Конкурс или аукцион?

Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.

В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.

Неконкурентные – не подразумевают выбор поставщика.

Все способы закупок товаров в Российской Федерации

Конкурентные Неконкурентные
Торги Без проведения торгов
Конкурс Аукцион Запрос котировок / цен
Запрос предложений
Конкурентные переговоры
Закупки у единственного поставщика
Мелкие закупки
Упрощенные закупки
Чем отличается конкурс от аукциона?
Чем отличается аукцион от редукциона?

Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Неторговые закупки – менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.

Чем отличается конкурс от аукциона?

Начнем с краткого описания этих торговых процедур.

Аукцион – способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Конкурс (открытый конкурс) – способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса – совокупность характеристик, включая цену. Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания – это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ «выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия”. Таким образом, в случае проведения аукциона – победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса – победителя определяет конкурсная комиссия, назначенная организатором торгов.

Третье различие – конфиденциальность. Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности. Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие – финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку «наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены – редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены. Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены. Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок. Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем. Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе” (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена – единственный критерий отбора поставщика. С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Редукцион — это вид аукциона, в котором побеждает участник с наименьшим ценовым предложением. Проводят его и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

Понятие редукциона

В гражданском законодательстве аукцион определяется как торги, в которых побеждает лицо, предложившее наиболее высокую цену (ч. 4 ст. 447 ГК РФ). Но в госзакупках наблюдается обратная ситуация. Победителем аукциона по 44-ФЗ признается участник, предложивший наименьшую цену. По сути, в госзакупках проводят редукционы — обратные аукционы, торги на понижение стоимости. Такие тендеры имеют аналогичную классификацию — выделяют открытые и закрытые, электронные и «живые» процедуры. Открытый редукцион в электронной форме — это заказ, в котором принимают участие все желающие поставщики. Сведения о закрытой процедуре сообщаются ограниченному списку участников. На торговых площадках проводится по такому алгоритму:

  1. Заказчик размещает извещение и документы госзакупки на торговой площадке.
  2. Участники, прошедшие аккредитацию, подают заявки оператору ЭП. У каждой заявки есть порядковый номер.
  3. Закупочная комиссия заказчика рассматривает заявки и принимает решение о допуске или недопуске участников к торгам.
  4. Отобранные потенциальные поставщики направляют окончательные ценовые предложения.
  5. Заказчик оценивает запросы поставщиков, определяет победителя и составляет итоговый протокол.

В результате состоявшейся закупки организация заключает контракт с победителем торгов.

Редукцион по 223-ФЗ

Закрепите возможность и порядок проведения редукционных торгов в положении о закупке. Учтите, что для таких заказов соблюдение сроков публикации извещения, установление предельных дат принятия заявок и заключение договора с победителем не является обязательным. Заказчик вправе предусмотреть эти условия в закупочной документации.

Рассмотрим примеры проведения процедуры. В закупочной документации у одного заказчика прописано, что такое редукцион в закупках по 223-ФЗ: это торги, которые проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении. Процедура проходит так:

  1. Участник, который предложил наиболее низкую цену договора, и заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным настоящей документацией, признается победителем процедуры.
  2. Если при проведении торгов стоимость снижена до нуля, редукцион проводится на право заключить договор. Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за возможность заключения договора.
  3. Если участником предложена цена договора, равная предложенной другим участвующим, лучшим признается предложение, поступившее раньше.

У другого заказчика в документации закреплены правила проведения электронной процедуры. Заказчик осуществляет электронный редукцион по такой инструкции:

  1. Торги проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении.
  2. «Шаг» составляет от 0,5 процента до 5% начальной (максимальной) цены договоры (лота).
  3. Участники подают предложения, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах «шага», установленного заказчиком.
  4. Любой участник закупки вправе подать предложение о цене договора независимо от «шага» при условии соблюдения следующих требований:
  • участник не вправе подавать предложение, равное или большее того, которое подано таким участником закупки ранее, и предложение, равное нулю;
  • участник не вправе подавать предложение о цене договора ниже чем текущее минимальное, сниженное в пределах «шага»;
  • участник не вправе подавать предложение ниже чем текущее минимальное, если оно подано этим же участником.

