датами снятия показаний средств учета, на тариф, который действовал на начало или конец расчетного периода в соответствии с условиями договора (кроме населенных пунктов).

Выбранная схема обязательно указывается в договоре и не может быть изменена до окончания срока действия договора или внесения в договор в установленном порядке соответствующих изменений.

Частью первой пункта 6.14 ППЭЭ определено, что превышение договорной величины потребления электрической энергии определяется при подведении итогов расчетного периода на основе подтвержденных сторонами данных расчетного учета электрической энергии или акта приема-передачи электрической энергии.

Пунктом 6.16 ППЭЭ установлено, что объем превышения договорных величин потребления электрической энергии и/или величины мощности в течение расчетного периода оплачивается потребителями поставщику электрической энергии по регулируемому тарифу в соответствии с законодательством Украины и договором.

Определенные в соответствии с законодательством Украины стоимость разницы между объемом фактически потребленной величины и объемом договорной величины электрической энергии, а также стоимость разницы между наибольшей величиной потребляемой электрической мощности, которая зафиксирована в течение расчетного периода в часы контроля максимума нагрузки, и договорной предельной величиной электрической мощности зачисляются на текущий счет со специальным режимом использования поставщика электрической энергии по регулируемому тарифу.

Следует отметить, что поставщики на закрепленной территории, которые поставляют электрическую энергию по регулируемому тарифу (который рассчитывается Регулятором согласно Порядку расчета розничных тарифов на электрическую энергию, тарифов на распределение электрической энергии (передачу электрической энергии местными (локальными) электросетями), тарифов на потребление электрической энергии по регулируемому тарифу, утвержденному постановлением Регулятора от 13.04.2017 г. № 512), не имеют оснований и права выставлять счет на оплату стоимости электрической энергии на сумму, отличающуюся от величины, определенной как произведение величины объема фактически потребленной электрической энергии на величину соответствующего тарифа.

Частью первой статьи 230 Хозяйственного кодекса Украины определено, что штрафными санкциями в этом Кодексе признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

Таким образом, суммы, которые дополнительно и в обязательном порядке уплачиваются потребителями электроэнергии (кроме населения) в пользу энергопоставщиков за потребление электроэнергии сверх стоимости фактически потребленной электрической энергии, относятся к категории штрафных санкций.

Учитывая указанное, структура такого платежа состоит из двух частей, одна из которых является оплатой за товар, а вторая — штрафные санкции за превышение договорных величин потребления электроэнергии.

Член НКРЭКУ В. Морозова

Комментарий редакции

Превышение лимитов потребления электроэнергии: разъясняет НКРЭКУ

Вопрос оплаты за превышение лимитов потребления электроэнергии мы рассматривали не так давно в консультации «Превышены лимиты электроэнергии: что за это будет»? (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 48). И вот опять возвращаемся к нему.

В этот раз НКРЭКУ в своем письме предоставила определенные разъяснения по этому поводу.

Сначала напомним: в настоящее время действует Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019-III (далее — Закон № 2019). В соответствии с положениями п. 23 разд. XVII «Заключительных и переходных положений» этого Закона утратил силу частично Закон Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. № 575/97-ВР, в частности его ст. 26. Именно в этой статье было указано, что потребители (кроме населения и учебных заведений) в случае потребления электрической энергии сверх договорной величины за расчетный период уплачивают энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.

Закон № 2019, которым отменена эта норма, вступил в силу 11.06.2017 г. Но при этом никто не отменял Правила пользования электрической энергией, утвержденные постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28 (далее — Правила № 28), и Типовой договор о техническом обеспечении электроснабжения потребителя (далее — Типовой договор), который является приложением 1 к этим Правилам.

Действие этих Правил на сегодняшний день подтверждает и сама НКРЭКУ в комментируемом письме.

Как раз в п.п. 4.2.2 Типового договора определено, что за превышение договорных величин потребления электрической энергии и мощности потребитель уплачивает поставщику двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величин.

Новый примерный договор поставки электрической энергии потребителю должна утвердить НКРЭКУ в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 56 Закона № 2019. Но пока что такой договор не утвержден.

Договор является основным документом, который регулирует отношения между поставщиком и потребителем электроэнергии и определяет содержание правовых отношений, прав и обязанностей сторон.

В то же время НКРЭКУ отмечает, что бюджетные учреждения имеют право инициировать внесение изменений в договор согласно процедуре, определенной ст. 188 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ) в части осуществления расчетов за электроэнергию.

Поэтому не нужно ожидать утверждения новой формы типового договора, которая учтет изменения законодательства, а можно уже сейчас самостоятельно инициировать такие изменения к действующему договору между бюджетным учреждением и электропоставщиком.

