Критерии классификации опасных производственных объектов устанавливаются

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» — для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Селектор тестов все вопросыСелектор Тестов один вопросПоследняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

Билеты На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

С уважением команда Тестсмарт.

Закрыть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию
аварийных комплектов документации (АКД)
на объекты повышенного риска
и объекты систем жизнеобеспечения населения
Настоящие методические рекомендации регламентируют порядок проведения комплекса работ по формированию аварийных комплектов документации (далее -АКД) на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения. Методические рекомендации разработаны в соответствии с приказом МЧС России от 17.02.2006 г. № 92.
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов предприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственной при­надлежности, участвующих в процессе создания страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.
При разработке методических рекомендаций учтены требования Постановлений Правительства Российской Федерации, а также требования государственных стандар­тов в области создания страховых фондов документации.
Москва 2006
СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
  2. РАЗРАБОТКА ПЕРЕЧНЕЙ ОБЪЕКТОВ 6

  1. Общие положения 6
  2. Правила использования общероссийских классификаторов 8

2.2.1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКНО)
……………………………………………………………………………….8
2.2.2. Общероссийский классификатор органов государственного
управления (ОКОГУ) 8
2.2.3. Общероссийский классификатор административно-территориальных
образований (ОКАТО) 8
2.3. Внесение изменений в перечни объектов 9
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКД 10

  1. Создание комиссии (рабочей группы) по СФД 10
  2. Разработка проектов планов предприятия по подготовке АКД к обработке и по
    представлению АКД на обработку 11
  3. Разработка заданий на подготовку АКД 11
  4. Общие рекомендации по составу, объему и качеству АКД . 13
  5. Внесение изменений в АКД 14

4. ОТПРАВКА АКД НА ОБРАБОТКУ . 14
Приложение № 1 16

Приложение № 2 17
Приложение № 3 18
Приложение № 4 20
Приложение № 5 22
Приложение № 6 24
Приложение № 7 27
Приложение № 8 …. 29
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мо­билизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и постановле­ниями Правительства Российской Федерации от 18 января 1995 г. № 65 «О создании единого российского страхового фонда документации» и от 26 декабря 1995 г. № 1253-68 «Об обеспечении создания единого российского страхового фонда документа­ции», положивших начало процессу создания страхового фонда документации на объ­екты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, предназна­ченного для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ (далее — СФД-ЧС), работы в этом направлении приобрели в настоящее время широко­масштабный характер.
СФД-ЧС — это надежно хранимый упорядоченный массив аварийных комплек­тов документации (далее — АКД) на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения зафиксированный на микроформах и других компактных носителях информации, необходимых для проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени.
На перспективу основной целью развития СФД-ЧС является повышение его ро- ли и значения в документальном обеспечении единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), создание на его базе интегрированного банка данных, включающего в себя оперативный информаци­онный ресурс по объектам повышенного риска и объектам систем жизнеобеспечения населения.
Вопрос формирования на объектах АКД и подготовки его к микрофильмирова­нию имеет определяющее значение в деле создания СФД-ЧС.
Организация работ по созданию СФД-ЧС осуществляется на основании переч­ней объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения (да­лее — перечни), разрабатываемых и утверждаемых федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России.
В перечни объектов повышенного риска, на которые создается СФД-ЧС, входят существующие, проектируемые и строящиеся (реконструируемые): взрывоопасные объекты; пожароопасные объекты; химически, радиационно и биологически опасные объекты; объекты гидродинамической и другой опасности.
В перечни объектов систем жизнеобеспечения населения, на которые создается СФД-ЧС, входят существующие, проектируемые и строящиеся (реконструируемые): объекты систем водоснабжения и канализации; объекты систем электроснабжения; объекты систем газоснабжения; объекты систем теплоснабжения; объекты систем ме­дицинского обслуживания населения; объекты транспортных систем; объекты систем связи; объекты систем продовольственного обеспечения; важнейшие объекты органов управления.
СФД-ЧС по своей структуре состоит из совокупности АКД на каждый из объек­тов, включенных в перечни.
Основной целью данных методических рекомендаций является систематизация требований руководящих документов и оказание методической помощи руководите­лям и специалистам объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспече­ния населения, по вопросам организации и проведения работ в области создания СФД-ЧС.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. По своему предназначению СФД-ЧС должен обеспечить органы управления
    системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийными ком­плектами документации, необходимыми для принятия управленческих решений и
    проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации ЧС на объектах территорий субъектов Российской Федера­ции.
  2. АКД представляет собой упорядоченную совокупность проектной, управ­ленческой, конструкторской, технологической и другой документации, действующей
    на объекте на текущий момент и зафиксированной на компактных микрографических
    и электронных носителях информации. В настоящее время единственными докумен­тами, имеющими юридический статус подлинника, закладываемыми в соответствую-
    щие хранилища СФД-ЧС, являются микрографические носители информации, техно-
    логические процессы создания которых, регламентированы отечественными и между­
    народными стандартами. Создаваемые в СФД-ЧС электронные версии АКД, записан­-
    ные на дискеты, оптические диски и другие машиночитаемые носители информации,
    применяются только для оперативного использования.
  3. Основой для создания СФД-ЧС, являются АКД на объекты повышенного
    риска и объекты систем жизнеобеспечения населения. На каждый объект разрабатыва­ется только один АКД, в который входит документация на все подобъекты, здания,
    сооружения и т.д. (исключение составляют только дочерние предприятия, имеющие
    свой код ОКПО. Для них разрабатывается свой АКД).
  4. Подготовка АКД осуществляется с учетом действующих нормативных и
    методических документов, указанных в приложении № 1.