  1. При проведении редукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников о цене договора, составляющее десять минут от начала проведения процедуры до истечения срока подачи предложений, и десять минут после поступления последнего предложения. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене договора, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств после снижения начальной (максимальной) цены или текущего минимального предложения. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене договора не поступило, торги автоматически завершаются.
  2. Если в течение десяти минут после начала проведения тендера ни один из участников закупки в электронной форме не подал предложение, процедура признается несостоявшейся.
  3. По результатам заказа составляется итоговый протокол, который содержит следующие сведения: дата подписания протокола, количество поданных заявок на участие, дата и время регистрации каждой заявки, порядковые номера заявок и окончательных предложений в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, причины, по которым закупка признана несостоявшейся в случае признания ее таковой.

Редукцион — не самый популярный способ госзаказа. В Единой информационной системе есть актуальная статистика: в первом полугодии 2019 года 5% всех извещений по 223-ФЗ — это закрытые редукционы. Для сравнения извещений об обычных закрытых аукционов — 7%.

У открытых заказов иная статистика. По сведениям, опубликованным в ЕИС, заказчики провели более 5000 редукционов. Торги на понижение используют государственные и муниципальные унитарные предприятия (ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», ФГУП «Почта России», МУП «Ритуал»), открытые акционерные общества (ОАО «Росагролизинг»), публичные акционерные общества (ПАО ВТБ). Большую часть таких заказов признают несостоявшимися из-за отсутствия предложений.

Редукцион по 44-ФЗ

Понятие не имеет прямой законодательной силы и не закреплено в ГК РФ (ст. 447-449 ГК РФ). В Федеральной контрактной системе такая процедура не регламентируется. В рамках 44-ФЗ редукционные и аукционные торги — это одно и то же.

Отличие от других процедур

Если рассматривать торговые процедуры по определениям в гражданском законодательстве, то ключевое отличие редукциона и аукциона — это способ определения победителя. В аукционах побеждают те, кто предложит наибольшую цену, в обратных торгах — те, кто предлагает самую низкую стоимость.

В закупках по 44-ФЗ победителями аукционов становятся участники, предложившие наименьшую цену исполнения контракта. Все процедуры со снижением стоимости контракта — это аукционные закупки. Но иногда участники проводят аукцион наоборот — процедуру с повышением цены, к примеру, на возможность заключить контракт (ч. 23 ст. 68 44-ФЗ).

В некоторых ситуациях по решению заказчика торги проводятся «вживую». Вот чем отличается аукцион от редукциона: аукционная закупка осуществляется исключительно в электронной форме. При «живых» торгах потенциальные поставщики собираются в месте, прописанном в документации. Каждому участвующему присваивается номер, который он показывает в процессе переторжки. Ведущий процедуры объявляет максимальную цену и предельный шаг, а участники делают ставки — поднимают табличку и понижают НМЦК. Победителем становится тот, который предложит наименьшую стоимость поставки, выполнения работ или оказания услуг.

Еще одной формой торгов являются конкурсные процедуры. Вот чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов: в конкурсных закупках побеждают лица, которые предложили лучшие условия исполнения контракта. Решение принимает конкурсная комиссия, сформированная заказчиком.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
  • Разницу между тендером, аукционом и конкурсом
  • Отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ
  • Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ

Многие новички в госзакупках знают, что есть конкурс и аукцион, а отличия по закону 44-ФЗ между ними не понимают. Действительно, эти два типа проведения торгов являются самыми популярными конкурентными процедурами в рамках указанного закона. Для выбора того или иного типа необходимо понимать их сходства и различия, а также плюсы и минусы.

