Косметические услуги подлежащие лицензированию

Нужна ли медицинская лицензия на косметические услуги?

В последние годы все большую распространенность приобретают услуги, оказываемые косметологическими кабинетами, медицинскими организациями и салонами красоты.

Далеко не всегда организации, оказывающие услуги в сфере «индустрии красоты», имеют лицензию на ведение медицинской деятельности, обосновывая это тем, что их услуги являются косметическими, а не косметологическими.

Грань между косметологией и косметическими услугами действительно не так очевидна, а проблему разграничения данных категорий нельзя назвать решенной.

Некоторые специалисты делают попытку разделить косметические услуги на услуги немедицинского характера (макияж, окрашивание бровей и ресниц и т.д.) и услуги медицинского характера (инъекционная коррекция лица, аппаратные процедуры и т.д.).

Тем не менее, анализ действующего законодательства позволяет сделать другой вывод. В большинстве нормативно-правовых актов слово «косметологический» используется в контексте, связанном с осуществлением медицинской деятельности, в то время как слово «косметический» соотносится с оказанием бытовых и иных немедицинских услуг. Рассмотрим эту закономерность подробнее на примерах.

Косметические услуги

Одним из примеров нормативных актов, регламентирующих деятельность по оказанию косметических не медицинских услуг, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 59 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2631-10. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»)».

Этот документ устанавливает обязательные требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.

В этом Постановлении отдельно оговаривается, что правила не распространяются на отделения реконструктивно-пластической хирургии, косметические отделения и клиники, клиники и отделения по лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, косметологические, массажные кабинеты и солярии в составе лечебно-профилактических учреждений.

Кроме того, существует Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1069н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг»» (далее – Профстандарт). В соответствии с этим Профстандартом, трудовая функция такого специалиста может быть представлена следующими видами деятельности:

  • Предоставление косметических услуг по уходу за кожей лица, шеи и зоны декольте;
  • Предоставление косметических услуг по уходу за телом;
  • Предоставление услуг по косметическому татуажу.

При этом границы такого ухода описываются выполнением косметических масок, окраской бровей и ресниц, выполнением очищающих и иных не медицинских процедур.

Возможными наименованиями специалистов, оказывающих такие услуги, являются:

  • Косметик-эстетист;
  • Техник-эстетист;
  • Специалист в области прикладной эстетики;
  • Эстетист;
  • Спа-косметик и другие.

Таким образом, можно предположить, что обобщенное определение косметических услуг может выглядеть следующим образом:

Это комплекс эстетических манипуляций немедицинского характера, осуществляемых специалистами без медицинского образования и не требующих получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Представляется, что на законодательном уровне было бы целесообразно определить исчерпывающий перечень таких услуг.

Косметологические услуги

Действующее законодательство, включая Федеральный закон 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прямо не определяет понятие косметологических услуг.

Ряд нормативных актов содержат существенные критерии оказания косметологических услуг, с помощью которых можно сформулировать обобщенное определение таких услуг. Рассмотрим эти нормативные акты.

В первую очередь необходимо отметить Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Постановление Правительства № 291).

Косметологические услуги входят в Перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность, которая подлежит лицензированию. Согласно данному Постановлению, работы (услуги) по косметологии составляют медицинскую деятельность, к осуществлению которой в целях лицензирования предъявляются Требования, определяемые Минздравом РФ. Особенности лицензирования медицинской деятельности по профилю «косметология», рассмотрены нами в одноименной статье.

Также необходимо отметить Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология»» (далее – Приказ № 381н).

Этот документ определяет содержание медицинской помощи по профилю «косметология». Такая помощь включает в себя «комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц)».

Приказ № 381н определяет, что медицинская помощь по данному профилю оказывается врачом-косметологом. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.

Таким образом, представляется возможным определить косметологические услуги следующим образом:

Это подлежащая лицензированию медицинская деятельность, представляющая собой комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма, оказываемая врачами-косметологами, а также средним медицинским персоналом по назначению врача-косметолога.

Разграничение косметологических и косметических процедур

К сожалению, нельзя назвать однозначным и достаточным существующее разделение косметологической и косметической сфер на уровне законодательства.

Во многом это связано с формулировками классификаторов видов деятельности, в частности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), также известного как ОКВЭД.