1.5. Основой для организации работ по подготовке АКД являются перечни.
Основные категории предприятий, которые рекомендуется включать в перечни
(в т.ч. проектируемые и строящиеся предприятия), приведены в приложении № 2.

  1. В состав АКД, в общем случае, должны входить: проектная (на здания и со­оружения объекта, с указанием в документации расположения потенциально опасных
    технологических установок; схемы планов основных производственных этажей и др.
    документация) и управленческая (инструкции и наставления по действию персонала
    объектов в чрезвычайных ситуациях; планы действия органов управления по преду-
    преждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.п.) документация.
    Генеральные планы и схемы поэтажных планировок могут сопровождаться кино- и
    фотоматериалами.
  2. АКД должны состоять из подлинников и учтенных копий проектных, кон­структорских, эксплуатационных, управленческих и др. документов, выполненных на
    бумажных носителях информации в соответствии с требованиями государственной
    системы стандартов (ГСС), стандартов Единой системы конструкторской документа-
    ции (ЕСКД), стандартов системы разработки и поставки продукции на производство
    (СРПП), стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС),
    стандартов системы «Репрография. Микрография», стандартов системы «Страховой
    фонд документации», законодательных актов, нормативных документов и методик,
    рекомендуемых для применения при разработке инженерно-технических мероприятий
    по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также других документов.
  3. Все работы по созданию, сохранению и использованию СФД-ЧС выполняются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне».