Чтобы лучше понять все это, в нашей статье мы приведем список вариантов проведения государственных закупок, определимся с терминологией и поговорим о преимуществах и недостатках конкурсов и аукционов.

Конкурентные процедуры по 44-ФЗ

Организаторы тендеров могут по своему усмотрению изменять способ выбора исполнителя, подстраивая его под сложность предмета торгов, имеющегося на осуществление процедуры времени, иных факторов. А значит, каждый формат может быть:

  • открытым, закрытым, с ограничениями по участию исполнителей;
  • одноэтапным, а также состоящим из двух и более этапов;
  • без предварительного отбора или с подобной процедурой;
  • без переторжки, с монопереторжкой, с мультипереторжкой;
  • однокритериальным, многокритериальным;
  • без альтернативных предложений, с альтернативными предложениями;
  • в электронном или традиционном бумажном виде;
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами, затрагивающими тему техники и финансов.

Конкурентные закупки могут проходить:

  • в формате торгов;
  • без проведения торгов.

В первом случае заказчик анонсирует запланированную процедуру, публикует свои требования к поставщикам и закупаемым ТРУ. Далее исполнители подают заявки, организатор анализирует предложения и выбирает того, с которым будет подписан договор. Конкурентные торги проводятся в соответствии с достаточно жесткими нормами закона, поэтому устроители и участники вынуждены соблюдать целый ряд требований.

Закупка услуг охраны по 223-ФЗ

Формат, не предполагающий проведения торгов, считается более простым, так как в данном случае предъявляется меньше требований. Именно поэтому многие заказчики отдают предпочтение именно ему.

Для конкурентных закупок, осуществляемых в виде торгов, п. 4 ст. 447 ГК РФ устанавливает две возможных формы: конкурс и аукцион. И вот здесь важно понимать отличия между ними по закону 44-ФЗ.

В указанной выше статье Гражданского Кодекса РФ присутствует формулировка «наиболее высокая цена» для описания аукциона в качестве торгов на продажу. Участники мероприятия постепенно повышают цену на товар в соответствии с установленным шагом процедуры. Под последним принято понимать сумму, на которую допускается увеличивать стоимость предмета закупки. Обычно шаг аукциона представляет собой процентное отношение к изначально установленной сумме. Каждое последующей предложение должно быть выше по цене, чем выдвинутое ранее, побеждает участник, озвучивший предложение последним.

Активные аукционы обычно проводят в сфере исполнительного производства, когда недвижимое имущество должника продается для получения максимально возможного объема средств и покрытия долгов по исполнительным листам. Кроме того, данный формат используется для приватизации государственного, муниципального имущества, продажи земельных участков под строительство жилья.

Однако нужно понимать, что сегодня проходит немало торгов, целью которых является не продажа, а покупка товаров, работ или услуг. Тогда главная задача организатора состоит в достижении наименьшей цены, и этот вариант торгов принято обозначать как «редукцион». Победителя выявляют за счет постепенного понижения НМЦК. Под последней понимают предельную стоимость, по которой может быть подписано соглашение исполнителем. Именно эта сумма фиксируется в информационной карте закупочной документации, извещении о процедуре. Цена снижается до ее первого акцепта одним из участников, в тендере побеждает первый акцептант.

Редукционы чаще всего используются в сфере размещения заказов государственного и муниципального уровня.