В данном классификаторе услуги, направленные на эстетическое преображение, достаточно четко прописаны в разделе «Прочие персональные услуги», но прямо не названы в разделе, посвященном услугам в области здравоохранения:

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг Раздел S. Предоставление прочих видов услуг
86 Деятельность в области здравоохранения 96 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг
86.2 Медицинская и стоматологическая практика
Эта группировка включает:
  • медицинские консультации и лечение в области общей и специальной медицины, предоставляемые врачами общего профиля, врачами-специалистами и хирургами, стоматологами и т.д.;
  • деятельность, осуществляемую в поликлиниках и медпунктах при предприятиях, в школах, домах для престарелых, рабочих и прочих объединениях, а также помощь на дому
Пациенты обычно являются амбулаторными и могут направляться к специалистам врачами общего профиля (терапевтами).
Эта группировка также включает:
  • частную консультационную деятельность в больницах
96.02.2 Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты
Эта группировка включает:
  • предоставление услуги по простому и сложному гриму лица, макияжу;
  • окраску бровей и ресниц, коррекцию формы бровей, наращивание ресниц, завивке ресниц;
  • косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств;
  • гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж;
  • косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода;
  • маникюрные услуги;
  • комплексный уход за кожей кистей рук;
  • наращивание ногтей;
  • педикюрные услуги;
  • комплексный уход за кожей стоп;
  • предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов
86.22 Специальная врачебная практика
Эта группировка включает:
  • медицинские консультации и лечение в области специализированной медицины врачами-специалистами и хирургами
96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
  • <…>
  • деятельность салонов татуажа и пирсинга;
  • <…>
86.9 Деятельность в области медицины прочая
86.90 Деятельность в области медицины прочая
Эта группировка включает:
  • деятельность по обеспечению здоровья человека, не осуществляемую больницами, врачами или стоматологами;
  • деятельность медсестер, акушерок, физиотерапевтов или других специалистов среднего медицинского персонала в области оптометрии, гидротерапии, массажа, трудотерапии, логопедии, ухода за ногами, гомеопатии, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и т.д.
Эти виды деятельности могут осуществляться в лечебных организациях, действующих при предприятиях, школах, домах для престарелых, и прочих организациях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и в других местах

Как видим, косметология как деятельность в области здравоохранения вообще не имеет отдельного кода. Представляется, что в условиях растущего спроса на косметологические процедуры, данный факт является очевидным упущением законодателя. Кроме того, конкретные наименования эстетических процедур в разделе «Предоставление прочих видов услуг» создают иллюзию, что соответствующая деятельность всегда является немедицинской.

Еще больше вопросов к Классификатору ОКВЭД появляется при рассмотрении Приказа Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее- Приказ № 804н).

В этом документе содержится конкретный перечень манипуляций, которые являются медицинскими услугами и составляют медицинскую деятельность соответственно. Так, в сфере эстетической косметологии, можно привести для примера следующие позиции:

Код Наименование
A14.01.005 Очищение кожи лица и шеи*
A14.01.011 Удаление кожного сала
A14.01.012 Проведение депиляции
A14.01.013 Проведение эпиляции
A16.01.024 Дерматологический пилинг
A17.01.005 Броссаж кожи
A17.01.007 Дарсонвализация кожи
A20.01.003 Парафиновая подтяжка кожи
A20.01.004 Грязевые обертывания для лечения целлюлита
A20.30.024 Озонотерапия
A21.01.006 Пилинг-массаж
A21.01.007 Вакуумный массаж кожи
A21.01.010 Пирсинг**

* Здесь хотелось бы вновь упомянуть профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг», в соответствии с которым очищающие процедуры являются видом деятельности не медицинского специалиста, оказывающего соответствующие услуги в качестве косметических. Налицо противоречие между приказом Минтруда, утверждающим указанный профессиональный стандарт, и Приказом Минздрава 804н, утверждающим Номенклатуру медицинских услуг. Представляется, что профстандарт специалиста по предоставлению бытовых косметических услуг нуждается в актуализации и соотнесении с действующими нормативными актами.

** Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), тем не менее, одновременно относит пирсинг к персональным прочим услугам. Таким образом, Классификатор также нуждается в уточнении.

Таким образом, как Профстандартом, так и ОКВЭД, перечисляющим виды медицинских услуг, проигнорирован Приказ 804н, что создает дополнительную неопределенность в вопросе разделения косметологических и косметических услуг.

Изучив Номенклатуру медицинских услуг Минздрава (Приказ 804н), легко сделать вывод, что на практике многие из перечисленных в нем услуг оказываются организациями, не имеющими соответствующей лицензии.