2. РАЗРАБОТКА ПЕРЕЧНЕЙ ОБЪЕКТОВ
2.1. Общие положения
2.1.1. Перечни объектов повышенного риска (ОПР) и объектов систем жизне-обеспечения населения (ОСЖН) разрабатываются и утверждаются федеральными ор-ганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и организациями по согласованию с МЧС России.
2.1.2. Перечни объектов являются основой для планирования работ, определе-ния объемов документации, подлежащей закладке в страховые фонды, объемов фи­нансирования, сроков выполнения работ и их очередности.
В общем случае, разработка и утверждение перечней должна стать первооче­редным мероприятием Программы работ по созданию, хранению и использованию ТСФД.
В перечни объектов по субъектам Российской Федерации включаются объекты (ОПР и ОСЖН), находящиеся на их территории, независимо от форм собственности (кроме объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной вла­сти).
2.1.3. Основанием для включения объектов повышенного риска в перечень яв­ляется:
использование в производственных процессах (в том числе при хранении и захоронении) пожаро-, взрыво-, биологически, химически и радиационно-опасных веществ, а также других материалов, которые в результате чрезвычайных ситуаций могут оказать поражающее воздействие на население и окружающую среду за пределами санитарно-защитных зон данных объектов;
нахождение объектов в зонах возможных стихийных бедствий природного ха­рактера;
расположение объектов в непосредственной близости к потенциально опасным объектам, необходимых для устойчивого жизнеобеспечения населения.
2.1.4. В перечень также включаются важнейшие государственные объекты Российской Федерации (не являющиеся потенциально опасными объектами), утвержден­ные постановлением Правительства Российской федерации от 07.12.1994 г. № 1347-65
«Вопросы охраны важнейших государственных объектов Российской Федерации в условиях военного времени».
Основные критерии включения объектов в перечни ОПР и ОСЖН:
кратность превышения над предельным (Федеральный Закон от 21.07.1997г. .N°l 16-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») ко­личества обращающихся на ОПО опасных веществ;
количество погибших и пострадавших среди персонала;
количество погибших и пострадавших среди населения;
количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятель­ности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду;
величина возможного ущерба;
площадь зон действия поражающих факторов при чрезвычайной ситуации;
возможные последствия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах.
2.1.5. В системе СФД-ЧС МЧС России принята следующая кодировка объектов
повышенного риска по факторам опасности:

  1. — взрывоопасность;
  2. — пожароопасность;

4 — радиационная опасность;
8 — химическая опасность;
16 — гидродинамическая опасность;
32 — биологическая опасность.
В перечень объектов систем жизнеобеспечения населения следует включать объекты крупных (категорированных) городов, находящихся в зонах возможных сти­хийных бедствий природного характера, а также расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам, необходимых для устойчивого жизне­обеспечения населения.
В системе СФД-ЧС МЧС России принята следующая кодировка объектов сис­тем жизнеобеспечения населения по категориям ОСЖН:

  1. — объекты систем водоснабжения и канализации;
  2. — объекты систем электроснабжения;
    4 — объекты систем газоснабжения;

8 — объекты систем теплоснабжения;
16 — объекты систем медицинского обслуживания;
32 — объекты транспортных систем;
64 — объекты систем связи;
128 — объекты систем продовольственного обеспечения;
256 — важнейшие объекты органов управления;
512 — объекты проведения мероприятий с массовым участием населения.
При наличии на объекте нескольких факторов опасностей, или если объект от­носится к двум и более категориям ОСЖН, то результирующий код объекта получает­ся сложением соответствующих кодов. Например, для пожаро и радиационно опасно­го объекта результирующий код — 6, а для объекта систем тепло и электроснабжения результирующий код — 10.
2.1.6. Перечень разрабатывается на листах формата А4 по форме, указанной в
приложении № 8. Графы перечня заполняются следующим образом:
в графе 1 проставляется порядковый номер объекта при сквозной нумерации;
в графе 2 указывается полное (официальное) наименование объекта;
в графах 3-5 указываются общероссийские коды;
в графе 6 указывается полный почтовый адрес объекта;
в графе 7 указываются факторы опасности ОПР и категории ОСЖН в виде: хх(###), где
хх — фактор опасности ОПР;
### — категория ОСЖН.
в графе 8 указывается объём документации, подлежащей микрофильмированию, приведенный к формату А4 (тыс. листов).
2.2. Правила использования общероссийских классификаторов
2.2.1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций
(ОКПО)
Код ОКГЮ является строго индивидуальным для каждого объекта и по опреде­лению не может повторяться среди других объектов, зарегистрированных на террито­рии Российской Федерации.
Например, в перечень включены два объекта, имеющие один и тот же код

