Король говорит речь короля

Великобритания, преддверие Второй мировой войны. На троне еще правит король Георг V (Майкл Гэмбон), однако он стар и болен, так что в стране скоро появится новый монарх. Им должен стать принц Уэльский (Гай Пирс) — старший сын Георга V. Однако у членов Парламента есть серьезные сомнения в том, что принц станет хорошим королем. Нет, вроде бы все данные у него есть — он решителен, властен и отлично говорит. Но принц увлекся замужней американкой Уоллис Симпсон (Ив Бест) и определенно собирается на ней жениться, как только та получит развод. Между тем, даже если не касаться моральной стороны вопроса, британский король, как глава англиканской церкви, не может заключать брак с лицом, состоящим в разводе. Да и американка даже в случае выхода замуж за короля не сможет стать ни королевой Великобритании, ни морганатической супругой. Плюс — явные симпатии принца к Гитлеру, близость Уоллис Симпсон к нацистским бонзам — в общем, понятно, что такого короля с такой супругой Парламент не потерпит.
Принц Уэльский все-таки стал королем Эдуардом VIII после смерти отца, однако через непродолжительное время отрекся от престола в пользу своего брата герцога Йоркского Альберта (Колин Ферт), который, совершенно неожиданно для себя, стал королем Георгом VI. Для Альберта подобный поворот событий стал фактически трагедией. Он с детства страдал заиканием и от этой напасти так и не смог вылечиться, хотя обращался к лучшим специалистам королевства. Быть королем, который не может при случае зачитать обращение к нации или к Парламенту, — это было совершенно невозможно! И тогда Альберт в отчаянии обращается к некоему Лайонелу Логу (Джеффри Раш) — специалисту-логопеду, применяющему весьма нетрадиционные методы лечения, которые, однако, как говорили, приводят к хорошим результатам.
Лог при первой встрече сразу поставил жесткое условие: его дом — его правила. Или Альберт выполняет эти правила, или Лог отказывается его лечить. Ну и его высочеству ничего не остается, как подчиниться — в конце концов, других шансов у него не осталось.
Лог оказался не только способным логопедом, но и человеком крайне терпеливым и сочувствующим. Благодаря ему Альберт не только практически избавился от своего недуга, но и понял, что может и должен стать настоящим королем, который сплотит нацию перед угрозой со стороны Германии.
***
Отличная картина. Вроде снято как по нотам и во вполне традиционной и даже парадной манере, однако сделано это с массой вкуса, с хорошим истинно британским юмором и какой-то даже удивительной для подобной тематики искренностью.
Принцы и короли в этом фильме — абсолютно живые люди со своими страхами, сомнениями, проблемами и разочарованиями.
Режиссер Том Хупер не ставил перед собой задачу полностью охватить и отобразить всю сложнейшую политическую жизнь Великобритании в тот период. Он сосредоточился на принце Альберте и на том, как этот человек сумел с помощью Лога не только преодолеть свой недуг, который служил источником огромных комплексов, но и почувствовать себя настоящим королем.
Колин Ферт сыграл Альберта просто великолепно. С одной стороны, хорошо видно, насколько этот человек страдает от заикания, из-за чего он толком не может общаться с людьми и замыкается в себе, но с другой — Ферт отлично показал силу характера герцога (а впоследствии и короля), его ум, самоиронию и твердость. Я не знаю, был ли таким Альберт на самом деле, но у Ферта получился человек очень и очень симпатичный.
Особенно удались сцены, когда Альберт в гневе кричит (например, на Лога), при этом заикается, понимает, что становится смешон, отчего злится еще больше и кричит еще громче.
Джеффри Раш в роли Лога — просто изумителен. (Кстати, он австралиец, как и его персонаж.) Раш всегда играет замечательно, но тут — просто на высочайшем уровне. В Логе любопытнейшим образом сочетаются традиционное уважение к членам монаршей семьи, сочувствие и сопереживание проблемам Альберта, но одновременно — яркое чувство собственного достоинства, уверенность в своей методике и готовность ни на йоту не поступаться принципами своей методики — Лог не прогибается даже перед королем. И Раш также продемонстрировал блестящую иронию и самоиронию, благодаря чему в паре с Фертом они смотрелись невероятно гармонично.
И есть еще одна актерская работа, которая меня просто поразила. Я вообще к Хелене Бонем Картер раньше относился очень спокойно — ну, обезьянка в достаточно неудачной «Планете обезьян», ну, миссис Баскет в «Чарли и шоколадной фабрике». Правда, после «Алисы в стране чудес» я на нее посмотрел по-другому, потому что Красная Королева у нее получилась просто замечательная!
А тут — совсем интересно. Вот уж совершенно не ожидал увидеть Хелену Бонем Картер в роли британской герцогини, а потом и королевы. И тем не менее роль, на мой взгляд, получилась отличная. В паре сцен, когда Елизавета успокаивает Альберта в момент его полного отчаяния, актриса просто великолепна — эпизоды получились очень тонкие и очень трогательные.
Гай Пирс вполне неплохо сыграл принца Уэльского — своеобразного персонажа, который вроде как имел вполне сильный характер, но променял корону Великобритании на американскую шлюху, которая об него ноги вытирала.
Антураж в картине уж очень большой роли не играет, однако в виду важности темы съемочной группе разрешили снимать и в Букингемском дворце, и в Вестминстерском аббатстве — было интересно посмотреть на их интерьеры. Ну и кабинет доктора Лога воссоздали в точности — вот реальный кабинет.
Я специально дожидался выхода этого фильма на Blu-ray, чтобы посмотреть в оригинале, — интонации Ферта, Раша и Картер там крайне важны и фактически в них заключается вся прелесть картины.
Послушал дубляж на лицензионном диске — вроде сделано неплохо, но впечатление, конечно, совершенно не то.
Почитал отзывы на форуме. С некоторым удивлением увидел, что часть зрителей называют картину скучной и затянутой. Ну, если смотреть только те фильмы, в которых каждые пять минут что-то взрывается, а каждые две минуты кто-то пукает, — тогда, конечно, «Король говорит» лучше и не смотреть вовсе.
А вот критики и киноакадемики от фильма в восторге: четыре «Оскара» (лучший фильм года, лучшая режиссура, лучший актер в главной роли, лучший сценарий) и еще восемь (!) номинаций, семь британских BAFTA и еще девять номинаций, всего 46 наград и 90 номинаций.
Ну и на IMDB картину поставили на 104-е место в Top 250 фильмов всех времен и народов.
Но совершенно независимо от звездопада наград и очень высокого рейтинга картина действительно более чем достойная. Да, такое бывает. Посмотрел с большим удовольствием, был просто в восторге от актерских работ Ферта, Раша и Картер.
Так что посмотрите. Оно того стоит. Не знаю, насколько это лучший фильм 2010 года, но один из лучших — совершенно точно. Он меня не поразил, как, например, «Нефть», однако картина действительно замечательная.
***
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме здорово
Нужно ли смотреть — да
(с) Алекс Экслер www.exler.ru

Добавить комментарий