Осуществление медицинской деятельности без лицензии, в свою очередь, является правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и наказывается штрафом:

  • для физических лиц — от 2000 до 2500 рублей;
  • для должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей;
  • для юридических лиц — от 40000 до 50000 рублей.

Кроме того, уплата штрафа не освобождает компанию от необходимости прекратить осуществление того вида деятельности, на который нет лицензии. Таким образом, для многих предпринимателей, ведущих деятельность в сфере косметологии, признание оказываемых ими услуг медицинскими автоматически означает фактическое прекращение предпринимательской деятельности. Также следует помнить о последствиях, предусмотренных пп. 2 п. 3 статьи 61 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ). Данный пункт ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность без соответствующей лицензии, может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления.

Судебная практика также подтверждает необычайно широкую распространенность случаев, когда предпринимателя, уверенного в том, что он оказывает персональные (бытовые) косметические услуги, обвиняли в осуществлении медицинской деятельности без лицензии и привлекали к юридической ответственности.

Так, Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2014 г. по делу № А41-28859/14 индивидуальный предприниматель Ломтева была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В нежилом помещении — салоне красоты «Фешнстудио А» она без лицензии оказывала услуги по чистке и массажу лица и тела, химическому пилингу, эпиляции. Суд, руководствуясь тем, что:

  • в соответствии с Постановлением Правительства № 291 косметология относится к перечню работ, составляющих медицинскую деятельность;
  • в соответствии с действовавшей на тот момент Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н, очищение кожи лица и шеи, проведение эпиляции и массаж лица относятся к медицинским услугам, пришел к выводу о том, что в действиях предпринимателя содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Аналогичное решение принял и Арбитражный суд Тверской области по делу № А66-252/2020 от 7 февраля 2020 г., в котором детская парикмахерская оказывала услуги по прокалыванию ушей без лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Очень информативным представляется Решение Верховного Суда РФ от 10.10.2019 № АКПИ19-639 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утв. приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н» (далее — Решение ВС от 10.10.2019 № АКПИ19-639). В суд обратилась индивидуальный предприниматель З., осуществляющая деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты. По мнению заявителя, включение в перечень медицинских услуг, утвержденный Приказом № 804н, услуги под кодом A14.01.013 — «Проведение эпиляции» является неправомерным:

Аргументация заявителя
Приказ противоречит положениям ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так как рост волос является естественным процессом жизнедеятельности и не включен в перечень заболеваний человека, предусмотренный Международной классификацией болезней (далее — МКБ-10). Таким образом, эпиляция, как процесс удаления волос, не может являться медицинской услугой, поскольку не является вмешательством, направленным на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию.
Соответственно, включение эпиляции в перечень медицинских услуг нарушает права ИП в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагает на нее обязанность по лицензированию деятельности как медицинской.
Аргументация суда
МКБ-10 предусмотрены коды нозологических единиц (заболеваний, состояний), для лечения и профилактики которых применяется проведение медицинской услуги по эпиляции, среди которых такие заболевания как гипертрихоз, различные формы микозов волос.
Коррекция волосяного покрова, вне зависимости от метода, связана с необходимостью соблюдения правил антисептики и асептики в связи с возможностью нарушения целостности кожного покрова во время проведения манипуляции. Нарушение целостности кожи, сахарный диабет, аллергические реакции, наличие новообразований кожи в зоне обработки в анамнезе и наличие вирусных и воспалительных заболеваний кожи в стадии обострения в зоне обработки относятся к противопоказаниям проведения процедуры эпиляции.
Таким образом, отнесение услуги по проведению эпиляции к медицинским направлено на обеспечение основных принципов охраны здоровья. Исключение указанной услуги из Номенклатуры приведет к нарушению права граждан на охрану здоровья.
Итог
В удовлетворении требований отказано.
В организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом.
В медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками.

Во многом это решение объясняет наличие в перечне медицинских услуг, утвержденный Приказом № 804н, и иных спорных позиций, граничащих со сферой косметических услуг (например, чистка лица, пирсинг и т.д.).

Разъяснения контролирующих органов

Профильные ведомства достаточно часто публикуют разъяснения, касающиеся косметологических процедур. Как правило, такие разъяснения касаются конкретных видов манипуляций. Рассмотрим некоторые из разъяснений.