ОКПО:
МППО «Водоканал» Северные очистные сооружения канализации и МППО «Водоканал» Левобережные очистные сооружения водопровода.
Правильная запись этих объектов в перечень будет иметь следующий вид:
в перечень включается только головная организация, которая зарегистрирована под кодом ОКПО 03258756 (МППО «Водоканал»), а остальные организации входящие в ее структуру будут являться подобъектами и должны быть отражены только в ВАКД в графе «объект».
2.2.2. Общероссийский классификатор органов государственного
управления (ОКОГУ)
Использование кода ОКОГУ обусловлено тем, что СФД-ЧС структурно состоит из страхового фонда документации на объекты, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (федеральный СФД) и страховых фондов документа­ции на объекты, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (территориальные СФД). В перечни, разрабатываемые органа­ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как правило, должны включаться только объекты, находящиеся в их ведении.
2.2.3. Общероссийский классификатор административно-
территориальных образований (ОКАТО)
Для статистической обработки, поступающей в СФД-ЧС, информации об объ­ектах и аналитической обработки информации о проведенных на объектах аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работах, имеется необходимость клас­сифицировать объекты по территориальному признаку. С этой целью в систему клас­сификации СФД-ЧС вводится общероссийский классификатор ОКАТО.
Классификатор ОКАТО входит в состав Единой системы классификации и ко­дирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).
ОКАТО разработан взамен Общесоюзного классификатора Система обозначе­ний объектов административно-территориального деления Союза ССР и союзных рес­публик, а также населенных пунктов (СОАТО).
ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и авто­матизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.
Объектами классификации в ОКАТО являются:
республики
края
области
города федерального значения
автономная область
автономные округа
районы
города
внутригородские районы, округа города
поселки городского типа
сельсоветы
сельские населенные пункты.
В классификаторе принята иерархическая система классификации.
Все множество объектов административно-территориального деления подраз-деляется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.
Первый уровень классификации включает объекты федерального значения:
республики’
края
области
города федерального значения
автономную область
автономный округ, входящий в состав Российской Федерации
Ко второму уровню классификации относятся:
автономные округа, входящие в состав края или области
районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения
города республиканского, краевого, областного подчинения
поселки городского типа краевого, областного подчинения
К третьему уровню классификации относятся:
внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного подчинения
города районного подчинения
поселки городского типа районного подчинения
сельсоветы
В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты.
При сборе и обработке информации на международном уровне, например, в рамках СНГ предусматривается возможность добавления перед кодом объекта классификации по ОКАТО кода 643 Российской Федерации по Общероссийскому классификатору стран мира.
Таким образом, ОКАТО позволяет производить многоаспектный поиск и классификацию объектов по территориям.
2.3. Внесение изменений в перечни объектов
Изменения к перечням объектов разрабатываются при поступлении информа-ции о перепрофилировании объектов, их ликвидации, изменениях в дислокации и на-именованиях, а также при создании новых объектов.
Изменения к перечням разрабатываются вне зависимости от объема накопленных изменений, по форме исходного перечня и содержат три раздела:
«Исключить из перечня» — номенклатура объектов, подлежащих исключению из состава перечней объектов;
«Включить в перечень» — номенклатура объектов, подлежащих включению в состав перечней объектов.
В случае, когда общее количество вносимых в исходные перечни изменений будет достигать более 30% целесообразно осуществить полное переиздание перечней.

Причем касаться они будут не только школ и детсадов, но и колледжей, техникумов, летних лагерей отдыха, центров дополнительного детского образования. В общем, всех учреждений, которыми «ведает» министерство просвещения. Все эти организации будут разделены на четыре категории опасности. Чем выше риски — тем больше требований.

Самая безопасная категория — четвертая. Ее присвоят школе, если в регионе за последний год не было террористических актов. Также под четвертую категорию опасности попадают «объекты, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое число пострадавших составляет менее 100 человек». А «прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 миллионов рублей». В этом случае достаточно будет обойтись пропускным режимом, тревожной кнопкой, планами эвакуации и другими сравнительно «дешевыми» средствами.

Но если хоть один из этих показателей будет превышен (к примеру, в регионе зафиксирован террористический акт или значительно возросло количество учеников), то образовательной организации присвоят уже третью категорию опасности. Вторую категорию объекты получат, если пострадать могут от 801 до 1100 человек, первую — если пострадавших может быть еще больше.