Проект постановления НКРЭКУ «Об утверждении Правил розничного рынка электрической энергии» уже обнародован на официальном сайте НКРЭКУ (www.nerc.gov.ua). Эти Правила не предусматривают требования об оплате потребителями двукратной стоимости разницы фактически потребленной и договорной величин.

Также НКРЭКУ в комментируемом письме обращает внимание на то, что суммы, которые дополнительно и в обязательном порядке уплачиваются потребителями электроэнергии в пользу электропоставщиков за потребление сверх стоимости фактически потребленной электроэнергии, относятся к категории штрафных санкций. Это обусловлено ч. 1 ст. 230 ХКУ, в которой определено, что штрафными санкциями признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

Итак, сделаем выводы: если в вашем договоре поставки электрической энергии указано требование относительно двойной уплаты в случае превышения лимитов потребления, то вы не имеете права нарушать договорные отношения.

Для исключения этого требования вы должны инициировать внесение изменений в договор. В любом случае пока такое условие является в договоре действующим, его следует выполнять, несмотря на то, что новый Закон № 2019 его не содержит.

Что касается уплаты за превышение лимита потребления электрической энергии, то мы неоднократно на страницах нашего издания обращали внимание на то, что такая уплата за бюджетные средства является незаконной. Кстати, этого мнения придерживается и Госаудитслужба при проверке вопроса правильности проведения расчетов за электрическую энергию. Более подробно по этому поводу читайте в вышеуказанном материале нашего издания.

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора

Освещение двора, лестничных площадок, работу лифтов и электроэнергию для любых общих помещений дома оплачивают собственники жилья. Это закон. Общедомовой прибор учета электроэнергии фиксирует потери на магистралях и помогает платить по факту, а не по нормативам. Зачем и как установить общедомовой счетчик мы расскажем в этой статье.

Закон об общедомовых счетчиках на электроэнергию

Федеральный закон №261 23 ноября 2009 года обязал собственников помещений самостоятельно установить общедомовые приборы учета. Если до 1 июля 2013 года счетчик не установили, это делают ресурсоснабжающие организации, а собственники оплачивают прибор и установку.

До 1 июля 2013 года <…> организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, <…>. Лицо <…> должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. 261-ФЗ, ст. 12, ч. 13

Отказаться от установки счетчика нельзя. Это делают только объекты, которые потребляют менее пяти киловатт. Стоимость установки считают пропорционально площади квартиры или нежилого помещения. Когда жилец не способен оплатить установку, государство дает рассрочку на пять лет, которую можно погасить досрочно.

общедомовой прибор учета электроэнергии фото

Зачем устанавливать общедомовой прибор учета электроэнергии

Расходы на электроэнергию зависят от объема потребления или нормативов, которые ежегодно растут. Государство завышает нормативы, чтобы управляющие компании и ТСЖ оснащали дома счетчиками.

Общедомовой прибор учета считает расход электроэнергии каждого дома и спасает от переплат за нормативы или потери в сетях поставщика.

Разберем на примерах плату за электроэнергию одного жильца с общедомовым счетчиком и без.

Без счетчика

Сумму считают по нормативу. Площадь квартиры жильца делят на площадь всех помещений дома, затем умножают на площадь общих помещений, и на норматив по расходу электричества в регионе.

Пример: Семен живет в квартире площадью 43 м². Площадь общих помещений дома равна 500 м², а всех помещений 1400 м². Норматив для многоквартирного дома равен 3.56 кВт⋅ч. По индивидуальному счетчику Семен потратил 60 кВт⋅ч. Тогда:

3,56 кВт⋅ч х 500 м² х (43 м2/1400 м²) = 54,7 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.

54,7 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 114,7 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.

Со счетчиком

Cумму считают на основе реального объема потребления. Площадь квартиры делят на площадь всех помещений дома и умножают на разницу показаний общедомового и индивидуального счетчиков.

Пример: Семен продолжает жить в той же квартире, но теперь управляющая компания установила общедомовой прибор учета электроэнергии. За месяц дом потребил 1600 кВт⋅ч, из которых 900 кВт⋅ч были израсходованы в индивидуальных помещениях, а остальные 700 кВт⋅ч на общедомовые нужды. Семен потратил 60 кВт⋅ч.

(43 м²/1400 м²) х 700 кВт = 21,5 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.

21.5 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 81,5 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.

При тарифе 3,52 р./кВт⋅ч Семен платит:

Без общедомового счетчика: Со счетчиком:
403,7 рубля в месяц;
4 844,9 рубля в год.
286,9 рубля в месяц;
3 442,6 рубля в год.

На примере Семена экономия не существенна. Но для девятиэтажного дома с шестью подъездами по сорок квартир в каждом, экономия станет значительной. При одинаковых показаниях в квартирах, разница между платежами равна 336 552 рубля в год.