  1. Письмо Росздравнадзора от 26 марта 2015 года № 01И-469/15:

    Росздравнадзор в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу действий лиц, занимающихся от имени косметических салонов (клиник) навязыванием косметологических услуг с использованием косметической продукции различных марок, информирует о следующем. Оказывать косметологические услуги при осуществлении медицинской деятельности вправе медицинские работники, имеющие высшее или среднее медицинское образование по специальностям: «дерматовенерология», «косметология» и «сестринское дело в косметологии», а юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) должно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «сестринское дело в косметологии» или «косметологии».

    Соответственно, осуществление медицинской деятельности по косметологии без специального разрешения (лицензии) является незаконной и предусматривает административную ответственность.

  2. Письмо Минздравсоцразвития России от 30.06.2010 № 14-9/223-459 «О номенклатуре работ и услуг по профилю «косметология»:

    В письме поясняется, что инъекционные терапевтические методы, такие как мезотерапия, введение ботокса и различных филлеров, относятся к сфере деятельности врача-косметолога.

  3. Письмо Минздрава России от 10.01.2020 № 17-2/И/2-70:

    В Письме дублируются положения Решения ВС от 10.10.2019 № АКПИ19-639, согласно которому в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции/депиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинским персоналом.

Кроме того, регулярно появляются разъяснения региональных управлений Росздравнадздора, необходимые для принятия решений управлениями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по поводу ненадлежащей рекламы товаров и услуг (в том числе медицинских).

Так, например, территориальным управлением Росздравнадзора по Алтайскому краю в 2017 году было разъяснено, что организация не может осуществлять косметологические услуги даже при наличии лицензии на медицинскую деятельность, если в перечне разрешенных работ и услуг которой косметологические услуги отсутствуют (в этом деле стоматологическая клиника с лицензией на осуществление стоматологических услуг предлагала косметологические услуги для нижней части лица — «стоматолог + косметолог»).

Особый интерес представляют Методические указания «Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями (отделениями) косметологического профиля и косметическими кабинетами» (Мос МУ 2.1.3.001-2001), утвержденные Приказом ЦГСЭН в г. Москве от 30.07.2001 № 839.

Этот документ ценен тем, что заполняет понятийный пробел и фиксирует ряд важных определений. Так, в этом документе дается определение косметологии:

Косметология – это область клинической медицины, основными задачами которой являются изучение причин, клинических проявлений и разработка методов, способов и средств лечения и профилактики деформаций и дефектов покровных тканей лица, тела и конечностей функционально-эстетического характера.

Там же приводится определение косметических/косметологических услуг и процедур:

Косметические услуги — перечень косметических процедур, оказываемых в учреждениях коммунально-бытового назначения и в спортивно-оздоровительных учреждениях и не требующих медицинского контроля. Косметологические услуги — перечень косметологических процедур, оказываемых в лечебно-профилактических учреждениях косметологического профиля.
Косметические процедуры — мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики. Косметологические процедуры — мероприятия, применяемые с целью лечения и профилактики заболеваний, сопровождающихся косметическими дефектами, а также для предупреждения старения кожи и выпадения волос.

Вновь акцент сделан на том, что косметология – область медицины, а косметический уход – элемент коммунально-бытовой сферы.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным при оказании услуг из сфер косметологической и косметической практики в первую очередь обращаться к Приказу № 804н. Наличие в этом перечне процедуры автоматически относит ее к категории «медицинская услуга», а значит оказание такой услуги связано с рядом требований, соблюдение которых обязательно.

Парадоксально, но решающее значение имеет не столько суть услуги, сколько её название. Верховный суд прямо сказал, что «восковая коррекция волосяного покрова» — это персональная услуга, не требующая лицензии. В тоже время, стоит лишь назвать ее «эпиляцией» в прайсе, как она тут же превращается в медицинскую услугу, требующую соответствующей лицензии. Безусловно, такое положение дел представляется странным — однако с учетом будущих возможных столкновений с проверяющими и надзорными органами, лучше взять такую парадоксальную логику на вооружение и учитывать её при рекламе своих косметологических услуг и при формировании прейскурантов на услуги.

На сегодняшний день существует правовая неопределенность, связанная с разграничением косметических и косметологических услуг. «Индустрия красоты» развивается год от года, а значит появляется все больше предложений об оказании косметических услуг. При этом недостаточно четкая регламентация порядка оказания таких услуг создает риски как для потребителей (в связи с невозможностью гарантировать качество и безопасность услуги), так и для косметологов-предпринимателей и их сотрудников (в связи с вероятной квалификацией их услуг как медицинских).