С учетом того, что в школах в среднем учится все-таки больше сотни детей, новые требования, так или иначе, затронут большинство российских образовательных организаций. Особенно в крупных городах. И серьезная охрана, металлоискатели, сигнализация, антитеррористические учения — здесь далеко не полный список. Допустим, если всероссийский детский лагерь получил первую категорию, то при въезде на его территорию руководство должно установить средства снижения скорости или противотаранные (!) устройства.

Как понять, к какой категории относится образовательная организация? Это установит специальная комиссия, которая определит степень возможной угрозы. (В нее войдут директор школы, специалисты МЧС, Росгвардии).

— Постановление Правительства позволит совершенствовать походы к категорированию объектов образовательных организаций, повышая меры антитеррористической защищенности школ. Новые правила устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и правовые мероприятия по обеспечению такой защищенности, — прокомментировали документ в министерстве просвещения. — Вместе с детализацией требований по каждой категории объектов Постановление пересматривает и закрепляет общий набор требований, применимых вне зависимости от присваиваемой категории, включая меры оперативного реагирования на различные ситуации и угрозы. Комплекс мер будет распространен во всех регионах страны и позволит существенным образом повысить безопасность образовательной среды, скоординировав все предписанные ранее и введенные вновь механизмы защиты.

На многих предприятиях хранятся и обращаются большие или малые объёмы горючих, взрывоопасных материалов. Потенциальная угроза взрыва или возникновения пожара здесь не является эфемерной. В истории случались достаточно крупные аварии на производствах, которые приводили не только к повреждению самих промышленных зданий, но и близлежащих жилых массивов.

Оценка опасности того или иного промышленного производства представляется очень важной. Поэтому специалистами введено деление на категории производств по пожарной и противопожарной опасности — такому категорированию сейчас уделяется большое значение. От присвоенной характеристики будет зависеть многое на этапе проектирования, возведения промышленного объекта и во время его эксплуатации.

Основные категории

Классификация производств по пожарной опасности (точнее, взрывопожарной) довольно сложна. Здесь существует 6 классов (категорий), которые обозначаются кириллическими литерами от А до Е.

То, какая категория присвоена объекту, должны указывать на воротах производственного участка. И для каждой существуют свои требования, касающиеся возможностей подъезда для пожарных расчётов, материалов строительных конструкций (они обязаны иметь соответствующие показатели огнестойкости), размещения производственных зон и участков.

Категория производства сказывается на допустимых расстояниях между преградами, имеющими противопожарное значение, количестве и размерах специальных эвакуационных выходов. От нее будет зависеть число объектовых пунктов пожаротушения и выбор необходимой техники, инвентаря.

Для каждого объекта разрабатывается своя инструкция по пожарной опасности. В ней обязательно присутствуют требования, присущие обозначенной категории производства.

Что характерно для групп А и Б

Данные категории присваиваются взрыво- и пожароопасным производствам (то есть здесь должны присутствовать обе опасности — взрыв и пожар).

На предприятиях класса А оборачиваются, хранятся либо создаются в процессе деятельности:

  • твёрдые материалы, которые могут взорваться или загореться, взаимодействуя с кислородом (O2), водой (H2O) или между собой;
  • жидкости, пары которых вспыхивают при температуре до +28° по Цельсию, и которые могут стать основой для взрывоопасных примесей в объёме большем, чем 5% объёма помещения;
  • газы, имеющие нижний порог взрываемости на уровне 10% или меньше (если считать за 100% весь объём воздуха на объекте).

Категорию А присваивают нефтебазам, станциям по перекачиванию всевозможных легковоспламеняющихся жидкостей, некоторым малярным цехам, станциям по изготовлению ацетилена и так далее.

Что касается категории Б, то она присваивается тем производствам, где присутствуют горючие газы, нижний порог взрываемости которых находится на уровне, равном 10% от имеющегося объёма воздуха (то есть минимум столько газа должно быть в атмосфере помещения, чтобы произошёл взрыв).

На таких производствах могут находиться горючие волокна, которые становятся основой для смесей с порогом взрываемости до 65 граммов на кубометр или меньше. Категория Б по взрывопожарной опасности присваивается также производствам, на которых находятся жидкости с выявленной температурой вспышки паров от +28 до +61° по Цельсию (причём на производстве класса А их реально нагревают до указанных температур).