Правила установки общедомового прибора учета электроэнергии

Порядок установки приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

После 1 июля 2013 года обязанность РСО установить общедомовой счетчик остается в силе. Согласно приказу, чтобы организовать установку общедомового прибора учета электроэнергии, управляющая компания или собственники отправляют письменную заявку в РСО. К заявке прикрепляют следующие документы:

  1. Копии документов, подтверждающих право собственности;
  2. Копии учредительных документов;
  3. Копию свидетельства о государственной регистрации;
  4. Копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;
  5. Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

В течение десяти дней после получения заявки и документов РСО осматривает объект и не позже пятнадцати дней после осмотра отправляет проект договора. Получив договор, заказчик подписывает его за пятнадцать дней и отправляет обратно в РСО.

Отказ или уклонение ресурсоснабжающей организации от установки общедомового прибора учета электроэнергии – это повод привлечь к административной ответственности (п. 12 ст. 9.16 КоАП).

Беспроводная АСКУЭ без концентраторов

Преимущества прибора учета электроэнергии

  • Потери на магистралях и расчет по нормативам – это дорого. Общедомовой прибор учета электроэнергии экономит деньги.
  • Если установка счетчика просрочена, РСО обязана установить счетчик. Ни собственники, ни ресурсоснабжающая организация не вправе отказаться от установки.
  • Собственники оплачивают установку соразмерно площади квартиры или нежилого помещения. Платят единым платежом или в рассрочку на пять лет.

Общедомовые приборы учета снижают потери ресурса и денег. Беспроводной учет упрощает сбор показаний и совершенствует контроль потребления. «СТРИЖ» быстро и за разумный бюджет разворачивает системы учета с удаленным сбором данных. Они фиксируют потери в магистралях, снижают размер платежей и упрощают сбор показаний.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

Изменение тарифов на услугу по передаче электроэнергии

1 полугодие 2020 года

В первом полугодии 2020 года тарифы на услугу по передаче электроэнергии повысились только в 6 регионах:

Алтайский край и Красноярский край на 3%, В Белгородской, Омской, Псковской и Свердловской областях рост составил от 0,03 до 0,13 %.

В большинстве регионов тарифы на услугу по передаче снизились:

2 полугодие 2020 года

Во 2 полугодии 2020 в ряде регионов произойдет снижение одноставочного тарифа на услугу по передаче электроэнергии. Наибольшее снижение произойдет в Краснодарском крае и Оренбургской области для предприятий на уровне напряжения ВН. Тариф снизится на 12% (20 коп./кВт*ч) и 14% (23 коп./кВт*ч) соответственно. В Волгоградской и Смоленской областях тариф снизиться на уровне напряжения СН1 на 3% (6 коп./кВт*ч) и 5% (16 коп./кВт*ч) соответственно. В Белгородской, Псковской областях и республики Татарстан на уровне напряжения ВН тариф снизится от 0,04 до 3%. Также ожидается снижение тарифа в Республике Хакасия и Санкт-Петербурге на уровне напряжения СН2 на 2% (4 коп./кВт*ч) и 1% (2 коп./кВт*ч) соответственно.

В большинстве регионов тариф на услугу по передаче электроэнергии во 2 полугодии 2020 года вырастет:

Изменение сбытовой надбавки

1 полугодие 2020 года

В 1 полугодие 2020 года сбытовая надбавка гарантирующего поставщика по сравнения со 2 полугодием 2019 года увеличилась лишь в 4 регионах России:

  • Белгородская область для предприятий с категорией максимальной мощности более 10 МВт на 6% (8 коп./кВт*ч),
  • Курганская область для всех категорий максимальной мощности на 0,48, 17 и 0,47% соответственно,
  • Республика Крым для предприятий с категорией максимальной мощности менне 670 кВт на 39% (2 коп./кВт*ч),
  • Тульская область для предприятий с категорией максимальной мощности от 670 кВт до 10 МВт на 2% и для предприятий с категорией максимальной мощности более 10 МВт на 13% (3 коп./кВт*ч) .

В большинстве регионах сбытовая надбавка на первое полугодие 202 года была снижена:

2 полугодие 2020 года

Во 2 полугодии 2020 года сбытовые надбавки уменьшаться в 13 регионах:

В большинстве регионов во 2 полугодии 2020 года произойдет увеличение сбытовых надбавок. Наибольший рост более 40% произойдет в Астраханской, Воронежской, Кировской, Курской, Псковской, Тюменской, Тамбовской, Ульяновской областях, Республике Дагестан, Калмыкия, Мордовия, Чувашия, Удмуртия.

Добавить комментарий