Конечно, возможность оказания услуг без получения лицензии на осуществление медицинской деятельности – привлекательная для индустрии возможность экономии на персонале, помещениях и прочих тратах, связанных с получением лицензии и обслуживанием бизнеса. Тем не менее, анализ законодательства показывает, что в большинстве случаев услуги, которые позиционируются как косметические и якобы не требуют получения лицензии, по факту таковыми не являются.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная Приказом № 804н, на сегодняшний день является наиболее точным источником информации для определения категории оказываемых услуг: если в Номенклатуре медицинских услуг встречается такая же услуга, то речь идет не о косметической, а о косметологической услуге. Это, в свою очередь, накладывает на исполнителя услуги соответствующие обязанности по лицензированию деятельности, по обеспечению соответствующего уровня квалификации исполнителя процедуры, по обеспечению порядка оказания услуги и т.д.

Судебная практика также демонстрирует резонность такого подхода, поскольку в судебных решениях судьи всегда ссылаются на наличие либо отсутствие соответствующей услуги в перечне медицинских.

Тем не менее, действующее законодательство объективно нуждается в совершенствовании. Недопустимо одновременное включение одной и той же услуги в категорию бытовой при оформлении бизнеса (на стадии выбора кода ОКВЭД) и в категорию медицинской (по факту ее оказания), например, как в случае с пирсингом. Таким образом, ведомственные приказы нуждаются в согласовании.

Также представляется целесообразным издание нормативного акта, определяющего закрытый перечень косметических услуг (по аналогии с медицинскими услугами). Наличие такого документа существенно упростило бы деятельность исполнителей соответствующих услуг и обезопасило бы потребителей услуг «индустрии красоты».

В настоящее время сложность разграничения косметических и косметологических услуг может создать значительные проблемы для лиц, занимающихся деятельностью в сфере косметологии. Поэтому любая деятельность в сфере косметологии (даже если косметолог считает, что занимается декоративной косметологией и бытовыми услугами) требует постоянного юридического сопровождения со стороны юристов, причем эти юристы должны быть хорошо знакомы с медицинским правом. В ином случае владельца косметологического салона (или косметолога, оказывающего услуги в индивидуальном порядке) смогут обвинить в осуществлении медицинской деятельности без лицензии с последствиями в виде уплаты крупного штрафа или ликвидации организации.

Медицинская лицензия для салонов косметологии и красоты требуется в отношении услуг, включенные в перечень Постановления № 291. Организации и предприниматели должны обращаться для лицензирования в Росздравнадзор. В Постановлении № 291 указан не только перечень лицензируемых услуг, но требования для выдачи разрешительного бланка.

Читайте в этом материале, как правильно оформить медицинскую лицензию для салона красоты, что входит в перечень документов для подачи заявки, какие нюансы лицензирования должен соблюсти заявитель.

Медицинская лицензия на косметологию

Что такое медицинская лицензия, когда и кому она нужна

Лицензия – это разрешительный документ, позволяющий легально заниматься определенной деятельностью (например, оказывать услуги, выполнять работы, продавать товары). Лицензировать нужно только те услуги, включенные в перечни по федеральным нормативным актам. В отношении мед. услуг для этого применяется Постановление № 291. Если услуга не входит в список этого нормативного акта, проходить лицензирование не нужно.

Целью оформления лицензий является подтверждение, что организации и предприниматели соответствуют обязательным требованиям для такой деятельности. Для этого требуется подтвердить наличие строения или помещений для работы, соответствующего оборудования, инструментов и материалов. Руководящий состав и персонал компании, которая занимается медицинскими услугами, должны подтвердить соответствие по стажу и квалификации. Эти моменты будет проверять лицензирующий орган.

Нормативные акты для лицензирования деятельности салонов красоты и косметологии

Базовым актом в сфере лицензирования является Закон № 99-ФЗ (). Порядок оформления медицинской лицензии регламентируется руководящими документами:

  • Налоговый кодекс РФ (определяет размер пошлин и льготы при их оплате);
  • Постановление № 291 ();
  • Постановление № 861 (для подачи пакета документации на лицензию через портал госуслуг – );
  • Постановление Правительства РФ № 1006 (в части оказания платных медуслуг населению – ).