Стоит обратить особое внимание на то, что категории А и Б не присваивают производствам, где горючие материалы в разных агрегатных состояниях сжигаются (к примеру, уничтожаются как отходы), а также производства, где технологический процесс предполагает использование огня.

Классы В, Г и Д

Эти классы даются пожароопасным производствам. Для промышленных объектов категории В характерна работа:

  • со сгораемыми твёрдыми веществами;
  • веществами, способными загораться (но без возможности взрыва) при попадании O2 или H2O или при взаимодействии между собой;
  • с жидкостями, для которых характерна вспышка при температуре от +61° по Цельсию и выше;
  • с горючими волокнами, нижний порог взрываемости которых больше 65 грамм на кубометр.

Входят в категорию В лесопильные производства, асфальтовые заводы, бумажные и текстильные фабрики, трансформаторные станции. Важно также знать, что категория пожарной опасности В сама по себе разделяется на 4 подкатегории — от В1 до В4.

Таблица. Определение категорий В1–В4 помещений

Категория помещения Удельная пожарная нагрузка g на участке, МДж*м-2 Способ размещения
В1 Более 2200 Не нормируется
В2 1401 — 2200 См. п. 25
В3 181 — 1400 То же
В4 1 — 180 На любом участке пола помещения площадью 10 м2. Способ размещения участков пожарной нагрузки определяется согласно п. 25

Г — класс производств, где есть в наличии расплавленные или раскалённые материалы. Работа с этими материалами, как правило, предполагает искрение, выделение жара, появление языков пламени. К данной категории (классу) относят производства, где происходит сжигание материалов в разных агрегатных состояниях.

К категории Г, согласно существующей классификации, можно отнести мастерские по ковке, электро- и газосварочные цеха, станции по ремонту двигателей внутреннего сгорания.

Производства категории Д — это предприятия с присутствием несгораемых материалов, находящихся в обычном холодном состоянии. Современные цеха так называемой холодной обработки металлических изделий, компрессорные воздушные станции, мастерские по ремонту детских электромобилей — всё это примеры производств пожарной опасности класса Д.

Особенности категории Е

Нельзя не сказать несколько слов и про последнюю категорию — Е. В неё попадают строго взрывоопасные производства. Для подобных производств характерно присутствие газов, которые относятся к горючим. Они способны образовывать взрывающиеся смеси в количествах, превышающих 5% от объёма промышленного объекта. Причём взрыв здесь, согласно ТУ, не должен переходить в стадию дальнейшего горения — это один из главных критериев производств категории Е.

В класс Е также попадают производства, где работают с веществами, которые могут взорваться (опять же без горения) в результате попадания воды и кислорода или при взаимодействии между собой.

Методика анализа

Описываемая классификация производств по взрывопожарной и пожарной опасности сегодня ведётся по ГОСТам, СНиПам и перечням, созданным и утверждённым профильными ведомствами. В определённых ситуациях, если приходится иметь дело с какими-то необычными инновационными материалами, категория может быть установлена только после проведения экспертизы. Ещё один важнейший информационный источник, который помогает провести анализ и определить категорию промышленных объектов и процессов, происходящих на нём, — это технологические производственные схемы и регламенты.

В целом анализ пожарной и взрывопожарной опасности производственных объектов предусматривает изучение рабочего режима оборудования и всех пожаровзрывоопасных характеристик задействованных материалов.

Проводится анализ вероятности возникновения так называемой горючей среды (ГС) в производственных цехах.

Определяются пути, по которым может распространяться огонь, и условия, содействующих скорому его распространению. Определяется угроза попадания в ГС источников зажигания. Специалисты выявляют факторов, мешающие эвакуации людей и, собственно, тушению распространяющегося огня.

При анализе крайне важно установить, является объект пожароопасным или взрывоопасным (или и то, и другое) — ошибка в этом вопросе может привести к серьёзным последствиям.

Главным критерием, отличающим пожароопасное современное производство от взрывопожароопасного, считается значение избыточного давления взрыва ниже 5 кПа.

Добавить комментарий