Разница между тендером, аукционом и конкурсом

Госзакупка представляет собой последовательность действий, зафиксированную положениями закона 44-ФЗ. В данном случае приобретение определенных ТРУ осуществляется с целью обеспечения нужд государства или муниципальных образований. Отметим, что обычно госзакупками называют любые торги, в основе которых лежат требования закона 44-ФЗ, а не только проводимые для обеспечения потребностей государства. Также сюда могут относиться мероприятия, организуемые по закону 223-ФЗ. Далее мы будем называть госзакупками тендеры, проводимые по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Еще одно важное понятие, о котором нужно сказать, прежде чем перейти к отличиям конкурса и аукциона по 44-ФЗ – это «тендер». С английского это слово переводится как «заявка на подряд, поданная на конкурсной основе». Речь идет о способе отбора поставщиков, при котором заранее фиксируются условия, сроки выполнения работ, используются принципы эффективности, состязательности, справедливости. Отметим, что такое понятие, как тендер, не упоминается в действующих законодательных актах РФ. Обычно так называют любые конкурентные процедуры, вне зависимости от уровня их организации.

Иными словами, закон не устанавливает разницу между тендером и госзакупками. Последние могут считаться одной из разновидностей тендера.

Разница между тендером, аукционом и конкурсом

На данный момент закон 44-ФЗ выделяет такие конкурентные процедуры:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Аукцион входит в число разновидностей тендера. Отметим, что иногда последний приравнивают к конкурсу, так как его проводят при закупке работ и сложных товаров. Выбор исполнителя основывается на цене и ряде других характеристик предложения. А именно смотрят на качество товара, опыт участника, сроки выполнения договора.

Если тендер и конкурс являются синонимами, то аукцион имеет несколько отличий по 44-ФЗ: объект закупки, количество этапов, критерии оценки исполнителей.

Предмет аукциона нетрудно описать, оценить его свойства. При работе с конкурсом все значительно сложнее. Он используется, когда заказчику важна высокая квалификация исполнителя и наличие опыта работы в данной сфере. Обычно аукционы состоят всего из одного этапа. Обычно конкурс, в отличие от аукциона, по 44-ФЗ включают в себя ряд этапов и даже предварительный отбор. В аукционе побеждает исполнитель, готовый работать за самую низкую цену. Во время конкурса заказчик может основывать свой выбор на ряде других показателей, таких как технология, сроки завершения работы, опыт.

Конкурс и аукцион – отличия по 44-ФЗ

Закон 44 ФЗ фиксирует, что конкурс является способом выбора поставщика, в котором побеждает участник, предложивший наилучшие условия выполнения контракта. Тогда как по результатам аукциона договор заключается с исполнителем, готовым осуществить работы за меньшую стоимость.

Конкурсы бывают открытыми, закрытыми, с ограничениями по числу участников, проводимыми в два этапа.

Аукционы могут быть электронными, закрытыми или открытыми.

Но основное отличие конкурса от аукциона по 44-ФЗ состоит в критериях выбора победителя. В первом случае это совокупность условий, а во втором – только цена.

Также стоит обозначить следующие отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ:

  • Все этапы проведения аукциона проходят в электронном виде: от размещения извещения и документации в ЕИС, до процедуры выбора исполнителя и подведения итогов. Для этого заказчик выбирает одну из ЭТП, предназначенных для госзакупок. Заключение соглашения с поставщиком, внесение в него поправок отслеживаются в электронном виде. Сведения об открытых конкурсах также размещаются в ЕИС, отличие в том, что заказчик принимает заявки в бумажном виде, после чего комиссия выбирает исполнителя.
  • Формат аукциона позволяет постепенно снижать НМЦК за счет «шагов аукциона». Тогда как на конкурсе участник устанавливает в заявке свои условия, в том числе стоимость работ, и во время открытия процедуры может изменить цену либо отозвать свою заявку.
  • Заказчик подписывает контракт с победителем аукциона в электронном виде. Далее по соглашению сторон допускается подписание его бумажного варианта. Договор по результатам конкурса должен быть заключен в традиционной форме.

Несмотря на существующие отличия между конкурсом и аукционом по 44-ФЗ, для участия в них исполнителю придется предоставить обеспечение заявки. В первом случае средства вносят на счет, указанный в документации, а для работы через ЭТП деньги необходимо положить на счет такой площадки. При заключении договора поставщик предоставляет обеспечение его исполнения, внося сумму на специальный счет заказчика. Либо он имеет право предоставить банковскую гарантию.

Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ

Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ

У открытого формата конкурса есть свои положительные и отрицательные стороны с точки зрения заказчиков и исполнителей, которые характеризуют основные отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ.

Среди положительных черт такого формата стоит назвать большой выбор критериев отбора поставщиков. Ведь, допустим, в электронном аукционе заказчику приходится отталкиваться только от цены. В рамках конкурса покупатель получает возможность найти для сотрудничества партнера с более высокой квалификацией, даже если цена его услуг немного выше.

Открытый конкурс не предполагает участия посредников, за счет чего достигается прямое общение между сторонами соглашения. Таким образом можно избежать необходимости получения аккредитации на ЭТП и разного рода технических рисков при проведении торгов на такой площадке.

Читайте также: «Закупка коммунальных услуг: изменения-2020»

Но нужно помнить о большом количестве минусов открытого конкурса. Речь идет о непростой процедуре, предполагающей большое количество этапов, из-за чего высока вероятность ошибок, а значит, и появления вопросов у проверяющих. Чаще всего последние могут усомниться в верности выбора формата торгов, так как открытый конкурс предполагает некоторые ограничения по проведению.

Открытый конкурс не отличается прозрачностью, присутствующей в формате аукциона. Кроме того, он налагает на покупателя дополнительные обязанности, такие как регистрация и обеспечение сохранности заявок. Не менее важно, что открытый конкурс требует больших временных затрат, чем запрос котировок, предложений, заключение договора с единственным исполнителем.

Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ

Главные преимущества данного подхода:

  • Серьезное сокращение расходов за счет проведения процедуры через ЭТП.
  • За прием заявок, регистрацию потенциальных исполнителей, сохранность документации отвечает оператор выбранной площадки.
  • Снижение риска коммерческого сговора.
  • Анонимность, обеспечиваемая за счет присвоенного участнику личного номера – именно его видят в процессе торгов другие поставщики.
  • Возможность работы со сторонними фирмами.
  • Обеспечение честной конкуренции.
  • Проверка документации операторами, которые не имеют права передавать ее третьим лицам.
  • Доступность зарубежных аукционов для поставщиков из России и наоборот.
  • Возможность изучения всех документов и нужной информации.
  • Открытость для участия крупных и мелких компаний.

Среди ключевых минусов такого формата нужно отметить следующие:

  • Сложная документация, которая не позволяет всем исполнителям принять участие в процедуре торгов.
  • Большие временные затраты на проведение.
  • Вероятность появления технических неисправностей во время аукциона, из-за чего мероприятие может быть сорвано.
  • Не всегда участнику доступны все условия закупки для ознакомления.

Понимая все отрицательные стороны аукциона, конкурса и их отличия по 44-ФЗ, поставщик может решать, стоит ли подавать заявку на участие. Но поскольку данные виды торгов используются сегодня все чаще, высока вероятность, что в скором времени большинство недостатков удастся устранить. Например, сейчас ЭТП считается самым распространенным способ выбора исполнителя. Ее ценят за удобство и низкие расходы на проведение торгов. Такие особенности дают поставщикам возможность участвовать в любых аукционах, проводимых в разных точках мира.

Рамочный 223 Федеральный Закон позволяет заказчикам самостоятельно формировать перечень тех видов конкурентных и неконкурентных процедур, в соответствии с которыми они намерены проводить закупки. К числу наиболее популярных способов закупок относится запрос ценовых котировок.

Что такое запрос котировок?

Запрос котировок — это закрытый способ конкурентной закупки, при котором заказчик рассылает извещения о проведении тендера ограниченному числу поставщиков и принимает от них ценовые предложения. Для составления извещения используется специальный бланк, в который вносится вся информация о проведении запроса котировок. Рассылка производится в электронном режиме.

Как проводят запросы котировок по 223 ФЗ?