Одним из условий для успешного лицензирования услуг салонов красоты является подтверждение соответствия по эпидемиологическим, санитарным, нормативам. Регламент обращения в Роспотребнадзор для прохождения обследований и экспертиз, получения санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ) утвержден Приказом от 18.07.2012 № 775. Нормативы санитарной безопасности будут проверяться по СП, СанПиН, ГОСТ, ГН, другим руководящим актам.

У СЭС жесткие требования к салонам по ремонту помещений

Перечень услуг салона красоты, на которые нужна лицензия

В список видов деятельности, подлежащих лицензированию, включены услуги, связанные с воздействием на кожные покровы и слизистые человека. Для открытия салонов красоты по перечню Постановления № 291 необходимо лицензировать:

  • все виды косметологических услуг – физический и химический пилинг, все виды аппаратных процедур, плазмотерапия и т.д.;
  • пластические хирургические операции и вмешательства;
  • медицинский массаж (ручной и аппаратный);
  • консультирование по диетологии и диабетологии;
  • пирсинг, татуаж, иглоукалывание, иные виды воздействия на кожу;
  • мануальная терапия;
  • физиотерапия.

Многие виды услуг косметических салонов не подпадают под лицензироване, в том числе парикмахерское дело и уход за волосами, декоративная косметология, маникюр и педикюр, работа визажистов. Список лицензируемых видов деятельности регулярно меняется, поэтому рекомендуем проверять обновления законодательства.

Комментарий эксперта
Константин М.
Юрист

Задать вопрос

Работа без лицензии, если это требуется по Постановлению № 291, повлечет применение административных санкций. На владельца салона красоты или косметологии могут наложить крупный штраф, приостановить работу. Если указанная деятельность повлекла вред здоровью клиента, может последовать уголовная ответственность. Чтобы избежать таких проблем, своевременно получайте и продлевайте лицензию. Помощь в лицензировании окажут специалисты компании Смарт Вэй.

Условия для получения медицинской лицензии

Получить лицензию может только организация или ИП. Поэтому для открытия нового бизнеса нужно пройти регистрацию в ИФНС, получить выписку ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Также рекомендуем сразу получить ЭЦП через удостоверяющий центр. Подача документации в цифровом формате намного проще и удобнее, чем заниматься обмен документами в письменном виде.

В Постановлении № 291 указан перечень условий, которые требуется соблюсти при обращении за лицензией для салона красоты:

  • наличие строения или помещений для осуществления мед. услуг (собственный или арендованный объект);
  • наличие медоборудования, приборов, инструментов, аппаратов и других мед. изделий для оказания профильных услуг (все мед. изделия должны иметь регистрационные удостоверения Росздравнадзора);
  • наличие у руководства салона высшего медицинского образования, сертификата специалиста (такие же требования должен соблюсти ИП, если он открывает салон);
  • наличие у руководства салона опыта работы от 5 лет (при высшем образовании) или 3 лет (при среднем образовании);
  • наличие в штате сотрудников, заключивших трудовой договор, имеющих профильное образование, сертификат;
  • наличие системы контроля за качеством и безопасностью оказываемых услуг.

Дополнительные требования нужно подтверждать в период работы по лицензии. Например, все специалисты должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

Для подтверждения указанных требований нужно включить в заявку соответствующие документы. Сложнее всего подтвердить, что зданий и помещение соответствуют санитарным нормативам. Для этого нужно обратиться в Роспотребнадзор (СЭС), заказать обследование, получить заключение о соответствии. Чтобы привести объект в состояние, позволяющее оказывать безопасные и качественные услуги, может потребоваться текущий или капитальный ремонт, переустройство или перепланировка, оснащение система вентиляции и кондиционирования, профильным оборудованием.

Комментарий специалиста
Константин М.
Юрист

Задать вопрос

Здание или помещения для открытия салона красоты и косметологии можно не только приобрести в собственность, но и взять в аренду. Так как лицензия будет выдана на срок действия аренды, не имеет смысла оформлять краткосрочный договор. Если договор заключен на срок от одного года, его нужно зарегистрировать в Росреестре.

В какие органы нужно обращаться для получения медицинской лицензии

Медицинские заявления оформляются через подразделения Росздравнадзора. Подать заявку с документами можно не только лично в это ведомство, но и направить по почте, через сайт госуслуг, через онлайн-сервис Роспотребнадзора. Также для подачи заявки нужно обязательно получить СЭЗ (санитарно-эпидемиологическое заключение). Для этого необходимо обращаться в Роспотребнадзор (СЭС).

Как соблюсти санитарные и эпидемиологические требования к помещениям салона красоты

Самым сложным этапом при получении медицинской лицензии является подтверждение эпидемиологических, гигиенических и санитарных нормативов. Для этой проверки применяются нормы СанПиН 2.1.2.2631-10, СП 1.1.1058-01. Вот общие требования к помещениям и строению:

  • салонов красоты и косметологии могут располагаться на цокольном, подвальном или первом этаже МКД, в отдельном здании, во встроено пристроенных объектах, в медучреждениях;
  • салон должен иметь зал ожидания (вестибюль), гардеробную, санузел для персонала, подсобное помещение, место для приема пищи, рабочие залы и кабинеты (при определенных условиях у одного помещения может быть несколько функций);
  • каждый этаж здания должен иметь хотя бы один санузел;
  • во всех помещениях салона должны быть основные инженерные коммуникации (канализацию, водопровод), причем в МКД их нужно отделить от общедомовой системы;
  • для каждого вида услуг необходимо организовать отдельный кабинет. А его площадь не может быть менее 14 кв.м.;
  • в отдельных изолированных помещениях должны проводиться процедуры, инъекционно-косметологические процедуры, пирсинг и татуаж, солярий;
  • помещения должны иметь надлежащую вентиляцию, естественное освещение (хотя бы одно окно).

При строительных работах и переоборудовании помещений нужно соблюдать нормативы ГОСТ, СанПиН, других актов. Эти моменты будут проверять специалисты Роспотребнадзора при обследовании и оформлении СЭЗ.

Для успешного прохождения проверки Роспотребнадзора должны быть заключены договоры на оказание коммунальных услуг, на вывоз ТБО, на утилизацию и обезвреживание опасных отходов, люминесцентных ламп. В помещениях салона красоты и косметологии обязательно должна проводиться дезинфекции (соответствующие договоры нужно заключить на стадии проверки). В кабинеты нужно установить оборудование и аппараты, соответствующие лицензируемым услугам.

При обследовании помещений проверяется соответствие показателям микроклимата, вентиляции, кондиционирования. Все оборудование, инструменты и поверхности должны легко мыться и дезинфицироваться, не подвергаться повреждениям от влаги. Для каждого сотрудника салона должен быть индивидуальный набор инструментов. Медицинские книжки работников.

Как получить медицинскую лицензию на салон красоты и косметологии: пошаговая инструкция

Для получения лицензии нужно руководствоваться Постановлением № 291. Общий алгоритм действий для лицензирования выглядит следующим образом.

Шаг 1. Необходимо приобрести или снять в аренду отдельно стоящее здание или помещения, в которых будет размещаться салон красоты или косметологии. При необходимости, нужно зарегистрировать права, получить правоустанавливающие документы. Нужно сразу заключить долгосрочный договора аренды, так как на этот срок будет выдана лицензия. При аренде свыше 1 года договор нужно регистрировать в Росреестре. С учетом регистрации в Росреестре, срок этого этапа составит до 12 дней.

Шаг 2. Нужно провести строительные и ремонтные работы, чтобы привести здание или помещение в соответствии с санитарно-гигиеническими, пожарными и другими нормативами безопасности. Срок зависит от перечня работ, содержания проектной и рабочей документации.

Шаг 3. Необходимо обратиться в Роспотребнадзор, заказать обследование и оценку объекта, получить санитарно-эпидемиологическое заключение. Так как для оформления СЭЗ проводится выездная проверка, срок может составить до 30 дней.

Шаг 4. Нужно заключить трудовые договоры с персоналом, отвечающим требованиям по опыту, образованию и квалификации. Образование и квалификация подтверждается дипломами, аттестатами, свидетельствами о повышении квалификации, другими документами. Опыт работы подтверждается записями в трудовой книжке.

Шаг 5. Необходимо подготовить документы на медицинские изделия и оборудование для оказания услуг. Регистрационные удостоверения (РУ), сертификаты и декларации на продукцию медицинского назначения обязан передать продавец при заключении договора купли-продажи и поставке.

ШАГ 6. Нужно оплатить пошлину за выдачу лицензии. Платить можно любым способом, так как сформировать документ о перечислении пошлины можно и в электронном виде.