Согласно нормам Федерального Закона № 223, такая упрощенная форма закупки как запрос котировок проводится исключительно при определенных условиях. К ним относятся небольшая стоимость поставок, а также наличие базы поставщиков, имеющих соответствующий перечень взаимозаменяемых товаров.

Все требования к поставщикам и к их продукции, либо услугам содержится в составе тендерной документации. После поступления всех конкурсных заявок в закрытом виде и окончания их приема в оговоренный срок, предложения от участников начинает изучать специальная комиссия. Как правило, заявки анализируются на предмет их соответствия обозначенному в составе тендерной документации предмету, всем установленным требованиям и характеристикам. Кроме того, проводится сверка всех поступивших данных и их структурирование.

Запрос предложений считается состоявшимся, если заявки на участие подали более трех компаний-участников. В противоположном случае, запрос предложений проводится заново, либо совершается закупка у единственного поставщика. Последнее возможно только тогда, когда соответствующий механизм прописан в составе Положения.

Основным критерием оценки конкурсных заявок при такой форме как запрос котировок всегда является цена, что обусловлено спецификой способа проведения тендера. Но не всегда поставщик с самой низкой ценой оказывается победителем. Зачастую выиграть может тот участник, который заявил не самую низкую цену, но при этом хорошо и грамотно ее обосновал, в отличие от остальных. Кроме того, проигрыш засчитывается участникам с низкой ценой тогда, когда они при подаче документов не укладываются в определенные сроки.

Как выиграть в запросе котировок по 223 ФЗ?

Прежде всего, необходимо понять, что даже такая упрощенная форма проведения тендера как запрос котировок требует предельного внимания и концентрации от участников. Если вы не имеете огромного опыта участия в тендерах и современных знаний, касающихся тончайших нюансов ныне действующего законодательства, то велик риск того, что вы проиграете просто из-за упущенного времени или недостатков в составе конкурсной документации. В вашей ситуации лучше всего обратиться за помощью к экспертам в сфере тендерного сопровождения.

ГК BiCo предлагает вам свои услуги, связанные с профессиональной и грамотной поддержкой участия в электронных торгах:

  • помощь при поиске оптимального для вас тендера среди самых актуальных и дорогих предложений от заказчиков всей страны;
  • оперативный сбор и составление полного пакета документов, необходимых для подачи заявки;
  • консультационная поддержка при составлении заявки;
  • подача заявки точно в срок;
  • оформление финансово-кредитной продукции и других инструментов, которые могут понадобиться для полноценного функционирования на электронных площадках;
  • юридическая поддержка при подписании договора.

С нами вы непременно выиграете не только запрос котировок по 223 ФЗ, но и любой сложнейший многоэтапный тендер от крупного государственного заказчика и подпишете выгодный контракт, не оставив ни единого шанса конкурентам!

bicotender
Рекомендуем
Решение суда: ростовский чиновник не будет платить штраф за халатность
04.03.2021

Борис Сорокин, который ранее занимал должность руководителя администрации Целинского района, не будет платить штраф в размере 80 тыс. рублей. Несмотря на то, что суд признал чиновника виновным в халатности, по его делу истек срок давности. Поэтому Сорокин ничего не будет платить.

Нина Кожурова: Все нововведения ожидаемы
27.12.2016

Об основных изменениях в контрактной системе – вступивших недавно в силу и планируемых в ближайшем будущем – пресс-службе BiCo рассказала ведущий тендерный эксперт Нина Кожурова.

Единственные и неповторимые: закупки по 223-ФЗ идут на неконкурентной основе
23.08.2016

Министерство экономического развития представило итоги мониторинга применения 223-ФЗ в первом полугодии этого года. Статистика для поставщиков печальная: госкомпании по-прежнему отдают предпочтение неконкурентным процедурам. Тем более что закон оставляет огромное поле для закупочных маневров.

Добавить комментарий