Пройдя указанные стадии, можно приступать к заполнению заявки, формированию комплекта документов. Срок их рассмотрения в Росздравнадзоре не может превышать 45 дней. Если все документы в порядке, оформляется и выдается медицинская лицензия. Срок действия разрешительного документа – до 5 лет. Если в ходе деятельности салона будет расширяться перечень услуг, их необходимо лицензировать отдельно (если это требуется по постановлению № 291).

Комментарий эксперта
Александр С.
Эксперт по лицензированию

Задать вопрос

Заключение Роспотребнадзора (СЭС) нужно получать на каждый отдельный объект (например, на все филиалы сети салонов красоты). Можно обращаться за заключением еще до завершения строительных работ, однако нужно подтвердить, что все требования санитарных нормативов будут соблюдены. Пишите или звоните, отвечу как это работает.

Какие документы нужны для получения медицинской лицензии салону красоты и косметологии

Официальным документов для лицензирования салона красоты или косметологии является заявление организации или ИП. Также в состав заявки нужно включить:

  • копии регистрационных и учредительных документов соискателя (их нужно заверить у нотариуса);
  • правоустанавливающие документы на строение или помещения (выписки ЕГРН, свидетельства о праве, договоры аренды и т.д.);
  • санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ);
  • документы, подтверждающие наличие аппаратов, инструментов, материалов, оборудования для оказания услуг, а также их регистрацию в Росздравнадзоре (эти документы передаются продавцом при заказе и поставке);
  • документация, подтверждающая образование, квалификацию и опыт работы руководящего состава и персонала салона – дипломы, аттестаты, свидетельства, трудовые книжки и договоры, иные документы;
  • копия платежки об оплате госпошлины;
  • опись все документов в заявке.

Если документация подается в электронной форме, ее нужно заверить ЭЦП. При подаче письменной заявки все документы подписывает руководитель. Отдельные бланки и формы необходимо заверить через нотариат.

Заключение СЭЗ на медицинскую деятельность

Сроки и стоимость лицензирования

Срок рассмотрения заявки не превышает 45 дней, а размер пошлины составляет 7500 руб. Однако это только требования нормативных актов, а реальные сроки и расходы будут больше. Только на оформление СЭЗ может уйти до месяца, а при выявлении и устранении недостатков этот срок будет еще больше. Также заявителю нужно собирать и оплачивать документы, нести расходы на ремонтные работы и приобретение оборудование. Поэтому рассчитать все затраты и сроки можно только после изучения особенностей объекта, вида лицензируемых услуг.

В компании Смарт Вэй вы получите максимально выгодные условия сотрудничества, сэкономите время и деньги на получении медицинской лицензии. Стоимость оформление лицензии от 50 000 рублей. Срок может быть стандартный – от 45 дней, либо ускоренный – если есть необходимость получить лицензию быстрее.

Стоит ли добавить калькулятор стоимости?
Да, нужен калькулятор
94.44%

Удобнее узнавать по телефону
5.56%

Без разницы
0%

Проголосовало: 36

Преимущества наших услуг

Только в редких случаях можно самостоятельно и без замечаний пройти все стадии лицензирования. Даже малейшее отступление от санитарно-гигиенических норм или ошибки в документах повлечет отказ или приостановку в рассмотрении заявки. Избежать этих проблем можно только при обращении к профессионалам. Компания Смарт Вэй предлагает:

  • сопровождение лицензирования медицинских услуг для салонов красоты и косметологии «под ключ”;
  • максимально сжатые сроки подготовки зданий и помещения для обследования Роспотребнадзором, устранение проблем при получении СЭЗ;
  • строгое соблюдение правил заполнения заявки, требований к содержанию и форме документов.

Наши специалисты знают, на какие моменты будут обращаться внимание специалисты лицензирующего органа, Роспотребнадзора, других ведомств. Поэтому мы сразу устраним возможные претензии до подачи заявки.

Выводы

Лицензия для салонов красоты и косметологии нужна на услуги, включенные в перечень Постановления № 291, в том числе на пластическую хирургию, пилинги, медицинский массаж и т.д. Для получения лицензии необходимо. в Росздравнадзор, а подтверждать соответствие санитарно-гигиеническим нормативам нужно через Роспотребнадзор. Полный перечень требований и условий для получения медицинской лицензии указан в Постановлении № 291.

Если вам нужна медицинская лицензия для открытия салона красоты или косметологии, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Подробнее об условиях сотрудничества можно узнать по телефонам, указанным на нашем сайте.

Добавить комментарий